Научная статья на тему 'Методика оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи'

Методика оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1179
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / STUDENTS / SOCIAL HEALTH / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL FUNCTIONING / SOCIAL NORMS / VALUES ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цикалюк Екатерина Владимировна

Статья посвящена описанию методики оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи. Дается краткий обзор основных теоретических подходов к осмыслению сущности социального здоровья. На основании анализа философского, медицинского, психологического и социологического подходов сформировано авторское определение социального здоровья. Раскрываются и анализируются основные компоненты социального здоровья, факторы и стадии его формирования. Подробно описана процедура реализации представленной методики и возможности анализа полученных результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evaluating Methodic of Social Health Level

The article is devoted to the description of evaluating methodic of social health level. A concise survey of the main theoretical approaches to a definition of social health essence is given. The author analyzes philosophical, medical, psychological, pedagogical and sociological approaches and formulates the own definition of social health. The main social health components, factors and stages of formation are revealed and analyzed. In the article the procedure of the methodic realization and possibilities of results analysis are described in details.

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи»

УДК 316.7

Цикалюк Екатерина Владимировна Catherine Tsikalyuk

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

THE EVALUATING METHODIC OF SOCIAL HEALTH LEVEL

Статья посвящена описанию методики оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи. Дается краткий обзор основных теоретических подходов к осмыслению сущности социального здоровья. На основании анализа философского, медицинского, психологического и социологического подходов сформировано авторское определение социального здоровья. Раскрываются и анализируются основные компоненты социального здоровья, факторы и стадии его формирования. Подробно описана процедура реализации представленной методики и возможности анализа полученных результатов

Ключевые слова: студенческая молодежь, социальное здоровье, социальная адаптация, социальная активность, социальное функционирование, социальные нормы, ценностные ориентации

«Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011»

Молодежь во все времена считалась носителем передовых идей, являясь как объектом, так и субъектом процесса преемственности и смены поколений. Особую социальную группу молодежи составляет студенческая молодежь, выступая носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, инициативе, максимальной работоспособности. При этом наиболее подготовленной и образованной частью молодежи являются студенты вузов.

Высокое качество подготовки студентов в вузе, способность данной социальной

The article is devoted to the description of evaluating methodic of social health level. A concise survey of the main theoretical approaches to a definition of social health essence is given. The author analyzes philosophical, medical, psychological, pedagogical and sociological approaches and formulates the own definition of social health. The main social health components, factors and stages of formation are revealed and analyzed. In the article the procedure of the methodic realization and possibilities of results analysis are described in details.

Key words: students, social health, social adaptation, social activity, social functioning, social norms, values orientation

группы к аккумулированию и трансляции знаний во многом обусловлены уровнем их социального здоровья, которое имеет важное значение для успешного социального функционирования как самих молодых людей, так и общества в целом. Поэтому особое значение в современных условиях высшего образования приобретает формирование социального здоровья студенческой молодежи, которое наряду с профессиональным уровнем входит в число показателей качества подготовки специалистов высокой квалификации, определяющих экономическое процветание и социальное благополучие государства. Важным аспектом деятельности вуза в данном направлении является диагностика и оценка социального здоровья студентов.

На современном этапе можно говорить о наличии существенного количества разнообразных методик диагностики и оценки социального здоровья различных категорий населения, в том числе школьников и студентов. Та или иная методика определяется главным образом точкой зрения исследователя на понимание сущности социального здоровья. Однако следует заметить, что работ, посвященных комплексной разработке методики диагностического исследования социального здоровья студенческой молодежи, практически нет. Поэтому в первую очередь важно уделить особое внимание теоретическим аспектам комплексного исследования социального здоровья студенческой молодежи.

