DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69 УДК 36+378
Социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности
Наталья Владимировна ГАРАШКИНА, Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО,
Игорь Ашотович АКОПЯНЦ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715, e-mail: [email protected]
Social health of the child's personality as a result of educational activities
Natalia V. GARASHKINA, Raisa M. KULICHENKO, Igor A. AKOPYANC
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715, e-mail: [email protected]
Аннотация. Отмечено, что формирование и сохранение социального здоровья детей является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Тенденции в воспитательных системах, междисциплинарный анализ понятия, возрастной подход позволили рассматривать социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности. Рассмотрены взаимосвязь педагогического и управленческого результата воспитательной деятельности, примеры уровней, критериев и показателей социального здоровья личности ребенка с учетом возраста. Сделан вывод о том, что результативность воспитательной деятельности в направлении формирования социального здоровья личности ребенка является базой для обеспечения социальной безопасности личности и общества, воспитания новой культуры взаимодействия, обеспечивающей успешность детей в разных деятельностных сферах с перспективой их в будущей профессии. Социальное здоровье личности ребенка проявляется в социальных, «мягких» навыках (soft skills) (эмоциональный интеллект, критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость и др.). Пилотажное исследование подтвердило гипотезу о том, что повышение результативности воспитательной деятельности связано с интенсивным включением тренингов по развитию социальных навыков ребенка, проведением мониторинга и активных семинаров для воспитателей по освоению инновационных технологий обеспечения социального здоровья личности ребенка.
Ключевые слова: воспитательная деятельность; социальное здоровье личности ребенка; социальные навыки; мониторинг воспитательной деятельности; инновационные технологии обеспечения социального здоровья
Для цитирования: Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А. Социальное здоровье личности ребенка как результат воспитательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 182. С. 61-69. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69
Abstract. Formation and preservation of social health of children is an urgent issue of pedagogical theory and practice. Trends in educational systems, interdisciplinary analysis of the concept, age approach allows to consider the social health of the child as a result of educational activity. Interrelation of pedagogical and administrative result of educational activity, examples of levels, criteria and indicators of social health of the child's personality taking into account age. We conclude that
© Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Акопянц И.А., 2019
61
the effectiveness of educational activities in the direction of the formation of social health of the child is the basis for the social security of the individual and society, education of a new culture of interaction that ensures the success of children in different fields of activity with the prospect of their future profession. Social health of a child's personality is in social, soft skills (emotional i n-telligence, critical thinking, creativity, stress resistance, etc.). The pilot study confirmed the hypothesis that the increase in the effectiveness of educational activities is associated with the intensive inclusion of trainings on the development of social skills of the child, monitoring and active seminars for educators on the development of innovative technologies to ensure the social health of the child.
Keywords: educational activity; social health of the child's personality; social skills; educational activity monitoring; innovative technologies of social health
For citation: Garashkina N.V., Kulichenko R.M., Akopyanc I.A. Sotsial'noye zdorov'ye lichnosti rebenka kak rezul'tat vospitatel'noy deyatel'nosti [Social health of the child's personality as a result of educational activities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 182, pp. 61-69. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-182-61-69 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Для современной теории и практики педагогики становятся актуальными исследования по проблемам формирования и сохранения социального здоровья детей. Во всех странах социальное здоровье признается важнейшей социальной ценностью, основой человеческого капитала.
Тенденции в развитии воспитательных систем разного уровня связаны с приоритетной задачей в сфере воспитания детей, согласно «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»1, ею является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Важным направлением государственной политики в области воспитания становится создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. Приоритеты воспитательной деятельности в современных условиях связаны с личностным результатом - социальным здоровьем каждого воспитанника.
Сегодня широкое распространение приобретает понятие социального здоровья как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [ 1; 2].
Социальное здоровье человека как ценностный параметр социального благополучия является предметом изучения различных наук.
1 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.07.2019).
