Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
УДК 37.013.43
Образовательный потенциал музеев спорта для студентов высшей школы
Труевцева Елена Анатольевна, преподаватель кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: [email protected] Мильхин Валерий Андреевич, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр. Ленина 61, г. Барнаул, 656049, Россия, E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена музеям спорта, их образовательному потенциалу, функциям и значению в учебном процессе у студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами. В музеях спорта основу коллекций составляют: спортивные кубки и призы, одежда, обувь, плакаты, спортивное снаряжение и инвентарь, спортивные вымпелы, флаги, знамена, открытки, спортивные знаки и медали, спортивная атрибутика и спортивный сувенир. Музеи спорта обладают уникальным свойством воздействовать на эмоциональную составляющую в человеке. А именно, спортивные рекорды, установленные на соревнованиях, проявление воли к победе, что может быть запечатленным на фотографиях, видео, могут
Следует цитировать / Citation:
Труевцева Е. А., Мильхин В. А. Образовательный потенциал музеев спорта для студентов высшей школы /Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - №4(7). - С. 26-35. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Поступило в редакцию / Submitted 30.09.2017 Принято к публикации /Accepted 20.10.2017
26
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
вызывать чувство восхищения, радости, гордости, а в иной момент и чувство сострадания. Совокупность свойств музейного предмета, вступающего во взаимодействие с другими предметами (в коллекции, экспозиции), выступает не только как специфическое средство образовательного процесса, но и является основой реализации музеем образовательной функции. Средствами спортивно-исторического наследия являются: инфраструктура сохранения и передачи материальных и духовных традиций в сфере физической культуры и спорта; экспонаты спортивной истории и истории развития физической культуры; технологии распространения спортивно-исторического материала. Многообразие существующих музеев спорта и разнообразие выполняемой ими деятельности позволяют осуществить попытку определения места рассматриваемых музеев в музееведческой классификации. Все-таки говорить об окончательном распределении или же существовании оформившейся и унифицированной самостоятельной классификации музеев спорта пока не представляется возможным. Однако требуется последовательное обращение к решению данной проблемы, что необходимо при ретроспективном анализе и дальнейшем исследовании современного состояния музеев спорта как в России, так и за рубежом. Включение в учебный процесс экскурсий в региональный (национальный) музей спорта дает возможность студентам расширить кругозор в области физической культуры и спорта, сформировать ценностное отношение к спортивно-историческому наследию региона (страны), способствовать физическому развитию.
Ключевые слова: студенты, музеи спорта, образовательный потенциал, музейный предмет, физическая культура и спорт.
Educational potential of museums of sports for students of the higher school
Truyevtseva Elena Anatolievna, teacher of physical education. Altai State University, Lenin Ave. 61, Barnaul, 656049, Russia.
E-mail: [email protected] Milkhin Valery Andreevich, Associate Professor of the Department of Physical Education. Altai State University, Lenin Avenue 61, Barnaul, 656049, Russia.
E-mail: [email protected]
27
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Annotation. This article is devoted to the museums of sport, their educational potential, functions and significance in the students' educational process in the discipline "Physical Culture and Sport". The significance of a museum object is determined by its basic properties. In sports museums, the basis of the collections are sports cups and prizes, clothes, shoes, posters, sports equipment and inventory, sports pennants, flags, banners, postcards, sports signs and medals, sports attributes and a sports souvenir. Museums of sport have a unique ability to influence the emotional component in a person. Namely, sports records established in competitions, the manifestation of the will to win, which can be captured in photographs, video, can cause a feeling of admiration, joy, pride, and at other times a feeling of compassion. The totality of the properties of the museum object, which interacts with other objects (in the collection, exposition), acts not only as a specific means of the educational process, but also serves as the basis for the educational function of the museum. Means of sports and historical heritage are: the infrastructure of preservation and transfer of material and spiritual traditions in the field of physical culture and sports; exhibits of sports history and history of development of physical culture; technology of distribution of sports and historical material. A variety of existing sports museums and a variety of their activities allow an attempt to determine the location of the museums in the museum classification classification. Still, it is not yet possible to talk about the final distribution or the existence of a formalized and unified independent classification of sports museums. However, a consistent appeal to the solution of this problem is required, which is necessary for a retrospective analysis and further study of the current state of sport museums both in Russia and abroad. Inclusion in the educational process of excursions to the regional (national) sport museum enables students to broaden their horizons in the field of physical culture and sports, to form a value attitude to the sports and historical heritage of the region (country), to promote physical development.
