Научная статья на тему 'Социальные аспекты экономических проблем'

Социальные аспекты экономических проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты экономических проблем»

Но для развития лизинга в регионе требуется также приведение местного законодательства в соответствии с ФЗ "О лизинге", что позволит дать толчок развитию лизинга с использованием зарубежной техники и технологий.

Эти и целый ряд других экономических преимуществ лизинга весьма актуальны для не сформировавшейся в инвестиционном плане и лежащей на трансфертной игле экономики Дагестана.

Хаджалова Х.М.

Социальные аспекты экономических проблем23

Социально-экономические преобразования 90-х годов привели в кризисное состояние все стороны общественного бытия, коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений, населения и социальной сферы.

Основной удар пришелся по населению. Часть населения оказалась в условиях падения доходов, лишения денежных накоплений, угрозы безработицы, начался интенсивный процесс экономического расслоения населения. Республика Дагестан относится к числу регионов, где социально-экономическое ухудшение было особенно значительными.

Заработная плата, являющаяся основным источником существования основных слоев населения, в структуре денежных доходов населения по-прежнему занимает далеко не последнее место. Её доля за период 1995-2002 гг. сократилась с 30% до 16%, а доля предпринимательского дохода составляла 61%. Тогда как в среднем по России доля заработной платы составляла 60% (в 2002г. - 61,4%), а на долю предпринимательского дохода приходилось 14-16% (в 2002 г. - 15,9%) соответственно.

Средний размер заработной платы в Дагестане в 2000 г. составлял 870,0 рублей. Ее уровень отставал от показателей по Северо-Кавказскому региону: в Кабар-дино-Балкарии - 1132,5 рублей, в Северной Осетии -1111,6 рублей, Ростовской области - 1372,2 рубля, в Краснодарском крае - 1734,0 рублей и значительно отставал от показателя по России.24 Между тем, по данным обследований, более 60% работающих не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Падение роли заработной платы в общих денежных доходах населения является главной предпосылкой, свидетельствующей о росте социального расслоения общества.

Либерализация цен в 1992 г. привела к обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, к галопирующей инфляции. Возникла цепная реакция: рост цен требовал повышения заработной платы, а каждое

23 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 04-06-800972)

24 Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2000 год. - Махачкала: Госкомстат РД, 2001.-С.216.

повышение вызывало очередной рост цен. Между тем за годы реформ реальная оплата труда в России снизилась в 3 раза, что в 1,8 раза выше темпов падения объемов ВРП и в 2 раза - производительности труда. В год финансового кризиса 1998 г. реальная заработная плата составляла всего 27% от уровня 1991 г. Следствием низкого размера оплаты труда явилась высокая доля работников, получающих заработок ниже прожиточного минимума. Накануне либерализации цен в 1991 г., по данным Госкомстата РД, всего 16,1% работников имели заработную плату ниже прожиточного минимума. В 1997 г. численность таких работников достигла 54,8%, а в 1999-2000 гг. она составляла более 64%.

Заработная плата существенно дифференцируется по отраслям производства. Если в 1995 г. разрыв между отраслями с наибольшими и наименьшими заработками составлял 8 раз, то в 1998 г. он достиг 11,4 раз, а в 2001 году - 12,9 раза. В среднем за 1995-2002 гг. заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства в 1,5 раза была выше средней заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, а также культуры и искусства. В то же время заработная плата работников сельского хозяйства почти в 3,5 раза ниже средней заработной платы по республике и в 12 раз ниже заработной платы работников финансовой сферы и сферы кредитования.

Главной причиной роста дифференциации заработной платы в 90-е годы был низкий минимум, вызвавший необоснованные различия в оплате труда. Рост межотраслевой дифференциации характеризуется, с одной стороны, за счет интенсивного увеличения заработков в отраслях топливной промышленности и в финансовокредитной сфере. С одной стороны, на протяжении всего десятилетия оплата труда оставалась самой низкой в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура) и в сельском хозяйстве: соотношение оплаты труда отраслей с наименьшими заработками (сельское хозяйство) и наибольшими (кредитование, финансы и страхование) в 2001 г. составляло 14,7 раз (в 1999 г. - 11 раз, в 1998 г. - 11,5 раз, в 1995 г.-8,6 раз).

Рост дифференциации заработной платы в определенной мере связан с кризисом неплатежей в экономике республики, ухудшением платежеспособности предприятий и, вследствие этого, ростом просроченной задолженности по выдаче средств на потребление.

Низкий уровень заработной платы и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (до 70-80%) расходуется на питание и покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг, которые раньше в значительной мере оплачивались за счет основных фондов потребления. В развитых странах Западной Европы законодательством предусматривается адресная помощь семьям, где на долю расходов на питание приходится половина их бюджета.

Следствием низкой заработной платы стало то, что больше половины работников проживают в бедных семьях и треть - в малообеспеченных. Задержки с выпла-

той заработков (явление характерное для 2-ой половины 90-х гг.) приводят к тому, что семьи, не имеющие других источников дохода, остаются без средств к существованию. Нерегулярность поступления доходов и, прежде всего, заработной платы, является одной из причин широкого распространения бедности. Традиционно, к бедному относят население, имеющее доходы ниже величины прожиточного минимума.

