УДК 36+378
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
социально-педагогического образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Проблема социального здоровья имеет стратегическое значение для развития общества, социальной сферы, личности, в связи с этим актуальной задачей теории и практики социальной работы становится поиск инновационных технологий, обеспечивающих социальное благополучие населения. Анализ исследований в области технологического подхода позволил дать авторское определение технологии социальной работы как системы знаний, социальной практики и учебной дисциплины, нацеленной на эффективное решение социальной проблемы. Технологии сохранения и развития социального здоровья определены как социально-педагогические и инновационные, то есть технологии позитивной социализации. Социализация трактована как развитие и саморазвитие личности в процессе усвоения и воспроизводства социальной культуры на всех возрастных этапах. Для концептуального обоснования инновационной технологии обеспечения социального здоровья важно понимание категории «социальное здоровье» как результата социально-педагогической деятельности. Интегрированный критерий социального здоровья личности - ее субъектность в процессе социализации. Тенденция взаимовлияния социального здоровья среды и личности позволяет рассматривать в качестве базовых подходов в разработке инновационных технологий социально-педагогического обеспечения социального здоровья населения средовой и личностно-ориентированный подходы. Выделены группы и структура технологий, обеспечивающих социальное здоровье среды и личности. Отражена авторская позиция о перспективах исследования инновационных технологий, обеспечивающих сохранение социального здоровья личности и среды, выделены перспективные направления технологизации социальной работы, которые повысят качество и эффективность социально-педагогической деятельности, учитывающей конкретные социальные потребности и проблемы граждан в современной ситуации и в будущем.
Ключевые слова: социальное здоровье; технология социальной работы; социально-педагогическая технология; инновационные технологии обеспечения социального здоровья; исследования в области технологизации социально-педагогической деятельности
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-72-81
Проблема социального здоровья имеет стратегическое значение для развития общества, социальной сферы, личности. В настоящее время четко обозначилась потребность в качественно новом решении задач в области обеспечения социального здоровья населения. Объективные (социальные) и субъективные (личностные) предпосылки требуют создания механизма эффективного воздействия на процессы, связанные с оздоровлением общества и повышением его духовного, физического, социального потенциала. Характеризуя современную социальную ситуацию, Д.И. Фельдштейн отмечал, что она, «с одной стороны, стимулирует развитие критического мышления, творческой
инициативы, социальной ответственности, способствуя саморазвитию человека как личности. Но, с другой стороны, тревожное расслоение общества, рост сепаратизма, фундаментализма, национализма, неустойчивость экологической, идеологической, социальной обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через СМИ вызывают не просто дезориентацию людей, но массовый социально-психологический стресс, который сказывается на их духовном и физическом здоровье» [1].
В связи с этим важнейшей задачей теории и практики социальной работы становится поиск средств, которые бы способство-
вали улучшению социального здоровья населения как необходимого условия стабильного общественного развития и национальной безопасности России, реализации социальных потребностей и прав каждого человека. На решение этой важной задачи должны быть направлены усилия государства в целом в целях восстановления резервов здоровья населения, его сохранения, обеспечения возможностей для реализации социальных инициатив и творческих потенциалов граждан. В.Г. Бочарова отмечает, что «государство заинтересовано в качестве научных исследований, которые в конечном результате будут соответствовать уровню инновационной экономики и ориентации на перспективу... Социально-педагогические исследования должны отвечать ожиданиям общества, каждой конкретной семьи, каждого человека. В этом -их специфика» [2, с. 4].
Вместе с тем, несмотря на практическую востребованность исследований в области разработки и внедрения инновационных технологий, обеспечивающих развитие и сохранение социального здоровья, их количество незначительно, что расширяет поле исследовательской деятельности по данной проблематике.
Ускорение темпов развития общества требует новых подходов к осмыслению процесса социализации, средств повышения его эффективности, при этом принципиально учитывать новые социальные риски и вызовы времени, новые пути решения социальных проблем. Востребованным социальной практикой становится технологический подход.
Анализ исследований в области технологического подхода позволил дать авторское определение технологии социальной работы как:
- системы знаний об эффективных способах урегулирования социальных проблем;
- поэтапного решения социальных проблем на основе диагностичного целепо-лагания, проектирования и реализации методов деятельности субъектов социальной практики;
- учебной дисциплины, нацеленной на формирование способности самостоятельно проектировать алгоритмы и совокупность методов эффективного решения социальной проблемы.
