Н.Х. Гафиатулина
кандидат социологических наук, доцент кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*
Социальное здоровье в системе факторов мобильности российской студенческой молодежи
Трансформационные изменения, происходящие сегодня в российском социуме в связи с интенсивным развитием и становлением механизмов рыночной экономики, предъявляют новые требования к молодому поколению россиян, в особенности к наиболее квалифицированной его части - студенческой молодежи. В условиях глобализации и интернационализации усилия современного высшего образования должны быть направлены на выпуск конкурентоспособных, профессионально мобильных и социально здоровых специалистов, востребованных на рынке труда, способных быстро адаптироваться к меняющейся реальности. Помимо реализации прав на учебно-образовательную деятельность, современная российская студенческая молодежь должна получить возможность реализовать свои права на трудоустройство, перемещение в обществе, освоить практические навыки своей будущей профессии, овладеть иностранными языками, получить знания в смежных областях и приобрести первоначальный опыт работы, одновременно развивая свои личностные качества и формируя свое социальное здоровье.
Особую актуальность эта проблема приобретает в контексте изучения большого количества факторов, воздействующих на социальное здоровье студенческой молодежи, и одним из таких факторов является социальная мобильность этой особой социально-демографической группы.
Массовизация высшего образования привела к тому, что формальное наличие диплома вуза перестало быть неким пропуском в «социальный лифт», движущийся на верхние этажи российского социума. Такого рода пропуском сегодня становится диплом об окончании элитного вуза или получение редкой престижной профессии, важным ресурсом становится сформированный за годы учебы социальный капитал - социально востребованные качества личности и профессиональная компетентность, коммуникативная активность в различных сферах социальной и профессиональной жизнедеятельности, навыки саморазвития и воспроизводства индивидуальных ресурсов и, конечно, высокий уровень физического и социального здоровья. Таким образом, решающую роль приобретает
* Гафиатулина Наталья Халиловна, е-таП: [email protected]
социальная мобильность российской молодежи как важный ресурс достижения успешности в обществе.
Надо сказать, что в новой социально-экономической и общественно-политической реальности направленность и характер мобильности студенческой молодежи в различных сферах жизнедеятельности российского общества претерпели значительные изменения.
С одной стороны, развитие системы платного образования, распространение сети негосударственных вузов создали большие возможности для образовательной мобильности молодежи. Но с другой - ряд условий объективно ограничивает перемещения молодых людей как вверх по ступеням системы профессионального образования, так и в горизонтальном направлении. К ним относятся коммерциализация образования; проблемы с жильем при обучении в другом городе (и в этой связи ухудшение качества и уровня жизни); разнообразие стандартов и программ обучения, которые используются в различных российских вузах; неодинаковый уровень знаний, получаемый студентами в вузах крупных и малых городов; пресыщение информацией; рост девиантности и делинквентности и др. Все это, несомненно, снижает уровень социального здоровья современной студенческой молодежи и вызывает сложности, возникающие в процессе жизненной самореализации студенческой молодежи, ее мобильности и социальной интеграции.
Стоит отметить, что исследования мобильности имеют весьма давнюю традицию в зарубежной социологии. Известно, что первые идеи мобильности как ресурса выживания в усложняющемся социуме зародились еще в XIX в. в трудах О. Конта и Г. Спенсера. В XX в. П. Сорокин, избравший мобильность основным предметом своих исследований, определил ее как «любое перемещение индивида или группы из одного положения в другое», уточнив, что перемещение
л
происходит внутри социального пространства1. Каждый индивид занимает в нем определенное положение, которое устанавливается путем интеракции с другими индивидами и группами, посредством адаптации к внешней среде. В результате адаптивных действий индивиды и группы передвигаются между стратами и внутри них. Это и есть «перемещение внутри социального пространства».
В российской социологии проблемам социальной мобильности посвящены работы видных ученых В.В. Радаева, О.И. Шкаратан, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, М.Н. Руткевич и др. Предпочтение отдается системному подходу, что вызвано необходимостью осмысления глобальных перемен в России в последние десятилетия на уровне как общества в целом, так и различных социальных групп. Однако социологические исследования, рассматривая подробно
1 Сорокин П.А. Социальная мобильность / под общ. ред. В.В. Сапова. М., 2005. С. 119.
социально-профессиональные и экономические факторы2, чаще всего не затрагивали субъективные детерминанты социальной мобильности студенческой молодежи. Однако в условиях, когда общественные отношения изменяют социальное положение современного молодого человека, очевидно, что не только вся социальная структура российского общества испытывает на себе их непосредственное и опосредованное воздействие, но и проявляется в соответствующих установках и поведении молодежи, отражается на состоянии ее социального здоровья.
Для реализации мобильности современной российской молодежи, подчеркивает Е.М. Авраамова, недостаточно существование внешних социальных условий, необходимы оптимальный уровень физического и социального здоровья молодого человека, личностные способности,
о
желание и умение осуществлять социальную мобильность3.
