Кельмакова Д. Г.
т
них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам.
В случае, когда никто из наследников не имеет указанного преимущественного права или не воспользовался им, предприятие, входящее в состав наследства, разделу не подлежит и поступает в общую долевую собственность наследников в соответствии с причитающимися им наследственными долями, если иное не предусмотрено соглашением наследников, принявших наследство, в состав которого входит предприятие.
Принадлежность предприятия юридическим лицам исключает возможность перехода предприятия по наследству; сохранение предприятия и возможность управления им возможны лишь путем замещения наследниками собственника предприятия, через наследование не самого предприятия, а доли участия в нем [4, с. 62].
Кроме того, следует учесть, что вкладом в уставный капитал может быть не только имущество в натуре, но и право владения и пользования им. У наследника появляется возможность наследовать одновременно и долю участия в обществе, и предприятие. Наследование доли участника в уставном капитале общества будет осуществляться в соответствии
УДК
В настоящее время соблюдение и защита общепризнанных прав человека являются обязанностью
со ст. 1176 ГК РФ, а наследование предприятия как имущественного комплекса - в соответствии со ст. 1178 ГК РФ.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
2. Федеральный закон от 15 апр. 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
3. Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
4. Вергасова Р. И. Наследование пая в жилищностроительной кооперации: проблемы и их решение // Правоведение. 2014. № 2. С. 62.
5. Зайцева Т. И. Настольная книга нотариуса: в 4 т. / под ред. И. Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике. С. 307.
6. Мустафина З. К. Об объектах недвижимого имущества и некоторых его видах // Марийский юридический вестник. Государство и право: актуальные вопросы истории и современности. 2012. № 9. С. 224-230.
A. G. Barinovo
правового государства и системообразующим элементом демократии. Провозгласив курс на демократиза-
FEATURES OF INHERITANCE OF REAL ESTATE
The article analyzes the features of the inheritance of immovable property, as well as important theoretical and practical problems associated with the peculiarities of inheritance of real estate. It is noted that the composition of the ancestral property as one of the rights can include objects of the company as a property complex used for business activities.
Keywords: residence, shared property, building society, inheritance of land, the enterprise as a property complex.
BARINOVA Alla G. - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: alla_222@bk.ru
342.7
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА В РОССИИ
Кельмококо Дарья Геннодьекно,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: kelmdg@mail.ru
В статье рассматриваются некоторые аспекты истории становления института Уполномоченного по правам человека, этапы развития, положение в настоящий период. Автором также высказаны рекомендации по совершенствованию законодательства об организации и деятельности Уполномоченного по правам человека.
Ключевые слово: Уполномоченный по правам человека, права, человек, гражданин, орган государства, законодательство.
Ф1
Студенческая трибуна
цию, Россия, как и другие страны, пошла по пути создания независимых внесудебных правозащитных институтов на федеральном и региональном уровнях -уполномоченных по правам человека. В отличие от классической (скандинавской) модели омбудсмена были существенно расширены, не только компетенции российского института уполномоченных по правам человека, но и сам институциональный принцип их становления имел свою правовую специфику.
Институт уполномоченного по правам человека -один из самых молодых в системе государственных органов современной России: ему чуть больше 19 лет. В феврале 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а в мае следующего года был назначен первый федеральный Уполномоченный.
Новый для нашей страны институт уполномоченного по правам человека, во-первых, в силу молодости российской демократии не стал полным аналогом давно существовавшего во многих странах Европы института «омбудсмена», а во-вторых, по причине специфичности своего мандата почти неминуемо столкнулся с большими системными трудностями и отчасти даже непониманием со стороны как государства, так и общества.
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции.
До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948г. - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека,
Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц [13].
После появления института омбудсмена в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. стали поступать предложения ученых об учреждении и в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека. В основном до
недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными в рамках административного и конституционного права зарубежных стран. В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ по формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт [11, с.123].
Важной вехой стало принятие в ноябре 1991 г. ВС РСФС Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость парламентского Уполномоченного по правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института [3].
При подготовке конституционного проекта институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Его деятельность помогает решать весьма важные проблемы, активно пресекать факты нарушения прав человека, бороться с бюрократией.
В новейшей российской истории первым специализированным внесудебным правозащитным институтом, своего рода аналогом зарубежных национальных институтов по содействию и защите прав человека явилась Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации (далее - Комиссия). В рамках начавшейся поэтапной конституционной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 сентября 1993 г. № 1458 «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» [3] целью создания Комиссии провозглашалось усиление гарантий гражданских и политических прав граждан. Однако уже в п. 1 Положения о Комиссии цель была обозначена шире: «Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации» [4]. Масштабность задач и отсутствие правового опыта в области прав человека определили широкие полномочия Комиссии, в том числе по работе с жалобами граждан.
Первым председателем Комиссии (с 1993 г. по январь 1996 г.), а с января 1994 г. еще и Уполномоченным по правам человека в РФ, был назначен С. А. Ковалев. Члены Комиссии (в количестве 14 человек), за исключением председателя и трех его за-
Кельмакова Д. Г.
1ф
местителей, работали на общественных началах. Для обеспечения деятельности Комиссии был образован ее рабочий аппарат как самостоятельное структурное подразделение Администрации Президента Российской Федерации на правах отдела. За три года работы Комиссии в соответствии с Положением о Комиссии было подготовлено 3 доклада Президенту Российской Федерации о соблюдении прав человека и гражданина. Однако в начале 1996 г. Комиссия после освобождения от должности по собственному желанию (и по политическим мотивам) председателя и четырех членов практически перестала функционировать.
