Научная статья на тему 'Исторические аспекты формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан страны в рамках комплекса ГТО'

Исторические аспекты формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан страны в рамках комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО / патриотическое воспитание / массовая физическая культура / пропаганда здорового образа жизни / GTO / patriotic education / mass physical culture / propaganda of a healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Вадим Николаевич, Г Н. Метляев, М Д. Осминин

Физическая культура, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по укреплению здоровья нации, формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Современная российская система физического и патриотического воспитания в лице государственных и негосударственных организаций представляет собой результат эволюции исторических форм формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан, существовавших в нашей стране. В данной работе рассмотрена история развития комплекса ГТО в СССР и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Вадим Николаевич, Г Н. Метляев, М Д. Осминин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of formation of physical, psychophysical and patriotic education of young citizens of the country within the framework of the GTO complex

Physical culture, being an integral part of the general educational process, is a systematic and purposeful activity to strengthen the health of the nation, the formation of a high patriotic consciousness among citizens, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civil duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland. The modern Russian system of physical and patriotic education, represented by state and non-governmental organizations, is the result of the evolution of the historical forms of the formation of the physical, psychophysical and patriotic education of young citizens that existed in our country. In this paper, the history of the development of the GTO complex in the USSR and Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан страны в рамках комплекса ГТО»

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН СТРАНЫ В РАМКАХ КОМПЛЕКСА ГТО

В.Н. МОРОЗОВ, Г.Н. МЕТЛЯЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; М.Д. ОСМИНИН,

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 г. Кулебаки»

Аннотация

Физическая культура, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по укреплению здоровья нации, формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Современная российская система физического и патриотического воспитания в лице государственных и негосударственных организаций представляет собой результат эволюции исторических форм формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан, существовавших в нашей стране. В данной работе рассмотрена история развития комплекса ГТО в СССР и России.

Ключевые слова: ГТО, патриотическое воспитание, массовая физическая культура, пропаганда здорового

образа жизни.

Abstract

Physical culture, being an integral part

of the general educational process, is a systematic

and purposeful activity to strengthen the health

of the nation, the formation of a high patriotic

consciousness among citizens, a sense of loyalty

to their Fatherland, readiness to fulfill civil duty

and constitutional duties to protect the interests

of the Motherland. The modern Russian system

of physical and patriotic education,

represented by state and non-governmental organizations,

is the result of the evolution of the historical forms

of the formation of the physical, psychophysical

and patriotic education of young citizens

that existed in our country. In this paper,

the history of the development of the GTO complex

in the USSR and Russia is considered.

Keywords: GTO, patriotic education, mass physical culture, propaganda of a healthy lifestyle.

Актуальность

Патриотическое воспитание молодежи, подготовка ее к защите Родины всегда были и остаются важными направлениями государственной политики нашей страны, уделяя большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации каждые пять лет вводится в действие обновленная Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своем содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов многонациональной России [1].

Кадровый ресурс является неоспоримым достоянием сильного государства. Формирование экономической мощи страны, создание единой системы, направленной на укрепление здоровья нации через вовлечение в физическую культуру и спорт всех категорий граждан,

является стратегическим направлением в развитии государства. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне», существовавший в Советском Союзе и возрождаемый в настоящее время.

Физическая культура, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по укреплению здоровья нации, формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Современная российская система физического и патриотического воспитания в лице государственных и негосударственных организаций представляет собой результат эволюции исторических форм формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан, существовавших в нашей стране.

Цель исследования. Рассмотреть исторические аспекты формирования физического, психофизического и патриотического воспитания молодых граждан страны в рамках комплекса ГТО.

Методы исследования. Изучение литературных источников, сравнение, анализ, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Массовое развитие физической культуры одновременно с воспитанием в духе патриотизма и интенсивным обучением населения, начиная с подростков, базовым навыкам военного дела становится приоритетным с самых первых шагов становления СССР. Решение основополагающих задач по созданию мобилизационного ресурса и укрепления боеспособности страны в условиях непримиримого накала классовой борьбы и военно-политических угроз зависело всё: начиная от решения задач национальной безопасности и заканчивая выживанием и развитием страны.

В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». И начиная с апреля 1918 г. мужчины и женщины от 18 до 40 лет были обязаны обучаться военному делу по месту работы [3].

Для решения поставленных задач в 1920 г. при Академии РККА в Москве, а вскоре и в других учебных военных заведениях страны было создано военно-научное общество (ВНО) и его отделения. Организуются различные общества по поддержке патриотического порыва граждан. Первыми обществами организуются: в 1923 г. -Общество друзей воздушного флота (ОДВФ); в 1924 г. -Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ).

