Научная статья на тему 'Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации'

Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
16603
1533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фролова Е. В., Кабанова Е. Е., Костина М. В.

Статья посвящена специфике культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации. В работе рассмотрены виды культурно-познавательного туризма, выявлены факторы, лимитирующие эффективное развитие туризма в России. В статье выделены перспективные направления развития культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Фролова Е. В., Кабанова Е. Е., Костина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации»

Е. В. Фролова

доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета, г. Москва Frolova Elena Viktorovna

doctor of sociological sciences, professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University, Moscow

E. E. Кабанова

кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета, г. Москва Kabanova Elena Evgen 'evna

candidate of sociological sciences, senior lecturer of the Department of Management and Administration of Russian State Social University, Moscow

M. В. Костина

Студентка, направление подготовки «Конфликтология», кафедра менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета, г. Москва Kostina Margarita Vladimirovna Student, direction of training «Conflictology», Department of Management and Administrative Management of Russian State Social

University, Moscow

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Specificity of cultural and educational tourism in cities of the russian

federation

Аннотация. Статья посвящена специфике культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации. В работе рассмотрены виды культурно-познавательного туризма, выявлены факторы, лимитирующие эффективное развитие туризма в России. В статье выделены перспективные направления развития культурно-познавательного туризма в городах Российской Федерации.

Ключевые слова: туризм, культурно-познавательный туризм, туристический потенциал, культурно-историческое наследие, туристический продукт.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-33-01106

Annotation. The article is devoted to the specificity of cultural and educational tourism in the cities of the Russian Federation. In the article the types of cultural-cognitive tourism are considered, the factors that limit the effective development of tourism in Russia are revealed. The article highlights promising tours of cultural and educational tourism in the cities of the Russian Federation.

Keywords: tourism, cultural and educational tourism, tourist potential, cultural and historical heritage, tourist product.

Роль туристической индустрии постоянно возрастает, что связано со значительным уровнем ее влияния на экономику отдельной страны. В настоящее время туризм выступает одним из современных инструментов привлечения к территории внимания внешних и внутренних потребителей туристских услуг, развития смежных отраслей, модернизации объектов инфраструктуры, увеличение доходов, снижения уровня безработицы среди трудоспособного населения, роста конкурентоспособности страны и повышения уровня и качества жизни населения. В настоящее время необходимость развития туризма в России является одной из приоритетных стратегических социально-экономических задач государства. Сложившиеся экономическая и непростая внешнеполитическая ситуации, введение экономических санкций против Российской Федерации, колебание курсов различных валют, запрет на выезд за границу некоторых категорий лиц, спад доверия к турагентствам, все это подчеркивает необходимость по праву признать развитие туризма актуальным и приоритетным направлением Российской Федерации (Фролова Е.В., Кабанова Е.Е., 2016).

По данным Росстата за период январь-сентябрь 2015 г. число выездов российских граждан за границу с целью туризма сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 31,4%, Политическая напряженность усугубила ситуацию. Совокупность факторов обусловила массовое банкротство турфирм. В качестве «импортозамещения» туристический бизнес мог бы переориентироваться на внутренний рынок, однако пока из-за недостаточно развитой инфраструктуры спрос на

внутренний туризм недостаточен (Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году).

В современных условиях внутренний культурно-познавательный туризм является наиболее перспективным направлением социально-экономического развития страны и ее территорий. Данный вид туризма занимает значительное место в структуре туристских потоков. На его долю приходится пятая часть внутреннего турпотока и третья часть въездного туризма. Важно отметить, что туризм это не только форма отдыха и развлечения, но и способ для получения новых знаний, саморазвития и самообразования.

Культурно-познавательный туризм обеспечивает создание условий гармонизации человека и общества, повышения общего уровня культуры и образования, знакомства населения с местной историей.

Культурно-познавательный туризм - это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурным потенциалом территории, расширяя его кругозор. На территории практически всех регионов и муниципальных образований России располагаются различные памятники истории, природы, культуры и археологии. Данные памятники предоставляют большие возможности для развития туризма в больших и малых городах РФ.

