Научная статья на тему 'Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур России'

Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / RUSSIAN FEDERATION / SMALLAND MEDIUM SCALE ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVENESS / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова А.Д.

В статье анализируется диверсификация мировой экономики, следствием которой стали значительные преобразования в развитии международных связей, повлекшие за собой изменение политических, социальных и правовых процессов в каждой стране, принимающей активное участие в процессах глобальной экономики. Особое внимание уделено закономерностям и тенденциям развития конкурентных способностей малого и среднего бизнеса под воздействием современных геополитических реалий. Базой служит анализ динамики развития субъектов предпринимательства, основанный на статистических данных, отмечается, что в условиях дестабилизации мировой экономики отмечается, что Правительство России отводит существенную роль субъектам предпринимательства, которые, благодаря своей маневренности, более адаптированы к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of competitiveness management of entrepreneurial structures in Russia (Russia, Ufa)

The author addresses the issue of diversification of the global economy, which launched a number of significant transformations in the development of international relations. These, in their own turn, produced changes in political, social, and legal processes in each country actively participating in the global economic processes. Special attention is given to regularities and tendencies in the development of competitive abilities of smalland medium-scale businesses under the impact of the current geopolitical realities. The article is based on the statistics describing the dynamics of enterprise development and emphasizes that in the context of destabilization of the global economy Russian government assigns a considerable role to enterprises, which become more flexible and thus more adapted to the ever-changing market situation

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур России»

проблемы теории и практики

предпринимательства

развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур россии

А.Д. Петрова,

старший преподаватель кафедры финансов и кредита Уфимского государственного нефтяного технического университета

wdashanastya@mail.ru

В статье анализируется диверсификация мировой экономики, следствием которой стали значительные преобразования в развитии международных связей, повлекшие за собой изменение политических, социальных и правовых процессов в каждой стране, принимающей активное участие в процессах глобальной экономики. Особое внимание уделено закономерностям и тенденциям развития конкурентных способностей малого и среднего бизнеса под воздействием современных геополитических реалий. Базой служит анализ динамики развития субъектов предпринимательства, основанный на статистических данных, отмечается, что в условиях дестабилизации мировой экономики отмечается, что Правительство России отводит существенную роль субъектам предпринимательства, которые, благодаря своей маневренности, более адаптированы к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка.

Ключевые слова: Российская Федерация, малое и среднее предпринимательство, конкурентоспособность, предпринимательские структуры

УДК 338.142.2 ББК 65.29

В современной международной рыночной системе основным субъектом экономических отношений, на всех уровнях и во всех сферах, выступает предпринимательская структура. Данный факт обуславливает повышенные требования к методам управления ими. При этом одним из существенных аспектов результативного функционирования предпринимательских структур в рыночных отношениях является управление их конкурентоспособностью. В условиях модернизации производства и изменения экономической ситуации в Российской Федерации, особое значение приобретает проблема выработки подходов к управлению конкурентоспособностью предпринимательских структур [2, с. 200-202].

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об управлении конкурентоспособностью предпринимательских структур, надлежит определить, что подразумевается под конкуренцией и конкурентоспособностью предпринимательских структур с позиции управления. Весьма простую и достаточно ёмкую дефиницию конкуренции приводит Фатхутдинов Р.А. В частности, он пишет, что «конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для тотального доминирования или достижения иных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [8]. Наряду с тем, конкуренция, выступая в качестве движущей силы экономического прогресса, принуждает производителей непрерывно разрабатывать более совершенные решения для повышения своей конкурентоспособности, как на отечественном рынке, так и в рамках международных отношений. При этом, независимо от выбранной цели и функций, каждая предпринимательская структура стремится не только управлять уже существующими у неё конкурентными преимуществами, но и вырабатывать новые, отличные от прежних. Управление конкурентоспособностью предприятия в своей сущности является деятельностью, направленной на формирование управленческих решений, ориентированных на противодействие вероятным воздействиям внешних факторов и

достижение доминирующих позиций, соизмеримых с поставленными стратегическими целями [5, с. 91-94].

С точки зрения И.А. Сидунова, существует шесть основополагающих положений управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры.

1. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры преимущественно зависит от конъюнктуры среды его существования. Важно своевременно оценить ситуацию и не упустить момент для освоения конъюнктурных изменений [1, с. 43, 44].

2. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур представляет собой направленное воздействие на конкретный объект для достижения конкретной цели, обусловленное доминированием по конкретным показателям или параметрам над аналогичной системой.

3. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры — основано на неизменно стабильной выработке определённой модели поведения управляемого объекта, которая должна олицетворять итог управленческого воздействия. Стало быть, поведение, заданное целью управляемого объекта по достижению конкурентоспособности, олицетворяет и цель, и результат управления.

4. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур должно быть результативным. Следовательно, это должно выражаться и в поведении социально — экономической системы при формировании конкурентоспособных параметров и при формировании результата. К примеру, в целях достижения конкурентоспособности предпринимательской структуры на конкретном рынке были задействованы технологии, созданные указанной структурой, результатом которых стало расширение рынка сбыта конкретной продукции.

Поведение, в данном случае, выражает внешнее проявление управления конкурентоспособностью. Следовательно, результативность управления конкурентоспособностью обусловливается тем, насколько результаты поведения объекта управления отвечают цели, а именно тем результатам, которые

© ПСЭ, 2017

87

полагалось получить, когда задавалось поведение объекта [4, с. 22-25].

5. Результативное управление конкурентоспособностью невозможно без достаточного объёма актуальной и своевременной информации. Поскольку процесс управления конкурентоспособностью предпринимательской структуры представляет собой логично выстроенное движение информации при целеустремлённом поведении.

Информация, необходимая предпринимательской структуре, для динамичного роста конкурентоспособности в условиях рыночной конъюнктуры предполагает некоторые капитальные вложения. Тем самым, задавая вектор максимизации прибыли, предпринимательская структура, должна рассчитывать либо на собственную интуицию, в случае малого бизнеса, либо запланировать дополнительные издержки на приобретение данной информации, если речь идёт о крупном бизнесе.

6. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры являет собой процесс формирования и самореализации предпринимателей в определённом бизнесе. В этой ситуации управление позиционируется как управленческая деятельность, при которой сам предприниматель, будучи субъектом управления, устанавливает параметры оценки. Данная сторона управления многоаспектна, комплексна и требует для своей реализации привлечения значительного объёма информации, с учётом трансформирующейся внешней и внутренней среды.

Наряду с рассмотренными положениями, управление конкурентоспособностью предприятия является научной категорией, отражающей содержание ряда внутренних взаимосвязей:

1. Обособление соответствующих направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия: внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной).

2. выявление трёх уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного).

Стратегическое управление, как правило, направлено на долгосрочные перспективы развития (от 3 лет и более) и исполняется на уровне высшего руководства предприятия. Основной целью данного вида управления выступает формирование, поддержание и развитие стратегических конкурентных преимуществ предприятия.

По мнению автора исследования, конкурентное преимущество предприятия является таковым, если оно носит глобальный характер, то есть является постоянно устойчивым во времени и неизменно привлекает инвестиционное и общественное внимание к деятельности предприятия. Следовательно, показателем, отражающим результат стратегического управления, является стратегический успех или неуспех деятельности организации на рынке.

Тактическое управление конкурентоспособностью вырабатывает тактику обеспечения предприятия конкурентоспособностью, находящую своё отражение в совокупности видов, приёмов и методов конкурентной борьбы, выбранных и реализованных предприятием на практике против конкурентов. Дальнейшее развитие тактического управления неизменно перерастает в формирование конкурентной стратегии предприятия. Совокупность результатов, отождествляющих достигнутый уровень в формировании, поддержании или развитии стратегического конкурентного преимущества за тактический конкурентный период, выступает наглядным показателем тактического управления. В то время как, под тактическим конкурентным преимуществом подразумевается способность не только поддерживать ограниченное влияние внешней среды предприятия, но и достаточную устойчивость развития во времени, что препятствует «нейтрализации» его конкурентами.

Текущее управление, как объект оперативного менеджмента, осуществляется непрерывно в процессе решения текущих задач по обеспечению конкурентоспособности предприятия (договорная, текущая хозяйственная работа и т.д.). Кроме того, оперативное управление конкурентоспособностью подразуме-

вает проведение конкурентного маневрирования, осуществляемого с помощью комплекса мер, разрабатываемых и реализуемых для устранения непредусмотренных ранее диспропорций. При этом, стоит отметить, что тактический и оперативный уровни управления конкурентоспособностью предприятия осуществляются всеми субъектами управления, сосредоточивая основное внимание на среднем и нижнем звеньях управления. Акцент делается на среднесрочные (период от 1 года до 3 лет) и краткосрочные (до одного года) периоды.

