УДК 364.044.4
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАНОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ
И ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ1
© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-педагогического образования,
e-mail: [email protected] © Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, e-mail: [email protected]
Объектом исследования становится формирование самостоятельности ребенка как социально-педагогическая проблема. Рассмотрен мониторинг как система организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве процесса психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная система позволяет обеспечивать слежение за содержанием изменений, происходящих с ребенком в процессе сопровождения и прогнозировать его развитие. Мониторинг может рассматриваться также как система накопления инновационного опыта и квалиметрическая технология и технология социального управления. Изучены основные организационно-педагогические принципы и основные этапы социально-педагогического мониторинга. Представлены индикаторы, показатели и уровни сформированности навыков самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрена инновационная технология мониторинга сформированности навыков самостоятельной жизни воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - портфолио. Основная цель портфолио - представить значимые результаты, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса достижений ребенка в широком контексте, продемонстрировать его способности в применении приобретенных знаний и умений, зафиксировать позитивный опыт социализации. Установлено, что в рамках социально-педагогического мониторинга проводится выявление и оценивание проведенной социально-педагогической деятельности. Воплощение основных целей социально-педагогического мониторинга находит свое выражение в социально-воспитательных и функциональных результатах, составляющих содержание мониторинга.
Ключевые слова: мониторинг; самостоятельность; самостоятельность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педагогическая работа; формирование самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; портфолио.
Проблемное поле социально-педагогической работы, социально-государственный запрос актуализируют задачу исследования мониторинга сформированности навыков самостоятельности воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как базы для организации системной социально-педагогической работы, соответствующей современным требованиям.
1 Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области, Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области.
Мониторинг (от латинского слова monitor - предостерегающий) пришел в педагогическую науку из экологии и социологии.
В экологии - мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим направлениям.
В социологии - мониторинг - определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями.
В педагогике - мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечиваю-
щая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем [1].
Мониторинг - постоянное наблюдение за процессом профессионального и личностного становления ребенка с целью выявления его соответствия запланированным результатам психолого-педагогических воздействий.
Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогический мониторинг можно определить как систему организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве процесса психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная система позволяет обеспечивать слежение за содержанием изменений, происходящих с ребенком в процессе сопровождения, и прогнозировать его развитие. Мониторинг может рассматриваться также как система накопления инновационного опыта.
К основным организационно-педагогическим принципам мониторинга относят следующие принципы: непрерывность (мониторинг рассматривается не как одноразовое действие по замеру показателей, а как непрерывный процесс, продолжающийся в течение нескольких лет); целостность и системность (информация, полученная из различных источников, должна быть структурирована и систематизирована в удобной для пользователей форме); преемственность и сравнимость (отслеживание динамики изменений, выбор и использование критериев и показателей, которые могут соотноситься между собой); объективность (данные должны быть максимально формализованы и легко проверяемы); доступность (форма предоставления данных должна удовлетворять потребности разных пользователей, выводы о результатах мониторинга предоставляются открыто, в свободном доступе для всех участвующих в его проведении, включая детей); опора на позитивно-ресурсную диагностику (традиционная диагностика, предполагающая констатацию дефицитарности развития, с перечислением выявленных недостатков, «недоразвития» функций не позволяет определять траекторию развития ребенка); прин-
цип реализма и целесообразности (при проведении мониторинга необходимо учитывать специфику конкретного учреждения для детей-сирот, их возрастные и личностные особенности); принцип креативности (эффективность и практическая значимость мониторинга определяются творческим отношением к его организации всех субъектов психолого-педагогического сопровождения); принцип сбалансированности действия и рефлексии предполагает разумное сочетание и последовательность действий, нацеленных на оценку, и работы по анализу результатов мониторинга [2].
Мониторинг может рассматриваться как квалиметрическая технология и технология социального управления.
Технология социального управления, используя различные способы, воздействует на условия жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, формирует их потребности, интересы, ценностные ориентации, отражающие статусную принадлежность к тому или иному слою, той или иной социальной группе, способствует саморазвитию субъектов и объектов управления [3, с. 331].
Мониторинг и оценка социально-педагогической деятельности будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы, т. е. в какой мере они отвечают ряду принципиальных требований.
Одно из важных требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования в социально-педагогической деятельности. Примером могут служить стандарты качества, например, Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям», где указывается, что контроль качества услуг по подготовке детей к самостоятельной жизни осуществляют проверкой способности детей правильно и осознанно владеть навыками самообслуживания, выполнять элементарные жизненные бытовые операции (приготовление пищи, уборка помещения, стирка и штопка белья, уход за одеждой и обувью, правильное расходование имеющихся финансовых средств и т. д.).
