Научная статья на тему 'ЖЕНЩИНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЖЕНЩИНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК ТРУДА / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ИКТ / STEM / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говорова Н. В.

Цифровизация трансформировала большинство аспектов современной жизни и на фоне пандемии коронавируса COVID-19 и ее последствий усугубила проблемы, стоящие перед европейским обществом и экономикой. Это прежде всего неравенство во всех его проявлениях, включая гендерное неравноправие в трудовой сфере, особенно в высокотехнологичных секторах производства товаров и услуг. Цифровые технологии трансформировали мир труда, инициируя как возможности, так и риски для гендерного равенства. Именно поэтому особенно важно учитывать гендерный аспект во всех перспективных проектах политического, социально-экономического и экологического развития. В статье проанализированы причины гендерного дисбаланса в трудовой сфере Европейского союза в условиях цифровой экономики, рассмотрены возможности и ресурсы достижения гендерного равенства на современном рынке труда. Сделан вывод о перспективных инструментах - широком использовании цифровых технологий для демонтажа старых моделей сегрегации рынка труда и повышения квалификации специальностей в секторах с преобладанием женской занятости на фоне преодоления существующих гендерных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN IN THE EUROPEAN DIGITAL ECONOMY

Digitalization has transformed most aspects of modern life and, against the backdrop of the pandemic, has intensified the problems of European society and economy. This is above all inequality in all its dimensions, including gender inequality in the workplace, especially in the high-tech sectors of goods and services production. Digital technology has transformed the world of work, initiating both opportunities and risks for gender equality. That is why it is especially important to consider the gender aspect in all prospective projects of political, socio-economic and environmental development. The article analyzes the causes of gender imbalance in the European Union labor market in the context of the digital economy, and considers opportunities and resources for achieving gender equality in the labor market. The conclusion is made about promising tools - the wide use of digital technologies to dismantle old patterns of labor market segregation and increase the qualification of jobs in sectors with predominantly female employment against the background of overcoming existing gender stereotypes.

Текст научной работы на тему «ЖЕНЩИНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Woman in Russian Society 2021. No. 2. P. 161—173 DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.12

Женщина в российском обществе 2021. № 2. С. 161—173 ББК 65.240.5с51 DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.12

ЖЕНЩИНЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Н. В. Говорова

Институт Европы, Российская академия наук, г. Москва, Россия, n_govorova@mail.ru

Цифровизация трансформировала большинство аспектов современной жизни и на фоне пандемии коронавируса COVID-19 и ее последствий усугубила проблемы, стоящие перед европейским обществом и экономикой. Это прежде всего неравенство во всех его проявлениях, включая гендерное неравноправие в трудовой сфере, особенно в высокотехнологичных секторах производства товаров и услуг. Цифровые технологии трансформировали мир труда, инициируя как возможности, так и риски для гендерного равенства. Именно поэтому особенно важно учитывать гендерный аспект во всех перспективных проектах политического, социально-экономического и экологического развития. В статье проанализированы причины гендерного дисбаланса в трудовой сфере Европейского союза в условиях цифровой экономики, рассмотрены возможности и ресурсы достижения гендерного равенства на современном рынке труда. Сделан вывод о перспективных инструментах — широком использовании цифровых технологий для демонтажа старых моделей сегрегации рынка труда и повышения квалификации специальностей в секторах с преобладанием женской занятости на фоне преодоления существующих гендерных стереотипов.

Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, гендерное равенство, гендерный разрыв, цифровая экономика, рынок труда, кибербезопасность, ИКТ, STEM, устойчивое развитие.

WOMEN IN THE EUROPEAN DIGITAL ECONOMY

N. V. Govorova

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, n_govorova@mail.ru

Digitalization has transformed most aspects of modern life and, against the backdrop of the pandemic, has intensified the problems of European society and economy. This is above all inequality in all its dimensions, including gender inequality in the workplace, especially in the high-tech sectors of goods and services production. Digital technology has transformed the world of work, initiating both opportunities and risks for gender equality. That is why it is

© Говорова Н. В., 2021

especially important to consider the gender aspect in all prospective projects of political, socioeconomic and environmental development. The article analyzes the causes of gender imbalance in the European Union labor market in the context of the digital economy, and considers opportunities and resources for achieving gender equality in the labor market. The conclusion is made about promising tools — the wide use of digital technologies to dismantle old patterns of labor market segregation and increase the qualification of jobs in sectors with predominantly female employment against the background of overcoming existing gender stereotypes.

Key words: European Union, European Commission, digital economy, gender equality, gender gap, labor market, ICT, STEM, cybersecurity, sustainable development.