Анализ научной литературы свидетельствует о существовании множества различных теоретических и эмпирических подходов и точек зрения в области исследования социального здоровья. В частности, можно отметить следующее:

— в рамках философского подхода (Августин Блаженный, Аристотель, Вольтер, Т. Гоббс, Т. Дичев, О. В. Ковалева, И.С. Ларионова, В.А. Лищук, Платон, Эразм Роттердамский и др.) социальное здоровье отождествляется с добродетелью и нравственным совершенством человека, его счастьем и благополучием, гармонией человека с самим собой и окружающим миром. Представители данного подхода рассматривают социальное здоровье в тесной связи с душевным здоровьем и определяют его как состояние динамического равновесия и гармонии человека с самим собой и окружающей его социальной и природной средой, достигаемое через правильно организованную добродетельную жизнь, подчиненную общественным нормам и нравственно-моральным требованиям;

— в контексте медицинского подхода (Алкмеон, Гиппократ, М.Л. Емельянова, Я.Я. Корнева, А.В. Литвинова, Парацельс, И.Х. Пикал ов, Пифагор, Н.В. Сократов, В.Н. Феофанов и др.) социальное здоровье рассматривается как один из неотъемлемых взаимосвязанных компонентов в структуре здоровья человека и трактуется в зависи-

мости от специфики определения понятия «здоровье». Представители данного подхода понимают социальное здоровье, с одной стороны, как внутреннее состояние человека и его отношения с социальной средой, а с другой стороны, состояние самой социальной среды и степень ее влияния на человека с точки зрения полноценного выполнения им социальных функций;

— с позиции психологического подхода (А.А. Агаева, А. Адлер, В.А. Ананьев, Л.А. Байкова, С.В. Егорова, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, И. В. Тухтарова, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) социальное здоровье изучается в неразрывной взаимосвязи с духовным и психическим здоровьем. Одним из наиболее значимых моментов является взаимоотношение человека и культуры, а также влияние этого взаимоотношения на психику человека, его психологические и социальные характеристики. Представители данного подхода характеризуют сущность социального здоровья через гармоничные взаимоотношения с окружающими, соответствие поведения социальным нормам и требованиям культуры;

— в рамках социологического подхода (М. Вебер, С.И. Григорьев, Э. Дюркгейм, И. В. Журавлева, М.Б. Лига, Р. Мертон, Т. Парсонс, А.В. Решетников, Н.М. Ри-машевская, И.А. Щеткина, В.А. Ядов и др. ) социальное здоровье понимается как поведение членов общества, не нарушающее общественного порядка, результат социализации личности, усвоение и принятие социальных норм, ценностей и образцов поведения. Основное внимание в данном подходе акцентируется на изучении роли социального здоровья в функционировании и развитии общества.

Теоретический анализ социального здоровья в рамках представленных подходов ( философского, медицинского, психологического, социологического) позволил сформулировать следующее определение социального здоровья: социальное здоровье — это динамическое состояние человека, социальной группы, общества в целом, определяющееся их способностью и возмож-

ностью адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды, способствующее социальной интеграции и полноценному выполнению социальных функций. Следовательно, субъектами — носителями социального здоровья выступают конкретный человек, отдельная социальная группа, общество в целом.

В качестве основных компонентов социального здоровья человека следует назвать такие, как адаптированность в социальной среде; социальная активность; гармония взаимоотношений с другими людьми и социальными группами; адекватная существующим социальным нормам и общечеловеческим ценностям регуляция поведения.

Процесс формирования социального здоровья студенческой молодежи в условиях вуза можно представить в виде четырех стадий:

1) социальной адаптации в вузовской

среде;

2) индивидуализации личности студента;

3) интеграции в вузовскую среду;

4) социального функционирования в условиях вуза.

Социальная адаптация в вузовской среде, которая обычно совпадает с периодом поступления в вуз, и проявляется наиболее остро на первых-вторых курсах обучения, имеет основополагающее значение. На данной стадии происходит вхождение молодого человека в новую среду, овладение основными правилами и нормами поведения, формами деятельности, социальными ролями. В этот период человек обучается быть студентом.

Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. Она позволяет студенту реализовать в рамках своей деятельности в вузе собственные личностные качества: любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в вузе, познать свое «Я», свои сильные и слабые стороны.

Интеграция в вузовскую среду предполагает достижение определенного баланса между студентом и вузом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социальной средой. Интеграция здесь — это наличие возможностей и внутренних потребностей участия во всех сферах вузовской деятельности. На данной стадии студент находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в рамках вуза и общества в целом, а также принятию им его меняющихся норм.

Стадия социального функционирования в условиях вуза предполагает непосредственное выполнение студентом тех функций, которые соответствуют его основной социальной роли и позволяют идентифицировать его как полноценного представителя особой социальной группы — студенческой молодежи. Успешность достижения данной стадии непосредственно определяется благополучным прохождением предыдущих, так как именно в ходе процессов адаптации, индивидуализации и интеграции студентом вырабатываются собственные способы социального функционирования, формируется определенный уровень социального здоровья.

