Научная статья на тему 'Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации'

Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL PROGRAMMING / PHYSICAL CULTURE AND SPORT PROMOTION / STRATEGY / SPORTS AND HISTORICAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истягина-елисеева Елена Александровна

Статья посвящена описанию сущности спортивноисторического наследия как объекта управления. В ней раскрыто содержание спортивно-исторического наследия, показаны его функции. Отдельно выделяются социальные аспекты сохранения, развития, а также управления спортивно-историческим наследием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истягина-елисеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of sports history heritage management in Russian Federation

Article is devoted to the description of essence of sports and historical heritage as object of management. In it the content of sports and historical heritage is opened, its functions are shown. Social aspects of preservation, development, and also management of sports and historical heritage are separately allocated.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА, Центральный музей физической культуры и спорта

Аннотация

Статья посвящена описанию сущности спортивноисторического наследия как объекта управления. В ней раскрыто содержание спортивно-исторического наследия, показаны его функции. Отдельно выделяются социальные аспекты сохранения, развития, а также управления спортивно-историческим наследием.

Ключевые слова: социальное управление, социально-историческое наследие, социальные

аспекты управления.

Abstract

Article is devoted to the description of essence of sports and historical heritage as object of management.

In it the content of sports and historical heritage is opened, its functions are shown. Social aspects of preservation, development, and also management of sports and historical heritage are separately allocated.

Key words: social programming, physical culture and sport promotion, strategy, sports and historical traditions.

В современных условиях усилилось внимание к вопросам понимания сущности, условий развития и специфики воздействия на развитие российской государственности, духовных основ развития российского социума. В этой связи особого внимания заслуживает социальный феномен спортивно-исторического наследия как деполитизированного фактора сплочения общества на позитивных основах общих достижений народа, государства и лучших граждан нашей страны.

При этом под спортивно-историческим наследием понимается совокупность материальных и духовный ценностей, созданных в ходе спортивных состязаний, мероприятий спортивной работы, биографиями спортсменов и организаторов спорта и имеющих значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта, народа, его вклада в мировой спорт, мировую цивилизацию. Недвижимые объекты спортивноисторического наследия - действующие и мемориальные спортивные объекты составляют его материальную основу и формируют спортивно-историко-культурную национальную среду для включения ценности спортивных достижений (и гордости за них) в духовную жизнь людей.

Физическая культура и спорт являются не только средством укрепления здоровья молодого человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной

активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

Средства физической культуры и спорта влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно-этическое и в социальном аспекте - гражданское и патриотическое воспитание молодого человека. В последнее время доля средств физической культуры и спорта на патриотическое воспитание молодежи постоянно возрастает. Это связано, в частности, с более прагматичным отношением молодых людей к своему здоровью как условию активной социальной жизни в лично значимых сферах, в том числе служению своему народу и Отечеству.

Цель гражданского патриотического воспитания -развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Гражданское патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни. Важнейшей социальной группой, которая входит в объектную сферу воспитания, является молодежь.

ФНЦ ВНИИФК

Физическое воспитание

53

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. В данном процессе выделяются также другие компоненты - социально-патриотический, исторический, духовно-нравственный и другие [1].

В методических целях целесообразно уточнить сущность основных понятий в сфере культурноисторического наследия, трактуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и современными научными представлениями в сфере сохранения наследия страны, ее народа.

Наследие (природное и культурное), в частности, определяется как особо ценные объекты и явления окружающей среды, отражающие историю природы и общества в их естественном (первозданном) и культурном многообразии.

При выделении их специфики проводится следующее уточнение. Культурное наследие - объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую (в т.ч. религиозную), художественную, эстетическую и научную ценность для обеспечения социальной преемственности поколений. Соответственно духовное (нематериальное) наследие - особо ценные объекты нематериальной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев, традиций, религий этносов и иных социальных групп.

Наследие дает возможность представить уникальную ценностную характеристику страны в рамках развития мировой цивилизации, но одновременно оно представляет и особую часть ее ресурсного потенциала. В этом смысле наследие является частью национального богатства государства (в экономической трактовке данного термина) - совокупности материальных благ, которыми располагает общество и которые в конечном итоге определяют последующее развитие и влияние этого государства на мировой арене.

