СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Научная статья УДК 316 EDN: HBFOZP
doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-10
СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Людмила Ивановна Найденова1, Елена Сергеевна Тарханова2
1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
1 linaj [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. В современных социально-экономических условиях информатизации и цифровизации российского общества проблема дискриминации, которая изначально была обусловлена переходом к рыночным отношениям, принимает новые формы и приводит к новым последствиям. Данная проблема требует изучения для выработки актуальных рекомендаций по преодолению дискриминации и ее последствий. Цель - исследование проявлений дискриминации в сфере трудовых отношений в современных условиях. Особое внимание уделяется анализу цифровой дискриминации, выявляются новые возможные виды социальной стратификации на основе цифрового неравенства в социологическом аспекте. Материалы и методы. Поставленная цель была достигнута с помощью комплекса методов: применен системный подход для обзора и анализа различных аспектов исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной литературе; проанализированы результаты социологических опросов по изучаемой теме. Также использовались методы сравнения и обобщения статистических показателей для выявления наиболее существенных черт и различных аспектов исследуемой проблемы в условиях информатизации и цифровизации общества. Результаты. Проведен обзор статистических данных и различных исследований дискриминации в сфере труда. Систематизированы виды дискриминации в сфере труда. Охарактеризованы тенденции в проявлении социально-профессиональных и гендерных различий, связанных с информатизацией и цифровизацией общества. В отдельную группу выделены исследования воздействия цифровых технологий на трудовую сферу, что обусловливает появление нового вида дискриминации - цифровой. Выделены признаки цифрового неравенства по доступу к информации и работе с ней. Определен вектор дальнейших исследований данной проблематики. Выводы. Социальное явление дискриминации по полу, возрасту, образованию представлено как проявление социального неравенства в трудовых отношениях. Отмечено, что в условиях информатизации общества и цифрови-зации отраслей экономики и многих сторон общественной жизни появилось уже признанное цифровое неравенство, которое создает основу для нового социально-экономического и правового неравенства с проявлениями дискриминации. Оно приводит к появлению признаков социально-информационной стратификации, дополняющей социальную стратификацию, что определяет новые направления для дальнейших исследований.
Ключевые слова: дискриминация, информатизация общества, социальная дискриминация, социальная стратификация, социально-трудовая сфера, цифровизация, цифровая дискриминация, цифровое неравенство
Для цитирования: Найденова Л. И., Тарханова Е. С. Социальное явление дискриминации в сфере труда в условиях цифровизации общественной жизни // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 3. С. 93-105. doi: 10.21685/2307-9525-2024-123-10 EDN: HBFOZP
© Найденова Л. И., Тарханова Е. С., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.
SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES
Original article
SOCIAL PHENOMENON OF DISCRIMINATION IN THE FIELD OF LABOR IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF PUBLIC LIFE
Lyudmila I. Naydenova1, Elena S. Tarkhanova2
1 2Penza State University, Penza, Russia 1 linaj [email protected] [email protected]
Abstract. Background. Under the modern social and economic conditions, the problem of discrimination initially caused by the transition to market relations takes on new forms and leads to new consequences in the context of informatization and digitalization of Russian society. This problem requires examination to develop relevant recommendations for overcoming discrimination and its consequences. The aim is to study the manifestations of discrimination in the field of labor relations in modern conditions. Particular attention is paid to the analysis of digital discrimination; new possible types of social stratification based on digital inequality in the sociological aspect are identified. Materials and methods. To achieve this aim, a systematic approach is used to review and analyze various aspects of the problem under study in the Russian and foreign literature; the results of sociological surveys in the relevant field analyzed. The methods of comparison and generalization of statistical indicators are also used to identify the most significant features and various aspects of the problem under study in the conditions of informatization and digitalization of society. Results. Statistical data and various studies of discrimination in the field of labor are reviewed. The types of discrimination in the field under study are systematized. The trends in the manifestation of social professional and gender differences associated with informatization and digitalization of society are characterized. A separate part is devoted to studies of the impact of digital technologies on the labor field, which leads to the emergence of a new type - digital discrimination. The signs of digital inequality in access to information and work with it are highlighted. The vector for further studies in this field is determined. Conclusions. The social phenomenon of discrimination by gender, age, and education is presented as a manifestation of social inequality in labor relations. It is noted that in the context of informatization of society and digitalization of economic sectors and many aspects of public life, an already recognized digital inequality has appeared, which creates the basis for a new one - social, economic and legal inequality with manifestations of discrimination. It leads to the emergence of signs of social informational stratification, complementing social stratification, which determines new directions for further studies.
