МАРКЕТИНГ
УСЛУГ И ТЕРРИТОРИЙ
УДК: 338.46: 339.137.2 DOI: 10.22412/1995-042X-11-6-7
ВАГАПОВА Фирдаус Гумаровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(Казань, Респ. Татарстан, РФ); кандидат искусствоведения, ст. преп.; e-mail: [email protected]; ТИМОФЕЕВА Елена Рафаиловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(Казань, Респ. Татарстан, РФ); магистрант: e-mail: [email protected];
ИМИНОВА Гульчехра Шавкатовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
(Казань, Респ. Татарстан, РФ); магистрант: e-mail: [email protected]
Анализ развития культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан
В статье впервые даётся целостный анализ состояния развития культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан (РТ): отмечены положительные результаты, указаны факторы, сдерживающие развитие данной отрасли туризма в республике, а также предлагаются пути их решения. Обращение к данной теме обосновано тем, что культурно-познавательный туризм является одним из самых приоритетных видов туристической индустрии в республике; пониманием необходимости поиска новых форм в организации работы с туристами.
Исследование строится на применении метода анализа и синтеза, позволяющего проанализировать состояние культурно-познавательного туризма в республике, выявить факторы, влияющие на его развитие. Метод дедукции, применяемый исследователями при изучении туризма в отдельном регионе, способствует выявлению причин, ограничивающих генезис отдельных отраслей туризма, и позволяет предложить новые формы работы.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы: успешное развитие культурно-познавательного туризма в РТ обеспечивается при поддержке органов государственной власти; в регионе достигнуты положительные результаты в развитии гостиничного сервиса, транспортного обслуживания, образовательной политике, рекламной деятельности, способствующие росту культурно-познавательного туризма; создание новых экскурсионных маршрутов, позволяющих показать особенности традиционной культуры татар, будут влиять на процесс популяризации развития туризма в регионе; для повышения качества, предлагаемых услуг в сфере культурно-познавательного туризма большую поддержку может оказать привлечение жителей города (резидентов).
Ключевые слова:
культурно-историческое наследие,
культурно-познавательный туризм, резидент, экскурсионный маршрут
В работе авторы опирались на исследования специалистов, изучающих туристские особенности в регионах: Ростове-на-Дону (А.В. Бабкин), Нижегородской области (О.С Крайнова), Республике Кабардино-Балкария (А.В. Тхагапсов). В качестве источника авторами использована Государственная программа по развитию туризма в РТ «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
Сегодня туризм является важнейшей сферой, влияющей на становление всех отраслей экономики региона, он «стимулирует развитие торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства и промышленности» [11]. Опосредованно влияет индустрия туризма на благосостояние жизни населения, развитие его культурного потенциала.
В Республике Татарстан развитию туристской индустрии уделяется особое внимание. Туризм в Татарстане является перспективным направлением социально-экономического развития. Это связано, во-первых, с выгодными природно-климатическими ресурсами республики, включающими ландшафтные памятники, уникальную флору и фауну, судоходные реки. Во-вторых, богатство культурно-исторического потенциала служит туристской привлекательности республики в любое время года. В принятой в 2014 г. Государственной программе по развитию туризма «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»1 определены цель и основные задачи развития туризма в республике. Цель Программы заключается в «повышении конкурентоспособности туристского комплекса Республики Татарстан на российском и международном туристских рынках». В числе основополагающих задач отмечается «увеличение объёма и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению».
1 Постановление Кабинета Министров РТ №522 от 21.07.2014 «Об утверждении государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_255669_enc_3 8804.pdf (Дата обращения: 25.01.2015).
В качестве приоритетных видов, развивающихся в республике, можно выделить, культурно-познавательный туризм. Для его роста Республика Татарстан имеет колоссальные возможности, на её территории сосредоточены уникальные объекты национального, культурного и исторического наследия.