Контроль качества консультирования по вопросам жизненного устройства детей осу-
ществляют проверкой состава и содержания таких консультаций, обеспечила ли эта услуга оказание им квалифицированной помощи в правильном понимании и решении проблем, связанных с дальнейшим определением жизненного пути, выбором профессии, профессиональным обучением.
Контроль качества услуг, связанных с консультированием детей по вопросам самообеспечения, осуществляют проверкой состава и содержания консультаций, насколько квалифицированно и доходчиво разъясняют детям их права и возможности в положительном решении проблемы улучшения своего материального положения, каковы практические результаты консультирования.
При контроле качества услуг, предусматривающих консультирование по вопросам прав детей на социальное обслуживание и защиту их интересов, проверяют состав и содержание консультаций, в полной ли мере доводят до детей нужную им информацию, помогает ли она получить четкое представление о положенных им по закону правах и защиту от возможных нарушений закона.
Соблюдение стандартов и нормативов предполагает наличие организационного аппарата мониторинга, т. е. лиц или коллективного органа, отвечающих за выявление отклонений в социально-педагогической деятельности и адекватную их оценку. Практически мониторинг осуществляется на всех структурных уровнях учреждения. В первую очередь ответственность в оценке соблюдения социальных и социально-воспитательных нормативов несут директор, воспитатели, социальные педагоги, и здесь особое значение приобретает объективность социально-педагогической оценки.
Нормативы должны строиться на основе прошлого опыта и опираться на анализ текущего состояния учреждения. Нормы являются основой и ключом к интерпретации фактических результатов организации. Нормы формируются и пересматриваются исходя из сведений о прошлых благоприятных условиях выполнения, а также из ранее допущенных ошибок, которые приводили к нежелательным последствиям. Наличие таких данных позволяет выявить в процессе мониторинга тенденции к какому-либо из этих состояний и таким образом выработать соответствующую систему последующих
действий. Прогноз или ожидаемый результат, построенный на основе прошлых состояний организации, выполняет нормативную функцию и становится элементом мониторинга.
Для оценки деятельности специалистов, осуществляющих социально-педагогическую работу с детьми в образовательных учреждениях, важно осуществлять оценку качества проводимой работы.
К квалиметрическим технологиям относятся технологии оценки качества, а также технологии по выявлению показателей оценки деятельности. В практике активно применяются методы социальной квалиметрии. К методам конкретных наук и дисциплин, применяемых в социальной квалиметрии, относятся, прежде всего, статистические методы (описания данных, установления совпадений или различий), социологические методы (анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ), психологические методы (наблюдение, тестирование, проективные) и специфические именно для социальной работы методы (социальная история, биография, социальное картографирование и паспортизация, социальная экспертиза и др.) [4, с. 195].
Социально-педагогические технологии предполагают оценку результативности деятельности, проявляющуюся в степени:
- положительного влияния на личность и среду (анкеты общественного мнения, динамика социально-педагогических характеристик, данные экспертизы);
- включенности в специально организованную деятельность;
- активности и самостоятельности подопечных;
- приобретенного позитивного субъектного опыта.
Главная направленность технологии социально-педагогической работы - содействие саморазвитию личности [5, с. 58].
Соответственно, социально-педагогический мониторинг как технология включает основные этапы:
- сбор объективной информации о предшествующей социально-педагогической деятельности;
- анализ поступившей социально-педагогической информации;
- определение проблемного поля социально-педагогической деятельности в учреждении;
- определение контура оценочной системы социально-педагогической деятельности (уточнение и конкретизация параметров, выбор критериев и показателей мониторинга);
- определение ответственных за проведение исследования и изменения по конкретным параметрам;
- разработка диагностического инструментария и форм ведения документации мониторинга;
- проведение первичной диагностики;
- диагностичное целеполагание и прогнозирование перспектив социально-педагогической деятельности;
- проведение комплексной углубленной диагностики;
- программирование (разработка программ социально-воспитательной деятельности, блоки проектируются на основе определенных в ходе диагностики параметров);
- осуществление социально-воспитательных программ;
- оценка и анализ результатов реализации программ с привлечением консилиума;
- коррекция и определение перспективных целей, дополнение программ;
- реализация скорректированных программ;
- проведение системного длительного исследования изменения параметров под воздействием социально-педагогической работы;
- сопровождение индивидуального социального развития воспитанников;
- измерение отсроченных результатов успешности выпускников.
Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это социально-педагогическая технология. Для оценки самостоятельности ребенка важно оценивать умение целеполагания, т. е. способность формулировать цель, необходимость ее достижения, средства достижения; независимость поведения от посторонней помощи; социальную и моральную приемлемость планируемой деятельности и достигнутого успеха.
С педагогической точки зрения важно организовать мониторинг социальной ус-
пешности воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором должны быть определены объективные индикаторы, показатели и уровни сформиро-ванности навыков самостоятельности.
Для определения индикаторов самостоятельности выделяются определенные компоненты, вычленяются критерии и показатели. Исследователи по-разному определяют структурные компоненты самостоятельности.
В.И. Горовая выделяет следующие составляющие готовности к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- социальная готовность (сформиро-ванность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформирован-ность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка);
- физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности)[6,с.11].
На наш взгляд, наиболее конструктивной является характеристика структурных компонентов самостоятельности, данная В.В. Пле-шивцевым [7], которая позволяет определить индикаторы (критерии и показатели) для социально-педагогического мониторинга сформированности самостоятельности, применительно к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Мотивационно-целевой компонент самостоятельности - способность поставить перед собой цель.
Функциональный компонент самостоятельности - наличие совокупности средств -
знаний, умений и навыков, которыми обладает личность для достижения цели.
Ценностно-смысловой компонент самостоятельности - приверженность социально и морально приемлемым способам достижения цели.
Этим компонентам соответствуют критерии самостоятельности ребенка:
- умение сформулировать свою цель и обосновать необходимость ее достижения;
- независимость деятельности, поведения от постоянного руководства и посторонней помощи извне;
- социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов ее достижения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что самостоятельность человека в разные промежутки его жизни может проявляться постоянно, периодически или не проявляться вовсе, в качестве показателя самостоятельности можно выделить регулярность проявления ее критериев: всегда, иногда, никогда.
Регулярность проявления каждого критерия позволяет определять уровень самостоятельности: высокий, средний или низкий.
Для организации мониторинга важно применять различные методы и технологии, социальные инновации. Инновационные технологии в социальной работе - это результат научно-обоснованного нового решения задач социальной политики на всех уровнях социального управления, в социальных организациях, учреждениях и других субъектах, включенных в обеспечение процесса повышения эффективности оказания социальных услуг, социальной помощи, поддержки населения [8, с. 212].
Инновационным методом мониторинга сформированности навыков самостоятельности воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ведение портфолио ребенка.
Основная цель портфолио - представить значимые результаты, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса достижений ребенка в широком контексте, продемонстрировать его способности в применении приобретенных знаний и умений, зафиксировать позитивный опыт социализации.
Портфолио решает следующие социально-педагогические задачи:
- поддерживает мотивацию достижений и социальной успешности ребенка;
- поощряет активность и самостоятельность;
- расширяет возможности обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития;
- развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности ребенка;
- формирует умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Например, в ОГОУ «Специальная (кор-рекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии (для умственно отсталых детей) пос. Бира» портфолио оформляется в виде дневника достижений обучающегося с приложением документов, заверенных образовательным учреждением.
К обязательным разделам портфолио относят:
- резюме (общие сведения об учащемся);
- информация об участии в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования;
- информация о спортивных достижениях;
- табель успеваемости, мониторинг общих базовых умений и знаний [2].
К показателям успешности выпускников и результативности социально-педагогической деятельности в области формирования самостоятельности воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на наш взгляд, можно отнести: сформиро-ванность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений; овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия.
Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий: комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей
жизни и профессиональной деятельности; создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяющих каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность; создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей; развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения; взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.
Таким образом, мониторинг в социальной педагогике трактуется как контроль с периодическим слежением за процессом социального воспитания с обязательной обратной связью. Данная трактовка подтверждает возможность конструктивного применения социально-педагогического мониторинга как средства формирования навыков самостоятельной жизни у детей-сирот.
Мониторинг рассматривался в ходе исследования как постоянное наблюдение за процессом формирования навыков самостоятельной жизни воспитанников с целью выявления его соответствия желаемому результату. Данным результатом является достаточный уровень сформированности навыков самостоятельной жизни. Самостоятельность -одна из важнейших характеристик личности, которая выражается в способности, навыках и умениях без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т. ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Необходимо отметить, что отсроченный результат исследуемого процесса формирования навыков самостоятельности ребенка проявляется в успешности жизнедеятельности выпускника учреждения. Для этого в мониторинг, кроме внешней и внутренней экспертной диагностики, осуществляемой воспитателями, социальными педагогами, медицинскими работниками, психологами, должна быть включена самодиагностика воспитанников, включающая анкетирование, заполнение социальной карты успешности и составление портфолио «Мои успехи».
