Научная статья на тему 'Социальные адресаты федеральных программ: опыт систематизации'

Социальные адресаты федеральных программ: опыт систематизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГАРАНТИИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнюшкина Алла Юриковна

Актуальность исследования гарантий прав и свобод личности опосредована не только необходимостью реального обеспечения субъективных прав, но также поиском адекватных современным вызовам способов и средств, позитивно влияющих на функционирование правозащитного пространства России. В данной связи в числе современных нормативных гарантий, нам представляется, перспективной реализация федеральных государственных программ. Исходя из этого, в данной статье предметом исследования выступили нормативные правовые акты, регулирующие федеральные программы с учетом критерия категории социальных адресатов. В статье представлены результаты осуществленного анализа заявленного вида федеральных программ, позволившие их упорядочить на основе выделенного критерия, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование качества российских федеральных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECIPIENTS OF FEDERAL SOCIAL PROGRAMS: THE EXPERIENCE OF SYSTEMATIZATION

The relevance of the study guarantees the rights and freedoms of the individual is mediated not only by the need for real security of subjective rights, but also finding adequate to modern calls of ways and means, positively affecting the functioning of the human rights space of Russia. In this regard, the modern regulatory safeguards, we believe that the prospective implementation of Federal government programs. Based on this, the subject of this research was made by regulatory legal acts governing the Federal program taking into account the criterion of the category of recipients. The article presents the results of the performed analysis the stated view of Federal programs that allowed them to organize on the basis of the selected criterion, and to formulate proposals aimed at improving the quality of Russian Federal programs.

Текст научной работы на тему «Социальные адресаты федеральных программ: опыт систематизации»

Корнюшкина А. Ю.

СОЦИАЛЬНЫЕ АДРЕСАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ:

ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

8.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АДРЕСАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ:

ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

Корнюшкина Алла Юриковна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права

Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Юридический институт

[email protected]

Аннотация: актуальность исследования гарантий прав и свобод личности опосредована не только необходимостью реального обеспечения субъективных прав, но также поиском адекватных современным вызовам способов и средств, позитивно влияющих на функционирование правозащитного пространства России. В данной связи в числе современных нормативных гарантий, нам представляется, перспективной реализация федеральных государственных программ. Исходя из этого, в данной статье предметом исследования выступили нормативные правовые акты, регулирующие федеральные программы с учетом критерия категории социальных адресатов. В статье представлены результаты осуществленного анализа заявленного вида федеральных программ, позволившие их упорядочить на основе выделенного критерия, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование качества российских федеральных программ.

Ключевые слова: государственная программа, федеральная целевая программа, права и свободы человека и гражданина, гарантии, нормативные правовые акты.

RECIPIENTS OF FEDERAL SOCIAL PROGRAMS: THE EXPERIENCE OF SYSTEMATIZATION

Kornyushkina Alla Yu., postgraduate student

Study place: Law Institute of Belgorod state national research University

[email protected]

Abstract: the relevance of the study guarantees the rights and freedoms of the individual is mediated not only by the need for real security of subjective rights, but also finding adequate to modern calls of ways and means, positively affecting the functioning of the human rights space of Russia. In this regard, the modern regulatory safeguards, we believe that the prospective implementation of Federal government programs. Based on this, the subject of this research was made by regulatory legal acts governing the Federal program taking into account the criterion of the category of recipients. The article presents the results of the performed analysis the stated view of Federal programs that allowed them to organize on the basis of the selected criterion, and to formulate proposals aimed at improving the quality of Russian Federal programs.

Keywords: the state program, the Federal targeted program, the rights and freedoms of man and citizen, guarantees, regulations.

Многообразие нормативных правовых актов правозащитного содержания является неотъемлемым признаком современного демократического правового государства. В Российской Федерации базовые правозащитные конституционные нормы также конкретизированы в законодательстве и подзаконных документах. В их числе все большое распространение и популярность получают федеральные государственные программы. Исходя из содержания, они посвящены различным направлениям развития общества и государства. В этой связи наиболее перспективным видится их потенциал в качестве нормативных гарантий прав и свобод человека и гражданина. В тексте Конституции России упоминаются федеральные программы в связи с охраной и укреплением здоровья населения (ч. 2 ст. 41) и в контексте ведения Российской Федерации «в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации» (п. «е» ст. 71)1.