В этой связи отдельного рассмотрения заслуживает вопрос оценки социального здоровья студенческой молодежи, которая может быть произведена посредством отнесения способов социального функционирования студентов к одному из следующих выделенных нами типов.

1. Просоциальность — адаптирован-ность в социальной среде; благоприятные взаимоотношения с окружающими; позитивное, конструктивное и полезное для общества поведение; проявление социальной активности; ориентация на абсолютные социальные ценности и их реализацию в деятельности и общении.

2. Конформность — условная адапти-рованность в социальной среде; мимикрия, скрытое неприятие социального окружения; внешнее согласие с общепринятыми нормами и ценностями; изменение поведения или убеждений вследствие реально-

го или воображаемого давления группы; приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка и господствующих мнений.

3. Инертность — частичная адаптиро-ванность в социальной среде, социальное окружение воспринято лишь до некоторой степени; неустойчивая некритично принятая система ценностей; безответственность, допускается нарушение социальных и правовых норм по корыстным мотивам либо в силу осознания безнаказанности; социальная пассивность, попустительство, толерантность ко всему, что не касается лично.

4. Асоциальность — слабая адаптиро-ванность в социальной среде, склонность к дезадаптации; отклоняющееся от требований социальных норм поведение; стремление противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом; индивидуализм, приоритет личным целям и ценностям; активность направлена на удовлетворение личностно значимого интереса.

5. Антисоциальность — дезадаптиро-ванность, выпадение из коммуникативных сетей общества; множественное, систематическое нарушение правовых и социальных норм; проявление враждебности и негативных чувств по отношению к окружающим; ориентация на антисоциальные ценности; активность направлена против общества.

Резюмируя представленную типологию, следует заключить, что первый и вто-

В анкете используются программно-тематические и процедурно-функциональные, прямые и косвенные, закрытые вопросы. Каждый из вопросов предполагает

рой типы социального функционирования позволяют человеку включиться в социальную среду и реализовывать в ней свою жизнедеятельность, третий представляет собой промежуточное состояние, а четвертый и пятый говорят о невозможности такого включения и приводят к конфликту и разрыву связей с социальной средой. Следовательно, просоциальность соответствует высокому уровню социального здоровья, конформность — среднему, инертность — низкому, асоциальность — социальному нездоровью, антисоциальность — социальной болезни.

Для оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи мы считаем возможным изучение личных оценок и мнений самих студентов относительно ряда вопросов, касающихся ключевых измерений их социального здоровья. При этом получение информации, необходимой для оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи, возможно с помощью выборочного социологического исследования в форме анкетного опроса.

В рамках анкеты выделено пять блоков вопросов, каждый из которых объединяет показатели, характеризующие отдельные компоненты социального здоровья: «Социальная адаптированность», «Взаимоотношения с окружающими», «Социальная активность», «Отношение к социальным нормам», «Ценностные ориентации». В рамках анкеты данные блоки представлены следующими вопросами (табл. 1):

пять возможных альтернатив ответа. Процедура анкетирования состоит в том, что респондентам предлагается ответить на 25 вопросов, выбрав один из предложенных

Таблица 1

Блоки вопросов анкеты

Блоки анкеты Вопросы анкеты

«Социальная адаптированность» № 1, 2, 3, 4, 6

«Взаимоотношения с окружающими» № 5, 7, 8, 9, 10

«Социальная активность» № 11, 12, 13, 14, 15

«Отношение к социальным нормам» № 16, 17, 18, 19, 20

«Ценностные ориентации» № 21, 22, 23, 24, 25

вариантов ответа, который в наибольшей степени соответствует их мнению.

Каждая из предложенных альтернатив ответов обозначена буквой (А, В, С, D, Е), соответствующей тому или иному типу

социального функционирования и уровню социального здоровья. Расшифровка соответствия вариантов ответов представлена в табл. 2.