Keywords: discrimination, informatization of society, social discrimination, social stratification, social and labor field, digitalization, digital discrimination, digital inequality
For citation: Naydenova L.I., Tarkhanova E.S. Social phenomenon of discrimination in the field of labor in the context of digitalization of public life. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Ob-shchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3):93-105. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-3-10
Введение
Проблема дискриминации принимает новые формы в современных социально-экономических условиях. Изменились причины, структура и формы дискриминации на рынке труда. Данное социальное явление в период цифровизации рассматривается в аспекте цифрового неравенства, неизбежного в условиях информатизации общества. Его изучение важно не только для выработки рекомендаций по регулированию и нейтрализации данной
© Naydenova L.I., Tarkhanova E.S., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(3). http://esj.pnzgu.ru
проблемы. Необходимо определить, не связана ли дискриминация в сфере трудовых отношений с новыми видами и формами социального неравенства, в частности с цифровым, которое может проявляться на разных уровнях, в том числе и на уровне взаимоотношений личности и общества, общества и социальной группы. Цифровое неравенство приводит к изменениям в признаках социальных статусов и усиливает социальное неравенство. Появляются новые виды и формы занятости: фрилансерство и надомная занятость с выполнением квалифицированной работы с использованием компьютерной техники, требующей знания специальных цифровых технологий. Поэтому можно поставить такой вопрос: чем отличается социальная дискриминация в сфере трудовых отношений от новых форм социального неравенства, возникающих при цифровизации экономики и появлении цифрового неравенства? Исследование этого вопроса поможет найти средства регулирования новых форм социального неравенства, чтобы сохранить социальную стабильность в обществе и выработать эффективные механизмы решения дискриминационных проблем.
Материалы и методы
Законодательно дискриминация запрещена на всех уровнях в России и за рубежом, что является одним из главных принципов регулирования трудовых отношений.
Международные трудовые стандарты определяют дискриминацию в сфере труда как различие, недопущение или предпочтение, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей личности или обращения в области труда и занятий1.
В рекомендациях Международной организации труда запрещается печатать объявления о вакансиях, где указаны требования к потенциальным работникам с учетом пола, возраста, расы, цвета кожи, религии, политических убеждений, национального, социального или этнического происхождения, семейного положения или статуса, сексуальных склонностей, членства в какой-либо организации2.
Трудовой кодекс (ст. 3)3 и Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»4 запрещают любую дискриминацию в сфере труда. В том числе под запретом находятся объявления о вакансиях с дискриминационными условиями - прямое или косвенное ограничение прав либо, наоборот, предоставление преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника5.
Следует отметить, что в Трудовом кодексе РФ нет четкого определения дискриминации: указано только то, что не является ею.
Запрет дискриминации включает в себя обеспечение равных возможностей для работников, что в ряде ситуаций подразумевает либо предоставление дополнительных гарантий отдельным категориям работников, либо изъятия, касающиеся их [1, с. 1041]. В юридическом смысле это вызывает дискуссии и различные толкования, но в социологическом смысле надо отметить то, что имеет отношение непосредственно к предметам социологических исследований - это установление различий, исключений, предпочтений, которые определены требованиями, характерными для данного вида труда.
Дискриминация - это сложное социально-экономическое явление, влекущее за собой негативные тенденции в сфере экономики, труда и занятости. Она является важной проблемой
1 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий [Конвенция 111] (Принята 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральной Конференции Международной организации труда) // Организация Объединенных Наций : сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/labour.shtml (дата обращения: 20.03.2024).
2 Неестественный отбор // Новые Известия : сайт. URL: https://newizv.ru/news/2006-02-17/neestestvennyy-otbor-239975 (дата обращения: 20.03.2024).
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Правовой сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/? ysclid=lu7iqlwclf557378582 (дата обращения: 22.03.2024).
4 О занятости населения в Российской Федерации : федер. закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/?ysclid=lyiivkd3rc728429904 (дата обращения: 22.03.2024).
5 Дискриминация: какие требования и предпочтения нельзя писать в вакансиях // HeadHunter (hh.ru) : информационный ресурс. URL: https://penza.hh.ru/article/24607 (дата обращения: 22.03.2024).
рыночной экономики и социального развития общества. Ее актуальность не снижается, что подтверждается различными результатами исследований.
Результаты
По данным ИТАР-ТАСС, российского государственного информационного агентства, почти 40 % респондентов сталкивались с дискриминацией в сфере труда1.
Наиболее актуальными видами дискриминации в сфере труда являются дискриминация, вызванная возрастом работников, религиозными убеждениями, и гендерная дискриминация. Например, по данным одного из исследований, 65 % участников опроса встречались с дискриминацией по причине возраста, а 40 % респондентов сталкивались с дискриминацией по тендерному признаку, причем женщины - чаще (44 %) [2, с. 111].
Результаты опроса, проведенного в августе-сентябре 2022 г. сервисом Зарплата.ру, показали, что большинство опрошенных россиян (64 %) считают, что на российском рынке труда существует дискриминация. Более трети участников опроса (37 %) отметили, что при приеме на работу, в процессе работы или при увольнении сталкивались или были свидетелем дискриминации по возрасту. Также опрошенные встречались с дискриминацией по полу - 19 %, национальности - 12 %, внешности - 11 %, ограничениям по здоровью - 9 %, семейному положению - 6 %, социальному положению - 5 %, сексуальной ориентации - 1 %2.
Центр социально-трудовых прав3 также исследовал проявления дискриминации в сфере труда. На первом месте оказалось неравенство по признаку возраста, с этим встречались 19,5 % опрошенных, из них 55 % респондентов в возрасте до 30 лет и 29 % - в возрасте более 50 лет. На втором месте по частоте появления оказалась дискриминация по гендерному признаку, которая касается не только ущемления прав женщин, а рассматривается шире - как дискриминация по половому признаку. С данным видом дискриминации встречались хотя бы однажды более 10 % опрошенных. Особенно отчетливо она ощущается в разнице оплаты труда мужчин и женщин - до 40 % в одних и тех же условиях труда4.
