УДК 94
Истягина-Елисеева Елена Александровна
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и управления инновационным развитием молодёжи Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма [email protected]
Дубинин Александр Сергеевич
специалист по работе со СМИ. Государственный музей спорта Министерства спорта РФ [email protected]
Гражданское
И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Elena A. Istyagina-Eliseeva
candidate of historical Sciences, associate professor,
Head of the Department of history and innovative development management of youth,
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism [email protected]
Aleksandr S. Dubinin
mass media specialist.
State museum of sport of the Ministry of sport of the Russian Federation [email protected]
Civil and patriotic
EDUCATION OF THE YOUTH BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT WITH REGARD OF HISTORICAL SPORTS TRADITIONS
Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективного использования спортивноисторического наследия в процессе формирования активной гражданской позиции у молодых людей. Актуальность данного исследования продиктована необходимостью создания стройной системы гражданского патриотического воспитания молодого поколения, укрепления государства и усиления его обороноспособности, достижения социальной и экономической стабильности. В данной статье мы предлагаем рассмотреть возможные методы использования исторических спортивных традиций в целях усиления эффекта воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, физическая культура, спорт, история спорта, молодежь.
Annotation. The article is dedicated to the efficient use of sports and historical heritage in the formation of active citizenship among the youth. The relevance of this study is due to the need of creation a coherent system of civil and patriotic education of the younger generation, as well as strengthening the nation state and its defensive potential and achieving social and economic stability. In this article we observe the possible methods of using the historical sports traditions in enhancing the effect of the educational process.
Keywords: education, patriotism, physical education, sport, sports history, youth
Актуальность исследования. Понимание потенциала спортивной истории и истории развития системы физического воспитания заставляет относиться к историческому спортивному наследию как к важному средству воздействия на общественные нормы и ценности, интеллектуальные и физические качества молодых людей [1]. Под с портивно-историческим наследием мы понимаем материальные и духовные ценности, созданные в ходе спортивных состязаний, спортивной работы, в биографии
спортсменов и организаторов спорта, имеющие значение для сохранения и развития самобытности отечественного спорта.
Цель исследования - рассмотреть методы формирования патриотического воспитания молодежи с помощью занятий физической культурой и спортом с учетом исторических спортивных традиций.
Методы исследования. Анализ специальной, научной литературы и архивных документов, фотоматериалов, хранящихся как в открытом
74
доступе, так и в фондах ФГБУ «Государственный музей спорта» Министерства спорта РФ.
Обсуждение результатов исследования. Спортивно-историческое наследие имеет свою форму в виде исторических источников, свидетельствующих о спортивных событиях минувших лет, а также объектов материальной и духовной культуры, связанных с физической культурой и спортом. К этим источникам относятся следующие типы:
1) письменные;
2) вещественные;
3) этнографические;
4) устные;
5) лингвистические;
6) фото-кинодокументы;
7) фонодокументы.
Средствами спортивно-исторического наследия являются: инфраструктура сохранения и передачи материальных и духовных традиций в сфере физической культуры и спорта; экспонаты спортивной истории и истории развития физической культуры; технологии распространения спортивно-исторического материала.
В инфраструктуру спортивно-исторического
наследия входят:
1. Специализированные спортивно-исторические музеи:
1) федеральные;
2) региональные;
3) отдельных территорий;
4) спортивных обществ.
2. Спортивно-исторические экспозиции в музеях другой направленности:
1) краеведческих;
2) корпоративных - на предприятиях, в организациях, учреждениях.
3. Спортивные памятники, памятники выдающимся спортсменам.
4. Мемориальные наименования территориальных образований, улиц, объектов инфраструктуры, образовательных учреждений, транспортных средств, призов, именных стипендий.
5. Личные спортивные коллекции и единичные объекты спортивно-исторического наследия.
В России теоретическую разработку проблемы социальных функций музея впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х - начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, ЮЛ. Пищулина, А.Б. Закс. В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют три исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре:
1) функцию документирования;
2) функцию образования и воспитания;
3) мотивационная функция.
Данные функции характерны и для специализированных музеев спортивно-исторического
наследия.
Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в процессе развития физической культуры, проведения спортивной работы, результатов спортивных состязаний.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени обусловлена потребностями людей в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.
Мотивационная функция наиболее характерна для специализированных спортивных музеев. Помимо информации о состоявшихся спортивных событиях, молодые люди могут ознакомиться с биографией человека как объекта для подражания. Это может сформировать либо укрепить установки на достижение спортивных побед, занятие определенного статуса, получения признания.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурнообразовательной деятельности музея. Спортивно-историческая экспозиция невозможна без научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительской деятельности музея служат комментариями к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
В настоящее время происходит поиск форм более активного использования объектов музейного фонда для актуального их применения в процессе гражданского патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта.
Мы уверены, что необходимую эффективность гражданского патриотического воспитания молодежи на основе использования средств физической культуры и спорта с учетом спортивноисторических традиций можно достигнуть при всестороннем обеспечении данного процесса.
Основными компонентами обеспечения при этом являются:
75
1. Нормативно-правовое обеспечение: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического гражданского воспитания молодежи, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации.
2. Педагогическое и методическое обеспечение: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению гражданского патриотического воспитания молодежи.
3. Информационное обеспечение: активное
использование элементов гражданского воспитания молодежи и спортивного патриотизма в средствах массовой информации.
Литература:
1. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 87-92.
4. Научно-теоретическое обеспечение: организация исследований в сфере гражданского патриотического воспитания молодежи средствами спортивно-исторического наследия.
5. Кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно решать задачи гражданского патриотического воспитания молодежи.
Выводы. Конечный результат функционирования системы гражданского патриотического воспитания молодежи с использованием средств ФКиС, спортивно-исторических традиций заключается в формировании устойчивых установок и направленности молодых людей на социально значимую деятельность в интересах страны и ее граждан, интеграцию граждан в процессы физкультурно-спортивной подготовки.
Literature:
1. Gorshkov M.K. Youth of Russia: sociological portrait / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi. M. : Center for social forecasting and marketing, 2010. P. 87-92.
76