Введение

Стремительно развивающиеся технологические инновации оказывают значительное влияние на экономику и рынок труда, обладают высоким потенциалом социальных преобразований. Цифровизация несет с собой много новых возможностей во всех сферах жизни, в том числе изменение гендерных отношений. Однако она может также способствовать сохранению существующих форм неравенства, и в частности гендерного, создавая особые риски для молодых женщин и девушек. Становление и эволюция цифровой экономики определяют новые задачи в отношении экономического роста, производительности, а также гендерного паритета в трудовой сфере, особенно в высокотехнологичных отраслях и науке. Термины «цифровая экономика» и/или «цифровизация экономики» по-разному трактуются отечественными и зарубежными экспертами. В рамках исследования будем использовать широкое понятие данных явлений — происходящая в последние годы в европейских странах социально-экономическая трансформация, обусловленная масштабным проникновением во все сферы жизнедеятельности цифровых технологий по обработке и передаче информации [Циренщиков, 2019].

Политика гендерного равенства является неотъемлемой частью европейского интеграционного процесса, принципы которого были заложены более 60 лет назад в Римском договоре, документе, определившем основу для Европейского экономического сообщества, в статье 119, установившей принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин [Treaty Establishing the European Economic Community, 1957]. Наднациональные органы власти Европейского союза (Евросоюз, ЕС) стремятся содействовать равенству мужчин и женщин во всех видах деятельности, принимают меры для обеспечения применения принципа равных возможностей и равноправия в вопросах занятости и труда. Ген-дерное равенство — один из 20 ключевых принципов Европейской опоры социальных прав (I. Равные возможности и доступ к рынку труда) [European Pillar of Social Rights, 2017] — перспективной «социальной стратегии ЕС» [Борко, Бис-сон, 2019], призванной преодолеть асимметрию между развитием единого рынка и социальным прогрессом, разрешить наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития, такие как бедность и неравенство, обусловленные не в последнюю очередь гендерными различиями на рынке труда, прекаризация занятости, трансформация спроса и демографических установок и др.

Создание единого цифрового рынка является ключевой политикой ЕС с 2015 г. Она направлена на поддержку инклюзивного цифрового общества, в котором приобретение навыков в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится необходимым в всех областях деятельности. Коалиция «Цифровые навыки и рабочие места» Европейской комиссии (Еврокомис-сия, ЕК) содействует достижению этой цели, объединяя местные и национальные органы власти, компании, работающие в сфере образования и ИКТ, потребителей и социальных партнеров, которые сотрудничают в целях сокращения разрыва в цифровых навыках в сфере труда, образовании и обществе в целом [The Digital Skills... , 2016].

Преодоление гендерного разрыва в ИКТ может придать положительный импульс движению к Целям устойчивого развития (ЦУР) [Шведова, 2019], некоторые из которых, в частности ЦУР 5 «Гендерное равенство», демонстрируют на уровне Евросоюза в целом неудовлетворительную динамику, в том числе по показателям в области образования и на рынке труда [Sustainable Development. , 2020], отчасти из-за недоверия женщин к технологиям, меньшей их осведомленности об инновациях. Достижение гендерного равенства путем искоренения всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек в государственной и частной сферах, обеспечивающего полноценное участие женщин и равные возможности для руководства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и научной областях, — все это предполагает активное использование инноваций и технологий. Ряд политических инициатив ЕС направлен на преодоление цифрового гендерного разрыва путем акцентирования возможностей и преимуществ, которые новые ИКТ предоставляют самим женщинам, а также экономике и обществу. «Цифровая повестка дня для Европы» ЕК является одной из 7 флагманских инициатив в рамках стратегии «Европа-2020»; ее цель — стимулировать экономический рост, одновременно решая социальные проблемы. Нынешняя ситуация свидетельствует о сохраняющемся гендерном разрыве в доступе к цифровым технологиям и их использовании, обусловленном нехваткой экономических ресурсов, отсутствием образования и профессиональной подготовки у женщин, а также социокультурными представлениями о роли и месте женщин в обществе и на рынке труда.

Евросоюз сможет успешно конкурировать на мировом рынке товаров, услуг, инноваций и талантов только в том случае, если он использует все свои активы и потенциал. Глава исполнительной власти, председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен поставила вопросы дигитализации и гендерного равенства в свою повестку дня, подав пример сбалансированности состава ЕК с этой точки зрения [Leyen, 2019]. В феврале 2020 г. Еврокомиссия обнародовала цифровую стратегию ЕС «Формирование цифрового будущего Европы», в которой подчеркивается, что цифровой переход в европейском обществе будет осуществляться в интересах и силами всех граждан, независимо от возраста, профессиональной принадлежности и пола [Shaping Europe's Digital Future, 2020: 5]. В свою очередь в Стратегии ЕС по гендерному равенству на 2020—2025 гг. обозначена необходимость интеграции гендерной перспективы в этой области, для того чтобы больше девочек и девушек, чем в настоящее время, приобретали навыки в области информационных технологий и имели возможность в будущем играть

большую роль в формировании цифрового общества [A Union of Equality, 2020]. Сегодня вполне очевидно, что повышение значимости и расширение прав и возможностей женщин в цифровой экономике будет способствовать экономическому росту и более широкому социальному прогрессу [Говорова, 2020].