Философ Т. Гоббс писал о том, что человек для своего развития должен удовлетворять свои потребности - здоровья, доброжелательности, дружбы, благочестия, ожидания, общения. Для этого человек должен быть самоактуализирущейся личностью. Важно для образования нацеленность и связь социального здоровья с формированием социальной направленности личности [3].
Социологический подход связан с рассмотрением социального здоровья человека в самом общем виде как отражение отношения общества к человеку. То есть социальное здоровье - здоровье всего общества [3].
Л.В. Колпина в рамках медико-социального подхода определяет «социальное здоровье как совокупность личностных характеристик индивида, обеспечивающих его гармоничное взаимодействие с социальной средой» [4, с. 80].
С экономической точки зрения Н.А. Под-горнова рассматривает здоровье как ключевую характеристику человека, важнейший жизненный приоритет, определяющий возможность реализовать все его индивидуальные и социальные устремления [5, с. 247].
Междисциплинарный анализ позволяет констатировать, что «социальное здоровье -это категория, позволяющая характеризовать норму социального развития человека и общества с учетом параметров социального благополучия личности и среды» [6].
В современных условиях система образования усиливает социализирующую функцию, это связано с приоритетностью целостного влияния на личностное развитие взрослеющей личности. Для воспитательной дея-
тельности, системного педагогического влияния на развитие ребенка важно прогнозировать идеальный ожидаемый результат профессиональной педагогической деятельности в виде социального здоровья как индикатора благополучия личности в социальной среде. Социальное здоровье ребенка на всех возрастных этапах тесно связано с формированием социальных нравственных норм, социальной культурой личности, поскольку они выступают регулятором, позволяющим выстроить конструктивные социальные взаимодействия между взрослеющей личностью ребенка и его изменяющимся социумом на разных возрастных этапах.
Образование как сфера системного влияния на каждую семью имеет особое значение. От уровня культуры нынешних учащихся зависит будущее нашей страны и мирового сообщества.
Важно для профессионального сообщества осознавать значение социального здоровья ребенка как педагогического результата.
Еще А.С. Макаренко отмечал, что «развитие социально здоровой личности возможно только через воспитательную деятельность» [7].
Воспитательная деятельность в современных условиях - это «деятельность педагога, направленная на развитие у ребенка нравственного опыта». Воспитательная деятельность включает и поддержку педагогом процесса осознания ребенком собственного эмоционального опыта и опыта выработки и соблюдения нравственных норм. Воспитательная деятельность предполагает организацию педагогом саморазвития ребенка, координации интеллектуальных, волевых, нравственных усилий детей. Воспитательная деятельность создает систему условий для проявления социальных качеств воспитанников через создание событий (событийная воспитательная среда); это мотивационное «включение» воспитанника в совокупность событий и его педагогическое сопровождение в событийной воспитательной среде.
Социальное здоровье взаимосвязано с социальными нравственными нормами и воспитательной событийной средой, которые обеспечивают устойчивое социальное функционирование личности и позволяют выстраивать гармоничные отношения в обществе.
Социальное здоровье ребенка должно рассматриваться в контексте истории семьи, общины и культуры, физического, эмоционального и социального развития самого ребенка. Социальное здоровье развивается как способность к формированию безопасных отношений, опыта и регулирования эмоций и познавательной деятельности. Социальное здоровье отражает развивающуюся способность ребенка формировать тесные, безопасные отношения с другими знакомыми людьми в своей жизни, такими как родители, родственники и другие воспитатели. Эта доверительная связь помогает детям чувствовать себя в безопасности, исследуя свой мир.
С.С. Рейвер и Э.Ф. Зиглер (C.C. Raver and E.F. Zigler, 1997) связывают социальное здоровье с термином «социальная компетентность», которое определяют как группу поведенческих моделей, позволяющих каждому ребенку развиваться и вступать в позитивные взаимодействия с другими людьми. В эти группы поведения включены:
— реагирование и инициирование взаимодействия между воспитателями, братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками;
— участие в совместной и общественной деятельности;
— управление поведением и разрешение конфликтов;
— знание о себе и других;
— проявление эмпатии;
— развитие позитивного образа себя и самоуважения [8].