В настоящее время количество принятых и реализуемых федеральных программ измеряется сотнями, что обусловливает необходимость их систематизации по

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

заданным критериям. Целью данной работы является упорядочение федеральных программ, с учетом категорий лиц, которым они адресованы. Уточним, что такие категории могут указываться или нет в наименовании самой программы. Следует также отметить, что категории лиц могут быть связаны со специальными статусами, приобретаемыми в силу разных причин. Итак, осуществленный анализ российских нормативных правовых актов, регулирующих реализацию федеральных государственных программ, позволил сделать следующие выводы.

Соотечественники, проживающие за рубежом - адресаты, которым российское государство последовательно уделяет внимание на протяжении уже двух десятилетий. В частности, одной из форм, определяющих перспективное отношение соотечественников, проживающих за рубежом, являются государственные программы.

Так, в 2006 г. в целях создания дополнительных условий, обеспечивающих добровольное переселение в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Президент утвердил соответствующую Государственную программу2 Ее реализация предполагает

2 Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественни-

объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов. Государственная программа дополнена системой мер, сопряженных со стабилизацией численности населения, в первую очередь на территориях, стратегически важных для развития страны.

Эффективная реализация заявленной Государственной программы коррелируется с краткосрочными планами, принимаемыми ключевым ее исполнителем - Правительством Российской Федерации. Так, распоряжением от 28 июля 2017 г. №1636-р был утвержден план мероприятий по реализации Государственной программы на 2017-2019 гг.3 Он включает в себя разделы, связанные с правовым, организационно-управленческим, аналитическим, методическим и информационным обеспечением реализации госпрограммы.

В плане также определены целевые показатели реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом: количество принятых от соотечественников заявлений об их участии в госпрограмме, количество оформленных свидетельств участников, численность участников госпрограммы и членов их семей, вставших на учет в территориальных органах МВД России4.

Помимо Правительства Российской Федерации в структуре государственного аппарата обособлена Межведомственная комиссия, осуществляющий организацию управления Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и контроль за процессом ее реализации5.

Ход реализации Государственной программы является прозрачным как для ее адресатов, так и для всего населения, интересующегося осуществленными в данном направлении мероприятиями:

В первом случае постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. №538 утверждены правила размещения информации, необходимой для участников госпрограммы в автоматизированной информационной системе «Соотечественники»6 Она создана в целях информационного обеспечения граждан, желающих переехать в Россию на условиях программы (адрес официального сайта АИС «Соотечественники» -www.aiss.gov.ru);

Во втором случае о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом можно узнать из материалов заседания Правительства Российской Федерации, которые размещены во всеобщем доступе на сайте http://government.ru/. Так, по информации, взятой из указанного Интернет-

ков, проживающих за рубежом») (ред. от 07.12.2016 г.) // Российская газета. 2006, 28 июня; 2016, СЗ РФ. 2016. №50. Ст. 7077.

3 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2017 г.

4 http://government.ru/docs/28766/

5 Указ Президента РФ от 1 августа 2006 г. №814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (ред. от 07.12.2016 г.) // Российская газета. 2006, 9 августа; 2016, СЗ РФ. 2016. №50. Ст. 7077.

6 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. №538

«Об информационном ресурсе. Автоматизированная информа-

ционная система «Соотечественники» (вместе с «Правилами

размещения информации в информационном ресурсе «Автома-

тизированная информационная система «Соотечественники») // СЗ РФ. 2016. №26 (часть II). Ст. 4046.

ресурса, в рамках Государственной программы в Россию переехало свыше 367 тыс. соотечественников. В большинстве своем участники программы и члены их семей находятся в трудоспособном возрасте (72,9%).

Прием и обустройство соотечественников в субъектах Российской Федерации осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Следует обратить особое внимание на то, что положения Государственной программы адаптируются с учетом изменяющейся обстановки, а также сами оказывают влияние на нормы смежных правовых актов. В частности, с учетом нестабильной внутриполитической ситуации в соседней Украине, обусловившей отток населения из отдельных регионов страны, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2017 г. №889 были внесены изменения в некоторые акты по вопросам реализации рассматриваемой Государственной программы, направленные на предоставление права иностранным гражданам, прибывшим в Россию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории России, участвовать в госпрограмме7.

