СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN EDUCATION PROBLEMS
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГАРАШКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В изменяющихся условиях жизнедеятельности социальная работа призвана решать спектр острых существующих проблем, возникающих в социальной сфере, активно реагировать на новые вызовы общества и потребности человека. В статье приведено современное определение социальной работы как общественного явления, практической деятельности, теоретической и образовательной областей. Применение системного подхода позволило выделить направления в системе социальной работы. Анализ научных работ по технологическому подходу позволил дать определение технологии социальной работы и показать, что в современной ситуации актуальной задачей в системе социальной работы на организационном уровне является внедрение квалиметрических технологий. Технология социальной работы - это система знаний об эффективных способах урегулирования социальных проблем; поэтапное решение социальных проблем на основе диагностичного целеполага-ния, проектирования и реализации методов деятельности субъектов социальной практики; учебная дисциплина, нацеленная на формирование способности самостоятельно проектировать алгоритмы и совокупность методов эффективного решения социальной проблемы. Квалиметрическая технология определена как совокупность эффективных квалиметрических методов, применимых в ходе этапов деятельности по оцениванию качества. В ходе исследования были выделены базовые и специальные квалиметрические методы, применяемые в системе социальной работы, а также требования к их выбору. Обосновано, что модель качественной услуги подразумевает связанные между собой процесс, результат; сопоставимость цели и результата (результативность); достижение цели с наименьшими затратами (эффективность). Представлены этапы технологии оценки качества социальных услуг: определение целей проведения оценки; формулировка и согласование задач оценки; планирование оценочной деятельности; определение параметров оценки; выбор методов для сбора информации; составление графика работ; сбор данных; анализ результатов диагностики; разработка рекомендаций; подготовка аналитического отчета; информирование о результатах оценки. Раскрыты использующиеся в социальных службах специфичные для социальной работы инновационные диагностические методы (социальная экспертиза, социальный мониторинг), которые важны в квалиметрических технологиях. Применение квалиметрических технологий в системе современной социальной работы обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и эффективность оказания социальных услуг населению.
Ключевые слова: социальная работа, системный подход, технологический подход, квалиметри-ческий подход, технологии социальной работы, квалиметрические технологии.
В постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности социальная работа призвана решать спектр острых существующих проблем, возникающих в социальной сфере, активно реагировать на новые вызовы общества и потребности человека.
Социальная работа, являясь составной частью и подсистемой более широкой, более сложной социальной системы, отражает особенности социально-политических, социально-экономических, общественно-исторических, социально-культурных систем, имея специфические характеристики.
От качества вузовской подготовки будущего социального работника зависит эффективность деятельности учреждений социальной сферы и
уровень жизни населения. Внедрение инноваций в социальную сферу и усиление ответственности за результаты решения проблем в системе «человек - общество» усиливают значение процесса формирования профессиональной компетентности будущих кадров социальных служб в вузе. С данных позиций повышаются требования общества, государства, работодателей к качеству высшего образования в области социальной работы; возникает необходимость в формировании профессиональной компетентности будущего социального работника в условиях образовательной среды вуза; приобретают актуальность разработка и внедрение инновационных моделей и образова-
тельных технологий, обеспечивающих данный процесс [1].
Вузовская подготовка социального работника нацелена на формирование активной творческой личности, обладающей энергичной гражданской позицией, ориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение конституционных прав и гражданских свобод и способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое социальное развитие системы [2].
Анализ исследований в области теории социальной работы (Л. Г. Гуслякова, В. И. Жуков, В. В. Колков, Р. М. Куличенко, В. И. Курбатов, П. Д. Павленок, Н. М. Платонова, М. В.Фирсов, Е. И. Холостова и др.) [3] позволил дать определение современной социальной работы как 1) специфическому общественному явлению; 2) практической деятельности, теоретической и образовательной областей, способных в совокупности обеспечить решение социальных проблем человека и общества.
Современная социальная работа, обеспечивая социальное благополучие, не только конструктивно решает социальные проблемы, но и предупреждает их появление. Главный принцип профессиональной деятельности социального работника - принцип гуманизма, объект деятельности -поле социальных проблем современного человека в динамично изменяющемся социуме [4].
