Научная статья на тему 'Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения'

Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1500
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / НАЛОГИ / РЕФОРМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / FEDERAL BUDGET / GOVERNMENT / BUDGET DEFICIT / BALANCE / TAXES / REFORM / FEDERAL CONTRACT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова Елена Константиновна

Статья посвящена современным практическим особенностям формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации. Рассматриваются подходы к обеспечению сбалансированности государственного бюджета, современные изменения принципов налогообложения как ключевого параметра снижения дефицита бюджета. Определяются базовые направления снижения дисбаланса между доходами и расходами федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The balancing the state budget in modern conditions: problems and solutions

The article is devoted to modern practical features of the formation and implementation of the budgetary policy of the Russian Federation. The approaches to balancing the state budget, modern change in the principles of taxation are studied as a key parameter to reduce the budget deficit. Identifies basic areas to reduce the imbalance between revenues and expenditures of the federal budget.

Текст научной работы на тему «Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 336.201 Е.К. Самсонова*

Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения

Статья посвящена современным практическим особенностям формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации. Рассматриваются подходы к обеспечению сбалансированности государственного бюджета, современные изменения принципов налогообложения как ключевого параметра снижения дефицита бюджета. Определяются базовые направления снижения дисбаланса между доходами и расходами федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, Правительство, бюджетный дефицит, сбалансированность, налоги, реформа, федеральная контрактная система.

E.K. Samsonova*. The balancing the state budget in modern conditions: problems and solutions. The article is devoted to modern practical features of the formation and implementation of the budgetary policy of the Russian Federation. The approaches to balancing the state budget, modern change in the principles of taxation are studied as a key parameter to reduce the budget deficit. Identifies basic areas to reduce the imbalance between revenues and expenditures of the federal budget.

Keywords: Federal Budget, Government, budget deficit, balance, taxes, reform, federal contract system.

Мировой экономический кризис и его последствия продолжают оказывать дестабилизирующее воздействие на финансовые системы развитых государств, и прежде всего на структуру бюджета. Значительный рост расходов, обусловленный социально-экономической составляющей, с одновременным снижением доходов приводят к несбалансированности главного финансового плана государства и появлению значительного бюджетного дефицита. Так, согласно федеральному закону о бюджете на ближайшие три года, дефицит бюджета в 2011 г. запланирован в размере 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП).

Таким образом, имеет место нарушение одного из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, закрепленного ст. 33 Бюджетного кодекса РФ — принципа сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Соответственно, сбалансированность федерального и иного бюджета предполагает обеспечение количественного соответствия (равновесия) бюджетных расходов источникам их финансирования. При этом современное развитие российского бюджетного процесса позволяет говорить о том, что отечественная бюджетная система перешла от дефицита кризисного, вызванного мировым экономическим кризисом и падением мировых цен на энергоносители (прежде всего нефть), к активному бюджетному дефициту, создаваемому искусственно при планировании бюджета. Отметим, что, по данным Министерства финансов, если в 2008 г. расходы консолидированного бюджета Российской Федерации составляли 33,8% ВВП, а в 2009 г. они выросли до 41,1% ВВП, то в 2010 г. произошло снижение до 34,3% ВВП, что, однако выше докризисного уровня. Правительство декларирует невозможность отмены или снижения объемов финансирования реформ правоохранительных органов, армии, образования, здравоохранения и др. бюджетно-зависимых сфер, несмотря на то, что доходов бюджета для покрытия данных расходов явно недостаточно.

С авторской точки зрения, увеличение расходов в кризис себя оправдало, однако государству на современном этапе стабилизации экономики необходимо формирование эффективной бюджетноналоговой политики, предусматривающей сокращение расходов в непроизводственной сфере, увеличение налогов или комбинацию этих мер. Ключевая составляющая бюджетных расходов должна быть прежде всего инновационно-инвестиционной и ориентированной на реальный сектор экономики.

К универсальным методам обеспечения сбалансированности бюджета, направленным на расходы, относится секвестирование расходов, которое представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме стратегически важных «защищенных» статей, снижение финансирования которых по сравнению с

* Самсонова, Елена Константиновна, доцент кафедры финансов и налогообложения Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, пл. Репина, д. 1. E-mail: samsonova_e_k@mail.ru

* Samsonova, Elena Konstantinovna, associate professor (docent) of the Department of Finance and Taxation The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D. in Economics. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, St.-Petersburg, sq. Repin, 1.

