Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПОВЕДЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / СЕМЬЯ / ОДНОКЛАССНИКИ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баттакова Жамиля Еркиновна, Токмурзиева Гульнара Женисовна, Акимбаева Анара Абдрахимовна, Абдрахманова Шынар Зиноновна

Целью исследования явилось изучение состояния здоровья и благополучия подростков в социальном контексте и влияния социальных детерминант на их здоровье по мере взросления. В статье приведены некоторые результаты пилотного исследования по изучению поведения школьников в отношении своего здоровья в части некоторых социальных вопросов, которые отразятся в последующем на формирование здоровья и социализацию. При проведении исследования использовалась методология ВОЗ. Целевой группой явились дети 11, 13, 15 лет. Результаты исследования определили степень коммуникаций детей с родителями, сверстниками, учителями, которые непосредственно влияют на формирование образа жизни и здоровья детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баттакова Жамиля Еркиновна, Токмурзиева Гульнара Женисовна, Акимбаева Анара Абдрахимовна, Абдрахманова Шынар Зиноновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF HEALTH AND HEALTH BEHAVIOR DEVELOPMENT AMONG SCHOOL-AGED CHILDREN (RESULTS OF A PILOT STUDY)

The aim of the survey was to study the health and well-being of adolescents in a social context and the impact of social determinants on their health as they grow older. The paper presents some results of a pilot study on health behavior of school aged children in terms of some social aspects influencing the subsequent development of health and socialization. In the survey WHO methodology was used. The target group was schoolchildren of 11, 13 and 15 years of age. Results of the study defined the level of communication of children with their parents, peers, teachers, that directly influence the development of lifestyles and health of school children.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

13. 13.German RR et al. Updated guidelines for evaluating public health surveillance systems: recommendations from the Guidelines Working Group. MMWR. Morbidity and Mortality Weekly Report, 2001, 50:135.

14. Recommendation No R(94)l 1 of the Committee of Ministers to member Sates on screening as a tool of preventive medicine. Brussels, Council of Europe, 1994

15. Wilson JM, Jungner YG. Principles and practices of screening for disease. Geneva, World Health Organization, 1968.

16. Kim J et al. Incidence and remission rates of overweight among children aged 5 to 1 years in a district-wide school surveillance system. American Journal of Public Health, 2005, 95:1588- 1594.

17. Европейская министерская конференция ВОЗ по борьбе с ожирением.(отчёт о работе), 2006год.

18. «Европейская инициатива ВОЗ по надзору за ожирением в детском возрасте» (COSI), протокол В03.2010год.

19. (Working Group Report on Future Research Directions in Childhood Obesity Prevention and Treatment, August 21-22, 2007, http://www.nhlbi.nih.gov/

meetings/workshops/child-obesity/#recommendationscrosscutting ).

20. 1.OECD (2011), "Overweight and obesity among children", in Health at a Glance 2011: OECD Indicators, OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787 /health _glance-2011-19-en

21. Sassy, F.(2010), Obesity and the Economics of Prevention-Fit not Fat, OECD Publishing, Paris.

22. Battakova Zh.E, Bekmukhambetov Y.Zh, Tokmurziyeva G.Zh, Dzharkenov A.A, AkimbaevaA.A, Abdrakhma-nova Sh.Z, Mamyrbayev A.A. Standardized European Childhood obesity Surveillance system, EurAsian Journal of BioMedicine, International Medical Association Japan, Vol.7, No.2, p.1, 2014

23. Battakova Zh.E, Bekmukhambetov Y.Zh, Tokmurziyeva G.Zh, Dzharkenov A.A, Slazhneva T.I, Khaidarova T.S, Adaeva A.A, AkimbaevaA.A, Utembaeva N.T, Dlim-betova D.O, Abdrakhmanova Sh.Z, Mamyrbayev A.A. Nutrition and Childhood obesity. Monitoring As a Healthy Lifestyle Factor, EurAsian Journal of BioMedicine, International Medical Association Japan, Vol.7, No.2, p.4, 2014.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Баттакова Жамиля Еркиновна,

доктор медицинских наук, профессор, Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни,

Республика Казахстан, Алматы Токмурзиева Гульнара Женисовна

доктор медицинских наук, Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, Республика

Казахстан, Алматы Акимбаева Анара Абдрахимовна

магистр медицины, Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, Республика Казахстан,

Алматы

Абдрахманова Шынар Зиноновна

Магистр естествознания, Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, Республика

Казахстан, Алматы

SOCIAL ASPECTS OF HEALTH AND HEALTH BEHAVIOR DEVELOPMENT AMONG SCHOOL-AGED CHILDREN (RESULTS OF A PILOT STUDY).