Традиционно в практике социальной работы выделяют три уровня реализации деятельности: макро- (общемировой и государственный), мезо- (региональный и общинный), микро- (клиенто-ориентированный), которые согласуются с уровнями технологи-зации.
Технологии социальной работы можно разделить на:
1) макротехнологии, то есть социальные технологии взаимодействия с крупными подсистемами общества: большие социальные группы, институты на международном и федеральном уровнях;
2) мезотехнологии, то есть социальные технологии на уровне региона, города, населенного пункта, службы, организации, на региональном муниципальном и организационном уровне;
3) микротехнологии, то есть технологии, работающие на небольшие объединения людей, малые группы, семью, соседскую общность, человека - на клиенто-ориентиро-ванном уровне [3].
Классификации технологий социальной работы многообразны, они зависят от ряда факторов, к определяющим классификации клиенто-ориентированных технологий относят следующие факторы:
- гендерную и возрастную специфику;
- вид социального и индивидуального риска;
- конкретный случай [3].
Существует междисциплинарная классификация, к ведущей междисциплинарной технологии социальной работы нами отнесена социально-педагогическая технология.
Современная социальная педагогика как научная и практическая область характеризуется направленностью на педагогическое обеспечение условий для социального благополучия, достойной жизни человека, его творческой самореализации. В системе социальной практики становятся востребованными инновационные технологии, ориентированные на становление, развитие и сохранение социального здоровья населения страны.
Социальная инновация - это результат научной разработки, организации и применения нового, удовлетворяющего потребности человека и общества и вызывающего вместе с тем позитивные социальные изменения. Инновационная социальная техноло-
гия предопределяется общественными потребностями [4, с. 211].
Обращение к проблеме социального здоровья с позиции социальной педагогики - это требование времени. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья рассматриваются как объект особого внимания социальной практики и объект исследований в области социальной педагогики.
Технологии развития и сохранения социального здоровья определяем также как технологии позитивной социализации населения. Д.И. Фельдштейн считает, что если социализацию рассматривать как процесс, а индивидуализацию - как отношение к присвоенному в ходе этого процесса, тогда «социализация объективно предстает как поступательный, многоплановый и сложно ранжированный процесс, который не сводится просто к социально заданному (даже при рассмотрении присвоения как готовности к реализации, которое может быть востребовано и действительно реально реализовано) и социально необходимому. Потому что уже в социально заданном, присваиваемом личностью, содержится, имеется действенный компонент будущего - необходимость не только воспроизводства на сегодняшнем уровне, но и движение деятельности (воспитание на прошлом, устремленном в будущее). Отсюда чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы» [5, с. 12].
Учитывая данную позицию, социализацию трактуем как развитие и саморазвитие личности в процессе усвоения и воспроизводства социальной культуры, происходящими во взаимодействии человека с обществом, со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями социальной среды на всех возрастных этапах.
Социально-педагогическая технология -это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успешный результат способов социально-педагогической
деятельности по созданию условий позитивной социализации. Это совокупность общих и частных технологий, это эффективный комплекс форм и методов социально-педагогической деятельности, обусловленный спецификой субъекта и объекта деятельности. Общая технология - это технология, обеспечивающая направление, определенную функцию социально-педагогической работы, это инвариант социально-педагогической деятельности. Частная технология - это технология конкретного случая, применяемая в конкретной среде, ориентированная на конкретного подопечного, необходимая для решения конкретной социально-педагогической задачи.
Особенностью технологий социально-педагогической работы является гуманистический характер деятельности. Гуманистическим смыслом социального развития, социальной политики, социальной работы является отношение к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека как соединение потребностей общества и личности.
Человек как цель социального развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал социального проектирования. Движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого стоит человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Сущность человека во многом определяется тем, каких ценностных ориентаций придерживается он, что побуждает его к деятельности. От этого зависит развитие общества и будущее человека.
Для концептуального обоснования социально-педагогической технологии обеспечения социального здоровья как нацеленной на создание условий для позитивной социализации необходимо определиться с пониманием категории «социальное здоровье» как результата социально-педагогической деятельности.
