УДК 316.334:37 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-189-194
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОР МИР ОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Гафиатулина кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры Наталья региональной социологии и моделирования социальных процессов
Халиловна Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 160). E-mail: [email protected] Косинов кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры
Сергей физического воспитания и спорта, Ростовский государственный
Сергеевич экономический университет (РИНХ) (344002, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: [email protected] Любецкий кандидат социологических наук, доцент кафедры спортивных Николай дисциплин, Донской государственный технический университет
Петрович (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения социальных технологий управления в сфере управления процессом формирования социального здоровья российской студенческой молодежи. Актуальность данной статьи определяется: во-первых, возрастающей ролью социального здоровья молодежи в жизнедеятельности общества; во-вторых, необходимостью управления процессом формирования социального здоровья и отсутствием управленческого механизма формирования социального здоровья студенческой молодежи. Как явление социальной практики социальная технология управления представляет собой комплекс приемов, мероприятий, обеспечивающих формирование социального здоровья молодежи и повышение его уровня, достижение благоприятных условий жизни студенческой молодежи, ее организованности, эффективного социального взаимодействия. К общим технологиям управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи авторы статьи относят: информационные, региональные, организационные, социально-психологические, коммуникативные.
Ключевые слова: российская студенческая молодежь, социальное здоровье, управление, социальные технологии, социальное взаимодействие.
Происходящие в российском обществе перемены, вызванные реформированием его экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и прежде всего разработки социальных технологий в различных сферах общества.
Технологизация деятельности современного индивида, развития и функционирования общества, всего пространства социальной реальности актуализировала вопрос об определении сущности и роли социальных технологий в управлении человеческим потенциалом, в том числе и в управлении процессом формирования социального здоровья молодежи.
Заметим, что проблемы и закономерности формирования социального здоровья российской молодежи (на индивидуально-личностном и групповом уровне) [1] и управление данным процессом являются одной из наиболее сложных и приоритетных задач развития российского общества и становятся сегодня предметом междисциплинарного исследования.
Специфические условия учебно-трудовой и повседневной деятельности, особый социальный статус и особенное положение студенческой молодежи в социальной структуре, отличные от других социально-демографических групп интересы, образ и стиль жизни, постоянно изменяющиеся процессы в молодежной среде делают студенческую молодежь чрезвычайно уязвимой в социальном плане и подверженной воздействию различных негативных факторов общественной жизнедеятельности [2]. В этой связи усилия, направленные на формирование, сохранение и укрепление социального здоровья молодежи далеко не всегда
способствуют достижению эффективных результатов и вызывают необходимость поиска оптимальных путей управления процессом формирования социального здоровья российской студенческой молодежи.
Современные социологи, обращающиеся к теме социального здоровья учащейся и студенческой молодежи, определяют социальное здоровье как систему взаимодействия социальных субъектов (Т.Е. Большова, В.Л. Гатило, Г.И. Шиняева), раскрывают содержание «социального здоровья» через понятия «социальное благополучие» (Н.Л. Баталова, А.В. Добрых, Е.Ю. Костина, Г.В. Разинский), «социальное самочувствие» (М.К. Горшков, Л.П. Галич, Р.В. Кара-мельский) и «социальная безопасность» (Н.С. Горяинова, И.В. Зузуля, В.Н. Ярская).
Опираясь на дефиницию Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в которой здоровье - триединство состояний физического, психического и социального благополучия, т.е. исходя из такого понимания, социальное здоровье характеризует состояние индивида, группы, а не социальной среды их обитания [3]. Л.В. Колпина в рамках этого подхода определяет социальное здоровье как актуализированную способность индивида воспроизводить свое бытие посредством социальных связей и отношений, оптимизировать социальное пространство в соответствии с личными и общественными императивами, ставить и реализовывать задачи, основанные на осознании своего социального предназначения в различных социальных сферах [4]. Е.В. Курашкина определяет категорию социального здоровья молодежи как состояние, характеризующееся стремлением к оптимальному использованию своего личностного потенциала, обеспечивающего эффективное включение в социальную (учебно-трудовую) жизнь [5]. Данными определениями подчеркивается социальный механизм формирования социального здоровья молодежи.
В многочисленных современных исследованиях социальное здоровье студенческой молодежи рассматривается в качестве интегративной категории, отражающей: уровень адаптации личности молодого человека в социальной среде, степень его социальной активности и включенности в социум, гармонию взаимоотношений с другими социальными группами, адекватную существующим нормам общечеловеческим ценностям регуляцию поведения [6]; как состояние социальной активности, деятельного отношения к миру, способности молодежи устанавливать и поддерживать социальные связи и отношения в процессе интеграции в общество [7]; как состояние социального организма, определяющее способность молодых людей контактировать с обществом; как определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия личности молодого индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень развития, позволяющий успешно реализовать данное взаимодействие [8].