По результатам всероссийского опроса, 29 % респондентов считают, что у мужчин больше прав работать по выбранной профессии, чем у женщин, и при прочих равных условиях работодатель отдаст предпочтение работнику или кандидату мужского пола5.
Тесно с гендерной дискриминацией связана дискриминация по семейному положению, с которой, как оказалось, в последнее время сталкиваются кандидаты при трудоустройстве. У 46 % респондентов возникали проблемы при приеме на работу из-за наличия детей, у 22 % -из-за отсутствия супруга или супруги, у 16 % - из-за отсутствия детей, у 12 % - из-за планируемой беременности и у 4 % - из-за замужества или женитьбы6. Это также ограничивает и ущемляет права многих соискателей.
Действительно, существующие проблемы неодинаковых возможностей мужчин и женщин в вопросах трудоустройства, особенно в условиях происходящих социально-экономических и политических изменений, способствовали усилению процесса проявления гендерной дифференциации и дискриминации женщин на рынке труда.
Возникающие проблемы в значительной степени ограничили возможности социального и профессионального роста женщин, их возможности самореализации, а также привели
1 Исследование: почти 40 % россиян сталкивались с дискриминацией при трудоустройстве // Информационное агентство ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/12530347 (дата обращения: 24.03.2024).
2 Большинство опрошенных россиян сталкивались с дискриминацией по возрасту и полу на работе // Информационное агентство ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/15674579 (дата обращения: 24.03.2024).
3 Центр социально-трудовых прав (ЦСТП). Всё о трудовых правах // Центр социально-трудовых прав : офиц. сайт. URL: http://trudprava.ru/ (дата обращения: 24.03.2024).
4 Рекомендации по защите от дискриминации // Центр социально-трудовых прав : офиц. сайт. URL: http://trudprava.ru/expert/analytics/discriminanalyt/item/1935-1935 (дата обращения: 24.03.2024).
5 Гендерное равенство в России: миф или реальность? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) : сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-mif-ili-realnost-(дата обращения: 24.03.2024).
6 Исследование: почти 40 % россиян сталкивались с дискриминацией при трудоустройстве // Информационное агентство ТАСС : сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/12530347 (дата обращения: 24.03.2024).
к увеличению риска для женщин, связанного с потерей работы. Кроме того, в современном обществе отмечено наличие и воспроизводство гендерных стереотипов, которые в значительной степени влияют на формирование общественного мнения и отношения к женскому труду как среди руководителей организаций, так и среди самих женщин. Сложившаяся ситуация способствует дальнейшему закреплению процесса гендерной дифференциации в экономической сфере, а также усилению финансовой зависимости женщин от мужчин [3, с. 36]. В этой связи женщины становятся менее конкурентоспособными на рынке труда, даже имея высокую профессиональную квалификацию, а это, в свою очередь, может обусловливать новые проблемы и вести к преобладанию женщин в общей массе безработных.
Дискриминации, как правило, подвергаются слабозащищенные слои населения - определенные группы женщин (одинокие и многодетные матери, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов). Данные категории женщин являются наиболее уязвимыми в социально-трудовой сфере и попадают в так называемую группу риска. Как правило, у перечисленных категорий женщин возникают проблемы с трудоустройством в силу определенных причин, дискриминационных действий со стороны работодателей и социальных стереотипов в обществе [4].
Дискриминации также подвержены молодежь, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, лица, имеющие ограничения по состоянию здоровья. Также следует отметить, что в современных российских условиях возрастают проявления дискриминации на основе предубеждения, наблюдается рост распространенности дискриминации по этническим и религиозным признакам.
Отечественными учеными изучаются различные направления дискриминации в сфере труда. Прежде всего, выделяются исследования различных видов дискриминации в сфере социально-трудовых отношений, профессиональной подготовки и получения образования (А. В. Самойлова, Э. В. Твердохлебова [5], В. А. Монгуш, А. В. Серова [6]); исследования типов дискриминации по тендерному признаку (О. В. Бондаренко [7], В. Ефимова [8], Л. А. Кравченко [9], Д. Д. Мусалова, С. А. Великова [10], Е. Добрикова1, М. В. Невежина [11], О. В. Гав-рилова [12]).
Виды дискриминации многообразны и обусловлены ее причинами, частотой и формами проявления. На основе различных исследований можно выделить шесть основных видов дискриминации по сферам и результатам действия, которые проявляются в разной степени в социально-трудовой сфере (рис. 1).
Дискриминация в профессиональной карьере и в продвижении по службе
Дискриминация при найме на работу (или при увольнении с работы)
Дискриминация в заработной плате (в оплате труда)
Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки
Дискриминация
в доступе к определенным
профессиям или должностям (профессиональная сегрегация)
Рис. 1. Основные виды дискриминации в социально-трудовой сфере2 Следует отметить, что некоторые исследователи (Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит
1 Добрикова Е. Дискриминация в сфере труда, или Власть стереотипов // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) : информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/article/1127456/?ysclid=lnj0cn9yo3644117449 (дата обращения: 24.03.2024).
2 Составлено автором на основе анализа литературы.
[13]) выделяют два основных вида дискриминации: по заработной плате и профессиональную сегрегацию.