Battakova Zhamilya Erkinovna, d.m.s., Professor, National Center for problems of healthy lifestyle development, Almaty, the Republic of Kazakhstan,

Tokmurziyeva Gulnara Zhenisovna, d.m.s., National Center for problems of healthy lifestyle development, Almaty, the Republic of Kazakhstan,

Akimbayeva Anara Abdrakhimovna, Master of Medicine, National Center for problems of healthy lifestyle development, Almaty, the Republic of Kazakhstan,

Abdrakhmanova Shynar Zinonovna, Master of science, National Center for problems of healthy lifestyle development, Almaty, the Republic of Kazakhstan АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось изучение состояния здоровья и благополучия подростков в социальном контексте и влияния социальных детерминант на их здоровье по мере взросления. В статье приведены некоторые результаты пилотного исследования по изучению поведения школьников в отношении своего здоровья в части некоторых социальных вопросов, которые отразятся в последующем на формирование здоровья и социализацию. При проведении исследования использовалась методология ВОЗ. Целевой группой явились дети 11, 13, 15 лет. Результаты исследования определили степень коммуникаций детей с родителями, сверстниками, учителями, которые непосредственно влияют на формирование образа жизни и здоровья детей школьного возраста.

ABSTRACT

The aim of the survey was to study the health and well-being of adolescents in a social context and the impact of social determinants on their health as they grow older. The paper presents some results of a pilot study on health behavior of school aged children in terms of some social aspects influencing the subsequent development of health and socialization. In the survey WHO methodology was used. The target group was schoolchildren of 11, 13 and 15 years of age. Results of the study defined the level of communication of children with their parents, peers, teachers, that directly influence the development of lifestyles and health of school children.

Ключевые слова: школьники; поведение в отношении своего здоровья; социальный контекст; семья; одноклассники; школа.

Keywords: schoolchildren; health behavior; social context; family; classmates; school.

Формирование здоровья детей осуществляется под действием многих факторов риска, в том числе немедицинских детерминант (образа жизни, экологических, социально-экономических и бытовых факторов и условий проживания), которые в значительной степени влияют на развитие заболеваний в последующие годы, снижают физическое и умственное развитие детей и подростков, увеличивают бремя на службы здравоохранения. Проведение эпидемиологических исследований по выявлению ведущих факторов риска образа и качества жизни детей в настоящее время соответствует базовым направлениям развития профилактической медицины [1-16].

По методологии Всемирной организации здравоохранения в 43 странах Европы и Северной Америки проведены исследования по изучению поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC), [6-16].

Результаты обследования HBSC за 2009-2010 гг. показали, что подростки во всех странах и областях сообщают о хорошем здоровье и самочувствии и высокой удовлетворенности жизнью, здоровых формах поведения и положительном опыте и взаимоотношениях в семье, школе и в более широком контексте среды обитания [1120].

Тем не менее, значимые неравенства в отношении здоровья и социальных показателей в отношении возраста, гендерного аспекта и социально-экономического статуса очевидны [17-20].

Признавая актуальность и значимость изучения поведения детей школьного возраста в отношении своего здоровья, влияния социальных детерминант на формирование здоровья в 2014 г. в Республике Казахстан Национальным Центром проблем формирования здорового образа жизни было проведено пилотное исследование, основанное на методологии (HBSC), [2-5].

Цель исследования: изучение состояния здоровья и благополучия подростков в социальном контексте и влияния социальных детерминант на их здоровье по мере взросления.

Материалы и методы исследования. В основу исследования заложена методология ВОЗ по созданию согласованных систем эпидемиологического надзора поведения детей школьного возраста в отношении здоровья.

Объём выборки. Для расчёта необходимого числа наблюдений был определен количественный состав школьников целевых возрастных групп (официальные статистические данные). Численность детей 11, 13, 15 лет на территории области составила 37985 человек, в том числе 10242 мальчиков и 9759 девочек. Размер выборки для опроса составил 1175 детей.