Цифровизация в сфере труда Европейского союза

Евросоюз сталкивается с беспрецедентной нехваткой специалистов по ИКТ, искусственному интеллекту. При этом женщины, составляя более половины европейского населения, занимают незначительную часть рабочих мест в этих областях и среди выпускников — специалистов по естественно-научным и техническим дисциплинам (Science, Technology, Engineering, Math — STEM). Во II квартале 2020 г. уровень занятости в ЕС (20—64 лет) составил 66 % для женщин и 77 % для мужчин. Разница в показателях наблюдалась на всех уровнях образования, от 21 % для малообразованных лиц до 6 % среди высокообразованных работников [Gender Employment Gap... , 2020]. Гендерный дисбаланс, в виде сильной отраслевой сегрегации или профессиональной контрактной (по условиям найма: неполный рабочий день или временная работа), особенно в высокотехнологичных отраслях, тормозит становление цифровой экономики в условиях, когда технологии заменяют или преобразуют работу женщин и мужчин.

В соответствии с Договором о функционировании ЕС европейские институты поддерживают и дополняют деятельность государств-членов в вопросах гендерного равноправия в сферах трудоустройства, условий труда и вознаграждения за него, не препятствуя им принимать меры, предусматривающие специальные преимущества, призванные содействовать осуществлению профессиональной деятельности недостаточно представленным полом либо предотвращать или компенсировать неблагоприятные обстоятельства в профессиональной карьере [Consolidated versions... , 2012]. Инициативы Еврокомиссии поощряют и расширяют возможности женщин играть более активную роль в цифровую эпоху, основное внимание уделяется борьбе с цифровыми гендерными стереотипами, содействию формированию цифровых навыков и образования, пропаганде увеличения числа женщин-предпринимателей.

В День цифровых технологий — 9 апреля 2019 г. — 27 представителей государств — членов ЕС и Норвегия подписали министерскую декларацию «Женщины в цифровом мире» (Ministerial Declaration of Commitment on Women in Digital), с особым акцентом на улучшение представленности женщин в высокотехнологичных (hi-tech) секторах и других хорошо оплачиваемых видах деятельности (в том числе STEM). Цель заключается в том, чтобы поднять политический приоритет недопредставленности женщин в цифровой экономике. Документ основывается на выводах Совета ЕС о гендерном равенстве, молодежи и цифровизации [Gender Equality and Digitalisation, 2018] и Декларации о гендерном равенстве, подписанной странами ЕС [Gender Equality as a Priority... , 2018]. Страны будут принимать меры на национальном уровне в следующих областях: создание стратегий по стимулированию участия женщин в цифровом мире и поощрение СМИ к продвижению позитивного имиджа женщин в нем;

учреждение Европейского дня девочек и женщин в ИКТ1; стимулирование компаний к борьбе с гендерной дискриминацией на рабочем месте; продвижение сбалансированного в гендерном отношении состава советов, комитетов и органов, занимающихся вопросами цифровых технологий. Каждое государство-член разработало межсекторальный национальный план в отношении женщин в цифровой сфере (самостоятельный или интегрированный в уже существующую цифровую повестку дня).

Женщины недопредставлены в высокотехнологичных секторах (в ЕС к ним относятся высокотехнологичное производство и наукоемкие высокотехнологичные услуги), очень мало их среди ученых и инженеров (в 2019 г. из 32 млн человек, занятых в hi-tech секторах, лишь пятую часть составляли женщины; эта доля остается неизменной с 2010 г.), которые могли бы быть мобилизованы для разработки и развития новых цифровых технологий. При этом гендерные диспропорции еще более ощутимы в области компьютерного обучения, в сфере программного обеспечения и ИКТ-услуг, искусственного интеллекта. Дефицит женщин в цифровой экономике является упущенной возможностью для Европы и дорого ей обходится. Расширение участия женщин в высокотехнологичных секторах может привести к ежегодному приросту ВВП Евросоюза на 16 млрд евро. Однако исследование ЕК «Женщины в цифровую эпоху» зафиксировало тенденцию снижения заинтересованности женщин (по сравнению с 2011 г.) в STEM образовании, занятости, включая предпринимательство: из 1 тыс. выпускниц вузов только 24 изучали предмет, связанный с ИКТ, и только 6 из них продолжали работать в цифровом секторе [Women in the Digital Age, 2018].