3. Каждая сфера управления конкурентоспособностью должна осуществлять соответствующие функции — группа неизменных, взаимосвязанных между собой действий субъекта управления (определение и постановка цели, принятие решения, планирование, организация, регулирование и контроль), обусловленные выбранными видами и методами конкурентной борьбы в рамках разработанных стратегии и тактики.

У каждого предприятия, в процессе его развития, возникают определённые проблемы и задачи, преодоление и решение которых осуществляется посредством применения всевозможных управленческих технологий и методик. Проанализировав современную экономическую литературу по данному вопросу, автором были выявлены семь ключевых характеристик состояния предприятия: платёжеспособность, прибыльность, стратегическая направленность управления, адаптивность системы управления, финансовая и управленческая прозрачность, управляемость бизнеса и инвестиционная привлекательность.

Взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью представлена в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью

Характеристика Конкурентоспособность

1. Платёжеспособность Оперативный уровень управления конкурентоспособностью (конкурентоспособность продукции)

2. Прибыльность

3. Стратегическая направленностью управления Тактический уровень управления конкурентоспособностью (интегральный показатель финансово-хозяйственного состояния предприятия)

4. Адаптивность системы управления

5. Финансовая и управленческая прозрачность

6. Управляемость бизнеса

7. Инвестиционная привлекательность Стратегический уровень управления конкурентоспособностью (рост стоимости предприятия)

Составлено автором

Таким образом, процесс управления конкурентоспособностью, как и управление любым другим объектом, носит циклический, относительно замкнутый характер. Данный процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки цели, задач и заканчивается выполнением этих задач, то есть достижением конкретного результата. Основываясь на полученной информации о результатах (достижения или не достижения цели), уточняются и конкретизируются поставленные ранее задачи, ставятся новые, возможно, выдвигается новая цель, и цикл начинается заново.

Не является исключением и управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях активной интеграции Российской Федерации в международное бизнес-сообщество, с единственной поправкой, что решение вопроса об управлении конкурентоспособностью предпринимательских структур, в данной ситуации, выходит на иной уровень. Основным его аспектом, становится создание конкурентных преимуществ, ориентированных на международный масштаб [5, с. 40-44]. Следовательно, политика в области конкурентоспособности становится одним из составляющих элементов общей политики не только отдельно взятого предприятия или сектора, но и страны в целом. Как правило, выделяют несколько базовых факторов, влияющих на формирование политики

в области конкурентоспособности предпринимательства при выходе на международный уровень:

- конкурентоспособность продукции;

- борьба с конкурентами;

- возможность внедрения инновационных технологий;

- обстоятельства на рынке сбыта;

- инфраструктурная обеспеченность предпринимательской деятельности.

Осуществление указанных направлений и их взаимодействие решается самой системой управления конкурентоспособностью.

При разработке системы управления конкурентоспособностью учитывается конкретная деятельность предприятия, с целью обеспечения проведения заданной политики в достижении поставленных целей. При этом масштабы системы конкурентоспособности должны отвечать целям и задачам конкурентоспособности.

Следовательно, система управления конкурентоспособностью предприятия представляет собой способ создания результативного взаимодействия управляющих и исполнительных структур, участвующих в создании и развитии предпринимательской среды как внутри страны, так и за ее пределами.

Таким образом, современное воздействие международной экономической среды мотивирует страны к постоянному поиску конкурентных преимуществ в развитии и функционировании предпринимательских структур. В этих условиях достигнутый уровень конкурентоспособности предпринимательских структур свидетельствует о том, что особую актуальность в данном вопросе приобрело системное управление предпринимательской структурой, путём развития на общефедеральном и региональном уровнях инфраструктуры предпринимательства. Инфраструктура предпринимательства является важнейшей характеристикой, влияющей на приток инвестиций, и её состояние напрямую влияет на себестоимость продукции, производимой на данной территории.

Достижение уровня конкурентоспособности для региона как субъекта конкурентной борьбы, является не только возможностью повышения эффективности развития, но и правом занять достойное место в системе федерального устройства, а также воздействовать на экономический рост страны [3, с. 22-25].

По мнению автора исследования, решающим фактором обеспечения долговременных устойчивых конкурентных преимуществ субъектов предпринимательства выступает влияние многоканальной системы государственной и муниципальной поддержки, вобравшей в себя значительную часть инструментов информационной, имущественной, финансовой и прочей поддержки. Так, на федеральном уровне реализуется ряд масштабных программ государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах. Основными среди них выступают: программа Министерства экономического развития Российской Федерации, программа льготного кредитования ГК «Внешэкономбанк», а также программа гарантийной поддержки АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».

