Научная статья на тему 'Проблемы реализации в Забайкальском крае Государственной программы по переселению соотечественников'

Проблемы реализации в Забайкальском крае Государственной программы по переселению соотечественников Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
467
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / МЕРЫ1 СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / STATE DEMOGRAPHIC POLICY / STABILIZATION OF POPULATION / MIGRATION / COMPATRIOTS / STATE RESETTLEMENT PROGRAM / MIGRATION ATTRACTIVENESS OF REGION / MEASURES OF SOCIAL SUPPORT / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF MIGRANTS / INTERETHNIC CONSENT / LIVING STANDARDS OF POPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стельмашенко Ольга Викторовна

В статье представлены статистические данные, иллюстрирующие демографическую ситуацию в Забайкальском крае за десятилетний период. Приведена оценка экономических и социальных последствий миграции как важнейшего демографического процесса. В исследовании автором использованы методы количественного и качественного анализа, осуществлен контент-анализ научных публикаций. Рассмотрены меры, предпринимаемые Правительством Забайкальского края в целях улучшения демографической ситуации в регионе. Отмечено, что одной из наиболее эффективных мер, указанных в Плане мероприятий по улучшению демографической ситуации в Забайкальском крае в 2016-2020 гг., является содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Исследованы нормативно-правовая база и содержание Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг. Осуществлена оценка эффективности и значимости отдельных мероприятий программы. Сделан вывод, что для преодоления негативных тенденций развития демографических и экономических процессов в Забайкальском крае необходимо выполнить ряд действий: обеспечить комплексный подход к экономико-социальному развитию территории края, включению субъекта в целевые государственные программы; замедлить процессы миграционного оттока экономически активного населения и молодежи за счет расширения мер государственной поддержки молодых семей (в вопросах приобретения жилья и земельных участков, материального и нематериального стимулирования многодетности), снижения налогообложения индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в регионе; посредством создания благоприятных условий для проживания граждан создать возможности для занятости и самореализации молодежи; обеспечить развитие социальной инфраструктуры и, как результат, повышение качества и уровня жизни населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Стельмашенко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAM OF COMPATRIOTS'' RESETTLEMENT: PROBLEMS OF ITS REALIZATION IN TRANSBAIKAL REGION

The article presents statistical data that demonstrate demographic situation in Transbaikal region over a decade, assesses economic and social consequences of the great demographic process migration. Carrying out the empirical and theoretical research, the author has used the methods of quantitative and qualitative analyses, the content analysis of scientific publications. The article analyzes the measures being taken by the Transbaikal region's government to stabilize the region's population. One of the effective measures to improve the region's demographic situation indicated in the Plan of measures to improve the Transbaikal region's demographic situation over 20162020 year period is to assist the compatriot migration to the Russian Federation. The author has examined the regulatory and legal framework and the content of the Transbaikal region's State Program to assist the voluntary resettlement to Transbaikal region of compatriots living abroad over 2013-2020 year period, made an attempt to assess its effectiveness and significance. The author has made a conclusion as a result of the research. To overcome negative tendencies in demographic and economic processes in the Transbaikal region, it is necessary: to provide the economic and social development of the region with integrated approach, include the region in the state targeted programs; to slow down emigration of the economically active population and youth through measures of state support providing young families with housing and land, large families with material and non-material benefits, reducing taxes of individual entrepreneurs registered in the Transbaikal region; creating favorable conditions for life, providing youth with opportunities for employment and self-realization; to develop social infrastructure and, therefore, to improve quality and living standards of the population in Transbaikal region

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации в Забайкальском крае Государственной программы по переселению соотечественников»

УДК 314.74

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-79-91

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

STATE PROGRAM OF COMPATRIOTS' RESETTLEMENT: PROBLEMS OF ITS

REALIZATION IN TRANSBAIKAL REGION

В статье представлены статистические данные, иллюстрирующие демографическую ситуацию в Забайкальском крае за десятилетний период. Приведена оценка экономических и социальных последствий миграции как важнейшего демографического процесса. В исследовании автором использованы методы количественного и качественного анализа, осуществлен контент-анализ научных публикаций. Рассмотрены меры, предпринимаемые Правительством Забайкальского края в целях улучшения демографической ситуации в регионе. Отмечено, что одной из наиболее эффективных мер, указанных в Плане мероприятий по улучшению демографической ситуации в Забайкальском крае в 2016—2020 гг., является содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Исследованы нормативно-правовая база и содержание Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2020 гг. Осуществлена оценка эффективности и значимости отдельных мероприятий программы. Сделан вывод, что для преодоления негативных тенденций развития демографических и экономических процессов в Забайкальском крае необходимо выполнить ряд действий: обеспечить комплексный подход к экономико-социальному развитию территории края, включению субъекта в целевые государственные программы; замедлить процессы миграционного оттока экономически активного населения и молодежи за счет расширения мер государственной поддержки молодых семей (в вопросах приобретения жилья и земельных участков, материального и нематериального стимулирования многодетности), снижения налогообложения индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в регионе; посредством создания благоприятных условий для проживания граждан создать возможности для занятости и самореализации молодежи; обеспечить развитие социальной инфраструктуры и, как результат, повышение качества и уровня жизни населения