В ЕС для надежных измерений прогресса усилий по преодолению цифрового гендерного разрыва по методологии Еврокомиссии [Women in Digital Index... , 2020] применяется индекс «Женщины в цифровом мире, WiD»2 в рамках индекса цифровой экономики и общества (DESI), объединяющего 12 соответствующих показателей для оценки деятельности государств-членов в таких областях, как: 1) использование Интернета, 2) навыки работы в Интернете, 3) специализированные навыки и занятость3. По данным WiD-2020, женщины все еще имеют меньше шансов получить специальные цифровые навыки и работать в этой области. Гендерный разрыв присутствует во всех 12 измеряемых показателях, при этом разрыв в базовых цифровых навыках сократился с 10,5 % в 2015 г. до 7,7 % в 2019 г. Женщины Дании, Нидерландов, Финляндии и Швеции являются одними из самых активных участников цифровой экономики. В Болгарии, Румынии, Греции и Италии они наименее склонны принимать

1 С 2011 г. по инициативе ООН в конце апреля отмечается Международный день девушек в сфере ИКТ (International Girls in ICT Day), с 2016 г. — Международный день женщин и девочек в науке (International Day of Women and Girls in Science) (11 февраля).

2 URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/women-digital-scoreboard (дата обращения: 04.02.2021).

3 DESI представляет собой сводный индекс, в котором обобщаются соответствующие показатели, характеризующие цифровые показатели в Европе, и отслеживается эволюция стран — членов ЕС в области цифровой конкурентоспособности. Международный индекс цифровой экономики и общества (I-DESI) объединяет 24 показателя для анализа и сравнения тенденций в 45 странах, включая Россию, а также Китай, Японию и США.

участие в цифровой экономике во всех трех вышеперечисленных областях, главным образом из-за недостатка соответствующих навыков и стереотипов.

Мониторинг и показатели эволюции вовлечения и участия женщин в цифровую экономику и общество постоянно совершенствуются. Европейский институт гендерного равенства (EIGE) — автономная организация, действующая в рамках политики и инициатив ЕС, цели и задачи которой определены Европейским парламентом и Советом ЕС, возложившими на нее центральную роль в содействии равенству мужчин и женщин. EIGE собирает, анализирует и распространяет данные по вопросам гендерного равенства в Европе и за ее пределами, внося свой вклад в его продвижение и укрепление в мире. По данным исследования EIGE «Индекс гендерного равенства 2020. Цифровизация и будущее работы», европейские женщины и мужчины применяют Интернет в более или менее равной степени, однако картина существенно меняется, если говорить о пожилых и малообразованных женщинах, более четверти которых вообще никогда им не пользовались. Мужчины чаще участвуют в профессиональных сетевых сообществах, скачивают программное обеспечение и ищут учебные материалы в Интернете; женщины чаще мужчин присутствуют в социальных сетях и ищут информацию об образовании и обучении. Женщины также сталкиваются с более серьезными препятствиями в приобретении и совершенствовании цифровых навыков. Несмотря на общий рост сектора ИКТ в последние десятилетия и высокий спрос на соответствующие навыки на рынке труда, женщины составляют лишь пятую часть выпускников в областях, связанных с ИКТ, а доля женщин, занятых в сфере ИКТ, еще меньше (18 %; минус 4 п. п. по сравнению с 2010 г.), серьезные расхождения есть и по параметрам частичной занятости. Помимо ИКТ, значительный гендерный разрыв имеется среди ученых и инженеров в высокотехнологичных отраслях (табл.).

В ЕС молодые женщины и мужчины являются наиболее квалифицированным поколением, обладающим цифровыми технологиями, и в равной степени пользуются базовыми и более широкими цифровыми навыками. Однако позднее гендерный разрыв увеличивается. Мужчины находятся в более благоприятном положении с точки зрения навыков работы с цифровыми технологиями, чем женщины, особенно старшей возрастной когорты, инвалиды, мигрантки и представительницы этнических групп. В сфере ИКТ существует значительная вертикальная и горизонтальная дискриминация и женщины зачастую обладают избыточной квалификацией для своих должностей. Лишь незначительное меньшинство женщин занимают руководящие должности и зарабатывают немногим меньше мужчин. Примечательно, что наименьшие различия по приведенным параметрам и даже «обратная ситуация» наблюдаются, главным образом, в «небогатых» государствах ЕС, включая бывшие республики Советского Союза и страны СЭВ. Представляется, что это позитивное наследие общего социалистического прошлого. Здесь же следует отметить, что согласно индексу EIGE государства — члены ЕС с самыми высокими баллами по индексу гендер-ного равенства имеют и самые лучшие показатели интеграции и вклада женщин в цифровую экономику; это говорит об определенной взаимозависимости достижений в областях гендерного равенства и цифрового преобразования.