Основой культурно-познавательного туризма составляют объекты культурно-исторического наследия среди которых можно выделить:

- памятники археологии;

- театры, музеи, выставки;

- исторические города;

- сельские поселения;

- культовую и гражданскую архитектуру;

- объекты этнографии;

- социальную инфраструктуру;

- технические комплексы и сооружения и т.д. (Изотова М.А., Матюхина Ю.А., 2006).

Исходя из вышесказанного, можно выделить такие виды культурно-познавательного туризма как:

1. культурно-исторический;

2. культурно-религиозный;

3. культурно-событийный;

4. культурно-экологический;

5. культурно-этнический;

6. культурно-археологический;

7. культурно-этнографический;

8. культурно-антропологический (Колпащикова Т.Ю., 2011).

Российская Федерация располагает огромным количеством

туристических ресурсов. Россия обладает рядом преимуществ: обширная территория, природное разнообразие, насыщенное историческое и культурное наследие. Культура любого народа сама по себе уникальна и самобытная, а Российская Федерация как мультикультурная страна имеет множество возможностей для культурно-познавательного туризма. Однако в настоящее время на долю РФ приходится только 1% от мирового туристического продукта.

Можно выделить ряд факторов, лимитирующих эффективное развитие туризма в России. Сюда относятся: трудности в социально-экономической и политической сфере, недостаточный уровень доходов среди населения, дисфункции процессов управления туристической отраслью и многое другое. Очень ощутимой и распространенной проблемой является инертность, низкий уровень динамичности в вопросах учета мнений и интересов потребителей, при том, что в сфере туризма очень важно соответствовать современным мировым запросам и использовать новейшие технологии.

Острой проблемой для России является наличие такого ряда явлений как разрушения исторических и культурных памятников, забвение некоторых исторических мест, исчезновение явлений народной культуры. По представленным данным Научно-проектным институтом реконструкции

45

исторических городов, если в течение 10-15 лет не принимать какие-либо меры по сохранению и возрождению объектов культурно-исторического наследия, то погибнет большая часть сохранившихся ценностей исторической среды и безвозвратно исчезнет традиционный облик большинства российских исторических городов.

Таким образом, можно выделить ряд проблем, препятствующих развитию туризма в России:

1. Проблема транспортной инфраструктуры. К числу наиболее значимых проблем относится высокая стоимость платных транспортных услуг. Неразвитость инфраструктуры общественного транспорта, недостаточность координации деятельности всех видов общественного транспорта (различные виды, услуги и операторы) на конкретной территории; отсутствие условий для оптимизации маршрутов, системы пересадок; недостаточный уровень обеспечения населения информацией о возможностях общественного транспорта (наличие, доступность и стоимость услуг) существенно затрудняет развитие культурно-познавательного туризма. (Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году).

2. Недостаточный уровень информированности. Не только зарубежные туристы, но и сами жители нашей страны не располагают полной и достаточной информацией. В большинстве развитых стран средний показатель внутреннего туризма составляет от 10 до 12%, то в России он составляет чуть более одного процента.

3. Недостаточный уровень развития профильного туризма. Велотуризм, экотуризм, фототуризм, экстрим и т.д. - данные виды не имеют существенной базы и инфраструктуры развития. Как показывает практика большинства туристических государств, именно профильный туризм приносит больше всего дохода.

4. Недостаточный уровень разнообразия туристских услуг формирует устойчивую ориентацию на так называемые «однодневные туры» в

46

контексте культурно-познавательного туризма. В сложившейся ситуации услуги гостиничной индустрии оказываются невостребованными. Кратковременность пребывания туристов существенно лимитирует развитие туристской инфраструктуры муниципальных образований РФ.