Статья поступила в редакцию 28 января 2011 года.

первоначально панируемым уровнем может привести к тяжелым последствиям, как для экономики страны, так и политической и социальной стабильности общества. Однако в современной бюджетной политике России данные меры отошли на второй план, объемы расходов правительство снижать не планирует.

Таким образом, в 2011 г. один из основных путей пополнения доходной части казны правительство видит в значительном повышении налога на добычу полезных ископаемых (в части налоговых ставок на добычу газа и нефти). В частности, предусматривается необходимость проиндексировать действующую с 1 января 2007 г. ставку НДПИ на обессоленную, обезвоженную и стабилизированную нефть (в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти) с учетом уровня ожидаемой в 2012-2013 гг. инфляции, и установить с 1 января 2012 г. ставку налога в размере 446 руб. за 1 т добытой нефти, с 1 января 2013 г. — в размере 470 руб. за 1 т добытой нефти.

Также предусматривается индексация с 1 января 2011 г. ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья на 61%. Учитывая ожидаемый в 2012-2013 гг. уровень инфляции, Налоговый кодекс РФ предусматривает установления размера ставки налога на добычу полезных ископаемых, на добычу горючего природного газа с 1 января 2012 г. в размере 251 руб., с 1 января 2013 г. — в размере 265 руб. (данная ставка была неизменной с 1 января 2006 г., в то время как оптовые цены на газ за данный период, по оценке Министерства финансов. увеличились в 2,12 раза).

По прогнозам Правительства РФ, повышение ставок НДПИ на газ на 61% позволит привлечь в бюджет в 2011 г. 51,3 млрд. руб., в 2012 г. — 60,4 млрд. руб., в 2013 г. — 69,1 млрд. руб. В 2012 г. будет увеличен НДПИ на нефть на 6,5%. Это, в свою очередь, поможет, по оценкам Правительства, привлечь в бюджет 78,2 млрд. руб. Дополнительная индексация ставки налога в 2013 г. на 5,4% даст суммарно за два года дополнительные доходы бюджета в размере 146 млрд. руб. Кроме того, будут повышены таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты, медь, никель, что в сумме принесет бюджету в 2011 г. 143 млрд. рублей. В целом все эти меры в следующем году принесут, по оценкам Министерства финансов, федеральному бюджету 255 млрд. рублей.

Представляется, что данные меры являются обусловленными общей экономической и финансовой политикой государства. Основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями именно за счет налога на добычу полезных ископаемых (рис. 1). При этом использование этого источника доходов приводит к проведению циклической бюджетной политики: в периоды высоких мировых цен на нефть в условиях избытка бюджетных средств они могут быть направлены на финансирование недостаточно обоснованных проектов, в периоды неблагоприятной конъюнктуры возникает высокая социальная напряженность, ухудшаются налоговые условия. В целом эффективность использования ресурсов бюджетной системы оказывается крайне низкой.

В условиях, когда федеральный бюджет почти наполовину формируется за счет «нефтедоходов», а без них имеет дефицит в 10% ВВП, у государства практически нет иного источника формирования бюджета и финансирования модернизации. Однако рост налога на добычу полезных ископаемых с одновременным повышением акцизов на нефтепродукты (Президент РФ ДА. Медведев одобрил предложение правительства по увеличению акцизов на бензин на 1 руб./литр в 2011-2013 гг. ежегодно) повлечет за собой рост себестоимости товарных перевозок, что, в свою очередь, обусловливает значительный рост цен и прирост инфляции издержек, покупательная способность населения снизится, и все это в итоге отрицательно скажется на темпах экономического роста. Представляется, что данная мера, несмотря на кажущуюся легкость реализации, может повлечь за собой негативные последствия для финансовой и экономической системы страны в целом.

Кроме того, с 2011 г. в целях сокращения дефицита российского бюджета будут существенно изменены принципы формирования доходов внебюджетных фондов. Так, в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, налоговая нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%.