Наибольшей вероятностью попадания в группу бедных обладают многодетные и неполные семьи.

В 2000 г. за чертой бедности по показателю денежных душевых доходов находилось 67,4% полных многодетных семей. В этих семьях наблюдается одновременное действие двух факторов бедности: высокая иждивенческая нагрузка (большое число детей, как правило, ограничивает занятость матерей), низкие индивидуальные заработки работников семьи. Хотя таким семьям и оказывается социальная помощь, которая проходит по линии федеральных и региональных трансфертов - ежемесячные пособия на каждого ребенка, льготы по оплате жилья, льготы на проезд в транспорте, - этого явно недостаточно. Даже с учетом льгот и социальных выплат дефицит денежных душевых доходов в полных многодетных семьях в 2000 был на 24,3% выше среднего уровня.

В тяжелом положении находится и большинство многодетных неполных семей, инвалиды. 71% многодетных неполных семей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Денежный среднедушевой доход у большинства получателей пенсии по инвалидности (46,2) не достигал уровня ПМ. В тяжелом материальном положении оказываются семьи с детьми-инвалидами, так как матери вынуждены отказываться от работы, и здесь основным источником доходов является пенсия по инвалидности (с надбавкой на иждивение или по уходу). Социальная же поддержка инвалидов в нашей стране, как правило, ограничивается пенсией и некоторыми видами социальных льгот.

Таким образом, основные факторы бедности определяются низким уровнем оплаты труда, пенсии, стипендии и пособий, а также растущей безработицей. Обобщая структуру и факторы бедности, можно сделать следующие выводы: одна треть бедного населения формируется по причине низкой заработной платы, ее неплатежей и наличия безработицы; вторая треть - связана с низким уровнем пенсий, что является отчасти следствием неадекватной оплаты труда; третья - это традиционные бедные (одинокие матери, многодетные семьи и инвалиды).

Социально-экономическую дифференциацию населения региона по размеру среднедушевых денежных доходов, начиная с 1995 г., можно охарактеризовать следующим образом. Первая из 20%-ных доходных групп населения в 1995 г. и 1996 г. имела 7,7% и 8,1%, вторая - 12,6% и 13,0%, третья - 17,0% и 17,3%, четвертая 23,1% и 23,2%, пятая - 39,5% и 38,4%. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) составил 0,316 и 0,302.

В 1997 г. еще несколько возросла дифференциация денежных доходов, достигнув между крайними доходными группами 11,6 раз. На долю 20% наиболее обеспе-

ченного населения приходилось 43,7% всех денежных доходов. Поскольку основными источниками доходов наиболее богатой части населения являлись собственность и предпринимательская деятельность, положение тех, кто живет только на зарплату и социальные выплаты, продолжало ухудшаться.

Финансовый кризис конца августа 1998 г. привел к еще более резким изменениям в дифференциации доходов населения наблюдавшихся в течение всего периода рыночных реформ. Расслоение общества на богатых и бедных в результате кризиса претерпело существенные изменения: не только бедные стали беднее, но снизилось благосостояние элитных слоев. По данным обследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, в октябре 1998 г. в сравнении с июнем 1998 г. численность населения России, оценивающих свою материальную обеспеченность как низкую, возросла на 21%, в том числе ощутивших себя за чертой бедности - на 94%. При этом численность тех, кто счел себя высокообеспеченными, упала в 4,5 раза, а тех, кто отнес себя к среднеобеспеченным - уменьшилась на треть25.

И 1999 г. не принес существенных изменений в тенденции улучшения жизни населения. Продолжалось не только снижение денежных доходов, но и еще более очевидной стала их дифференциация. Доля 20-ти % наименее обеспеченного населения составляет 7,3%. В целом общий размах дифференциации по соотношению доходов 10-ти % наименее и 10-ти % наиболее (коэффициент фондов) обеспеченного населения в 1999 г. уменьшился, составив 8,8 раз против 10,8 раз по итогам соответствующего периода 1998 г.

Картина растущего неравенства становится более драматичной, если рассмотреть различия между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. Так, в 1995 г. в Дагестане доходы верхних Ю-% населения (наиболее обеспеченных) были в 6,3 раза выше, чем доходы нижних 10% (наименее обеспеченных). Через два года это соотношение увеличилось почти в 2 раза и составило в 1997 г. - 11,6 раза, в 1998 г. - 10,8 раза. В то же время, в качестве предельно допустимого значения коэффициента фондов, с точки зрения дезинтеграции общества, мировая практика рассматривает соотношение 10:1. В 2000 г. это соотношение уже составляло 6,0 раз, в 2001 г. - 7,7 раз, а в 2002 г. - 8,2 раз.

Поляризация доходов населения привела к социальному разлому общества, при котором возник глубокий провал между высшими стратами и основной массой населения. Этот провал образовался на том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои.