5. Низкое качество предоставляемых туристских услуг и слабый уровень развития в сфере обслуживания. Особенно сложная ситуация характерна для гостиничной индустрии малых городов. Проблемой является концентрация предложений гостиничного обслуживания в инвестиционно-привлекательных территориях. Наибольшая доля в обороте сектора - до 70% принадлежит Москве и Санкт-Петербургу. Как показывает анализ гостиничного рынка России по оценке экспертов большая часть номерного фонда, представленного зарубежными операторами, принадлежит заведениям Москвы и Санкт-Петербурга. На долю двух столиц приходится 57%. Третье, четвертое и пятое места по этому показателю занимают Сочи (13%), Московская область (5%) и Екатеринбург (4%). (Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году).

6. Снижение уровня доходов населения. Сберегательная модель поведения, ведущая к ограничению необязательных расходов, существенно лимитирует развитие туристической отрасли.

Российская Федерация обладает уникальным туристическим потенциалом, что позволяет преодолеть данные негативные тенденции в рамках организации различных туров. Для развития культурно-познавательного туризма в РФ интересным и перспективным видятся такие туры как:

1. Историко-патриотический (посещение мест сражений и русской воинской славы).

2. Экологический (знакомство и изучение тайги, тундры, степей, заповедников, болот, горных территорий, национальных парков, побережий северных морей с природой).

3. Литературный (посещение мест, связанных с жизнью писателя и его творчеством, а так же маршрутов героев произведений). Например: Ишима - «город Конька-горбунка» или походы по Мещере (по произведениям Паустовского).

4. Археологический (посещение пещер с палеолитической живописью в Башкирии, жилища из костей мамонта в музее-заповеднике «Костенки»).

5. Познавательно-развлекательный (знакомство с фольклором, художественными промыслами, традициями и обычаями народов России).

6. Путешествия по историческим древним городам (посещение таких городов, как Старая Ладога, Муром, Дербент и др.).

7. Этнографический (знакомство с традициями, культурой и историей буддистов Бурятии и Калмыкии, мусульман Татарстана и Башкортостана, старообрядцев русского Севера и Заволжья, народов Азиатского Севера и другие (Каменщиков И.А., 2005).

К перспективным направлениям в современном туризме относится создание комплексных центров под открытом небом, которые построены на базе культурной, научной, просветительской деятельности. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах, например Флево в Голландии, Лейр в Дании, Дюппель в Германии (Изотова М.А., Матюхина Ю.А., 2006). В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться в России, такие, как Этномир в Калужской, Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и другие (Коржанова А.А., 2015), «Город мастеров» в Городецком районе Нижегородской области, «Мышкины палаты» в Мышкине Ярославской области. Подобные центры создают совершенно новую для многих регионов сферу отдыха и развлечений. Особенно часто в этом направлении пользуются успехом центры, которые расположены в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В данных случаях речь идёт о знакомстве человека не только с историей и

культурой, но также и с природой, благодаря чему происходит рост экологической культуры в широком смысле этого слова.

Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и другие (Коржанова А.А., 2015). В подобных музеях зачастую не хватает качества и разнообразия в сфере обслуживания посетителей. В итоге посещение таких центров заключается только в знакомстве с экспозицией, а качественное обслуживание туристов не осуществляется. Таким образом, существует необходимость в развитии инфраструктуры этих туристических объектов.

Создание центров нового поколения основывается не на одном наличии выставочных залов и комплексов, здесь должна функционировать на высоком уровне сфера отдыха и развлечений. Иначе говоря, посетители помимо ознакомления с достопримечательностями и памятниками культуры и получения эстетического наслаждения, хотят получать максимально позитивные эмоциональные впечатления.

На территории нашей страны находится множество уникальных объектов: памятники археологии, истории, архитектуры и монументального искусства. Кроме того в России имеются объекты, которые включены в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО: Красная площадь и Московский Кремль, Казанский кремль, Старый город и крепостные сооружения Дербента, Ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области.

Развитие природно-познавательного туризма осуществляется на территории национальных и природных парков, которые расположены в различных регионах Российской Федерации. Они представляют собой обширные территории с лесами, озёрами, горами, уникальными природными и историческими объектами (Некрасова М.Л., 2013).

