Социология молодежи
Н.Х. Гафиатулина кандидат социологических наук, доцент кафедры моделирования социальных процессов Южного федерального университета*
Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи
На современном этапе развития социологии молодежи особую актуальность приобретает круг проблем, связанных с социальным здоровьем молодого человека, поскольку именно от молодых людей, их потенциала зависит будущее нашей страны, социализация новых поколений. Особое внимание к студенческой молодежи и ее социальному здоровью объясняется тем, что данная социально-демографическая группа выступает носителем большого интеллектуального потенциала, особых способностей к творческому развитию.
Социальное здоровье молодого человека формируется на основе социализационных механизмов биологической и психосоциальной природы (конституциональные данные, здоровье, задатки, способности, тип личности, формы социальной адаптации и социального взаимодействия). И поэтому социальное здоровье, несомненно, является итогом процесса социализации, который протекает в сложных условиях, связанных с длительной трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, углубления социально-экономического неравенства, с кризисом основных институтов социализации - семьи, образования, здравоохранения.
Современное поколение студенческой молодежи является первым постсоветским поколением, социализация которого проходит в весьма неблагоприятных условиях. Серьезные социально-экономические преобразования в нашей стране оказали существенное влияние на все стороны жизнедеятельности молодых людей. Так, современная студенческая молодежь оказалась в сложных условиях общественного развития, характеризующихся проявлением таких социально-экономических показателей, как: проблемы трудоустройства, обострение социальной дифференциации, рост социального неравенства, угроза общественной безопасности, неопределенность будущего и нестабильность настоящего, что не может не сказаться на физической, психической и социальной сторонах здоровья молодежи. Как следствие этих проблем мы видим стратегии исключения из общества, отклонение базисных норм и ценностей, распространение различных социальных девиаций.
* Гафиатулина Наталья Халиловна, е-шаЛ: [email protected]
Что же представляет собой социальное здоровье и как его принято определять? Сразу заметим, что в современной социологии здоровья пока нет единогласно принятого определения понятия «социальное здоровье», однако за последние годы в научном дискурсе это понятие уже вошло в научный оборот, просматриваются отдельные попытки его концептуализации и проводятся эмпирические исследования.
Сложность социологического определения данного понятия, по всей видимости, связана его нахождением в междисциплинарной плоскости, и, следовательно, с проблемой его междисциплинарного осмысления. Анализ научных трудов, касающихся вопросов исследования социального здоровья молодежи, позволяет нам обозначить несколько междисциплинарных направлений. Так, определенный вклад в изучение социального здоровья внесли такие ученые - социальные философы, как: Г.И. Царегородцев, В.И. Петленко, Ю.Л. Лисицын, Л.Г. Матрос, Т.Б. Сергеева и др. Среди социологов, так или иначе затрагивающих рассмотрение социального здоровья студенческой молодежи в условиях современного общества, можно назвать такие имена: И.В. Журавлева, Л.В. Колпина, Ю.А. Зубок, Е.В. Дмитриева, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, И.В. Зузуля, Т.Б. Соколова, А.С. Москвич, Е.В. Цикалюк, О.В. Ноянзина.
Кроме того, осмыслением различных аспектов социального здоровья студенческой молодежи посвящены труды педагогов: А.В. Байковой, Е.Н. Приступа, Л.В. Булыгиной, А.Н. Тесленко, а также известных психологов: Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева, И.Н. Гурвича и др.
Отсюда следует, что изучение проблем социального здоровья студенческой молодежи и ее социализации является весьма специфичным и обусловливает возникновение ряда сложностей. Так, одной из первостепенных сложностей является выбор критерия для включения того или иного фактора в число самых приоритетных для социального здоровья студенчества. Другой сложностью выступает выбор значимых показателей социального здоровья у современной студенческой молодежи. К примеру, такой показатель, как уровень социальной поддержки дружеского окружения будет особенно значим для людей более старшего возраста - чем эта поддержка и понимание будут больше, тем, соответственно, будет благополучнее и социальное здоровье личности взрослого человека. Что касается молодежной студенческой когорты, то для нее характерна иная закономерность: увеличение общего числа друзей приводит к маргинальному состоянию социального здоровья и риску возникновения вредных привычек и аддиктивного поведения. А отсюда проистекает и еще одна сложность - выявление значимости проблем социального здоровья студенческой молодежи в связи с существующими факторами риска1.
Проведенный анализ научных публикаций по проблематике социального здоровья студенческой молодежи позволяет нам рассмотреть его в контексте
1 Ноянзина О.А. Особенности отражения проблем социального здоровья молодежи в массовом сознании населения в условиях распространения социально-обусловленных заболеваний (на материале социологических исследований в Алтайском крае): дис. ...канд. социол. н. Барнаул, 2006. С. 44 - 45.
