Научная статья на тему 'Анализ факторов взаимодействия музейной среды и культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодежи'

Анализ факторов взаимодействия музейной среды и культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
643
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM ENVIRONMENTY / MUNICIPAL AREA / INTERACTION FACTORS / CULTURAL MONUMENTS / REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CULTURAL AND INFORMATIVE TOURISM / YOUTH / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полянскова Наталья Вадимовна, Шерстобитова Галина Игоревна

Статья посвящена оценке факторов взаимодействия музеев и объектов культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодежи на территории муниципальных районов Самарской области. Произведен анализ насыщенности муниципальных районов региона музеями, историческими памятниками, объектами культурно-познавательного туризма, а также изучены факторы, влияющие на развитие туристско-рекреационного потенциала области, его культурного наследия, влияющего на нравственно-патриотическое формирование личности, как молодёжи, так и в целом всего населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полянскова Наталья Вадимовна, Шерстобитова Галина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTICLE EVALUATES FACTORS INTEGRATION OF MUSEUMS AND SITES OF CULTURAL TOURISM IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE TERRITORY OF MUNICIPALITIES OF THE SAMARA REGION

Article evaluates factors interaction between museums and sites of cultural tourism in the moral and patriotic education of youth in the territory of municipalities of the Samara region. The analysis of a saturation of municipal areas of the region is made by the museums, historical monuments, objects of cultural and informative tourism, and also the factors influencing development of recreational potential of area, its cultural heritage influencing moral and patriotic formation of the personality, as youth, and as a whole all population are studied.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов взаимодействия музейной среды и культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодежи»

УДК: 330.322 ББК: 65.49

Полянскова Н.В., Шерстобитова Г.И.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ И КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Polyanskova N. V., Sherstobitova G.I.

ARTICLE EVALUATES FACTORS INTEGRATION OF MUSEUMS AND SITES OF CULTURAL TOURISM IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE TERRITORY OF MUNICIPALITIES OF THE SAMARA REGION

Ключевые слова: музейная среда, муниципальный район, факторы взаимодействия, культурные памятники, регион, устойчивое развитие, культурно-познавательный туризм, молодежь, нравственно-патриотическое воспитание.

Keywords: museum environmenty, municipal area, interaction factors, cultural monuments, region, sustainable development, cultural and informative tourism, youth, moral andpatriotic education.

Аннотация: статья посвящена оценке факторов взаимодействия музеев и объектов культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодежи на территории муниципальных районов Самарской области. Произведен анализ насыщенности муниципальных районов региона музеями, историческими памятниками, объектами культурно-познавательного туризма, а также изучены факторы, влияющие на развитие туристско-рекреационного потенциала области, его культурного наследия, влияющего на нравственно-патриотическое формирование личности, как молодёжи, так и в целом всего населения.

Annotation: article evaluates factors interaction between museums and sites of cultural tourism in the moral and patriotic education of youth in the territory of municipalities of the Samara region. The analysis of a saturation of municipal areas of the region is made by the museums, historical monuments, objects of cultural and informative tourism, and also the factors influencing development of recreational potential of area, its cultural heritage influencing moral and patriotic formation of the personality, as youth, and as a whole all population are studied.

Актуальность исследований связана с изменениями предпочтений потребителей рекреационных услуг в современных условиях, а также формированием спроса на новые виды культурно-познавательных, исторических и туристических объектов, которые предлагают новые альтернативы малоиспользуемым рекреационным

ресурсам. Согласно Стратегии социально-экономичес-кого развития Самарской области на период до 2020 года [1],

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-02-00127а «Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов в нравственно-патриотическом воспитании молодежи»).

формирование рекреационно-туристского кластера является одним из приоритетных направлений устойчивого роста экономики Самарской области.

Развитию культурно-познавательного туризма уделено большое внимание, что отражено в следующих законодательно установленных программах и концепциях:

- «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.» [2];

- «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг.» [3];

- Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских

территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [4];

- Концепция развития сельского туризма в Самарской области [5].

В этой связи, целью исследования является обоснование роли интеграции музейной среды в муниципальных районах Самарской области и культурно-познавательного туризма в нравственно-патриотическом воспитании молодёжи.

Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило исследование насыщенности муниципальных районов Самарской области музеями,

историческими памятниками, объектами культурно-познавательного туризма, а также изучение факторов, влияющих на развитие рекреационного потенциала области, его культурного наследия, влияющего на нравственно-патриотическое формирование личности, как молодёжи, так и в целом всего населения.