Указанные изменения коснулись уточнения перечня представляемых документов для участия беженцев в Государственной программе, определения размера пособия на обустройство, выплачиваемого беженцам и членам их семей, в том числе при наличии у них разрешения на временное проживание в России, уточнения формы заявления об участии в Государственной программе.

Следующая категория населения, являющаяся адресатом федеральных государственных программ -инвалиды. В настоящее время в России реализуется государственная программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг., целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни8

Положения генеральной программы данного направления могут быть конкретизированы применительно к отдельным отраслям. К примеру, Приказом Минкуль-туры России от 30 декабря 2016 г. №3019 утверждена модельная программа социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов9. Спектр мероприятий, связанных с реализацией программы социокультурной реабилитации в учреждениях культуры, коррелируется с обеспечением участия инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в культурной жизни общества посредством использования инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, ресурсов учреждений культуры и предоставляемых ими услуг.

Федеральные программы адресуются также категориям лиц со специальным правовым статусом процессуальной природы. Здесь уместна демонстрация пока концептуальных основ федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)»10.

Программа предусмотрела сохранение преемствен-

7 Российская газета. 2017, 9 августа.

8 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (ред. от 31.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2015. №49. Ст. 6987; 2017. №15 (Часть II). Ст. 2206.

9 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.03.2017 г.

Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. №2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» // СЗ РФ. 2017. №2 (Часть II). Ст. 413.

Корнюшкина А. Ю.

СОЦИАЛЬНЫЕ АДРЕСАТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ:

ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

ности в порядке формирования подходов совершенствования уголовно-исполнительной системы на основе принятых Россией международных обязательств и одноименной Программы на 2007-2016 гг.

Цель Программы состоит в гармонизации условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, и условий отбывания наказания осужденными с российским законодательством и международными стандартами, повышающими степень гарантирования соблюдения их прав, свобод и законных интересов.

Задачи, связанные с достижением поставленной цели, предполагают реконструкцию и строительство следственных изоляторов, в которых условия содержания подозреваемых и обвиняемых будут тождественны требованиям российского законодательства и международным стандартам; реконструкцию и строительство исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений, условия отбывания наказания в которых идентичны положениям российского законодательства; создание для осужденных дополнительных рабочих мест.

Специальный правовой статус, обусловленный приобретенной профессией, реализуемой трудовой функцией также может выступать адресатом норм федеральной программы. Так, в рамках мероприятий комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций предполагается интеграция усилий органов управления образования и образовательных организаций различных уровней в реализации государственной политики в сфере образования, связанной с повышением профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Акцент данной программы делается на овладении педагогическими работниками общеобразовательных организаций современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ11.

Реализация такой программы с активным участием субъектов Российской Федерации будет способствовать решению ряда важных проблем повышения уровня профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечению повышения качества работы, направленного на достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также решению проблем, имеющихся в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических кадров.

На наш взгляд, оригинальными и в настоящее время актуальными адресатами российских программ выступают иностранные молодые представители политических, общественных, научных и деловых кругов.

В 2011 г. Россотрудничество впервые выступило государственным заказчиком-координатором программы, регулирующей краткосрочные ознакомительные поездки в Российскую Федерацию иностранных молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов12

11 Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 г. №3241п-П8) // Официальные документы в образовании. 2015. №13.

12 Указ Президента РФ от 19 октября 2011 г. №1394 «Об утвер-

ждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных

Основные содержание Программы состоит в организации краткосрочных поездок в Россию иностранных молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов для ознакомления с общественно-политической, социально-экономической, научно-образовательной и культурной жизнью, а также подготовке предложений по развитию сотрудничества Российской Федерации с государствами, представителями, которые они являются.

В качестве ожидаемых результатов реализации программы заявлено: оформление позитивного образа России за рубежом, значительное увеличение числа активных молодых граждан иностранных государств, которые готовы разрабатывать и участвовать во внедрении совместных проектов во всех сферах сотрудничества России с теми государствами, представителями которых они являются.

