СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN EDUCATION PROBLEMS
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ГАРАШКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ДРУЖИНИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области
В современном обществе происходит увеличение и усложнение социальных проблем детства, отмечается усиление семейного неблагополучия, что требует применения технологического подхода в социальной работе с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей. Технологический подход в социальной сфере развивают большое количество зарубежных и отечественных исследований, анализ которых позволил определить технологии социальной работы как систему знаний об эффективных способах урегулирования социальных проблем; поэтапное решение социальных проблем и учебную дисциплину. Выделены три уровня технологии социальной работы в решении актуальной социальной проблемы - самовольные уходы несовершеннолетних из семьи - как проблемы социальной защиты детства: макро- (общемировой и государственный), мезо- (региональный и общинный), микро- (клиенто-ориентированный). Выделены факторы классификации клиенто-ориентированных технологий (гендерная и возрастная специфика; вид риска; конкретный случай). Представлены основные направления технологизации государственного обеспечения защиты и поддержки детства. В ходе анализа исследований определены группы принципов технологий социальной работы с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей (технологические, ювенологические и ситуативные). К функциональным традиционным технологиям социальной работы с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей, а также с семьями этих детей, отнесены: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация, коррекция, консультация, посредничество, партнерство, сопровождение. Анализ имеющегося инновационного опыта в отечественных социальных службах показал, что работа проводится по основным направлениям: создание системы мониторинга социальной ситуации несовершеннолетних, находящихся в группе социального риска и проведение индивидуальной профилактической, коррекционно-реабилитационной работы; создание системы профилактики семейного неблагополучия. Выявлено, что востребованными становятся мультидисциплинарные и междисциплинарные технологии социальной работы с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей, прежде всего, социально-педагогические. Их главная особенность - гуманистическая направленность деятельности проявляться посредством учета потребностей и интересов, нацеленности на формирование позитивных ценностных ориента-ций несовершеннолетнего. Раскрыта сущность и приведены примеры данных социально-педагогических технологий.
Ключевые слова: технологии социальной работы; социальная защита детства; социальная работа с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семьи; социально-педагогические технологии.
В современном обществе происходят постоянные изменения, которые существенно преобразили все стороны человеческой жизни, активно влияют на социальную ситуацию развития подрастающего поколения.
В социальной практике наблюдается увеличение и усложнение социальных проблем, деструктивно влияющих на личность несовершеннолетних, отмечается усиление семейного неблагополучия, что требует от профессионалов социаль-
ной работы применения технологий, позволяющих конструктивно решать сложные жизненные ситуации подопечных и осуществлять превентивно-профилактическую деятельность. Особого внимания со стороны профессионалов социальной сферы требует категория несовершеннолетних, имеющих самовольные уходы из семей.
Технологизация является востребованным направлением теории и практики социальной работы. Технологический подход в социальной сфере развивают большое количество зарубежных (Р. Джонсонс, М. Доэл, М. Пейн, С. Шадлоу и др.) и отечественных исследователей (И. Ф. Албекова, Л. Я. Дятченко, И. Г. Зайнышев, В. Н. Иванов, В. И. Курбатов, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, П. Я. Циткилов и др.) [1].
Анализ исследований в области технологического подхода позволил дать авторское определение технологии социальной работы как:
- системы знаний об эффективных способах урегулирования социальных проблем;
- поэтапного решения социальных проблем на основе диагностичного целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности субъектов социальной практики;
- учебной дисциплины, нацеленной на формирование способности самостоятельно проектировать алгоритмы и совокупность методов эффективного решения социальной проблемы.
Традиционно в практике социальной работы выделяют три уровня реализации деятельности: макро- (общемировой и государственный), мезо-(региональный и общинный), микро- (клиенто-ориентированный), которые согласуются с уровнями технологизации.
Технологии социальной работы можно разделить на:
1) макротехнологии, то есть социальные технологии взаимодействия с крупными подсистемами общества: большие социальные группы, институты на международном и федеральном уровнях;
2) мезотехнологии, то есть социальные технологии на уровне региона, города, населенного пункта, службы, организации, на региональном муниципальном и организационном уровне;
3) микротехнологии, то есть технологии, работающие на небольшие объединения людей, малые группы, семью, соседскую общность, человека - на клиенто-ориентированном уровне [1, с.7].