Ключевые слова: государственная демографическая политика; стабилизация численности населения; миграция; соотечественники; государственная программа переселения; миграционная привлекательность региона; меры социальной поддержки; социально-культурная адаптация мигрантов; межнациональное согласие; уровень жизни населения

The article presents statistical data that demonstrate demographic situation in Transbaikal region over a decade, assesses economic and social consequences of the great demographic process — migration. Carrying out the empirical and theoretical research, the author has used the methods of quantitative and qualitative analyses, the content analysis of scientific publications. The article analyzes the measures being taken by the Transbaikal region's government to stabilize the region's population. One of the effective measures to improve the region's demographic situation indicated in the Plan of measures to improve the Transbaikal region's demographic situation over 20162020 year period is to assist the compatriot migration to the Russian Federation. The author has examined the regulatory and legal framework and the content of the Transbaikal region's State Program to assist the voluntary resettlement to Transbaikal region of compatriots living abroad over 2013-2020 year period, made an attempt to

О. В. Стельмашенко, Забайкальский государственный университет,

г. Чита

stelmashenko.o.v@mail.ru

O. Stelmashenko, Transbaikal State University, Chita

79

© О. В. Стельмашенко, 2017

assess its effectiveness and significance. The author has made a conclusion as a result of the research. To overcome negative tendencies in demographic and economic processes in the Transbaikal region, it is necessary: to provide the economic and social development of the region with integrated approach, include the region in the state targeted programs; to slow down emigration of the economically active population and youth through measures of state support providing young families with housing and land, large families with material and non-material benefits, reducing taxes of individual entrepreneurs registered in the Transbaikal region; creating favorable conditions for life, providing youth with opportunities for employment and self-realization; to develop social infrastructure and, therefore, to improve quality and living standards of the population in Transbaikal region

Key words: state demographic policy; stabilization of population; migration; compatriots; state resettlement program; migration attractiveness of region; measures of social support; socio-cultural adaptation of migrants; interethnic consent; living standards of population

Основанием для включения Забайкальского края в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2020 гг. стала сложившаяся в крае демографическая ситуация [7].

С 1990 г. в регионе началось стабильное сокращение численности населения. За пе-

Одной из самых острых демографических проблем Забайкальского края остается высокий уровень смертности населения [8]. Коэффициент смертности в 2016 г. составил 12,3 промилле (порог высокой смертности — 15 промилле). Высокий уровень смертности отмечается среди граждан трудоспособного возраста (40,5 % от общего количества умерших), около 77 % из которых — мужчины.

Однако в демографической сфере наблюдаются и положительные тенденции. Начиная с 2005 г., в Забайкальском крае фиксируется рост рождаемости (табл. 2). Суммарный коэффициент рождаемости в 2016 г. составил 1,979, что превышает об-

риод до 2017 г. численность населения края уменьшилась на 241,7 тыс. человек, составив в 2017 г. 1078,9 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в результате миграционной и естественной убыли населения. В табл. 1 представлена демографическая ситуация в Забайкальском крае за 2007—2017 гг. (табл. 1).

щероссийский показатель — 1,762, а также показатель Сибирского федерального округа — 1,870. Тем не менее, существующий уровень рождаемости является недостаточным для обеспечения воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют следующие факторы: низкий денежный доход семьи; современная структура семьи (ориентация на малодетность); увеличение числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам; низкий уровень репродуктивного здоровья населения Забайкальского края.

Таблица 1 / Table 1

Численность постоянного населения Забайкальского края, чел. [6] / Total population of Transbaikal region / people

Год / Year 2007 r. 2008 r. 2009 r. 2010 r. 2011 r. 2012 r. 2013 r. 2014 r. 2015 r. 2016 r. 2017 r.

