ISSN 1029-3388
Лига М.Б., Цикалюк Е.В.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ1
Как показывает анализ научной литературы, исследования, связанные с изучением вопросов, касающихся социального здоровья, становятся все более актуальными. При этом значительная их часть посвящена социальному здоровью молодежи, так как от социальных и ценностных ориентиров молодых людей, их позиции, активности и степени участия в культурной, научной, политической и общественной жизни зависит прогрессивное развитие как отдельной страны, так и мира в целом.
Следует отметить, что в численном и структурном составе молодежи как социальной группы значительная часть принадлежит учащейся молодежи. Главной особенностью учащейся молодежи является то, что ее члены проходят наиболее значимый, определяющий этап процесса социализации. Именно в молодом возрасте происходит наиболее активное нравственное, психологическое и социальное становление человека, формирование смысложизненных ориентаций, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, способствующих либо, наоборот, препятствующих полноценному социальному функционированию. Особенно интенсивно эти процессы развиваются в период студенчества. Это связано с тем, что в данный период человек не только получает знания, умения и навыки, необходимые для его будущего профессионального становления, но и приобретает большую степень самостоятельности и независимости (в бытовом, материальном и личностном плане), расширяет сеть своих социальных связей, имеет более широкий круг возможностей реализовать себя в различных видах деятельности.
Современное высшее учебное заведение, помимо образовательной и социализа-ционной функций, выполняет целый ряд других общественно значимых, среди которых функция формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи, несомненно стоит на одном из первых мест. Как отмечает Г.С. Никифоров «целью любой образовательной системы ни в коей мере не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых; благо нам принесет только такое образование, которое предоставит возможность человеку наиболее полно совершенствоваться в физическом и нравственном отношении. Жизнь и здоровье - главные ценности, а самообразование должно быть подчинено обогащению этих ценностей».
Состояние здоровья студентов наряду с качеством профессионализма является одним из индикаторов оценки деятельности вуза в плане подготовки специалистов высшей квалификации, определяющих экономическое процветание и социальное благополучие государства. В этих условиях особое значение приобретает деятельность, направленная на формирование социального здоровья студентов. Это связано с тем, что процесс формирования высшей школы, обновления философии и методики обучения требует глубокого и разностороннего осмысления изменений, происходящих в среде студенческой молодежи на социальном и личностном уровне.
_____Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью определения
1 Работа выполнена в рамках реализации гранта ФГБОУ «Забайкальский государственный университет» по теме «Реинжиниринг в управлении качеством жизни»
46
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
степени идентичности реального образа студенческой молодежи социальному заказу современного российского общества. Также следует отметить, что успешность и эффективность современного образования определяется не только тем, чему человек научился и какими компетенциями овладел, но также и способностью приобретать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в социальном и информационном пространстве, каковы его ориентировочные и коммуникативные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит и в чем он сможет достигнуть высокого профессионализма. Поэтому очень важно, чтобы у студентов вузов укреплялись такие личностные качества, как активность, целеустремленность, решительность, инициативность, ответственность, толерантность, потребность подчинять свое поведение социальным, нравственным нормам, культурным требованиям.
Социальное здоровье - это динамическое состояние человека, социальной группы, об-щества в целом, определяющееся их способностью и возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды, способствующее социальной интеграции и полноценному выполнению социальных функций. В качестве основных компонентов социального здоровья человека следует назвать такие, как:
- адаптированность в социальной среде;
- социальная активность;
- гармония взаимоотношений с другими людьми и социальными группами;
- адекватное существующим социальным нормам и общечеловеческим ценностям регу-ляция поведения;
- здоровый образ жизни.
В качестве определяющих факторов формирования социального здоровья студенческой молодежи выделяют две основные группы:
- факторы внутреннего потенциала, которые отражают исходный уровень социального здоровья студентов и определяются детским и подростковым периодами жизни;
- факторы внешней среды, обусловленные главным образом всесторонним воздействием вузовской среды на личность студента.
Поэтому с целью формирования и сохранения социального здоровья студенческой молодежи необходимо развивать нравственные, личностные и социальные качества студентов, способствующие их успешному социальному функционированию, а также создавать и поддерживать условия окружающей среды, дающие возможность для полноценного выполнения социальных функций.
При этом важно подчеркнуть особую значимость именно внешних факторов формирования социального здоровья студенческой молодежи, складывающихся в рамках вуза. В качестве определяющих факторов, следует выделить повседневную жизнедеятельность студента вуза, которая определяется следующими сферами деятельности: работа на учебных занятиях; самостоятельная учебная работа; научно-исследовательская работа; практическая подготовка к профессиональной деятельности; развитие организаторских качеств; социально-культурная жизнедеятельность.
