Научная статья на тему 'Социальные аспекты финансовой политики России в посткризисный период'

Социальные аспекты финансовой политики России в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пальшина Е.Н.

В статье отмечается, что в период преодоления последствий экономического спада особую актуальность для России приобретает проблема дефицита государственного бюджета. Неблагоприятная внешняя конъюнктура обнажила и проблемы социальной сферы в условиях, когда государство является практически единственным социально ответственным институтом. Автором представлено исследование отдельных статей доходов бюджета и ключевых направлений расходов на социальную сферу на основании статистики, отечественной и иностранной литературы, оценочных прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты финансовой политики России в посткризисный период»

УДК 336.717

социальные аспекты

финансовой политики россии в посткризисный период

е. н. пальшина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: elenapalshina@gmail.com Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

В статье отмечается, что в период преодоления последствий экономического спада особую актуальность для России приобретает проблема дефицита государственного бюджета. Неблагоприятная внешняя конъюнктура обнажила и проблемы социальной сферы в условиях, когда государство является практически единственным социально ответственным институтом. Автором представлено исследование отдельных статей доходов бюджета и ключевых направлений расходов на социальную сферу на основании статистики, отечественной и иностранной литературы, оценочных прогнозов.

Ключевые слова: финансовая политика, государственный бюджет, социальные расходы, экономический рост, эффективность, ответственность, посткризисный период.

Экономика России имеет особенности, связанные с накопленными деформациями ее структуры и недостаточной развитостью ряда рыночных институтов.

Проблем в российской экономике много. Но одной из основных является высокая зависимость от экспорта сырья и природных ресурсов. В последние годы государство делает многое для развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт и экспорт прочего сырья. Серьезным препятствием, сдерживающим поступательное движение отечественной экономики, остается и недостаточность внутренних инвестиционных ресурсов. Это связано с рядом причин, в числе которых относительно низкий уровень доходов

населения по сравнению с развитыми государства-ми1. Данный показатель весьма важен, поскольку располагаемый доход определяет мультипликативную зависимость между ростом ВВП и предельной склонностью к потреблению в системе. Кроме того, инвестиции зависят от величины сбережений, а с учетом роста цен, опережающего рост реальных до-ходов2, население нуждается в поддержании уровня потребления и не имеет достаточных средств для формирования накоплений. В таких условиях возрастает роль социальных аспектов финансовой политики государства, формирующих социальную сферу как совокупность отраслей, предприятий, организаций, и системы отношений в обществе, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. К социальной сфере принято относить сферу услуг:

— образование;

— здравоохранение;

— социальное обеспечение;

— физическая культура;

— общественное питание;

— коммунальное обслуживание;

— пассажирский транспорт;

— связь [5].

1 Среднемесячная заработная плата наемных работников в РФ меньше уровня заработной платы в США и Японии почти в 10 раз.

2 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, по данным Росстата, выросла за 9 мес. 2010 г. на

10.2 %. За тот же период коммунальные услуги подорожали на

12.3 %, цены на продукты питания поднялись на 10 %.

12

финансы и кредит

В условиях стремительной глобализации и интеграции стран, в том числе и России, в систему международных отношений обостряется необходимость поиска путей для обеспечения экономического роста. Традиционно для стимулирования экономики принято опираться на механизмы, направленные на сжатие социальных расходов и программ, сокращение финансирования мероприятий социальной сферы и перенаправление средств в передовые, высокотехнологичные отрасли с высокой концентрацией капитала. Российские власти, учитывая отечественную специфику, предпринимают меры, увеличивающие нагрузку на бюджет, ориентированные на поддержание социально уязвимых слоев населения [4]. Подобные действия могут быть оправданы на данном этапе. Однако в перспективе необходима реструктуризация системы финансирования социальной сферы, которая обеспечила бы диверсификацию социального бремени на бюджет, способствуя сокращению бюджетного дефицита, и в конечном итоге ослабила бы патерналистическую нагрузку на государство. Достичь подобных результатов возможно через изменение практики финансирования социальных программ для достижения оптимальных объемов и структурного распределения средств, а также посредством совершенствования построения финансовой политики в области социальной сферы. Российская экономическая модель предусматривает социальную ответственность только со стороны государства. Решению проблемы может способствовать развитие негосударственного пенсионного страхования, корпоративного и индивидуального добровольного медицинского страхования, переход к системе прогрессивного налогообложения и другие меры. В противном случае отечественная экономика будет оставаться