К особенностям и тенденциям развития современной социальной работы как профессиональной деятельности, нацеленной на решение комплекса социальных проблем личности и общества, относим: парадигмальную открытость, универсальность, научность, профессиональную автономность и моральную ответственность, социальную справедливость; глобализацию и регионализацию в деятельности профессионального сообщества; гуманистическую направленность; опору на нормативно-правовую базу, стандарты и этические принципы; расширение и усложнение проблемного поля социальной работы; комплексность и междисциплинарность в решении спектра социальных проблем; появление новых профессиональных функций, задач и ролей специалиста на различных уровнях социальной работы; сегментацию учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, в которой востребованы разнообразные варианты профессиональной деятельности социальных работников; модернизацию, технологизацию, внедрение инноваций как средств повышения эффективности социальных служб и организаций; повышение требований к
профессиональной компетентности, культуре и постоянному личностно-профессиональному развитию с учетом интенсификации потоков профессионально значимой информации [5].
Одной из наиболее заметных устоявшихся тенденций в развитии и совершенствовании социальной работы является применение системного подхода в теории социальной работы, широкое использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов системного подхода в инновационной социальной практике.
Системный подход в теории социальной работы - это обобщенное конкретно-научное выражение методологии, принципов, понятий и методов системных исследований проблем социальной работы.
Системный подход - это такая форма представления результатов общенаучных методологических исследований, с помощью которых исследователи и практики рассматривают социальную работу как:
1) теорию, технологию, практику, образовательную область и профессию;
2) неотъемлемую сторону современной цивилизации, глобального мира, компонент социальной политики, феномен повседневной жизни различных социальных слоев населения, каждой семьи и личности; неотъемлемый элемент системы социального обеспечения и социального обслуживания населения.
Если исходить из общей теории систем [6], то следует выделить группу существенных признаков, на основании которых можно определить основания системного подхода к социальной работе как системе, характеризующейся следующими признаками:
совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей;
- часть (подсистема) объективной реальности, действительности, один из ее объектов; любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде;
- целостность;
составные части системы обладают разнообразием;
в системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития;
- внутренняя организованность.
Система социальной работы как целостность приобретает новые свойства, новые характеристики, не содержащиеся в образующих ее элементах. В то же время отдельные элементы, образующие комплекс, также приобретают новые свойства, интегративные качества.
Главным началом социальных систем является человек (личность) со своими потребностями и интересами, культурой и мировоззрением, ценностями и видением мира, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Специфичными элементами социальной работы как системы являются люди, попавшие в трудную, кризисную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите.
Социальная работа представляет собой целостную систему, ее структура состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое цели, задач, средств (методы, формы, технологии, механизмы), функций и результата.
Применение системного подхода в социальной работе как практической деятельности предполагает рассмотрение объектов и субъектов социальной работы и включает четыре последовательных этапа.
На первом этапе определяются субъекты и объекты социальной работы.
На втором проводятся необходимые исследования (системно-структурный анализ, диагностика социальных проблем среды и клиента, возможностей социальных институтов, служб, организаций в решении социальных проблем).
На третьем этапе разрабатываются многовариантные решения определенных социальных проблем, типы социальных отношений и социальных рисков, характер социальных девиаций, определяется оптимальный вариант решения.
На четвертом этапе осуществляется конкретное решение комплекса задач в сфере социальной работы при помощи современных технологий и частных методик.
Системный подход позволяет выделить два направления технологизации в системе социальной работы.
Первое научное направление связано с разработкой концепций и принципов технологизации социальной работы.
Второе прикладное направление - реализация научно-обоснованных технологий в социальной работе.
Технологизация является востребованным направлением развития теории и практики социальной работы. Проблемами технологий в социальной сфере занимается большое количество зарубежных (Р. Джонсонс, М. Доэл, М. Пейн, С. Шадлоу и др.) и отечественных исследователей (И. Ф. Албекова, Л. Я. Дятченко, И. Г. Зайнышев, В. Н. Иванов, В. И. Курбатов, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, П. Я. Циткилов и др.) [3].