Проведенный анализ работ позволил выделить следующие уровни исследования социального здоровья.
1. Социальное здоровье нации - признак гуманизма, зрелости и совершенства социальной системы. Социальное здоровье нации - основа процветания страны. Социальное здоровье нации - это социально-психологическая характеристика общества, отра-
жающая определенный уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектно-сти, которая обеспечивает комфортное безопасное существование.
2. Социальное здоровье общности, группы отражают следующие социально-демографические показатели: рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, уровень физического развития и др. Главным признаком социального здоровья общества и его общностей становится способность воспроизводства полноценной личности в качестве субъекта общественного развития. Эта способность обусловлена многими как внешними, так и внутренними факторами. К внутренним факторам относят наследственность, онтогенетические характеристики развивающейся личности (пол, возраст). К внешним - природные и социальные. Социальные факторы в трансформирующемся обществе становятся ведущими (экономические, политические, образовательные, культурные).
3. Социальное здоровье конкретной личности фиксируется различными диагностическими методами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением целостности жизни, всесторонностью и дол-говременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности. Интегрированный критерий социального здоровья личности - ее субъектность в процессе социализации [6, с. 56].
Важным является определение социального здоровья среды и личности как социального качества, отражающего оценку нормы как меры, стандарта социального благополучия и одновременно нормы как меры воплощения идеала жизнедеятельности среды и личности.
Для решения проблем выживания человечества необходимо рассматривать здоровье основным показателем жизнеспособности личности, поколений, семьи, общества, человечества в целом, а социальное здоровье считать показателем жизнеспособности общества.
Социальное здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением целостности жизни, всесторонностью и долго-временностью социальной активности, цело-
стностью и гармоничностью развития личности. Структура социального здоровья личности включает: духовно-нравственный (следование социальным, нравственным нормам, наличие позитивных социальных смыслов, ценностей и целей), социально-психологический (социальная направленность, социальная адаптивность, удовлетворенность) и деятельностный (социальная компетентность, социально полезный опыт) компоненты. Интегрированный критерий социального здоровья личности - ее субъектность в процессе социализации.
Условиями поддержания социального здоровья личности и среды являются: доступ к различным средам; освоение социальных норм; потребность в стабильности; включенность в многообразные социальные среды; социальная компетентность; соответствие человека среде; самореализация человека; согласие рациональных и иррациональных компонентов социального здоровья; удовлетворенность запросов среды (человека); толерантность в обществе.
Анализ исследовательских подходов к определению сущности социального здоровья позволяет констатировать, что социальное здоровье - это категория, позволяющая характеризовать норму социального развития человека и общества с учетом параметров социального благополучия личности и среды.
Социальное здоровье является важной категорией социальной работы и социальной педагогики, позволяющей осуществлять опережающее целеполагание профессиональной деятельности всех субъектов социальной сферы (от исследователей до практиков).
Нормы социального здоровья выступают как регуляторы социального развития, сохраняющие устойчивое социальное функционирование (группа, общность), адекватные возрасту и статусу, характеру социального взаимодействия (личность). Данные нормы задают границы профессиональной деятельности специалиста социальной сферы и определяют ведущие направления техноло-гизации социально-педагогической работы, ориентированные на становление, развитие и сохранение социального здоровья.
Технологии развития и сохранения социального здоровья личности и среды по сути являются технологиями позитивной социа-
лизации. Они предполагают прогнозирование, проектирование, управление во всех областях социальной сферы - технологии влияния на социальную среду, а также педагогической поддержки процесса социализации личности.
В современных условиях актуальными стали технологии социально-педагогической работы, связанные не столько с формированием действенной социальной политики (макроуровень социальной среды), сколько с ее реальным воплощением в практику (мезо и микроуровнь социальной среды). Гуманизация социальной среды напрямую связана с деятельностью технологического плана: чем более совершенны, научно выверены методы социального управления, тем в большей степени социально-педагогические проекты и программы сориентированы на включение личности в позитивную социальную деятельность.