В отдельную группу выделяются исследования воздействия цифровых технологий на трудовую сферу, что приводит к появлению нового вида дискриминации - цифровой. Она обусловлена возникновением цифрового неравенства, которое, в свою очередь, возникает из-за низкого уровня цифровой грамотности граждан, из-за физических ограничений и возможностей, отсутствия необходимой инфраструктуры и т.д.
Отдельные аспекты цифровой дискриминации: влияние цифровых технологий на трудовую деятельность изучала И. А. Филиппова [14], цифровое неравенство - И. А. Черешнева [15], цифровое неравенство как основу социально-экономической и правовой дискриминации -Я. В. Коженко, Т. П. Агафонова [16], механизм формирования неравенства на рынке труда в цифровую эпоху - Е. С. Садовая [17], уровни цифрового разрыва в связи с развитием и активным применением информационно-коммуникативных технологий - Д. Е. Добринская и Т. С. Мартыненко [18], трехуровневую модель цифрового неравенства - А. А. Гладкова, В. З. Гарифуллин, М. Рагнедда [19].
Очень важным является такое направление исследований, как социальные риски, определяемые на основе сопоставления цифрового неравенства и цифровой дискриминации (Л. В. Земнухова, С. В. Коршунова, О. С. Шепелева1). Интересными являются исследования цифрового неравенства при цифровизации образовательного процесса (Н. Б. Костина, А. А. Чижов [20], М. Д. Напсо [21]). Ряд авторов уже задумываются о направлениях преодоления цифрового неравенства в контексте развития человеческого капитала (И. А. Троян, Л. А. Кравченко, Е. Г. Гиндес [22]).
Исследования цифрового неравенства, неравные цифровые возможности (так называемый цифровой разрыв), обусловленные разным доступом к цифровым коммуникациям и цифровым знаниям, а также умениями пользоваться ими в процессе трудоустройства и трудовой деятельности, требуют по-новому взглянуть на предмет дискриминации и поставить такой вопрос: что порождает цифровое неравенство; действительно неизвестную до сих пор цифровую дискриминацию или новый, пока не изученный вид социальной стратификации?
Под цифровым неравенством понимается цифровой разрыв, поскольку в исследованиях превалировал анализ проблем физической доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры ввиду того, что в то время сеть Интернет не использовалась массово из-за высокой стоимости и неразвитости технологий [20].
Цифровая дискриминация из-за неравного доступа к технологиям проявляется, как правило, по отношению к уже социально неблагополучным и слабозащищенным слоям населения, что радикально усиливает риски социальной сегрегации. Исследования показывают, что лица, страдающие от цифровой эксклюзии2, не распределяются равномерно по всем социальным стратам, а сконцентрированы в группах, которые и без того относятся к уязвимым и неблагополучным, -пожилых людей, людей с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, малоимущих, мигрантов, представителей этнических и языковых меньшинств [23].
В научной литературе встречаются труды, в которых прямо связаны социальное неравенство и новые формы дискриминации в условиях информатизации общества [22]. Социальные неравенства представлены как ситуации, где одни социальные группы имеют больше хороших условий для жизнедеятельности по сравнению с другими по причине различий по расам, классам, полу, возрасту, способностям. В виртуальной реальности (VR) эти неравенства приобретают новый смысл и содержание, поскольку их критериями становятся
1 Земнухова Л. В., Коршунова С. В., Шепелева О. С. Цифровое неравенство и цифровая дискриминация // Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС : сайт. URL: https://cdto.ranepa.ru/reports/ ethics/2021/2-2-cifrovoe-neravenstvo-i-cifrovaya-diskriminaciya (дата обращения: 24.03.2024).
2 Цифровоая эксклюзия - социально неблагоприятное положение (с точки зрения образования, квалификации, трудоустройства и т.д.) вследствие отсутствия / нехватки доступа, цифровых навыков, мотивации, ощутимых результатов от использования ИКТ, специфики социального статуса.
дизайн, контент или поведение пользователей в "У^среде. При этом пользователи VR имеют разные уровни доступа или безопасности в зависимости от своего отношения к разным социальным статусам1. Характерные для общества социальные неравенства (расовая и этническая дискриминация; гендерные стереотипы как основания неравенства; экономические различия; ограниченные возможности людей по состоянию здоровья) дополняются неравной доступностью цифровых технологий и неравными навыками пользования этими технологиями. От названных факторов зависят и уровни применения цифровых технологий в разных социальных группах.
В связи с возрастающей значимостью цифрового неравенства была исследована динамика требований к развитию цифровых навыков для разных профессиональных групп на российском рынке труда за 2003-2018 гг. А. Л. Лукьянова в своей статье приводит результаты исследования, проведенного РМЭЗ НИУ ВШЭ и 0*КЕТ за 2003-2018 гг., в котором обнаружены тенденция увеличения потребности в цифровых навыках по мере цифровизации традиционных профессий; положительная зависимость роста заработной платы от навыков работы на компьютере и с цифровыми технологиями [24].
В связи с этим на рынке труда возрастает спрос на работников с навыками работы с компьютерными и информационными технологиями, что в свою очередь повышает спрос на получение соответствующего образования, которое помогает осваивать цифровые технологии и повышает уровень конкурентоспособности таких специалистов в социально-трудовой сфере.
Основой цифрового неравенства, по мнению ряда исследователей [20-25], является доступ к информации. На рисунке 2 представлена классификация цифрового неравенства по данному признаку.
