СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К САМОВОЛЬНЫМ УХОДАМ ИЗ СЕМЕЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДЕЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области
Анализируется проблема самовольных уходов несовершеннолетних из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений в современном обществе. Дается характеристика феномена самовольных уходов детей. Раскрыты причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений. Уходы ребенка из семьи - это реакция на неблагоприятные обстоятельства его жизни (физическое, сексуальное или эмоциональное насилие над ним; отсутствие доверия и взаимопонимания, равнодушие со стороны родителей; конфликты, ссоры и другие). В основе возникновения данных проблем лежит кризис института семьи, который обусловлен социально-экономическими, психолого-педагогическими и физическими факторами. Причинами самовольных уходов несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений являются стремление встречи со своими родственниками и друзьями; желание пожить самостоятельно; нежелание соблюдать режим, предусмотренный учреждением; трудности в адаптации к новым условиям проживания; наличие отклонений в психическом развитии; возрастные кризисы. Отмечается, что принимаемые меры по решению проблемы самовольных уходов детей малоэффективны со стороны институтов МВД, образования, социальной защиты, здравоохранения и других ведомств. Основным направлением работы по устранению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и детских учреждений должна стать социально-педагогическая деятельность. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними рассматривается как разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Она включает в себя профилактическое и коррекционно-реабилитационное направления. Показывается, что наиболее важным направлением социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними по решению проблемы их самовольных уходов является профилактическая работа. Подчеркивается роль ранней профилактики самовольных уходов несовершеннолетних. Выделены и раскрыты социально-педагогические условия профилактической работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних: оказание несовершеннолетним социально-педагогической поддержки; включение несовершеннолетних в социально-значимую деятельность; создание ситуации успеха.
Ключевые слова: несовершеннолетние; самовольные уходы; семья; специальные учебно-воспитательные учреждения; социально-педагогическая деятельность; профилактика.
В условиях долгого экономического кризиса, политических ошибок, продолжительного падения уровня жизни населения устарели моральные и нравственные ценности и идеалы советского периода. В таких условиях большинство людей оказались дезадаптированы перед новыми требованиями и обстоятельствами. И одной из наиболее незащищенных категорий оказались несовершеннолетние дети.
Дети сталкиваются с проблемами взаимоотношений между людьми, сверстниками, родите-
лями. Видя и не умея критически осмыслить происходящее, они ищут возможность ухода от реальных требований, объективных условий. Группа сверстников, таких же, как и они, является их кругом общения, формируя ценности и идеалы. Большинство таких групп является «уличными». Они ничем не увлекаются, а просто проводят время.
Такое времяпровождение характеризуется приемом алкоголя, наркотиков, токсических ве-
ществ, совершением противоправных действий, реализацией девиантного поведения.
В современном обществе к детям с девиант-ным поведением принято относить детей из неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с проблемами в развитии, сирот, оказавшихся в детском доме, приюте, школе-интернате и других учреждениях помощи детям. Дети данной группы характеризуются наличием нарушений в развитии и поведении, в частности, склонности к самовольным уходам из дома или учреждения.
Без веских, серьезных причин ни один ребенок не уйдет из того места, где ему тепло и уютно (исключения составляют случаи патологических нарушений личности, но тогда этим ребенком должны заниматься психиатры, а не педагоги и психологи). Тем не менее, в стране наблюдается устойчивая тенденция к увеличению случаев самовольных уходов несовершеннолетних, как из семей, так и из специальных учебно-воспитательных учреждений.
Безнадзорность ребенка или его самовольный уход из дома или учреждения являются самой распространенной причиной совершения преступлений несовершеннолетними или в отношении них.
Проблема самовольных уходов активно изучалась отечественными исследователями (О. С. Васильева, А. Е. Личко, К.Э. Комаров, Ю. А. Клей-берг, Р. А. Ковалев, Ф. Р. Филатов и др.).
В современной науке самовольным уходом принято называть однократный поступок, тогда как феномен бродяжничества трактуется двояко.
Под самовольным уходом ребенка понимается отсутствие несовершеннолетнего в возрасте до семи лет в течение 1 часа, несовершеннолетних в возрасте старше 7 лет в течение 3 часов без оповещения о своем местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговоренного для возращения.
Склонность понимается как влечение, стремление к какой-либо деятельности, занятиям. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности.
Н. Л. Белопольская утверждает, что склонность к самовольным уходам у несовершеннолетних формируют условия внешней среды: неблагоприятная внутрисемейная обстановка, педагогическая запущенность, влияние ближайшего социального окружения. К внутренним факторам, предопределяющим нарушения поведения, относят:
биологические предпосылки: недостаточность нервной системы, нарушения эмоционального развития, дисгармоничность полового созревания;
психологические предпосылки: наличие хронического стрессового или психотравмирую-щего воздействия (например, насилие в семье) [1].