Основные показатели цифровизации в сфере труда в ЕС, 2018—2019 гг., %

Проблемные области ЕС Гендерный разрыв

Индикатор М Ж минимальный или положительный максимальный

Цифровые навыки Пользователи Интернета (ежедневно) (16—74 лет) 80,0 78,0 Ирландия, Испания, Литва, Мальта, Швеция Австрия, Люксембург

Имеющие развитые цифровые навыки (16—74 лет) 36,0 31,0 Латвия, Болгария, Словения Нидерланды, Великобритания

Сегрегация в образовании Доли женщин и мужчин среди 79,9 20,1 Греция, Болгария, Румыния Люксембург

и на рынке труда выпускников в областях, связанных с ИКТ

Доли женщин 82,3 17,7 Латвия, Литва, Венгрия,

и мужчин среди Болгария Мальта, Чехия

специалистов в области ИКТ

(15+ лет)

Доли женщин 80,0 20,0 Испания, Люксембург,

и мужчин среди ученых и инженеров в hi-tech отраслях (25—64 лет) Хорватия, Словения Чехия, Венгрия

Работа Доли женщин 42,0 37,0 Латвия, Литва, Италия,

в сфере ИКТ и мужчин, использовавших на работе компьютеры или другие портативные устройства (16—74 лет) Болгария, Румыния, Словения, Кипр Австрия

Доли населения, работающего неполный рабочий день в сфере ИКТ (20—64 лет) 5,4 16,5 Румыния, Венгрия, Словакия, Кипр, Болгария, Хорватия Нидерланды, Австрия, Люксембург, Германия

Разрыв в оплате

труда мужчин и женщин в ИКТ 11,1

(20—64 лет)

Сост. по: [Gender Equality Index 2020, 2020].

Цифровая трансформация рынка труда влечет за собой необходимость решения ряда важных задач в области гендерного равенства. В частности, женщины несколько чаще, чем мужчины, рискуют быть замененными на своих

рабочих местах машинами или алгоритмами, а новые рабочие места зачастую сосредоточены в секторах ИКТ и STEM, где доминируют мужчины. При этом женщины недопредставлены в системе платформенной занятости (gig economy), масштабы которой растут (серьезное поле исследований для экспертов). Позитивные и негативные стороны ее воздействия на работников, работодателей и экономику в целом рассмотрены в статье [Бобков, Черных, 2020]. Европейские специалисты указывают на проблемы для применения законодательства ЕС о гендерном равенстве и недискриминации в сфере занятости из-за нерегулярного характера этой работы и новых методов управления трудовыми ресурсами, приводящих к ограниченному доступу к социальному обеспечению и мерам по охране труда, что особенно дало о себе знать в период коронакризиса. 24 февраля 2021 г. Еврокомиссия объявила о начале первого этапа консультаций с социальными партнерами по защите работников на цифровых платформах. Действия ЕС помогут улучшить условия труда, поскольку правовое регулирование гиг-экономики носит фрагментированный характер в государствах-членах; благодаря инициативе станет возможным обеспечить справедливые условия труда для всех, гарантируя защиту от экономических и социальных рисков [European Commission... , 2021].

Женщины в киберпространстве

16 декабря 2020 г. Еврокомиссия и Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности представили новую Стратегию ЕС в области кибербезопасности4 [The EU's Cybersecurity Strategy. , 2020]. Стратегия на ближайшее десятилетие является ключевым компонентом программы «Формирование цифрового будущего Европы» [Shaping Europe's Digital Future, 2020], Плана Комиссии по восстановлению (Recovery Plan for Europe) и Европейского союза безопасности на 2020—2025 гг. (European Security Union). Цель Стратегии — укрепление коллективной сопротивляемости ЕС кибернетическим угрозам и обеспечение надежности и конфиденциальности цифровых услуг и инструментов для общества и бизнеса на фоне новых вызовов, усиленных в числе прочего коронакризисом. Евросоюз стремится стать движущей силой мировых стандартов и решений в области кибербезопасности, а также развития и применения новых технологий. Однако обеспечить это можно только в том случае, если имеется достаточное количество специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, а в ЕС их в настоящее время не хватает.

Гендерные стереотипы начинают проявляться на ранних стадиях образовательного процесса, оказывая большое влияние на выбор предметов изучения, и сильнее всего заявляют о себе в высокотехнологичном секторе экономики и рынка труда. Библиография отечественных и зарубежных исследований данного

4 Киберкомпьютерная безопасность — совокупность методов защиты компьютеров, мобильных устройств, сетей, информации, а также восстановление и повышение осведомленности (обучение пользователей). Последнее особенно важно, поскольку в будущем в Европе более 90 % рабочих мест, как ожидается, потребуют определенной степени владения электронными навыками и цифровой грамотностью, в то время как 44 % работающего населения ЕС не имеет базовых навыков работы с цифровыми технологиями [€500 million from Portuguese recovery plan. , 2021].