Показатель, тыс. чел / Rate, thousand people 1122,1 1118,9 1117 1107,1 1106,2 1099,4 1095,2 1090,4 1087,5 1083,0 1078,9

Таблица 2 / Table 2

Рождаемость и смертность населения Забайкальского края за 1990-2016 гг., чел. [6] / Birth and mortality rate in Transbaikal region (1990-2016), people

Год / Year 1990 г. 1995 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Показатель смертности / Mortality rate 8,7 12,8 17,2 13,8 13,2 13 14,5 12,9 12,3

Показатель рождаемости / Birth rate 16,7 12,2 13,5 15,9 15,4 16,1 16 15,4 14,6

Естественная убыль населения, сложившаяся впервые в 1993 г., сохраняла до 2006 г. довольно устойчивый характер. В 2014 г. в Забайкальском крае наблюдался

Естественный прирост и естественная убь / Natural population growth and d

естественный прирост, составляющий +3,6 на 1000 человек, однако впоследствии данный показатель стал постепенно снижаться, составив +2,3 в 2016 г. (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

ь населения Забайкальского края, чел. [6] ;line in Transbaikal region, people

Год / Year 1995 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Показатель естественного прироста (+) и естественной убыли (-) / Growth rate (+), Decline rate(-) - 0,6 - 0,37 +2,1 +2,2 +3,1 +3,3 +3,6 +2,5 +2,3

Основной причиной снижения численности населения Забайкальского края является миграционная убыль. Несмотря на устойчивое превышение рождаемости над смертностью, миграционный отток насе-

ления превышает естественный прирост в 2,6 раза [5].

Миграционная убыль за 2015 г. составила 7207 человек, за 2016 г. — 6742 человек (табл. 4).

Таблица 4 / Table 4

Миграционный прирост (убыль) населения Забайкальского края, чел. / Migration rate in Transbaikal region, people

Показатели / Rate 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Число прибывших / Immigration rate 25 451 27 770 27 069 29 336 30 093 28069

Число выбывших / Emigration rate 34 731 35 376 35 623 36 078 37 300 34523

Межрегиональная миграционная убыль (-) населения / Interregional migration decline (-) - 10 082 - 8 723 - 9 557 - 7 668 -7 890 -6821

Международный миграционный прирост (+) населения / International migration growth (+) + 802 + 1 117 +1 003 + 926 + 683 +367

Миграционная убыль (-) населения / Migration decline (-) - 9 280 - 7 606 - 8 554 - 6 742 - 7 207 -6454

В 2016 г. демографическая политика Правительства Забайкальского края была направлена на создание условий для стабилизации численности населения субъекта федерации, установление предпосылок к последующему увеличению численности населения края и улучшение демографических

показателей, укрепление института семьи, поддержку и формирование семейных ценностей, духовных начал и традиций.

В целях обеспечения создания условий для стабилизации демографической ситуации в 2016 г. актуализирован План мероприятий по улучшению демографи-

ческой ситуации в Забайкальском крае в 2016-2020 гг.

Одной из эффективных мер, направленных на улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае, является содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Органами государственной власти Забайкальского края на протяжении нескольких лет проводится целенаправленная работа по формированию нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию региональной программы переселения. С целью совершенствования законодательства, регулирующего работу с переселенцами, только в течение 2015 г. приняты следующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг.:

1) Дополнительное соглашение № 2 от 19 января 2015 г. № 2-Д/СГ-2 к Соглашению о предоставлении в 2014 г. из федерального бюджета бюджету Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, от 28 ноября 2014 г. № КР-1-4-18455;

2) постановление Правительства Забайкальского края от 12 марта 2015 г. № 91 «О внесении изменений в Порядок принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 г. № 600»;

3) приказ Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 марта 2015 г. № 333 «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 23 октября 2014 г. № 1225 "О комиссии по предоставлению социальных выплат участ-

никам Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, и гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Забайкальского края в жилых помещениях граждан Российской Федерации"»;

4) постановление Правительства Забайкальского края от 25 марта 2015 г. № 108 г. Чита «Об оказании адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Забайкальского края в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2015 г.»;

5) Дополнительное соглашение № 3 от 31 марта 2015 г. № 19-Д/СГ-2 к Соглашению о предоставлении в 2014 г. из федерального бюджета бюджету Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, от 28 ноября 2014 г. № КР-1-4-18455;

6) постановление Правительства Забайкальского края от 20 мая 2015 г. № 231 «Об утверждении Порядка компенсации участникам Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., либо медицинским организациям расходов за первичное медицинское обследование участников Государственной программы и членов их семей»;

7) постановление Правительства Забайкальского края от 26 мая 2015 г. № 243 «Об утверждении Положения об использовании бюджетных ассигнований на реализацию в 2015 г. мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом»;

8) распоряжение Правительства Забайкальского края от 31 августа 2015 г. № 482-р «О согласовании проекта соглашения между Федеральной миграционной службой и Правительством Забайкальского края о предоставлении в 2015 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам реализации по состоянию на 1 января 2015 г. региональной программы переселения»;