К настоящему времени в нашей стране прошли апробацию меры и инструменты поддержки субъектов МСП, которые, в свое время нашли широкое применение в зарубежных странах, располагающих многолетним опытом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К числу подобных инструментов, в частности, относятся: создание бизнес-инкубаторов и технопарков, инструменты информационно-консультационной поддержки предпринимателей, предоставление грантов на начало собственного дела, предоставление микрозаймов и гарантий по кредитам [7].

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году на реализацию мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета выделено более 135 млрд рублей. Одно из ключевых мест в действующей системе поддержки субъек-

тов предпринимательства занимает программа Министерства экономического развития Российской Федерации, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предприятий на территориях при условии софинансирования расходов из бюджетов регионов [б]. Данный подход сфокусирован на стимулирование регионов к осуществлению активной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что одним из факторов, влияющих на развитие конкурентоспособности отечественных МСП в условиях современной экономики, является планомерное развитие широкой сети организаций, образующих инфраструктуру финансовой, информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательской деятельности. На территории Российской Федерации указанная инфраструктура представлена 82 региональными гарантийными организациями, 73 региональными микрофинансовыми организации, 132 бизнес-инкубаторами, 5 промышленными парками и 2 технопарками, 87 центрами поддержки субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства, 36 центрами поддержки экспорта, а также 48 региональными интегрированными центрами.

Между тем, сложившаяся ситуация позволяет говорить о наличии значительного потенциала повышения эффективности мер государственной политики, осуществляемой региональными правительствами по отношению к развитию сектора малого и среднего предпринимательства. При этом речь идет не столько об отсутствии результатов реализуемых мер по созданию благоприятной предпринимательской среды, сколько о недостаточно скоординированной политике государства по отношению к управлению конкурентоспособностью сектора малого и среднего предпринимательства в целом.

Совокупность обозначенных факторов в условиях современной экономической конъюнктуры диктует необходимость изменения базового подхода к осуществлению государственной политики в сфере развития и управления конкурентоспособностью малого и среднего предпринимательства. Имеется ввиду, что параллельно с основной целью политики регионов — созданием долговременных конкурентных преимуществ в развитии региона — должна прорабатываться стратегия создания процедур и механизмов оценки региональной институциональной инфраструктуры развития путём исследования степени приемлемости предпринимательской среды для осуществления деятельности иностранных и отечественных инвесторов, а также региональных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.

Вместе с тем, на региональном уровне целесообразно было бы рационально формировать комплексную программу проведения оценки институциональной инфраструктуры предпринимательства в качестве специализированной и действующей на постоянной основе системы мониторинга и распространения информации. Кроме того, данная программа позволит проводить исследование социальной и экономической ситуации, складывающейся на территории региона, выявлять «узкие места» и разрабатывать предложения по принятию аргументированных управленческих решений, учитывающих потребности региона. Основными направлениями разрабатываемой программы должны стать не только поддержание уже существующих производств, но и привлечение инвесторов для создания новых, что обуславливает проведение постоянного мониторинга как внешней экономико-политической конъюнктуры, так и выявления сильных и слабых сторон позиций региона с целью оптимизации конкурентных преимуществ.

В связи с этим, программы регионального развития должны сопровождаться мерами по формированию механизмов и процедур оценки индикаторов эффективности управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рамках мониторинга рационального использования конкурентного потенциала предпринимательской деятельности России на международной арене.

Литература

1. Базаров Т. Роль лидера в кризисе // Управление персоналом. — 2009. — №17 (219). — С. 43, 44.

2. Блаженкова Н.М., Петрова А.Д. Интеграция инновационных предприятий как компонента национальной системы в условиях вступления России в ВТО // Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых VI-е «Нугаевские чтения»: сборник материалов. — Казань: КНИТУ, ВШЭ, 2013. — С. 200-202.

3. Катенев В.И. Сетевая экономика: новый методологический подход к организации предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 2 (22). — С. 22-25.

4. Комарова М.А. О критериях конкурентоспособности региона / М.А. Комарова // Пути и механизмы обеспечения конкурентоспособности российских регионов: сб. науч. тр. — Саратов: Поволж. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина, 2007. — С. 22-25.

5. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: системные основы и региональная практика: моногр. — Омск: Издание Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. — 142 с.

6. Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» // http://docs.cntd.ru/document/420214667. Дата обращения: 12.12.2016.

7. Тарасова Ю.Г. Развитие инфраструктуры как формы поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3 (35). — С. 475-477.

8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Из-дательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. — 892 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.