Key words: students, sport museums, educational potential, museum subject, physical culture and sport.
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Основная мысль и идея различных нововведений в образовании, а именно, постоянных изменений образовательных стандартов, заключается в том, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, используя весь образовательный потенциал организации.
Если говорить об образовательном потенциале личности (уровень общеобразовательной, специальной и профессиональной подготовки индивида) по мнению С. Б. Шитова, - это совокупность возможностей предоставляемых образованием для оптимального развития жизненных и творческих сил, способностей индивида, его самореализации в общественной системе в соответствии с его личностными ориентациями. [1, с.36]
Но существует другое понятие образовательного потенциала как совокупность возможностей, предоставляемых образованием для «наиболее эффективного функционирования социальной системы в целом».
Главная цель данного исследования заключается в определении образовательного потенциала музеев спорта для студентов вузов, как дополнительный ресурс в формировании физической культуры личности.
Международный совет музеев (ICOM) регулярно корректирует и обновляет определение понятия «музей». Согласно определению, представленному в буклете ICOM «Основные понятия музеологии» под редакцией Андре Девалье и Франсуа Мересс (2010), «музей — это некоммерческое, постоянное учреждение, призванное служить обществу и его развитию, доступное для широкой публики, которое занимается приобретением, сохранением, исследованием, популяризацией и представлением материального и духовного наследия человечества и окружающей его среды с целью изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».[2, с.26]
Все вышеперечисленные функции выполняют и музеи спорта, а именно:
- хранение спортивного культурно-исторического достояния и духовного наследия в области физической культуры и спорта;
- документирование процессов развития физической культуры и спорта в стране, в регионе;
- просвещение общества в области физической культуры и спорта;
- физическое воспитание и образование общества;
- социальная адаптация общества, приобщение населения к активным занятиям физической культурой и спортом, развитие массового спорта;
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
- формирование исторического самосознания, посредством знакомства общества с жизнью выдающихся спортсменов страны, региона, воспитание чувств патриотизма.
В современной классификации, общепринятой в музеологии, выделяются следующие типы музеев: научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные. Однако утверждать о точном соответствии музея спорта только одному из данных типов сложно. Это объясняется рядом нижеприведенных причин.
На научно-просветительский тип указывает то, что социокультурные задачи музея спорта связаны как с исследовательской деятельностью (в области спортивной истории, применении того или иного оборудования, строительства и использования олимпийских объектов и т. д.), так и с передачей полученных знаний общественности. Ярким примером музея такого типа является Государственный музей спорта в Москве, одним из важных направлений деятельности которого является научно-исследовательская работа и дальнейшая демонстрация ее результатов широкой публике. Сегодня примером учебного музея служит Музей спорта школы № 667 в Санкт-Петербурге [3, с. 114].
Однако в некоторых музеях спорта одновременно представлены признаки всех трех типов музеев. Например, Олимпийский музей в Лозанне изначально формировался как комплексное учреждение, осуществляющее свою деятельность по различным направлениям. Сегодня в музее проводятся обширные, многоплановые научные исследования в области спорта и олимпийского движения, часть полученных в ходе этой работы знаний передается посредством музея аудитории, а определенное экспозиционное пространство используется в учебных целях [3, с. 115].
Таким образом, говоря о музеях спорта, нельзя провести четкую грань в их соответствии только одному из трех типов музеев, в связи с наличием у музеев спорта признаков, которые характеризуют разные типы или же одновременно представлены в одном учреждении.
Центральное место в сохранении спортивно-исторического наследия и предоставления соответствующих возможностей для пропаганды физической культуры и спорта имеют музеи. Спортивно-историческое наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в ходе спортивных состязаний, мероприятий спортивной работы, биографиями спортсменов и
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
организаторов спорта и имеющие значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта.