Рассмотрим пример содержания технологии социальной работы на макроуровне в решении актуальной социальной проблемы - самовольные уходы несовершеннолетних из семьи - как про-
блемы социальной защиты детства, которая включает основные этапы:
1) социальная диагностика реального состояния проблемы социальной сферы, выявление и уточнение конкрентной ситуации, предполагает сбор статистической информации по проблеме в стране, в конкретном регионе, анализ мониторинга социального положения детей;
2) уточнение целей и задач социальной политики в отношении детства и ее соответствия главным ориентирам общественного развития;
3) разработка возможных вариантов решения проблем социальной политики в отношении детства, анализ альтернативных вариантов;
4) принятие решений на основе результатов научно-исследовательских изысканий, построение моделей, прогнозов, стратегий и программ в интересах детей;
5) определение потребности, конкретных мер в политическом, правовом, экономическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии;
6) планирование и организация информаци-онно-пропагандисткого обеспечения и реализации социальных стратегий и программ в области социальной защиты детства;
7) контроль за ходом реализации социальной программы, при необходимости реструктуризация мониторинга социального положения детей, с учетом новых социальных проблем и современных вызовов.
Классификации технологий социальной работы многообразны, они зависят от ряда факторов, к определяющим классификации клиентоориенти-рованных технологий относят следующие факторы:
- гендерную и возрастную специфику;
- вид социального и индивидуального риска;
- конкретный случай.
Это значит, применяя технологический подход в социальной работе по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей, необходимо учитывать:
- три уровня организации социальной работы с детьми;
- принципы и технологии, актуальные для решения в целом социальных проблем детства;
- принципы и функциональные, а также конкретные технологии социальной работы с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей.
Следует также учитывать, что организация эффективной социальной работы с детьми на макро-уровне является компонентом активной государственной и региональной социальной по-
литики в отношении детей. 1 июня 2012 г. в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг., в регионах разработаны и реализуются стратегии (программы) действий в интересах детей. Анализ данных документов показал, что к основным направлениям технологизации государственного обеспечения защиты и поддержки детства относятся:
- семейная политика детствосбережения;
- доступность качественного обучения и воспитания;
- культурное развитие и информационная безопасность детей;
- здравоохранение, дружественное отношение к детям и здоровый образ жизни;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия [2].
В ходе анализа исследований в области технологий социальной работы с детьми были определены группы принципов технологий социальной работы с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей, к ним относим следующие группы принципов: технологические, ювенологические и ситуативные.
Технологическая группа включает принципы:
- концептуальности (каждой технологии присуща опора на определенную научную концепцию, поэтому вид технологии социальной работы должен описываться теоретически);
- системности (технология социальная работа должна обладать признаками системности, то есть компонентной логикой процесса, взаимосвязью его отдельных частей, целостностью);
- управляемости (в процессе технологии необходима постоянна обратная связь, коррекция в ходе реализации этапов, то есть воздействие посредством изменения применяемых на этапе методов);
- эффективности (поскольку все технологии должны быть эффективны, результаты достигать и превышать цели и быть приемлемы по затратам);
- воспроизводимости (технологизировать можно только те виды деятельности, которые могут быть повторены в других социальных службах, в других условиях).
Ювенологическая группа включает принципы:
- реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье (создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления
их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку);
- защиты прав и сбережения здоровья каждого ребенка;
- приоритета превентивно-профилактической деятельности;
- реализации потенциала каждого ребенка;
- межведомственности и социального партнерства в решении проблем детей;
- междисциплинарности, комплексности и адресности в оказании социальных услуг ребенку и семье.
Ситуационная группа включает принципы:
- ситуационно-системного подхода при анализе и решении проблем конкретного несовершеннолетнего;
- соответствия выбранной системы методов решаемым проблемам в конкретной ситуации несовершеннолетнего;
- опоры на физические и духовные ресурсы подопечного в решении проблемы (несовершеннолетнего, его семьи);
- контроля действенности применяемых мер и инструментария;
- коррекции содержания, форм и методов деятельности с учетом конкретной ситуации.
К функциональным традиционным технологиям социальной работы с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей, а также с семьями этих детей, относятся: диагностика, проектирование, терапия, профилактика, реабилитация, коррекция, консультация, посредничество, партнерство, сопровождение.
