Вестник Башкирского университета.2006№3.____________________________________147
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛГИЯ
ББК 51.1. (2) 4 УДК 614.2-053.5-058
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Поварго Е.А., Зигитбаев Р.Н., Ямалетдинов А.Ш., Ялаева Э.Т.
На основе проведенного анкетного опроса дана социальная характеристика семей, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Отмечено, что более четверти семей имеют доход ниже прожиточного минимума, каждая десятая семья имеет неудовлетворительные жилищные условия. Также изучен образ жизни младших школьников - для значительной части детей характерны нарушения в режиме дня и нерациональное питание.
Охрана здоровья детей и подростков, являясь одной из актуальных проблем здравоохранения, входит в число важнейших задач государства, поскольку здоровье подрастающего поколения составляет фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья общества в целом. В последнее же десятилетие отмечаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Наряду со снижением удельного веса детского населения, увеличивается уровень заболеваемости детей и подростков [1, 2, 3,
4, 5].
Такое крайне неблагополучное положение со здоровьем детей во многих регионах России является следствием ряда причин, среди которых основные - это неудовлетворительное социально -экономическое положение значительной части населения, неблагоприятная санитарно-
эпидемиологическая и экологическая обстановка, серьезные недостатки в состоянии питания детей, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований во многих школах, детских дошкольных и оздоровительных учреждениях [6].
Нами были изучены социально-гигиенические аспекты условий жизни 425 младших школьников (202 мальчиков и 223 девочек), проживающих в крупном промышленном городе. Исследования проведены с использованием метода одномоментного анкетирования родителей, дети которых обучаются в различных
общеобразовательных учреждениях г. Уфы. В работе мы использовали комплексный подход к сбору информации, разработанный и
апробированный кафедрой гигиены детей и подростков ММА им. Сеченова, что позволило из большого разнообразия факторов, формирующих здоровье ребенка на различных этапах его развития, выбрать те, которые обуславливают наиболее существенный риск в возникновении отклонений в здоровье.
Результаты изучения социально-
демографических показателей обследованного контингента семей свидетельствуют, что современная городская семья, имеющая детей младшего школьного возраста, ориентирована на малодетность. По нашим данным, в 50,76% семей
воспитывается один ребенок, в 42,39% - двое детей, и лишь 6,85% семей относятся к многодетным.
Большая часть детей (76,65%) воспитывается в полных семьях. В то же время 22,85% младших школьников растут в неполных семьях, где ребенка воспитывает только мать. Сравнительно небольшое число детей (0,25%) воспитываются отцом или опекуном. Почти 4,0% респондентов отмечают конфликтную обстановку в семье.
Исследование жилищных условий показало, что в отдельных благоустроенных квартирах проживала большая часть семей младших школьников (67,77%). При этом около половины детей (59,14%) проживали в квартирах с площадью 5-12 м2 из расчета на одного члена семьи, а 27,66% семей имела жилье с площадью более 12 м2 на человека. Однако выяснилось, что довольно большая доля детей живет в неудовлетворительных жилищных условиях с площадью менее 5 м2 на одного члена семьи (13,20%), а 11,93% младших школьников проживают в общежитии.
Анализ материального положения семей, в которых растут обследованные нами дети, показал, что 40,36% из них имели подушевой доход выше прожиточного минимума, в 32,49% семей он находился в его пределах, а в 27,16% семей доход был ниже прожиточного минимума.
Согласно полученным данным, материальное положение семьей обследуемых младших школьников имеет тесную связь с уровнем образования их родителей. Следует отметить, что уровень образования родителей оказался достаточно высоким, причем уровень образования матерей был выше, чем уровень образования отцов. Так высшее образование имели 63,20% матерей и 52,79% отцов (р<0,01), средне-специальное образование 31,47% матерей и 34,52% отцов, среднее - 5,33% матерей и 12,69% отцов (р<0,01).