Выделяя в качестве объекта исследования социальное здоровье студенческой молодежи, необходимо определиться с понятием «социальное здоровье» в системе факторов ее мобильности. Среди научных работ, посвященных проблемам осмысления социального здоровья российской молодежи и факторам, обусловливающим его, следует обозначить труды отечественных ученых В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Л.В. Колпиной, Р.А. Зобова, С.И. Ларионовой, Е.В. Цикалюк, Н.Л. Баталовой, Л.А. Байковой, Л.В. Булыгиной, Б.Н. Покровского, Т.В. Фадеевой, Е.В. Курашкиной и др.
Социальная мобильность все в большей мере стала связываться с доступом к общественным благам: не только к богатству, власти, престижу, но и к знаниям, социальной адаптации, социальному здоровью. В соответствии с воззрениями Э. Дюркгейма, социальное здоровье заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, социальной группы, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития и социальной активности4.
Современный исследователь социального здоровья Н.А. Чентемирова также определяет данную категорию через умение молодых людей адаптироваться в жизнедеятельности и социуме, через возможность проявлять социальную активность, учебно-профессиональные достижения, высокую коммуникативность5. Подобная точка зрения прослеживается и у Е.В. Курашкиной. Автор к составляющим категории «социальное здоровье» относит следующие: навыки молодого человека по максимальному использованию
2
Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Ин-та истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108.
3 Авраамова Е.М. [и др.]. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 41-55.
4Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1999. 352 с.
5 Чентемирова Н.А. Социология здоровья в российских условиях рынка медицинских услуг. М., 2006. 256 с.
имеющихся у него физических возможностей для большей адаптации к окружающей среде, ведение им здорового образа жизни, наличие активной жизненной позиции личности, приоритетность общечеловеческих ценностей, коммуникабельность молодого человека6. М.В. Морев подчеркивает, что на индивидуальном уровне социальное здоровье - это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружением и выступать активным субъектом собственной жизни7.
Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать важный вывод о том, что социальное здоровье наделено как минимум тремя важными характеристиками: адаптацией, активностью и коммуникативностью, позволяющими студенческой молодежи становиться мобильными. Поэтому социальную мобильность студенческой молодежи можно определить как интегративное качество личности, представляющее динамическое состояние индивида и характеризующее уровень его социального здоровья, выражающийся в способности адаптироваться и активно преобразовывать окружающую среду, оперативно устанавливать личностные, культурные и деловые контакты в микро-, мезо- и макросоциуме, проявлять свою социальную компетентность и коммуникативность.
Опрос, проведенный Т.В. Фадеевой, подтвердил зависимость социального здоровья и мобильности студенческой молодежи от социальных факторов. Автор выстроила рейтинг этих факторов в ощущениях студентов: требования семьи (53 %), система воспитания и образования (41 %), пример окружающих людей (39 %), информация в вузе (32 %). Воздействие института семьи более ощутимо в полных семьях, а также среди студентов, чьи семьи имеют низкие доходы на одного человека. По мере возрастания среднедушевого дохода требовательность семьи к успешности и мобильности студентов падает: только треть студентов из семей с высоким доходом отметили этот фактор в качестве решающего; для сравнения, из малообеспеченных
о
семей - почти 60 %°. Данный факт свидетельствует о том, что и дети, и родители из обеспеченных семей чаще надеются на социальные связи и ресурсы вне семьи; а малодоходные семьи - напротив, на внутренние ресурсы9.
На социальную мобильность студенческой молодежи, уровень ее сформированности, оказывают влияние как внешние условия -социальные (семья, друзья, образовательная среда, экономические факторы), так и внутренние (состояние физического и социального
6 Курашкина Е.В. Социально-управленческий механизм формирования социального здоровья учащихся: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2011. С. 12.
7 Морев М.В. Вопросы территориального развития. Вып. 4. 2013. С. 1-9.
8 Фадеева Т.В. Здоровье в системе факторов социальной мобильности молодежи // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2013. С. 1175-1183.
9 Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях роста социальных рисков бедности // Научные труды SWorld. 2013. Т. 26, № 3. С. 21-28.
здоровья студента, совокупность личностных качеств, умение соотносить желания с возможностями, информированность о возможных вариантах социально-профессиональной деятельности)10. Заметим, кстати, что еще П. Сорокин отметил важную роль институтов семьи и образования в качестве каналов социальной мобильности, активная работа которых в процессе социализации молодежи может способствовать ускорению ее адаптации в обществе, а значит, и формированию ее социального здоровья.
В системе факторов мобильности состояние социального здоровья студенческой молодежи является одним из важнейших, но не лидирующим. Данное субъективное восприятие здоровья как ресурса вызывает беспокойство: показатели физического и социального здоровья молодежи ухудшаются более быстрыми темпами, чем взрослого населения, реальный потенциал социального здоровья, с которым молодежь при окончании вуза начинает свою профессионально-трудовую деятельность, продолжает снижаться.