9) распоряжение Губернатора Забайкальского края от 3 сентября 2015 г. № 323-р «О внесении изменений в состав Межведомственной комиссии Забайкальского края по реализации Программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., утвержденный распоряжением Губернатора Забайкальского края от 5 февраля 2014 г. № 53-р»;

10) постановление Правительства Забайкальского края от 4 сентября 2015 г. № 443 «О внесении изменений в Порядок компенсации участникам Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., либо медицинским организациям расходов за первичное медицинское обследование участников Государственной программы и членов их семей, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 20 мая 2015 г. № 231»;

11) постановление Правительства Забайкальского края от 4 сентября 2015 г. № 445 «О внесении изменения в пункт 4 Положения об использовании бюджетных ассигнований на реализацию в 2015 г. мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский

край соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 мая 2015 г. № 243»;

12) постановление Правительства Забайкальского края от 18 сентября 2015 г. № 467 «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты компенсации части арендной ставки за наем (поднаем) жилья участнику Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2013 г. № 375, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года № 140»;

13) постановление Правительства Забайкальского края от 18 сентября 2015 г. № 468 «О внесении изменений в Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2013 гг. № 375, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 сентября 2014 гг. № 561»;

14) распоряжение Правительства Забайкальского края «О внесении изменений в распоряжение Правительства Забайкальского края от 29 января 2014 г. № 15-р "Об утверждении Плана основных мероприятий по реализации Программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг."»;

15) постановление Правительства Забайкальского края от 3 августа 2015 г. № 381 «О внесении изменений в Государственную программу Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом,

на 2013—2020 гг., утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2013 г. № 375».

Органами исполнительной власти Забайкальского края совместно с Федеральной миграционной службой осуществляется внедрение новых методов работы по привлечению соотечественников, таких как компактное переселение сельхозпроизводителей, расширение предоставляемых социальных льгот, обеспечение доступа к ипотечным кредитам, внедрение обучения и переквалификации соотечественников и др.

Государственной программой Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2020 гг. (далее — Государственная программа) соотечественникам предоставляется возможность участвовать в следующих проектах:

- «Общее профессиональное и высшее образование»;

- «Обеспечение сельской местности медицинскими работниками»;

- «Обеспечение сельской местности педагогическими кадрами»;

- «Развитие малого и среднего предпринимательства»;

- «Сельскохозяйственная деятельность и агропромышленное производство».

Предусмотрен ряд следующих мероприятий:

- компенсация расходов за первичное медицинское обследование участников Государственной программы и членов их семей. В 2015 г. она назначена 78 человек на общую сумму 238 892,0 р.;

- содействие дополнительному обучению и переобучению (повышению квалификации);

- оказание поддержки участникам Государственной программы в осуществлении деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;

- оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей:

- социальная поддержка семей, имеющих детей (пособие на ребенка, компенсационные выплаты, оздоровление детей и др.). Ежемесячное пособие на ребенка назначено 81 человек на сумму 171 986,24 р.;

- адресная материальная помощь в 2015 г. назначена 336 человек (в т.ч. из них: 107 — участникам, 109 — членам их семей) на сумму 672 000,0 р.;

- компенсация части арендной ставки за наем (поднаем) жилья, которая в 2015 г. назначена 19 человек на сумму 90 448,76 р.;

- предоставление информационных, консультационных, в т.ч. юридических, и других услуг;

- проведение презентаций Государственной программы за рубежом (табл. 5).

Таблица 5 / Table 5

Дополнительные меры социальной поддержки участникам Государственной программы / Additional social support measures of the State Program's participants

Виды выплат / Type of payment 2016 г.

чел / people сумма, р / sum, rubles

1. Дополнительные меры социальной поддержки на период до получения гражданства Российской Федерации / 1. Additional social support measures for the period of preaquisition of Russian citizenship: - ежемесячное пособие на ребенка / monthly child benefit - адресная материальная помощь / targeted financial support 81 336 171 986,24 672 000,0

2. Компенсация части арендной ставки за наем (поднаем) жилья / 2. Partial compensation for rent 19 90 448,76

3. Компенсация расходов за первичное медицинское обследование участников Госпрограммы и членов их семей / 3. Compensation for primary medical examination 78 238 892,0

Итого / Total 514 1 173 327,0

Объем средств краевого бюджета, использованных на оказание дополнительных мер социальной поддержки участникам Государственной программы, в 2016 г. составил 50 681,44 р.

Государственной программой предусмотрено содействие переселенцам при участии в программах ипотечного кредитования жилья, в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России» и Государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России на 2013-2020 годы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Органами государственной власти Забайкальского края реализуются мероприятия по повышению миграционной привлекательности субъекта РФ, среди которых жилищное строительство, создание центров временного размещения, а также маневренного фонда жилья для переселенцев и др.