Как мы видим, склонность к бродяжничеству и побегам формируется под влиянием внешних и внутренних факторов.
Рассмотрим причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений. В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.
Большая часть побегов длится по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома - это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован.
В последние годы на улице оказываются несовершеннолетние дети, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков.
Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие - это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.
Утверждение о самовольном уходе или о побеге как о компенсаторном поведении в конфликтной и стрессовой семейной ситуации разделяется целым рядом отечественных авторов (А. Рожков, Е. Г. Слуцкий, Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко). Они предлагают рассматривать уход из семьи как избегание конфликтов и неблагоприятной обстановки, но и одновременно с этим перемещение в среду бродяжничества с ее нравами, нормами и закономерностями в поведении [2].
Как отмечает И. С. Кон, чем выше статус подростка в группе, тем он ниже вне группы. Таким
УБ. V. ЭБУБУЛ
образом, уход из дома и последующая включенность в группу девиантных сверстников способствуют достижению и выражению авторитета. Одновременно с группированием возможно проявление реакции эмансипации. В данном случае подросток преследует цель освобождения от опеки родителей и самоутверждения среди сверстников [3].
Все чаще в средствах массовой информации обсуждаются случаи домашнего насилия, пренебрежения родителей к собственным детям, деструктивных отношений между родителями и детьми. Все перечисленные проблемы сопряжены с длительным кризисом института семьи, который обусловлен социально-экономическими (сверхзанятость, низкий уровень жизни, плохие жилищные условия, безработица и т. п.), психолого-педагогическими (педагогическая несостоятельность родителей, девиантное поведение, отсутствие психологической культуры, наличие зависимостей и т. п.) и физическими (инвалидность, наличие хронических неизлечимых заболеваний) факторами. Выделенные факторы препятствуют конструктивному взаимодействию родителей с собственными детьми и «вытесняют» ребенка из семьи на улицу.
Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия. Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми. Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему [4].
С. А. Беличева выделила пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление девиантного поведения, в частности, побеги из дома:
1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;
2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ори-ентаций;
3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;
4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;
5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании [5].
Таким образом, причины самовольного ухода несовершеннолетних из семьи можно классифицировать следующим образом: так называемые общие причины, которые можно объединить для всех детей, и индивидуальные.
К общим причинам роста детской безнадзорности, беспризорности, самовольных уходов несовершеннолетних исследователи относят:
- увеличение числа детей-сирот и детей, лишенных родительского присмотра;
- нарушение жилищных и имущественных прав детей;
- ухудшение материального положения значительной части населения;
- безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, конфликты в семье, высокий уровень разводов, алкоголизм, сексуальное насилие, жестокое обращение;
втягивание взрослыми детей в попрошайничество, кражи;
- низкая эффективность работы органов опеки и попечения, которая нуждается в принципиальном реформировании, недостаточное финансирование соответствующих учреждений, недоукомплектованность их специалистами, недостаточное финансирование государственных программ;
- ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания;
- пропаганда в средствах массовой информации насилия, растления и «легкой жизни».
Индивидуальные причины связаны с конкретной проблемой ребенка и его семьи, либо ситуации в детском учреждении [6].
Причины самовольных уходов несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть следующие:
стремление встречи со своими родственниками и друзьями;
- желание пожить самостоятельно;
- нежелание соблюдать режим, предусмотренный учреждением;
- трудности в адаптации к новым условиям проживания;
- наличие отклонений в психическом развитии;
- возрастные кризисы.
Для решения проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений разработаны межведомственные и отраслевые программы, принято значительное число нормативных правовых актов, действуют многочисленные структурные
подразделения в системах МВД, образования, социальной защиты, здравоохранения и других ведомствах. Однако результаты данной работы органов власти всех уровней неутешительны. Число несовершеннолетних детей, самовольно уходящих из семей, школ-интернатов, специальных воспитательных и иных детских учреждений, не только не уменьшается, но и растет.
Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей малоэффективны. Основными недостатками можно считать недостаточные социально-педагогические и психологические методы сопровождения несовершеннолетнего после первых уходов из дома, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений и воздействие на факторы, способствующие дальнейшей фиксации данной формы поведения. Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика позволит на ранних этапах выявить подростков, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.
Бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в поведении ребенка, воспитания, обучения, его социальной адаптации и интеграции относится к числу важнейших задач современного общества.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в основном, ориентирован на уже сформировавшееся «социальное дно» беспризорников. Вне поля внимания Закона находятся дети из относительно благополучных семей и дети потенциального риска.
