Научная статья на тему 'Социальные аспекты природопользования'

Социальные аспекты природопользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1417
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ANTHROPOGENIC FACTORS / NATURE MANAGEMENT / LICENSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабуркина Ирина Васильевна

В статье рассмотрены природные, законодательные и сложившиеся на практике особенности природопользования в Российской Федерации. Автор данной статьи анализирует, как обстоят дела в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF NATURE MANAGEMENT

Current natural and legislative features of nature management in Russia are considered. The state of this field of economics is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты природопользования»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ирина Васильевна Бабуркина

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, д.10, старший преподаватель кафедры управления и права, тел. (913)010-03-30, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены природные, законодательные и сложившиеся на практике особенности природопользования в Российской Федерации. Автор данной статьи анализирует, как обстоят дела в этой сфере.

Ключевые слова: антропогенные факторы, природопользование, лицензирование. SOCIAL ASPECTS OF NATURE MANAGEMENT Irina V. Baburkina

Senior lecturer, Department of Management and Law, Siberian, State Academy of Geodesy, 8 Plakhotnogo St., 630108 Novosibirsk, phone: (913)010-03-30, e-mail: [email protected]

Current natural and legislative features of nature management in Russia are considered. The state of this field of economics is analyzed.

Key words: anthropogenic factors, nature management, licensing.

В современных условиях обеспечение рационального взаимодействия общества с природной средой превратилось в одну из основных проблем, стоящих перед человечеством. Целенаправленная деятельность по удовлетворению общества в природных ресурсах приводит к нарушению сложившихся в природе связей. При этом в ряде случаев происходит полная перестройка или глубокие изменения природной среды, существенно нарушается ход естественных природных процессов1.

В то же время «новым» фактором в природных процессах все активнее выступает антропогенный фактор, приводящий к нарушению естественных экосистем. Изменения окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий носят как позитивный, так и негативный характер. В первом случае такие воздействия способствуют повышению биологической продуктивности и увеличивают энергетический обмен в экологических системах, во втором они ведут к количественному и качественному истощению природных ресурсов, загрязнению природной среды и формированию новых, искусственных (антропогенных) ландшафтов.

Анализ причин, вызывающих отрицательное антропогенное воздействие на биосферу, показывает, что они во многом обусловлены существенными

1 См.: Карпик А.П., Осипов А.Г., Мурзинцев П.П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе. Новосибирск: СГГА, 2010. С.5-12.

различиями круговорота вещества и энергии в современных искусственных системах по сравнению с природными. Природные системы характеризуются более замкнутым круговоротом, чем искусственные, в которых используется лишь незначительная доля вовлекаемых в сферу производства и потребления природных ресурсов. Основная их масса с ухудшившимися составом и свойствами возвращается в биосферу и загрязняет ее.

Уровень современного воздействия человека на окружающую природную сферу достиг таких размеров, что без разумного отношения к природе может наступить такой момент, когда встанет вопрос о возможности нормального существования человека и даже самой его жизни. В таких условиях, как указывал В.И. Вернадский, в биосферу должна проникать не только техническая мысль человека, но и его разум. Вследствие этого создается качественно новая биосфера, для развития которой характерна решающая роль общественной деятельности людей. Создание ноосферы отвечает более высокому типу отношений между человеком и природой.

Значительное антропогенное воздействие на окружающую среду оказывает горное производство. В результате ведения горных работ возникают геомеханические, гидрологические, химические, физико-химические и термические изменения в окружающей природной среде. Загрязнение окружающей природной среды в горной промышленности происходит на всех стадиях освоения месторождений и использования минерального сырья. Многие страны отличаются сложной структурой природно-ресурсного потенциала и, соответственно, обладают широким набором природных ресурсов.

Структуры природно-ресурсных потенциалов бывают различных типов для отдельных стран и районов. Например, ведущими ресурсами могут быть агроклиматические, водные (энергетические, ирригационные и др.), земельные, биологические (лесные, пастбищные, фаунистические).

Величину потенциала отдельных ресурсов важно определять не только для всей изученной территории, но и на единицу площади и душу населения, т.е. необходимо определять удельные показатели. Под территорией при этом следует понимать не только территорию государства, но и внутригосударственные административные подразделения.

В основу классификации должны быть заложены не только величина и разнообразие природных ресурсов, но и также природные предпосылки возможностей инфраструктурного освоения территорий (наличие естественных путей сообщения — морей, рек, озер; степень благоприятности рельефа, наличие грунтов для строительства сухопутных коммуникаций, запасы различных видов энергии и т.п.).

