УДК 316
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент,
докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет [email protected]
Шевченко Александр Михайлович
доктор социологических наук, профессор кафедры судебной экспертизы и криминалистики, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Natalya Kh. Gafiatulina
Candidate of Sociological Science,
Associate Professor,
Doctoral Student of the Department
of Regional Sociology
and Modelling Social Processes,
Institute of Sociology and Regional Studies,
Southern Federal University
Alexander M. Shevchenko
Doctor of Sociological Sciences, Professor of Department of Judicial Examination and Criminalistics, Rostov State Economic University [email protected]
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department Personnel Management and Sociology, Rostov State Economic University (RINH) [email protected]
Социальное здоровье
студенческой молодежи с позиций концепции адаптации
и адаптационных ресурсов
Social health of student
youth with the position of the concept of adaptation and adaptation resources
Аннотация. В рамках данной статьисоциаль-ное здоровье студенческой молодежи рассматривается в контексте теории социальной адаптации.Социальное здоровье студенческой молодежи отражает способность и степень ее адаптированности к взаимодействию в социальной среде в целом, и социокультурном пространстве вуза, в частности. Социальное здоровье может рассматриваться как ресурс адаптационного поведения студенческой молодежи.
Ключевые слова: социальное здоровье, студенческая молодежь, адаптация, адаптационные ресурсы, адаптационное поведение, общественная среда, социокультурное пространство вуза.
Annotation. In the framework of this article, the social health of students is considered in the context of the theory of social adaptation. The social health of students reflects the ability and degree of its adaptation to interaction in the social environment in general, and the sociocultural space of the university, in particular. Social health can be seen as a resource for the adaptive behavior of students.
Keywords: social health, students, adaptation, adaptive resources, adaptive behavior, social environment, socio-cultural space of the university.
В условиях кардинальных структурных изменений всех сфер общественной жизнедеятельности, происходящих в российском обществе, нестабильной рыночной экономики и социальной рискогенности, усложняются процессы адаптации различных социально-демографичес-
ких групп, особенно молодежи,неоднородной по своему составу, возрастным и социально-психологическим особенностям [1, 2].
Несмотря на то, что адаптационный процесс является атрибутивной характеристикой соци-
альной системы, «востребованность общества в актуализации адаптационных процессов значительно возрастает в периоды нестабильности, высоких скоростей социальных изменений» [2, с. 3]. Как подчеркивает В.А. Тер-Акопьян, процесс выработки адаптационных стратегий студенческой молодежи «носит во многом стихийный характер, что обусловлено как изменением социально-экономической и политической российской реальности, так и влиянием глобализации, которая усиливает адаптивную нагрузку на молодежь», на ее социальное самочувствие [4, с. 3].
О. В. Шиняева и Т. В. Фадеева, указывая на все более ухудшающееся здоровье молодых поколений и массовизацию высшего образования, подчеркивают, что сегодня студентами все чаще становится молодежь, обладающая различным ментальным, интеллектуальным, соматическим, физическим и психосоциальным потенциалом [5]. Этот факт, конечно, не может не отразиться на адаптации такой категории молодых людей в социокультурном пространстве тех или иных учебных заведений [6].
В этой связи актуализация проблемы социального здоровья студенческой молодежи с позиций концепции адаптации связана, с одной стороны, со стратегической значимостью данной группы, с другой, - с неопределенностью развития, кризисом социализации, неустойчивостью и переопределением социально-статусных позиций, мар-гинальностью, подверженностью различным девиациям, а также утратой «привычных» идентич-ностей [7].
Российские социологи В.П. Бабинцев, Л.А. Беляева, В. Л. Гатило, Л. В. Колпина, И. В. Кузнецова, Е.В. Курашкина, М.В. Морев, Т.В. Фадеева, О.В. Шиняева и др., рассматривают специфику и сложности адаптации молодеживо взаимосвязи с социальным самочувствием и социальным здоровьем.
Как же интерпретируется социальное здоровье человека?
Понятие социального здоровья в отечественной социологии здоровья имеет сравнительно недавнюю историю и проистекает из определения здоровья, сформулированного Всемирной организацией здравоохранения, в соответствии с которым здоровье представляет собой трехстороннюю модель, совокупность физической, психической и социальной сторон [8].
Социальное здоровье, безусловно, является социологическим феноменом, который может быть показателем адаптированности личности к взаимодействию в социальной среде.
Так, например, И.В. Кузнецова характеризует социальное здоровье молодежи как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия личности с внешней средой (адаптивное приспособление, уравновешивание, регуляция); а также определенный уровень психосоциального лич-
ностного развития, позволяющий успешно реа-лизовывать данное взаимодействие [9].
В.П. Казначеевым социальное здоровье личности интерпретировалось как оптимальные, адекватные условия общественной среды, препятствующие социальной дезадаптации [10].