В рамках социально-педагогического мониторинга проводится выявление и оценивание проведенной социально-педагогической деятельности.
Воплощение основных целей социально-педагогического мониторинга находит свое выражение в социально-воспитательных и функциональных результатах, составляющих содержание мониторинга.
К социально-воспитательным результатам мониторинга относятся повышение уровня социальных знаний, умений, навыков, социальных компетенций и качеств воспитанников, влияющих на успешность в поведении, направленности личности на социальное здоровье, обеспечение нормальной жизнедеятельности детей.
К функциональным результатам мониторинга - инновационные и традиционные способы социально-педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении процессом социального воспитания детей.
1. Сущность педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/ 527973/ (дата обращения: 01.06.2015).
2. URL: http://forum.edueao.ru/images/old/ downloads/kovaleva-f.pdf (дата обращения: 01.06.2015).
3. Гарашкина Н.В. Методологические подходы к социальному управлению в контексте магистерских исследований // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.
4. Гарашкина Н.В. Квалиметрические технологии в системе современной социальной работы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10.
5. Гарашкина Н.В. Технология социальной работы. Тамбов, 2004.
6. Горовая В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни // Детский дом. М., 2009. № 32 (3).
7. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
8. Дружинина А.А. Формирование компетенции в области социальных инноваций у будущего социального работника // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10 (9).
1. Sushhnost' pedagogicheskogo monitoringa kak sredstva povyshenija kachestva obuchenija. URL: http://festival.1september.ru/articles/ 527973/ (data obrashhenija: 01.06.2015).
2. URL: http://forum.edueao.ru/images/old/ downloads/kovaleva-f.pdf (data obrashhenija: 01.06.2015).
3. Garashkina N.V. Metodologicheskie podhody k social'nomu upravleniju v kontekste magisterskih issledovanij // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2012. № 11.
4. Garashkina N.V. Kvalimetricheskie tehnologii v sisteme sovremennoj social'noj raboty // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2014. № 10.
5. Garashkina N.V. Tehnologija social'noj raboty. Tambov, 2004.
6. Gorovaja V.I. Problemy podgotovki vospitannikov uchrezhdenij dlja detej-sirot k samostojatel'noj zhizni // Detskij dom. M., 2009. № 32 (3).
7. Pleshivcev V.V. Vospitanie samostojatel'nosti detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010.
8. Druzhinina A.A. Formirovanie kompetencii v oblasti social'nyh innovacij u budushhego social'nogo rabotnika // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2014. № 10 (9).
Поступила в редакцию 31.06.2015 г.
UDC 364.044.4
MONITORING OF FORMATION OF SKILLS OF INDEPENDENT LIFE AT PUPILS AND GRADUATES OF THE ORGANIZATIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL SUPPORT
Natalya Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: [email protected]
Anastasiya Aleksandrovna DRUZHININA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: [email protected]
Formation of independence of the child as a social- pedagogic problem becomes the object of research. Monitoring as system of the organization, collecting, processing, storage and distribution of information on quality of process of psychological and pedagogic escort of orphans and children, left without parental support is considered. This system allows to provide tracking the content of the changes happening with the child in the course of maintenance and to predict its development. Monitoring can be also considered as system of accumulation of innovative experience and qualimetrical technology and technology of social management. The basic organizational and pedagogic principles and the main stages of social-pedagogic monitoring are studied. Indicators, indices and levels of formation of skills of independence of orphans and children, left without parental support are presented. The innovative technology of monitoring of formation of skills of independent life of pupils and graduates of the organizations for orphans and children, left without parental support - a portfolio is considered. The main objective of the portfolio - to present significant results, to provide tracking of individual progress of achievements of the child in a wide context, to show his / her ability in application of the acquired knowledge and abilities, to record positive experience of socialization. It is established that within social-pedagogic monitoring identification and estimation of the carried-out social-pedagogic activity is carried out. The embodiment of main objectives of social-pedagogic monitoring finds the expression in the social and educational and functional results making the content of monitoring.
Key words: monitoring; independence; independence of orphans and children, left without parental support; social-pedagogic work; formation of independence of orphans and children, left without parental support; portfolio.