Таблица 1

Количественное распределение школьников в разрезе возрастно-половых групп и объем выборки

возраст Кол-во мальчики Кол-во девочки всего Объем выборки Объем выборки

11 лет 5489 5334 10823 390 1175

13 лет 6530 6129 12659 390

15 лет 7397 7106 14503 395

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ городской и сельской местности Актюбин-ской области Республики Казахстан. Объектом исследования определены дети в возрасте 11,13,15лет. Для проведения исследования применялся кластерный метод формирования выборки школ, где кластером или базовой единицей выборки является школа. На первом этапе проведен анализ численности школ Актюбинской области по следующим критериям: местонахождение, форма собственности, комплектность и т.д. Выбор школ, подлежащих исследованию с использованием случайной выборки определялся следующим образом: в основу выборки взяты школы, которые могут войти в систему эпиднад-зора; требования к школе - государственная, крупная, имеет в своём составе медицинский персонал, столовую. В городе Актобе имеется 67 школы, из них были выбраны 3 согласно вышеуказанным критериям. Для проведения

исследования в сельской местности были определены типичные районы: Хромтауский (2 школы) и Алгинский (2 школы) районы. Единица выборки равна 1 классу, т.е. опрашивается и исследуется весь класс независимо от того сколько лет ребенку.

Результаты исследования.

Взаимоотношения с родителями. Семья играет важную роль в формировании образа жизни ребенка, укрепления его здоровья. Общение с родителями является одним из ресурсов формирования здоровья, развития ценностей, что впоследствии становится базой к стрес-соустойчивости. играет важную роль в формировании образа жизни ребенка, укрепления его здоровья.

Результаты исследования показали, что 84,8 % респондентов общение с матерью отметили как «очень легко» и «легко» и 69% - с отцом (рисунок 1).

Рисунок 1. Мнение школьников в вопросах общения с родителями

Вместе с тем, 16% школьников отметили, что-либо нет отца, либо его не видят. В отношении матери на этот вопрос положительно ответили 7,3% респондентов.

7,8% респондентов отметили отношение с матерь как «сложное» или «очень сложное». Сложные отношения с отцом отметили 15% респондентов.

Взаимоотношения со сверстниками. Формирование дружеских отношений со сверстниками в дальнейшем отражается на социальной адаптации. Общение с друзьями имеет социальный контекст, направленный на приобретение основных навыков социализации.

Результаты исследования свидетельствуют, что 4,1 % опрошенных школьник не имеют ни одного близкого друга и 8,6% - близкой подруги (таблица 2).

Таблица 2

Наличие близких друзей и подруг в настоящее время

Место проживания всего

город Село

ДРУЗЬЯ Ни одного 22 25 47

3,8% 4,3%% 4,1%%

один 37 49 86

6,4%% 8,4%% 7,4%%

два 55 71 126

9,5%% 12,2%% 10,9%%

три и больше 462 438 900

80,2%% 75,1%% 77,7%%

Всего 576 583 1 159

100,0%% 100,0%% 100,0%%

ПОДРУГИ Ни одного 50 46 96

8,8%% 8,3%% 8,6%%

один 63 67 130

11,2%% 12,1%% 11,6%%

два 76 75 151

13,5%% 13,6%% 13,5%%

три и больше 376 364 740

66,5%% 65,9%% 66,2%%

всего 565 552 1 117

100,0%% 100,0%% 100,0%%

9,1% респондентов отметили наличие одного или двух близких друзей и 12,5% близких подруг соответственно.

41,7% школьников встречаются с друзьями после окончания занятий не менее пяти дней в неделю. Практически равнозначно распределилось общение с друзьями 1 день в неделю, 2 дня и 3 дня 13,9%, 16,0% и 12,8% соответственно.

14,5% школьников встречаются с друзьями каждый вечер (7 дней в неделю). Вместе с тем, 23,7% ни одного вечера не проводят с друзьями.

Взаимоотношения в школе. 25,9% школьников считают, что учителя оценивают их уровень успеваемости в школе как «очень хороший». Следует отметить различия среди городских и сельских школьников. Так, если в городе отметили успеваемость как «очень хорошую» 19%,

то в сельских районах положительно ответили на данную категорию ответа 32,7% школьников. Аналогичные различия и по всем другим вариантам ответов. Возможно, данный факт свидетельствует о несколько завышенной оценке своих показателей в школе среди сельских школьников (рисунок 2).

83,9% респондентам в настоящее время к школе относятся позитивно, им нравится школьная среда. По данному показателю отмечены некоторые различия среди городских и сельских школьников: 79,3% и 88,5% соответственно. 16,9% городских школьников и 9,7% сельских школьников «не очень нравится» в школе; 3,7% и 1,8% -"вообще не нравится".

51,4% респондентов считают, что «учащимся класса нравится быть вместе». Однако 15,8% городских школьников и 9,5% школьников ответили «согласен и не согласен».