Муниципальные районы Самарской

области значительно отличаются по насыщенности туристско-рекреационных ресурсов, объектов культурно-

познавательного туризма, в том числе численности музеев, культурно-

исторических памятников и т.д.

В год культуры (2014 год) в Самарской области наблюдается приток туристов именно в те муниципальные районы, которые обладают богатой историей, культурными объектами и памятниками. В этой связи важным аспектом по развитию туристско-рекреационного потенциала региона возникает необходимость оценки насыщенности территории различными видами культурно-познавательных и туристических ресурсов. Наибольшей концентрации они достигают в Борском муниципальном районе Самарской области. Это обусловлено наличием большего числа музеев и культурно-исторических памятников (рисунок 1).

Рисунок 1 - Насыщенность муниципальных районов Самарской области музеями и культурно-историческими памятниками в 2013 году

На второе место по значимости для культурно-познавательного туризма можно отнести такой показатель, как «насыщенность муниципальных районов Самарской области объектами культурно-познава-тельного туризма». К

лидирующему району, обладающему наибольшими природными

достопримечательностями в Самарской области, относится Сергиевский

муниципальный район (рисунок 2). Здесь привлекательными для туристов являются Памятник природы областного значения -Голубое озеро, Памятник природы исторического и оздоровительного значения - Серное озеро, Серноводская пещера и т.д.

Рисунок 2 - Насыщенность муниципальных районов Самарской области объектами культурно-познавательного туризма в 2013 г.

Таким образом, наглядный

иллюстрационный материал

продемонстрировал, что степень насыщенности муниципальных районов Самарской области объектами культурно-познавательного труизма, музеями,

культурно-историческими памятниками достаточно многогранна.

Поскольку уровень развития большинства сельских районов Самарской области зависит от объема инвестиционных средств, вкладываемых в сельское

хозяйство, инфраструктуру, культуру, туризм и т.д., то важным фактором является инвестиционная привлекательность, как стимул аккумуляции финансирования.

Таблица 1 - Типология административных районов Самарской области по уровню развития производства в среднем за 2008-2012 гг.

Хярапершш. Проидолгао ПрОИЗЕОЛСТЕО 05 ор от роз- Ойымшж- Удален- Числе Рвионь; Саиарспш

шла районов СРЛЬСМХОШ- ПрОМЫШЛгННОП ничной тор- ни II оыго- ность от РЗПОНОЕ области

:ieehhoi[ про- пролушшиЕ од- говли НЕ ОД- ЕИ услуг НЕ рьжог

дукции на. од- ног 0СЕЛ1ШГ0 НОГО СвПЬ- одного сепь- сбита,

ного сгльсиго ЖИТЕЛЯ. т. р. сиг0жше- сшижнтЕ- ш

¡ыггеля. т. р. ля. т. р жя, г.р

ГБе»пш 62,0 350,0 из V Щ й

Та ттрпиыптгтитп 4П 545.1 22.1 72. В 3 Киншьсшй, Крашлр-

рашгыЕ тврржг*- сиш. Не^егор;ыш

рш

16. развитое яграр- 154.? 44.-б м и; 5 Болшвглушнцкнн. Бе-

но-проыышини ПрОИ^ЕОЛСТЕО зенчуший, Еолыштар-нжг онми, КОПШШСЕЖ. Ошрошлкпн

ii. срелнш! 6В.7 36,1 м 122,6 й Богегое:пш.Бо.шыш. ИСШШНСЕШ, KpiCHOip- мей:ыш. Приволжшн. Свргневсши, Челно-ВеришнсЕжи, Шенташн-спш

ШНнялв 117 щ 4J 133,5 6 квишппинши. Киншь-Черисспн, Кляелии-спи, ЕЬшивввсш, Сшравсшй, Хмршян-сш

IV. ChaaopiMibi 53:2 Ц 14.3 7.5 144.3 4 Алеиснвсши. Бор:нш. Епокпи, Пестракшн

В средней по inr- 5Е.0 127.4 щ 114.5 27

ТПГТГТГТТ- "УЕТС.-.Г р31[-

еош

Сельское хозяйство в большинстве административных районов Самарской области по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий (таблица 1), степень диверсифицированности со временем усиливается, во многом благодаря как позитивным, так и негативным факторам.

К первым относятся развитие малого предпринимательства, промышленного сектора экономики, сферы торговли и услуг, инфраструктуры. А ко вторым -обеспечение рационального использования и сохранение природно-экологических, культурно-исторических, информационно-познаватель-ных ресурсов муниципальных

районов региона.