В последние годы государственная политика в сфере туризма и гостеприимства способствует росту благоприятного туристского имиджа Республики Татарстан. Положительные результаты достигаются благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционной деятельности и правовой политике в сфере туризма, развития и совершенствования туристской инфраструктуры. Высокий уровень развития гостиничного сервиса по праву вывел республику на лидирующие позиции в федеральном округе. За последние годы в республике построено большое количество гостиниц разного уровня (от гостиниц класса «Пять звёзд» до бюджетных) с достаточным количеством мест для размещения туристов, внутри каждого объекта развивается своя дополнительная инфраструктура, открыты рестораны, имеются конференц-залы, переговорные комнаты - подобная дестинация, несомненно, говорит о качестве сооружений и привлекает туристов.
Необходимо отметить, что решены проблемы и в сфере транспортного обслуживания туристов, которое осуществляется в виде авиаперевозок, перевозок железнодорожным, автомобильным транспортом и речным флотом. Для экскурсионных поездок предоставляются комфортабельные автобусы, оснащённые новейшим техническим обору-
дованием (кондиционеры, аудио средства). В столице республики - городе Казани, для осуществления экскурсий по городу, предлагаются современные двухэтажные автобусы, пользующиеся большой популярностью у туристов. Много внимания уделяется повышению профессионального туристского образования. В числе ведущих ВУЗов республики по подготовке кадров, задействованных в сфере туризма: Казанский (Приволжский) Федеральный университет и Казанский филиал Российской Международной Академии туризма. В высших учебных заведениях внедряются новые образовательные программы, способствующие качественному росту обслуживания туристов.
В продвижении туристской популярности республики большое значение играет работа, проводимая в области рекламно-информационного обеспечения. Издание рекламно-информационных каталогов по существующим экскурсионным маршрутам с обозначением памятников культурного наследия, информационных буклетов с определением возможностей основных туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Татарстан, рекламные растяжки и баннеры способствуют росту узнаваемости региона. В деле продвижения туристского продукта республики значительную роль играет и использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Несмотря на позитивные процессы, развитие культурно-познавательного туризма в республике сдерживается некоторыми факторами.
В настоящее время решить многие проблемы и положительно повлиять на экономику, дать толчок для развития ряда отраслей хозяйства способна туристско-рекреационная отрасль [13]. Одним из условий успешного развития туристско-рекреационного комплекса в Республике Татарстан является создание перспективных туристских кластеров, расположенных на наиболее популярных маршру-
тах, сосредоточенных в районах наибольшей концентрации исторических и культурных центров, привлекательных для туристов. В связи с этим необходимо, наряду с развитием туристской инфраструктуры, проводить работы по реставрации памятников историко-культурного наследия, что создаст условия для формирования новых туристских маршрутов. Нельзя не отметить, что в республике проводятся масштабные работы по реставрации крупнейших центров культурного наследия, среди которых: дошедшие до нас из глубины столетий архитектурные памятники города Булгар и соборы острова-града Свияжска (рис. 1-2).
Рис. 1. - Панорама комплекса сооружений Великого Булгара: слева - реконструкция Соборной мечети и Большого минарета, справа - Северный мавзолей (XIV в.); на втором плане справа - Церковь Успения (XVIII в.)2
Культурно-познавательный туризм
включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием [5], включающим знакомство с особенностями градостроительного искусства, памятниками зодчества, произведениями искусства, что предполагает, в том числе, и посещение музеев. В соответствии с данным определением, одна из задач, стоящих в сфере культурно-познавательного туризма - постоянное обновление существующих экскурсионных
2 Фотографии для рис. 1-5 заимствованы с портала www.visit-tatarstan.com (Дата обращения: 25.01.2015).
маршрутов, проектирование и формирование новых маршрутов и экспозиций в музеях. Это необходимое условие для привлечения в республику потока туристов. Учитывая тот факт, что в сфере въездного туризма наиболее популярными сегодня являются так называемые туры выходного дня, важно найти способы для возникновения у туристов желания повторного посещения республики.