Анализ научной социологической литературы позволяет определить социальное здоровье студенческой молодежи как такое состояние, детерминированное внешними и внутренними факторами, которое формируется во взаимодействиях молодежного сообщества с социальным окружением и отражает уровень молодежной активности в ходе данных взаимодействий. Социальное здоровье студенческой молодежи, как подчеркивает Е.В. Шевлякова, складывается под влиянием социального окружения и отражает социальные связи как ресурсы [9].
Однако, невзирая на появление немалого количества работ, посвященных проблематике осмысления социального здоровья молодежи и факторам его формирования, следует констатировать, что теоретико-методологическая база социально-управленческого механизма и вопросов, касающихся управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи до настоящего времени не была достаточно глубоко проработана в социологической литературе. В связи с этим в рамках данной статьи остановим свой исследовательский взор на вопросах, связанных с социальными технологиями управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи.
Итак, управление процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи целесообразно рассматривать посредством социальных технологий, т.к. они позволяют достигать баланса интересов и потребностей как на уровне объектов, так и на уровне субъектов управления.
Социальные технологии позволяют рационализировать человеческую деятельность таким образом, что включают в нее те операции и процессы, которые необходимы для до-
стижения поставленной цели [10]. Эту позицию разделяет современный исследователь С.В. Малюга, подчеркивая, что без процесса управления всякая деятельность не может носить продуктивный характер, «также как и социальное управление без соответствующей практической деятельности не может дать желаемых результатов» [11, с. 24].
В связи со сказанным выше, мы считаем, что применение социальных технологий способно позитивно отразиться на управлении социальным здоровьем студенческой молодежи.
Прежде чем обозначить социальные технологии управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи, следует задаться вопросом: а каким же образом в современной научной литературе определяется понятие «социальная технология»?
Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX века, однако сама категория «социальная технология» стала применяться в науке только в 40-х гг. XX века. Основу данной категории составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с техникой, машинами и механизмами, а в более широком, гуманитарном смысле - затрагивающем проблемы социальной сферы.
Болгарский ученый Н. Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности [12, с. 182]. А.К. Зайцев определяет социальные технологии как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [13, с. 95].
В рамках нашего исследования интерес представляет позиция В.А. Иванова, который рассматривает социальные технологии через призму инновационной системы методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, социальных субъектов и объектов. По его утверждению «они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, их социального самочувствия, предотвращения конфликта)» [14, с. 4], следовательно, и на пути получения оптимального социального результата по процессу формирования социального здоровья студенческой молодежи.
Заметим, что по причине многогранности и динамичности социальных технологий еще не произошло их консолидированной трактовки. Как правило, категорию «социальная технология» сегодня принято рассматривать с позиций следующих основных значений.
Во-первых, с позиций области научного знания, касающейся рассмотрения вопросов создания, применения, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности. Например, общественные науки, (в рамках статьи социология здоровья и социология молодежи), связаны с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми понимаются не только социальные группы, отдельные индивиды, но и социальные процессы, явления и феномены (например, социальное здоровье как явление, феномен общественной жизни).
Во-вторых, с позиций процессуального подхода, т.е. социальная технология рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на социальный объект (в нашем случае - студенческую молодежь), осуществляющийся на базе социологического анализа состояния этого объекта, условий его жизнедеятельности и способов трансформации в требуемом направлении.
В-третьих, с позиций деятельностного подхода, т.е. социальная технология рассматривается как практическая деятельность различных социальных групп (реализация их социальной энергии, знаний, способностей, социального капитала, вовлечение людских (молодежных), материальных, информационных и иных ресурсов с целью достижения определенного результата), осуществляемая посредством тех или иных форм социальной деятельности.
В-четвертых, с позиций научного семантического подхода, т.е. осмысление социальной технологии и технологических принципов реализации социальных изменений, «выявление закономерностей, разработка методов и механизмов достижения целей, детерминированных актуальными общественными проблемами и направленных на их решение» [15, с. 88].
По причине того, что существует дефицит теоретико-методологических и эмпирических знаний в сфере управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи, мы будем рассматривать процесс формирования социального здоровья в контексте социального управления, а под социальными технологиями станем подразумевать процесс целенаправленного воздействия на студенческую молодежь, как социальный объект, на основе социологического анализа состояния социального здоровья данного объекта и способов воздействия на него с целью улучшения состояния социального здоровья молодежи.