Анализ научных подходов позволил дать авторское определение технологии социальной работы как:
- системы знаний об эффективных способах урегулирования социальных проблем;
- поэтапное решения социальных проблем на основе диагностичного целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности субъектов социальной практики;
- учебной дисциплины, нацеленной на формирование способности самостоятельно проектировать алгоритмы и совокупность методов эффективного решения социальной проблемы.
Традиционно в практике социальной работы выделяют три уровня реализации деятельности: макро- (общемировой и государственный), мезо-(региональный и общинный), микро- (клиенто-ориентированный), которые согласуются с уровнями технологизации.
Технологии социальной работы можно разделить на:
1) макротехнологии, то есть социальные технологии взаимодействия с крупными подсистемами общества: большие социальные группы, институты на международном и федеральном уровнях;
2) мезотехнологии, то есть социальные технологии на уровне региона, города, населенного пункта, службы, организации, на региональном муниципальном и организационном уровне;
3) микротехнологии, то есть технологии, работающие на небольшие объединения людей, малые группы, семью, соседскую общность, человека - на клиенто-ориентированном уровне.
В современной социальной ситуации актуальной задачей в системе социальной работы на организационном уровне является внедрение ква-лиметрических технологий. Для отечественной социальной работы эта задача является значимой, так как обществом, государством, социальными службами востребована научно обоснованная политика качества как условие инновационного развития социальной сферы. Обеспечение высокого качества оказания социальных услуг - профессиональный долг специалистов и руководителей социальных учреждений и организаций.
Необходимость повышения качества социального обслуживания населения как механизма социальной политики государства, обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В государственной политике социальной поддержки населения выделены приоритетные направления: улучшение социального
климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов; повышение эффективности государственной поддержки семьи; реабилитация и социальная интеграция инвалидов; социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.
Для обеспечения данных направлений требуется эффективная организация социальной работы, внедрение социальных инноваций, опирающихся на научные разработки и применение результатов исследовательской деятельности в практике.
Проблемы внедрения квалиметрических технологий в современной социальной работе являются значимыми, так как обществом, государством, социальными службами востребована научно обоснованная политика качества как условие инновационного развития системы социальной работы. В современных социально-экономических условиях особое значение приобретают квалито-логия, как базовая наука о качестве, и социальная квалиметрия, как научная область, обеспечивающая оценку качества социальных услуг.
Внедрение квалиметрического подхода в систему современной социальной работы и освоение социальной квалиметрии позволит создать базу для разработки показателей оценки качества, ква-лиметрических методик в социальной работе и социальном образовании, создания новых моделей и технологий обеспечения качества социальных услуг населению и качества подготовки профессионалов социальной сферы.
В отечественной социальной работе квалимет-рический подход развивают Е. Р. Смирнова-Ярская, Б. А. Суслаков, Л. В. Топчий и др. [7; 8; 9].
Квалиметрический подход в социальной работе относится к типу интегративных научных методологических подходов, так как он основан на синтезе теорий, исследующих с разных позиций методики измерения и оценивания качества создаваемых объектов и процессов.
Анализ исследований позволил определить методологическую позицию квалиметрического подхода в социальной работе как: определение системы закономерностей, принципов и требований - концептуальной основы исследования качества социального обслуживания; выявление и описание понятия «качества социальных услуг» и
его структурирование; измерение и оценивание качества, что включает в себя отбор показателей измерения, шкалирование, сбор данных измерения, обработку полученных результатов и их интерпретацию.
Внедрение квалиметрического подхода в практику социальной работы осуществляется через квалиметрические технологии.
Технология - это эффективный способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и позволяют гарантированно достигать поставленной цели. Квалиметрическая технология может определяться как совокупность эффективных ква-лиметрических методов, применимых в ходе этапов деятельности по оцениванию качества.
К квалиметрическим технологиям относятся технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей оценки.
В ходе исследования были выделены три группы квалиметрических технолгий: общие технологии, применимые для оценки объектов различных прикладных сфер (материальное производство и социальная сфера); отраслевые - для оценки объекта, имеющего значение в отдельной отрасли (в социальной сфере - образование, социальная защита, культура, медицина и др.); частные - для конкретного направления деятельности в отрасли (социальная защита - занятость населения, социальное обслуживание, социальная помощь и др.).