Главной целью управления природопользованием является обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство ископаемых, очистки вод и вредных выбросов в атмосферу; создание надежных и высокоточных средств контроля и

анализа качества окружающей природной среды; разработка и реализация единых комплексных планов охраны природы и рационального использования природных ресурсов страны, отдельных регионов, территориально-

производственных комплексов.

Значительную роль играет Общество охраны природы, которое ведет большую работу (пропагандистскую и воспитательную) среди населения по охране памятников природы, заповедных зон, растительного и животного мира. Успешное решение проблем рационального природопользования возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний населения. Сознательное и бережное отношение к природе каждого человека должно стать законом жизни общества, нормой повседневной жизни людей.

Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования. Общее

природопользование осуществляется гражданами в силу принадлежности ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом для дыхания, водой - для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд и т.д.). Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, водопользование, лесопользование, пользование недрами, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса.

Если есть природопользование, осуществляемое на какой-то территории, то естественно, оно должно осуществляться по каким-то правилам и должно соответствовать каким-то нормативам. Управление - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на самих людей с целью внесения упорядоченности в их деятельность, получения желаемого результата, придания управляемым процессам определенного состояния и направленности. Природопользование заключается в регулировании воздействия человека на природные объекты и процессы для удовлетворения своих экономических, культурных и других потребностей при условии осознанного ограничения своих потребностей с целью устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экологическая функция в деятельности государства и его правоохранительных органов стала в настоящее время одной из важнейших в России. Экологический кризис, обрушившийся на всю планету, показывает, что от состояния окружающей природной среды зависит выживание современной цивилизации. Поэтому требуется поиск новых более совершенных подходов к определению организационных и правовых основ взаимоотношений общества и природы2. Однако в рыночной экономике в денежном выражении оценивается почти все, в том числе и природные ресурсы. Стоимостные оценки используют

2

Чертова Н.А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности России //Государство и право. 2006. №5. С.35.

величины сложившихся на данный момент текущих мировых и внутренних цен на ресурсы. Всем понятно, что такого рода оценки не позволяют зачастую определить истинную, с общечеловеческих позиций, цену того или иного ресурса. Например, леса Республики Коми на северо-востоке Европейской части России объявлены ЮНЕСКО достоянием всего человечества, то же можно сказать и об озере Байкал с его удивительной красотой и уникальными запасами чистой воды. Сложность стоимостных оценок природных ресурсов заключается еще и в том, что некоторые виды природных ресурсов вообще оценить очень сложно. Например, сложно оценить географическое положение, атмосферное тепло и другие виды ресурсов.

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собственности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на пользование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха -разрешения на выброс загрязняющих веществ и др. Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия выдачи регулируются законодательством: федеральными законами.

Следует подчеркнуть, что лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Практика показывает, что в большинстве случаев процедура предоставления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукционов (например, при получении концессии на пользование недрами и лесами) или последующее заключение договора на пользование природным ресурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование.

Важно и то, что государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст. 53 Водного кодекса

РФ лицензия на водопользование может быть аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права водопользования, предусмотренным Водным кодексом. Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

Следует отметить, что некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования

прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся: истечение срока пользования природным объектом; отказ природопользователя от использования природного объекта; ликвидация юридического лица или смерть гражданина-

природопользователя. Общими основаниями принудительного прекращения

права пользования природными ресурсами являются: изъятие природного

объекта для государственных или муниципальных нужд; использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением; нарушение правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного

использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

В последних двух случаях прекращение права природопользования применяется в качестве санкции за нарушения законодательства об использовании и охране окружающей природной среды. При этом принудительное изъятие природного объекта не освобождает виновное лицо от юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Правовой механизм возмещения экологического вреда является своеобразной иллюстрацией, подтверждающей справедливость данного вывода. Институт возмещения экологического вреда включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок применения различных правовых способов возмещения экологического вреда.

С учетом задач, решаемых при организации охраны окружающей среды, совершенствование правового механизма возмещения экологического вреда предполагает выработку правовых способов максимально полной и объективной экономической оценки ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, а также установление правовых форм возмещения экологического вреда, позволяющих включиться в существующую систему рыночных отношений.

1. Карпик А.П., Осипов А.Г., Мурзинцев П.П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе. Новосибирск: СГГА, 2010 - 280 с.

2. Мисник Г. А. Правовые формы возмещения экологического вреда//Государство и право. 2006. №7. С. 48-58.

3. Чертова Н.А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности России//Государство и право. 2006. №5. С.35-40.

4. Водный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М., 2010.

5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М., 2002.

© И.В. Бабуркина, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.