Спортивно-историческое наследие имеет свою форму в виде исторических источников, под которыми понимаются все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом, происходивших в них событиях, объектах материальной и духовной культуры, связанных с физической культурой и спортом [4, с. 53].
К этим источникам относятся следующие типы: письменные; вещественные; этнографические; устные; лингвистические;
фотокинодокументы; фонокументы.
Средствами спортивно-исторического наследия являются:
- инфраструктура сохранения и передачи материальных и духовных традиций в сфере физической культуры и спорта;
- экспонаты спортивной истории и истории развития физической культуры;
- технологии распространения спортивно-исторического материала. В инфраструктуру спортивно-исторического наследия входят:
- специализированные спортивно-исторические музеи: федеральные; региональные; отдельных территорий; спортивных обществ;
- спортивно-исторические экспозиции в музеях другой направленности: краеведческих; корпоративных - предприятия, организации, учреждения;
- спортивные памятники, памятники выдающимся спортсменам;
- мемориальные наименования территориальных образований, улиц, объектов инфраструктуры, образовательных учреждений, транспортных средств, призов, именных стипендий;
- личные спортивные коллекции и единичные объекты спортивно-исторического наследия [4, с. 53].
Недвижимые объекты спортивно-исторического наследия -действующие и мемориальные спортивные объекты составляют его материальную основу и формируют спортивно-историко-культурную национальную среду для включения ценностей спортивных достижений в духовную жизнь людей.
Музейный предмет играет первостепенную роль в образовательном процессе, поскольку является подлинным свидетельством, убедительным
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
доказательством исторического прошлого или настоящего национальной, инонациональной или мировой культуры. [5, с. 47]
В музеях спорта основу коллекций составляют: спортивные кубки и призы, одежда, обувь, плакаты, спортивное снаряжение и инвентарь, спортивные вымпелы, флаги, знамена, открытки, спортивные знаки и медали, спортивная атрибутика и спортивный сувенир.
Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами. Информативность предполагает способность музейного предмета выступать в качестве источника, несущего информацию, как о самом предмете, так и о людях, событиях с ним связанных. [5, с. 47] Так, студенты посещая музей спорта, могут познакомиться с выдающимися спортсменами разных лет, их спортивными достижениями.
Репрезентативность музейного предмета позволяет отражать стороны или характеристики действительности, получившие общественное признание, то есть демонстрировать типичное или уникальное в действительности. Кроме того, свойством музейного предмета является экспрессивность, то есть способность воздействовать эмоционально через его внешние признаки (аттрактивность), либо вызывать чувство сопричастности, создавая эффект присутствия (ассоциативность). Благодаря информативности, репрезентативности и экспрессивности музейный предмет является важнейшим средством образовательного процесса в музее. [5, с. 49]
Музеи спорта обладают уникальным свойством воздействовать на эмоциональную составляющую в человеке. А именно, спортивные рекорды, установленные на соревнованиях, проявление воли к победе, что может быть запечатленным на фотографиях, видео, могут вызывать чувство восхищения, радости, гордости, а в иной момент и чувство сострадания.
Совокупность свойств музейного предмета, вступающего во взаимодействие с другими предметами (в коллекции, экспозиции), выступает не только как специфическое средство образовательного процесса, но и является основой реализации музеем образовательной функции.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 и Приказ Мнобрнауки РФ от 19.12.2013г. утвержденные ФГОС 3+ 2015 г. в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программы
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
бакалавриата, специалиста, магистратуры дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
• базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули) программы бакалавриата в объеме в объеме 72 академических часа (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;
• элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Большинство вузов в базовой части закладывают выдачу теоретического материала и методико-практические занятия.
Важно отметить огромную роль преподавателей в становлении и развитии культуры молодежи относительно истории спортивного движения в регионе [6]. Воспитание гражданственности в музеях на основе олимпийских знаний, на наш взгляд, возможно, осуществлять, основываясь на достижениях наших спортсменов [7]. Поэтому здесь уместно говорить от новом направлении музеев спорта - музейной педагогике [8, 9].