Поляризация доходов является следствием влияния следующей группы факторов:

дифференциация оплаты труда;

25 В.М.Жеребин, А.Н.Романов Уровень жизни населения. М.:Юнити-Дана. - 2002. -С. 110.

наличие предпринимальского дохода и дохода от собственности, которые составляют в регионе около 15% в годовом денежном доходе населения. При этом иметь в виду высокую концентрацию этих доходов у относительно небольшой группы населения;

безработица и вынужденная неполная занятость; задержки заработной платы и трансфертов, которые заявили о себе в первые же месяцы после начала реформ вплоть до конца 90- годов и стали уникальной чертой российского рынка;

низкий уровень социальных трансфертов, отсутствие реальных минимальных гарантий;

приватизация предприятий. В результате в руках небольшой доли населения оказались громадные объемы производственного имущества, а с ним и капитал, приносящий высокие доходы.

Рассматривая явление поляризации доходов населения, Н.М.Римашевская, говорит: «...Фактически можно говорить о появлении «двух Россий», двух расходящихся в разные стороны социальных ветвей, резко отличающихся друг от друга своим поведением, предпочтениями, ориентацией. Образовалось два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, отличающихся не только ценами, но и оборотом потребительских благ. Представители «двух Россий» говорят на разных языках и плохо понимают друг друга. Это тем опаснее, что в «страну» богатых и очень богатых входит политическая элита. Различия в доходах «двух Россий», по экспертным оценкам, достигают 100 раз (30 долл. - у бедных и 3000 долл. - у богатых)26.

Не менее, чем социально-политические, опасны экономические последствия поляризации. Средние слои образуют источник платежеспособного спроса, который лежит в основе экономического роста рыночной или смешанной экономики. При отсутствии этих слоев нет массового спроса - развитие отечественного рынка прочно блокируется. Рынок при этом сегментируется: на одном конце образуется элитарный спрос преимущественно дорогих товаров, а на другом - низкосортных дешевых товаров, которые опять-таки удовлетворяются преимущественно импортом. Стагнация экономики ведет к кризису инвестиционной деятельности. Капиталы, накапливаемые элитарными стратами общества, уходят за рубеж, еще более падает отечественное производство, которое ведет к сокращения числа рабочих мест, к снижению доходов основной массы населения, т.е. процесс приобретает самовос-производящийся характер27.

Рост безработицы является наиболее существенным следствием экономического кризиса. Значительная по масштабам и устойчивая во времени безработица вы-

26 Социальная защита населения. Российско-канадский проект / Под ред. Н.М.Римашевской. М.: РИЦ ИСЭПН, 2002. - С. 43.

27 Пирогов Г. Социальная сфера как средоточие проблем национальной безопасности II Обозреватель-ОЬэеп/ег. 1997. №4,- С.47.

звана сокращением спроса на рабочую силу. В целом за период с 1992 г. по 2002 гг., по данным Госкомстата РД, численность экономически активного населения увеличилась с 739,6 тыс. до 824,3 тыс. человек, уровень их экономической активности увеличился с 86,6% до 73,1% от общей численности населения в возрасте от 15-72 лет. За период 1992 -1998 гг. занятость населения имела тенденцию к снижению (с 640,4 до 492,3 тыс. человек). В определенной степени переломным стал 1999 г., когда численность занятых составила 522,9 тыс. человек, после чего опять наблюдается снижение занятых.

Незанятость в течение длительного периода времени лишает значительную часть трудоспособного населения возможности реализовать свое право на труд и решить проблему материального обеспечения семьи, отвлекает значительные государственные средства на оказание социальной помощи безработным и семьям, оказавшимся в сложной ситуации; провоцирует воспроизводство бедности.

Наиболее высокий уровень безработицы в последние годы наблюдается среди лиц, проживающих в сельской местности. На их долю в 2000 г. приходится 66,1% общей и 86,5 зарегистрированной численности безработных. Такое же явление наблюдается среди доли женщин в общей численности безработных. В 2000 г. доля женщин в общей численности безработных составила 47,6%. Намного выше (67,4% в 2000 г.) доля женщин среди зарегистрированных безработных.

Социально-экономическое состояние населения Дагестана показывают, что сегодня общество перешло границу допустимого снижения жизненного уровня фактически по всем индикаторам у основной массы населения. Процессы снижения уровня жизни незамедлительно отразились на экономических реформах, всесторонне блокируя их продвижение. В рамках социальной сферы старые структуры и технологии в процессе трансформации фактически разрушены, а новые еще не сформировались и поэтому не способны выполнять защитные функции населения. Надежды на то, что социальные проблемы переходного периода будут смягчены быстрым ростом экономики - не оправдались.

Стало абсолютно очевидным, что социальная сфера должна быть адаптирована к рыночным условиям. Необходимость незамедлительного осуществления социальных реформ в системном формате вызвано, с одной стороны, целевыми установками на улучшение положения и состояния населении, а с другой стороны - возрастающей значимостью человеческого фактора в рамках современного экономического роста. Экономический рост и повышение жизненного уровня населения - два органически и неразрывно связанных процесса. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем, на его основе - в «пожарном» порядке решать социальные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.