Научная статья на тему 'Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников'

Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
467
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Талгат Рахимьянович, Овсянникова Л.Б., Агафонов А.И.

Показано, что гармоничное физическое развитие имеют только 68 % детей младшего школьного возраста, а доля здоровых детей составляет 23 %. Устранение влияния таких управляемых факторов, как обучение во вторую смену, повышенная нагрузка в школе, неправильный подбор ученической мебели, нерациональный режим питания, игнорирование занятий спортом, недостаточное потребление фруктов и овощей, недостаточная освещенность в классах, позволило бы снизить риск нарушения здоровья младших школьников на 28-56 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А., Зулькарнаев Талгат Рахимьянович, Овсянникова Л.Б., Агафонов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CERTAIN FACTORS ON HEALTH STATUS OF SCHOOL-AGE CHILDREN

It is noted that only 68% of primary school-age children have harmonious physical development, and the proportion of healthy children are 23%. It is shown that the elimination of the influence of such controllable factors as teaching in the second shift, the increased workload at school, wrong selection of student furniture, injudicious diet, neglect of physical exercise, inadequate intake of fruits and vegetables, lack of lighting in classrooms would reduce the risk of health impairment primary school-age children at 28-56 %.

Текст научной работы на тему «Влияние отдельных факторов на состояние здоровья школьников»

АВГУСТ №8 (233)

29

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.Т. Зулькарнаева, Е.А. Поварго, Т.Р. Зулькарнаев, Л.Б. Овсянникова, А.И. Агафонов INFLUENCE OF CERTAIN FACTORS ON HEALTH STATUS OF SCHOOL-AGE CHILDREN

A.T. Zulkarnaeva, E.А. Povargo, T.R. Zulkarnaev, L.B. Ovsyannikovа, A.I. Agafonov

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Уфа Показано, что гармоничное физическое развитие имеют только 68 % детей младшего школьного возраста, а доля здоровых детей составляет 23 %. Устранение влияния таких управляемых факторов, как обучение во вторую смену, повышенная нагрузка в школе, неправильный подбор ученической мебели, нерациональный режим питания, игнорирование занятий спортом, недостаточное потребление фруктов и овощей, недостаточная освещенность в классах, позволило бы снизить риск нарушения здоровья младших школьников на 28-56 %. Ключевые слова: дети, здоровье, факторы риска.

It is noted that only 68% of primary school-age children have harmonious physical development, and the proportion of healthy children are 23%. It is shown that the elimination of the influence of such controllable factors as teaching in the second shift, the increased workload at school, wrong selection of student furniture, injudicious diet, neglect of physical exercise, inadequate intake of fruits and vegetables, lack of lighting in classrooms would reduce the risk of health impairment primary school-age children at 28—56 %. Keywords: children, health, risk factors.

Состояние здоровья детей и подростков окружающей среды (более 25 %), факторами вну-

определяется влиянием ряда факторов, в т. ч. тришкольной среды (21—27 %), качеством меди-

социально-гигиеническими условиями жизни цинского обеспечения (до 25 %) [3]. Выявление

(25—40 %), антропотехногенным загрязнением приоритетных факторов риска служит тео-

30

ЗНиСО август №8 (233)

ретической основой для ведения социально-гигиенического мониторинга детского населения и разработки профилактических мероприятий с целью создания условий, благоприятных для школьника во всех аспектах его биологических и социальных потребностей [2; 4].

Цель данного исследования — оценка факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста.

Были обследованы 1616 учащихся 1-4-х классов (806 мальчиков и 810 девочек) пяти общеобразовательных учреждений г. Уфа. Условия и образ жизни школьников были изучены путем анкетирования родителей. Комплекс гигиеническихисследований включал в себя оценку факторов внутришкольной среды в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Состояние здоровья изучалось путем оценки физического развития центильным методом с использованием региональных таблиц, распределения детей по группам здоровья и анализа заболеваемости. Для выявления направленности и степени связи между состоянием здоровья и изученными факторами использовался метод множественной корреляции. Факторы риска определялись с помощью методики расчета показателей относительного и атрибутивного риска [1].

Анализ условий жизни младших школьников показал, что 76,7 % детей воспитываются в полных семьях. В отдельных квартирах проживает большая часть семей (67,8 %), 15,0 % семей живут в частных домах, 5,3 % — в коммунальных квартирах и 11,9 % — в общежитиях, при этом 13,2 % семей имеют жилье с площадью менее 5 м2 из расчета на одного человека. Доход, приходящийся на одного члена семьи, в 27,2 % случаев ниже прожиточного минимума.