Квалиметрические методы, применяемые в системе социальной работы, можно сгруппировать на основе признака разработанности, это: теоретические и прикладные методы. Теоретические методы включают две группы: общенаучные (анализ, синтез, моделирование и др.), конкретно научные. К методам конкретных наук и дисциплин, применяемых в социальной квалиметрии, относятся, прежде всего, статистические методы (описания данных, установления совпадений или различий), социологические методы (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ), психологические методы (наблюдение, тестирование, проективные), и специфические - именно для социальной работы методы (социальная история, биография, социальное картографирование и паспортизация и др.)
Прикладные квалиметрические методы, применимые в социальной работе, можно условно разделить на следующие группы методов оценки:
- базовые, позволяющие в целом оценить эффективность деятельности методов управления
в области социальной сферы и социального обслуживания (оценка эффективности форм и методов управления, реализации целевых программ, результативности ресурсного, научного, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения социальных служб, условий труда социальных работников);
- специальные, то есть методы, применяемые при оценке отдельных видов, форм и методов социального обслуживания, определении эффективности традиционных и инновационных технологий социальной работы в тех или иных учреждениях социального обслуживания населения, при определении эффективности конечных результатов предоставленных социальных услуг.
Качество социальной работы в общем случае может пониматься как соответствие стандарту, норме. Понятие «норма» не является абсолютным. В социальном обслуживании, например, происходит постоянная работа по определению «качества нормы». Так, с 2003 по 2010 гг. было создано 25 Национальных стандартов, обеспечивающих оценку качества услуг населению. Стандартизация связана с внедрением политики качества. Следует учитывать, что «норма» качества включает федеральный, региональный и организационный уровни. Региональный и организационный уровни связаны с введением регламентов социальных услуг.
Перед современной социальной работой стоит задача, чтобы клиенты, которым помогает социальная служба, могли выйти из трудной жизненной ситуации и в дальнейшем смогли обходиться без помощи системы социальной защиты населения. Необходимо, чтобы клиент приобрел (или восстановил) способность действовать самостоятельно в решении социальной проблемы. Следует учитывать, что в социальной поддержке особенно нуждаются лица, которые в силу ограниченных физических и умственных возможностей не в состоянии самостоятельно социально функционировать и заботиться о себе. Соответственно главным критерием результативности социальной работы, социальной службы, социального работника является не только решение социальной проблемы клиента, но и формирование у клиента способности решать проблему самостоятельно.
Необходим надежный инструментарий измерения результативности как деятельности социальных служб, так и отдельных социальных работников, нужны надежные научно обоснованные критерии и показатели эффективности, на основе которых можно квалифицированно измерять качество деятельности и результативность организации социальной работы.
Отечественные исследователи считают, что модель качественной услуги подразумевает связанные между собой процесс, результат, сопоставимость цели и результата (результативность), достижение цели с наименьшими затратами (эффективность). Оценка эффективности и результативности подчиняется логике применяемых измерительно-оценочных средств, она зависит от базы оценивания, ее масштабов и специфики, от того, кем и с какой целью оценивание производится. Оценка, как правило, связана с нормами качества социальной работы в системе социальной защиты, в том числе социального обслуживания населения (наличие стандартов социальных услуг и нормативов их применения, наличие нормативов качества социальной работы и т. п.).
Л. В. Топчий отмечает [9], что в работах отечественных исследователей выделяются три подхода к оценке эффективности социальных услуг.
Первый - это соотнесение норм качества социальных услуг с реальным проявлением результативности практической социальной работы на разных уровнях социального обслуживания населения, определение соотношения между заложенными ценностями и полученными ценностями, между объемом финансирования, вложенными ресурсами и полученной отдачей, степенью достигнутых результатов
Понятие эффективности рассматривается как (а) соотношение между достигнутыми результатами/эффектами/ и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, и (б) как фактически достигнутые результаты и необходимые результаты.