Повседневная студенческая жизнедеятельность реализуется для каждого студента в наборе определенных знаний, навыков, правил, норм поведения и ценностей, предлагаемых вузом в конкретной ситуации. В соответствии с этим, можно говорить о значительной роли в формировании социального здоровья студенческой молодежи организационной культуры вуза, воплощенной в правилах и нормах и отражающей специ-
47
ISSN 1029-3388
фичность каждого вуза как особой организации.
Процесс формирования социального здоровья студенческой молодежи в условиях вуза можно представить в виде четырех стадий: социальная адаптация в вузовской среде, индивидуализация личности студента, интеграция в вузовскую среду и социальное функционирование в условиях вуза.
Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) в современной научной литературе определяется как процесс приспособления, освоения личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. Социальная адаптация в вузовской среде, которая обычно совпадает с периодом поступления в вуз, и проявляется наиболее остро на первых-вторых курсах обучения, имеет основополагающее значение. Поступление в вуз влечет за собой для большинства студентов изменение сети социальных контактов, жизненных стереотипов, условий и интенсивности образовательного процесса, образа жизни, а часто и смену места проживания.
В этот период происходит формирование новой социальной роли - студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды, процесс вхождения в которую сопровождается нервно-психическим напряжением и действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровес-ников. От того насколько успешна будет адаптация, зависит то, как студент будет функционировать в вузе, и как будет строиться его взаимодействие с вузовским окружением. На данной стадии происходит вхождение молодого человека в новую среду, овладение основными правилами и нормами поведения, формами деятельности, социальными ролями. В этот период человек обучается быть студентом.
В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации студента в вузовской среде:
- психофизиологический - приспособление к новым психологическим и физическим нагрузкам, психофизиологичеким условиям труда.
- социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.
- организационно-трудовой - постепенная доработка трудовых навыков, дополнительных знаний, необходимых для успешной учебной деятельности, а также усвоение роли и организационного статуса студента и студенческой группы в общей организационной структуре вуза.
Успешность социальной адаптации в вузовской среде зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
- личностные свойства адаптируемого студента, связанные в первую очередь с его интеллектуальным и социально-психологическим потенциалом;
- особенности социально-психологических и культурных условий, сложившихся в студенческой группе, в коллективе факультета, вуза в целом;
- качественный уровень деятельности преподавателей вуза по профессиональной ориентации потенциальных студентов и адаптации поступивших.
Таким образом, социальная адаптация в вузовской среде представляет собой сложный двусторонний процесс, направленный на изменение или коррекцию поведения молодого человека, а также на изменения или модификацию в самом вузе, без которых невозможно полноценное вхождение в статус студента. Однако этот процесс определяет не только, возможности студента приспособиться к вузовской жизни. От его успешного завершения социальной адаптации зависит, сможет ли студент, сохранив собствен-
48
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
ную индивидуальность, идентифицировать себя с вузом, интегрироваться в вузовскую среду и полноценно функционировать в своем новом статусе.
На стадии индивидуализации личности студента происходит некое обособление его от окружающих, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Студент, уже усвоивший определенные культурные нормы вузовской жизнедеятельности, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Речь идет о процессе реализации своего «Я», самопроявлении как индивидуальности (на уровне темперамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убеждений, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей).
Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. Она позволяет студенту реализовать в рамках своей деятельности в вузе собственные личностные качества: любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в вузе, познать свое «Я», свои сильные и слабые стороны. В то же время именно на данной стадии студент подходит к проблеме разрешения противоречия между собственной личностью и вузом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса и личность недостаточно интегрируется в окружающую социальную среду вуза.
Следующей стадией формирования социального здоровья студента является интеграция в вузовскую среду. Интеграция (от лат. integer - полный, цельный, ненарушенный) представляет собой процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства. Интеграция в вузовскую среду предполагает достижение определенного баланса между студентом и вузом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социальной средой. Интеграция здесь - это наличие возможностей и внутренних потребностей участия во всех сферах вузовской деятельности. На данной стадии студент находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в рамках вуза и общества в целом, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе - студенческой молодежи, и, в частности, студентам конкретного вуза.
