Научная статья на тему 'Правовая природа государственно-частного партнерства в системе государственного регулирования Российской экономики'

Правовая природа государственно-частного партнерства в системе государственного регулирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА / МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимец Максим Викторович

В статье исследованы особенности правовой природы достаточно давно известного, но, в вместе с тем нового правового института государственно-частного партнерства. Автором исследован широкий массив нормативно-правовых источников, регламентирующих деятельность субъектов государственно-правовых отношений. Установлена роль органов государственной власти в регулировании механизмов использования государственно-частного партнерства. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа государственно-частного партнерства в системе государственного регулирования Российской экономики»

УДК 342.5 Тимец М.В.

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Тимец Максим Викторович, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, e-mail: timets2002@mail.ru

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

В статье исследованы особенности правовой природы достаточно давно известного, но, в вместе с тем нового правового института государственно-частного партнерства. Автором исследован широкий массив нормативно-правовых источников, регламентирующих деятельность субъектов государственно-правовых отношений. Установлена роль органов государственной власти в регулировании механизмов использования государственно-частного партнерства. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства о государственно-частном партнерстве.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, правовая природа, правовое регулирование российской экономики, система российского права, метод правового регулирования

О государственно-частном партнерстве и его механизмах на высшем уровне управления Россией заговорили в начале 2000-х. Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике приняла «Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» [10]. Среди перечня целевых программ и основных мероприятий содержится «развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений

инновационного развития».

Важность государственно-частного партнерства для Российской Федерации отражена в международных документах, в т.ч. международных договорах. Государственно-частное партнерство становится значимым элементом российской внешней политики.

Впервые о государственно-частном партнерстве как предмете международных отношений Россия заговорила с партнерами по Таможенному союзу в 2010 г. [11]. Позже в 2014 г. механизмы государственно-частного партнерства обсуждались Россией и её партнерами по БРИКС [12].

В целях решения имеющихся в наличии политических, экономических и юридических проблем и предотвращения появления их в будущем часть из них была снята вступившим в 2005 г. в силу законом об особых экономических зонах [2]. Другая - Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,

муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Сложная внешнеполитическая и экономическая обстановка и непростая экономическая ситуация внутри страны заставляют российские власти искать новые механизмы и формы повышения уровня экономических показателей, в т.ч. налоговых отчислений, ВВП и т.д. В таком контексте роль и значимость взаимодействия государственно-частного партнерства в условиях особых экономических зон технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) как новых институтов в системе российского права объективно нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении.

Использование в названии темы настоящего исследования понятия «государственно-частное партнерство» оставляет за пределами нашего внимания крупный пласт правовых отношений, возникающих на уровне муниципально-частного партнерства. Их роль в структуре современного российского правового регулирования экономикой объективно нуждается в отдельном исследовании, объем которого позволит выполнить его на надлежащем уровне.

Научные и практические представления о механизмах государственно-частного партнерства стали складываться в отечественной доктрине и практике задолго до принятия в 2015 г. действующего Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,

муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К подобным экономико-правовым механизмам можно отнести концессии, известные уже советскому правительству в период НЭПа и получившие свое развитие в современной правовой системе России; соглашения о разделе продукции и др.

Конституция Российской Федерации установила общие юридические принципы взаимодействия публичных и непубличных структур в системе экономических связей [1]. Определяя ч. 1 ст.1 Конституции Российской Федерации правовым государством, ее авторы раскрыли экономическую составляющую государственной политики ст. ст. 8, 11, 34, 41, 71 (д, е, ж, л), 72 (п.п. «в», «о» ч. 1). Экономические полномочия Правительства Российской Федерации содержатся в п.п. «а» - «г» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации.

Одним из первых российских официальных документов, в которых упоминается государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и коммерческой организации является принятое в 1996 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В

нем говорится о том, что привлечение для реконструкции аэропортов «средств инвесторов в рамках государственно-частного партнерства не представляется возможным».