уязвимой и подверженной влиянию неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Весьма информативно в связи с этим выглядит увеличение бремени социальной ответственности государства, повлекшее рост бюджетных расходов и увеличение дефицита бюджета страны (табл. 1).

Анализ представленных в табл. 1 данных позволяет сделать вывод, что в условиях преодоления кризиса российские власти обеспечивают увеличение трансфертных расходов, ориентируя финансовую политику государства на выполнение обязательств перед социально незащищенными слоями населения. Возникновение вопроса об экономической целесообразности наращивания социального бремени, как уже отмечалось, определяется увеличением дефицита государственного бюджета и возможным снижением эффективности экономики в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в мировой практике предъявляются растущие требования к эффективности государственных расходов, что обусловливает необходимость формирования механизмов экономического стимулирования. Процесс рационального принятия решений требует изучения всех исходных условий, в которых находится экономическая система. Такие процессы многоаспектны и имеют целью достижение сбалансированного состояния экономики. Совершенно необходимо, чтобы стимулирующие меры, будучи результативными, одновременно не усугубляли социального неравенства в обществе. Таким образом, следует всесторонне оценить комплекс инструментов властей в рамках социальной политики с тем, чтобы государственное финансирование социальных проектов не снижало возможностей экономического роста страны. Основными критериями, характеризующими стартовое положение отечественной экономики, являются

Таблица 1

Динамика основных показателей социальных расходов РФ в 2007—2010 гг. [7]

Основные статьи расходов 2007 2008 2009 2010

Социальные выплаты, млрд руб. В том числе: — пенсии — стипендии — пособия 2 477,7 3 334,0 4 000,7 4 800,9

1 669,7 2 283,0 2 739,6 3 287,5

26,4 35,7 43,6 47,6

639,5 830,0 996,0 1 145,4

Удельный вес социальных выплат, процент от ВВП 7,5 8,0 8,6 9,1

Динамика доли социальных выплат в ВВП, в процентах к предыдущему году 109,3 117,9 107,5 105,8

Расходование средств Пенсионного фонда РФ по финансированию выплат населению пенсий и пособий, млн руб. 1 727 530 2 290 821 2 872 257 3 446 708

Расходование средств Пенсионного фонда РФ по финансированию выплат населению пенсий и пособий, в процентах к ВВП 5,2 5,5 7,3 8,4

Примечание. Составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

12 10 8 6 4 2 0

120 Динамика

нефтегазовых

100 доходов РФ

и динамика цен

80 на нефть

60 в 2008—2012 гг.

40

20

0

2008

2009 2010 2011

Нефтегазовые доходы, в процентах от ВВП (левая ось) • Цена на нефть марки «Юралс», долл./барр. (правая ось) Источник: данные Всемирного банка.

2012

состояние государственного бюджета и оценка его зависимости от внешней конъюнктуры. В результате наступления кризисных симптомов в мировой экономической системе в первую очередь упал спрос на углеводороды, металлы, прочее сырье. Кроме падения объемов потребления, значительно снизились цены на основные позиции российского сырьевого экспорта на мировом рынке3. Сложившаяся к концу 2008 г. ситуация, таким образом, легла двойным бременем на отечественную экономику: заметно сократились доходы бюджета как от падения мировых цен на нефть, так и от снижения объемов ее потребления в мире. Динамику зависимости доходов бюджета от экспорта нефти и газа демонстрирует следующая диаграмма (см. рисунок).