С 1 января 2011 г. ставка страховых взносов, которые работодатель платит от фонда оплаты труда, повышается. Увеличение страховых взносов с 26% до 34% (а для предпринимателей — с 14%), которое вводится в действие в 2011 г., обусловлено прежде всего тем, что дефицит Пенсионного фонда РФ составляет примерно 30%. Финансовое состояние фонда ухудшилось в еще большей степени в связи с тем, что в 2010 г. было принято решение увеличить размер средней пенсии до уровня выше 8,5 тыс. рублей. Для устранения дефицита внебюджетных фондов государство и было вынуждено пойти на увеличение страховых взносов, заменивших единый социальный налог. В результате общая фискально-налоговая нагрузка на работодателя увеличивается в этом году от 8% до 20% от фонда оплаты труда (в зависимости от типа используемого налогообложения). При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное (в настоящее время 20%), а 8% — на социальное и медицинское страхование (сейчас 6%). Таким образом, и без того одна из самых высоких в мире ставок социальных налогов станет еще выше. Для сравнения: в Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде — 9,9%, в Японии — 14,64%, в США — 15,3%, во Франции — 16,65%, в Германии — 19,9%. Кроме того, в большинстве стран эти отчисления разделены между работником и работодателем.

В связи с тем, что Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости снизить взносы для малых предприятий производственной и социальной сферы, был разработан перечень

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Экономика, финансы, менеджмент

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2011 гг.1

льготный видов деятельности (строительство, производство мебели, пищевыгх продуктов, безалкогольный напитков, игрушек и др.) для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом льготный вид деятельности должен быгть у них основным (удельный вес выпущенной продукции или оказанный услуг должен составлять не менее 70%). Взносы для льготной категории снижаются исключительно за счет взносов в Пенсионный фонд: он будет составлять не 26%, как у большинства плательщиков, а 18%. Тарифы взносов в Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования будут такими же, как и для других компаний. Подобные меры следует рассматривать как экономически обоснованные и способствующие поддержке малого бизнеса в современных условиях. Однако опыт российского предпринимательства позволяет спрогнозировать уход работодателей от уплаты повышенный социальных взносов в 2011 г. Одной из возможный представляется схема «перевода» сотрудников из штата компаний в частные предприниматели. В настоящее время максимальные социальные взносы с одного работника составляют 107,9 тыс. рублей в год (26% от 415 тыс.), тогда как платеж по страховым взносам индивидуальныгх предпринимателей — менее 10,4 тыс. рублей (20% от минимального размера оплаты труда за год). Очевидно, что даже с учетом роста процентный отчислений от фонда оплаты труда в 2011 г. данная пропорция сохранится.

Среди планируемых изменений действующей системы налогообложения с целью повышения доходов бюджета следует отметить следующее. Министерство финансов выступило с инициативой отмены единого налога на вмененный доход, и проект закона предполагает, что отменять данный специальный налоговый режим необходимо в два этапа: в 2012 г. предлагается сократить список видов деятельности, при которых разрешено применять единый налог на вмененный доход, исключив из него торговлю, услуги и ряд других, а с 1 января 2014 г. отменить единый налог на вмененный доход полностью. Таким образом, налоговое бремя на отдельные субъекты малого бизнеса уже со следующего 2012 г. может увеличиться. Эти компании перейдут либо на общую систему налогообложения, либо на другие, менее льготные режимы, если это технически и организационно возможно. В любом случае для бизнеса это означает кратное повышение налоговых выплат, что соответственно вызовет повышение цен для потребителей их продукции.

Одним из основных направлений налоговой политики является увеличение налогового бремени населения посредством введения налога на недвижимость, определяемого исходя из рыночной стоимости земельных участков и иного недвижимого имущества физических лиц (планируется введение данного налога в 2013 г.), однако данный законопроект еще находится на разработке в Минэкономразвития и, очевидно, претерпит значительные изменения, в связи с чем спрогнозировать его воздействие на финансовую систему в настоящее время не представляется возможным.

Следует отметить, что в настоящее время многие страны принимают решение о повышении налогов. В частности, Венгрия повысила НДС на 5%, Латвия — на 3%, Чехия — на 1%, с 2011 г. Великобритания поднимает НДС с 17,5 до 20%. Однако у автора статьи вызывает сомнения целесообразность слепого подражания данным мерам, поскольку повышение НДС автоматически приводит к росту затрат предпринимателей на всех фазах движения добавленной стоимости, что в итоге автоматически может вызвать рост инфляции. С авторской точки зрения, поскольку в условиях повышения налогов работодатели будут вынуждены покрывать возросшие затраты за счет сокращения заработной платы и инвестиций, в конечном итоге это окажет негативное влияние на рост ВВП, причем и в том случае, если налогоплательщики будут укрываться от непосильного налогового бремени, расширяя долю теневой экономики, и в том, если законопослушные плательщики будут уплачивать выросшие налоги, снижая финансовые возможности развития своего бизнеса. Увеличение налоговый ставок может негативно сказаться на темпах экономического развития, что в условиях выхода их кризиса может стать губительным для экономики страны.