Рис. 2 - Панорама острова-града Свияжска
Структурообразующими маршрутами, формирующими направление культурно-познавательного туризма в республике, являются туристско-рекреационные кластеры «Казань», «Древний город Булгар», «Остров-град Свияжск», «Берега Елабуги», «Камская жемчужина». Уже в течении шести лет работает интересный проект, который приобретает все большую популярность - «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы» («Резиденция Деда Мороза и Снегурочки»). Она расположена в селе Новый Кырлай Арского района РТ. В силу своей специфики маршрут сезонный, работает только в зимнее время.
В разделе «Приложения» к государственной программе «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 -2020 годы» обозначены крупнейшие районы республики (Тетюшский, Пестречин-ский, Алексеевский районы), в которых предполагается формирование новых экскурсионных маршрутов.
Но главным городом, привлекающим туристов в республику, является столица - город Казань. Казань - город с интересной ис-
торией, здесь сохранились уникальные памятники архитектуры разных стилей и эпох, позволяющие проследить этапы развития, как русского, так и особенности национального татарского зодчества. Древнейшей частью города является Кремль (рис. 3). Как показывают археологические раскопки, его основание можно датировать XII веками, на его территории сохранились сооружения, построенные после присоединения Казанского ханства к русскому государству: стены, дозорные и проездые башни XVI —XVIII вв., Благовещенский кафедральный Собор, башня Сююмбеки и другие сооружения, среди которых - один из красивейших памятников XX ст. - мечеть Кул Шариф.
Рис. 3 - Панорама Казанского кремля
К сожалению, экскурсии по Казани, предлагаемые туристическими фирмами, не отличаются разнообразием. Это, как правило, пешеходная экскурсия по территории Казанского Кремля, обзорная автобусная экскурсия по городу, поездка к древнему Свияжску и посещение Раифского монастыря. Можно предположить, что этот однообразный набор не может привлечь туристов к повторному посещению города. Определение культурного туризма предполагает знакомство с такими особенностями места, которые формируют его национальную культуру. В связи с этим назрела острая необходимость создания экскурсионных маршрутов, в которых наглядно демонстрируется национальная специфика культуры татарского народа.
В частности, центром сосредоточения памятников мусульманского культового зодчества и памятников традиционного татарского деревянного зодчества в Казани является Старо-татарская слобода (с 1992 г. - историко-архитектурный заповедник) (рис. 4). История возникновения Слободы начинается с 1552 г., когда Казань, в результате завоевания войсками Ивана Грозного, была присоединения к русскому государству. С этого времени территория Слободы стала местом компактного проживания татар и, в более поздние периоды, получила название «Старая татарская слобода». Слобода являлась центром формирования татарской культуры. В разные периоды истории города здесь жили выдающиеся представители татарского купечества (Апако-вы, Юнусовы и др.), в мечетях и медресе работали и учились лидеры мусульманского духовенства и представители татарской интеллигенции (Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Баруди и другие)3.
Рис. 4 - Улица Старо-татарской слободы в Казани. На первом плане - мечеть Ш. Марджани (XVIII в.)
В Старо-татарской слободе сохранились памятники культового мусульманского зодчества: мечеть Ш. Марджани (рис. 4), Бурнаев-ская и Азимовская мечети, медресе «Мар-джания». Реконструированы дома казанских купцов Апанаевых, Бахтеевых, Гизетуллиных (рис. 5), Ибрагимовых, являющиеся образцами уникального татарского городского дере-
3 Татарская энциклопедия: В 6 т. Казань: Ин-т Татар. энцикл., 2005. Т.2. С 450.