Было отмечено, что образ жизни обследованных детей младшего школьного возраста характеризуется низкой двигательной активностью, недостаточным пребыванием на открытом воздухе, нерациональным питанием. Лишь 41,9 % детей гуляют ежедневно, занимаются в спортивных секциях всего 35,0 % младших школьников. В то же время, доля детей, проводящих длительное время у экрана телевизора, составила 76,9 %, за игрой на компьютере — 36,0 %. Выявлены нарушения и в питании школьников. Так, 59,9 % детей не получают горячего завтрака дома, у 48,7 % детей в ежедневном рационе отсутствуют мясные и рыбные продукты, у 52,0 % — молочные продукты, а у 64,5 % — фрукты и овощи.

Оценка факторов внутришкольной среды в обследованных общеобразовательных учреждениях показала, что участки школ недостаточно озеленены, отсутствует или имеет недостаточную площадь физкультурно-спортивная зона и зона отдыха. Большинство младших школьников весь период обучения в начальной школе проводят за партами, не соответствующими их росту, лишь у 7,4—13,3 % учащихся 3!х классов и 22,5—37,6 % учащихся 4-х классов ученическая мебель соответствовала у антропометрическим данным.

Выявлены отклонения от гигиенических норм параметров микроклимата и показателей естественной освещенности. В результате оценки организации учебного процесса отмечено, что во всех обследованных общеобразовательных учреждениях учебная нагрузка в течение учебного дня и недели распределена нерационально, в 20,5 % школ выявлено превышение максимально допустимой недельной учебной нагрузки.

Анализ состояния здоровья младших школьников показал, что гармоничное физическое развитие имеют 68,1 % детей, дисгармоничное — 25,8 % и резко дисгармоничное — 6,1 % школьников. Доля детей с I группой здоровья составляет 23,1 %, со II — 48,5 % и с III группой здоровья — 28,4 %. В структуре заболеваемости первое ранговое место занимают болезни органов дыхания (56,1 %); второе место — болезни костно-мышечной системы (8,8 %), третье место принадлежит болезням эндокринной системы, расстройствам питания и нарушениям обмена веществ (8,5 %), четвертое место — болезни глаза и его придаточного аппарата (7,2 %) и на пятом — болезни органов пищеварения (6,8 %).

В результате корреляционного анализа установлена слабая прямая связь негативных изменений в состоянии здоровья младших школьников с наличием профессиональных вредностей у родителей (г = 0,176, р < 0,05), болезнями матери во время беременности (г = 0,150, р < 0,05), нарушениями развития ребенка на первом году жизни, такими как позднее развитие умения самостоятельно сидеть (г = 0,105, р < 0,05) и позднее закрытие большого родничка (г = 0,173, р < 0,05). Такая же связь отмечена с воспитанием ребенка в неполной семье (г = 0,149, р < 0,05), неблагоприятным расположением здания школы внутри микрорайона (г = 0,208, р < 0,01), наличием занятий во вторую смену (г = 0,218, р < 0,01) и низким уровнем естественной освещенности в классах (г = 0,167, р < 0,05).

Оценка относительного и атрибутивного рисков неблагоприятных изменений позволила выделить наиболее значимые факторы риска для здоровья младших школьников. Самый высокий относительный риск связан с действием таких факторов, как болезни матери во время беременности, нарушение развития двигательных навыков у ребенка на первом году жизни, недостаточная жилая площадь, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка, занятия в школе во вторую смену. Воздействие этих факторов повышает риск ухудшения здоровья младших школьников в 2,3—3,4 раза. Устранение влияния таких управляемых факторов, как обучение во вторую смену, повышенная нагрузка в школе, неправильный подбор ученической мебели, нерациональный режим питания, игнорирование занятий спортом, недостаточное потребление фруктов и овощей, недостаточная освещенность в классах позволило бы снизить риск нарушения здоровья младших школьников на 27,6—56,4 %. Следовательно, значимый эффект в сохранение и укрепление здоровья младших школьников может внести целенаправленная работа по фор-

август №8 (233)

31

мированию здорового образа жизни и оптимизации условий обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Сухарев А.Г., Михайлова С.А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях //Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 47—51.

1. Власов В.В. Эпидемиология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. 464 с.

2. Кучма В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга //Гигиена и санитария. 2004. № 6. С. 14—16.

3. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России //Гигиена и санитария. 2008. № 2. С. 72—77.

Контактная информация:

Зулькарнаев Талгат Рахимьянович,

тел.: 8 (347) 272-97-86,

e-mail: talgat-zulkarnaev@mail.ru

Contact information: Zulkarnaev Talgat, phone: 8 (347) 272-97-86, e-mail: talgat-zulkarnaev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.