Россия насчитывает более пятисот исторических поселений, среди которых, как и города, так и сельские поселения, являющиеся туристическими центрами России, например: Великий Новгород, Суздаль, Звенигород, Мышкин, Великий Устюг, Псков. Кроме того, большой популярностью среди отечественных и зарубежных туристов пользуются такие города как Суздаль, Владимир, Ростов, которые являются ядром «Золотого кольца России». К числу часто посещаемых объектов туризма можно также отнести ряд наиболее известных провинциальных музеев-заповедников, расположенных в старинных русских городах, являющихся традиционными центрами туризма (Новгородский музей-заповедник, Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, Александровская Слобода в городе Александрове Владимирской области, Рязанский музей-заповедник) (Некрасова М.Л., 2013).

В России функционируют различные туристические ярмарки, самая крупная из них - это московская международная выставка «Путешествия и туризм». Она представляет собой крупнейшую и важнейшую выставку туристического профиля в России, проводится с 1993 г. ежегодно в Москве, в Экспоцентре. В этой ярмарке принимают участие российские и зарубежные туристические фирмы и организации, учебные заведения туристического направления, посольства, все возможные средства массовой информации, редакции телевизионных программ.

Таким образом, Российская Федерация обладает обширным туристическим потенциалом, однако, в рейтинге стран мира по развитию туристической отрасли Россия занимает далеко не первое место. На долю РФ приходится очень малый процент мирового туристического продукта. Очевидно, что имеющиеся туристические ресурсы используются недостаточно эффективно.

Развитие культурно-познавательного туризма ограничивается следующими факторами: высокая стоимость платных транспортных услуг, недостаточность координации деятельности всех видов общественного транспорта (различные виды, услуги и операторы) на конкретной

50

территории, отсутствие условий для оптимизации маршрутов; недостаточный уровень информированности населения в сфере культурно-познавательного туризма; низкий уровень разнообразия туристских услуг, инициирующий уменьшение сроков пребывания туристов (преобладание «однодневных туров»); недостаточный уровень развития профильного туризма (велотуризм, экотуризм, фототуризм, экстрим); концентрация предложений гостиничного обслуживания в инвестиционно-привлекательных территориях, высокий уровень региональной дифференциации, низкое качество предоставляемых туристских услуг и слабый уровень развития в сфере обслуживания особенно в малых и средних городах РФ.

Список использованной литературы:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. - учеб. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.

2. Афонн Г.И. Туризм как социокультурное явление. Дис. канд. философ. наук. Казань. 2006. 169 с.

3. Гаврилова Е.А. Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области. Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. М.: РИОР, 2011. С. 201-203.

4. Добрынина В.И., Ляховец А.С. Предпринимательская деятельность в малых городах как феномен культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 250-254.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

6. Захарова Л.Н. Туризм как социокультурное явление: монография. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. - 124 с.

7. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. М.: Научная книга, 2006. - 136 с.

8. Каменщиков И. А., Управление культурно-познавательным туризмом в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва 2005. - 25 с.

9. Кимович А.А. Туризм как социокультурное явление. Теория и практика общественного развития. 2010. № 1. С. 75-82.

10. Колпащикова Т.Ю. Социально-экономические аспекты развития культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Дис. канд. эконом. наук. Санкт-Петербург, 2011. 193 с.

11. Коржанова А.А., Перспективные направления развития культурно-познавательного туризма в России. Фундаментальные исследования. 2015. № 2-18. С. 4044-4047.

12. Максютина К.Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 4. С. 36-40.

13. Межуев, В. М. Культурология и философия культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. countries.ru/library/Sophia/mesuev.htm

14. Моисеева Е.Г. Культурный туризм как стратегический ресурс России. Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1(45). С.90-100.

15. Национальный атлас России. Том 4. Электронный ресурс. URL: http://национальныйатлас.рф/cd4/index.html

16. Некрасова М.Л. Стратегический подход к формированию территориальных туристско-рекреационных систем Российской Федерации: монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. - 289 с.

17. Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме. Дис. канд. философ. наук. Краснодар, 2004. 20 с.

18. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука. Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 160 - 168.

19. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Кадровое обеспечение процессов развития туризма в муниципальных образованиях Российской Федерации. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. Т. 5. №3. С. 15-18.