Как известно, для детей и подростков основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, достаточная двигательная активность и полноценный отдых.
В ряду факторов, способствующих возникновению заболеваний, значительное место занимает гиподинамия. Время приготовления
домашнего задания учащимися должно быть строго регламентировано. Однако наши данные показали, что у 56,09% детей младшего школьного возраста учебная нагрузка дома превышает допустимый уровень. Кроме основной учебной нагрузки многие учащиеся имеют внешкольные занятия в различных кружках, в музыкальной или художественной школах. Количество таких детей примерно одинаково во всех обследованных школах и в среднем составляет 41,12%. При этом на прогулки на свежем воздухе у многих детей остается очень мало времени. Лишь 12,69% детей проводят ежедневно на свежем воздухе более 3 часов, 29,19% - менее 3 часов, 42,64% - гуляют
нерегулярно, 13,20% только в выходные дни и 2,28 % - не гуляют совсем. Занимаются в спортивных секциях или посещают бассейн всего 35,03% младших школьников.
Изучение характера проведения досуга обследуемыми детьми показало, что чаще всего школьники тратят свободное время на просмотр телепередач. Доля детей, проводящих у экрана телевизора длительное время, составила 76,90%. Кроме того отмечено, что 36,04% младших школьников проводят время за игрой на компьютере. Настораживает тот факт, что практически у половины учащихся время нахождения перед экраном монитора превышает возрастные допустимые нормы (15-20 мин в день).
Нерационально организовано и питание детей младшего школьного возраста. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство детей (91,88%) питаются в школьной столовой, причем больше половины детей (59,90%) не получают горячего завтрака дома, а завтракают только в школе.
Анализ питания учащихся позволил выявить, что достаточного набора продуктов питания в рационе ребенка в период его роста и развития не
обеспечивает большая часть семей. Почти половина детей (48,73%) не имеют в своем ежедневном рационе мясных и рыбных продуктов, являющихся источником полноценного белка, при этом 13,71% детей получают их лишь 1-2 раза в неделю. Примерно так же выглядит картина и с употреблением молочных продуктов: ежедневно их употребляют 47,97% детей, а у 17,26% детей имеют в рационе молочные продукты 1-2 раза в неделю. Лишь у 35,53% детей в рационе ежедневно присутствуют фрукты и овощи, а в 22,59% семьей овощи и фрукты бывают на столе значительно реже.
В результате комплексной оценки состояния здоровья обследованных детей младшего школьного возраста установлено, что всего 17,30% из них можно было считать здоровыми (они имели
I группу здоровья), 54,94% детей были отнесены ко
II группе здоровья, т.е. к группе риска, а 27,76% младших школьников имели хронические заболевания. Гармоничное физическое развитие имела большая часть учащихся - 71,39%, в то время как у остальных детей физическое развитие оценивалось как дисгармоничное - 23,15% и резко дисгармоничное - 5,46%.
Таким образом, наши исследования подтвердили данные, полученные многими исследователями, о значимом влиянии социальных факторов на состояние здоровья детей и подростков. По данным Г.И. Сидоренко и Е.Н. Кутепова (1997) на долю социальных факторов, участвующих в формировании здоровья детского населения, приходится до 50%.
Полученные результаты были нами учтены при разработке и внедрении профилактических мероприятий, направленных на корректировку режима дня учащихся, повышение уровня их двигательной активности, рационализацию питания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вельтищев Ю.Е. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - №1. - С. 5-9.
2. Онищенко Г.Г. // Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С. 7-11.
3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. - 376 с.
4. Шарапова О.В. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2003. - №6. - С. 6-8.
5. Сухарев А.Г. // Гигиена и санитария. - 2004. - №1. - С. 47-51.
6. Онищенко Г.Г. // Гигиена и санитария. - 2004. - №4. - С. 3-5.
7. Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н. // Гигиена и санитария. - 1997. - №1. - С. 3-6.
Поступила в редакцию 22.05.06 г.