Полагаем, для современных условий информационного общества, требующих распространения объективных характеристик Российского государства за рубежом, реализация программы будет вносить существенный вклад в развитие данного немаловажного направления. В порядке рекомендации заметим, что Указ Президента РФ от 19 октября 2011 г. №1394 содержит цифровые и содержательные характеристики программы только на 2011 г. Вместе с тем, ежегодная преемственность реализации такой программы очевидна. Считаем, что во всеобщем доступе должны быть количественные и качественные индикаторы ежегодно осуществляемых мероприятий программы.

В рамках данной работы также представим вариант программы, которая некогда была актуальной, в настоящее время является действующей, но существенной конструктивной нагрузки не имеет. Это Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, принятая в 1996 г.13

В самой Комплексной программе указано, что это система взаимосвязанных мер, которые в ближайшее время будут осуществлены Президентом и Правительством Российской Федерации совместно с законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти Российской Федерации (перечислена совокупность мер). Вместе с тем, использованный хронологический период «ближайшее время» не дает четкого представления об актуальном периоде ее реализации. В этой связи, считаем, что российские нормативные правовые акты должны подвергаться ревизии, оценке необходимости их реализации в современный период, сопоставлению со смежными нормами более позднего периода. Акты, которые не отвечают требования времени, должны утратить юридическую силу.

В целом, считаем, что выделенный нами критерий адресности федеральных программ для их систематизации является лишь одним из множества возможных, которые в совокупности способны положительно повлиять как на упорядочение российских нормативных правовых актов, так и предусмотренных в них правозащитных гарантий.

поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» // СЗ РФ. 2011. №43. Ст. 6028.

13 Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. №408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» (ред. от 16.10.2000 г.) // Российская газета. 1996, 27 марта; 2000, 18 октября.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,46%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» (ред. от 16.10.2000 г.) // Российская газета. 1996, 27 марта; 2000, 18 октября.

3. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») (ред. от 07.12.2016 г.) // Российская газета. 2006, 28 июня; 2016, СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7077.

4. Указ Президента РФ от 1 августа 2006 г. № 814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (ред. от 07.12.2016 г.) // Российская газета. 2006, 9 августа; 2016, СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7077.

5. Указ Президента РФ от 19 октября 2011 г. № 1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» // СЗ РФ. 2011. № 43. Ст. 6028.

6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 г. № 3241п-П8) // Официальные документы в образовании. 2015. № 13.

7. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (ред. от 31.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2015. № 49. Ст. 6987; 2017. № 15 (Часть II). Ст. 2206.

8. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 538 «Об информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники» (вместе с «Правилами размещения информации в информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники») // СЗ РФ. 2016. № 26 (часть II). Ст. 4046.

9. Постановление Правительства РФ от 27 июля 2017 г. № 889 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. 2017, 9 августа.

10. Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2016 г.

№ 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» // СЗ РФ. 2017. № 2 (Часть II). Ст. 413.

11. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1636-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2017-2019 гг.» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2017 г.

12. Приказ Минкультуры России от 30 декабря 2016 г. № 3019 «Об утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов Официальный интернет-портал правовой информации» // http://www.pravo.gov.ru, 10.03.2017 г.

13. http://government.ru/docs/28766/ (дата обращения 10.08.2017 г.).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Социальные адресаты федеральных программ: опыт систематизации» аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского

университета Корнюшкиной Аллы Юриковны Статья А. Ю. Корнюшкиной посвящена проблематике федеральных программ, связанных с различными направлениями развития общества и государства. По мнению автора, наиболее перспективным видится их потенциал в качестве нормативных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку обращение к гарантиям прав и свобод личности опосредовано не только необходимостью реального обеспечения субъективных прав, но также поиском адекватных современным вызовам способов и средств, позитивно влияющих на функционирование правозащитного пространства России.

Автором на основе анализа правовых актов, регулирующих федеральные программы с учетом критерия категории адресатов, проведена серьезная работа, позволившая их упорядочить, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование качества российских федеральных программ.

Заслуживают внимания авторские выводы о типичных адресатах правозащитных федеральных программ (соотечественники, инвалиды, обвиняемые и подозреваемые, педагогические работники и др.); ревизии российских нормативных правовых актов; оценке необходимости их реализации в современный период; сопоставлении со смежными нормами более позднего периода; утратите юридической силы актов, которые не отвечают требования времени.

Научная статья А. Ю. Корнюшкиной «Социальные адресаты федеральных программ: опыт систематизации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель: заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета доктор юридических наук, профессор

М. В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.