социализации как процесса усвоения образцов поддержания здоровья, формирования ценностного отношения к нему. Под социальным здоровьем мы будем понимать некое состояние благополучия, рассматриваемое в ракурсе социальных отношений, системы социальных ценностей и предпочтений, этических и нравственных норм общественного устройства, а также отражение отношения общества к молодому человеку, которое воплощается через призму социальной интеграции в разнообразные структуры современного общества. В этом случае оно может быть рассмотрено в качестве результата социализации личности молодого человека.
Стоит отметить, что так же, как и понятие «социальное здоровье», сам термин «социализация» не имеет однозначной интерпретации, поскольку подобным образом анализируется с различных содержательных позиций. Теории социализации базируются на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, толковании социального или индивидуального как первичной реальности2.
К истокам теории социализации относят работы известного французского Г. Тарда, являющимся пионером в описании процесса интернационализации норм через социальное взаимодействие. Анализ характеристик процесса социализации и социального развития молодежи отмечается в работах многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых труды таких именитых ученых, как: Т. Парсонса, А. Бандуры, Д. Смелзера, В. Уолтера, Е.М. Бабосова, Ю.Г. Волкова, И.С. Кона, В.А. Ядова, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок и др.
В рамках нашей статьи для нас особый интерес представляет определение социализации, данное В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок в социологии молодежи: социализация определяется ими как процесс усвоения молодежью определенной системы ценностей, норм, знаний и образцов поведения, дающих ей возможность полноценного функционирования в обществе. В ходе социализации студенческой молодежи происходит освоение ею социального опыта и приобщение ее к социальным практикам, включенным в
-5
образовательный процесс . Воспроизводство социального здоровья осуществляется в межпоколенном действии при социализации каждого нового поколения молодежи нормам и правилам жизнедеятельности.
Как и поведение в сфере здоровья, само социальное здоровье молодежи формируется в результате всего хода воспитательного и социализационного процесса, оно обусловлено существующими в обществе социальными нормами в области отношения к здоровью. В этом плане социальное здоровье молодежи можно рассматривать как совокупность усвоенных молодежью социальных норм, ценностей, приобретение опыта и освоение социальных практик здоровья.
Социализация как процесс протекает в течение всей жизнедеятельности и, как указано в энциклопедическом словаре по социологии, протекает в трех сферах: сфере деятельности (в нашем случае в сфере образования), сфере
2 Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1995.
3 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. Учебник. М., 2011. С. 115-116.
самосознания и коммуникации. Всесторонность контактов с окружающими в сфере социальной коммуникации и условиями социализации позволяет прогнозировать социальное здоровье, в то время как ограниченность его социальных и культурных взаимодействий и коммуникаций может стать предпосылкой определенных социальных проблем. В сфере учебной (образовательной) деятельности, с которой связана студенческая молодежь, происходит профессиональная ориентировка, выделение главного в деятельности. В сфере самосознания осуществляется формирование образа «Я» как активного субъекта деятельности, в сфере же общения углубляется познание других субъектов, развиваются навыки коммуникации4. По причине того, что современные авторы вкладывают в понимание социального здоровья молодого поколения такие сущностные компоненты, как: во-первых, наличие социальной коммуникации, контактов личности молодого человека, во-вторых, организацию гармоничного взаимодействия с социумом и деятельностного отношения5, и, в-третьих, «способность воспроизводства полноценной личности в качестве субъекта общественного развития»6, то мы с полным основанием можем утверждать, что социализация студенческой молодежи является одной из важных детерминант ее социального здоровья, активности и социального развития.
Как указывают современные исследователи социального здоровья О.В. Шиняева и А.Б. Падиарова, социальная структура студенческой молодежной среды является «слепком» с социальной структуры взрослого общества. В ходе социализации происходит проекция ценностей взрослого окружения (родителей, преподавателей) на систему ценностных ориентаций молодежи, столь необходимых для социального развития и формирования социального
7
здоровья .
Согласно концепции известного ученого Т. Парсонса, социализация выступает важнейшим рычагом, посредством которого удерживается личностное равновесие, баланс, а, следовательно, и социальное здоровье.
Важно подчеркнуть, что социализация студенческой молодежи идет по двум параллельным векторам: по вектору социального образования и по вектору процесса воспитания в процессе обучения. Сам же процесс воспитания выступает не только в качестве одного из видов практической и преобразовательной деятельности, которая обычно ориентирована на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знаний и выбора способа деятельности, личности молодого человека и его ценностных ориентаций, но также и как постоянная функция социума на всяком этапе его развития в контексте общезначимой культуры. При таком подходе основным критерием социального здоровья студенческой молодежи будет выступать
4 Социология. Энциклопедия. Минск, 2008. С. 939.