Посредством социальных технологий, согласно точке зрения И.И. Щемелевой, практическая деятельность определенным способом организуется и упорядочивается, а совокупность последовательных приемов и процедур нацелена на «изменение состояния социального объекта и достижения определенного результата. Именно в этом и заключается специфика технологии: она алгоритмизирует деятельность, а соответственно может быть использована для решения сходных социальных задач» [15, с. 88].
Как явление социальной практики социальная технология представляет собой комплекс приемов, мероприятий, обеспечивающих формирование социального здоровья молодежи и повышение его уровня, достижение благоприятных условий жизни студенческой молодежи, ее организованности, эффективного социального взаимодействия.
Социальная технология управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи в общем виде должна включать следующие компоненты:
- выделение объекта социального здоровья (в нашем случае таким объектом является российская студенческая молодежь);
- определение субъекта управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи;
- обнаружение сущности и особенностей процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи;
- целеполагание, т.е. придание процессу целевой направленности (формулировка главной цели, на решение которой ориентирована та или иная технология управления);
- создание комплекса детерминирующих условий и ресурсов, необходимых для эффективного протекания процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи;
- формирование алгоритма действия: разработка и применение необходимых методов, операций, приемов, способствующих эффективному протеканию процесса формирования и укрепления социального здоровья студенческой молодежи;
- обеспечение устойчивости протекания процесса формирования социального здоровья молодежи и выработка механизма саморегуляции протекания этого социального процесса.
Опираясь на факторную модель процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи, направленное управленческое воздействие на этот процесс возможно по четырем каналам:
1) Воздействие на внешние факторы процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи, т.е. на детерминанты, вызывающие и определяющие этот процесс (улучшение работы социальных институтов, моделирующих социальное здоровье молодежи; формирование общественных ценностных ориентаций, моральных принципов и норм; формирование и реализация государственной молодежной политики; формирование нормативно-правовой основы этого процесса и т.д.).
2) Воздействие на внутренние факторы, т.е. на детерминанты, вызывающие и определяющие процесс формирования социального здоровья студенческой молодежи изнутри (формирование интересов, способностей и потребностно-мотивационной сферы студенческой молодежи, определяющих мотивы ее поведения; формирование установок на здоровый образ жизни).
3) Воздействие на условия протекания процесса формирования социального здоровья студенческой молодежи (социально-экономическая и политическая обстановка, материально-техническая база, состояние финансирования данного процесса, «повышение эффективности рыночных институтов, преодоление сырьевой зависимости российской экономики» и т.д.) [16].
4) Воздействие на субъектов управления процессом формирования социального здоровья молодежи, развитие ее социальной активности [17].
Главные задачи управленческого воздействия на процесс формирования социального здоровья студенческой молодежи могут быть сформулированы следующим образом:
- развитие административно-образовательных кластеров [16], направленных на обеспечение эффективного процесса формирования и поддержания социального здоровья российской студенческой молодежи;
- создание комплекса экономических, социальных, политических, культурных, психологических, нормативно-правовых, информационных и иных условий для формирования и поддержания социального здоровья российской студенческой молодежи в интересах личности и общества;
- разработка и внедрение инновационных социальных технологий, способствующих обеспечению процесса формирования и поддержания социального здоровья российской студенческой молодежи.
При этом при разработке технологий управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи следует учитывать тот факт, что реализовываемые управленческие воздействия будут действенными только в том случае, если в них будет учтен социальный механизм формирования социального здоровья молодежи.
К общим технологиям управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи, учитывая социальный механизм его формирования, можно применить:
1) Информационные социальные технологии включают способы, приемы, мероприятия, направленные на оптимизацию самого информационного процесса (сбор, распространение информации, участие в информационном обмене, устранение дефицита информации о социальном здоровье молодежи, а также установление достоверной информации о проведении мероприятий, направленных на социальное здоровьесбережение студенческой молодежи).
2) Региональные социальные технологии изучают закономерности территориальной социальной и учебно-образовательной жизнедеятельности студенческой молодежи в том или ином региональном учебном заведении и выработку планомерных мероприятий по улучшению этой жизнедеятельности. К числу важнейших технологий управления активизацией социального потенциала молодежи региона следует отнести технологию разработки региональных программ реализации молодежной политики.