Важно отметить, что вторая группа факторов базируется на культуре, в частности музейной коммуникации, которая направлена на создание предпосылок и условий для совершенствования контактов с музейными предметами как источниками знаний, эмоций, эстетических впечатлений, и создание эффекта погружения в культурную среду, а также на нравственно-патриотическое воспитание как молодежи, так и взрослого населения. Исторические памятники и объекты культурно-познавательного туризма направлены на развитие, особенно молодого поколения, патриотизма, их социальной значимости в

обществе.

Важным фактором привлечения инвестиций является развитие культурно-познавательного потенциала территорий (музеев, культурно-исторических и природных памятников и т.д.), знание которого является одним из главных условий при формировании туристского продукта. Поскольку ресурсную основу внутреннего потенциала территорий составляют природные, культурно-исторические, инфраструктурные,

инвестиционные, трудовые,

информационные факторы, а также их территориальное сочетание. Существует несколько подходов к их оценке:

1) количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы;

2) качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов;

3) анализ потенциальных возможностей использования ресурсов, т.е. определение рамок использования ресурсов, а также экономических, социальных и экологических последствия использований туристских ресурсов.

Согласно статистическим данным по Самарской области (таблица 2), видим, что объем всех предоставляемых услуг находится на довольно низком уровне, и на протяжении последних лет не наблюдается тенденция роста объема предоставляемых всех видов услуг населению. Это объясняется незначительной долей туристских услуг в общем объеме валового регионального продукта.

Таблица 2 - Динамика изменения показателей развития сферы культуры в муниципальных районах Самарской области за 2008-2012 гг.

Темп

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 роста, в % к 2008 г.

Число профессиональных театров, ед. 11 11 12 13 17 154,5

Численность зрителей:

всего, тыс. чел. 545,8 575,4 597,6 673,2 715,5 131,1

в среднем на 1000 человек, чел. 169 179 186 209 223 131,9

Число музеев, ед. 39 36 35 35 27 69,2

Число посещений музеев:

всего, тысяч 779,3 814,1 837,2 880,8 865,7 111,1

в среднем на 1000 человек, ед. 242 253 260 274 269 111,1

Число учреждений культурно-досугового типа, единиц 782 737 728 721 728 93,1

Число общедоступных библиотек, единиц 853 811 824 819 529 62,0

Библиотечный фонд

всего, млн. экз. 19,6 19,2 19,3 19,2 15,9 81,1

в среднем на 1000 человек, экз. 6091 5968 6016 5979 4962 81,5

*По данным http://samarastat.gks.ru/

Однако стоит отметить, что число посещений музеев с каждым годом неизменно растет, что говорит об актуальности развития культурно-познавательного отдыха, туризма.

Как видно из таблицы 3, объем таких

услуг, как услуги культуры, заметно ниже, чем, туристические услуги, физической культуры и спорта, это может быть связано с тем, что в Самарской области преобладает туризм выходного дня, спортивный туризм и деловой туризм соответственно. Мировой

финансовый кризис в 2008 году в Темп роста туристской индустрии России

незначительной степени сказался на всех до 2012 года - 10-12% в год, среднегодовой

видах услуг, только объем санаторно- прирост оборота - 2,4-2,5 млрд. долларов. курортных услуг несущественно снизился.

Таблица 3 - Темп роста платных услуг населению Самарской области в 2013 году по сравнению с 2012 годом_

Платные услуги Октябрь 2013 г. Январь - октябрь 2013 г.

млн. рублей в % к млн. рублей в % к

сентябрю 2013 г. октябрю 2012 г. январю -октябрю 2012 г. итогу

Платные услуги, в т.ч. 11014,7 98,3 94,3 106861 97,2 100

бытовые 825,2 101,7 110,8 7559,5 103,4 7,1

транспортные 1624,4 92,2 99,6 16136,5 96,3 15,1

связи 2220,4 101,3 94,4 21628,4 95,6 20,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жилищные 821,5 100,1 100,6 7965,1 99,9 7,5

