1.10. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Корнюшкина Алла Юриковна, аспирант. Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. Email: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена анализу федеральных программ как разновидности юридических гарантий социально-экономических прав человека и гражданина в России. Автором систематизированы заявленные программы, гарантирующие право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на защиту от безработицы, право на жилище; выявлены недостатки программно-целевого метода применительно к социально-экономическим субъективным правам, а также сформулированы предложения по их устранению.
Ключевые слова: государственная программа, федеральная целевая программа, права и свободы человека и гражданина, гарантии, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, право на защиту от безработицы.
FEDERAL PROGRAMS LIKE THE LEGAL GUARANTEE OF SOCIOECONOMIC RIGHTS OF MAN AND CITIZEN
Kornyushkina Alla Yurikovna, postgraduate student. Place of study: National research university «BelSU». Department: constitutional and municipal law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to analysis of Federal programs as a kind of legal guarantees socio-economic rights of man and citizen in Russia. The author classifies the declared program, guaranteeing the right to health and medical care, the right to protection against unemployment, the right to housing; identified shortcomings of program-target method in relation to socio-economic subjective rights, and suggestions on their elimination. Keywords: the state program, the Federal targeted program, the rights and freedoms of man and citizen, guarantees, the right to health and medical care, right to housing, right to protection against unemployment.
Многообразие нормативных правовых актов правозащитного содержания является неотъемлемым признаком современного демократического правового государства. В Российской Федерации базовые правозащитные конституционные нормы также конкретизированы в законодательстве и подзаконных документах. В их числе все большое распространение и популярность получают федеральные программы. Их содержание посвящено различным направлениям развития общества и государства. В этой связи наиболее перспективным видится их потенциал в качестве нормативных гарантий прав и свобод человека и гражданина. По словам М.В. Мархгейм, «ресурсы ... целевых программ федерального, регионального, межрегионального свойства» удачнее использовать «для разработки специального механизма защиты прав и свобод отдельных категорий населения», поскольку в «рамках целевой программы правозащитные намере-
ния государства и контроль за их исполнением могут быть осуществлены более эффективно» [1, с. 47]. Соглашаясь с этим отметим, что правозащитный ресурс программ (государственных, федеральных, целевых, иных) может себя проявлять не только в отношении отдельных категорий лиц, но и различных видов прав и свобод.
В тексте Конституции России упоминаются федеральные программы в связи с охраной и укреплением здоровья населения (ч. 2 ст. 41) и в контексте ведения Российской Федерации «в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации» (п. «е» ст. 71) [2]. Как видим, косвенный конституционный акцент сделан на социально-экономическом секторе.
По состоянию на 1 июля 2017 г. в Перечне государственных программ Российской Федерации закреплено 43 единицы таких программ, в том числе, действующих - 38 (1 исключена из перечня), проектов - 2 и 5 государственных программ утратили силу, а их новые версии еще не утверждены [3]. Целью данной работы является упорядочение федеральных программ, гарантирующих социально-экономические права человека и гражданина в России.
В пользу актуальности поиска современных обеспечительных правовых ресурсов применительно к социально-экономическим правам свидетельствуют официальные статистические данные, приведенные в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Так, в 2016 г. количество обращений по поводу нарушения социальных прав составило 15 135. Это абсолютный показатель за последние три года. Вместе с тем их удельный вес в структуре обращений несколько уменьшился по сравнению с предыдущими годами.
Количество обращений, касающихся экономических прав, в 2016 г. составило 3 698 (против 2102 г. в 2015 г). Их доля в общем числе обращений, направленных в связи с предполагаемым нарушением конституционных прав, составила 15,6 % [4, с. 29].
Кроме того, результаты социологического опроса показали рейтинг прав и свобод человека и гражданина, согласно которому приоритетное значение для российских граждан имеют права и свободы в социальной сфере. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2015 г. Социальные права (право на бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, жилище, социальное обеспечение, труд и его справедливую оплату) имеют максимальный индекс значимости - 55 (по шкале значений от 0 до 100). Это свидетельствует о том, что россияне в первую очередь заинтересованы в обеспечении права на достойный уровень и качество жизни [4, с. 12].
Востребованность реализации государственных усилий в рамках программно-целевого метода также подтверждает мнение Президента Российской Федерации. Так, в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. термин «программа» упомянут 17 раз, в том числе, применительно к группе социально-экономических прав: программа высокотехнологичной медицинской помощи, программа благоустройства, программа поддержки ипотеки и др. [5].
Уточним, что социально-экономические права затрагивают поддержание и нормативное закрепление социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта,
5'2017
Пробелы в российском законодательстве
занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень осуществления во многом зависимы от возможностей экономики и государственных ресурсов [6, с. 159]. На наш взгляд, именно последний фактор имеет важное значение в гарантировании группы социально-экономических прав посредством именно федеральных программ, которые характеризуются определенной периодизацией, возможностью внесения актуальных изменений на разных этапах, а также способствуют осуществлению контроля над жизненно важными для граждан сферами.
Отметим, что своеобразным генеральным планом развития социально-экономического сектора в России является специальная долгосрочная концепция (20082020 гг.), цель которой состоит в определении путей и способов, обеспечивающих устойчивое повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мире. Согласно положениям данного документа разрабатываются и реализуются отраслевые программы с различным сроком действия.
Итак, осуществленный анализ российских нормативных правовых актов, регулирующих реализацию федеральных программ, целевые установки которых направлены на гарантирование социально-экономических прав личности, позволил сделать следующие выводы.