Отметим, что на формирование социального здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет большое число факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа - это объективные факторы, непосредственно связанные с учебно-образовательным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий). Вторая группа факторов - субъективные, личностные характеристики (образ жизни, режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В реальных условиях обучения и быта именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студенческой молодежи, в большей степени влияет на ее социальное здоровье. Оценки собственного социального самочувствия и здоровья молодежью показывают, что в большинстве своем они не думают о реальном состоянии собственного социального самочувствия и здоровья; почти 50 % студентов не обладают информацией о состоянии своего здоровья. Самооценка социального здоровья может служить важным индикатором динамики здоровья студентов в дополнение к различным медицинским исследованиям; отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни11.
В эмпирических исследованиях прослеживается такая зависимость: студенческая молодежь, относящая себя к мобильным людям, больше следит за своим здоровьем, чем молодежь немобильная. Из них, например, 56 % посещают спортивные комплексы, а среди немобильных
10
Дементьева О.М. Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональной мобильности в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 9-й межрегион. межотрасл. науч.-практ. конф. с участием ближнего и дальнего зарубежья. СПб., 2008. С. 140-141.
11 Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 197-202.
- только 22 %. Большинство нездоровых студентов считают себя одновременно немобильными людьми (81 %). Все это говорит о том, что мобильная молодежь в связи со своей высокой социальной активностью и умением адаптироваться быстрее осознает, что физическое и социальное здоровье - важный компонент жизни человека, который
Л о
необходимо поддерживать и развивать12.
В рамках исследования Т.В. Фадеевой оценивались возможности участия вузов в формировании мобильной и социально здоровой личности, а также информировании студентов о способах самореализации. Как выяснилось, университеты занимают далеко не первое место среди источников информации, касающейся мобильного и социально здорового поведения молодежи.
Основным источником получения информации о формах самореализации по оценкам студенческой молодежи является Интернет
- 49 %. Далее идут межличностные отношения, характеризующие то, что студенческая молодежь достаточно эффективно и много общается между собой, вузам следует учитывать этот канал коммуникации при подаче информации. Следующим источником являются преподаватели
- это показатель того, что научно-педагогический персонал вузов выступает неким авторитетом для студентов и вузы обладают достаточно хорошей связью со студентами через преподавателей. Но этого недостаточно для полной информированности студентов, так как другие каналы практически не работают: информационные стенды - 15
Л ^
%, сайты вузов и факультетов - 14, корпоративные газеты - 8%
Таким образом, важно отметить зависимость социальной мобильности от уровня социального здоровья студенческой молодежи; однако, как показывают результаты эмпирических исследований, у большинства молодых людей не сформировано понимание взаимосвязи социальной успешности и важности проблемы формирования и сохранения своего социального здоровья.
Современная система высшего образования слабо направлена на формирование грамотного отношения студентов к своему социальному здоровью как важнейшему ресурсу социальной мобильности и профессиональной карьеры. Поэтому в заключение отметим, что необходимо, чтобы учебные заведения стали качественным и надежным источником информации для студенческой молодежи о возможностях самосохранения и воспроизводства ресурсов ее социального здоровья.
Как отмечает В.Л. Товбина, одним из важных факторов успешной профессиональной мобильности молодежи являются социально здоровые личностные качества специалиста, и в этой связи высшая школа должна обеспечивать его успешную социализацию и интеграцию в меняющихся условиях, а также успешное усвоение гуманитарных
12
Фадеева Т.В. Указ. соч.
13 Там же. С. 1182.
дисциплин. Фактор социогуманитарной составляющей высшего профессионального образования способствует формированию личности студента - будущего специалиста, развивая его творческий потенциал14 и тем самым способствуя формированию у него позитивного самочувствия и социально здорового функционирования.
Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье в системе факторов мобильности российской студенческой молодежи. Актуальность проблемы социального здоровья современной студенческой молодежи связана с изучением большого количества факторов, воздействующих на социальное здоровье студенческой молодежи, и одним из таких факторов является социальная мобильность. Автор выделяет сущностные черты социального здоровья: адаптацию, активность и коммуникативность, и отмечает зависимость социальной мобильности от уровня социального здоровья российской студенческой молодежи.
Ключевые слова: российская студенческая молодежь, социальное здоровье, социальная и профессиональная мобильность, высшее профессиональное образование, российский социум.
Gafiatulina N.K. Social health in system factors mobility of Russian student's youth. The urgency of the problem of social health of modern student's youth associated with the study of a large number factors which influencing social health of students, and one of these factors is the social mobility. The author identifies the essential features of social health: adaptation, activity and communication, and notes the relationship of social mobility on the level of social health of Russian student's youth.
Key words: Russian student's youth, social health, social and professional mobility, higher professional education, Russian society.
14 Товбина В.Л. Потенциал личности и профессиональная мобильность // Актуальные проблемы изучения профессиональной мобильности и правосознания молодых специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 31-40.