Рис. 2. Признаки цифрового неравенства и их характеристика2
Данные признаки проявляются по-разному у отдельных социальных групп в обществе, но при этом могут отмечаться одновременно, усиливая цифровое неравенство. В процентном соотношении цифровая неграмотность (образовательные признаки) встречается чаще всего, особенно у отмеченных социальных групп (более 40 %), далее идут пользовательские (около 30 %), психологические (20 %) и физические (10 %) признаки.
Также в одном из российских исследований 2000-2022 гг. были изучены и подтверждены гендерные аспекты цифрового неравенства: выявлены различия навыков и целей использования цифровых возможностей и интернета среди мужчин и женщин.
1 Социальные неравенства в виртуальной реальности: новые формы дискриминации и их преодоление // SecurityLab.ru : информационный портал. URL: https://www.securitylab.ru/analytics/543033.php?ysclid=lp6mk8b4yq 72621638 (дата обращения: 24.03.2024).
2 Составлено автором на основе анализа литературы.
Воронина Н. С. систематизировала полученные результаты исследования: у мужчин больше распространены навыки к техническому сопровождению работы компьютеров, а у женщин - навыки, требуемые для информационных взаимодействий в социальных и других информационных сетях [26].
А. В. Носкова, Д. В. Голоухова и Е. И. Кузьмина [27] в своем исследовании (2020 г.) выявили образовательные и социальные возможности преодоления неравенства очного (аудиторного) и дистанционного обучения (с применением цифровых технологий). Методом эмпирического кейса авторы опросили 400 студентов социально-гуманитарных специальностей в разных российских вузах и провели сравнительную характеристику результатов. Большинство опрошенных уверены в перспективах уменьшения социальных различий между вузами (77 %) при цифровом обучении, причем средствами для этого являются стандартизация рабочих образовательных программ и приведение педагогических методов к единой форме [27, с. 29]. 47 % респондентов отметили, что индивидуальность их вузов снижается по причине введения дистанционного образования. 44 % опрошенных указали на возрастание доступности высококачественного высшего образования для различных социальных групп в условиях онлайн-обучения, а 56 % респондентов отметили сохранение различий в качестве образования для элитарного и массового образования и в будущем [27, с. 39-40]. В результате исследования были выявлены противоречивые последствия цифровизации высшего образования - возросшая доступность высококачественного высшего образования при возрастании неодинаковых шансов, например при трудоустройстве для многих выпускников вузов, что является новой основой социального неравенства.
Таким образом, законодательно дискриминация запрещена на всех уровнях во многих государствах, что является одним из главных принципов регулирования трудовых отношений. Можно отметить, что собственно дискриминация в сфере трудовых отношений - это проявление социально-экономического неравенства и отношение общества к представителям различных социальных слоев и групп.
Дискриминация касается в первую очередь слабозащищенных слоев населения. Основанием для социальной уязвимости являются пол, возраст, ограничения по состоянию здоровья, миграция, принадлежность к этническим меньшинствам.
По результатам проведенного в статье исследования можно сделать вывод, что проблема дискриминации в российском обществе принимает новые формы в условиях цифровиза-ции общественной жизни и определяет новые направления для дальнейших исследований.
Дискриминация характеризуется возникновением и развитием на рынке труда неравных возможностей в получении и сохранении рабочего места для потенциальных и действующих работников по самым разным основаниям (причинам): начиная с половозрастных характеристик, включая профессионально-квалификационные, и заканчивая информационно-коммуникационными и цифровыми компетенциями (знаниями) и умением пользоваться ими в процессе трудоустройства и трудовой деятельности.
При этом в современных условиях высокой конкуренции возрастает спрос на профессиональные группы работников с определенными качественными характеристиками.
На государственном уровне поставлена цель обеспечить необходимые условия, благоприятные для внедрения прорывных технологий в российскую экономику, создания новых рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров, владеющих необходимыми компетенциями [28].
Заключение
Современная цифровизация всех отраслей экономики охватывает не только технико-технологические процессы. Информация сама становится производительной силой общества, поэтому можно предположить, что меняется содержание и смысл классообразующих признаков. Известно, что в классической социологии признаки социального статуса включают: отношение к средствам производства (к частной собственности), место и роль в общественной организации труда и в системе общественных отношений, которые определяют доходы
индивидов и уровень жизни представителей различных слоев, а также уровни полученного профессионального образования, которые позволяют выполнять социальные действия в соответствии с занимаемыми социально-профессиональными статусами.
Следует отметить, что бизнес-процессы также подвергаются цифровизации, под влиянием которой происходит превращение трудовых отношений из социальных в компьютерные алгоритмы, а «наемный работник» становится «пользователем мобильных приложений» [17], что меняет характер социально-трудовых отношений, усиливает цифровое неравенство и ведет к разным социальным последствиям.
В условиях информатизации общества значительно меняются общественные отношения. Формы общественной организации труда становятся такими, которые были бы невозможны еще полвека тому назад. Дистанционное обучение, работа по принципу удаленности от места расположения работодателя, востребуемая надомная работа с применением компьютерных и цифровых технологий - все это задает новые социальные признаки, которые уже начинают определять социальные статусы и обозначать новые появляющиеся социальные слои и группы. И возникает состояние цифрового неравенства, которое вносит свои коррективы в систему социальной стратификации настолько, что можно уже говорить о начале появления социально-информационной стратификации [29]. Сущность дискриминации в сфере труда в условиях цифровизации экономики выступает как один из ее возможных рисков.