вопроса приведена в статье [Савинская, Лебедева, 2020]. В силу этого женщины составляют лишь незначительную долю венчурных капиталистов, бизнес-ангелов и инвесторов в сфере использования и создания компьютерного программного обеспечения — ключевого актива цифровой трансформации. В сфере кибербезопасности еще до пандемии ощущалась довольно значительная нехватка экспертов. Дефицит, который, по прогнозам, к 2022 г. достигнет 1,8 млн человек во всем мире и 350 тыс. в Европе, усугубляется недостаточной представленностью женщин. В мире они составляют лишь 11 % соответствующей рабочей силы, в Европе — 7 % [The EU's Cybersecurity Strategy... , 2020]. Первоначальным условием для решения этой проблемы является формирование критической массы женщин, активно участвующих в обеспечении кибербез-опасности. Именно поэтому Еврокомиссия стимулирует развитие навыков компьютерной безопасности, входящих в общую повестку дня ЕК по цифровым навыкам, финансируемых в рамках программ «Горизонт 2020», «Горизонт Европа» и «Цифровая Европа».

Генеральный директорат по коммуникационным сетям, контенту и технологиям (DG Connect) ЕК, отвечающий за управление цифровой повесткой дня (A Digital Agenda for Europe5), и Европейская организация по кибербезопасности (ECSO) с ее инициативой «Женщины в киберпространстве» (Women4Cyber, W4C), выдвинутой для того, чтобы охватить сложную по своей сути область ки-бербезопасности и удовлетворить растущий спрос на специалистов по кибербез-опасности в Европе, с целью формирования сообщества женщин-специалистов создали реестр европейских женщин, работающих в данной сфере. Он объединяет специалисток различного профиля и будет служить ориентиром для экспертных групп, организаторов мероприятий, средств массовой информации, а также для сотрудничества и потенциальных возможностей для бизнеса. Главная цель Women4Cyber заключается в поощрении и развитии навыков, повышении квалификации и переквалификации девочек и женщин для получения ими образования и профессий, связанных с кибербезопасностью. Совет W4C — стратегический орган, возглавляющий эту инициативу; в его состав входят 30 ведущих европейских женщин-лидеров из государственного, частного и академического секторов.

Программа W4C имеет следующие особенности: регистрация в базе данных возможна только для женщин, работающих в этой сфере, однако веб-сайт является открытым, то есть база данных доступна для всех; с женщинами-экспертами можно напрямую связаться онлайн; веб-сайт обладает функцией поиска, то есть на нем можно осуществлять поиск по названию, ключевым словам, сектору, области специализации, языку или стране проживания. База данных (на английском языке) будет постоянно пополняться путем предоставления новым участникам возможности регистрироваться в течение определенного времени, а существующим участникам — актуализировать свои данные, обмениваться идеями, устанавливать контакты и искать новые возможности.

Организация «Женщины в киберпространстве» пропагандирует кибербез-опасность как специальность и карьеру, доступные девушкам и женщинам на различных этапах их профессиональной биографии, оказывает содействие

5 URL: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/64/digital-agenda-for-europe (дата обращения: 04.02.2021).

разработке специальных программ подготовки или переподготовки кадров, повышения квалификации, расширению присутствия женщин в соответствующем сегменте рынка труда, включая участие женщин в исследованиях и разработках инноваций, оказывает поддержку в формировании политики на общеевропейском и национальных уровнях.

Выводы

Для достижения тендерного равенства в цифровой экономике Евросоюза сохраняются серьезные проблемы. Представляется, что относительно полное гендерное равенство не будет достигнуто еще по меньшей мере в течение полувека, и одна из причин этого — его отсутствие на уровне принятия решений, а также в научно-технической сфере в ЕС. Проведенный анализ свидетельствует о том, что для лидерства в переходе на цифровые технологии следует в полной мере использовать профессионализм и таланты женщин, на полноправной основе включить их в состав рабочей силы, способствующей технологическим изменениям. Принятие мер по вовлечению большего числа женщин в цифровой сектор является необходимым условием для построения инклюзивной, конкурентоспособной и динамичной цифровой Европы, выполнения Повестки дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030 г. Гендерное измерение будет иметь существенное влияние и на так называемый двойной переход — экологическую и цифровую трансформации (JTM)6, именно поэтому для его достижения необходимо включение гендерной перспективы во все политики и процессы ЕС. Неиспользованный потенциал талантливых женщин-ученых, наряду с гендерно-нечувствительными исследованиями, не позволяет в полной мере реализовать потенциал научно-технического прогресса.