На наш взгляд, включение в учебный процесс экскурсий в региональный (национальный) музей спорта дает возможность студентам расширить кругозор в области физической культуры и спорта, сформировать ценностное отношение к спортивно-историческому наследию региона (страны), способствовать физическому развитию. По нашему мнению, можно в каждом вузе организовать музей спорта, придерживаясь специфики вузовского музея [10].
Безусловно, атмосфера музея спорта, и, несомненно, его образовательный потенциал, окажут благотворное влияние на формирование позитивного отношения к физической культуре и, в частности, спорту.
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Библиографический список
1. Шитов С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 35-41.
2. Кристиан В. Роль олимпийских музеев в культуре и образовании // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - № 2. - С. 26.
3. Юрина А. А. Место музеев спорта в музееведческой классификации: к постановке проблемы // Вестник СПбГУКИ. - 2016. - №1 (26). - С. 114-116
4. Истягина-елисеева Елена Александровна Социальные аспекты управления спортивно-историческим наследием Российской Федерации // Вестник спортивной науки. - 2013. - №6. - С. 52-57
5. Шляхтина Л. М. Образовательная деятельность художественного музея // Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. - 2000. - №6. - С. 45-51.
6. Сорокина О. Г. Роль преподавателей вузов в становлении студенческого спорта в Чувашской республике // Вестник ЧГУ. - 2016. - №4. - С. 140-145
7. Шакирова М. В. Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний // ОНВ. - 2011. - №2 (96). - С. 161-163
8. Ахтырская Ю. В. Музейная педагогика в ДОО: новые перспективы развития // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.233-234
9. Галкина Т. В. Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета // Вестник ТГПУ. - 2011. - №10. - С. 89-93
10. Муравская С. В. Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования // ВМ. - 2012. - №2 (6). - С. 114-121
REFERENCE
1. Shitov S.B. 2009. Innovatsionnoe obrazovanie v formiruyushchemsya obshchestve znanii. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki, 4, рр. 35-41. (in Russian).
Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Truyevtseva E. A, Milhin V. A. 2017. Educational potential of museums of sports for students of the higher school. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 26-35 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
2. Kristian V. 2013. Rol' olimpiiskikh muzeev v kul'ture i obrazovanii. Nauka v olimpiiskom sporte, 2, рр. 26. (in Russian).
3. Yurina A. A. 2016. Mesto muzeev sporta v muzeevedcheskoi klassifikatsii: k postanovke problem. Vestnik SPbGUKI, 1 (26), рр. 114-116 (in Russian).
4. Istyagina-eliseeva E. A. 2013. Sotsial'nye aspekty upravleniya sportivno-istoricheskim naslediem Rossiiskoi Federatsii. Vestnik sportivnoi nauki, 6, рр. 5257 (in Russian).
5. Shlyakhtina L. M. 2000. Obrazovatel'naya deyatel'nost' khudozhestvennogo muzeya. Trudy Rossiiskogo nauchno-prakticheskogo tsentra po problemam muzeinoi pedagogiki, 6, рр. 45-51. (in Russian).
6. Sorokina O. G. 2016. Rol' prepodavatelei vuzov v stanovlenii studencheskogo sporta v Chuvashskoi respublike. Vestnik ChGU, 4, рр. 140-145 (in Russian).
7. Shakirova M. V. 2011. Vospitanie grazhdanstvennosti studentov na osnove olimpiiskikh znanii, ONV, 2 (96), рр. 161-163 (in Russian).
8. Akhtyrskaya Yu. V. 2016. Muzeinaya pedagogika v DOO: novye perspektivy razvitiya. Sbornik materialov Ezhegodnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Vospitanie i obuchenie detei mladshego vozrasta», 5, рр. 233-234 (in Russian).
9. Galkina T. V. 2011. Muzeinaya pedagogika: opyt innovatsionnoi deyatel'nosti v detskom muzee Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Vestnik TGPU, 10. рр. 89-93 (in Russian).
10. Muravskaya S. V. 2012. Muzei vysshikh uchebnykh zavedenii: nekotorye osobennosti sushchestvovaniya. VM, 2 (6). рр. 114-121 (in Russian).