вянного зодчества. На территории Слободы располагался Восточный клуб - культурный центр татарской интеллигенции, в котором проводились литературные вечера и ставились первые спектакли на татарском языке. Неслучайно на территории Слободы было построено здание Татарского академического драматического театра имени Г. Камала (1986 г.), ставшее своего рода связующей нитью между старой и новой историей города.
Рис. 5 - Усадьба купца В. Гизетуллина (XIX в.) -образец татарского городского деревянного зодчества
Создавая новые экскурсионные маршруты нельзя не учитывать, например, и тот факт, что Республика Татарстан богата водными ресурсами, по ее территории протекают крупнейшие реки Волга, Казанка, Свияга. Республику посещает (в летнее время) большой поток туристов, прибывающих транзитным кру-изным флотом. Динамика обслуживания кру-изных туристов в речном порту города Казани представлена в табл. 1. Здесь видно, что к 2013 г. значительно сократилось количество круизного туристического потока, что объясняется старением и физическим износом речного флота России. Вместе с тем, эту проблему необходимо решать и стремиться использовать водные артерии для создания новых экскурсионных маршрутов. В частности, интересные прогулочные маршруты можно организовать по рекам и озёрам, протекающим по центру города Казани (реки Казанка и Булак,
озеро Кабан), вдоль берегов, которых расположены памятники истории и культуры.
В сфере культурно-познавательного туризма потребителями услуг являются не только туристы, но и местные жители города (резиденты). Резиденты становятся важнейшей целевой группой среди потребителей услуг учреждений культуры в низкий туристический сезон [5]. Культурно-познавательный туризм не ограничивается только знакомством с памятниками культуры и посещением музеев. Он предполагает и контакты с местным населением, которое является носителем культуры этноса, города, республики, частью той культурной среды, с которой в определённый отрезок времени туристы общаются и сосуществуют в одном территориальном пространстве. В связи с тем, что туристы совершают путешествия не только с целью получения новых знаний, но и новых впечатлений [12], можно предположить, что резиденты способствуют формированию впечатления о населённом пункте, влияя и на его туристическую привлекательность.
Кроме того, необходимо активно вовлекать местное население в сферу культуры в качестве посредников между объектами культуры и туристами. Меры по вовлечению мест-
ного населения в качестве активного участника культурного рынка (причём не только как потребителей культурных услуг, но и как производителей, посредников, экспертов) актуальны для всех городов, являющихся культурными центрами [1].
В качестве успешных проектов, в данном направлении, можно назвать опыт города Бельвилля (Франция), где местные жители активно участвуют в сопровождении туристов в качестве гидов [5]. Работа здесь организована таким образом, что по разработанным специалистами туристическим программам, экскурсии может проводить каждый житель города. Подобные программы способствуют не только созданию новых рабочих мест, но имеют большой воспитательный и познавательный потенциал. Конечно, такие формы участия резидентов в культурно-познавательном туризме используются в Казани, но они носят частный характер, пока не введены в общую практику, и кроме Казани не применяются в других городах республики.
Татарстан обладает потенциальными возможностями для дальнейшего развития туризма и продвижения его бренда на мировом туристском рынке. На уровне органов государственной власти проделана большая работа по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развития туристской инфраструктуры, созданы возможности для подготовки новых кадров специалистов в области туризма, ведутся работы по реставрации памятников архитектуры. Богатое историческое и культурное наследие позволяет развивать в республике сферу культурно-познавательного туризма. Ряд проблем, обозначенных в данном исследовании должны позволить более эффективному решению задач, стоящих в сфере культурно-познавательного туризма в республике.
Таблица 1 - Динамика обслуживания круиз-ных туристов в речном порту города Казани за период 2008-2013 гг.
Показатели Годы Кол-во принятых судов, ед. Кол-во обслуженных туристов, чел.
2008 1006 139256
2009 839 114311
2010 978 133784
2011 824 105773
2012 571 79798
2013 679 115000
Список источников:
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 252 с.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/523/499 (Дата обращения: 23.05.2016).