Качество взаимодействия личности с социальной средой есть отражение качества социального управления и самоуправления, качества жизни населения. Опираясь на позицию Н.К. Рериха, который писал: «Стремясь к высшим формам цивилизации, дерзая мыслить даже о культуре, не забудем, что жизненность стремления создается из высокого качества действий», В.И. Патрушев делает вывод о необходимости инновационных технологий социального управления, в которых качество процессов взаимодействия социальной среды и личности влияет на потребности их развития и самовыражения [7].
Социальная среда, ориентированная на личность, всеми социальными институтами обеспечивает качество социализации, качество жизни, сохранность социального здоровья личности и среды. Целостная социально ответственная личность, имея свое качественное «Я», свою «Я»-концепцию, воздействует на качество общества, предъявляет обществу свои требования, притязания, право на жизнь.
Данная тенденция взаимовлияния социального здоровья среды и личности позволяет рассматривать в качестве базовых подходов в разработке технологий социально-педагогического обеспечения социального здоровья населения средовой и личностно-ориентированный подходы.
Соответственно группы технологий социально-педагогической работы, обеспечивающие социальное здоровье среды и личности, можно разделить:
по уровням на:
- технологии, влияющие на социальное здоровье территории (регион, микросоциум);
- технологии, влияющие на социальное здоровье конкретных возрастных групп населения (дети, молодежь, взрослое население, пожилые, старшее поколение);
- технологии, влияющие на социальное здоровье организации, коллектива;
- технологии, влияющие на социальное здоровье семьи;
- технологии, влияющие на социальное здоровье личности;
по функциям на:
- диагностические (технологии, позволяющие установить объективную информацию и служить базой для социально-педагогического проекта - социальное картографирование, социальная паспортизация, социальная история, социальная экспертиза, социально-педагогический мониторинг);
- управленческие (технологии воздействия на социальную среду и личность, позволяющие принимать и воплощать управленческое решение по конкретной социальной проблеме; прогнозирование, моделирование, проектирование, программирование, планирование, контроль, информирование);
- адаптационные (технологии поддержки развития способности к деятельности в конкретной среде);
- терапевтические (технологии социальной интервенции, социального оздоровления, социального контроля);
- профилактические (превентивные технологии, обеспечивающие предупреждение негативного социального явления);
- реабилитационные (технологии восстановления социального функционирования личности);
- абилитационные (технологии активизации самостоятельного развития личности).
В ходе исследования разработана структура технологии, обеспечивающая процессы становления, развития и сохранения социального здоровья населения, которая включает следующие компоненты:
- субъектный: личность и социальная среда (семья, населенный пункт, район, область, регион, государство);
- алгоритмический (диагностический - целеполагания - мотивационный -проектировочный - организационно-деятель-ностный - рефлексивный-коррекционный этапы);
- результативный (реальное, нормативное, оптимальное, идеальное состояние, критерии, показатели и уровни социального здоровья субъекта).
Технологии социально-педагогической работы, оптимизируя процессы социализации человека и развития общества, создают условия, позволяющие гуманизировать социальную среду, формировать целостную, физически здоровую и духовно богатую личность.
Рассмотрим технологию обеспечения социального здоровья с позиции средового подхода. Например, технологию развития социального здоровья конкретного региона, в основе которой представление об уникальности среды, в качестве характеристик которой выступают: природно-климатическое и географическое положения; экономический, социальный, научный, информационный и кадровый потенциалы; историко-культурное наследие; демографическая обстановка; национальный состав; экологическая обстановка. Основной идей технологии обеспечения социального здоровья среды региона является управление устойчивым социальным развитием территорий и обеспечение дополнительных возможностей и ресурсов. Технология предполагает разработку и реализацию комплексных проектов и программ, направленных на:
- формирование и улучшение имиджа территории, ее социального статуса, деловой и социальной конкурентоспособности;
- расширение участия территории в реализации международных, национальных, региональных и локальных программ развития, влияющих на социальную культуру и качество жизни населения;
- привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к данному региону заказов производственного, социального и культурного содержания;
- повышение инвестиционной привлекательности, интереса с точки зрения привлечения ресурсов;
- стимулирование обмена ресурсами с другими территориями;
- привлечение дополнительных возможностей для социальной, профессиональной и личностной реализации населения;
- формирование эффективных и благоприятных отношений населения территории и органов управления;
- развитие патриотизма населения территории.