20. Janos Csapo. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry. Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. 2012. Р. 201 -232.

21. Nikolaos Pappas. The Effect of Distance, Expenditure and Culture on the Expression of Social Status Through Tourism. Tourism and Hospitality Planning & Development. 2014. Vol. 11. No4. Р. 387-404.

22. Ustymenko L. Weekend tourism as a cultural phenomenon. Культура i мистецтво у сучасному свт. 2016. № 17. С. 11-16.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aleksandrova A.YU. Mezhdunarodnyj turizm. - ucheb. - M.: Aspekt Press, 2002. - 470 s.

2. Afonn G.I. Turizm kak sociokul'turnoe yavlenie. Dis. kand. filosof. nauk. Kazan'. 2006. 169 s.

3. Gavrilova E.A. Kul'turnyj turizm kak faktor razvitiya Orenburgskoj oblasti. Aktual'nye voprosy ehkonomiki i upravleniya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. M.: RIOR, 2011. S. 201-203.

4. Dobrynina V.I., Lyahovec A.S. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' v malyh gorodah kak fenomen kul'tury. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011. № 3. S. 250-254.

5. Erasov B.S. Social'naya kul'turologiya: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. — Izdanie tret'e, dop. ipererab. - M.: Aspekt Press, 2000. - 591 s.

6. Zaharova L.N. Turizm kak sociokul'turnoe yavlenie: monografiya. -Tyumen': Izd-vo TGU, 2003. - 124 s.

7. Izotova M.A., Matyuhina YU.A. Innovacii v sociokul'turnom servise i turizme. M.: Nauchnaya kniga, 2006. - 136 s.

8. Kamenshchikov I.A., Upravlenie kul'turno-poznavatel'nym turizmom v Rossii. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ehkonomicheskih nauk. Moskva 2005. - 25 s.

9. Kimovich A.A. Turizm kak sociokul'turnoe yavlenie. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2010. № 1. S. 75-82.

10. Kolpashchikova T.YU. Social'no-ehkonomicheskie aspekty razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Severo-Zapadnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii. Dis. kand. ehkonom. nauk. Sankt-Peterburg, 2011. 193 s.

11. Korzhanova A.A., Perspektivnye napravleniya razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Rossii. Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-18. S. 4044-4047.

12. Maksyutina K.N. Turizm kak sfera kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: osnovnye ponyatiya. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2010. № 4. S. 36-40.

13. Mezhuev, V. M. Kul'turologiya i filosofiya kul'tury [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: www.countries.ru/library/Sophia/mesuev.htm

14. Moiseeva E.G. Kul'turnyj turizm kak strategicheskij resurs Rossii. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012. № 1(45). S.90-100.

15. Nacional'nyj atlas Rossii. Tom 4. EHlektronnyj resurs. URL: http://nacional'nyjatlas.rf/cd4/index.html

16. Nekrasova M.L. Strategicheskij podhod k formirovaniyu territorial'nyh turistsko-rekreacionnyh sistem Rossijskoj Federacii: monografiya. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2013. - 289 s.

17. Sychanina S.N. Turizm v sociokul'turnom prostranstvenno-vremennom kontinuume. Dis. kand. filosof. nauk. Krasnodar, 2004. 20 s.

18. Flier A.YA. Kul'turologiya kak gumanitarnaya nauka. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2005. № 1. S. 160 - 168.

19. Frolova E.V., Kabanova E.E. Kadrovoe obespechenie processov razvitiya turizma v municipal'nyh obrazovaniyah Rossijskoj Federacii. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. 2016. T. 5. №3. S. 15-18.

20. Janos Csapo. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry. Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. 2012. P. 201 -232.

21. Nikolaos Pappas. The Effect of Distance, Expenditure and Culture on the Expression of Social Status Through Tourism. Tourism and Hospitality Planning & Development. 2014. Vol. 11. No4. Р. 387-404.

22. Ustymenko L. Weekend tourism as a cultural phenomenon. Культура i мистецтво у сучасному ceimi. 2016. № 17. С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.