Таким образом, организационный и содержательный аспекты профилактики различны для следующих групп детей: а) благополучных детей; б) детей группы социального риска (безнадзорные дети и имеющие определенные психические от-
клонения); в) беспризорных; г) беспризорных, бродяжничающих, бездомных детей. Ожидаемый эффект от профилактики (профилактический потенциал) также является различным. Воспитание социально одобряемого поведения у несовершеннолетних требует больших временных затрат и специальной профессиональной подготовки.
Основным направлением работы по устранению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и детских учреждений должна стать социально-педагогическая деятельность.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [7].
В. А. Никитин считает, что социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта, обретения или восстановления социальной ориентации социального функционирования [8].
Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений, включает следующие направления:
- профилактическое;
коррекционно-реабилитационное, в основе которого лежит разработка социально-педагогической реабилитационной программы работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам.
Рассматривая проблему склонности несовершеннолетних к самовольным уходам в рамках социально-педагогической деятельности, раскроем организацию профилактической работы.
Профилактика включает в себя комплекс социально-медицинских, социально-правовых, соци-
УБ. V. ЭБУБУЛ
ально-психологических, социально-педагогических и других мер.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску занятости несовершеннолетних в свободное время.
Профилактика может быть первичной (направленной на привитие, воспитание ценностей, противостоящих девиантному поведению), вторичной (организация деятельности служб, учреждений и организаций при появлении первых признаков отклонений от нормы) и третичной (реабилитация - система восстановления функций жизнедеятельности) [9].
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских учреждений должна осуществляться на всех трех уровнях с участием всех субъектов профилактической работы.
Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. По нашему мнению, необходимо заниматься ранней профилактикой самовольных уходов несовершеннолетних. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у несовершеннолетних. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Для организации работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних необходимо создавать социально-педагогические условия, которые мы определяем как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей личности несовершеннолетнего, от наличия которых зависит формирование качеств социальной адаптируемой личности.
Н. Е. Щуркова выделяет три условия, которые способствуют развитию индивидуальности детей. К ним она относит: создание «деятельностной ниши», обеспечение благоприятного положения ребенка в системе его связей со сверстниками, орга-
низацию доброжелательных взаимоотношений педагога и ребенка [10].
Л. И. Маленкова полагает, что педагогическое обеспечение процесса становления индивидуальности ребенка должно включать в себя следующие составляющие: умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность; изучение личности воспитанника; установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником; организацию личностно-ориенти-рованной деятельности; инструментовку воспитания как самопознания и саморазвития личности, ее самоактуализации [11].
Опираясь на позицию Л. И. Маленковой, Н. Е. Щурковой, для профилактической работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних мы выделяем следующий комплекс условий:
1. Оказание несовершеннолетним социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, экзи-стенциональном самоопределении, а также помощь в определении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
2. Включение несовершеннолетних в социально-значимую деятельность. Одним из примеров социально-значимой деятельности в своей работе мы рассматриваем спортивную деятельность. Л. И. Лубышева рассматривает спортивную деятельность как мощный фактор социализации, проявления социальной активности несовершеннолетних детей. Через спортивную деятельность дети нарабатывают опыт межличностных отношений, выстраивают взаимосвязи и взаимодействия между собой и педагогом, другими спортсменами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации. Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности [12].
3. Создание ситуации успеха. Специалисту, работающему с данной категорией, необходимо путем создания «ситуации успеха» уметь найти положительное в поведении несовершеннолетнего ребенка. Уровень успешности ребенка зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению [13].
H. Е. Щуркова в поисках технологии создания успеха пришла к убеждению в том, что при взаимодействии педагога с ребенком взрослый должен выполнять ряд правил:
поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение всей его деятельности;
- авансировать, то есть предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достичь успеха;
- подчеркнуть исключительно персональные качества личности ребенка;
- задавать высокий уровень мотивации;
- снять страх перед предстоящей работой;
- предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий;
- выразить свою уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного, а по окончанию деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенности [14].
Таким образом, социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам в рамках профилактического направления, может быть обеспечена лишь путем применения комплексных мер и при соблюдении условий: оказание несовершеннолетним социально-педагогической поддержки; включение несовершеннолетних в социально значимую деятельность; создание ситуации успеха.
Литература
I. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 2-е изд., испр., М.: Когито-Центр, 2001.
2. Васильева В. Н., Камилова Т. Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 23-30.
3. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
4. Владимирова Т. Д. Причины влечения подростков к криминальной субкультуре и опыт реабилитации : учеб.-метод. пособие. Хабаровск: ХГПУ, 2004.
5. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994.
6. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд. МПСИ, 2003.
7. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. М.: издат. центр «Академия», 2002.
8. Социальная педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
9. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы с детьми: учеб.-метод. пособие для волонтеров общест-
венных организаций социального профиля. Тамбов: «Спектр», 2008.
10. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
11. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. Общество России, 1998.
12. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11.
13. Деева Е. В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 327.
14. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002.
References
1. Belopol'skaya N. L. Detskaya patopsikhologiya. Khrestomatiya. 2-ye izd., ispr., M.: Kogito-Tsentr, 2001.
2. Vasil'yeva V. N., Kamilova T. N. Besprizornost' i beznadzornost' v sovremennoj Rossii: analiz prichin, pos-ledstvij i effektivnosti reshenij problemy // Uchenye za-piski Rossijskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universi-teta. 2009. № 1. S. 23-30.
3. Kon I. S. Psikhologiya rannej yunosti: kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshheniye, 1989.
4. Vladimirova T. D. Prichiny vlecheniya podrost-kov k kriminal'noj subkul'ture i opyt reabilitatsii : ucheb. metod. posobiye. Khabarovsk: KhGPU, 2004.
5. Belicheva S. А. Osnovy preventivnoj psikhologii. M.: Sotsial'noye zdorov'ye Rossii, 1994.
6. Gogoleva А. V. Addiktivnoye povedeniye i yego profilaktika. 2-ye izd. MPSI, 2003.
7. Metodika i tekhnologii raboty sotsial'nogo pedagoga: ucheb. posobiye dlya stud. vysshch. ucheb. zavedenij / B. N. Almazov, M. A. Belyaeva, N. N. Bessonova i dr.; pod red. M. A. Galaguzovoj, L. V. Mardakhayeva. M.: izdat. tsentr «Akademiya», 2002.
8. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. V. A. Nikitina. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2000.
9. Garashkina N. V. Tekhnologiya sotsial'noj raboty s det'mi: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya volonte-rov obshchestvennykh organizatsij sotsial'nogo profilya. Tambov: «Spektr», 2008.
10. Malenkova L. I. Teoriya i metodika vospitaniya. Uchebnoye posobiye. M.: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, 2002.
11. Shchurkova N. Ye. Programma vospitaniya shkol'nika. M.: Ped. Obshhestvo Rossii, 1998.
12. Lubysheva L. I. Sotsial'naya rol' sporta v razvitii obshchestva i sotsializatsii lichnosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2001. № 4. S. 11.
13. Deyeva Ye. V. Tekhnologiya formirovaniya sotsial'noj uspeshnosti yunoshej v protsesse sportivnoj deya-tel'nosti // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protses-sy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 327.
14. Shchurkova N. Ye. Pedagogicheskaya tekhnologiya. M.: Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii, 2002.
YE. V. DEYEVA
* * *
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH MINORS INCLINED TO UNAUTHORIZED LEAVE FROM FAMILIES AND SPECIAL TEACHING AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
DEYEVA YYELENA VIKTOROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is published with assistance of Department of education and science of the Tambov region and Council of young scientists and experts of the Tambov region
In article author analyzed the problem of unauthorized leave of minors from families and special teaching and educational establishments in modern society. Author gave the characteristic of a phenomenon of unauthorized leave of children. Author opened reasons of unauthorized leave of minors from families and teaching and educational establishments. Leave of the child from a family is a reaction to adverse circumstances of his life (physical, sexual or emotional abuse over it; absence of trust and mutual understanding, indifference from parents; conflicts, quarrels and others). Crisis of institute of a family which social and economic, psychology and pedagogical and physical factors cause, is the cornerstone of emergence of these problems. Reasons of unauthorized leave of minors from special teaching and educational establishments are: aspiration of a meeting with the relatives and friends; desire to live independently; unwillingness to observe the mode provided by establishment; difficulties in adaptation to new conditions of accommodation; existence of deviations in mental development; age crises. Author noted that the taken measures for a solution of the problem of unauthorized leave of children are ineffective from institutes of the Ministry of Internal Affairs, education, social protection, health care and other departments. Social and pedagogical activity has to become the main area of work on elimination of problems of unauthorized leave of minors from a family and child care facilities. Author considered social and pedagogical activity with minors as a kind of the professional activity directed on assistance to the child in the course of his socialization, development of sociocultural experience by it and on creation of conditions for its self-realization in society. It includes the preventive and correctional and rehabilitation directions. Author showed that the most important direction of social and pedagogical activity with minors on a solution of the problem of their unauthorized leave is scheduled maintenance. Author emphasized the role of early prevention of unauthorized leave of minors. Author allocated and opened social and pedagogical conditions of scheduled maintenance on the prevention of unauthorized leave of minors: rendering to minors social and pedagogical support; inclusion of minors in socially significant activity; creation of a situation of success.
Key words: minor, unauthorized leave, family, special teaching and educational establishments, social and pedagogical activity prevention.