Позже, в 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы) [9]. В ней говорится лишь о том, что «внедрение положительного опыта реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, которое послужит сигналом для бизнеса - сообщества и повысит инвестиционную привлекательность отрасли». При этом какие-либо конкретные указания на то, что является государственно-частным партнерством отсутствуют.

Руководствуясь указанными конституционными положениями, исполняя свои полномочия, Президент Российской Федерации в 2006 г. издал указ, направленный на проведение мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [4]. Согласно п. 11 этого указа, к «финансовому обеспечению мероприятий в рамках региональных программ переселения в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица». При этом вопрос о том, что конкретно имелось в виду, оставался нерешенным вплоть до вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, упоминание о механизмах государственно-частного партнерства присутствует в иных указах Президента Российской Федерации, изданных им до 2015 г. В 2012 г. был издан ряд указов Президента, в которых говорится о государственно-частном партнерстве и его механизмах, таких как:

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» [5];

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [6];

- Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 14.06.2013) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [7];

- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [8].

В каждом из этих указов говорится о совершенствовании администрирования

экономических процессов в государственных

секторах экономики посредством «реализации механизма государственно-частного партнерства».

Кроме того, вопросы государственного частного партнерства присутствуют во внешней политике не только Российской Федерации (СНГ, ЕАЭС и др.), но и ее соседей на евразийском пространстве. К ним относятся Индия, Франция [13], Европейский Союз

[14], Европейский Банк Реконструкции и Развития, Совет Европы и др. С каждым из указанных лиц был в той или иной степени конкретизации согласованы общие подходы к пониманию сути и правовой природы государственно-частного партнерства.

В частности, Европейский Банк Реконструкции и Развития, помогая разрабатывать и структурировать инфраструктурные проекты, содействует «развитию государственно-частного партнерства в России»

[15]. С Правительством Индии была достигнута договоренность об использовании и развитии «механизмов государственно-частного партнерства и внедрения энергоэффективных технологий в нефтегазовой сфере» (п. i ст. 3) [16].

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в системе публично-правовых отношений сложились представления механизме государственно-частного партнерства и его функциях, целях, принципах деятельности и т.д.

Накопленный подобным образом опыт во многом был заимствован законодателем и лег в основу действующей редакции этого закона.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. № 30 (ч. II). - Ст. 3127.

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2015. - № 29 (часть I). -Ст. 4350.

4. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») // СЗ РФ. - 2006. -№ 26. - Ст. 2820.

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов

(программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» // СЗ РФ. - 2012. - № 19. - ст. 2340.

6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

7. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 14.06.2013) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СЗ РФ. - 2012. - № 38. - Ст. 5074.

8. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» // СЗ РФ. -2001. - № 51. - Ст. 4895.

10. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны 2010 г. // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 7.

12. Соглашение о Новом банке развития (Вместе со «Статьями...», «Долями стран-учредителей в первоначальном подписном капитале», «Графиком оплаты подписки на акции, формирующие оплаченную долю») 2014 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»;

Уфимская декларация VII саммита БРИКС 2015 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»; Стратегия экономического партнерства БРИКС 2015 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы

«КонсультантПлюс».

13. См. абз. 2 п. «Инфраструктурные проекты» Итогового документ XVI заседания Российско-Французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств от 18.11.2011. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. См. п. 13 Регламента от 11.12.2013 № 1316/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О создании европейского фонда «Connecting Europe Facility» (CEF), изменении Регламента (ЕС) 913/2010 и отмене Регламентов (ЕС) 680/2007 и (ЕС) 67/2010» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о создании Счета технического сотрудничества Российской Федерации и Европейского банка реконструкции и развития (Вместе с «Программой технического содействия...», «Повышением энергоэффективности, развитием инфраструктуры, средних предприятий, сельского хозяйства», «Программами поддержки малого бизнеса (ППМБ)», «Графиком распределения платежей...», «Распределением средств Счета...», «Формой для утверждения проектов...», «Формой полугодового отчета») 2013 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о развитии сотрудничества в нефтегазовой сфере» 2010 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.