Достижение гендерного равенства в ЕС требует объединения усилий всех институтов и агентств ЕС, государств-членов во взаимодействии с гражданским обществом и женскими организациями, социальными партнерами и частным сектором. Среди возможных инструментов — широкое использование цифровых технологий для изживания старых моделей сегрегации рынка труда и повышения квалификации специальностей в секторах с преобладанием женской занятости. В неменьшей степени все вышесказанное актуально и для современной России.

Библиографический список

Бобков В. Н., Черных Е. А. Платформенная занятость: масштабы и признаки

неустойчивости // Мир новой экономики. 2020. № 14. С. 6—15. БоркЮ. А., Биссон Л. С. Европейская интеграция: перезапуск идеи «социальной

Европы» // Современная Европа. 2019. № 6. С. 5—17. Говорова Н. В. Рынок труда Европейского союза в цифровую эпоху: гендерный аспект //

Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 30—41. Савинская О. Б., Лебедева Н. В. Почему женщины уходят из STEM: роль стереотипов // Женщина в российском обществе. 2020. № 2. С. 62—75.

6 The Just Transition Mechanism: Making Sure No One Is Left Behind. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal/actions-being-taken-eu/just-transition-mechanism_en (дата обращения: 04.02.2021).

Циренщиков В. С. Цифровизация экономики Европы // Современная Европа. 2019. № 3. С. 104—114.

Шведова Н. А. Высшая школа и наука: проблемы гендерного равенства // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 40—54.

A Union of Equality: Gender Equality Strategy 2020—2025. COM(2020) 152 final / European Commission. Brussels, 2020. 20 p.

Consolidated versions of the treaty on European Union and the treaty on the functioning of the European Union. Art. 8, 153, 157 TFEU // Official Journal of the European Union. 2012. Vol. 55, C 326. 412 p.

European Commission launches first stage of consultation with social partners on protections for platform workers // Bulletin Quotidien Europe. 2021. № 12 665. P. 19—20.

European Pillar of Social Rights. 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/ beta-political/files/social-summit-european-pillar-social-rights-booklet_en.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

€500 millions from Portuguese recovery plan will contribute to digitalisation of education system // Bulletin Quotidien Europe. 2021. № 12 642. P. 19.

Gender Employment Gap by Education Level in Q2 2020 / European Commission. 2020. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20201111-2? inheritRedirect=true (дата обращения: 04.02.2021).

Gender Equality and Digitalisation / Council of the European Union. Brussels, 6 December 2018. (OR. en) 15308/18. P. 17. URL: https://eige.europa.eu/publications/gender-equality-and-digitalisation-european-union (дата обращения: 04.02.2021).

Gender Equality as a Priority of the European Union today and in the future: Joint Declaration / Austrian Presidency of the Council of the European Union, Federal Chancellery of Austria, Federal Minister for Women, Families and Youth. Division 3: Women and Equality. 2018. URL: https://www.bundeskanzleramt.gv.at/dam/jcr:04c6d3cb-83e4-41d3-b0e8-ecf9c97825ff/Joint_Declaration_Gender_Equality_as_a_priority_of_the_European_ Union_to.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

Gender Equality Index 2020: Digitalisation and the Future of Work. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 182 p.

Leyen U. von der. A Union that Strives for More: My Agenda for Europe. Political Guidelines for the Next European Commission 2019—2024 / European Commission. 2019. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/political-guidelines-next-commission_en_0.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

Shaping Europe's Digital Future. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.

Sustainable Development in the European Union: Monitoring Report on Progress towards the SDGs in an EU Context. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 366 p.

The Digital Skills and Jobs Coalition: Members Charter. 2016. URL: https://ec.europa.eu/ digital-single-market/sites/digital-agenda/files/digital_skills_and_jobs_coalition_members_ charter_0.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

The EU's Cybersecurity Strategy for the Digital Decade. High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. Brussels, 16.12.2020. Join(2020) 18 final. Joint Communication to the European Parliament and the Council. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/eus-cybersecurity-strategy-digital-decade (дата обращения: 04.02.2021).

Treaty establishing the European Economic Community. Rome, 25 March 1957. URL: https://www.cvce.eu/en/obj/treaty_establishing_the_european_economic_community_ rome_25_march_1957-en-cca6ba28-0bf3-4ce6-8a76-6b0b3252696e.html (дата обращения: 15.02.2021).

Women in Digital Index. 2020. Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology. Digital Single Market. Digital Economy & Skills: Methodological Note. 2020. URL: https://digtal-strategy.ec.europa.eu/en/library/women-digital-scoreboard-2020 (дата обращения: 04.02.2021). Women in the Digital Age: Final Report / European Union. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018.

References

A Union of Equality: Gender Equality Strategy 2020—2025, COM(2020) 151 Final (2020), European Commission, Brussels.