Анализ Национальной стратегии и региональных программ действий в интересах детей показал, что особое значение для социальных служб и организаций, осуществляющих деятельность с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей, а также семьями этих детей, приобретают разработка и внедрение следующих инновационных технологий:
- профилактическая и реабилитационная работа с семьей и детьми;
- противодействие жестокому обращению с детьми;
- раннее выявление семейного и социального неблагополучия;
- социальное сопровождение семей группы риска;
- создание участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных и консультационных центров;
- просветительская работа и социальная реклама;
- экстренная социально-правовая, социально-психологическая помощь через сеть «Интернет», телефоны и служба доверия;
- оздоровительные и физкультурно-спортивные технологии;
- здоровьесберегающие технологии, включая «школы здоровья», центры здоровья, развития волонтерского движения в целях решения проблем детей;
- программы патронажного обслуживания дисфункциональных семей;
- ювенальные технологии, медиаторство, создание конфликтологических служб и программ примирения;
- программы позитивной социализации для девиантных подростков;
- реабилитационная работа с жертвами преступлений;
- программы профессионального обучения для детей, находящихся в конфликте с законом;
- постпенитенциарная реабилитация, ресо-циализация и сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом;
- привлечение детей к участию в жизни местного сообщества;
- воспитание духовно-нравственных качеств, гражданственности и патриотизма;
- развитие института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях [2].
Для развития технологического подхода в социальной работе с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей, важен анализ имеющегося инновационного опыта в отечественных социальных службах.
В ходе исследования был проанализирован опыт более 30 регионов России, который показал, что работа проводится по двум основным направлениям:
- создание системы мониторинга социальной ситуации несовершеннолетних, находящихся в группах социального риска и проведение индивидуальной профилактической, коррекционно-реабилитационной работы;
- создание системы профилактики семейного неблагополучия.
Например, в рамках первого направления создаются компьютерные программы, позволяющие иметь автоматизированную версию банка данных о подростках из семей, находящихся в социально опасном положении. Целью создания программ является возможность сбора полной информации обо всех детях, находящихся в социально-опасном положении, выявленных и постав-
ленных на учет в службах различных ведомств, возможность располагать подробными сведениями о каждом из таких подростков и семье, где он проживает. Это дает возможность не только оперативно получить сведения о конкретном несовершеннолетнем, его персональные данные, но и проанализировать состав неблагополучных семей и детей по заданному параметру: выявить количественный и персональный состав семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, детей, не посещающих школу, совершивших правонарушения, бродяжничающих и т. д.
Индивидуальная профилактическая работа с подростками организуется в учреждениях социального обслуживания, в учреждениях образования, других социальных организациях. Важной профилактической технологией является технология раннего выявления подростков, находящихся в социально опасном положении, она предполагает продуманное и последовательное использование социально-педагогических форм, методов и средств работы. Ее логическим продолжением служит технология коррекционно-реабили-тационной работы с подростками, находящимися в социально опасном положении, позволяющая создать систему социального сопровождения несовершеннолетних, оказывать им комплексную медико-социально-психологическую помощь такой продолжительности, которая необходима для выхода из состояния социально-опасного положения. Технология комплексной социальной помощи несовершеннолетним, имеющим самовольные уходы из семей, предполагает интеграцию ресурсов социального партнерства и межведомственного взаимодействии учреждений и организаций, занимающихся решением проблем детства.
Востребованными социальными службами и организациями, руководителями, специалистами и волонтерами на клиенто-ориентированном уровне становятся мультидисциплинарные и междисциплинарные технологии социальной работы с несовершеннолетними, самовольно уходящими из семей, а также семьями этих детей, к ним относятся социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские технологии.
В социальной работе с несовершеннолетними и их семьями актуальны социально-педагогические технологии. Социально-педагогическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успешный результат способов социально-педагогической деятельности по созданию условий позитивной социализации подопечных. Это совокупность об-
щих и частных технологий, это эффективный комплекс форм и методов социально-педагогической деятельности, обусловленный спецификой субъекта и объекта деятельности [3].
Общая технология - это технология, обеспечивающая направление, определенную функцию социальной работы, это инвариант деятельности. Частная технология - это технология конкретного случая, применяемая в конкретной среде, ориентированная на конкретного подопечного, необходимая для решения конкретной проблемы [3].
Социально-педагогическая технология, включающая общие и частные технологии, интенсифицирует процесс позитивной социализации личности несовершеннолетнего, улучшает семейную ситуацию и социально-воспитательную среду.