Перед этими организациями ставилась главная задача, сформулированная М.В. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО в мае 1925 г.: «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не только одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время» [5]. Энтузиазм советских людей, их тяга к новому, революционному проявились буквально во всех сферах жизни - в труде, культуре, науке, спорте.

В 1927 г. путем слияний и реорганизаций нескольких военно-спортивных объединений в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) [5].

Активисты ОСОАВИАХИМа не только развернули широкую пропагандистскую деятельность по проведению занятий по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях, но и призывали в массовом порядке заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учебы время, посещая учебно-тренировочные занятия и активно участвуя в массовых спортивных мероприятих и соревнованиях.

Повышение внимания к социальным вопросам, в том числе пропаганде здорового образа жизни среди населения, способствовали первые лица государства, которые в своих выступлениях и интервью неоднократно поднимали вопросы о пользе спорта. Подчеркивалось, что необходимо формировать культуру спорта, систематические занятия спортом должны были стать нормой в жизни и деятельности каждого советского человека и гражданина.

24 мая 1930 г. газета «Комсомольская правда» напечатала обращение, в котором предлагалось установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о необходимости введения единого критерия для оценки физической подготовленности молодежи. Предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнял, награждать значком [8].

Так, в 1931 г. создается всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Этот комплекс стал основой физического воспитания советского народа, стимулируя и усиливая тягу молодежи к спорту благодаря широкому практическому внедрению программ физической подготовки населения в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, основанных на государственной системе патриотического воспитания населения, действовавшей в СССР до 1991 г. [4].

С развитием государственной системы физического воспитания и физическим совершенствованием подрастающих поколений нормативы и требования комплекса периодически изменялись [7]. Введенный в 1931 г. комплекс ГТО состоял из 15 нормативов по различным видам физических упражнений, включавших бег, прыжки, метание, плавание, лыжи и др. Для того чтобы получить значок, также было необходимо знать основы военного дела и советской системы физического воспитания в СССР.

Вступивший в действие с 1 января 1940 г. новый комплекс ГТО содержал не только обязательные нормы, но и испытания по выбору, что обеспечивало баланс разумного сочетания общей физической подготовки с конкретной прикладной спортивной специализацией. Включение в комплекс обязательных норм обеспечивало овладение многими мобилизационными навыками (бег, плавание, лыжные гонки, стрельба, преодоление препятствий и пр.). Кроме того, каждый участник комплекса ГТО должен был по своему выбору выполнять упражнения из различных видов спорта, которые способствовали развитию силы, быстроты, ловкости и выносливости, развитию и совершенствованию многих необходимых навыков, одновременно развивая и усиливая психофизические и волевые качества. Количество нормативов, в сравнении с предыдущим комплексом, было уменьшено [4, 8].

Совершенствуя комплекс ГТО, государство стремилось соединить физкультурное движение с решением производственных задач и укреплением обороноспо-

собности страны, конкретизировать задачи улучшения физкультурно-массовой работы и привлечь внимание молодежи и всех слоев населения к совершенствованию своей физической подготовки.

И жизнь показала, что структура комплекса ГТО 1940 г. для того времени несомненно была наиболее передовой, эффективной, прогрессивной и актуальной (по существу непревзойденной - по своему качеству ни тогда, ни сегодня - в мире). Единственое сходство (параллель) можно было условно провести, лишь в какой-то мере, со сходной системой физического и психофизического воспитания в античной Греции (Спарта - подготовка спартанских воинов).

Существенную роль ГТО сыграл именно в плане патриотического воспитания молодых граждан страны. Отмечая огромную роль допризывной подготовки молодежи, оборонные общества поставили задачу полностью охватить допризывников военным обучением и физическим воспитанием, результатом которого должна была стать 100% сдача норм на значок ГТО и «Ворошиловский стрелок».

Перед Великой Отечественной войной подготовку в ОСОАВИАХИМе прошли до 80% военнослужащих Сухопутных войск, 65% - ВМФ, 74% - войск ПВО и до 100% - ВВС. Конец 1930-х гг. характеризуется уклоном всего физкультурного движения в сторону оборонно-массовой работы, развития прикладных и военно-технических видов спорта [6].

Подготовка допризывной и призывной молодежи к службе в РККА, развитие значительных нравственных, общественно-политических свойств, военно-промышленной подготовки становится основным направлением деятельности комсомольских организаций по военно-патриотическому обучению молодежи. В практику вошли состязания по многоборью комплекса ГТО. Организовывались праздничные проводы в армию. Тысячи призывников приняли участие во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа, в комсомольской военно-спортивной игре «Орленок» [2].