Ключевое место в системе социально-экономических прав занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Подчеркнем, что в соответствии с указанными выше результатами социологического опроса наиболее значимым для благополучия российскими гражданами было названо доступное и качественное здравоохранение. Так ответили 58 % респондентов. При этом по сравнению с 2015 г. мнение населения о реализации в России прав в области охраны здоровья изменилось в негативную сторону, несмотря на тенденцию увеличения финансирования государством этой сферы [4, с. 15].
В связи с этим, считаем, постоянно «реагирующим» обеспечительным ресурсом здесь, конечно, является государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ее цель состоит в обеспечении доступности медицинской помощи и повышении эффективности медицинских услуг [7].
Уточним, что задачи Программы, хотя и являются статичными, тем не менее, все-таки подлежат уточнению в связи с современными требованиями. Так, на данный момент актуализирована подготовка предложений по дополнениям и изменениям приоритетного проекта «Электронное здравоохранение», в том числе с учетом координации с соответствующими мероприятиями программы по развитию цифровой экономики [8].
Как нами было указано ранее в ч. 2 ст. 41 Конституции России непосредственно легализованы федеральные программы не только применительно к охране и укреплению здоровья населения, но также деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. 15 апреля 2014 г. была утверждена государственная программа Российской Федерации, посвященная развитию физической культуры и спорта [9].
Предназначение Программы состоит в усилении государственной поддержки тех задач, которые отнесены к полномочиям Российской Федерации в области
физической культуры и спорта, и предусматривают решение стратегической задачи формирования спортивного резерва.
В связи с тем, что рассматриваемая программа является продолжением одноименной (на 2006-2015 гг.) в ней подчеркивается важность применения программно-целевого метода. Отказ от его использования может привести к следующим проблемам в интересующем нас правозащитном аспекте:
- отсутствие системности при решении стоящих перед государством задач в этой области;
- снижение социальной эффективности физкультур-но-спортивной деятельности при воспитании детей и молодежи, формировании положительных примеров и ориентиров в обществе.
В настоящее время положения государственной программы выступили основанием для реализации тождественной федеральной целевой программы [10].
Полагаем, высоким гарантирующим потенциалом обладает российская государственная программа «Социальная поддержка граждан» [11]. Ее индикаторы опосредуют повышение благосостояния граждан и снижение бедности; модернизацию и развитие сектора социальных услуг; обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов с помощью последовательного развития сети различных организаций, оказывающих социальные услуги; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере реализации социальных услуг, в том числе, с применением механизмов государственно-частного партнерства; совершенствование системы государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Круг адресатов данной программы постоянно пополняется. В числе последних изменений было важное дополнение подпрограммой «Старшее поколение».
Блоку субъективных прав, связанных с реализацией трудовой функции и защитой от безработицы, посвящена отечественная государственная программа «Содействие занятости населения» [12].
Индикаторы государственной программы сопряжены с предотвращением роста напряженности на рынке труда, повышением мобильности трудовых ресурсов, развитием национальной системы квалификаций, обеспечением сохранения здоровья работников за счет улучшения условий труда.
Не смотря на то, что более логичным было бы определить правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» в рамках государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», они были конкретизированы все-таки в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан».
Рациональность создания подобного рода информационно-аналитической системы очевидна, так как в ней размещается информация о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу. Однако с точки зрения юридической техники, а также правил общей и специальной нормы, безусловно, этот ресурс соотносим с государственной программой Содействия занятости населения.
Еще одним социально-экономическим правом, требующим постоянного внимания со стороны государства, является право на жилище.
Уточним, что проблемы ЖКХ традиционно обосновались в пятерке самых актуальных для россиян тем. Данное было в очередной раз подтверждено 15 июня 2017 г. в ходе «Прямой линии» с Президентом России В.В. Путиным [13]. Соответственно, ключевые конституционные установления ст. 40 нуждаются в действенном обеспечительном инструментарии. Здесь, полагаем, динамичной гарантий права на жилище является государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ее целевые установки связаны с повышением доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения; повышением качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению [14].
В целом, считаем, что специфика социально-экономических прав (распространение на определенную область жизни человека, допустимость рекомендательных базовых формулировок, прямая зависимость от состояния экономики и государственных ресурсов) обусловливает оригинальный подход к гарантированию. В этой связи в силу собственной специфики программно-целевой метод, воплощаемый в федеральных программах, следует расценивать как динамическую юридическую гарантию социально-экономических прав граждан в России. Полагаем, именно для данных правоотношений наиболее благоприятен симбиоз конституционной константы и программно-целевого регулирования.
Список литературы:
1. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Москва, 2005.
2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
3. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. от 17.07.2017 г.) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_106979/ (дата обращения 25.08.17 г.).
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. М., 2017.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // Парламентская газета. № 2016, 2-8 декабря.
6. Права человека / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2004. С. 159.
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (ред. от 12.08.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2057; 2017. № 34. Ст. 5288.
8. http://government.ru/orders/selection/401/28743/ (дата обращения 25.08.2017 г.).
9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля
2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (ред. от 23.05.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть I). Ст. 2151; 2017. № 22. Ст. 3168.
10. Постановление Правительства РФ от 21 января
2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Россий-
ской Федерации на 2016-2020 годы» (ред. от 05.05.2017 г.) // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 810; 2017. № 21. Ст. 3000.
11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (ред. от 09.08.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2059; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.08.2017 г.
12. Постановление Правительства РФ от 15апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (ред. от 30.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть I). Ст. 2147; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2017 г.
13. Стенограмма «Прямой линии» с Владимиром Путиным 2017 // https://rg.ru/2017/06/15/stenogramma-priamoj-linii-s-vladimirom-putinym-2017.html
14. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (ред. от 17.08.2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2169; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.08.2017 г.
Данная статья проверена системой «Антиплагиат»; Оригинальность составляет 80,65 %.