Второй предусматривает измерение эффективности при помощи показателей, позволяющих определить динамику преодоления социальных девиаций в обществе и проблем отдельных клиентов /степень снижение бедности, безработицы, степень преодоления безнадзорности и беспризорности детей, преодоление алкоголизма и наркомании, изменение психического здоровья и т. д.
Третий предусматривает внедрение критериев и показателей, при помощи которых можно оценивать эффективность с точки зрения развития сети учреждений социального обслуживания (достаточность, сбалансированность, целостность, разнообразие), динамики развития социальных служб в различных регионах России и отраслях социальной сферы (образовании, здравоохранении, социальной защиты, пенитенциарных учреждениях и т. д.), диверсификация социальных услуг (виды основных услуг, объем услуг, порядок предоставления услуг, качество услуг). Как правило, в рамках такого подхода применяются пока-
затели, отражающие степень использования профессионального труда работников социальных служб, развитие инфраструктуры социальных служб, применение инновационных технологий в процессе предоставления услуг (Л. В. Топчий) [9].
Другой подход к оценке эффективности социальных услуг предлагает Е. Р. Ярская-Смирнова, рассматривая категории «качество», «эффективность», «результативность». Она дает следующие определения: качество - соответствие идеального образа услуги, удовлетворяющего все стороны, и реального воплощения услуги; эффективность - это показатель деятельности, отражающий действенность, результативность и экономичность; результативность - это способность производить намеченный результат [7].
В Национальном стандарте Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (2005 г.) качество социальной услуги рассматривается как совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию [10].
При контроле и оценке качества услуг учреждение должно:
проверять и идентифицировать услуги на соответствие нормативным документам, регламентирующим их предоставление;
- обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услуги, как составную часть процесса контроля;
- обеспечивать приоритет клиентов в оценке качества услуг;
- практиковать в учреждении регулярную оценку степени удовлетворенности клиентов услугами путем проведения социологических опросов.
При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:
- выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
- распределена ли ответственность?
- внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
- эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Совокупные ответы на приведенные выше вопросы помогут определить результаты оценивания.
Квалиметрические технологии - это технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей оценки.
Внедрение квалиметрических технологий должно проводится с учетом: уровня социальной работы (федеральный, региональный, муниципальный, локальный, клиенто-ориентированный); категории, социального статуса клиента; типа и формы социальной службы; вида социальной услуги.
Проводя оценку качества в социальной работе, важно опираться на нормативный подход. Так, в Национальных стандартах социального обслуживания критериями качества определены:
1) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
2) результативность (эффективность) предоставления услуги:
а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги;
б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги).
Критерии 1 и 2а оцениваются на основе анализа документов и экспертной оценки деятельности.
Для критерия 2б должен применяться комплекс квалиметрических диагностических методов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества услуги.
Кроме того, необходимо учитывать, что для конкретных групп населения существуют нормативные подходы к проведению оценки качества оказания услуг. Например, в ГОСТе Р 53061 -20008 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям» даны параметры проведения оценки качества по видам услуг и по конкретным социальным технологиям. Например, оценка качества оказания социально-психологических услуг детям, связана со спецификой данной возрастной категории и нацелена на определение степени решения социально-психологических проблем на основе ресурсов социальной службы. Контроль качества услуг, связанных с психолого-педагогическим обследованием детей, анализом их поведения, тестированием под различные типы задач педагогической помощи, а также с оказанием педагогической помощи, осуществляют проверкой наличия оформленных результатов обследований, насколько результаты указанных процедур помогают выявить причины и степень социальной дезадаптации и педагогической запущенности детей, наметить и осуществить необходимые педагогические мероприятия по их
адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни, обучению детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, формированию у детей навыков общения, здорового образа жизни [11].