3. Винокурова Т.Г. Формирование информационного туристского потенциала северных территорий России // Известия ИГЭА. 2010. №2. С. 66-70.
4. Garcia B. Cultural policy and urban regeneration in Western European cities: lessons from experience, prospects for the future // Local Economy. 2004. Vol.19(4). Pр. 312-326. DOI: 10.1080/0269094042000286828.
5. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Многомерность культурного пространства: мат. науч.-практич. форума. СПб.: Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2009. С. 109-119.
6. Гордин В.Э., Сущинская М., Яцкевич М. Теоретические и практические подходы к развитию туризма // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. C. 85.
7. Гроснер Г.А. Мир туризма. Мн.: Харвест, 2005. 97 с.
8. Костюк О. История ивента // Теория и практика организации специальных мероприятий. 2008. №3. С. 17-21.
9. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона // Вестник Национальной академии туризма. 2014. №3(31). С. 37-40.
10. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов. М.: Эксмо, 2006. 272 с.
11. Огнева С.В., Кузьмина Н.В. Проблемы и перспективы развития туризма в промышленных регионах (на примере Пермского края) // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №3(59). С. 51-62. DOI: 10.12737/14393.
12. Сущинская М.Д. Культурный туризм. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. C. 10.
13. Тхагапсов А.В. Туристско-рекреационная система Республики Кабардино-Балкария: проектные решения по привлечению «новых» туристов // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9. №3(59). С. 195-206. DOI: 10.12737/14407.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Firdaus G. VAGAPOVA a, Elena R. TIMOFEEVA b, Gulchehra Sh. IMINOVA c
Kazan (Privolzhsky) Federal University (Kazan, Republic of Tatarstan, RF); PhD in Culturology, Associate Professor; e-mail: [email protected]; b Master's Degree student; e-mail: [email protected]; c Master's Degree student: e-mail: [email protected]
THE STATE AND PROSPECTS OF CULTURAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
The article for the first time provides a holistic analysis of the development of cultural tourism in the Republic of Tatarstan (RT): marks positive results, gives constraints factors of the tourism industry development in the country, offers authorial solutions. The subject of the article is caused by the fact that the cultural tourism is one of the priority types of tourism industry in the country and understanding of the need to find new forms of organization of work with tourists.
The work is based on the method of analysis and synthesis, which allows to analyze the state of cultural tourism in the country, to identify the factors that influence its development. Deductive method, used by researchers in the study of tourism in a particular region, helps to identify the reasons for limiting the genesis of individual tourism industries and allows us to offer new forms of work.
The results of the study led to the following conclusions: the successful development of cultural tourism in the Republic of Tatarstan is provided with the support of public authorities; the region's development shows positive results in the hotel services, transport services, educational policy, promotional activities, contributing to the growth of cultural tourism in the country; the creation of new tour routes, making it possible to show features of the traditional culture of the Tatars, will contribute to the promotion of tourism development in the region; to improve the cultural tourism services quality can provide greater support to attract residents (residents).
In the study, the authors relied on the research of specialists in the study of tourism features in the regions: Rostov-on-Don (A. V. Babkin), Nizhny Novgo-Keywords: rod region (O. S. Kraynova), the Republic of Kabardino-Balkaria (A. V. Thagap-
cultural and historical heritage, sov). The authors used as a source of State Program for tourism development cultural tourism, resident, in the Republic of Tatarstan "Development of tourism and hospitality in the
excursion route Republic of Tatarstan for 2014-2020".
References
1. Babkin, A. V. (2008). Special'nye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov-on-Don: Fenix. (In Russ.).
2. Bulganina, S. V., Lebedeva, T. E., & Varivoda, V. S. (2014). Sozdanie resursnoj bazy rasshirenija sektora gostinichnyh uslug v regione [Creating a resource base expansion of hotel services in the region]. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/523/499 (Accessed on May 23, 2016). (In Russ.).
