Н.Х. Гафиатулина кандидат социологических наук, доцент кафедры моделирования социальных процессов Южного федерального университета*
Социальное здоровье российской студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности
Современная социальная реальность требует от молодежи вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья, высокую адаптивность, стрессоустойчивость, способность решать разнообразные социальные задачи. Но современные условия нестабильной жизни не уменьшают, а, наоборот, увеличивают риски для социального здоровья молодых людей. Это объясняется несформированностью ценностно-нормативных представлений, переменчивостью молодежного сознания, неадекватным отражением действительности, которые наблюдаются в изменяющемся, нестабильном обществе среди студенческой молодежи, в процессе становления и развития которой, выявляются разнообразные противоречия, обуславливаемые как эндогенными, присущими студенческой молодежи факторами, так и экзогенными условиями социальной неопределенности в обществе. Разрешение данных противоречий требует от современной студенческой молодежи максимального напряжения физических, духовных и психосоциальных сил, преодоления ситуации социальной неопределенности и рисков.
Актуальность исследования социальных основ здоровья молодежи объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в современных условиях социальной неопределенности, охватившей население всех возрастных групп, приходит осознание значимости здоровья как основной детерминанты полноценного и конструктивного развития молодого
* Гафиатулина Наталья Халиловна, е-таИ; [email protected]
поколения. Во-вторых, здоровье во все большей мере осознается как актуальная проблема социологического исследования, всесторонняя разработка которой может привести к существенным социальным преобразованиям в социологической теории и практике.
Современная российская студенческая молодежь и ее социальное здоровье стали предметом научного анализа относительно недавно. Студенческая молодежь рассматривается нами как специфическая социально-демографическая и профессионально-академическая группа, объединенная специфическими условиями учебы и жизни, переходность положения которой определяется особенностями образовательного воспроизводства знания и включения ее в социальную практику отношений. Особенности положения студенческой молодежи в обществе определяют и особенности ее социального здоровья.
Здоровье в совокупности его сторон - многоаспектная дефиниция междисциплинарного характера. В этой связи в науке принято использовать несколько его определений, каждое из которых делает акцент на конкретной стороне здоровья. Общеизвестным и ценным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В соответствии с ним здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, но не простое отсутствие заболеваний или немощи. Конституция ВОЗ обозначает самый верхний стандарт здоровья как фундаментальное право для всех. Физическое здоровье определяется способностью выполнять ежедневную деятельность, включая заботу о себе. Духовное здоровье можно рассматривать в контексте психического состояния, определяемого в гармонии с самим собой. Социальное здоровье отражает положительное отношение человека с другими людьми (с ближайшим окружением), готовность оказывать помощь и способность принять ее.
Исходя из конкретно социологического подхода базовой характеристикой социального здоровья студенческой молодежи является такое ее
взаимодействие и поведение в обществе, которое не нарушает установленный нормативно общественный порядок и способствует быстрой и активной адаптации студенческой молодежи к изменяющимся социальным условиям.
В рамках данной статьи для нас интерес представляет определение, данное отечественным ученым в области социологии здоровья Е.В. Дмитриевой, которая определяет социальное здоровье как состояние индивида, не сводимое к клиническим и биологическим проявлениям организма, а выражающееся в удовлетворенности условиями труда, социально-экономическим положением и семейно-бытовыми условиями1.
Мы также считаем, что под социальным здоровьем можно понимать прижизненно формирующуюся, своеобразную совокупность черт личности молодого человека, которыми определяется характерное для конкретного молодого индивида социальное поведение и характер взаимодействия.
Социальное здоровье студенческой молодежи проявляется при включении ее в общественные отношения. Появляясь на свет с определенным уровнем и резервом соматического (физического) и психического здоровья, молодой индивид с раннего детства включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая способствует формированию социального здоровья. Дальнейшее психосоциальное функционирование молодого человека внутри конкретных социальных групп (семья, круг друзей, школа, учебное заведение) создает условия (благоприятные или неблагоприятные) для дальнейшего формирования, укрепления и сохранения социального здоровья.
Мы считаем, что доминирующую роль в формировании здоровья
1
См.: Дмитриева Е.В. Теоретико-методологические основы социологии здоровья: дис. ... д-ра соц. наук. М., 2004. С. 173-174.
молодежи в целом играют социальные факторы, что ориентирует нас интерпретировать собственно социальное здоровье в более широком контексте - как состояние организма молодого человека, обусловленное конкретной социально-экономической средой и ситуацией в обществе.
Таким образом, в строгом научном плане понятие социального здоровья многогранно, и его интерпретация в конечном счете обусловлена пониманием самого феномена здоровья как общественного явления. Однако на уровне индивидуального восприятия с позиции студенческой молодежи уровень социального здоровья подразумевает чаще всего удовлетворенность комплексом условий, среди которых - организация учебного процесса, отношение молодых людей к учебе, взаимодействие в академической сфере.