Дискриминация названных социальных групп населения в разных сферах, в том числе в трудовой деятельности, проявляется как следствие цифровизации государственных и коммерческих сервисов, если заранее не были проведены мероприятия для поддержки представителей этих групп. К таким мероприятиям или средствам относятся разработки сайтов со специальным дизайном для пользователей с ОВЗ, предоставление аналоговых форм при обращении к услугам (обращения по телефону или письменно в контактный центр по поводу госуслуг), обращение к помощи посредников для граждан, которые не владеют компьютерной техникой и навыками работы с цифровыми технологиями.
Цифровое неравенство в XXI в. создает основу для нового социально-экономического и правового неравенства с проявлениями дискриминации. Это требует многостороннего изучения и разработки новых нормативных и правовых документов для регулирования социальных взаимодействий, невозможных без внедренных компьютерных и цифровых технологий.
В настоящее время выделяются два аспекта регулирования отношений между работником и работодателем в условиях цифровизации общественной жизни: специфика трудовых отношений в условиях внедрения инновационных технологий и дистанционный труд как новая форма нетипичной занятости, связанной с использованием современных электронных коммуникативных технологий [28, 30].
Отмечается значение развития навыков работы с информационными и цифровыми технологиями, важность дистанционного обучения и работы, удаленной от работодателя, с применением компьютерных и цифровых технологий для появления признаков, которые будут характерными для новых социальных статусов, в том числе и на уровне взаимоотношений личности и общества, общества и социальной группы, и повлекут за собой новые виды и формы занятости, новые социальные статусы и социальные институты.
Цифровизация и появление цифрового неравенства представляют собой взаимосвязанные процессы при развивающейся информатизации общественной жизни. Поэтому они имеют не только технологический и экономический смысл, но и в значительной мере социологическое содержание. Имеется в виду, что в обозначенных условиях формируются новый вид дискриминации - цифровой, новые страты (социально-информационные), уровни социальной стратификации и социальные институты, что уже является объектом отдельных исследований.
Мы согласны с тем, что социальное неравенство в цифровой среде можно преодолеть с помощью методов, направленных на создание более инклюзивной виртуальной среды (VR). Например, это могут быть разработка инклюзивных VR-платформ и приложений, активное привлечение общественности и участие различных сообществ (уверенных пользо-
вателей VR) в решении проблем преодоления социального неравенства в цифровой среде, проведение мастер-классов и обучающих тренингов по цифровой грамотности для определенных групп населения.
Поэтому требуются новые, возможно, лонгитюдные социологические исследования, сопоставляющие социально-профессиональную дискриминацию и социально-цифровое неравенство в современных условиях. Необходимо исследование механизмов формирования неравенства на рынке труда и особенностей функционирования социально -трудовой сферы в новой экономической реальности. Начало изучению данного социального явления положено. Его результаты позволят разработать управленческие решения, направленные на повышение стабильности общества в условиях появления новых социальных слоев и изменения многих социальных процессов и снижающие проявления дискриминационных процессов.
Список литературы
1. Лютов Н. Л. Определение дискриминации в сфере труда: международные трудовые стандарты и российский подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2022. Т. 13, № 4. С. 1041-1057. doi: 10.21638/spbu14.2022.413 EDN: SFSOSU
2. Москаленко С. П., Присекин А. В., Рогозная Д. Е. Проблема дискриминации в современных условиях трудоустройства // Закон и право. 2022. № 7. С. 110-116. doi: 10.24412/2073-3313-2022-7-110116 EDN: PSUUOW
3. Ирсетская Е. А. Проблемы гендерной дифференциации на рынке труда РФ // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № S2. С. 36-45. doi: 10.19181/nko.2022.28.2S.3 EDN: NNQLXT
4. Кошарная Г. Б., Тарханова Е. С., Данилова Е. А. Особенности женской безработицы в современном российском обществе // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 187-195. doi: 10.31171/vlast.v27i4.6628 EDN: ETRTEH
5. Твердохлебова Э. В., Самойлова А. В. Проблемы дискриминации в сфере труда // Столыпинский вестник. 2020. № 3. С. 7. EDN: VTYJMA
6. Монгуш В. А. Дискриминация в сфере труда: проблемы теории и практики // Уральский журнал правовых исследований. 2020. № 1 (8). С. 154-175. doi: 10.34076/2658-512X-2020-1-154-175 EDN: CBJHJY
7. Бондаренко О. В. Гендерная дискриминация в сфере труда и занятости как угроза психологической безопасности личности // Амурский научный вестник. 2007. № 2. С. 45-53. EDN: PCWVCR
8. Ефимова В. Гендерная дискриминация на российском рынке труда: формы проявления, факторы, результаты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 5. С. 67-76. EDN: RUCOGP
9. Кравченко Л. А. Гендерная дискриминация в сфере занятости // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С. 139-142. EDN: JZBICT