Установлено, что технология социальной работы с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей - совокупность научно обоснованных методов воздействия на подопечных, включая детей и их семьи.
Согласно позиции Р. М. Куличенко, сущность и содержание социальной работы всегда включает педагогический компонент [4].
На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий, как области социальной работы, активно переносятся из социальной педагогики и решение проблем подопечных осуществляется социально-воспитательными средствами.
У истоков педагогической технологизации стоял А. С. Макаренко. Среди социально-воспитательных технологий, разработанных им, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата [1].
Процесс выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм, стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.
Для реализации технологического подхода в социальной сфере важно учитывать, что столь жесткие требования к использованию технологии в социальных процессах претерпели ряд изменений:
- ожидаемый результат не может быть досконально конкретизирован, так как крайне сложно придать изменяемому социальному объекту необходимые для дальнейшего воздействия социальные характеристики (параметры, критерии, показатели), исходным состоянием и конечным результатом выступают изменения в социальном становлении человека, группы, среды, а основными параметрами изменений - несколько его свойств;
- в отличие от прозводственных технологий, которые представляют собой строго определенную последовательность точно подобранных технологических процессов и операций, причем замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влечет снижение результативности, в социальных процессах процедура преобразования более гибкая, не так жестко детерминирована;
- последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек -многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;
- огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса, их коррекция [1].
Особенностью технологий социальной работы с несовершеннолетними и их семьями и социально-педагогических технологий с данными подопечными является гуманистический характер деятельности.
Гуманистическим смыслом социального развития, социальной политики, социальной работы является отношение к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека как соединение потребностей общества и личности.
Человек как цель социального развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал социального проектирования. Движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого стоит человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Сущность человека во многом определяется тем, каких ценностных ориентаций придерживается он, что побуж-
дает его к деятельности. От этого зависит развитие общества и будущее человека [5].
Гуманистическая особенность технологии социальной работы с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей, должна проявляться посредством учета его потребностей и интересов, нацеленности на формирование позитивных ценностных ориентаций, которые будут побуждать ребенка к позитивным видам деятельности и конструктивным моделям поведения.
Гуманизация, как производное от понятий «гуманизм» и «гуманность», выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми.
Гуманизация социума имеет стратегическое значение в деятельности специалиста социальной сферы как представителя государства, так как гуманизация социума предполагает заботу общества о человеке, уважении его самоценности, социально-педагогический оптимизм, понимаемый как опора на положительное, отношение к человеку как к целостной личности, создание условий самореализации личности как цели и результате социально-педагогической работы [5].
Гуманистическая особенность технологии социальной работы с несовершеннолетними, совершившими самовольные уходы из семей, и их семьями проявляется в создании гуманной социально-воспитательной среды и одновременно в стимулировании активности самих подопечных, как «помощь в развитии самопомощи». Необходимость помощи в развитии самопомощи несовершеннолетнего в социальной работе определяется рядом соображений:
- этического характера (убеждение в том, что несовершеннолетний должен надлежащим образом относиться к другому, признание им ценности каждого человека);
- психологического характера (самомотивация - один из важнейших вопросов формирования социально приемлемого поведения несовершеннолетнего).
Степень активности самого несовершеннолетнего в решении своих проблем можно определить, сопоставив следующие характеристики:
- знание им социальных норм поведения, разнообразных социально полезных способов и форм деятельности и взаимодействий;
- умения конструктивно решать социальные проблемы;
- сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков.
Эти показатели активности могут быть основой оценки эффективности, результативности, успешности реализуемых в рамках технологии программ, проектов, планов деятельности с подопечными.
Научным коллективом под руководством И. Г. Зайнышева были разработаны компоненты технологии деятельности социального работника, включающие определенные этапы по решению социальной проблемы клиента:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
4. Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков [1].
В исследованиях социальных педагогов (Л. В. Мардахаев, М. А. Галагузова и др.) предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности по формированию у подопечного способности решать самостоятельно социальные проблемы. В ходе исследования была спроектирована социально-педагогическая технология. Представим разработанный обобщенный вариант технологии социально-педагогической деятельности с несовершеннолетним:
1. Диагностический этап.
- анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для подопечного;
б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный работник;
в) выявление причин, ее породивших;
г) постановка проблемы;
д) определение степени переживания и осознания проблемы подопечным, то есть ее актуальности для него;
е) готовность или неготовность подопечного к решению проблемы.