Таблица 2

Расшифровка соответствия вариантов ответов

Вариант ответа Тип социального функционирования Уровень социального здоровья

А Просоциальность Высокий уровень социального здоровья

В Конформность Средний уровень социального здоровья

С Инертность Низкий уровень социального здоровья

D Асоциальность Социальное нездоровье

Е Антисоциальность Социальная болезнь

С целью более точной оценки нами предлагается коэффициент уровня социального здоровья. Он может варьироваться от (—2) до (+2) баллов. Выводы об уровне социального здоровья делаются с учетом величины среднего балла по всем вопросам анкеты. Для этого каждому варианту ответа присваиваются баллы: А = 2; В = 1; С = 0; D = —1; Е = —2. Формула расчета данного коэффициента может быть представлена следующим образом:

И = (2*А + В - Б - 2*Е) / 25,

где И — коэффициент социального здоровья;

А — количество ответов А; В — количество ответов В; Б — количество ответов Б; Е — количество ответов Е. Чем выше величина среднего балла, тем выше уровень социального здоровья (табл. 3).

Коэффициент уровня социального здоровья

Таблица 3

Коэффициент уровня социального здоровья Тип социального функционирования Уровень социального здоровья

1,5...2 Просоциальность Высокий уровень социального здоровья

0,5...1,4 Конформность Средний уровень социального здоровья

-0,4.0,4 Инертность Низкий уровень социального здоровья

-1,4.-0,5 Асоциальность Социальное нездоровье

-2.-1,5 Антисоциальность Социальная болезнь

Таким образом, представленная методика позволяет достаточно полно проанализировать как в целом состояние социального здоровья студентов, так и все его компоненты в отдельности. Помимо этого, посредством вычисления коэффициента уровня социального здоровья становится возможным определение типа социального функционирования каждого конкретного студента, а также представление полной

картины процентного соотношения данных типов и соответствующих им уровней социального здоровья в вузе. Это в свою очередь дает возможность выработать стратегию и тактику воспитательной и социальной работы в вузе, направленной на формирование и развитие у студентов личностных качеств, которые будут способствовать успешному прохождению ими всех стадий формирования социального здоровья.

Literatura_

1. Bajkova L.A. Issledovanie socialnogo zdoroviya detej i uchashhejsya molodezhi: teoretiko-metodologicheskie osnovy / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. № 3. S. 59-63.

2. Zhuravleva I.V. Otnoshenie k zdoroviju indi-vida i obshhestva. M.: Nauka, 2006. 238 s.

3. Larionova I.S. Zdorovie cheloveka i zdorovie sotsiuma (socialno-filosofskij aspekt) // Socialnaya politika i sociologiya. 2004. № 31. S. 65-75.

4. Maksimova T.M. Socialnyj gradient v formirovanii zdoroviya naseleniya. M.: PER SJe, 2005. 240 s.

5. Psihologiya zdoroviya / pod red. G.S. Nikifo-rova. SPb.: Piter, 2006.

6. Fromm Je. Zdorovoe obshhestvo. Dogmat o Hriste. M.: AST: Tranzitkniga, 2005. 571 s.

7. Tsikaljuk E.V. Formirovanie socialnogo zdo-roviya studencheskoj molodezhi v usloviyah organiza-cionnoj kultury vuza: dis. ... kand. sociol. nauk. Chita, 2012.

Коротко об авторе_

Цикалюк Е.В., канд. социол. наук, доцент, кафедра социологии и социальной работы, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) ekaterinats85@yandex.ru

Научные интересы: социология молодежи

_ Literature

1. Baykova LA Study of children and youth's social health: theoretical and methodological foundations / / Teacher Education and Science. 2006. Number three. Pp. 59-63.

2. Igor Zhuravlev Relation to the health of the individual and society. Moscow: Nauka, 2006. 238 p.

3. Larionov IS Human health and the health of society (socio-philosophical aspect) / / Social Policy and Sociology. 2004. Number 31. S. 65-75.

4. Maximova TM The social gradient in the formation of public health. Moscow: PER SE, 2005. 240 p.

5. Health Psychology / ed. GS Nikiforov. St. Petersburg.: Peter, 2006.

6. Fromm E. A healthy society. The dogma of Christ. Moscow: AST: Tranzitkniga 2005. 571 p.

7. Tsikalyuk EV Formation of students' social health in terms of university's organizational culture: Dis. ... Candidate. Sociology. Science. Chita, 2012.

_ Briefly about the author

C. Tsikalyuk, Candidate of Sociological Sciences, associate professor, Sociology and social work department, Transbaikal State University

Scientific interests: sociology of youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.