коммунальные 2944,1 99,3 82,4 30080,3 95,2 28,2

культуры 95,5 135,3 97,8 84905 105,2 0,8

туристские 127,3 91,6 117,8 1407,5 108,1 1,3

гостиниц и аналогичных средств размещения 97,8 93,2 92,2 1063,3 109,3 1

физической культуры и спорта 111,3 137,3 118,3 681,6 99,5 0,6

медицинские 697,9 113,9 108,1 6117,7 108,8 5,7

санаторно-курортные 108,8 100,8 105,1 1190,5 121,6 1,1

ветеринарные 35,6 115,2 105,3 267 108,6 0,2

правового характера 265,8 102,9 9305 2785,2 89,1 2,6

системы образования 947,3 82,8 93 8262,8 95,5 7,7

социальные услуги 7 64,3 0,1

прочие виды платных услуг 84,8 802,2 0,8

*По данным http://samarastat.gks.ru/

На туристско-рекреационный

потенциал оказывают влияние множество факторов, которые можно выделить в три группы:

- актуальность познания культурных и рекреационных достопримечательностей среди населения, иначе говоря, потребительский спрос на туристские услуги. Данная группа факторов направлена на выполнение социальной и культурной функций культурно-познавательного туризма;

- инфраструктура, в частности природно-климатические и культурно-исторические ресурсы, способствующие реализации потребностей в туризме и обеспечивающие вовлечение широких масс

населения, особенно среди молодежи, в сферу туристско-рекреационной

деятельности;

- информационное обеспечение населения о туристско-рекреационных ресурсах. Данная группа подразумевает под собой развитие рекламной и агитационной деятельность посредством использования баннеров, Шегпй-сайтов и т.д.

Необходимым условием развития культурно-познавательного туризма

является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Для этого в Самарской области имеются все условия: сельская местность характеризуется большим разнообразием

природных, социально-экономических, культурных и территориальных

особенностей, которые в совокупности необходимо учитывать при осуществлении региональной политики в области эффективной реализации мер по устойчивому развитию территорий.

Самарская область имеет уникальный потенциал для развития наиболее перспективных видов туризма во всех имеющихся формах (рисунок 3): делового, культурно-познавательного, религиозного, аграрного, спортивного с активными формами отдыха.

Формы туризма

Рекреационн ый туризм - путешествия с целью отдыха и развлечений, знакомство с природными памятниками местности

Культурно-познавательный туризм

- ознакомление с ценностями и традициями населения определенной территории, местным бытом, объектами культурного и исторического

наследия (музеями);

- нравственно-патриотическое воспитание

молодежи

Оздоровптел ън ый туризм

- путешествия с целью восстановления и укрепления здоровья, активные виды отдыха (горнолыжные спуски, катания на лошадях и т.п.)

Рисунок 3 - Формы туризма в муниципальных районах Самарской области

Включение культурно-познавательного туризма в рыночные отношения потребовало изучения системы

организационных, экономических,

социальных аспектов хозяйственного механизма управления туристскими ресурсами, проблем государственного и регионального регулирования. Таким образом, развитие культурно-

познавательного туризма в индустриально-ориентированном регионе, каким и является Самарская область, - это многоаспектная задача, требующая комплексного решения.

Для Самарской области были разработаны федеральные и региональные законы и целевые программы: Областная целевая программа «Развитие туризма в Самарской области» на 2004-2008 годы; Закон Самарской области о государственной поддержке развития туризма в Самарской области;

Постановления Правительства Самарской области "О разработке и реализации государственных программ в Самарской области", "Об утверждении областной целевой программы "Развитие туристско-рекреацион-ного кластера в Самарской области" на 2011 - 2014 годы" и другие.

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, под сельским туризмом понимается такое направление туристической деятельности, которое включает в себя комплекс услуг, приносящих предпринимательский доход [6], в том числе сдачу жилья в наем, обеспечение туристов развлекательными услугами, демонстрацию национальных традиций и искусств. В подавляющем числе случаев эта деятельность связана с альтернативными видами занятости.

В соответствии с Концепцией

развития туризма в Самарской области туризм связан с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристских услуг, обусловленных целями посещения данной территории [5]. Стоит отметить, что в Самарской области важным направлением устойчивого развития сельских территорий в условиях реализации национальных проектов является сохранение многоукладности экономики [7]. В этой связи актуальным направлением является развитие культурно-познавательного туризма на территории Самарской области (рисунок 3), ориентированного на устойчивое развитие экономической и социальной политики, возрождение традиционных ремесел, местного производства и имеющейся базы учреждений культуры, нравственно-патриотическое воспитание молодежи.

Сельские территории Самарской области характеризуются крайне неоднородным уровнем развития производства продукции, которое испытывает влияние природно-

климатических условий региона, территориальной близости к крупным городам, где сосредоточена основная часть потребителей продуктов, и

перерабатывающим производствам, уровня социально-экономического развития

региональной экономики и экономических условий развития сельских экономик.