В связи с обострением внешнеполитической ситуации в течение 2014 г. на территории Забайкальского края создано 17 пунктов временного размещения (далее - ПВР) для лиц, вынужденно покинувших территорию Украины. Общая вместимость 17 созданных ПВР составила 1190 мест.

В УФМС России по Забайкальскому краю обратились 1275 граждан Украины (из них 806 прибыли в массовом порядке), в т. ч.: 399 человек - за оформлением разрешения на временное проживание, 606 человек - за временным убежищем (включая граждан, прибывших в массовом порядке), 442 человека прибыли как в массовом порядке, так и самостоятельно со статусом временного убежища. Из общего количества обратившихся граждан 939 человек являлись взрослыми, 336 человек -детьми в возрасте до 18 лет.

Граждане, прибывшие в массовом организованном порядке, были размещены в пунктах временного размещения (865 человек).

На 14 января 2015 г. граждане, прибывшие в массовом организованном порядке, размещены в трех ПВР:

1) ГАУСО «Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Забайкальского края (г. Чита) - 105 человек;

2) ГСУСО «Пансионат «Ингода»» (Шилкинский район, пгт. Первомайский)

- 10 человек;

3) жилой фонд бывшего военного городка (Оловяннинский район, ст. Ясная)

- 2 человека.

Всего через пункты временного размещения на 14 января 2015 г. прошли 865 человек.

Поскольку размещение в ПВР являлось временной мерой обустройства, в течение 9 месяцев 2015 г. все проживавшие в них соотечественники переселены в арендуемое жилье. Решением Губернатора Забайкальского края пункт временного размещения «Горняк» в дальнейшем стал использоваться в качестве социальной гостиницы.

На 1 ноября 2015 г. из пунктов временного размещения в районы края с целью трудоустройства выбыли 567 человек. За пределы Забайкальского края выбыл 181 человек.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края разработан проект постановления Правительства Забайкальского края «О внесении изменений в Государственную программу Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг.», которым предлагалось внести дополнения в части строительства доступного жилья для переселенцев (проект направлен на согласование в Министерство регионального развития РФ). Строительство жилья предполагается вести за счет средств федерального бюджета и средств переселенцев. Однако механизм реализации мероприятий по строительству жилья за счет субсидий федерального бюджета на федеральном уровне до настоящего времени не определен.

В рамках подпрограмм «Обеспечение молодых семей жильем в Забайкальском крае» и «Льготная ипотека для молодых

учителей в Забайкальском крае» Государственной программы Забайкальского края «Государственное регулирование территориального развития Забайкальского края», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 г. № 387, предусматриваются социальные выплаты на приобретение и строительство жилья, социальные выплаты путем субсидирования первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита. За счет средств краевого бюджета предоставляются дополнительные социальные выплаты молодым семьям — участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 гг. при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение или строительство индивидуального жилья [2].

Согласно Закону Забайкальского края «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края», определены нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства. Определены категории граждан, которым бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет [8].

Администрацией муниципального района «Читинский район» проведена работа по выявлению свободных земельных участков в Читинском районе для последующего предоставления переселенцам. Выбран земельный участок в сельском поселении «Шишкинское» в районе с. Подволок, площадь которого составляет около 30 га.

Медицинским работникам, имеющим высшее образование или среднее медицинское образование, работающим в сельских населенных пунктах, а также молодым специалистам, работающим и

проживающим в сельской местности, бесплатно предоставляются для индивидуального жилищного строительства однократно в собственность земельные участки.

В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19 декабря 2014 г. № 697 участники Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2020 гг., имеют право на приобретение жилья экономического класса на территории Забайкальского края.

Органами исполнительной власти в рамках Государственной программы реализуются мероприятия по трудоустройству переселенцев. В 2015 г. на участие в Государственной программе в уполномоченный орган (Министерство экономического развития Забайкальского края) поступило 179 заявлений. Из них согласовано 147 заявлений, из которых: 139 — заявления соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Забайкальского края; 8 — заявления соотечественников, проживающих за рубежом.

На территорию Забайкальского края прибыл 361 соотечественник, в т. ч. 208 участников и 153 члена их семей. Трудоустроены 428 участников Государственной программы.

Государственной программой предусмотрено оказание Государственной службой занятости населения Забайкальского края дополнительных мер содействия переселенцам на период до получения гражданства. Услуги органов службы занятости населения в рамках Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» оказываются переселенцам бесплатно. Центры занятости населения предоставляют соотечественникам возможность пройти курсы переобучения и переквалификации. Программой предусмотрено согласование возможности трудоустройства переселенцев с будущими работодателями, содействие переселенцам в самостоятельном поиске работы.

