Научная статья на тему 'Ключевые категории социального здоровья российской молодежи'

Ключевые категории социального здоровья российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RUSSIAN YOUTH / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL HEALTH / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING. SOCIAL MOOD / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

Данная статья посвящена весьма актуальной проблеме социальному здоровью современной российской молодежи, связанному с такими категориями, как «социальное самочувствие» и «социальное настроение». Автор раскрывает сущность социального здоровья молодежи и показывает представленность и включенность в его структуру социального самочувствия и социального настроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key-categories of social health of Russian youth

This article is devoted to a very topical problem social health of modern Russian youth associated with such categories as social well-being and social mood. The author reveals the essence of the social health of young people and shows the representation and involvement in the structure of social well-being and social mood.

Текст научной работы на тему «Ключевые категории социального здоровья российской молодежи»

Н.Х. Гафиатулина

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета*

Ключевые категории социального здоровья российской молодежи

Перед современной социологической мыслью актуализируется проблема целостного подхода к российской молодежи, направленная на обнаружение ее связей с социумом во всем многообразии их проявлений и форм1, и особую значимость получает весь комплекс проблем, сопряженных с социальным здоровьем молодого поколения, которому предстоит решать весьма сложные задачи социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества. Актуализация научного интереса к социальным аспектам здоровья российской молодежи как социально-демографической и социокультурной группы детерминирована изменениями социальной структуры современного общества, представлений о движущих силах общественного развития и тенденцией к возрастанию требований к социальности индивида. И если движущей силой развития общества является социально здоровое молодое поколение и потребность быть здоровым и востребованным в обществе, то возникает необходимость исследования категории социального здоровья молодежи, ее самочувствия в обществе и особенностей ее социального настроения.

Надо подчеркнуть, что в настоящее время в социологии молодежи уже накоплен значительный потенциал теоретических и практических разработок в области изучения молодежи, которые, вне зависимости от предметной сферы исследования, в той или иной мере затрагивают проблемы социального здоровья, социального самочувствия и социального настроения молодежи современного российского общества. И это объясняется тем, что жизнедеятельность молодежи, ее поведенческие стратегии и адаптационные механизмы в различных сферах общественной жизни во многом определяются уровнем ее социального здоровья. При этом заметим, что в настоящее время сохраняется неопределенность по поводу понятийного аппарата исследования, ибо значения вышеупомянутых понятий «социальное здоровье», «социальное самочувствие» и «социальное настроение» несколько размыты, что затрудняет дискурс о сущности социального здоровья, формах проявления социального самочувствия и характере воздействия на социальное настроение молодежи.

* Гафиатулина Наталья Халиловна, e-mail: [email protected]

1 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С. 5.

Среди работ фундаментального характера, содержащих в себе большой конгломерат информации в области проблем молодежи современного российского общества, ее облика и поведенческих стратегий, содержания социального самочувствия и форм социального настроения, детерминант самореализации и социального здоровья, а также барьеров на пути к социально здоровому обществу, прежде всего следует назвать труды выдающихся ученых М.К. Горшкова, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок, Ж.Т. Тощенко; а также работы Н.Л. Баталовой, Р.В. Карамельского, В.М. Чугуенко, Е.М. Бобковой, Л.А. Байковой, Л.В. Булыгиной, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, Е.В. Цикалюк и др.

С учетом имеющихся разночтений в процессе социологического дискурса мы считаем необходимым уточнить определения указанных базовых понятий с той целью, чтобы в первую очередь прояснить сущностные характеристики феномена социального здоровья российской молодежи.

Теоретико-методологическая сложность, многогранность и функциональная дифференцированность дефиниции «социальное» уже сами по себе опосредуют необходимость его комплексного изучения, которое предполагает одновременное рассмотрение психосоциального, социологического и личностно-индивидуального аспектов данного явления.