Социальная компетентность определяется как способность эффективно управлять социальными взаимодействиями. Другими словами, социальная компетентность — это способность хорошо ладить с другими людьми, формировать и поддерживать тесные отношения, а также адаптивно реагировать в меняющихся социальных условиях [8].
Ряд исследователей к социально-эмоциональной компетентности студентов относят:
— самосознание (например, идентификация и распознавание эмоций);
— самоуправление (например, управление стрессом);
— общественное сознание (например, уважение к другим людям);
— навыки отношений (например, построение отношений);
— принятия ответственных решений (например, решение проблем, личной, социальной и этической ответственности) [9].
Исследования свидетельствуют о том, что программы социального и эмоционального обучения могут привести к положительным результатам в области развития детей разных возрастов [10].
Ряд исследователей связывают социальное здоровье с эмоциональной компетентностью, эмоциональным интеллектом. Эмоциональное развитие тесно связано с социальным развитием. Это относится к выражению чувств ребенка к себе, другим и ситуациям, с которыми он столкнется в окружающем мире, а также к получению контроля над своими телесными функциями, обучению фокусироваться и обращать внимание в контексте поддержки воспитания значимыми воспитателями (Mackrain, Golani и Kairone, 2008).
D.C. Witherington, J.J. Campos и M.J. Hertenstein называли эмоции «процессами, посредством которых индивид пытается установить, изменить или сохранить свою регуляцию к окружающей среде по вопросам, имеющим значение для человека»2.
Эмоциональная компетентность определяется как способность эффективно регулировать эмоции для достижения своих целей (J.J. Campos et al., 1994). Эмоции - это реакции, которые по-разному переживаются каждым человеком. Вот почему у разных людей могут быть разные эмоции, когда они переживают одно и то же событие. Маленькие дети должны развивать и безопасно выражать различные эмоциональные реакции, чтобы они могли научиться приспосабливаться к новым ситуациям и достигать желаемых результатов. Это приводит к более богатой социальной среде и более удовлетворительным отношениям для ребенка и тех, кто его окру-жает3.
В США популярна модель CASEL (Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning) - это целостная и всеобъемлющая модель социально-эмоционального обучения, которая охватывает наиболее важные аспекты социально-эмоциональной компетентно-
2 The Center for Early Childhood Mental Health Consultation. URL: https://www.ecmhc.org/index.html (accessed: 01.07.2019).
3 Ibid.
сти. Результат обучения включает в себя набор навыков в распознавании и управлении своими эмоциями, развитие заботы о себе и заботы о других, установление позитивных отношений, принятие ответственных решений, конструктивное и этичное разрешение сложных ситуаций. Модель CASEL рассматривает социальные эмоциональные навыки на двух уровнях: внутриличностном и межличностном. Первый включает в себя неприятие и регулирование собственных эмоций, в то время как второй включает в себя понимание чужих эмоций, взаимоотношений с другими людьми, а также ответственное принятие решений [11].
Линейный подход предназначен для обучения эмоциональному интеллекту. Существует 5 основных направлений:
1) распознавание эмоций в себе и других людях;
2) понимание причин и следствий возникновения эмоций;
3) маркировка эмоций с помощью специального словаря;
4) выражение эмоций в соответствии с культурными нормами и социальным контекстом;
5) регулирование эмоций с помощью полезных стратегий.
В школах, использующих линейный подход, учащиеся создают уставы или правила в классе, используют измеритель настроения для определения своих эмоций, способствуют разрешению конфликтов и поощрению учащихся к размышлению о своем самочувствии и личном благополучии.
Социально-эмоциональная компетентность является одним из важнейших факторов, на которые следует ориентироваться при проведении универсальных профилактических мероприятий, поскольку этот конструкт влияет на социальные, поведенческие и академические результаты, которые важны для здорового развития;
- предсказывает важные жизненные результаты во взрослом возрасте;
- может быть улучшен с помощью осуществимых и экономически эффективных мероприятий [12].