По мнению М.В. Морева, социальное здоровье (на индивидуальном уровне) является «интегральной характеристикой полноценности физического, психического, социального и духовного функционирования личности, зрелости механизмов личностной регуляции» и способности к адаптации [11, с. 29].
Е.Н. Приступа с позиций социально-педагогического подхода определяет «социальное здоровье личности ребенка» как «состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам» [12].
Таким образом, для нас интерес представляет подход, в рамках которого основным критерием социального здоровья студенческой молодежи предстает социальная адаптация, адекватное и успешное взаимодействие личности молодого человека с внешней средой (в т.ч. и академической).
Социальная адаптация студенческой молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс, для изучения которого целесообразно использовать систему интегральных показателей, одним из которых является социальное здоровье молодежи.
Что же представляет собой социальная адаптация молодежи?
По мнению Красавиной, социальная адаптация -это и процесс, и состояние, представляющее собой характеристику отношения индивида с внешней средой. Принцип осмысления социальной адаптации заложен в способности молодого человека адекватно и мобильно реагировать на динамику изменений современного российского социума, что соответствует выражению успешности адаптации как процесса [13].
Характер адаптации, безусловно, зависит от комплекса объективных и субъективных причин. Структуру фундаментаадаптации, по мнению Т. Парсонса, составляют ценности, нормы, роли и реальныеколлективы. Применительно к адаптации студенческой молодежи всоциокультурном вузовском пространстве, воззрения Т. Парсонса позволяют выразить процесс адаптации через формирование устойчивыхмоделей взаимодействия основных субъектов образовательного процесса,которые позволяют им успешно реали-зовывать поставленные цели [14, с. 38].
Е.В. Курашкина анализирует социальное здоровье учащейся молодежи как состояние молодого индивида, обладающее положительной социально-адаптивной интенциональностью. Если
такое состояние является нормальным, преобладающим в повседневной жизни, можно полагать, что потенциал социального здоровья личности реализуется успешно [15].
H.А. Чентемирова акцентирует внимание на том, что социальное здоровье выражается в способности адаптироваться в общественной жизнедеятельности и обладать социальной-ролевой саморегуляцией. С одной стороны, социальное здоровье молодежи обуславливается«статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками, а с другой, - влиянием ближайшего окружения и общества в целом, что в конечном итоге способствует успешной адаптации [16, с. 7].
О. В. Шиняева и Т. В. Фадеева анализируют здоровье как ресурс адаптационного поведения студенческой молодежи. Ими было проведено исследование в среде студенческой молодежи. Согласно результатам их исследований, по мнению студенческой молодежи, в наибольшей степени на способность адаптироваться в академической среде к требованиям высшего учебного заведения влияют усилия самого студента (43 %), его культурный потенциал и воспитание (38 %), способности и навыки познания (33 %). Здоровье в целом (в т.ч. и социальная его сторона), рассматриваемое как ресурс адаптации имеет приоритетную значимость для четверти студенческой молодежи (26 %). При этом молодежь, не успевающая в учебно-образовательной деятельности, чаще ставит здоровье на первое место среди основных ресурсов адаптации (44 %), осознавая его дефицит [5, с. 175]. В целом, исследователи пришли к выводу о тесном взаимном влиянии здоровья на адаптацию и
Литература:
I. Верещагина А.В. Роль социального здоровья российской молодежи в обеспечении социальной безопасности / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 196-206.
2. Верещагина А.В. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40. № 1(40). URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527
3. Анисимова Т.Г. Социальная адаптация студенческой молодежи в условиях современного российского общества : автореф. ... д-ра соиол. наук. Краснодар, 2016. 60 с.
4. Тер-Акопьян В.А. Адаптационные стратегии российской молодежи в условиях глобализации : автореф. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2008. 30 с.
5. Шиняева О.В. Здоровье как ресурс адаптационного поведения студенческой молодежи / О.В. Шиняева, Т. В. Фадеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2(30). С. 168-180.
адаптивности на здоровье. Но при этом авторы подчеркивают, что зависимость между состоянием физического, психического и социального здоровья молодежи и ее адаптационными практиками никак нельзя считать линейной. Противоречивое влияние социального капитала «на выбор моделей адаптации связано с недооценкой в молодом возрасте ресурса здоровья, что ведет к его быстрому расходованию и слабому учету в достижении жизненных целей» [5, с. 178].
Социальное здоровье детерминирует способность молодых людей успешно адаптироваться к требованиям современности, быть социально эффективными, востребованными, оказывать активное и конструктивное воздействие на все уровни социальной действительности [17].
Согласно модели социального здоровья студенческой молодежи, представленной современным исследователем В.Л. Гатило, она отличается «перевесом в сторону достижения эмоционального комфорта в рамках внутренней среды личности студента, а с другой стороны, смещением акцента интересов на взаимоотношения и дела на микроуровне - в рамках студенческой группы», что препятствует «личной общественной активности» молодежи» [18, с. 25] и не способствует успешной адаптивности в социокультурном пространстве вуза.