И неудивительно, что эта уникальная система массового воспитания и подготовки (комплекс ГТО) с ее

целевой патриотической целеустремленностью и наполнением мобилизационным содержанием всего комплекса смогла успешно пройти суровую проверку в огне самых суровых испытаний Великой Отечественной войны 19411945 гг.

Выводы

Таким образом, исторических победных итогов войны с гитлеровским фашизмом (май 1945 г.) и империалистической Японией (август 1945 г.) нашей стране удалось достичь благодаря целеустремленной и систематической работе по физической и психофизической подготовке населения страны и всего личного состава всех видов Вооруженных Сил и родов войск, позволившей добиться исторически важного успеха по освобождению Европы от фашизма, потребовавшего от страны и народа мобилизации всех ресурсов, воли и мужества.

Вот почему нам самим в первую очередь необходимо и далее, не ослабляя и не прерывая усилий, а лишь оптимизируя их, приспосабливая к современным успехам, продолжать совершенствовать доказавшую свою эффективность систему массовой физической и психофизической подготовки населения, особенно контингента допризывного возраста на основе использования комплекса ГТО! Во времена существования физкультурного комплекса ГТО Советская армия не знала проблем с призывниками - защита Родины была Главной задачей.

Проблема возрождения ВСК ГТО объективно становится вновь одной из важнейших задач в нашей стране. Комплекс ГТО является самым эффективным и универсальным инструментом для стимулирования патриотической и мобилизационной подготовки молодого населения нашей самой многонациональной страны с целью возрождения приоритета, значимости и величия нашей Родины. А также с целью обеспечения нашей готовности к любым самым суровым и сложным испытаниям, включая угрозу (риски) нового мирового военного конфликта и сопутствующих такому сценарию множества локальных (региональных) войн, развернутых в последние десятилетия со стороны претендента на роль нового «мирового гегемона».

Литература

1. Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349352.

2. Головоненко, Д.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи как одно из основных направлений в деятельности государственных и общественных организаций в 1950-1980-е гг. (по материалам Иркутской области и Бурятской АССР) [Текст] // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 3. - С. 10-15.

3. Декрет ВЦИК от 22.04.1918 «Об обязательном обучении военному искусству» [Электронный ресурс]. URL - http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_278.htm (дата обращения - 19.12.16).

4. Енченко, И.В. Эволюция комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 4. - С. 45-51.

5. История ОСОАВИАХИМа [Электронный ресурс]. URL - http://www.rosto.ru/?page=facts_01 (дата обращения - 19.12.16).

С*)

6. Минаков, А.С. Оборонно-массовая работа и военная подготовка в СССР в предвоенный период [Текст] // Власть. - 2013. - № 7. - С. 168-170.

7. Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта [Текст]: материалы Всерос. заоч. науч.-практич. конф. (10 октября 2014 г.) / НИУ

«БелГУ»; под общ. ред. И.Н. Никулина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 463 с.

8. Физкультурно-спортивный комплекс ГТО [Электронный ресурс]. URL - http://www.minsport.gov.ru/ ministry/structure/90-let-minsportu/4240/ (дата обращения - 19.12.16).

References

1. Bakhtin, Yu.K. Patriotic education as the basis for the formation of a morally healthy person [Text] // Molodoy ucheniy. - 2014. - No. 10. - Pp. 349-352.

2. Golovonenko, D.V. Military-patriotic education of youth as one of the main directions in the activity of state and public organizations in the 1950-1980s (on the materials of the Irkutsk Region and the Buryat ASSR) [Text] // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya misl'. - 2011. - No 3. - Pp. 10-15.

3. Decree of the All-Russian Central Executive Committee of 22.04.1918 "On Mandatory Training in Military Art" [Electronic resource]. URL - http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_278.htm (circulation date - 19.12.16).

4. Enchenko, I.V. Evolution of the complex "Ready for work and defense" [Text] // Nauka i sport: sovremenniye tendentsii. - 2014. - No 4. - Pp. 45-51.

5. The history of OSOAVIAHIM [Electronic resource]. URL: http://www.rosto.ru/?page=facts_01 (circulation date - 19.12.16).

6. Minakov, A.S. Defense-mass work and military training in the USSR in the pre-war period [Text] // Vlast'. - 2013. -№ 7. - Pp. 168-170.

7. Current state and development trends of physical culture and sports [Text]: materials Vseros. zaochn. scientific-practical. Conf., (October 10, 2014) / NUU "BelGU"; under the Society. Ed. I.N. Nikulin. - Belgorod: Publishing house "Belgorod" Research Institute "BelGU", 2014. - 463 p.

8. Physical culture and sports complex GTO [Elect-ronic resource]. URL: http://www.minsport.gov.ru/ministry/ structure/90-let-minsportu/4240/ (circulation date -19.12.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.