Социально-эмоциональная компетентность повышает способность детей интегрировать навыки, отношения и поведение для
эффективного и этичного решения повседневных задач и проблем.
Чем меньше возраст ребенка, тем большее значение имеет его эмоциональный интеллект. При рассмотрении социального здоровья ребенка важно учитывать не только возрастные особенности, но и верно выбирать критериальный блок для проведения мониторинга воспитательной деятельности [13].
Мониторинг воспитательной деятельности включает педагогический результат -социальное здоровье личности детей и функционально-управленческий результат - внедрение инновационных технологий формирования и сохранения социального здоровья личности детей (рис. 1).
Для проведения мониторинга социального здоровья детей важно опираться на возрастной подход. На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Для нашего исследования представляет интерес период детства. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»4.
В ходе исследования анализировались критерии социального здоровья, применимые при организации воспитательной деятельности. Например, в работе подростками применимы три критерия, разработанные Л.А. Байковой: социально-психологическая адаптированность; самоактуализация; социальная направленность (ценностные и смыс-ложизненные ориентации, не противоречащие общечеловеческим ценностям). Данные показатели были согласованы с учетом социальных норм для конкретного возраста, например, подростков (12-14 лет) (рис. 2) [14].
Учитывалось, что социальное здоровье подростков отражает социальные ресурсы, межличностные контакты, социальные навыки, оно проявляется на уровнях, представленных на рис. 3.
Показатели социального здоровья для старшего школьного возраста связаны с готовностью к выполнению своих социальных функций и социальной интеграции; способностью к сопротивлению деструктивным общественным процессам и явлениям; лич-
4 Конвенция о правах ребенка. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/ (дата обращения: 01.07.2019).
ностным и профессиональным самоопределением. К характеристикам социального здоровья юношества Н.А. Матвеева относит: «адаптивность личности в социальной среде; социальную активность во всех сферах общественной жизни; социальная направленность и значимость деятельности; регулятив-ность поведения; креативность мышления; готовность к социальной интеграции и саморазвитию» [15, c. 152].
Наше понимание социального здоровья связано с осмыслением современной социальной ситуации (цифровизация общества), оно отражает необходимость усилить внимание к повышению результативности воспитательной деятельности в направлении формирования социального здоровья детей как базы для обеспечения социальной безопасности личности и общества, а также воспитания новой культуры взаимодействия, обеспечивающей успешность детей в разных деятель-ностных сферах с перспективой их будущей профессиональной деятельности.
Социальное здоровье личности ребенка связывается с новыми вызовами общества и требованиями работодателей к социальным, «мягким» навыкам (soft skills) новых сотрудников. К ним относятся критическое мышление, креативность, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, управление командой. Соответственно показатели мониторинга социального здоровья ребенка должны быть расширены с учетом включения новых социальных навыков [16].
Организация современной воспитательной деятельности предполагает применение новой базы для оценки ее результативности в форме интегрального результата - социального здоровья ребенка. В ходе исследования в качестве критериев социального здоровья личности ребенка выделены эмоциональный, когнитивный, коммуникативный, деятельно-стный.
Результаты пилотажного исследования подтверждают повышение результативности воспитательной деятельности с включением алгоритмов тренинга по развитию социальных навыков ребенка, а также проведение активных семинаров для воспитателей по освоению инновационных воспитательно-образовательных, физкультурно-оздоровительных и цифровых технологий.
Мониторинг воспитательной деятельности
✓ ч
Педагогический результат -социальное здоровье личности детей
Управленческий результат -разработка и внедрение инновационных проектов, формирующих социальное здоровье
Рис. 1. Взаимовлияние педагогического и управленческого результата воспитательной деятельности - социального здоровья детей
Рис. 2. Показатели трех критериев социального здоровья личности (на примере подросткового возраста)
на социальном
на биологическом
на психическом
• как эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности с ценностной ориентацией на здоровый образ жизни.