3. Vinokurova, T. G. (2010). Formirovanie informacionnogo turistskogo potenciala severnyh terri-torij Rossii [Formation of the information tourist potential of the Northern territories of Russia]. Izvestija IGEA [Bulletin of Baikal State University], 2(70), 66-70. (In Russ.).
4. Garcia, B. (2004). Cultural policy and urban regeneration in Western European cities: lessons from experience, prospects for the future. Local Economy, 19(4), 312-326. doi: 10.1080/0269094042000286828.
5. Gordin, V. E., & Mateckaja, M. V. Kul'turnyj turizm kak strategija razvitija goroda: poisk kom-promissov mezhdu interesami mestnogo naselenija i turistov [Cultural tourism as a strategy for city development: finding compromises between the interests of the local population and tourists]. In coll.: Mnogomernost' kul'turnogo prostranstva [The multidimensionality of the cultural space]: material of the scientific and practical forum. St. Petersburg: Levsha. St. Petersburg Publ., 109-119. (In Russ.).
6. Gordin, V. E., Sushhinskaja, M., & Jackevich, M. (2001). Teoreticheskie i prakticheskie podhody k razvitiju turizma [Theoretical and practical approaches to the tourism development]. In coll.: Kul'turnyj turizm: konvergencija kul'tury i turizma na poroge XXI veka [Cultural tourism: the convergence of culture and tourism on the threshold of the 21st century]. St. Petersburg: SPSUE, 85. (In Russ.).
7. Grosner, G. A. (2005). Mir turizma [World of Tourism]. Minsk: Harvest. (In Russ.).
8. Kostjuk, O. (2008). Istorija iventa [History of the event]. In coll.: Teorija i praktika organizacii special'nyh meroprijatij [Theory and practice of organizing special events], 3, 17-21. (In Russ.).
9. Kraynova, O. S., & Lebedeva, T. E. (2014). Razrabotka i realizacija celevyh programm razvitija vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Nizhegorodskoj oblasti: potencial dlja formirovanija konku-rentosposobnoj turistskoj industrii regiona [Development and implementation of specialpurpose programs of the development of domestic and inbound tourism in Nizhny Novgorod region: the potential for formation of a competitive tourism industry of the region]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 3(31), 37-40. (In Russ.).
10.Lindstrom, M. (2006). Chuvstvo brenda. Vozdejstvie na pjat' organov chuvstv dlja sozdanija vydaju-shhihsja brendov [Brand Sense: Build Powerful Brands through Touch, Taste, Smell, Sight, and Sound]. Moscow: Exmo. (In Russ.).
11.Ogneva, S. V., & Kuzmina, N. V. (2015). Problemy i perspektivy razvitija turizma v promyshlen-nyh regionah (na primere Permskogo kraja) [Problems and prospects of tourism development in the industrial region (The experience of the Perm region)]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 9(3), 51-62. doi: 10.12737/14393. (In Russ.).
12.Sushhinskaja, M. D. (2010). Kul'turnyj turizm [Cultural tourism]. St. Petersburg: SPSUE. (In Russ.).
13.Thagapsov, A. V. (2015). Turistsko-rekreacionnaja sistema Respubliki Kabardino-Balkarija: proektnye reshenija po privlecheniju «novyh» turistov [Tourism and recreation system of Kabardino-Balkaria Republic: design solutions on attraction of «new» tourists]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 9(3), 195-206. doi: 10.12737/14407. (In Russ.).
Вагапова Ф.Г., Тимофеева Е.Р., Иминова Г.Ш.
Анализ развития культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 6. С. 85-93. DOI: 10.22412/1995-042X^1-6-7.
Vagapova, F. G., Timofeeva, E. R., & Iminovа, G. Sh.
(2017). The state and prospects of cultural tourism in the Republic of Tatarstan. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(6), 85-93. doi: 10.22412/1995-042X-11-6-7. (In Russ.).