В этой связи в качестве отправного методологического основания к анализу указанных понятий может послужить утверждение, согласно которому социальное здоровье молодежи как сложный феномен человеческой жизнедеятельности связывается с существованием как минимум трех подходов. Согласно первому, социально-медицинскому (функциональному) подходу, акцент делается на внутренних характеристиках молодого человека: социальное здоровье - это определенная способность, а также возможность индивида выполнять собственные биологические и социальные функции, реализовывать свой потенциал, успешно функционировать в обществе и испытывать потребность к поддержанию здоровья (В. В. Тесленко, М.А. Болдина, Я.В. Соколова, М.М. Москвичев и др.). Согласно второму, социально-психологическому (интерактивному) подходу, социальное здоровье представляет собой взаимоотношения молодежи (как социального субъекта) с социальной средой, детерминируемые индивидуальными особенностями молодежи и ситуацией в обществе. Данное взаимоотношение выражается в объективной и субъективной достаточности социального статуса молодого человека для реализации своих потребностей и целей в процессе социального взаимодействия в соответствии с общественными экспектациями (Л.В. Колпина, Л.А. Байкова, Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.В. Кузнецова и др.)2.

2

Колпина Л.В. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности. М., 2009. 179 с.

Согласно третьему (социально нормативному), социологическому подходу, в качестве основополагающей характеристики состояния социального здоровья молодежи признается такое ее поведение, которое не нарушает социальный порядок в обществе, соответствует норме с точки зрения всех статусных параметров (социально-экономического, социально-психологического, социокультурного, этнического) и способствует успешной социализации и адаптации молодежи к изменяющимся условиям социальной среды. Представителями данного подхода к осмыслению социального здоровья являются в первую очередь классики мировой социологии: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, Р. Мертон, а также современные отечественные ученые: О.А. Рагимова, Н.А. Чентемирова, О.М. Бландинская.

Уже само по себе наличие этих трех подходов указывает на то, что социальное здоровье - показатель, основывающийся на внешних оценках исследователя, однако в его структуру входят и позиции, характерные для диагностирования социального самочувствия

о

(например, самооценка здоровья)3. Социальное самочувствие отражается во всех сферах общественной жизни, является составляющей социального здоровья, которое обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья общества. Мы полагаем, что основополагающим признаком социального здоровья молодежи является ее способность активно выполнять собственные социально приемлемые функции в обществе, успешно проходя процесс социализации4. Мы придерживаемся той точки зрения, что социальное самочувствие характеризует субъективную сторону социального здоровья молодежи и отражает уровень восприятия и оценки молодым человеком собственного состояния. Для оптимального уровня социального самочувствия характерно осознание своей полной безопасности, удовлетворенность своим статусом и социальным благополучием5.

Будучи категорией многогранной, социальное здоровье соприкасается с такими понятиями, являющимися по своей сути его индикаторами, как «удовлетворенность жизнью», «жизненное благополучие», «социальная активность», «адаптивность», «субъектность молодежи», «ее социальное настроение».

Спецификой социологического понимания социального здоровья является, во-первых, рассмотрение этого феномена в системе «личность

3 Баталова Н.Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2009. С. 34.

4 Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 3 (31). С. 137-142.

Гафиатулина Н.Х. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2011. № 1. С. 17-24.

- общество», и во-вторых, представление о том, что это сложный социальный феномен, возникающий в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающий уровень этого взаимодействия

(Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, Л.В. Колпина, Н.А. Чентемирова).

Если исходить из того, что структуру социального здоровья молодежи составляют три базовых элемента: познавательный -информация, важная для личной и общественной жизни молодого человека; эмотивный - чувства, умонастроения, связанные с теми условиями и явлениями, от которых зависит развитие событий, значимых для молодых людей; мнемический - социальная память6 (историческая, семейная, социокультурная, выраженная в виде культурных традиций и обычаев), которая в сжатом виде присутствует в реальном сознании и повседневных субкультурных практиках молодежи7, в определенном аспекте входит в формирование социального здоровья молодежи и отражает тот или иной фон социального самочувствия.

