стемы в более длительном периоде времени, а также поэтапный ее ввод. Все это позволит выявить и устранить ошибки системы поэтапно и более безболезненно, а сформированный функционал будет удобен, понятен и востребован.
Список литературы
1. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: фе-дер. закон от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ (ред. от
31.12.2017 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2018).
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы): постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (ред. от
12.01.2018 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.02.2018).
4. Стратегия развития жилищно-коммуналь-
ного хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 80-р. URL: http://www.pravo. gov.ru.
5. Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр. URL: http://www.pravo. gov.ru.
6. В Минкомсвязи в режиме видеоконференции обсудили с регионами вопросы внедрения ГИС ЖКХ. URL: http://minsvyaz.ru/ru/ events/36523.
7. Соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ вступили в силу в 66 регионах России. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35237.
8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: указ Президента РФ от 07.02.2008 г. № Пр-212. URL: http:// minsvyaz.ru/uploaded/files (утратил силу).
КОЛОКОЛОВА Елена Олеговна - кандидат философских наук, доцент кафедры частного права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].
KOLOKOLOVA, Elena Olegovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Private Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
УДК 342
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.М. Кудряшова, Н.И. Петренко
В статье представлены основные результаты деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Названы основные проблемы, которые поднимали граждане и институты гражданского общества перед Уполномоченным в 2016 г
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека; правозащитная деятельность; рабочий аппарат; обращения граждан; права человека.
A.M. Kudryashova, N.I. Petrenko. HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED UNDER HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
The main results of activity of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation on restoration of the violated rights and freedoms of the person and citizen are presented in article. The main problems which were lifted by citizens and institutes of civil society before the Representative in 2016 are called.
Keywords: Commissioner for Human Rights; human rights activities; working staff; addresses of citizens; human rights.
Институт Уполномоченного по правам человека в настоящее время играет огромную роль в жизни российского общества. Основная цель правозащитной деятельности института Уполномоченного по правам человека заключается в содействии реализации прав и свобод человека и гражданина.
П.В. Анисимов считает, что под правозащитной деятельностью необходимо понимать конкретный вид деятельности, исполняемый компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, с помощью использования организационно-правозащитных и других регулятивно-пра-возащитных средств, оказывают юридически эффективное воздействие на общественные отношения, формирующееся из прецедента реализации права человека на защиту [2].
В.В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства в целом как законодательную и правоприменительную практику страны в области прав человека, которая отображает особые историко-культурные устои и степень социально-экономического развития государства. В узком значении - это комплекс контрольных механизмов, представленных определенными структурами (судом, правоохранительными органами, разными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специальных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, которые определяют способы, процедуры рассмотрения, контроля, подготовки предложений и принятия заключений по жалобам, заявлениям и другим данным о нарушениях прав человека, основанных на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства [6].
Таким образом, правозащитная деятельность - это регулярная деятельность разных субъектов правозащитной структуры Российской Федерации (публичных - муниципальных и городских организаций; непубличных - институтов гражданского общества), которая ориентирована на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она нацелена на конкретный результат - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, исполняется различными способами, соответствующими для ее определенных субъектов, и подразумевает сам процесс. Содержанием правозащитной деятельности является целесообразное положительное изменение ситуаций, связанных с нарушениями прав человека, и преобразование их в интересах человека, общества и государства.
В 2016 г. исполнилось 20 лет со дня при-
нятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» - первого в истории России правового акта, ставшего законодательной основой для нового уникального института государственной защиты прав и свобод человека. С его принятием началась новая эпоха во взаимодействии государства и гражданского общества, изменилось отношение к правозащитному сообществу, возник принципиально иной диалог между гражданином и властью.
В своей деятельности Уполномоченный опирается на рабочий аппарат, который в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» призван осуществлять юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение его работы [1].
В 2015 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписаны такие федеральные конституционные законы, которые существенно расширили компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, укрепили институт Уполномоченного в целом, повысили гарантии прав и свобод граждан. В частности, теперь Уполномоченный:
- вправе отказаться от дачи свидетельских показаний не только по гражданскому и уголовному делу, но и по административному делу и делу об административном правонарушении;
- получил право обратиться в суд с административным иском в защиту прав и свобод не только конкретных лиц, но и неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями не только органа государственной власти, органа местного самоуправления, но и действиями иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, а также действиями государственного или муниципального служащего;
- приобрел возможность оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь, а также создавать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ [4].
С помощью этих инструментов институтом Уполномоченного по правам человека взят курс на создание взаимодополняющей системы
уполномоченных по правам человека, включающей федеральный и региональный уровни.