5 Сергеева Т.Б. Генезис и факторы социального здоровья //Социальное самочувствие населения в современной России». Ростов н/Д, 2010. С. 190 - 195.
6 Рагимова О.А. Динамика социального здоровья подрастающего поколения / Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология. Вып. 1. С. 21.
7 Шиняева О.В., Падиарова А.Б. Социальное неравенство и здоровье молодого поколения россиян. Ульяновск, 2010. С. 14.
воспитанность как результат воспитательной работы по формированию социального поведения, позитивных личностно-индивидуальных качеств, принимаемых и одобряемых обществом ценностных ориентаций и отношений к
О
себе, к другим, к окружающей среде .
Немаловажное значение для изучения взаимосвязи социального здоровья и процесса социализации молодежи имеет изучение ее жизненных ценностей. По результатам многочисленных отечественных исследований главными жизненными ценностями современной российской студенческой молодежи являются: семья, друзья, здоровье, интересная работа (учеба), деньги, справедливость, религия9. В целом такая картина представляется вполне благополучной, однако при качественном анализе необходимо помнить, что такого рода результаты в эмпирических исследованиях зачастую получаются путем предложенной респондентам определенной иерархии ценностей.
Эмпирические исследования регионального уровня показывают, что примерно половина благополучной по уровню материального обеспечения и семейному положению молодежи не удовлетворена своим социальным статусом, социальными коммуникациями и местом в жизни, что, в свою очередь, формирует определенный фон социального самочувствия среди молодежи. Социальное самочувствие молодежи проявляется в удовлетворенности жизнью. Как показывают эмпирические исследования, удовлетворенность жизнью в целом занимает усредненные позиции и составляет около 36%. Приблизительно 54% опрошенной молодежи считает, что «хорошо жить» - это прежде всего «хорошее здоровье родителей и других близких членов семьи», для 27% респондентов это «уверенность в завтрашнем дне», 19% считают, что это «профессиональная востребованность и карьера». Молодые люди высказывают мнение, что в основном их здоровье ухудшается в процессе обучения и, в целом, практически каждый второй выражает неудовлетворенность состоянием своего здоровья, а только около 29% оказались им удовлетворены.
В воспроизводстве социального здоровья особую роль играют институты семьи, социального обеспечения и здравоохранения, образования. Институт образования участвует в организации непосредственных социальных контактов молодых людей и имеет большое социализирующее значение. Вузовская социализация молодежи проявляет в своей траектории большую зависимость от характера социального самочувствия (как субъективного компонента социального здоровья) студенческой молодежи, связанного с воплощением различных социальных предпочтений. Так, в ходе социологических опросов нами выявлено, что по степени приоритетности социальные предпочтения сегодняшней российской студенческой молодежи располагаются таком иерархическом порядке: материально-экономическое благополучие, семья,
8 Цикалюк Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению феномена «социальное здоровье» / Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. М., 2009. №2. С. 140 - 148.
9 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С. 37.
здоровье, личная социальная безопасность, образование, дружба, любовь, хорошая работа, бизнес, религия. При компаративном (сравнительном) анализе удельного веса и рангового места конкретного социального предпочтения с количеством студентов, неудовлетворенных возможностями и перспективами их реализации, можно обозначить три типа соотношения данных параметров, оказывающих значительное воздействие как на социальное здоровье, так и на социализацию студенческой молодежи, и можно выделить три группы студенческой молодежи по уровню социального здоровья.
Первый уровень социального здоровья студенческой молодежи мы условно назвали социально-алармическим. Сюда вошла группа молодежи, отличающаяся высокой степенью социальной неуверенности, тревожности с чувством неудовлетворенности в отношении реализации определенных социальных предпочтений (материально-экономического благополучия, личной социальной безопасности, поддержания хорошего здоровья, перспективы достойного трудоустройства). Число таких студентов составляет около 26%.
Второй уровень можно назвать нормативно-стабильным, поскольку он говорит о том, что значительная часть студенческой молодежи считает вполне возможным реализовать определенные социальные предпочтения (получение хорошего образования, сохранение здоровья, получение интересной и хорошо оплачиваемой работы). Удельный вес таких предпочтений в студенческой среде составляет большинство - 53%.