В перспективе российской экономике желательно избегать сырьевой зависимости, делающей ее уязвимой от внешнеэкономических факторов. Занять значимое место среди развитых стран невозможно без по-настоящему диверсифицированной экономики с развитыми секторами обрабатывающей промышленности и высоких технологий. Поэтому повышение конкурентоспособности отечественных несырьевых секторов является стратегической задачей, решение которой способно ликвидировать факторы, тормозящие экономический рост.

С учетом прогнозов снижения мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе средняя мировая цена на сырую нефть марок Brend, Dubai, WTI может составить:

- в 2011 г. - 75,8 долл.;

- в 2012 г. — 73 долл.;

- в 2013 г. — 72,8 долл.4

Таблица 2

Среднесрочные параметры бюджета РФ в 2009—2013 гг.,

в процентах от ВВП [8]

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Доходы, всего 34,4 33,4 35 34 32,8

Доходы федерального бюджета 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1

Расходы, всего 40,6 39,1 38,7 37 35,2

Расходы федерального бюджета 24,7 22,7 20,9 19,6 19

Нефтегазовый баланс —13,6 —13,7 —11,6 —10,5 —9,8

федерального бюджета

Баланс федерального бюджета —5,9 —5,4 —3,6 —3,1 —2,9

Дефицит/профицит, —6,2 —5,7 —3,7 —3,0 —2,4

всего

Такой прогноз позволяет говорить о вероятном снижении нефтегазовых доходов в 2011—2013 гг. на 1,4—1,5 % ВВП, поскольку одновременно не прогнозируется рост объемов добычи нефти5. С учетом указанных факторов следует ожидать дефицитного бюджета на протяжении рассматриваемого периода.

Уточненные параметры бюджета РФ на период до 2013 г. выглядят следующим образом (табл. 2).

Ожидаемые показатели свидетельствуют лишь о сокращении дефицита бюджета, и в настоящее время Правительство РФ реализует ряд мероприятий, направленных на его преодоление6.

В среднесрочной перспективе власти намерены ограничить зависимость экономики от нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти [1].

3 Автор имеет в виду падение мировых цен на нефть в период с осени 2008 г. по весну 2009 г.

4 По оценке автора и на основании прогноза специалистов Всемирного банка.

5 Не прогнозируется достаточный рост мировой экономики в целом.

6 Среди которых эмиссия облигаций Минфина России в марте 2011 г. на сумму 40 млрд руб. со сроком погашения в

марте 2018 г.

Инструментами, способными реализовать новые приоритеты и в обозримом будущем сделать экономику эффективной, являются процессы модернизации и диверсификации. В связи с этим российские власти формируют систему поддержки инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленную на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее эффективности, проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие человеческого капитала7.

Такие масштабные реформы невозможны без консолидации усилий власти и бизнеса. В теории государственных финансов существует понятие социального выбора, который общество реализует при оптимальном в данных условиях сочетании предложений государственных и частных благ. Несмотря на значительную долю благ, производимых частным сектором, в экономике существует некий минимум государственных благ, который невозможно заменить частными: это оборона, охрана правопорядка, освоение космоса и т. д. Создание для бизнеса привлекательных условий в тех отраслях, где заменимость государственного участия возможна и даже желательна, могло бы мотивировать частный сектор софинансировать проекты, в том числе в социальной сфере:

— жилищное и дорожное строительство;

— тепло-, водо- и газоснабжение;

— медицина и образование.

А также в ряде других недостаточно привлекательных и подверженных внешним экстерналиям сферах, не позволяющих рынку производить товары и услуги в оптимальном объеме. Рассмотрение расходов по отдельным статьям консолидированного бюджета прямо свидетельствует о росте финансирования отраслей социальной сферы со стороны государства (табл. 3).

Относительно 2007 г. в 2009 г. значительно (на 67,9 %) возросли затраты на транспорт и дорожное хозяйство и на 35,5 % увеличились расходы на социально-культурные мероприятия. Это характеризует проводимую в России финансовую политику, как обоснованное регулирование государственных расходов посредством реализации социально-экономических программ. Одновременно проявляется снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, финансирование которого сложно реализуется в рамках реформ этого сектора.