Особую роль приобретают в данной инновационной технологии социальные коммуникации, демонстрирующие открытость региона для внутренних и внешних контактов, позволяющую увеличить количество и качество информации о территории, число инновационных проектов, ориентированных на развитие социального здоровья населения территории, которые сочетают в себе элементы праздника, культурно-досугового мероприятия и демонстрации позитивных достижений социальной среды и успешности жизнедеятельности каждого человека в ней.
В современных условиях особое значение приобретают технологии кластерных инициатив в социальной работе, согласно Е.Н. Приступе, социальный кластер в социальной работе - это совокупность поставщиков и потребителей социальных услуг, средств социальной работы (правовое обеспечение, методология и философия социальной работы, социальная инфракструктура региона, профессиональное образование специалистов социальной сферы, стандарт социальных услуг, социальные инициативы), ориентированных на достижение основных результатов с учетом особой социальной политики государства, региона, а также минимальных государственных социальных стандартов в области социального обслуживания. [8, с. 107].
На уровне региона возрастает значение технологии общественной экспертизы как квалиметрической и инновационной. Т.Г. Новикова рассматривает общественную экспертизу как форму участия общественности в подготовке и принятии социально значимых решений. Это связано с политикой государства, нацеленной на открытость, информированность и обратную связь [9, с. 27].
В качестве личностно-ориентированной технологии, обеспечивающей сохранение и развитие социального здоровья, рассмотрим технологию оптации, которая позволяет обеспечить личностный выбор социально здорового стиля жизни и созидательной деятельности из всех возможных. Оптация выступает основой успешной социальной реализации личности, которая связана с социальной оценкой (одобрения или неодобрения) как ответом на выполнение или невыполнение предъявленных к личности требований.
Личностно-ориентированный подход предполагает поиск инновационных технологий, которые способны эффективно воздействовать на выбор личности, учитывая субъектность как главную характеристику ответственной за выбор личности. Это не только методы индивидуальной работы (консультирование, тренинг, мотивационная беседа и др.), но и групповой, а также работы с применением информационно-коммуникативных технологий (просветительские, социокультурные программы, социальная реклама, дискуссии в сетевом сообществе и др.). Особое значение приобретают инновационные технологии социального сопровождения различных групп населения в контексте введения нового законодательства в области социального обслуживания населения [10, с. 166].
Продвигая социально здоровый стиль жизни, специалисты социальной сферы затрагивают столь важное для каждого человека понятие как благосостояние, определяя данное понятие через категории качества жизни, безопасности, успешности, счастья. Подобный шаг дает профессионалу возможность демонстрации влияния рекомендуемого образа и стиля жизни на условия существования: здоровье, развитие семьи, образование, мобильность, на степень развития и удовлетворения социальных потребностей, удовлетворенность личности. Соответственно инновационными должны быть и технологии образования специалистов, осуществляющих социально-педагогическую деятельность с населением. Важно учитывать непрерывность социального образования, включая юногогические, андрогогические и геронто-гогические технологии. Например, в обучении взрослых в магистратуре необходимо применять андрогогические технологии [11,
с. 141], а также информационно-коммуникативные, включая сетевые проекты как ведущий метод интерактивного обучения [12, с. 139], онлайн-конференции как технологии организации взаимодействий профессионалов в обучении будущих профессионалов, так и населения. Как отмечает Л.Н. Горбунова, это электронный способ непрерывного общения, связанный с «цифровой глобализацией образования», с внедрением открытых онлайн-курсов и идеей бесплатного дистанционного образования, обозначенной в Форсайт-прогнозе Агентства стратегических инициатив «0бразование-2030» [13, с. 35].
Интеграция средового и личностно-ориентированного подходов позволяет конструктивно проектировать инновационные технологии позитивной социализации населения.