Таким образом, сегодня, на наш взгляд, становится все более заметным, что выдвижение на первое место понятия «социальное самочувствие» в качестве доминанты состояния сознания молодежи и общества в целом при отказе от содержательного анализа понятия «социальное здоровье» молодежи оказалось неоправданным. Однако при этом понятие социального здоровья молодежи очень тесно взаимосвязано с понятием ее социального самочувствия, так как последнее является обобщенным индикатором реакции молодежи на преобразования в обществе. Интегральная оценка восприятия российской молодежи собственного социального благополучия в основных сферах жизнедеятельности является критерием положительной или отрицательной направленности изменений в обществе. Социальное самочувствие определяется степенью удовлетворения социальных потребностей, производных от наличия в обществе количества и качества материальных и духовных благ, их производства и распределения. Такой подход к измерению одного из важнейших показателей благополучия молодежи позволяет давать разностороннюю оценку восприятия молодым человеком своего положения в обществе8, его социального самочувствия, показатели которого рассматриваются в работах современных социологов на двух уровнях - объективном и субъективном. Объективный уровень включает в себя различные аспекты эмоционально-оценочного отношения российской молодежи к реально существующим возможностям в

6 Галич Л.П. Социальное самочувствие молодежи. Минск, 2014. С. 26.

7 Герасимов Г.И., Топилина Е.С. Молодежь в зеркале субкультурных практик. Ростов н/Д., 2012. 128 с.

8 Булыгина Л.В. Социальное здоровье городских подростков: дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2009. С. 33.

обществе и измеряется через достаточность (или недостаточность) объективных условий для реализации ее притязаний. Субъективный же уровень отражает оценку молодежью благополучия собственной жизни и измеряется через удовлетворенность (или неудовлетворенность) личными жизненными достижениями. Что касается основных показателей социального самочувствия, то ими являются самооценка уровня и качества жизни, состояние здоровья, социально-идентификационное самоощущение, жизненные стратегии9.

Н.И. Лапин определяет социальное самочувствие как некую совокупность оценок, которые молодежь дает себе, своему взаимодействию друг с другом, с социальными институтами, территориальными сообществами и обществом в целом10. Это субъективное восприятие молодежью смыслов своей жизнедеятельности «здесь и теперь», в контексте прошлого, настоящего и ожидаемого будущего.

Изучение социального самочувствия молодежи позволяет осуществлять его посредством анализа социальных ожиданий молодежи и оценок практики реализации принятых ею решений. При этом описание достигаемых социальных результатов, реальных социальных изменений должно переходить на микроуровень социального анализа. В этом случае индикаторы социального самочувствия фиксируют феномены обыденного сознания и поведения молодежи: описывают типичные актуальные жизненные ситуации, привычки и традиции в молодежной среде, выявляют установки, стереотипы, эмоциональные состояния и оценки молодежи, связанные с изменениями и инновациями, происходящими в обществе11.

Особенно важную роль для характеристики первичного социального опыта молодежи, формирующегося в условиях изменений и реформ и влияющего на ее социальное самочувствие, имеет изучение ближайшего социального окружения молодых людей, их общения в малых группах.

Ж.Т. Тощенко рассматривает социальное самочувствие индивида как чувства, предметом которых становятся те процессы и явления, от которых зависит развитие событий, значимых для личности молодого человека и поэтому приобретающих в силу этого обстоятельства эмоциональный эффект. В данном ракурсе социальное самочувствие молодежи, которое формируется на базе актуальных знаний,

9 Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Маслова Т. Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 92.

10 Лапин Н.И. Регион как поле социального самочувствия Россия и их отношения к институтам власти // Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона»: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. Ч. II. Тюмень, 2006. С. 4-29.

11 Горшков М.К. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М.К. Горшкова. М.; СПб., 2011.