Первоочередными задачами,

касающимися развития культурно-познавательного туризма во всех сферах деятельности на территории Самарской области, являются:

1. Экономическая среда:

- расширение сферы деятельности сельского населения, а именно развитие сферы услуг, направленных на создание новых рабочих мест, сокращение оттока трудовых ресурсов из сельской местности, особенно среди молодежи;

- профессиональная переподготовка сельского населения, связанная с развитием туризма, появлением новых сфер деятельности из-за снижения привлекательности рабочих мест на селе по сравнению с городом (резкое отличие уровней заработной платы, низкий уровень жизни на селе, недоступность культурных и

торгово-бытовых услуг, более тяжелые условия труда и др.);

- привлечение инвесторов для ускорения развития инфраструктуры и сервиса на селе;

- поднятие уровня жизни сельчан, организация технологичной инфраструктуры в сельской местности, соответствующей современным стандартам.

2. Социальная среда. Сфера культуры обладает и свойством опосредованного влияния на экономику. Она аккумулирует и транслирует определенные базовые ценности общества, на которые опираются экономические институты (коммерческие и государственные): реклама, формирование корпоративной культуры, стили, работа с персоналом, связи с общественностью и т.д. Социальное партнерство сферы культуры с бизнесом выступает механизмом формирования гражданского общества, поддерживает его способность к саморазвитию, повышают ценность окружающей среды [8].

Таким образом, социальная сфера направлена на:

- развитие творческих способностей населения, социализацию, выработку активной жизненной позиции среди молодого поколения;

- активизацию туристической деятельности на селе, что в перспективе позволит расширить представление населения об истории, культурном наследии и традициях региона, будет способствовать повышению патриотического воспитания молодежи, воссозданию традиций, народного творчества, сохранению природного ландшафта, исторических и культурных объектов;

- организацию дополнительного образования, направленного на подготовку специалистов в сфере делового туризма;

- изучение и сохранение историко-культурного наследия региона.

3. Экологическая среда:

- разработка мероприятий, направленных на развитие культурно-познавательного туризма, в частности, пропаганду природоохранной деятельности. А именно:

- рациональное использование приро-

ды, охрана и восстановление рекреационных ресурсов;

- организация мероприятий, направленных на предупреждение негативных последствий, вызванных развитием туризма (природоохранные мероприятия, направленные на снижение экологических рисков) [5];

- производство натуральных, экологически чистых продуктов питания.

В конечном итоге, все это должно способствовать устойчивому развитию сельской местности, укреплению экономики, пониманию необходимости перехода на новый качественный уровень жизни.

4. Институциональная среда.

Самарская область является инвестиционно-привлекательной территорией. Поэтому привлечение инвестиций в сельскую экономику и бюджетных вложений в аграрный туризм должно быть направлено на решение следующих приоритетных задач:

- экономической поддержки сельского населения, оказывающего услуги в сфере сельского культурно-познавательного туризма;

- организацию системы информационного обеспечения потенциальных туристов о видах отдыха в сельской местности;

- оказание консультационной, информационной, финансовой поддержки сельских жителей, желающих оказывать услуги по сельскому туризму на муниципальном уровне;

- разработку комплекса мероприятий, направленных на информирование населения об объектах культурно-познавательного туризма, а именно создание единого банка данных по туристическим маршрутам Самарской области в сети Internet, размещение рекламы на телевидении, радио и т.д.

Как справедливо отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области В.В. Альтергот, «... туризм способствует увеличению доходов населения, созданию рабочих мест в Самарской области, поддержке традиций, народных промыслов и ремесел. В свою очередь, гости, отдыхающие в сельской

местности, получают возможность познакомиться с сельской жизнью, местными достопримечательностями и сельскохозяйственным производством..." [9]. В этом смысле агротуризм представляет собой комплекс мер по сохранению культурных ценностей, обеспечению долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма, рекреации и других сфер хозяйственной деятельности.

Создание условий для отдыха в сельской местности с целью привлечения туристов из крупных городов, обеспечение их экологическими натуральными продуктами сельского хозяйства, развитие комплекса культурно-досуговых

мероприятий, активного отдыха и знакомство с местными традициями и достопримечательностями будут

способствовать повышению уровня жизни в сельской местности, воссозданию народной культуры, нравственно-патриотическому воспитанию проживающего населения.