Bobkov, V. N., Chernykh, E. A. (2020) Platformennaia zaniatost': masshtaby i priznaki neustoichivosti [Platform employment — the scale and evidence of instability], Mir novoi ekonomiki, no. 14, pp. 6—15.

Borko, Yu. A., Bisson, L. S. (2019) Evropeiskaia integratsiia: perezapusk idei "sotsial'noi Evropy" [European integration: a restart of the idea of "social Europe"], Sovremennaia Evropa, no. 6, pp. 5—18.

Consolidated versions of the treaty on European Union and the treaty on the functioning of the European Union, art. 8, 153, 157 TFEU (2012), Official Journal of the European Union, vol. 55, C 326, pp. 1—412.

European Commission launches first stage of consultation with social partners on protections for platform workers (2021), Bulletin Quotidien Europe, no. 12 665, pp. 19—20.

European Pillar of Social Rights (2017), available from https://ec.europa.eu/commission/ sites/beta-political/files/social-summit-european-pillar-social-rights-booklet_en.pdf (accessed 10.02.2021).

€500 millions from Portuguese recovery plan will contribute to digitalisation of education system (2021), Bulletin Quotidien Europe, 2021, no. 12 642, p. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gender Employment Gap by Education Level in Q2 2020 (2020), European Commission, available from https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/DDN-20201111 -2?inheritRedirect=true (accessed 04.02.2021).

Gender Equality and Digitalisation (2018), Council of the European Union, Brussels, 6 December 2018, 15308/18, available from https://eige.europa.eu/publications/gender-equality-and-digitalisation-european-union (accessed 04.02.2021).

Gender Equality as a Priority of the European Union today and in the future: Joint Declaration (2018), Austrian Presidency of the Council of the European Union, Federal Chancellery of Austria, Federal Minister for Women, Families and Youth, Division 3: Women and Equality, available from https://www.bundeskanzleramt.gv.at/dam/jcr:04c6d3cb-83e4-41d3-b0e8-ecf9c97825ff/Joint_Declaration_Gender_Equality_as_a_priority_of_ the_European_Union_to.pdf (accessed 04.02.2021).

Gender Equality Index 2020: Digitalisation and the Future of Work (2020), Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Govorova, N. V. (2020) Rynok truda Evropeiskogo soiuza v tsifrovuiu epokhu: gendernyi aspekt [The European Union labor market in the digital age: gender features], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3, pp. 30—41.

Savinskaia, O. B., Lebedeva, N. V. (2020) Pochemu zhenshchiny uhodiat iz STEM: rol' stereotipov [Why women leave STEM: the role of stereotypes], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 2, pp. 62—75.

Shaping Europe's Digital Future (2020), Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Shvedova, N. A. (2019) Vysshaia shkola i nauka: problemy gendernogo ravenstva [Higher education and science: problems of gender equality], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3, pp. 40—54.

Sustainable Development in the European Union: Monitoring Report on Progress towards the SDGs in an EU Context (2020), Luxembourg: Publications Office of the European Union.

The Digital Skills and Jobs Coalition: Members Charter (2016), available from https://ec.europa.eu/ digital-single-market/sites/digital-agenda/files/digital_skills_and_jobs_coalition_members_ charter_0.pdf (accessed 12.02.2021).

The EU's Cybersecurity Strategy for the Digital Decade (2020), High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy, Brussels, 16.12.2020, Join(2020) 18 Final, Joint Communication to the European Parliament and the Council, available from https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/eus-cybersecurity-strategy-digital-decade (accessed 04.02.2021).

Tsirenshchikov, V. S. (2019) Tsifrovizatsiia ekonomiki Evropy [Digitalization of European economy], Sovremennaia Evropa, no. 3, pp. 104—114.

Treaty Establishing the European Economic Community, Rome, 25 March 1957, available from https://www.cvce.eu/en/obj/treaty_establishing_the_european_economic_community_ rome_25_march_1957-en-cca6ba28-0bf3-4ce6-8a76-6b0b3252696e.html (accessed 15.03.2021).

Von der Leyen, U. (2019) A Union that strives for more: My Agenda for Europe, Political Guidelines for the Next European Commission 2019—2024, European Commission, available from https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/political-guidelines-next-commission_en_0.pdf (accessed 12.02.2021).

Women in Digital Index, Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, Digital Single Market, Digital Economy & Skills: Methodological Note (2020), available from https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/women-digital-scoreboard-2020 (accessed 04.02.2021).

Women in the Digital Age: Final report (2018), European Union, Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Статья поступила 18.02.2021 г.

Информация об авторе /Information about the author

Говорова Наталья Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт Европы РАН, г. Москва, Россия, n_govorova(@mail.ru (Cand. Sc. (Econ.), Leading Researcher, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.