Представленный материал отражает авторскую позицию о перспективах исследования инновационных технологий, обеспечивающих становление, развитие и сохранение социального здоровья личности и среды с позиции социальной работы. На наш взгляд, это направления исследовательских работ, связанные с концептуальным обоснованием инновационных технологий, нацеленных на:
- реализацию педагогических условий позитивной социализации личности в конкретных средовых условиях (от мегаполиса до села; от детского сада до университетов третьего возраста, в разных этнических средах и др.);
- формирование здорового образа и стиля жизни населения с учетом возрастного и межпоколенного подходов;
- создание развивающих сред, способствующих самореализации личности и проявлению кластерных социальных инициатив;
- профессиональное мультидисципли-нарное сопровождение социального развития детей, подростков;
- педагогический компонент социальной поддержки и помощи лицам и группам в преодолении проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций в жизнедеятельности;
- применение новых информационно-коммуникативных технологий в непрерывном социальном образовании личности;
- включение социально-педагогического потенциала некоммерческих, волонтерских, общественных организаций, социаль-
ных предпринимателей и других представителей гражданского общества;
- применение квалиметрических технологий социальной работы;
- создание системы непрерывного социального образования и воспитания, формирующей компетентностный потенциал дальнейших изменений в социальной среде (общекультурный и профессиональный уровни социального образования и воспитания).
Данные исследования в области инновационных технологий, обеспечивающих социальное здоровье личности и социальной среды, позволят повысить качество и эффективность социальной работы, учитывающей конкретные потребности и проблемы граждан в современной ситуации и в будущем.
Список литературы
1. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. М.: МПСИ, 2005. 11 с.
2. Бочарова В.Г. Современные приоритеты научных исследований в отечественной социальной педагогике // Социальная педагогика в России. 2012. № 5. С. 3-11.
3. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблем самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 139-147.
4. Дружинина А.А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 50-56.
5. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПА, 1995. 368 с.
6. Социальное здоровье / под ред. Н.В. Гараш-киной. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. 267 с.
7. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. М.: Изд-во ИКАР, 2008. 320 с.
8. Приступа Е.Н. Кластерные инициативы в социальной работе // Сборник материалов конференции НИЦ «Социосфера». 2013. № 51. С. 107-108.
9. Новикова Т.Г. Общественная экспертиза в образовании // Народное образование. 2012. № 7. С. 26-30.
10. Приступа Е.Н. Социальное сопровождение семьи в контексте современного законодательства в России // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы Междунар. заочной на-уч.-практ. конф. / под ред. Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. Арзамас, 2015. С. 166-169.
11. Воротилкина И.М. Обучение взрослых в магистратуре по социальной работе // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 140-144.
12. Новикова Т.Г. Сетевой проект как ведущий метод интерактивного обучения // Wеb-тех-нологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Артюхиной. Арзамас, 2015. С. 139-148.
13. Горбунова Л.Н. Онлайн-конференции в профессиональном развитии педагогических работников // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 1. С. 29-36.
References
1. Fel'dshteyn D.I. Prioritetnye napravleniya razvi-tiya psikhologicheskikh issledovaniy v oblasti obrazovaniya i samoobrazovaniya sovremenno-go cheloveka [Directions with the highest priority of development of psychological investigations the sphere of education and self-education of a modern human]. Moscow, MPSI, 2005. 11 p. (In Russian).
2. Bocharova V.G. Sovremennye prioritety nauch-nykh issledovaniy v otechestvennoy sotsial'noy pedagogike [Modern priorities of scientific investigations in homeland Social Pedagogics]. Sotsial'naya pedagogika v Rossii - Social Pedagogics in Russia, 2012, no. 5, pp. 3-11. (In Russian).
3. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Sotsial'naya rabota po resheniyu problem samovol'nykh ukhodov nesovershennoletnikh iz semey: tekhnologicheskiy podkhod [Social work on the solution of the problem of minors' unauthorized leave from families: technological approach]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy -Social and economic phenomena and processes, 2014, vol. 9, no. 9, pp. 139-147. (In Russian).
4. Druzhinina A.A. Innovatsionnyy opyt resheniya problem formirovaniya navykov samostoya-tel'noy zhizni u vospitannikov i vypusknikov or-ganizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Innovative experience of the solution of problems of formation of skills of independent life at pupils and gra-
duates of the organizations for children of orphans and children without parental support]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, vol. 20, no. 9 (149), pp. 50-56. (In Russian).
5. Fel'dshteyn D.I. Problemy vozrastnoy i pedago-gicheskoy psikhologii [Problems of developmental and pedagogical psychology]. Moscow, IPA Publ., 1995. 368 p. (In Russian).