- постановка цели и задач социально-педагогической работы.
- определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.
2. Проектировочный этап.
- оказание помощи в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для подопечного.
- совместное проектирование решения проблемной ситуации.
- определение методов социально-педагогической работы (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).
- помощь подопечному в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
- анализ результатов выхода из проблемы.
3. Мотивационный этап.
- формирование установки на самостоятельное преодоление подобных проблем.
- создание ситуации успеха.
4. Коррекционный этап.
Коррекция деятельности несовершеннолетнего и семьи.
5. Контрольно-оценочный.
- осуществление контроля за состоянием подопечного и его развитием.
- оценка, самооценка и рефлексия деятельности подопечных и специалиста.
Для реализации клиенто-ориентированных технологий социальной работы с несовершеннолетними, имеющими самовольные уходы из семей, важно владение специалистами социальных служб технологическим подходом.
От качества вузовской подготовки будущего социального работника зависит эффективность деятельности учреждений социальной сферы и уровень жизни населения. Внедрение инноваций в социальную сферу и усиление ответственности за результаты решения проблем в системе «человек - общество» усиливают значение процесса формирования профессиональной компетентности будущих кадров социальных служб в вузе [7].
Необходимо учитывать в практике социального образования изменения, связанные с новой стратегией развития социальной работы, которая представляется не только как система мер по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, но как деятельность, характеризуемая на международном и всероссийском общегосударственном уровне в качестве средства, системы мер по осуществлению социальных изменений и обеспечению социального благополучия человека и общества в целом, отдельных людей, личности, сообществ [8].
Не случайно особое значение в вузовской подготовке социальных работников имеет процесс формирования технологической компетенции. Студенты Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина выполняют проектирование социальных технологий, результатом которых является улучшение социального положения клиента, социальной среды. Среди них проекты по организации социальной работы с несовершеннолетними, имеющими уходы из семей.
Проведенные исследования показывают, что наилучшие результаты в работе с девиантными подростками дает применение технологии включения в социально-проектную деятельность, когда дети совместно с социальным педагогом включаются в решение личностно и социально-значимой проектной задачи, что дает возможность для самореализации и проявления ценностей, социальной компетентности личности; и достигается путем прогнозирования социальных перспектив деятельности, отдаленных результатов социального действия, рефлексии собственного субъектного опыта подростка. Социальный проект - это результат активного включения подростка в решение социальной проблемы.
Важной клиенто-ориентированной технологией является тренинг развития конфликтологической компетентности подростка, который нацелен
на освоение умений конструктивного общения и разрешения конфликтов, включая способность анализировать конфликтную ситуацию, конструктивно взаимодействовать с конфликтующей стороной, владеть навыками в разрешении и профилактике конфликтов различных видов. В тренинг развития конфликтологической компетентности включены упражнения, нацеленные на освоение различных групп умений и навыков. Тренинговая технология включает следующие этапы: совместного целеполагания, самомотивации, самодиагностики, информационный, интерактивный, проективный, рефлексивный. Интерактивная составляющая технологии содержит: упражнения «Карта конфликта», «Самодиагностика конфликтности», «Межличностный конфликт: способы разрешения», «Модели конструктивного разрешения конфликта», «Защита проекта решения конкретного конфликта», деловые и ролевые игры «Конфликты подростка», «Медиатор», «Сори-центр», «Переговоры»; драматизация, разыгрывание ситуаций; дискуссии и обсуждение конкретных конфликтных ситуаций; упражнения по формированию навыков общения и др.
В ходе упражнения «Межличностный конфликт: способы разрешения», подростку предлагается алгоритм действий конфликтолога, который включает: анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Подросток знакомится с основными стратегиями разрешения конфликта по К. Томасу. Упражнение «Модели конструктивного разрешения конфликта» имеет несколько вариантов, микрогруппы представляют инсценировки данных моделей с учетом реальных проблем подростков.
Таким образом, технологический подход в социальной работе по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей позволяет оптимизировать деятельность в области социальной защиты детства. Он включает знания, нормы и ценности на трех уровнях организации социальной работы с детьми (макро, мезо, микро); принципы (технологические, юве-нологические, ситуативные) и сами технологии, актуальные для решения в целом социальных проблем детства; а также этапы и методы социальной работы в конкретной ситуации несовершеннолетнего.