Приказом Государственной службы занятости населения Забайкальского края от 31 июля 2014 г. № 88/ОД определен состав рабочей группы по организации работы по трудоустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Забайкальского края в экстренном массовом порядке. По вопросам трудоустройства и распределения по районам края органами Службы занятости Забайкальского края организовано и проведено с участием глав администраций районов 30 общих собраний с гражданами Украины, проживающими в пунктах временного размещения.

Организовано и проведено 27 селекторных совещаний с директорами центров занятости по организации работы и контроля над ситуацией, осуществлено анкетирование граждан старше 18 лет, численность респондентов составила 603 человека.

В пунктах временного размещения организована работа консультационных пунктов (работа проводилась двумя специалистами с периодичностью три раза в неделю). Кроме того, каждый вторник и четверг организовывались мини-ярмарки вакансий с участием работодателей. Всего было проведено 36 ярмарок (банк вакансий рабочих мест составляет 1715 единиц, в т. ч. 182 вакансии с предоставлением жилья).

С целью учета всех граждан Украины, прибывших на территорию Забайкальского края, включая прибывших самостоятельно, органами службы занятости организован поквартирный обход. Налажено взаимодействие специалистов органов службы занятости населения и территориальных органов Федеральной миграционной службы по рассмотрению в приоритетном порядке документов граждан Украины, готовых трудоустроиться.

По состоянию на 14 января 2015 г., при содействии органов Службы занятости населения Забайкальского края, из 603 трудоспособных граждан трудоустроены 506 человек (83,9 %). За весь период от граждан Украины, находящихся в пунктах временного размещения, не поступало об-

ращений о необходимости восстановления трудового стажа.

Государственной службой занятости населения Забайкальского края организована работа телефона «горячей линии» и интернет-контента для работодателей Забайкальского края. В Министерстве экономического развития Забайкальского края продолжает работу «горячая линия», в которой зарегистрировано 78 обращений от граждан.

В рамках Государственной программы реализуются и мероприятия по жилищному обустройству переселенцев [1]. В качестве мест для временного размещения переселенцев используются гостиницы, осуществляется поднаем жилья у частных лиц. На первоначальном этапе (до 6 мес.) предоставляется компенсация за наем жилья в размере 1000 р/мес. на семью (постановление Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 140 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты компенсации части арендной ставки за наем (поднаем) жилья участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 3 сентября 2013 г. № 375» в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 18 сентября 2015 г. № 467»). В 2015 г. компенсацию части арендной ставки за наем (поднаем) жилья получили 9 человек на сумму 14,5 тыс. р.

Для обустройства участников Государственной программы на постоянном месте жительства возможно предоставление в муниципальных образованиях земельных участков для индивидуального строительства жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства.

В целях создания условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения социальной защищенности, содействия формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом в декабре 2012 г. в Забайкальском крае со-

здана Автономная некоммерческая организация «Центр социально-культурной адаптации мигрантов» (далее — Центр).

Учредителями Центра выступили специалисты Управления международного сотрудничества ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет».

Создание Центра направлено на координацию работы всех структур власти и общественности Забайкальского края по проведению профессиональной, правовой, социальной, культурной, реабилитационной, психологической адаптации мигрантов, формированию толерантного отношения к другим национальностям и народностям с целью поддержания политической, экономической и социальной стабильности общества [3], а также обеспечению исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».

За время деятельности организации было реализовано несколько социальных проектов, в т. ч.: совместно с Забайкальским государственным университетом на базе Читинского медресе, в котором преподавание ведется на волонтерских началах, организованы курсы по языковой и правовой адаптации мигрантов.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 13 сентября 2013 г. № 382 в качестве одного из приоритетных и социально значимых направлений содействия социально-культурной адаптации мигрантов утверждено предоставление субсидий из бюджета Забайкальского края социально ориентированным некоммерческим организациям в Забайкальском крае. По результатам конкурса Центру в 2015 г. выделена субсидия в размере 600 тыс. р. для реализации комплексной программы социально-культурной адаптации мигрантов и членов их семей. С 1 ноября 2014 г. Центр начал обучение мигрантов в количестве 100 человек.

Реализуются мероприятия по информационному освещению региональной программы переселения, включая проведение презентаций в странах с наибольшим миграционным потенциалом [4]. Информа-

ция о государственной программе размещена на официальном сайте Министерства экономического развития Забайкальского края. В 2015 г. состоялась видеопрезентация Государственной программы с Консульским отделом Посольства России в Эстонской республике с участием представителей Уполномоченного органа и УФМС по Забайкальскому краю.

Непрерывно осуществляется государственный и общественный контроль над процессом переселения, а именно контроль над соблюдением прав и обязательств переселенцев, обязательств субъекта РФ в отношении переселенцев [9].