6. Sotsial'noe zdorov'e [Social health], ed. N.V. Garashkina. Tambov: Tambov State University named after G.R. Derzhavin Publ., 2008. 267 p. (In Russian).
7. Patrushev V.I. Osnovy obshchey teorii sot-sial'nykh tekhnologiy [Basic principles of theory of social technologies]. Moscow, IKAR Publ., 2008. 320 p. (In Russian).
8. Pristupa E.N. Klasternye initsiativy v sotsial'noy rabote [Cluster initiatives in social work]. Sbor-nik materialov konferentsii NITs "Sotsiosfera" [Proceedings of conference of scientific-publishing centre "Sociosphere"], 2013, no. 51, pp. 107-108. (In Russian).
9. Novikova T.G. Obshchestvennaya ekspertiza v obrazovanii [Public evaluation in education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2012, no. 7, pp. 26-30. (In Russian).
10. Pristupa E.N. Sotsial'noe soprovozhdenie sem'i v kontekste sovremennogo zakonodatel'stva v Rossii [Social support of the family in the context of modern legislation in Russia]. Materialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Teoriya i praktika
psikhologo-sotsial'noy raboty v sovremennom obshchestve» [Proceedings of the International distance research and application conference "Theory and practice of psychological-social work in modern society"], eds. T.T. Shchelina, Yu.E. Bolotin. Arzamas, 2015, pp. 166-169. (In Russian).
11. Vorotilkina I.M. Obuchenie vzroslykh v magistrature po sotsial'noy rabote [Social work teaching a master-degree for adults]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 3, pp. 140-144. (In Russian).
12. Novikova T.G. Setevoy proekt kak vedushchiy metod interaktivnogo obucheniya [Network project as a leading method of interactive teaching]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Web-tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve: problemy, podk-hody. perspektivy» [Proceedings of the International research and application conference "Web-technologies in education: problems, approaches, prospects"], ed. S.V. Artyukhina. Arzamas, 2015, pp. 139-148. (In Russian).
13. Gorbunova L.N. Onlayn-konferentsii v profes-sional'nom razvitii pedagogicheskikh rabotnikov [Online conferencing in teacher professional development]. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskov'ya [Academia. Pedagogical journal of Moscow region], 2015, no. 1, pp. 29-36. (In Russian).
Поступила в редакцию 12.03.2016 г. Received 12 March 2016
UDC 36+378
INNOVATIVE TECHNOLOGY TO ENSURE SOCIAL HEALTH Natalya Vladimirovna GARASHKINA
Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social-Pedagogic Education Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: [email protected]
Anastasiya Aleksandrovna DRUZHININA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social-Pedagogic Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected]
The social health has strategic value for the development of society, social sphere, personality, as a result, an urgent task of the theory and practice of social work is the search for innovative technologies that ensure the social welfare of the population. The analysis of researches in the field of technological approach allowed to give the author's definition of technologies of social work as a system of knowledge, social practice and disciplines, aimed at effectively solving social problems. Technologies of saving and development of social health are defined as socio-pedagogical and innovative, so as technologies of positive socialization. Socialization is interpreted as the development of the personality and self-development of the personality in the process of mastering and reproduction of social culture at all age levels. For a conceptual foundation of innovative technologies it is important to understand the category of "social health" as a result of socio-pedagogical work. The integrated criterion of social health of the personality is her / his subjectivity in the process of socialization. The trend of the interaction of the social health environment and the personality allows it to be considered as basic approaches in the development of innovative technologies of socio-pedagogical support of the social health of the population environmental and learner-centered approaches. Groups and structure of technologies providing social health environment and personality are selected. The author's position about the prospects for research of innovative technologies, ensure the preservation of the social health of the individual and the environment is reflected and prospective areas of social work that will enhance the quality and effectiveness of activities, taking into account specific social needs and problems of citizens in the current situation and in the future are identified.
Key words: social health; technology of social work; social-pedagogical technology; technologies of ensuring social health; innovative technologies to ensure social health; research in the field of technologization of social-pedagogical activity DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-72-81
Информация для цитирования:
Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-72-81.
Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Innovatsionnye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorov'ya [Innovative technology to ensure social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 72-81. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-72-81. (In Russian).