Третий уровень мы условно нарекли социально-нестабильный (прекариативный). Характеризуя прекариативный уровень социального здоровья, считаем уместным обратиться к исследованиям современных социологов в области социальной стратификации - З.Т. Голенковой и Ю.В. Голиусовой, и описавшим группу индивидов, входящих в прекариат (нестабильный). По их мнению, сюда входят группы индивидуумов, которые, вне зависимости от их материального уровня, уровня полученного образования, имеющегося здоровья, самоидентификации и других социальных характеристик, не имеют или не хотят иметь формальную занятость. Иными словами, сегодня у них есть достойное образование, доход и стабильное место работы, а завтра в них перестанут нуждаться. Для них стабильная формальная занятость не имеет решающего значения, в приоритете у них - личная независимость от современных демократических институтов10. В этом плане в третью группу мы отнесли тех молодых людей, которые в значительной мере выразили желание - несмотря ни на что иметь собственное дело, заниматься бизнесом, рисковать здоровьем, личной безопасностью, не иметь полноценной семьи, не быть привязанным к своему будущему образованию, т.е. своего рода быть так называемым фрилансером. Удельный вес такой студенческой молодежи составляет около 21% от общего количества опрошенных.
Выделение таких уровней социального здоровья, на наш взгляд, позволяет более отчетливо представить, что социализация студенческой молодежи не
10 Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №3. С. 5-15.
является пассивным отражением социальных воздействий, а представляет собой некое общественное омоложение существующих сегодня социальных институтов и структур. Именно третий уровень социального здоровья показывает нам, что часть современного студенчества может вполне комфортно себя чувствовать в нестабильных условиях жизнедеятельности (быть субъективно социально здоровой), при этом соседствовать, выражаясь языком Э. Дюркгейма, с маргинализацией и социальной аномией (с точки зрения общественности считаться социально нестабильным или аномийным).
Поэтому в процессе работы, направленной на социальное оздоровление студенческой молодежи, необходимо учитывать, что сознание молодых людей переменчиво по причине свойственного им максимализма, неадекватного отражения социальной действительности, отсутствия личного опыта, несформированности и незрелости представлений о правилах, нормах и ценностях, господствующих в социуме и стремлении создавать свое, оригинальное - даже вопреки здравому смыслу. В процессе развития молодежи возникают противоречия, которые обуславливаются как внутренними, присущими молодежи факторами, так и внешними условиями жизни. Для разрешения этих противоречий от молодых людей требуется максимум психофизических и социально-нравственных сил, преодоления различного рода рисков, что так или иначе откладывает отпечаток на социальном здоровье.
Студенческая молодежь, социализируясь и приобретая навыки профессионального поведения, обучается брать ответственность на себя, принимать решения и воспринимать в целом зависимость состояния своей личности от правил, норм и ценностей, принятых в конкретном сообществе, коллективе, группе. Институт образования, следуя своему целевому назначению, должен способствовать тому, чтобы все участники педагогического процесса соответствовали социальным требованиям по определенным формально установленным параметрам. Именно по этой причине процесс вторичной социализации в высшей школе может оказать серьезное воздействие на социальное здоровье молодого человека.
Таким образом, социализация одновременно может способствовать и препятствовать формированию, сохранению и укреплению социального здоровья молодого человека, может обеспечить модели поведения, позволяющие сохранить здоровье в целом и, в то же самое время, может тормозить развитие социально здоровой молодежи.
Именно социальное здоровье российской студенческой молодежи и ее адекватная социализация являются главными индикаторами ее благополучия и в целом гармоничного устойчивого развития социума.
В целом, социализация рассматривается как неотъемлемый компонент социального здоровья, поскольку только социально здоровая молодежь в состоянии успешно социализироваться к изменяющимся общественным условиям. В то же самое время только хорошо социализированная молодежь может считаться социально здоровой.
Успешность осуществления таких национальных проектов, как «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение», а также реализация
Федеральной программы «Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года» и программ субъектов РФ (к примеру, «Здоровье молодежи Дона»), способны предотвратить формирование и развитие негативных тенденций в области социального здоровья. Данный сценарий социализации может быть реализован лишь при условии социальной активности молодежи, основанной на социально значимых для здоровой России целях.
Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи. Данная статья посвящена весьма актуальной и значимой проблеме - социальному здоровью современной российской студенческой молодежи, связанному с процессом ее с социализации. Автором показана тесная взаимосвязь между социальным здоровьем и социализацией студенческой молодежи. В статье представлены три группы студенческой молодежи по уровню социального здоровья: социально-алармический, нормативно-стабильный и социально-нестабильный (прекариативный).
Ключевые слова: социальное здоровье, студенческая молодежь, социализация, социальное развитие.
Gafiatulina N.K. Social health and socialization of Russian student's youth. This article is devoted to a very urgent and important problem - social health of modern Russian student's youth connected with the process of her socialization. The author shows the close relationship between social health and socialization of student's youth. The article presents three groups of student's youth on the level of social health: social-alarmist, normative stable and socially unstable (precarious).
Key words: social health, student's youth, socialization, social development.