10. Мусалова Д. Д., Великова С. А. Исследование типов дискриминации женщин в сфере труда в современной России // Психология учебной и профессиональной деятельности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Владимир, 27-28 марта 2018 г.). Новосибирск : Академиздат, 2018. С. 69-72. EDN: XUBURV
11. Невежина М. В. Запрет дискриминации в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. 2017. № 4 (244). С. 83-90. doi: 10.12737/article_58e39ece856fb2.16965220 EDN: YJVQHH
12. Гаврилова О. В. Дискриминация при приеме на работу // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 277-278. EDN: OXPFLL
13. Смолина Ю. В. Дискриминация в сфере труда: некоторые проблемы и пути их решения // Евразийская адвокатура. 2018. № 4 (35). С. 54-58. EDN: YLZQOL
14. Филиппова И. А. Влияние цифровых технологий на труд: ориентиры для трудового права : монография. Н. Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2021. 106 с. EDN: ORAKRN
15. Черешнева И. А. Цифровое неравенство: возможные пути преодоления // Образование и право. 2022. № 9. С. 139-144. doi: 10.24412/2076-1503-2022-9-139-144 EDN: JNMSQY
16. Коженко Я. В., Агафонова Т. П. Цифровое неравенство как основа социально-экономической и правовой дискриминации в XXI веке // Право и государство: теория и практика. 2020. № 8 (188). С. 72-73. EDN: DCNOPM
17. Садовая Е. С. Механизм формирования неравенства на рынке труда в цифровую эпоху // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3 (44). С. 32-44. doi: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-32-44 EDN: TKIGWM
18. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 1. С. 108-120. doi: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120 EDN: VUHAGN
19. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2019. № 4. С. 41-72. doi: 10.30547/vestnik.joum.4.2019.4172 EDN: GZLUXO
20. Костина Н. Б., Чижов А. А. Цифровое неравенство при цифровизации образовательного процесса: социологический аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (82). С. 48-59. doi: 10.26105/SSPU.2023.82.1.005 EDN: XQPGSN
21. Напсо М. Д. Цифровое неравенство и сфера образования // Человеческий капитал. 2024. № 2 (182). С. 150-155. doi: 10.25629/HC.2024.02.14 EDN: DMGWBK
22. Троян И. А., Кравченко Л. А., Гиндес Е. Г. Цифровое неравенство и направления его преодоления в контексте развития человеческого капитала // Народонаселение. 2023. Т. 26, № 2. С. 114-126. doi: 10.19181/population.2023.26.2.10 EDN: XNKKPA
23. Плотичкина Н. В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 216-226. doi: 10.17223/1998863X/58/20 EDN: VRKTQD
24. Лукьянова А. Л. Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда // Экономическая политика. 2021. Т. 16, № 2. С. 88-117. doi: 10.18288/1994-5124-2021-2-88-117 EDN: TCSVMK
25. Van Dijk J. A. G. M. The Network Society, Social Aspects of New Media. London ; Thousand Oaks ; NewDelhi : Sage Publications, 1999. 304 р. doi: 10.7146/mediekultur.v29i54.7943
26. Воронина Н. С. Гендерный аспект цифрового неравенства в России: результаты эмпирического анализа // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32, № 3. С. 52-74. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-52-74 EDN: CGOUIH
27. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Неравенства в образовании и перспективы цифрового обучения в оценках студентов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 28-39. doi: 10.17223/1998863X/62/3 EDN: QBYYDD
28. Рыбаков М. С. Правовое регулирование труда в условиях цифровой реальности: основные тенденции развития законодательства // Молодой ученый. 2023. № 1 (448). С. 188-194. EDN: FATYPL
29. Трофимов Е. А., Трофимова Т. И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, № 3. С. 419-425. doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425 EDN: ZDYJKH
30. Козина М. И., Варакина Л. А. Проблемы неравенства в сфере труда // Либерально-демократические ценности. 2021. Т. 5, № 4. С. 39-44. EDN: BRQWBF
References
1. Lyutov N.L. Definition of discrimination in the field of labor: International labor standards and Russian approach. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2022;13(4): 1041-1057. (In Russ.). doi: 10.21638/spbu14.2022.413
2. Moskalenko S.P., Prisekin A.V., Rogoznaya D.E. Problem of discrimination in modern conditions of employment. Zakon i pravo = Law and Legislation. 2022;(7): 110-116. (In Russ.). doi: 10.24412/20733313-2022-7-110-116
3. Irsetskaya E.A. Problems of gender differentiation in the labor market of the Russian Federation. Nauka. Kultura. Obshchestvo = Science. Culture. Society. 2022;28(S2):36-45. (In Russ.). doi: 10.19181/nko.2022.28.2S.3
4. Kosharnaya G.B., Tarkhanova E.S., Danilova E.A. Features of female unemployment in modern Russian society. Vlast = Power. 2019;27(4):187-195. (In Russ.). doi: 10.31171/vlast.v27i4.6628
5. Tverdokhlebova E.V., Samoylova A.V. Problems of discrimination in the field of labor. Stolypin-skiy vestnik = Stolypinsky Bulletin. 2020;(3):7. (In Russ.)
6. Mongush V.A. Discrimination in the field of labor: Problems of theory and practice. Uralskiy zhurnal pravovykh issledovaniy = Ural Journal of Legal Research. 2020;(1): 154-175. (In Russ.). doi: 10.34076/2658-512X-2020-1-154-175
7. Bondarenko O.V. Gender discrimination in the field of labor and employment as a threat to the psychological security of an individual. Amurskiy nauchnyy vestnik = Amur Scientific Bulletin. 2007;(2):45-53. (In Russ.)