Основными причинами для вмешательства

'Примером может служить инновационный центр Сколково.

Таблица 3

Распределение расходов по отдельным статьям консолидированного бюджета РФ в 2007—2009 гг. %

Статья 2008 по отношению к 2007 2009 по отношению к 2008 2009 по отношению к 2007

Расходы +22,7 -14,3 +5,2

Национальная экономика +44,9 +23,3 +78,6

Транспорт и дорожное хозяйство +60,3 +4,7 +67,9

ЖКХ +4,6 -12,7 -8,7

Социально-культурные мероприятия +23,3 +9,9 +35,5

государства в экономику традиционно являются провалы рынка, т. е. экономическая неэффективность и неравенство, социальная несправедливость при рыночном распределении доходов [2] и несовершенство конкуренции.

Отдельного внимания заслуживают расходы государственного бюджета в разрезе социальных направлений, входящих в состав социальной сферы. Важность данных расходов заключается в оказании ими непосредственного влияния на уровень жизни населения, доступность и качество услуг здравоохранения и образования, обеспечивающих поддержание жизненных стандартов, сокращение неравенства, социальную интеграцию в обществе (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшее увеличение расходов произошло по статье «Социальная политика»: прирост составил более 30 %. Поддержка социально уязвимых слоев населения в период спада в экономике характеризует политику правительства как патерналистскую. Перенаправление финансовых потоков в сторону социальной сферы рядом аналитиков расценивается как не вполне своевременное и экономически нецелесообразное. Неэффективность таких мер определяется недополучением средств теми отраслями, которые обеспечивают больший мультипликативный эффект и экономический рост. Действия государства в данном направлении, по мнению автора, могут быть оправданы в российских условиях. Являясь мерами социальной справедливости, они одновременно способны обеспечивать эффект, стимулирующий совокупный спрос внутри страны — со стороны населения, для которого трансферты являются важной составляющей располагаемого дохода8. Увеличение финансирования трансфертных расходов имеет в

8Описанный Кейнсом мультипликативный эффект, устанавливающий взаимосвязь между динамикой потребления и ВВП.

Таблица 4

Расходы консолидированного бюджета РФ по основным социальным и культурным направлениям в 2008—2009 гг.

2008 2009 Изменение,

Статья 2009 по отношению к 2008

Млрд руб. Доля, % Млрд руб. Доля, % Млрд руб. В процентах

Расходы 7 122,1 100 8 479,6 100 + 1 357,5 + 19,1

В том числе:

— здравоохранение, физическая 1 546,3 21,7 1 653 19,5 + 106,7 +6,9

культура и спорт

— образование 1 658,1 23,3 1 783,5 21 + 125,4 +7,6

— социальная политика 3 607,1 50,6 4 718,8 55,7 + 1 111,7 +30,8

— культура, кинематография, СМИ 310,6 4,4 324,4 3,8 + 13,8 +4,4

Рассчитано автором на основании данных Росстата.

России немаловажный социально-экономический эффект, поскольку позволяет значительной части населения рассчитывать на получение дохода, необходимого для покрытия автономных расходов [7]. Более 13 % россиян имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума, а количество пенсионеров составляет более 27 % населения страны. Государство традиционно берет на себя заботу о данных категориях людей, решая таким образом проблему социальной справедливости.

Следует отметить, что движение в сторону социального равенства может содействовать одновременно и повышению эффективности экономики, если достигается рост уровня образования и занятости населения, снижается преступность и т. п. Примером может служить эмпирическое исследование Р. Барро и Й. -В. Ли, проведенное по материалам статистики 116 стран за 20 лет. Оно показало, что чем шире охват населения, в частности системой образования, тем значительнее растет продолжительность жизни, сокращается младенческая и материнская смертность. Эти факторы, безусловно, способствуют росту экономического потенциала страны [6].