Литература
1. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы. Тамбов, 2004.
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. URL: http://www.kremlin.ru-/news-/15530
3. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: дис. ... док-ра пед. наук. Тамбов. 2004.
4. Социальная педагогика: монография I под ред.
B. Г. Бочаровой. М., 2004.
5. Гарашкина Н. В. Развитие образовательного пространства как условие гуманизации сельского микросоциума II Гаудеамус. Тамбов, 2003. Т. 2. №. 4.
C. 64-71.
6. Гарашкина Н. В. Система вузовской подготовки будущих социальных работников как компонент социального образования II Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № б (110). С. 91-99.
7. Дружинина А. А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего социального работника в образовательной среде вуза II Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 122-131.
8. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А., Гарашкин Н. А. Культурологический подход в вузовской подготовке социальных работников: новые направления. Тамбов, 2012. С. 39.
References
1. Garashkina N. V. Tekhnologiya sotsial'noj raboty. Tambov, 2004.
2. Natsional'naya strategiya dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gg. URL: http://www.kremlin.ru-/news-/15530
3. Garashkina N. V. Didakticheskoye proyektirovaniye podgotovki spetsialistov sotsial'noj raboty v vuze: dis. ... dok-ra ped. nauk. Tambov. 2004.
4. Sotsial'naya pedagogika: monografiya / pod red. V. G. Bocharovoj. M., 2004.
5. Garashkina N. V. Razvitiye obrazovatel'nogo prostranstva kak usloviye gumanizatsii sel'skogo mikrosotsiuma // Gaudeamus. Tambov, 2003. T. 2. №. 4. S. 64-71.
6. Garashkina N. V. Sistema vuzovskoj podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov kak komponent sotsial'nogo obrazovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 6 (110). S. 91-99.
7. Druzhinina А. А. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchego sotsial'nogo rabotnika v obrazovatel'noj srede vuza // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. № 12 (128). S. 122-131.
8. Garashkina N. V., Druzhinina А. А., Garashkin N. А. Kul'turologicheskij podkhod v vuzovskoj podgotovke sotsial'nykh rabotnikov: novye napravleniya. Tambov, 2012. S. 39.
H. B. rAPAmKHHA, A. A. flPY^HHHHA
147
* * *
SOCIAL WORK ON THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF MINORS' UNAUTHORIZED LEAVE FROM FAMILIES: TECHNOLOGICAL APPROACH
GARASHKINA NATALYA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
DRUZHININA ANASTASIA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is published with assistance of Department of education and science of the Tambov region and Council of young scientists and experts of the Tambov region
In modern society there is an increase and complication of social problems of the childhood, there is strengthening of family trouble that demands application of technological approach in social work with minors having unauthorized leave from families. Technological approach in the social sphere develop a large number of foreign and domestic researches which analysis allowed to define technologies of social work as system of knowledge of effective ways of settlement of social problems; stage-by-stage solution of social problems and subject matter. Authors marked out three technological levels of social work in the solution of an actual social problem - minors' unauthorized leave from family - as problems of social protection of the childhood: the macro -(universal and state), meso - (regional and communal), micro (customer-oriented). Authors allocated factors of classification of customer-oriented technologies (gender and age specifics; type of risk; concrete case). They presented main directions of technologization of the state ensuring protection and support of the childhood. During the analysis of researches authors defined groups of principles of technologies of social work with minors having unauthorized leave from families (technological, youth studies and situational). Functional traditional technologies of social work with minors who are unauthorized leaving families and also with families of these children are: diagnostics, therapy, prevention, rehabilitation, correction, consultation, mediation, partnership, maintenance. The analysis of the available innovative experience in domestic social services showed that there is work in main directions: creation of system of monitoring of a social situation of minors which are in group of social risk and carrying out individual scheduled, correctional and rehabilitation maintenance; creation of system of prevention of family trouble. Authors revealed that demanded multidisciplinary and interdisciplinary technologies of social work with minors which are unauthorized leaving families, first of all, are social and pedagogical. Their main feature is that humanistic orientation of activity comes out by means of the accounting of requirements and interests, aiming at formation of positive valuable orientations of the minor. Authors opened the essence and gave examples of these social and pedagogical technologies.
Key words: technologies of social work, social protection of the childhood, social work with the minors having unauthorized leave from family, social and pedagogical technologies.