На основе вышеизложенного имеется возможность уточнить понятийно-категориальный аппарат в сфере физической культуры и спорта.

Спортивно-историческое наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в ходе спортивных состязаний, мероприятий спортивной работы, биографиями спортсменов и организаторов спорта и имеющие значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта.

Спортивно-историческое наследие имеет свою форму в виде исторических источников, под которыми понимаются все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом, происходивших в них событиях, объектах материальной и духовной культуры, связанных с физической культурой и спортом.

К этим источникам относятся следующие типы:

(1) письменные; (2) вещественные; (3) этнографические; (4) устные; (5) лингвистические; (6) фотокинодокументы; (7) фонокументы.

Средствами спортивно-исторического наследия

являются:

- инфраструктура сохранения и передачи материальных и духовных традиций в сфере физической культуры и спорта;

- экспонаты спортивной истории и истории развития физической культуры;

- технологии распространения спортивно-исторического материала.

В инфраструктуру спортивно-исторического наследия входят:

- специализированные спортивно-исторические музеи: (1) федеральные; (2) региональные; (3) отдельных территорий; (4) спортивных обществ;

- спортивно-исторические экспозиции в музеях другой направленности: (1) краеведческих; (2) корпоративных - предприятия, организации, учреждения;

- спортивные памятники, памятники выдающимся спортсменам;

- мемориальные наименования территориальных образований, улиц, объектов инфраструктуры, образовательных учреждений, транспортных средств, призов, именных стипендий;

- личные спортивные коллекции и единичные объекты спортивно-исторического наследия.

Недвижимые объекты спортивно-исторического наследия - действующие и мемориальные спортивные объекты составляют его материальную основу и формируют спортивно-историко-культурную национальную среду для включения ценностей спортивных достижений в духовную жизнь людей.

Центральное место в сохранении спортивноисторического наследия и предоставления соответствующих возможностей для пропаганды физической культуры и спорта имеют музеи.

Вопрос о социальной роли и предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возмож-

Рис.1. Функции специализированных музеев спорта и физической культуры

ФНЦ ВНИИФК

54

Физическое воспитание

ной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х - начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют три исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре: (1) функцию документирования;

(2) функцию образования и воспитания; (3) мотивационную функцию.

Данные функции характерны и для специализированных музеев спортивно-исторического наследия.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в процессе развития физической культуры, проведения спортивной работы, результатов спортивных состязаний.

Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления.

Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества, а также потребностями развития физической культуры и спорта. Она реализуется, главным образом, в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательнокультурного характера.

Мотивационная функция наиболее характерна для специализированных спортивных музеев. Помимо информации о состоявшихся спортивных событиях молодые люди могут ознакомиться с биографией человека как объекта для подражания. Это может сформировать либо укрепить установки на достижение спортивных побед, занятие определенного статуса, получение признания.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея.

Спортивно-историческая экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурнообразовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств - звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

В настоящее время происходит поиск форм более активного использования объектов музейного фонда для актуального использования в процессе гражданского патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. Наиболее адекватным научным средством описания данного процесса является модель пропаганды физической культуры и спорта в Российской Федерации на основе материалов спортивно-исторического наследия.

Под моделированием понимается исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

Представляемая модель является формализованным описанием структуры, механизмов взаимодействия и функционирования трех взаимосвязанных сфер социальной деятельности:

- пропаганды (связей с общественностью, формированием позитивного отношения к предметной области) -целеполагающий процесс;

- физической культуры и спорта - институтов оздоровления, формирования положительного образа жизни, выявления физического и духовного потенциала человека в ходе особого вида социального взаимодействия -состязаний - объектная сфера;

- спортивно-исторического наследия - совокупности материальных и духовных ценностей, созданных в ходе спортивных состязаний, мероприятий спортивной работы, биографиями спортсменов и организаторов спорта и имеющих значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта, народа, его вклада в мировой спорт, мировую цивилизацию - процессуальнотехнологический аспект моделирования.