Необходимо учитывать при выборе методов социальной диагностики для квалиметрических технологий следующие требования:
1) надежности (методы должны быть простые из возможных и наименее трудоемкими);
2) доступности (метод должен быть доступен для клиента при минимальных, временных, физических, психических издержках);
3) конструктивности (инструкция к диагностике должна быть ясна и понятна, должна настраивать клиента на доверительную работу, сотрудничество);
4) клиенто-ориентированности (необходимо учитывать состояние клиента, часто он находится в критической жизненной ситуации, как правило это переломные моменты обусловленные сменой образа жизни, статусной роли. Большинство социальных проблем подопечного порождены неудовлетворением потребностей, выражающихся в дефиците материальных средств в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности в расхождениях между ожиданиями клиента, между личностными запросами. Как правило, у клиента социальной работы отсутствует или затруднена обратная связь с социальным окружением, нарушены межличностные отношения, что обуславливает трудности в общении с клиентом при проведении диагностирования).
Технология выполнения действий по оценке качества социальных услуг может быть представлена как последовательность этапов:
- определение целей проведения оценки;
- формулировка и согласование задач оценки;
- планирование оценочной деятельности;
- определение параметров (критерии, показатели) оценки;
- выбор методов для сбора информации;
- составление графика работ;
- сбор данных;
- анализ результатов диагностики;
- разработка рекомендаций;
- подготовка аналитического отчета;
- информирование о результатах оценки.
В практике социальных служб используются специфичные для социальной работы инновационные диагностические методы (социальная экспертиза, социальный мониторинг), которые важны в квалиметрических технологиях.
Экспертный метод в квалиметрических технологиях является наиболее востребованным, он
основан на использовании обобщенного опыта и компетентности высоко квалифицированных специалистов-экспертов.
Особенность экспертной квалиметрии в социальной работе заключается в том, что она ориентирована на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки.
В социальных службах и в системе социальной работы применяются экспертные технологии при принятии решений, использующихся, как для непосредственного решения проблем повышения качества и эффективности организации, так и для проведения социальной экспертизы состояния клиента как результата оказания социальной услуги, так и для обеспечения процедур принятия решения. Социальная экспертиза - это исследование какого-либо социального вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Этот вид исследования включает диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.
Экспертная технология, применяемая в социальных службах, включает ряд этапов.
Первый этап - определение цели и задач. Для сложных ситуаций используются методы построения дерева целей, дерева критериев результата.
Второй этап - диагностика состояния социального объекта и установление достоверности полученной информации.
Третий этап - экспертный прогноз, в результате этого этапа разрабатываются альтернативные сценарии ожидаемого развития ситуации.
Четвертый этап - генерирование альтернативных вариантов, возможно применение методов коллективного продуцирования идей.
Пятый этап - определение контура оценочной системы с применением как индивидуальных, так и коллективных сравнительных оценок объектов экспертизы. В состав оценочной системы входят: критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается каждый критерий; принципы выбора, по которым дается общая оценка предпочтительности конкретного варианта.
Пятый этап - принятие решения предполагает не только представление экспертного заключения (диагноз, рецензия), проекта или программы конкретной технологической деятельности, но и
организацию социального мониторинга как регулярного измерения качества и коррекции всей системы обеспечения качества социальных услуг в организации.
Особое значение в квалиметрических технологиях приобретает социальный мониторинг как непрерывное, длительное наблюдение за социальным объектом, предполагающее коррегирую-щие воздействия. Мониторинг обеспечивает системы управления необходимой комплексной, многофакторной информацией, позволяющей принимать оптимальные управленческие решения, позитивно влиять на объект управления.
Таким образом, применение квалиметриче-ских технологий в системе современной социальной работы предполагает аналитическую, контрольно-оценочную деятельность руководителя и специалистов социальной службы, что обеспечит качество управления организацией, результативность деятельности кадров и повысит эффективность оказания социальных услуг населению.
Литература
1. Дружинина А. А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего социального работника в образовательной среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 12 (128). С. 122-131.
2. Дружинина А. А. Личностно-ориентирован-ный подход как целеполагающий в формировании управленческой культуры студента-будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 12 (116). С. 97-102.
3. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2004.
4. Гарашкина Н. В. Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9(055). С. 148-155.
5. Гарашкина Н. В. Интерактивные методы обучения в технологии в вузовской подготовки будущих социальных работников // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 12(128). С. 113-121.
6. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
7. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / под ред. П. Романова, Е. Ярской -Смирновой. Саратов, 2007.