Таким образом, представляется недостаточно взвешенной позиция Министерства финансов РФ, которое считает, что обеспечение сбалансированности бюджета может быть достигнуто преимущественно за счет роста налогового бремени и отмены налоговых льгот. Подобные действия, по нашему мнению, будут способствовать ухудшению финансового состояния экономических агентов, банкротству предприятий, уходу бизнеса в «теневые» сегменты экономики.

Повышение эффективности бюджетной политики государства должно опираться прежде всего на оптимизацию государственных расходов, ужесточение финансового контроля над целевым характером использования бюджетных средств, снижение «коррупционного налога» и повышение транспарентности системы государственных закупок.

В сложившихся условиях существует объективная необходимость создания единой федеральной контрактной системы, объединяющей все ключевые этапы обеспечения федеральных государственных нужд

— от прогнозирования поставок и размещения заказов до их исполнения и мониторинга государственных контрактов. Концепция соответствующей системы разработана Минэкономразвития с целью сокращения уровня коррупции при реализации государственного заказа и повышения эффективности бюджетных расходов.

Основой экономического роста должно стать повышение налоговой базы, стимулирование хозяйствующих субъектов к вложению в основные средства, новые технологии, человеческий капитал, а не рост налогового бремени, сужающий возможности развития бизнеса. Расширение производственных мощностей предприятий и рост количества рабочих мест, с одной стороны, вызовет увеличение налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц, страховых взносов во внебюджетные фонды, будет способствовать большему поступлению в бюджет косвенных налогов вследствие роста потребления, а с другой стороны, будет способствовать снижению социальной составляющей в расходах бюджета.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2010.

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд

Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд

обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

3. Подпорина, М. В. и др. Бюджет и налоги в экономической политике России : монография.

— М.: Научный эксперт, 2008.

Literature

1. Budget Code of the Russian Federation. — Moscow, 2010.

2. The Federal Law of 24.07.2009 № 212-FZ «The insurance premiums to the Pension Fund of

Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Health Insurance Fund and territorial funds of obligatory medical insurance».

3. Podporina, I. V., etc. The budget and taxes in the economic policy of Russia. — Moscow, 2008.

*По данным Министерства финансов РФ

УДК 338/462 Л.Н. Смирнова*

Методы эффективного управления и использования бюджетных средств, направленные на обеспечение экономической безопасности государства

В статье рассматриваются методы эффективного использования бюджетных средств направленные на снижение и предупреждения угроз экономической безопасности государства.

Ключевые слова: бюджет, методы, планирование, расходы, эффективность.

L.N. Smirnova*. Methods of efficient control and use of budgetary funds directed on maintenance of economic safety of the state. In article methods of an effective utilization of budgetary funds directed on decrease and preventions of threats of economic safety of the state are considered.

Keywords: budget, methods, planning, expenses, efficiency.

Одной из наиболее актуальных функций государства является обеспечение управляемости и подконтрольности государственных средств (в т.ч. бюджетных), создание условий для использования их в качестве важнейшего управляющего рычага России, который направлен на обеспечение безопасности граждан и дальнейшее усиление экономических позиций государства. Преобразования, происходящие сегодня в области бюджетного процесса, направлены прежде всего на повышение эффективности бюджетных расходов и, следовательно, на снижение и предупреждение угроз экономической безопасности государства.

Нарушения бюджетного законодательства, наносят значительный ущерб экономике России и создают предпосылки повышению уязвимости и нарушению целостности экономической системы государства. По итогам работы Счетной Палаты РФ за 2009 г. отмечено1, что объем выделенных средств, которые использовались с нарушением законодательства, составил 238,3 млрд. руб. (в 2008 г. — 96,6 млрд. рублей). При

* Смирнова, Лариса Николаевна. Заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа п аудита Санкт-Петербургского университета МВД Росспп, соискатель кафедры экономики п управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД Росспп. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д.1. Тел.: (812) 495-23-11, мб. 8-921925-43-84, e-mail: larkhen@mail.ru.

* Smirnova, Larisa. Deputy Head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry, the applicant department of economics and management of socio-economic processes of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. Address: Russia, 190121, St. Petersburg, pl. Repin, 1.Tel .: (812) 495-23-11, мб. 8-921-925-43-84, e-mail: larkhen@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.