Таким образом,социальное здоровье студенческой молодежи отражает способность и степень ее адаптированности к взаимодействию в социальной среде в целом, и социокультурном пространстве вуза, в частности. Социальное здоровье может рассматриваться как ресурс адаптационного поведения студенческой молодежи.
Literature:
1. Vereshchagin A.V. The role of social health of Russian youth in ensuring social security / A.V. Vereshchagin, S.I. Samygin, N.Kh. Gafiatulin // National Health. 2015. № 3-4. P. 196-206.
2. Vereshchagina A.V. Successful childhood as a basis for the social health of young generations: indicators of the sociological dimension / A.V. Vereshchagina., N.Kh. Gafiatulina // Engineering Bulletin of the Don. 2016. V. 40. № 1(40). URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527
3. Anisimova T.G. Social adaptation of student youth in modern Russian society : author. ... dr. Soiol. sciences. Krasnodar, 2016. 60 p.
4. Ter-Hakobyan V.A. Adaptation strategies of Russian youth in the context of globalization : author. ... cand. sociol. sciences. Rostov n/D., 2008. 30 p.
5. Shinyaeva O.V. Health as a resource for adaptive behavior of students / O.V.Shinyaeva, T.V. Fadeeva // News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. 2014. № 2(30). P. 168-180.
6. Любецкий Н.П. К обоснованию взаимосвязи интеллектуального потенциала студенческой молодежи и здоровьесберегающих образовательных технологий / Н.П. Любецкий, С.И. Самы-гин, А.М. Шевченко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11.
7. Шахбанова М.М. Этническое самосознание и этническая идентичность: современные концепции исследования // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2013. № 1(33). С. 135— 147.
8. World Health Organization. Commission on the Social Déterminants of Health. Closingthegapin a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 58 с.
10. Казначеев В.П. Здоровьесберегающая педагогика в рамках культурно-образовательного пространства ГОУ Петроградского района // Вестник. 2004. № 12. С. 41-54.
11. Морев М.В. Социальное здоровье российского общества: тенденции и проблемы // Проблемы развития территории. Вып. 5(73). 2014. С. 28-46.
12. Приступа Е.Н. Междисциплинарное теоретическое обоснование понятие «социальное здоровье» личности ребенка // Социальная политика и социология. 2007. № 2. С. 117-125.
13. Красавина Е.В. Социальная адаптация российских студентов: роль молодежной субкультуры : автореф. . канд. социол. наук. Новечер-скасск, 2005.
14. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 354 с.
15. Курашкина Е.В. Социально-управленческий механизм формирования социального здоровья учащихся. М., 2011. 26 с.
16. Чентемирова Н.А. Социология здоровья в российских условиях рынка медицинских услуг. М. : МАКС Пресс, 2006. 256 с.
17. Колпина Л.В. К вопросу об определении понятия «социальное здоровье» / Л.В. Колпина, И.Н. Сербай // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 49-56.
18. Гатило В.Л. Диагностика социального здоровья студенчества // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 4. С. 20-26.
6. Lyubetsky N.P. To the substantiation of the relationship of the intellectual potential of students and health-saving educational technologies / N.P. Lyubetsky, S.I. Samygin, A.M. Shevchenko // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. № 11.
7. Shakhbanova M.M. Ethnic identity and ethnic identity: modern research concepts // Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography. 2013. № 1(33). P. 135-147.
8. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closingthegapin a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Kuznetsova I.V. The psychological basis for the implementation of health-saving technologies in educational institutions : author. dis. ... dr. Psychol. sciences. M., 2003. 58 p.
10. Treasurers V.P. Health-saving pedagogy in the framework of the cultural and educational space of the State Educational Institution of the Petrograd Region // Bulletin. 2004. № 12. P. 41-54.
11. Morev M.V. Social health of Russian society: trends and problems // Problems of the development of the territory. Vol. 5(73). 2014. P. 28-46.
12. Pristupa E.N. Interdisciplinary theoretical justification of the concept of «social health» of a child's personality // Social Policy and Sociology. 2007. № 2. P.117-125.
13. Krasavina E.V. Social adaptation of Russian students: the role of youth subculture : author. ... cand. sociol. sciences. Novecherskassk, 2005.
14. Parsons T. About social systems. M., 2002. 354 p.
15. Kurashkina E.V. Social and managerial mechanism for the formation of social health of students. M., 2011. 26 p.
16. Chentemirova N.A. Sociology of health in the Russian market of medical services. M. : MAKS Press, 2006. 256 p.
17. Kolpina L.V. To the question of the definition of the concept of «social health» // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2011. № 1. P. 49-56.
18. Gatilo V.L. Diagnostics of student social health // Central Russian Journal of Social Sciences. 2013. № 4. P. 20-26.