3) Организационные социальные технологии представляют собой комплекс методов и приемов, направленных на привлечение организационно-технических ресурсов, решение организационных вопросов, связанных с оценкой уровня социального здоровья молодежи и практикой его формирования и сохранения.
4) Социально-психологические технологии как способы воздействия на социально-психологические процессы, явления, межличностные отношения в молодежной среде, как методы воздействия на установки, реакции, характер личности молодого человека. Сюда входит работа с микрогруппами студенческой молодежи, направленная на определение групповой идентичности, укрепление социально-психологического климата в учебном заведении и учебной группе, инициирование социальной активности и актуализация молодежной субъектности, что в целом будет способствовать повышению жизнеспособности молодежного сообщества как социального организма.
5) Коммуникативные социальные технологии, направленные на организацию общения между субъектами и объектом управления процессом формирования социального здоровья молодежи; обеспечение эффективной коммуникации; взаимодействие со студентами и общественными движениями.
Применяя социальные технологии в области управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи, необходимо придерживаться принципов системности, рациональности, согласованности, непротиворечивости, взаимодополняемости.
В заключении отметим, что представленные выше социальные технологии управления процессом формирования социального здоровья студенческой молодежи нельзя считать полностью исчерпывающими. Мероприятия практической направленности могут быть нацелены как на решение проблемы формирования и укрепления социального здоровья и положительного социального самочувствия молодежи, так и на формирование системы ценностных ориентаций и других социокультурных и нравственных установок в молодежной среде.
Литература
1. Бабинцев В.П., Колпина Л.В. Проблемы формирования категориального аппарата понятия «социальное здоровье» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2008. №12 (52). С. 49-67.
2. Гафиатулина Н.Х., Косинов С.С. Социально-экономическое неравенство в обществе как фактор снижения уровня социального здоровья российской молодежи // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №2. С. 151-156.
3. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
4. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Электронный научно-практический журнал «Синергия». 2017. №2. С. 73-81.
5. Курашкина Е.В. Социально-управленческий механизм формирования социального здоровья учащихся: автореф. дис. ... канд. социол. наук.. М., 2011. 26 с.
6. Цикалюк Е.В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи в условиях организационной культуры вуза: дис. ... канд. социол. наук. Чита, 2012. 169 с.
7. Гафиатулина Н.Х. Социальный градиент как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2014. №52. С. 96-101.
8. Ведерникова Л.В., Бырдина О.Г., Поворзнюк О.А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования // Сибирский педагогический журнал. 2015. №2. С. 117-121.
9. Шевлякова Е.А. Управление процессом капитализации социального здоровья в условиях городской среды: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2018. 18 с.
10. Дмитриева И.И. Социальные технологии. М., 2004. 160 с.
11. Малюга С.В. Социальное управление: социологический аспект. Ростов н/Д., 2010. 68 с.
12. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология: пер. с болг. М., 1996. 250 с.
13. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления / Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95.
14. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. М. - Н. Новгород, 1996. 196 с.
15. Щемелева И.И. Социальные технологии управления социальной активностью студенческой молодежи // Вопросы управления. 2016. №1. С. 86-92.
16. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. № 3. С. 94-99.
17. Массеров Н.Н. Технологии управления активизацией социального потенциала молодежи в рискогенных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. С. 24-31.
Gafiatulina Natalya Khalilovna, Candidate of sociological science, associate professor of chair of region sociology and modeling of social processes, Institute of sociology and regional studies, Southern federal university (160, Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kosinov Sergey Sergeyevich, Candidate of sociological sciences, senior teacher of chair of physical training of sport and tourism, Rostov state economic university (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Lyubetsky Nikolay Petrovich, Candidate of sociological science, associate professor of department Sports disciplines, Don state technical University (1, Gagarin square, Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIAL HEALTH OF RUSSIAN STUDENT YOUTH: SOCIAL MANAGEMENT TECHNOLOGIES
Abstract
The article examines the possibilities of applying social management technologies in the sphere of managing the process of forming the social health of Russian student youth. The relevance of this article is determined: first, the growing role of social health of young people in the life of society; secondly, the need to manage the process of forming social health and the lack of a management mechanism for the formation of social health of student youth. As a phenomenon of social practice, social management technology is a set of methods and activities that ensure the formation of social health of young people and raise its level, the achievement of favorable conditions for the life of student youth, its organization, effective social interaction. The authors of the article refer to the general technologies of managing the process of forming the social health of student youth: information, regional, organizational, socio-psychological, communicative. Keywords: Russian student youth, social health, governance, social technologies, social interaction.