7,4% школьников считают, что одноклассникам не нравится проводить совместно время.

При выполнении школьных заданий как в школе, так и дома. 57,2% школьников не испытывают чувство напряжения. Вместе с тем, каждый десятый школьник независимо от места проживания испытывает определенное чувство тяжести и напряжения.

Таким образом, результаты исследования определили степень коммуникаций детей с родителями, сверстниками, учителями. Эти данные позволят разработать инструменты и технологии создания благоприятной атмосферы как в семье, так и в школе, направленной на гармоничное развитие личности.

Рисунок 2. Мнение школьников в отношении оценки учителями их уровня успеваемости

Литература

1. Barlow J et al. Individual and group based parenting programmes for improving psychosocial outcomes for teenage parents and their children. Cochrane Database of Systematic Reviews, 2011, 3(3): CD002964.

2. Battakova Zh.E, TokmurziyevaG.Zh, KhaidarovaT.S, Adayeva A.A, Akimbaeva A.A, Paltusheva T.P. Prevalence of Behavioral Risk Factors Among Adults of Kazakhstan, EurAsian Journal of BioMedicine, International Medical Association Japan, Vol.7, No.1, p.6-12, 2014.

3. Battakova Zh.E, Bekmukhambetov Y.Zh, Tokmurziyeva G.Zh, Dzharkenov A.A, AkimbaevaA.A, Abdrakh-manova Sh.Z, Mamyrbayev A.A. Standardized European Childhood obesity Surveillance system, EurAsian Journal of BioMedicine, International Medical Association Japan, Vol.7, No.2, p.3-6, 2014.

4. Баттакова Ж.Е., Токмурзиева Г.Ж., Адаева А.А. Современные аспекты проблем формирования здорового образа жизни подростков, Международный научно- практический журнал «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья», №1. С.16-27, 2014г.

5. Battakova Zh.E, Bekmukhambetov Y.Zh, Tokmurziyeva G.Zh, Dzharkenov A.A, AkimbaevaA.A, Abdrakh-manova Sh.Z, Mamyrbayev A., Methodology of the Health Behaviour in School-aged Children, News of science and education, Sheffield, England, NR 10 (10) 2014, p.14-17

6. Berndt TJ. Transitions in friendship and friends' influence. In: Graber JA, Brook Gunn J, Petersen AC, eds. Transition through adolescence: interpersonal domains and context. Mahwah, NJ, Erlbaum, 1996: 57-84.

7. Bradshaw J, Keung A. Trends in child subjective well-being in the UK. Journal of Children's Services, 2011, 6:4-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Bornstein M, Bradley R. Socioeconomic status, parenting, and child development. New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, 2003.

9. Cohen J et al. School climate: research, policy, practice, and teacher education. Teachers College Record, 2009, 111:180-213.

10. Fletcher A, Bonell C, Hargreaves J. School effects on young people's drug use: a systematic review of intervention and observational studies. Journal of Adolescent Health, 2008, 42(3):209-220.

11. Gifford-Smith ME, Brownell CA. Childhood peer relationships: social acceptance, friendships, and peer networks. Journal of School Psychology, 2003,41 (4):235-284.

12. Jourdan D et al. The future of health promotion in schools goes through the strengthening of teacher training at a global level. Promotion & Education, 2008, 15(3):36-38.

13. Levin KA, Currie C. Adolescent tooth brushing and the home environment: sociodemographic factors, family relationships and mealtime routines and

14. disorganisation. Community Dentistry and Oral Epidemiology, 2010, 38(1):10-18.

15. Moreno C et al. HBSC Peer Culture Focus Group. Cross-national associations between parent and peer communication and psychological complaints.

16. International Journal of Public Health, 2009, 54(Suppl. 2):235-242.

17. Pedersen M и др. Семья и здоровье. В: Currie C и др. ред. Здоровье молодых людей и окружающая их среда. Исследование "Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья" (HBSC): результаты международного обследования 2001/2002 гг. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2004 г. (Политика здравоохранения в отношении детей и подростков, No.4) (http://www.euro.who.int

/_data/assets/pdf_file/0009/110232/e82923R.pdf,

по состоянию на 20 декабря 2011 г.).

18. Pickett W et al. Social environments and physical aggression among 21 107 students in the United States and Canada. The Journal of School Health, 2009, 79(4):160-168.

19. Pittman LD, Chase-Lansdale LD. African American adolescent girls in impoverished communities: parenting style and adolescent outcomes.