На протяжении XX в. в западных странах проходила социализация института государства. Начало этого процесса связывают с именами О. Бисмарка и В. Бевериджа. В настоящее время практически все развитые страны мира приняли концепцию «государства благосостояния». Это позволяет говорить, что достижение экономической эффективности не является самоцелью, а скорее трансформируется в инструмент повышения благосостояния общества [2].

По мнению автора, комплекс мер государственного регулирования является на данном этапе единственным механизмом, способным обеспечить отечественной экономике возможности преодоления трудностей посткризисного периода. В связи с этим Правительство РФ реализует программы

реформ в системе образования, жилищного и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, улучшения демографических показателей9, призванные сформировать в обществе более равные и справедливые условия для динамичного развития в перспективе.

Воплощение программ сбалансированного построения экономики запустит механизмы социально-экономического девелопмента — долгосрочного процесса гармоничного развития хозяйства страны как саморегулирующейся системы. Создание и поддержание в обществе социально благополучного климата представляет важную задачу с точки зрения оценки финансовой политики в посткризисный период. Однако рост государственных расходов и трансфертов, как показывает мировой опыт, не дает однозначных результатов и сопровождается сопротивлением целевых групп, равно как и сокращение финансирования социальных направлений в масштабе государства10.

Совершенно очевидно, что составляющие социальной сферы находятся в тесной взаимосвязи с другими секторами национальной экономики и, соответственно, трансформируются с учетом стратегических направлений социально-экономической политики государства [3]. Весьма непростые как внешние, так и внутренние условия порождают необходимость формирования дееспособной хозяйственной системы, позволяющей России в перспективе не лавировать при принятии решений от социально ориентированной политики в сторону экономически эффективной политики.

9Примером может служить введение двухступенчатого высшего образования, программы льготного ипотечного кредитования молодых семей и семей военнослужащих, государственное софинансирование пенсий, введение программы «материнского капитала».

'"Достаточно вспомнить реакцию населения Греции на сокращение социальных расходов государства (2009—2010 гг.) и беспорядки во Франции, вызванные пенсионной реформой (2010 г.).

В посткризисный период наиболее остро проявилась потребность в построении сбалансированной модели, сочетающей одновременно принципы социальной справедливости для одних членов общества и при этом не идущей в разрез с интересами остальных его представителей. Достижение подобной цели невозможно без государственного вмешательства в экономику и формирования программ социально-экономического регулирования. Придерживаясь концепции государственного благосостояния, целесообразно сгруппировать цели программ государственных расходов в области социальной сферы по следующим направлениям:

1) поддержание жизненных стандартов для всех членов общества;

2) выравнивание, сглаживание доходов и сокращение неравенства;

3) экономическая эффективность на микро- и макроуровнях;

4) минимизация искажающего влияния системы трансфертов на предложение труда и занятость, на сбережения и инвестиции;

5) социальная интеграция в широком общественном контексте, предполагающая восприятие населением социального обеспечения со стороны государства не как благотворительность, а как заслуженное право.

Практическая осуществимость данных мер государственной политики во многом определяется принципами ее построения и реализации, четкос-

тью структуры. Обеспечение функционирования подобной модели государственного регулирования экономики, в частности по социальным направлениям, позволит России сформировать социально благополучное и одновременно экономически эффективное общество.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011—2013 годах от 29.06.2010.

2. Занадворов В. С., Колосницына М. Г. Экономическая теория государственных финансов. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2006.

3. Климин В. Г. Финансово-страховой механизм здравоохранения: теория и методология. Екатеринбург: УрГЭУ. 2010.

4. Кондратьева Н. Б. Сближение социально-экономического развития европейских стран в условиях интеграции — иллюзия или реальность? URL: http://economicarggu.ru/2003_1/ kondrateva.pdf.

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2008.

6. Barro R. L., Lee J.-W. Losers and Winners in Economic Growth: NBER Working Paper. 1993.

7. URL: http://www.gks.ru.

8. URL: http://www.worlbank.org.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.