Рис. 3. Уровни социального здоровья личности ребенка
Таким образом, социальное здоровье личности является важным интегральным индикатором оценки результативности вос-
питательной деятельности организаций, обеспечивающих системную социализацию детей различных возрастных групп.
Список литературы
1. Лысенко Е.М., Хачатрян А.В. Соотношение понятий «телесное здоровье», «ментальное здоровье», «социальное здоровье» и «духовное здоровье» в педагогическом дискурсе // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2019. С. 302-311.
2. Куличенко Р.М., Дьячек Т.П. Реабилитация семей и детей как фактор сохранения социального здоровья населения (региональный опыт) // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 170-172.
3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
4. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Синергия. 2017. № 2. С. 73-81.
5. Подгорнова Н.А. Общественное здоровье нации и индивидуальное здоровье личности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. С. 247-249.
6. Дружинина А.А., Гарашкина Н.В. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. Т. 5. 558 с.
8. Raver C.C., Zigler E.F. Social competence: an untapped dimension of head start's success // Early Childhood Research Quarterly. 1997. Vol. 12. № 4. P. 363-385.
9. Panayiotou M., Humphrey N., Wigelsworth M. An empirical basis for linking social and emotional learning to academic performance // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 56. P. 193-204. DOI 10.1016/j.cedpsych.2019.01.009
10. Meyers D.C., Domitrovich C.E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M.T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model // Evaluation and Program Planning. 2019. № 73. Р. 53-61.
11. Zhou M., Ee J. Development and validation of social emotional competency questionnaire // International Journal of Emotional Education. 2012. № 4. P. 27-42.
12. Domitrovich C.E., Durlak J.A., Staley K.C., Weissberg R.P. Social emotional competence: an essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk in school children // Child Development. 2017. Vol. 88. № 2. P. 408-416.
13. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 43-49.
14. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи в контексте педагогических исследований проблем развития современного образования // Актуальные педагогические проблемы современного образования в России. М., 2018. С. 7-83.
15. Матвеева Н.А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (Т. 7). С. 146-158.
16. Падылин Н.Ю. Формирование основ социального здоровья старшеклассников в социокультурной воспитательной среде школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
References
1. Lysenko E.M., Khachatryan A.V. Sootnosheniye ponyatiy «telesnoye zdorov'ye», «mentaTnoye zdorov'ye», «sotsial'noye zdorov'ye» i «dukhovnoye zdorov'ye» v pedagogicheskom diskurse Concepts
"bodily health", "mental health", "social health" and "spiritual health" in pedagogical discourse]. Sovremennyye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya [Current Trends in the Education System Development]. Cheboksary, 2019, pp. 302-311. (In Russian).
2. Kulichenko R.M., D'yachek T.P. Reabilitatsiya semey i detey kak faktor sokhraneniya sotsial'nogo zdorov'ya naseleniya (regional'nyy opyt) [Families and children rehabilitation as a factor of social health population preservation (regional experience)]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2004, no. 2, pp. 170-172. (In Russian).
3. Pristupa E.N. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika deviatsiy sotsial'nogo zdorov'ya shkol'nika: avto-ref. dis. ... d-ra ped. nauk [Social and Pedagogical Prevention of Child's Social Health Deviations. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2008. (In Russian).
4. Kolpina L.V. Sotsial'noye zdorov'ye: opredeleniye i mekhanizmy vliyaniya na obshcheye zdorov'ye: obzor literatury [Social health: definition and influence mechanisms on general health: literature review]. Siner-giya - Synergy, 2017, no. 2, pp. 73-81. (In Russian).
5. Podgornova N.A. Obshchestvennoye zdorov'ye natsii i individual'noye zdorov'ye lichnosti [Nation public health and personal health of the individual]. Innovatsionnyye tekhnologii v nauke i obrazovanii [Innovative Technologies in Science and Education], 2017, pp. 247-249. (In Russian).