<&

ФНЦ ВНИИФК

Физическое воспитание

55

Рис. 2. Системная компонентная модель пропаганды физической культуры и спорта средствами

спортивно-исторического наследия

В силу сложности рассматриваемой проблематики наиболее адекватной является системная компонентная модель пропаганды физической культуры и спорта средствами спортивно-исторического наследия.

Представляемая модель состоит из следующих основных компонентов:

- функциональный компонент, описывающий предназначение, направленность как в целом моделируемого социального феномена, так и отдельных его элементов;

- организационно-управленческий компонент, описывающий субъектно-объектные отношения системы, структуру использования методов целенаправленного воздействия и средств коррекции реализуемого процесса;

- методический компонент модели, описывающий дидактические основы реализации целей процесса пропаганды в соответствии с требованиями работы с людьми, формирование у них востребуемых социально значимых качеств;

- факторный компонент, характеризующий систему условий и иных детерминирующих феноменов, влияющих на оптимальность процесса пропаганды и достижение ее целей.

Произведем декомпозицию модели и раскроем каждый из элементов процесса пропаганды физической культуры и спорта средствами физической культуры и спорта.

Функциональный компонент раскрывается на основе концепции структурно-функционального анализа, который позволяет раскрыть существенные системные связи рассматриваемого феномена в общей сфере человеческой деятельности.

Выделяются следующие функции модели пропаганды: (1) функцию поддержания ценностной и нормативноправовых установлений при организации пропаганды; (2) функцию целеполагания; (3) функцию целедостижения; (4) функцию регулирования процесса пропаганды.

Характеристика данных функций в модели позволяет реализовать практическую направленность исследования, раскрывает роль и место каждого элемента в реализации

социально значимой деятельности органов управления в рассматриваемой сфере.

Выделенное направление - преобразование и ин-териоризация норм и ценностей физической культуры и спорта на основе спортивно-исторического наследия реализует функцию на следующих путях: (1) использование государственным руководством обоснованных показателей социальной и экономической эффективности пропаганды физической культуры и спорта; (2) введение в систему оценки деятельности органов управления критериев правильности использования средств спортивноисторического наследия в пропаганде физической культуры и спорта; (3) формирование у специалистов в сфере физической культуры и спорта понимания важности и установок на использование спортивно-исторического наследия.

Следующее направление - участие в формировании критериев для целеполагания субъектами государственного управления при проведении пропаганды физической культуры и спорта - предполагает реализацию мер на следующих путях: (1) разработка операциональных критериев места и роли спортивно-исторического компонента в системе средств пропаганды физической культуры и спорта; (2) разработка операциональных критериев объема организационных ресурсов для использования средств спортивно-исторического наследия в пропаганде физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Такое направление, как реализация комплекса мероприятий пропаганды физической культуры и спорта в установленные сроки, в полном объеме и необходимым уровнем эффективности, предполагает проведение работы на следующих путях: (1) повышение статуса спортивно-исторического компонента в пропаганде физической культуры и спорта; (2) реализация требований по включению мероприятий, связанных с использованием средств спортивно-исторического наследия в управленческой деятельности; (3) создание системы контроля (мониторинга) полноты, правильности и качества мероприятий пропаганды физической культуры и спорта

ФНЦ ВНИИФК

56

Физическое воспитание

с использованием средств спортивно-исторического наследия; (4) развитие инфраструктуры поиска, сбора, хранения и предоставления средств спортивноисторического наследия в целях пропаганды физической культуры и спорта.

Следующее направление - всестороннее обеспечение организации мероприятий пропаганды физической культуры и спорта на основе спортивно-исторического наследия - включает в себя такие виды обеспечения, как (1) нормативно-правовое; (2) информационное;

(3) финансово-экономическое; (4) кадровое; (5) социологическое; (6) методическое.

Важное значение также имеет организационноуправленческий компонент разработанной модели.

Методическое обеспечение пропаганды физической культуры и спорта (методический компонент модели) -сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей субъектов данной работы, разработку методической продукции и ее применение.

К основным видам методической деятельности в модели отнесены: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение педагогических кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.