В практику вводится проведение единого дня приема граждан с отдельными органами исполнительной власти. В преддверии выборов в Государственную Думу совместно с ЦИК проводился мониторинг соблюдения избирательных прав граждан и работала совместная горячая линия.
В рамках правового просвещения Уполномоченным и сотрудниками его аппарата проводятся лектории-практикумы для студентов магистерской программы «Международная защита прав человека», проводимой Консорциумом вузов и Управлением Верховного комиссара ООН.
Положительный эффект дает организованная по инициативе Уполномоченного еженедельная программа «Права человека» на Общественном телевидении России, которую внимательно смотрят молодые люди и задают вопросы в прямом эфире. Прошло уже 25 выпусков программы.
Запущен проект Уполномоченного совместно с международными организациями «Международные стандарты и механизмы по правам человека для сотрудников федерального и региональных аппаратов уполномоченных по правам человека в Российской Федерации», в рамках которого обсуждаются различные вопросы, касающиеся защиты как прав человека в целом, так и молодежи с опорой на существующие международные стандарты ООН и Совета Европы.
Сайт Уполномоченного по правам человека в РФ содержит огромное количество полезной и интересной информации, которая представлена и на английском языке, что делает работу широкодоступной для максимально большой аудитории. На ближайшую перспективу стоит задача создания интерактивной правозащитной карты, позволяющей проводить мониторинг состояния дел в области прав человека как в федеральном, так и в региональном масштабе [5].
Деятельность Уполномоченного по правам человека Т.Н. Москальковой в 2016 г. осуществлялась на фоне таких глобальных событий, как продолжающаяся у границ России гуманитарная катастрофа на Украине; миротворческая операция Вооруженных сил России в Сирии; экономическое давление в форме антироссийских санкций; девальвация национальной валюты; неблагоприятная конъюнктура на сырьевых рынках.
В 2016 г. зарегистрировано более 68 тыс. единиц входящей корреспонденции, поступившей к Уполномоченному, что на 6,1 % больше, чем в 2015 г. Из общего числа документов
62,45 % составили обращения граждан, в которых они жалуются на действия государственных и муниципальных органов, их служащих, указывают на имеющие место недостатки в защите прав и свобод человека и гражданина, высказывают предложения по повышению эффективности правозащитной деятельности. Это почти наполовину больше, чем в 2015 г. Коллективными являлись 3396 обращений (5 % от общего числа).
На приемах граждан Уполномоченным и Аппаратом принято 3826 человек (на 11 % больше, чем в 2015 г.), из них 159 человек принято лично Уполномоченным, в том числе в ходе организованных выездных приемных в Республике Крым и городах Севастополе и Новосибирске.
Наибольшее число обращений по итогам 2016 г. поступило по вопросам уголовно-процессуального законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Традиционно высоки показатели числа обращений по отраслям, связанным с уголовно-исполнительным законодательством, законодательством о социальном страховании и социальном обеспечении, миграцией населения.
Обращения граждан, в которых содержались утверждения о реальном или мнимом нарушении закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, могут быть объединены в пять групп. Из 42549 обращений по нарушениям прав граждан 23652 направлены в связи с нарушением конституционных прав граждан, 18548 - в связи с нарушением процессуальных прав, иных гарантий защиты прав, 349 не содержали конкретной просьбы.
Количество обращений по поводу нарушения социальных прав составило 15135. Это абсолютный показатель за последние три года. Вместе с тем их удельный вес в структуре обращений несколько уменьшился по сравнению с предыдущими годами.
Количество обращений, по которым приняты все входящие в компетенцию Уполномоченного возможные меры реагирования, составило 37924, что образует 89,1 % от общего числа поступивших (42549). Остальные 10,9 % приходятся на обращения, остающиеся в процессе разрешения или в рассмотрении которых было отказано.
В 2016 г. были даны разъяснения по 27815 обращениям заявителей. Во многих случаях результаты рассмотрения требуют направления такого обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых
относится его разрешение по существу. В минувшем году 7251 жалоба передана Уполномоченным по принадлежности.
В 2016 г. Уполномоченным принято решение о самостоятельном рассмотрении 2858 обращений, что в два раза больше, чем в 2015 г Из них в общей сложности благодаря вмешательству Уполномоченного восстановлены права граждан по 784 жалобам.
По результатам обращений Уполномоченного в компетентные органы в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод граждан, возбуждено 26 дисциплинарных и 37 административных производств.