С началом строительства новой государственности Россия стремилась соответствовать основным принципам (и критериям членства) Совета Европы. Поэтому весьма закономерно, что в целях активизации работы Комиссии 20 мая 1996 г. был утвержден новый состав Комиссии во главе с профессором В. А. Карташкиным, а с июля 2002 г. председатель -Э. А. Памфилова. С 1998 г. все члены Комиссии, включая председателя, стали работать на общественных началах. Основная цель деятельности обновленной Комиссии определялась как усиление конституционных гарантий прав граждан и содействие выполнению обязательств, принятых при вступлении России в Совет Европы. Вследствие этого в октябре 1996 г. было принято новое Положение о Комиссии [5], конкретизирующее ее правовой статус и функции как государственно-общественного органа [12, с. 23], но в целом сохраняющее основные полномочия предыдущей Комиссии.
Согласно Положению Комиссией были подготовлены ежегодные доклады с анализом и оценкой состояния прав человека в России, ряд важных материалов о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека, которые вошли в указы, распоряжения, обращения Президента, проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и др. Также в обязанности Комиссии входило рассмотрение обращений граждан и расследование по собственной инициативе информации о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина. Это не заменяло существующие каналы обжалования, а являлось существенным дополнением к другим способам защиты прав человека. Основными формами реагирования Комиссии при обнаружении фактов нарушения прав человека являлись рекомендации и заключения. И хотя Положением не были предусмотрены меры дисциплинарной ответственности должностных лиц за игнорирование рекомендаций и заключений Комиссии, тем не менее, Комиссия сыграла позитивную роль в становлении внесудебного механизма защиты прав и новых публично-правовых форм взаимодействия государства и общества.
Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 864 стал новым этапом не только в деятельности Комиссии, но и содержал прямую реко-
мендацию органам государственной власти субъектов РФ «образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» (п. 3) [6]. С учетом федеративного устройства нашего государства должность Уполномоченного по правам человека учреждается также в субъекте РФ в соответствии с уставом, законом субъекта РФ. В восьмидесяти субъектах России действуют уполномоченные по правам человека, а в большинстве из них пошли по пути создания комиссий по правам человека. Уполномоченный защищает гражданские права независимо от места проживания гражданина России, поскольку они не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации [9, с. 15]. В основном положения о региональных комиссиях копировали Положение о президентской Комиссии в отношении целей, задач и функций. И уже к концу 1996 г. почти в половине регионов были созданы комиссии по правам человека при главах исполнительной власти, а к 2000 г. - в 63 субъектах Российской Федерации.
В связи с формированием региональных институтов по правам человека в 2001 г. в Положение о Комиссии были внесены изменения, в частности, отмечена необходимость оказывать содействие комиссиям по правам человека и осуществлять взаимодействие с федеральным и региональными уполномоченными по правам человека и с другими правозащитными структурами. Также в целях повышения эффективности работы при Комиссии были созданы Экспертный совет из представителей научных учреждений, работающий на общественных началах, и Общественная приемная как постоянно действующий рабочий орган. Они продолжили свою деятельность и при преобразовании Комиссии в 2004 г. в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [7].
В настоящее время развивается институт специализированных уполномоченных по правам человека: по защите прав детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, учреждений пенитенциарной системы, по контролю над деятельностью правоохранительных органов. Создаются такие институты в высших учебных заведениях, к примеру, в Московском государственном институте международных отношений, в Башкирском государственном педагогическом институте, в Высшей школе экономики. Даже в нескольких московских школах действуют омбудсмены.
При этом деятельность института Уполномоченного по правам человека РФ не отменяет и не ограничивает компетенции государственных органов, а серьезно дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.
т
Студенческая трибуна
В то же время следует можно констатировать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Наряду с положительными результатами появились и первые проблемы и недостатки в организации и деятельности этого института. В дальнейшем законодательство о нем, несомненно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.
Литература
1. Федеральный конституционный закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»// СЗ РФ. 1997. № 9.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» // СЗ РФ. 2015. №14. Ст. 2016.
3. Указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 1993 г. № 1458 «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3738.
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. № 1798 «Об обеспечении деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4325.
5. Указ Президента Российской Федерации от 18 окт. 1996 г. № 1457 «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 43. Ст. 4886.
6. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2998.
7. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 46 (ч. II). Ст. 4511.
8. Указ Президента Российской Федерации от 1 февр. 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 6. Ст. 852.
9. Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. 2012. №7. С. 15-17.
10. Вагизов Р. Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: учеб. пособ. // Казань: Изд-во. Казан. ун-та. 2005. 372 с.
11. Хаманева Н. Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997. 354 с.
12. Чеботарев Г. Н. Особенности реализации конституционного принципа разделения властей Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2013. № 2. 236 с.
13. Становление института Уполномоченного по правам человека в РФ. (Официальный сайт) //www.ombudsman.gov.ru (дата обращения: 15.02.2016).
D. G. Kilmakova
THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE OMBUDSMAN IN RUSSIA
The article is the history of the formation of the institute of the Human Rights Ombudsman in Russia, stages of development, the situation in the present period. The author also reflects the recommendations on perfection of the legislation concerning the activity of the Human Rights Ombudsman.
Keywords: Ombudsman, rights, citizen, public authorities, legislation.
Kilmakova Daria G. - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: kelmdg@mail.ru