исторической памяти, эмоций, чувств и общественного мнения как продукта осознания молодежью своих проблем - продукта, включающего в себя теоретико-научные представления о мире, с одной стороны, и стихийно производимое молодежным сообществом повседневное знание - с другой, - трактуется как основа социального настроения, его эмоциональный фон, который обусловлен оценкой и субъективной самооценкой социального статуса и проявляется в представлениях молодежи о возможностях достижения желаемого. Так, по мнению Ж.Т. Тощенко и С.В. Харченко, новым конструктом, позволяющим уточнить специфику функционирования общественного сознания и социального самочувствия, должен выступать феномен социального настроения, которое является реальным детерминантом поведения молодых людей. Социальное настроение у Ж.Т. Тощенко - это «целостная характеристика, в которой в интегрированном виде воплощаются все или основные формы действительности с определенной ценностной установкой, что, в свою очередь, можно

Л О

назвать жизнеощущением»12. Такие выражения, как «настроение изменилось», «настроение испортилось», «настроение поднялось», вербализуемые молодежью, отражают состояние ее внутреннего мира, реакцию на происходящие процессы как в личной, так и в общественной жизни.

Принципиальный взгляд на сущность понятия «социальное настроение» выражен в определении, которая дала в своем диссертационном исследовании Л.Я. Рубина: социальное настроение как фактор, обусловливающий социальное поведение поколения, составляет аффективные и ценностные основания общественного мнения и выражается посредством социальных установок, которые становятся побудителями к действию13.

Таким образом, социальное настроение молодежи, отражая реальность, исходя из содержания интересов молодежи, ее целей и идеалов, и имея локальные и глобальные проявления, участвует в регулировании поступков молодых людей; демонстрирует их умонастроения; ценностные ориентации; мироощущения; установки; детерминирует целеполагающую деятельность молодежи, а значит, и все, что происходит в обществе, выступая при этом катализатором (либо сдерживающим фактором) осуществляемых в социуме

Л л

разнообразных трансформаций и преобразований14.

Однако если предметом анализа социального настроения молодежи выступают эмоционально-аффективные компоненты сознания, то в изучении ее социального самочувствия на первый план выступает рассмотрение рефлексивного, основанного на имеющемся жизненном

12

ТощенкоЖ.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996. С. 45.

13 Рубина Л.Я. Социальное настроение молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2009. С. 8.

14 Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М., 2011. С. 305.

опыте молодых людей социально-аксиологического знания. При этом анализируются жизненные притязания, которые раскрываются в ценностных ориентациях, экспектациях, целях и задачах, которые ставит перед собой молодежь, и оцениваются ею собственные возможности в достижении (сохранении) желаемого статуса и социальной роли15, что в свою очередь отражается на социальном здоровье молодого человека, формируя тот или иной уровень социального здоровья.

Таким образом, социальное здоровье молодежи можно рассматривать как интегративный показатель совокупности определенных объективных и субъективных социальных характеристик личности.

В основе данного подхода лежит интерпретация того, что социальное здоровье современной российской молодежи рассматривается как «продукт» социальных взаимодействий молодых людей в обществе, а также приоритет статусных и поведенческих характеристик личности молодого человека, ценностной природы его жизнедеятельности16. Данный подход позволяет сосредоточиться на социальных показателях социального здоровья молодежи, коими, среди прочих, являются социальное самочувствие и социальное настроение, выявить их многогранность, функциональную специфику, меру влияния и уровень взаимосвязи и взаимозависимости с социальным здоровьем.

Гафиатулина Н.Х. Ключевые категории социального здоровья российской молодежи. Данная статья посвящена весьма актуальной проблеме - социальному здоровью современной российской молодежи, связанному с такими категориями, как «социальное самочувствие» и «социальное настроение». Автор раскрывает сущность социального здоровья молодежи и показывает представленность и включенность в его структуру социального самочувствия и социального настроения.

Ключевые слова: российская молодежь, социальное здоровье, социальное самочувствие, социальное настроение.

Gafiatulina N.K. Key-categories of social health of Russian youth. This article is devoted to a very topical problem - social health of modern Russian youth associated with such categories as social well-being and social mood. The author reveals the essence of the social health of young people and shows the representation and involvement in the structure of social well-being and social mood.

Key words: Russian youth, social health, social well-being. social mood.

15

Чугуенко В.М., Бобкова Е.М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 16-17.

16 Морев М.В. Теоретические аспекты изучения социального здоровья общества // Вопросы территориального развития. 2013. Вып. 4 (4). С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.