8. Efimova V. Gender discrimination in the Russian labor market: Forms of manifestation, factors, results. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2013;(5):67-76. (In Russ.)
9. Kravchenko L.A. Gender discrimination in employment. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena = Bulletin of Herzen State Pedagogical University. 2008;(69): 139-142. (In Russ.)
10. Musalova D.D., Velikova S.A. Study of types of discrimination against women in the labor sphere in modern Russia. Psikhologiya uchebnoy i professionalnoy deyatelnosti: materialy Vseros. nauch. -prakt. konf. (g. Vladimir, 27-28 marta 2018 g.) = Psychology of Educational and Professional Activity: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Vladimir, March 27-28, 2018). Novosibirsk: Akademizdat, 2018:69-72. (In Russ.)
11. Nevezhina M.V. Prohibition of discrimination in labor relations. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law. 2017;(4):83-90. (In Russ.). doi: 10.12737/article_58e39ece856fb2.16965220
12. Gavrilova O.V. Discrimination in hiring. Molodoy uchenyy = Young Scientist. 2012;(4):277-278. (In Russ.)
13. Smolina Yu.V. Discrimination in labor: Some problems and ways to solve them. Evraziyskaya ad-vokatura = Eurasian Advocacy. 2018;(4):54-58. (In Russ.)
14. Filippova I.A. Vliyanie tsifrovykh tekhnologiy na trud: orientiry dlya trudovogo prava: monografi-ya = Impact of digital technologies on labor: Guidelines for labor law: Monograph. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosuniversitet im. N.I. Lobachevskogo, 2021:106. (In Russ.)
15. Chereshneva I.A. Digital inequality: Possible ways to overcome it. Obrazovanie i parvo = Education and Law. 2022;(9):139-144. (In Russ.). doi: 10.24412/2076-1503-2022-9-139-144
16. Kozhenko Ya.V., Agafonova T.P. Digital inequality as the basis of social, economic and legal discrimination in the 21st century. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and State: Theory and Practice. 2020;(8):72-73. (In Russ.)
17. Sadovaya E.S. Mechanism of inequality formation in the labor market in the digital age. Sotsialno-trudovye issledovaniya = Social and Labor Studies. 2021;(3):32-44. (In Russ.). doi: 10.34022/2658-37122021-44-3-32-44
18. Dobrinskaya D.E., Martynenko T.S. Prospects of the Russian information society: Levels of digital divide. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2019;19(1): 108-120. (In Russ.). doi: 10.22363/23132272-2019-19-1-108-120
19. Gladkova A.A., Garifullin V.Z., Ragnedda M. Model of three levels of digital inequality: Modern possibilities and limitations (case study of the Republic of Tatarstan). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10, Journalism. 2019;(4):41-72. (In Russ.). doi: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172
20. Kostina N.B., Chizhov A.A. Digital inequality in the digitalization of educational process: Sociological aspect. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2023;(1):48-59. (In Russ.). doi: 10.26105/SSPU.2023.82.1.005
21. Napso M.D. Digital inequality and sphere of education. Chelovecheskiy kapital = Human Capital. 2024;(2): 150-155. (In Russ.). doi: 10.25629/HC.2024.02.14
22. Troyan I.A., Kravchenko L.A., Gindes E.G. Digital inequality and directions of its overcoming in the context of human capital development. Narodonaselenie = Population. 2023;26(2):114-126. (In Russ.). doi: 10.19181/population.2023.26.2.10
23. Plotichkina N.V. Digital inclusion: Theoretical reflection and public policy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2020;(58):216-226. (In Russ.). doi: 10.17223/1998863X/58/20
24. Lukyanova A.L. Digitalization and gender pay gap. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy. 2021;16(2):88-117. (In Russ.). doi: 10.18288/1994-5124-2021-2-88-117
25. Van Dijk J.A.G.M. The Network Society, Social Aspects of New Media. London; Thou-sand Oaks; NewDelhi: Sage Publications, 1999:304. doi: 10.7146/mediekultur.v29i54.7943
26. Voronina N.S. Gender aspect of digital inequality in Russia: Results of empirical analysis. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya = World of Russia. Sociology. Ethnology. 2023;32(3):52-74. (In Russ.). doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-52-74
27. Noskova A.V., Goloukhova D.V., Kuz'mina E.I. Inequalities in education and prospects of digital learning in students' assessments. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologi-ya. Politologiya = Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2021;(62):28—39. (In Russ.). doi: 10.17223/1998863X/62/3
28. Rybakov M.S. Legal regulation of labor in digital reality: Main trends in the development of legislation. Molodoy uchenyy = Young Scientist. 2023;(1): 188-194. (In Russ.)
29. Trofimov E.A., Trofimova T.I. On discrimination in the Russian labor market. Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University. 2018;28(3):419-425. (In Russ.). doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425
30. Kozina M.I., Varakina L.A. Problems of inequality in the field of labor. Liberalno-demokraticheskie tsennosti = Liberal Democratic Values. 2021;5(4):39-44. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Л. И. Найденова - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40. Е. С. Тарханова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
L.I. Naydenova - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Management and Public Administration, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026. E.S. Tarkhanova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Public Administration, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 02.05.2024
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 07.06.2024 Принята к публикации / Accepted 30.07.2024
ISSN 2307-9525 (Online)