Поэтому исследование туристских ресурсов базируется на неоднозначных подходах и определениях данного понятия. В отечественной науке продолжительное время преобладал рекреационно-географичес-кий подход. Задача развития туризма была возложена на рекреационную географию. Что и нашло отражение в терминологическом аппарате в области туризма, включая и определение туристических ресурсов. Первые определения рекреационных ресурсов были сформулированы на основе базисной модели рекреационной системы,

разработанной коллективом Института географии Академии наук под руководством В.С. Преображенского [10]. Ресурсы трактовались в природно-географическом аспекте, и их изучение сводилось к оценке природно-ландшафтной среды отдыха.

Рост туристской активности населения, а также вовлечение в оборот новых природных и других туристских ресурсов обусловили переход к системному изучению рекреационно-туристской

деятельности с учетом технико-

экономических параметров.

Ресурсный потенциал региона классифицируется по ряду признаков:

- по содержанию и предметному наполнению (природная среда и природные ресурсы, наличие объектов исторического значения, геополитический ресурс, производственно-экономический, организационно-управленческий);

- по участию в общественном производстве (производственный, обеспечивающий, территориальный);

- по уровням (локальный, мезо, микро) [11].

Рассматривая туристические ресурсы с точки зрения их состава, мы определили две укрупненные группы внутренних факторов - природные и социокультурные: природный и культурный ландшафты, природные и культурно-исторические объекты, архитектурные, научные, зрелищные и другие виды объектов, по своей сути эти объекты являются проявлением социально-культурной

жизнедеятельности общества [12].

Можно обобщить и выделить основные факторы, сдерживающие развитие культурно-познавательного туризма:

- низкий уровень инфраструктуры в сельской местности (плохое состояние дорог и придорожного сервиса, не развит гостиничный сектор и т.д.);

- слабое развитие транспорта для доставки туристов, а также экскурсий и прогулок;

- предоставление туристам некачественной сувенирной продукции по высокой цене;

- не организованы культурно-массовые мероприятия для приезжих

гостей, отсутствуют развлекательные программы для детей;

- не развита сфера информационного оповещения туристов о маршрутах, схемах проезда к объектах культурного наследия и т.д.;

- слабое продвижение имеющихся туристических ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, туристско-рекреа-ционная деятельность играет важную роль в экономике стран и регионов, обеспечивая рациональное использование и сохранение природно-экологических, культурно-исторических, информационно-познаватель-ных ресурсов территории, исследование туристских факторов в общей системе ресурсного потенциала будет

способствовать повышению уровня устойчивого социально-экономического развития регионов.

Решение поставленных задач будет способствовать развитию культурно-познавательного туризма в Самарской области, совершенствование деятельности музеев и увеличение их

социоэкономической роли.

Совершенствование хозяйственной

структуры сел, стимулирование развития отраслей, задействованных в индустрии гостеприимства, задействование

бесперспективных и слаборазвитых сел и деревень в альтернативных видах деятельности повлечет за собой развитие сопряженных сельскими территориями отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, производство товаров промышленного потребления, что будет способствовать устойчивому развитию территорий сельскохозяйственного

назначения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129 "О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года". [Электронный ресурс]. - URL: http://samara.news-city.info/docs/sistemsf/dok iercaz/index.htm (дата обращения: 21.01.2014).

2. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 2567-р от 27.12.2012 г.

3. Государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 717 от 14.07.2012 г.

4. Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских

территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 2071-р от 8.11.2012 г.

5. Концепция развития сельского туризма в Самарской области, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области № 541 от 27.10. 2010 г.

6. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/ 14914.77.htm (дата обращения: 21.01.2014).

7. Полянскова, Н.В. Факторы роста эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в современной экономике // Никсоновские чтения. - 2009. -№ 14. С. 151-154.

8. Чихиков, В.М. Сфера культуры и экономика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.artpragmatica.ru/ projects/?uid=2287

9. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. http://www.mcx.ru/news/news/v7 show/14082.285.htm. (Дата обращения: 29.09.2013 г.)

10. Преображенский, В.С. Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем / В.С. Преображенский, И.В. Зорин, Ю.А. Веденин // Изв. АН СССР Сер. геогр. - 1972. - №1. - С. 5 - 25.

11. Дроздов, А.В. Рекреационная география: идеи, методы, практика. - Тверь, 2006. -С. 126.

12. Красильникова, И.Н. Оценка рекреационного потенциала как один из факторов устойчивого развития региона // Экологические и социальные проблемы Северо-Запада России и стран Балтийского региона: Материалы общественно-научной конференции с международным участием 27-28 ноября 2008 г. - Псков: Изд. ПГПУ, АНО "ЛОГОС", 2008. - С. 69-72.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.