Стадия социального функционирования в условиях вуза предполагает непосредственное выполнение студентом тех функций, которые соответствуют его основной социальной роли и позволяют идентифицировать его как полноценного представителя особой социальной группы - студенческой молодежи. Под социальным функционированием, при этом, понимается процесс реализации способности человека к жизнедеятельности в социальной среде посредством нормального социального становления его личности, достижения и сохранения им соответствующего социального статуса, жиз-
49
ISSN 1029-3388
ненного самоопределения и продуктивного развития. Успешность достижения данной стадии непосредственно определяется благополучным прохождением предыдущих, так как именно в ходе процессов адаптации, индивидуализации и интеграции студентом вырабатываются собственные способы социального функционирования, формируется определенный уровень социального здоровья.
В этой связи, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос оценки социального здоровья студенческой молодежи, которая может быть произведена посредством отнесения способов социального функционирования студентов к одному из следующих типов:
1. Просоциальность - адаптированность в социальной среде; благоприятные взаимоотношения с окружающими; позитивное, конструктивное и полезное для общества поведение; проявление социальной активности; ориентация на абсолютные социальные ценности и их реализацию в деятельности и общении.
2. Конформность - условная адаптированность в социальной среде; мимикрия, скрытое неприятие социального окружения; внешнее согласие с общепринятыми нормами и ценностями; изменение поведения или убеждений вследствие реального или воображаемого давления группы; приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка и господствующих мне-ний.
3. Инертность - частичная адаптированность в социальной среде, социальное окружение воспринято лишь до некоторой степени; неустойчивая некритично принятая система ценностей; безответственность, допускается нарушение социальных и правовых норм по корыстным мотивам либо в силу осознания безнаказанности; социальная пассивность, попустительство, толерантность ко всему, что не касается лично.
4. Асоциальность - слабая адаптированность в социальной среде, склонность к дезадаптации; отклоняющееся от требований социальных норм поведение; стремление противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом; индивидуализм, приоритет личным целям и ценностям; активность направлена на удовлетворение личностно значимого интереса.
5. Антисоциальность - дезадаптированность, выпадение из коммуникативных сетей общества; множественное, систематическое нарушение правовых и социальных норм; проявление враждебности и негативных чувств по отношению к окружающим; ориентация на антисоциальные ценности; активность направлена против общества.
Резюмируя представленную типологию, следует заключить, что первый и второй типы социального функционирования позволяют человеку включиться в социальную среду и реализовывать в ней свою жизнедеятельность, третий представляет собой промежуточное состояние, а четвертый и пятый говорят о невозможности такого включения и приводят к конфликту и разрыву связей с социальной средой. Следовательно, просоциальность соответствует высокому уровню социального здоровья, конформность - среднему, инертность - низкому, асоциальность - социальному нездоровью, антисоциальность - социальной болезни.
Необходимо заметить, что к моменту поступления в вуз у молодого человека уже сложился тот или иной тип социального функционирования, и он уже обладает определенным уровнем социального здоровья. Исходный уровень социального здоровья студентов определяется детским и подростковым периодами жизни. Он обусловлен как индивидуальными особенностями студента, включающими интеллектуальные способности, психологическую устойчивость, жизненные приоритеты, состояние здоровья, так и социальными условиями его жизнедеятельности, такими как социальный статус
50
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2014
родителей, семейные традиции и привычки, образ жизни и ценностные установки ближайшего окружения.
Перечисленные социальные условия и индивидуальные особенности студентов продолжают влиять на процесс формирования социального здоровья и в условиях вуза. Однако, учитывая, что поступление в вуз значительно изменяет условия и образ жизни молодого человека, а также то, что данная группа молодежи, по мнению многих авторов, наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям, можно утверждать, что именно студенческая молодежь имеет основу, как для восприятия внешнего воздействия, так и для проявления собственной активности в обеспечении социального здоровья.
Литература
1. Бикулов Р.А. Проблемы профессиональной социализации современного студенчества. - М.: Академия, 2004. - 205 с.
2. Волочаева О.Ф. Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2005. - 167 с.
3. Кон И.С. Молодежь как социальная категория. - М.: Наука, 1970. - 161 с.
4. Москвич А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона: на примере Хабаровского края: дис. ... канд. социол. наук. -Хабаровск, 2008. - 273 с.
5. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / под ред. В.Ю. Альбицкого. - М.: Литерра, 2007. - 197 с.
6. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
7. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1995 - 2002). - М.: Юристъ, 2002. - 541 с.
8. Социальная работа с молодежью / под ред. В.И. Басова. - М., 2009. - 339 с.
9. Социология молодежи / под ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с.
10. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 475 с.
11. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. - М.: Форум, 2010. - 384 с.
51