Социологические исследования позволяют увидеть и проанализировать изменения социального здоровья студенческой молодежи. Результаты опросов позволяют конкретизировать статистические данные, отражая социальную реальность, имеющую субъективный характер. Метод самооценок признан вполне надежным и рекомендован ВОЗ для мониторинга здоровья в целом.
Анализ самооценок социального здоровья студенческой молодежи показал, что в среде студенческой молодежи преобладают удовлетворительные самооценки социального здоровья. Эта удовлетворенность свойственна приблизительно двум третям студенческой молодежи и выражается в индивидуальном причислении в целом к числу как физически, так и социально здоровых людей. Относительно постоянная обеспокоенность собственным социальным здоровьем характерна для пятой части студентов.
Но при этом общая сравнительно высокая удовлетворенность молодежи своим здоровьем в целом (в единстве всех его сторон) в каждом третьем случае не соответствует объективным показателям и комплексу фиксируемых индикаторов самочувствия. В целом только четверть
студенческой молодежи считает свое здоровье хорошим2.
По нашим данным, для студенческой молодежи в целом оказывается характерной тенденция некоторого снижения удовлетворенности качеством своего социального здоровья по мере обучения. Так, от первого курса обучения к последнему суммарная удовлетворенность снижается с 69 % до 43 %, а несколько критическое восприятие качества социальной стороны здоровья (исходя из субъективной самооценки), соответственно, становится более распространенным, увеличиваясь с 7% на первом курсе до 34 % - на последнем.
Динамика такого фона, как показывают данные проведенного нами социологического опроса, связана с рядом разнообразных социальных факторов, в числе которых и различия в уровнях благосостояния, и поиск своего места в профессиональной структуре, и возможности сочетания трудовой деятельности и учебы, а также конфликтные отношения с родственниками и некоторыми сокурсниками. Удовлетворенность качеством социального здоровья неуклонно повышается с ростом благосостояния, потенциальной возможностью трудоустройства, а также улучшением отношений с ближайшим окружением.
Таким образом, можно предположить, что на самооценку уровня социального здоровья накладывается отпечаток их восприятия и собственных социальных и профессиональных перспектив, их беспокойство в отношении своей будущей жизни в условиях нестабильности и социальной неопределенности.
Обратимся к категории «социальная неопределенность». В социологическом понимании социальная неопределенность может рассматриваться в таких значениях:
- как особый тип социальной реальности, характеризующийся деформацией привычных морально-нравственных устоев, сопровождающийся ощущением утраты социальной реальности, социального статуса
2 См.: Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М., 2003.
и социальной роли в размытых структурах;
- как состояние, в котором находится общество, личность, связанное с их внутренней дезорганизацией и потерей управляемости социальных структур и отношений;
- как невозможность адекватной рефлексии социальных субъектов в
о
силу усиливающейся нестабильности социальной реальности3.
Анализ состояния человеческого потенциала российской студенческой молодежи, рассматриваемого в контексте социальной неопределенности, свидетельствует о том, что определяющей его компонентой является не только физическое и психическое, но и социальное здоровье молодой части населения, в формировании которого, к сожалению, возникло много негативного. Отчасти это связано с исторически сложившейся в условиях социальной неопределенности и риска низкой оценкой и самооценкой в общественном и индивидуальном сознании молодежи ценности человеческой жизни. «Свою роль сыграла и привнесенная в страну извне чрезвычайно вредная и опасная идея "экономически эффективного" населения»4.
Мы убеждены в том, что для оптимального уровня социального здоровья молодежи характерно осознание своей полной безопасности в социуме. И в этом отношении результаты таковы: говоря об ощущении безопасности в современном социуме, мнение респондентов разделилось практически пополам, 39 % скорее чувствуют себя в безопасности, и, напротив, 44 % скорее не чувствуют себя в безопасности, ощущая в полной мере нынешние условия неопределенности и риска; 17 % респондентов с ответом затруднились.
Как ситуация социальной неопределенности повлияла на жизненный тонус российской молодежи, который также отражает состояние ее социального здоровья? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
3
См.: Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М., 2009. С. 28.
4 См.: Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / Под общ. ред. Н.М. Римашевской.
М., 2007.
рассмотреть результаты эмпирических исследований, полученные ведущими российскими социологами, занимающимися проблематикой российской молодежи, М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги. Так, согласно их данным, обычный жизненный тонус характерен для 39,5 %, эмоциональный подъем - для 7 %, чувство тревоги выявлено у 18,8 % молодежи, чувство апатии - у 5,4 % опрошенных. Для остальной молодежи (29,3 %) характерна вариабельность настроения (социального самочувствия). Таким образом, оптимистический жизненный тонус в условиях социальной неопределенности характерен для 46,5 % российской молодежи, а пессимистический - для 24,3 %5.
По мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, для условий экономического и финансового кризиса - это неплохая картина.
Надо сказать, что жизненный тонус студенческой молодежи на современном общественно-историческом этапе определяется в первую очередь тем, как она воспринимает ситуацию социальной неопределенности, складывающуюся в стране. Естественно, что оптимистично настроенных больше среди той части молодых людей, которые оценивают современное состояние своей страны как благоприятное, и меньше среди той части молодого населения, которая оценивает ситуацию неопределенности как неблагоприятную.