6. Druzhinina A.A., Garashkina N.V. Innovatsionnyye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorov'ya [Innovative technology to ensure social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 72-81. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81 (In Russian).
7. Makarenko A.S. Metodika organizatsii vospitatel'nogo protsessa [Educational process organization methods]. In: Макаренко А.С. Sochineniya: v 71. [Collected Works: in 7 vols.]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences Publ., 1960, vol. 5, 558 p. (In Russian).
8. Raver C.C., Zigler E.F. Social competence: an untapped dimension of head start's success. Early Childhood Research Quarterly, 1997, vol. 12, no. 4, pp. 363-385.
9. Panayiotou M., Humphrey N., Wigelsworth M. An empirical basis for linking social and emotional learning to academic performance. Contemporary Educational Psychology, 2019, vol. 56, pp. 193-204. DOI 10.1016/j.cedpsych.2019.01.009
10. Meyers D.C., Domitrovich C.E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M.T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model. Evaluation and Program Planning, 2019, no. 73, pp. 53-61.
11. Zhou M., Ee J. Development and validation of social emotional competency questionnaire. International Journal of Emotional Education, 2012, no. 4, pp. 27-42.
12. Domitrovich C.E., Durlak J.A., Staley K.C., Weissberg R.P. Social emotional competence: an essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk in school children. Child Development, 2017, vol. 88, no 2, pp. 408-416.
13. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Monitoring sformirovannosti navykov samostoyatel'noy zhizni u vosp i-tannikov i vypusknikov organi-zatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Monitoring of formation of skills of independent life at pupils and graduates of the organizations for orphans and children, left without parental support]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, no. 9 (149), pp. 43-49. (In Russian).
14. Baykova L.A. Sotsial'noye zdorov'ye detey i molodezhi v kontekste pedagogicheskikh issledovaniy problem razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Social health of children and youth in the context of pedagogical researches modern education development problems]. Aktual'nyye pedagogicheskiye problemy sovremennogo obrazovaniya v Rossii [Current Pedagogical Issues of Modern Education in Russia]. Moscow, 2018, pp. 7-83. (In Russian).
15. Matveyeva N.A. Sotsial'noye zdorov'ye molodezhi: postanovka problemy i strategiya issledovatel'skogo proyekta [Social health of youth: the problem and strategy of research project]. VestnikNovosibirskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University], 2017, no. 5, vol. 7, pp. 146-158. (In Russian).
16. Padylin N.Y. Formirovaniye osnov sotsial'nogo zdorov'ya starsheklassnikov v sotsiokul'turnoy vospita-tel'noy srede shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [High School Students Social Health Foundations Formation in the Social and Cultural Educational Environment of School. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2013. (In Russian).
Информация об авторах
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: общая концепция статьи, написание аннотации статьи, написание части текста.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант Педагогического института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: научное консультирование, написание части текста.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Акопянц Игорь Ашотович, аспирант, кафедра социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. e-mail: [email protected]
Вклад в статью: набор первичного материала, поиск и анализ литературы, написание части текста.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Гарашкина Наталья Владимировна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.07.2019 г.
Поступила после рецензирования 22.08.2019 г.
Принята к публикации 20.09.2019 г.
Information about the authors
Natalia V. Garashkina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution to the article: main study conception, article abstract writing, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
Raisa M. Kulichenko, Doctor of Pedagogy, Professor, Scientific Advisor of Pedagogical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: raisa_kulichenko @mail.ru
Contribution to the article: scientific consulting, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0605-2472
Igor A. Akopyanc, Post-Graduate Student, Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. e-mail: shi15direktor@ rambler.ru
Contribution to the article: source material acquisition, literature search and analysis, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9069-6715
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Natalia V. Garashkina
E-mail: [email protected]
Received 27 July 2019
Reviewed 22 August 2019
Accepted for press 20 September 2019