20. Journal of Research on Adolescence, 2003, 11(2): 199-224.

21. Santrock J. Adolescence, 11th ed. New York, McGraw-Hill, 2007.

22. Steinberg LS. Parenting adolescents. In: Bornstein E, ed. Handbook of parenting. Vol. 1. Children and

parenting, 2nd ed. New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, 2002.

23. Tamara D, Afifi AJ, Aldeis D. Why can't we just talk about it? Parents' and adolescents' conversations about sex. Journal of Adolescent Research, 2008, 23(6):689-721.

РОЛЬ ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СУХОЖИЛИЯ ЗАДНЕЙ БОЛЬШЕБЕРЦОВОЙ МЫШЦЫ В РАЗВИТИИ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ

С ПРИОБРЕТЕННЫМ ПЛОСКОСТОПИЕМ

Бобров Дмитрий Сергеевич

кандидат медицинских наук Ченский Анатолий Дмитриевич доктор медицинских наук, профессор Слиняков Леонид Юрьевич

доктор медицинских наук, доцент, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г.Москва

ROLE OF DEGENERATIVE AND DYSTROPHIC CHANGES OF THE TENDON OF POSTERIOR TIBIAL MUSCLE IN DEVELOPMENT PAIN IN PATIENTS WITH ACQUIRED ADULTFLATFOOT DEFORMITY

Bobrov Dmitry PhD, Chensky Anatoly MD, Sliniakov Leonid MD, I.M.Sechenov First Moscow State Medical University

АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования было определение локализации и выраженности болевого синдрома у пациентов с приобретенным плоскостопием и дисфункцией задней большеберцовой мышцы.

Для диагностики использовались клинические методы обследования пациента и функциональные пробы.

Проведено исследовани 327 пациентов, обратившихся в КГБ имени С.П. Боткина по поводу различных деформаций стоп. Приобретенное полоскостопие взрослых с дисфункцией задней большеберцовой мышцы было выявлено у 71 пациента. У 37 был позставлен диагноз дисфункции задней большеберцовой мышцы 1 степени, у 22 - 2 степени, у 10 -3 степени, у 2 -4 степени.

У обследованных пациентов выявлено увеличение выраженности болевого синдрома в соответствии с тяжестью патологии. В 1-2 стадии болевой синдром локализуется в медиальных отделах стопы, в 3 происходит перемещение основного очага болевой импульсации в латеральные отделы. В 4 стадии болевой синдром наиболее выражен и локализуется в области голеностопного сустава. Всем пациентам диагноз дисфункции был установлен впервые. Проблема патологии задней большеберцовой мышцы остается малоизвестной для отечественных травматологов и ортопедов, но является причиной развития болевого синдрома и снижения качества жизни пациентов.

ABSTRACT

The purpose of this study was to determine the location and severity of pain in patients with acquired flatfoot and dysfunction of the posterior tibial muscle.

Used for the diagnosis of clinical methods of examination of the patient and functional tests.

A study of 327 patients referred to the Hospital name after S.P. Botkin about various foot deformities. Acquired adult flat foot with dysfunction of the posterior tibial muscle was found in 71 patients. In 37 was diagnosed dysfunction of the posterior tibial muscle 1 stage, in 22 - 2 stage, from 10 -3 stage, at 2 -4 stage.

At the surveyed patients showed an increase in the severity of pain according to the severity of disease. In the 1-2 stage pain is localized in the medial part of the foot, 3 occurs movement of the main focus of pain impulses in the lateral divisions. In stage 4, the most pain expressed and localized in the ankle. All patients diagnosed dysfunction was first established. The problem of the posterior tibial muscle pathology remains obscure for domestic traumatology and orthopedics, but is the cause of pain and reduced quality of life of patients.

Целью данного исследования было определение локализации и выраженности болевого синдрома у пациентов с приобретенным плоскостопием и дисфункцией задней большеберцовой мышцы.

Для диагностики использовались клинические методы обследования пациента и функциональные пробы.

Приобретенное плоскостопие у взрослых - это деформация, которая развивается после окончательного

формирования опорно двигательного аппарата. Приобретенное плоскостопие взрослых должно быть дифференцированно от конституционального плоскостопия, которое возникает и сохраняется в процессе формирования опорно-двигательного аппарата. Как правило, конституциональное плоскостопие клинически долгое время может не проявлять себя. [1,2].

Одной из наиболее распространенных причин приобретенного плоскостопия считается травматическое или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.