Распоряжением Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2014 г. № 409-р «О создании общественного консультативного органа по контролю за реализацией Государственной программы Забайкальского края по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2020 гг.» создан общественный консультативный орган по контролю за реализацией Государственной программы Забайкальского края и утверждено Положение, в соответствии с которым общественный консультативный орган осуществляет следующие функции:

1) содействие органам государственной власти Забайкальского края и органам местного самоуправления в реализации Государственной программы;

2) участие в выработке основных направлений миграционной политики Забайкальского края в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

3) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Забайкальский край соотечественников, проживающих за рубежом;

4) накопление и анализ информации по миграционному, демографическому, социально-экономическому положению в Забайкальском крае, выработка на основе данной информации рекомендаций и предложений по совершенствованию организации добровольного переселения в За-

байкальский край соотечественников, проживающих за рубежом;

5) выдача экспертных заключений и рекомендаций по проектам правовых актов органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления, относящимся к регулированию добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

6) выработка соответствующих рекомендаций по осуществлению органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления мероприятий по реализации Государственной программы;

7) содействие формированию осознанного процесса добровольного переселения в Забайкальский край соотечественников, воспитанных в традициях русской культуры;

8) всемерное содействие информированию и консультированию соотечественников, проживающих за рубежом, переселяющихся в Забайкальский край, по правовым, социально-экономическим и иным вопросам;

9) участие в осуществлении правовой, организационной и иной помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, переселяющимся в Забайкальский край.

В качестве предложения по совершенствованию работы по реализации Государственной программы рассматривается возможность выделения субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, необходимых для выплаты участникам Государственной программы на их жилищное обустройство [10].

Несмотря на крайне тяжелое экономическое положение региона, вызванное ря-

Список литературы_

дом обстоятельств внутриэкономического и внешнеполитического характера, кадровые и структурные изменения в органах исполнительной власти регионального уровня, правительство Забайкальского края исполняет взятые на себя обязательства по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [11].

Проведенное исследование показало, что для преодоления негативных тенденций развития демографических и экономических процессов в Забайкальском крае необходимо выполнить следующее:

1) обеспечить комплексный подход по экономико-социальному развитию территории Забайкальского края и включению субъекта в целевые государственные программы;

2) замедлить процессы миграционного оттока экономически активного населения и молодежи за счет расширения мер государственной поддержки молодых семей (в вопросах приобретения жилья и земельных участков, материального и нематериального стимулирования многодетности), снижения налогообложения индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Забайкалье;

3) посредством создания благоприятных условий для проживания граждан создать возможности для занятости и самореализации молодежи;

4) обеспечить развитие социальной инфраструктуры и, как результат - повышение качества и уровня жизни населения [12].

1. Ананьев С. А. Тенденции формирования государственной миграционной политики современной России в условиях трансформации социально-политической системы в начале XXI в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naukarus.com/tendentsii-formirovaniya-gosudarstvennoy-migratsionnoy-poЦtiM-ovremennoy-rossп-v-usloviyah-transformatsп-sotsialno-p (дата обращения: 27.09.2017).

2. Голованова Е. В. Государственная семейная политика в решении проблемы доступности жилья / / Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. С. 41-47.

3. Казарян И. Р. Межнациональные конфликты в постсоветской России: возможности проявления и предупреждения: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Чита, 2005. 20 с.

4. Кондратьева Т. В. Миграционная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Режим доступа: http://www.naukarus.com/migratsionnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-v-otnoshenii-sootechestvennikov-prozhivayuschih-za-rubezhom (дата обращения: 01.10.2017).

5. Население Забайкальского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. turkaramamotoru.com/ru/Население Забайкальского края-5866.Ыт1 (дата обращения: 07.09.2017).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chita.gks.ru (дата обращения: 27.05.2017).

7. Романов В. Г. Статистическое исследование естественного движения и прогноз численности населения Забайкальского края: муниципальный срез // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 3. С. 80—97.

8. Романова Н. П., Петрова И. В. Репродуктивное поведение семьи. Чита: ЗабГУ, 2013. 206 с.

9. Шипицина Т. Ю. Структура миграционной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naukarus.com/struktura-migratsionnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.10.2017).

10. Bam J. Juris. Strategic sector legislation in Russia: critique and proposal for change [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/archive-2013/law-2-bam-joshua.htm (дата обращения: 10.10.2017).

11. Gati T. T. Russia New Law on Foreign Investment in Strategic Sectors and the Role of State Corporations in the Russian Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akingump.com/files/up-load/Foreign_ Investment%20 in%20Russian%20 Strategic%20 Sectors%20-%20by%20Toby%20 T.%20Gati. pdf (дата обращения: 10.10.2017).