Методическое обеспечение процесса пропаганды предусматривает создание федеральной методической службы, основными задачами которой являются:

- оказание помощи в развитии творческого потенциала должностных лиц органов государственного и местного управления, педагогических работников образовательных учреждений;

- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей субъектов управления;

- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам процесса пропаганды;

- содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, инфраструктуры сохранения спортивно-исторического наследия.

Раскрытие факторного компонента производится на основе выделения сфер человеческой жизнедеятельности и уровней социального взаимодействия.

В общем виде факторы, воздействующие на процесс пропаганды физической культуры и спорта на основе спортивно-исторического наследия, относятся к сфере разделения социального пространства: (1) сфера нормативно-правового регулирования - социальный порядок, социальный контроль; (2) социальноэкономическая сфера - ресурсное обеспечение; (3) социокультурная сфера - духовные основы жизни общества.

В каждой из этих сфер факторы делятся по уровням социального взаимодействия: (1) общесоциальный (социетальный) уровень; (2) институциональный ведомственный - корпоративный уровень; (3) региональ-

ный (территориально-институциональный) уровень;

(4) конкретно-социальный уровень - по месту жительства; (5) уровень семейно-родственных и дружеских связей.

Выделение данных факторов позволяет раскрыть их содержание, специфику механизмов детерминации и соответственно выработать адекватные меры по их использованию в деятельности.

Однако механизм, основанный на общественногосударственном партнерстве, отличается высокой степенью экономической и социальной эффективности, поскольку в нем задействованы ресурсы из нескольких источников и представители различных социальных групп.

Отдельно выделяются проблемы и перспективы развития общественно-государственного партнерства в сфере пропаганды физической культуры и спорта на основе использования средств спортивно-исторического наследия.

В рамках мониторинга проекта «Готов к труду и обороне», а также анализа его результатов в регионах Российской Федерации был выявлен ряд принципиальных проблем, мешающих внедрению данного массового спортивно-физкультурного комплекса.

Они объединены в три группы: (1) организационноуправленческие; (2) социально-экономические; (3) организационно-технологические. В настоящее время исполнители проекта организовали работу по поиску их наиболее эффективных решений.

В целом региональный опыт по возрождению массового физкультурно-спортивного комплекса может быть востребован теми регионами, которые заинтересованы во внедрении нового Всероссийского физкультурноспортивного комплекса - ВФСК.

В настоящее время приоритетными мерами по формированию современной модели организации пропаганды физической культуры и спорта на основе спортивноисторического наследия являются следующие:

- нормативное правовое оформление принципов государственно-частного и общественно-государственного партнерства;

- создание на федеральном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций;

- разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры сохранения и расширения базы спортивно-исторического наследия, методов и технологий его использования в пропаганде физической культуры и спорта;

- совершенствование системы нормативного финансирования программ воспитания населения средствами физической культуры и спорта на основе спортивноисторического наследия.

Таким образом, в настоящее время повышается важность социального компонента в управлении спортивноисторическим наследием Российской Федерации. Для повышения эффективности данного процесса важно подчеркнуть его дисциплинарный характер, а также приоритетность в укреплении духовно-нравственных основ функционирования российского социума.

<&

ФНЦ ВНИИФК

Физическое воспитание

57

Литература

1. Статья 14 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”».

4. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе “Патрио-

тическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”».

5. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»; Закон Белгородской области от 3 октября 2013 г. № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области».

6. Закон Калужской области от 1 июля 2013 г. № 444-ОЗ «О патриотическом воспитании в Калужской области».

References

1. Article 14 of the Federal law of March 28, 1998 № 53-FZ “About a conscription and military service”.

2. The decree of the President of the Russian Federation of October 20, 2012 № 1416 “About improvement of a state policy in the field of patriotic education”.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation of October 5, 2010 № 795 “About a state program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011-2015”.

4. The resolution of the Government of the Russian Federation of July 11, 2005 № 422 “About a state program

“Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006- 2010”.

5. The resolution of the Government of the Russian Federation of July 24, 2000 № 551 “About military patriotic youth and children’s associations”; The Law of the Belgorod region of October 3, 2013 № 223 “About support of youth in the Belgorod region”.

6. The law of the Kaluga region of July 1, 2013 № 444-OZ “About patriotic education in the Kaluga region”.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.