Важным результатом деятельности института Уполномоченного является предупреждение нарушений прав неопределенного круга лиц. Этому послужила работа, которая стала проводиться Уполномоченным в связи с предотвращением массовых нарушений прав граждан по коллективным жалобам, а также по вопросам совершенствования законодательства и практики его применения [3].
Основными направлениями международной деятельности в 2016 г. стали защита и восстановление нарушенных прав граждан Российской Федерации за рубежом, защита и восстановление нарушенных прав иностранных граждан на территории России, участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, развитие правозащитной дипломатии, реализация совместных с Советом Европы и ООН программ по правам человека.
По вопросу защиты прав находящихся за рубежом российских граждан поступило 151 обращение, из них 84 (55,6 %) - из субъектов Российской Федерации, 33 (21,9 %) - из стран бывшего СССР, 34 (22,5 %) - из стран дальнего зарубежья. Десять обращений носили коллективный характер. Обращения касались вопросов гражданства, пенсионного обеспечения, права на свободу передвижения, правомерности действий со стороны властей страны пребывания (в связи с задержанием, привлечением к уголовной ответственности, нарушением права на защиту и справедливое судебное разбирательство, по обеспечению условий содержания в местах лишения свободы). Кроме того, поступали обращения об оказании помощи в трудной жизненной ситуации, а также касательно охраны семьи, материнства, отцовства и детства, права на обучение на русском языке.
Данные вопросы поднимались и на встре-
чах Уполномоченного с соотечественниками, организованных при содействии посольств Российской Федерации во время поездок в Азербайджан, Армению, Германию и Узбекистан. Заявителям давались разъяснения по решению поднимаемых проблем, а также в тесном взаимодействии с МИД России оказывалась конкретная помощь по восстановлению нарушенных прав.
Наибольшее число обращений в группе «Дальнее зарубежье» поступило из Германии (47), США (31), Израиля (13), Франции (9), Ливии (6). Самое большое число обращений в группе «Ближнее зарубежье» поступило из Украины (230), Казахстана (68), Беларуси (62), Узбекистана (54), Молдовы (38), Кыргызстана (29) [3].
Уполномоченный осуществляет постоянный мониторинг законов субъектов Российской Федерации, определяющих организационно-правовой статус региональных уполномоченных и регулирующих вопросы защиты прав граждан. В 2016 г. федеральный Уполномоченный провел более 50 рабочих встреч с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и осуществил 12 поездок в регионы для изучения опыта региональных уполномоченных, имеющихся в их деятельности проблем и поиска путей их решения.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи. Кроме того, институт Уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.
Сегодня во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют законы об уполномоченных по правам человека и прошли их назначения региональными органами законодательной власти на основе демократических процедур. Это позволяет выполнять главную задачу института: эффективно работать с обращениями граждан так, чтобы тысячи писем и личных просьб о помощи не остались без внимания.
132
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 1(31)
Список литературы
1. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституц. закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1011.
2. Анисимов П.В., Медведицкова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитной системы в Российской Федерации // Юридический мир. 2015. № 7. С. 32-33.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год / Т.Н. Мос-калькова // Рос. газ. 2017. 17 мая.
4. Калашников С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д.С. Велиевой. М.: ДМК Пресс, 2016. 162 с.
5. Лукин В.П. Роль и значение института ом-будсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. 2014. № 22. С. 2-5.
6. Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2015.№ 6.
КУДРЯШОВА Александра Михайловна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
KUDRYASHOVA, Ale\andra Mikhaelovna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 347.1
ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ПОНЯТИЙНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
М.С. Огородников
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы определения фактического состава в общей теории права и науке гражданского права, теоретические проблемы определения правовой связи между элементами фактического состава, спорные моменты установления права собственности на недвижимое имущество и его гражданско-правовой динамики.
Ключевые слова: недвижимое имущество; право собственности; правоотношение; переход права.
M.S. Ogorodnikov. THE ACTUAL STRUCTURE IN THE MECHANISM OF EMERGENCE AND TRANSITION OF THE PROPERTY RIGHT TO IMMOVABLE PROPERTY: PROBLEMS OF UNITY OF CONCEPTUAL TERMINOLOGY
Debatable questions of determination of the actual structure in the general theory of the right and science of civil law, theoretical problems of definition of legal communication between elements of the actual structure, debatable questions of establishment of the property right to real estate and its civil dynamics are considered.
Keywords: real estate; property right; legal relationship; right transition.
Термин, определяющий некую совокупность юридических фактов, вызывающих юридические последствия, дискуссионен в юридической науке. Связано данное обстоятельство с
тем, что ни в общей теории права, ни в доктрине гражданского права не сформировалось единообразное устойчивое употребление указанного понятия. Термин «фактический состав»