Социальное здоровье, как и социальное взаимодействие студенческой молодежи, коренным образом отличается от социального здоровья и взаимодействия предыдущих поколений студентов меньшей предсказуемостью и гораздо большей неопределенностью. Как справедливо указывают В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, возникает состояние неуверенности молодежи «в преемственности и постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Тем самым подрывается основа безопасности личности, группы, обще-
См.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
ства»6. Перед студенческой молодежью открываются неопределенные перспективы личного контроля над своим жизненным пространством, финансами, образованием, здоровьем, выбором того или иного образа жизни. Но при этом в нынешних социальных условиях неопределенности существует риск лишиться таких благ, как образование, карьера, финансы, нормальный (рациональный) образ жизни и как результат такого лишения - снижение уровня социального (а вполне возможно, также физического и психического) здоровья.
Поскольку социальное здоровье студенческой молодежи - явление не статичное, а динамично-процессуальное, которое в значительной мере определяется социальной переменной через систему группового социального окружения, с которым взаимодействует студенческая молодежь. По нашему мнению, образовательный потенциал родителей и общая социокультурная среда семьи (тип взаимоотношений между членами семьи) являются важными детерминантами социального здоровья молодежи. Так, 43 % респондентов из семей с низким образовательным уровнем отмечают, что в их семье не принято делиться своими переживаниями по поводу проблем в социальном взаимодействии, так как они не найдут понимания и поддержки со стороны ближайшего окружения. По данным наших опросов, среди семей с образованием на этот факт указали лишь 4 % молодежи.
Более того, в современных условиях неопределенности так необходимые для студенческой молодежи социальные (семейные, дружеские, партнерские) связи и отношения утрачиваются в силу объективных факторов увеличения длительности образования, расширения общественно-географической и профессиональной мобильности. Этот факт, в свою очередь, также отрицательно сказывается на состоянии социального здоровья и самочувствия студенческой молодежи.
Об этом свидетельствуют и результаты региональных эмпирических
6 См.: Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. М., 2011
исследований, которые показывают нам, что в современных условиях социальной неопределенности примерно половина сравнительно благополучной по уровню материального обеспечения и семейному положению молодежи не удовлетворена своим социальным статусом и местом в жизни, что, в свою очередь, формирует определенный фон социального здоровья в молодежном сообществе7.
В условиях неопределенности практический аспект проблемы формирования социального здоровья студенческой молодежи через взаимодействие в ближайшем микросоциальном окружении предполагает первостепенное определение конкретных способов, путей и закономерностей проведения такого рода деятельности. Например, бесспорным является тот факт, что невозможно изменить поведение молодого человека в отношении здоровья только через учебно-информационное воздействие. Так, по нашим данным, даже среди экспертов изменили свое поведение после получения информации на тему социального здоровьесбережения лишь 32 % опрошенных. Поэтому прежде чем начинать проводить определенную работу по формированию социального здоровья через групповое окружение, необходимо оценить это окружение с точки зрения выраженности факторов риска как проявления неопределенности, непредсказуемости. Подобная классификация может выглядеть так:
1. Высокая степень группового риска в отношении формирования социального здоровья (информационный вакуум со стороны образовательной среды, низкая информированность членов группы по вопросам социального здоровьесбережения, отсутствие системы позитивных ценностных ориентаций).
2. Низкая степень риска (внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство, информированность
7 См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества / Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. ст. междунар. науч.- практ. конф. Владивосток, 2011.
членов группы по вопросам самосохранительных социальных практик, наличие системы положительных установок и ценностных ориентаций по отношению к социальному здоровью).
з. Средняя степень риска (описанные выше факторы представлены в меньшей степени, нежели в первой группе).
Для укрепления социального здоровья молодежи важно не столько отсутствие социальных сложностей и рисков, сколько их успешное разрешение. Согласование образовательно-интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативно-адаптивных особенностей личности студента будет являться залогом противостояния деструктивному влиянию социальной неопределенности, адекватной адаптации к ней и укреплению социального здоровья студенческой молодежи.
Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Изучение особенностей социального здоровья студенческой молодежи в современных условиях социальной неопределенности российского общества представляется одним из актуальных и значимых аспектов исследования молодежной проблематики, поскольку здоровье является жизненно-важной сферой реализации личностного потенциала, основой хорошего социального самочувствия. Сложности, связанные с социальным здоровьем студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности, определяют исследовательский интерес к данной проблеме.
Ключевые слова: социальное здоровье, студенческая молодежь, российское общество, условия социальной неопределенности, удовлетворенность, риск.
Gafiatulina N.K. Social health of student's youth in uncertainty social conditions. Study of the specific of social health in the modern conditions of social uncertainty of Russian society is one of the topical and important aspects of youth agenda. As social health is labor sphere of realization of personal potential, it is the basis for good of social feeling. Difficulties, connected with social health of student's youth in the conditions of social uncertainty determine researches' interest to this issue.
Key words: social health, student's youth, Russian society, conditions of social uncertainty, satisfied, risk.