S. Гарашкина Н. В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.
9. Топчий Л. В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. М., 2009.
10. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». 2005. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
11. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям». 200S. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
References
1. Druzhinina А. А. Pedagogicheskiye usloviya for-mirovaniya professional'noj kompetentnosti budushhego sotsial'nogo rabotnika v obrazovatel'noj srede vuza II Vest-nik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nau-ki. № 12 (12S). 2013. S. 122-131.
2. Druzhinina А. А. Lichnostno-orientirovannyj podkhod kak tselepolagayushchij v formirovanii upravlen-cheskoj kul'tury studenta-budushchego sotsial'nogo rabotnika II Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. № 12 (116). 2012. S. 97-102.
3. Garashkina N. V. Tekhnologiya sotsial'noj raboty. ucheb.-metod. posobiye. Tambov, 2004. 117 s.
4. Garashkina N. V. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak komponent vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Sotsial'naya rabota» // Sot-sial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 9(055). S. 148-155.
5. Garashkina N. V. Interaktivnye metody obuche-niya v tekhnologii v vuzovskoj podgotovki budushchikh sotsial'nykh rabotnikov II Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. № 12(128). 2013. S. 113-121.
6. Аndreyev V. I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 2000.
7. Otsenka rezul'tativnosti, effektivnosti i kachestva deyatel'nosti uchrezhdenij sotsial'noj podderzhki nasele-niya I pod red. P. Romanova, E. Yarskoj - Smirnovoj. Saratov, 2007.
S. Garashkina N. V. Didakticheskoye proyektirova-niye podgotovki spetsialistov sotsial'noj raboty v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tambov. 2004.
9. Topchij L. V. Sotsial'naya kvalimetriya, otsenka kachestva i standartizatsiya sotsial'nykh uslug. M., 2009.
10. Natsional'nyj standart RF «Sotsial'noye obsluzhi-vaniye naseleniya. Terminy i opredeleniya», 2005. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «GARANT»
11. Natsional'nyj standart RF «Sotsial'noye obsluzhi-vaniye naseleniya. Kontrol' kachestva sotsial'nykh uslug detyam», 2008. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «GARANT»
H. B. rAPAmKHHA
201
* * *
QUALIMETRICAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF MODERN SOCIAL WORK
GARASHKINA NATALYA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In changing activity conditions social work should solve a range of the acute existing issues arising in the social sphere actively to react to new calls of society and need of the person. In article author gave modern definition of social work as public phenomenon, practical activities, theoretical and educational areas. Application of system approach allowed to allocate directions in system of social work. The analysis of scientific works on technological approach allowed to give definition to technology of social work and to show that in a modern situation an actual task in system of social work at the organizational level is introduction of qualimetrical technologies. The technology of social work is a system of knowledge of effective ways of settlement of social problems; the stage-by-stage solution of social problems on the basis of a diagnostic goal-setting, design and realization of methods of activity of subjects of social practice; the subject matter aimed at ability formation independently to project algorithms and set of methods of the effective solution of a social problem. Author defined the qualimetrical technology as a set of the effective qualimetrical methods applicable during stages of activities for quality estimation. During research author allocated the basic and special qualimetrical methods applied in system of social work, and also the requirement to their choice. Author proved that the model of high-quality service means the process connected among them, result; comparability of the purpose and result (productivity); achievement of the purpose with the smallest expenses (efficiency). Author presented stages of technology of an assessment of quality of social services: definition is more whole than carrying out an assessment; formulation and coordination of problems of an assessment; planning of estimated activity; determination of parameters of an assessment; a choice of methods for collection of information; scheduling of works; data collection; analysis of results of diagnostics; development of recommendations; preparation of the analytical report; informing on results of an assessment. Author opened the innovative diagnostic methods, specific to social work which social services use (social examination, social monitoring) which are important in qualimetrical technologies. Application of qualimetrical technologies in system of modern social work will provide quality of management of the organization, productivity of activity of shots and efficiency of rendering social services to the population.
Key words: social work, system approach, technological approach, qualimetrical approach, technologies of social work, qualimetrical technologies.