12. Stott M. Insight — Putin's Russia: more fragile than it looks [Электронный ресурс] // Reuters. Режим доступа: http://www.reuters.com/article/2012/11/01/us-russia-putin-idUSBRE8A01HA20121101 (дата обращения: 10.10.2017).

References_

1. Ananyev S. A. Tendentsii formirovaniya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki sovremennoy Rossii v usloviyah transformatsii sotsialno-politicheskoy sistemy v nachale XXI v. (Tendencies of the state migration policy formation of modern Russia in the conditions of the socio-political system transformation at the beginning of the XXI century). Available at: http://www.naukarus.com/tendentsii-formirovaniya-gosudarstvennoy-migratsionnoy-politiki-ovremennoy-rossii-v-usloviyah-transformatsii-sotsialno-p (Date of access: 27.09.2017).

2. Golovanova E. V. Issledovaniya molodyh uchenyh: ekonomicheskaya teoriya, sotsiologiya, otraslevaya i regionalnaya ekonomika (Research of young scientists: economic theory, sociology, sectoral and regional economics). Novosibirsk: IEEPP SB RAS, 2015, pp. 41-47.

3. Ghazaryan I.R. Mezhnatsionalnye konflikty v postsovetskoy Rossii: vozmozhnosti proyavleniya i preduprezhdeniya: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02 (Interethnic conflicts in post-Soviet Russia: possibilities of manifestation and prevention: abstract. dis. ... cand. polit. sciences: 23.00.02). Chita, 2005. 20 p.

4. Kondratieva Т. V. Migratsionnaya politika Rossiyskoy Federatsii v otnoshenii sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom (Migration policy of the Russian Federation in respect of compatriots living abroad). Available at: http://www.naukarus.com/migratsionnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-v-otnoshenii-sootechestvennikov-prozhivayuschih-za-rubezhom (Date of access: 01.10.2017).

5. Naselenie Zabaykalskogo kraya (Population of the Transbaikal Territory). Available at: http://www. turkaramamotoru.com/ru/Население Забайкальского края-5866.Ыш! (Date of access: 07.09.2017).

6. Ofitsialny sait Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Zabaykalskomu krayu (Official site of the Federal State Statistics Service for the Transbaikal Territory). Available at: http://www.chita.gks.ru (Date of access: 27.05.2017).

7. Romanov V. G. Vestn. Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2017, vol. 23, no. 3, pp. 80-97.

8. Romanova N. P., Petrova I. V. Reproduktivnoe povedenie semi (Reproductive behavior of the family). Chita: ZabGU, 2013. 206 p.

9. Shipitsina T.Yu. Struktura migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii (Structure of the migration policy of the Russian Federation). Available at: http://www.naukarus.com/struktura-migratsionnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (Date of access: 05.10.2017).

10. Bam J. Juris. Strategic sector legislation in Russia: critique and proposal for change (Strategic sector legislation in Russia: critique and proposal for change). Available at: http://www.publishing-vak.ru/ archive-2013/law-2-bam-joshua.htm (Date of access: 10.10.2017).

11. Gati T. T. Russia New Law on Foreign Investment in Strategic Sectors and the Role of State Corporations in the Russian Economy (Russia New Law on Foreign Investment in Strategic Sectors and the Role of State Corporations in the Russian Economy). Available at: http://www.akingump.com/files/upload/Foreign_ Investment%20 in%20Russian%20 Strategic%20 Sectors%20-%20by%20Toby%20 T.%20Gati.pdf (Date of access: 10.10.2017).

12. Stott M. Reuters (Reuters). Available at: http://www.reuters.com/article/2012/11/01/us-russia-putin-idUSBRE8A01HA20121101 (Date of access: 10.10.2017).

Стельмашенко Ольга Викторовна, канд. полит. наук, доцент кафедры «Управление персоналом», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: управление персоналом, деловые коммуникации, теория управления, кадровая политика государства и организации stelmashenko.o.v@mail.ru

Olga Stelmashenko, candidate of political sciences, associate professor, Personnel Management department, Transbaikal State University. Sphere of scientific interests: personnel management, business communications, management theory, personnel policy of the state and organization

Образец цитирования_

Стельмашенко О. В. Проблемы реализации в Забайкальском крае государственной программы по переселению соотечественников // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. T. 23. № 10. С. 79-91. DOI: I0.2I209/2227-9245-20I7-23-I0-79-9I.

Stelmashenko O. State program of compatriots' resettlement: problems of its realization in Transbaikal region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 10, pp. 79-91. DOI: 10.21209/2227-9245-201723-10-79-91.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Дата поступления статьи: 20.10.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.