ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-73-84 УДК 314.17
СОКРАЩЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ
М.Н. Дудин
ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6317-2916 Е.В. Левина АНО ВО «Институт деловой карьеры» https://orcid.org/0000-0002-6913-6155 А.Н. Анищенко
ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2695-4123
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ масштабов гендерного неравенства в профессиональной деятельности в российском социально-экономическом пространстве. Предметом данного исследования стала проблема гендерного неравенства в процессе трудовых отношений. Цель статьи - выявить особенности и тенденции изменения границ гендера в контексте трудовых взаимоотношений в эпоху глобальной цифрови-зации. Авторами статьи рассмотрены историко-теоретические аспекты гендерного неравенства, представлены различные взгляды на проблему, дана трактовка индекса гендерного неравенства, а также представлены тенденции стирания границ гендерного неравенства в эпоху цифровизации. Авторами статьи использованы такие общенаучные и частнонаучные методы, как исторический анализ для изучения эволюции взглядов на проблему гендерного неравенства, экономико-статистический и сравнительный анализ для исследования индекса гендерного неравенства в различных странах мира и выявления положения России.
Полученные авторами исследования результаты могут быть использованы при организации и планировании деятельности современных предприятий, распределении нагрузки и задач, подборе персонала. Данное исследование актуально для всех сфер производственной деятельности, которые используют современные цифровые технологии, в том числе и для предприятий агропромышленного комплекса, где активно внедряются новейшие технологии, цифровизация, автоматизация и роботизация. Ключевые слова: гендер; гендерное неравенство; индекс гендерного неравенства; трудовые взаимоотношения; глобализация; цифровизация; информационные технологии.
Для цитирования: М.Н. Дудин, Е.В. Левина, А.Н. Анищенко. Сокращение гендерного неравенства в процессе трудовых взаимоотношений в эпоху глобальной цифровизации. Социально-трудовые исследования. 2020;38(1):73-84. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-73-84.
ОRIGINAL PAPER
REDUCING GENDER INEQUALITY IN LABOR RELATIONS IN THE ERA OF GLOBAL DIGITALIZATION
M.N. Dudin
Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences (MEI RAS), Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-6317-2916
E.V. Levina
Autonomous Non-Commercial Organization for Higher Education "Institute of Business Career", Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-6913-6155 A.N. Anishchenko
Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences (MEI RAS), Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-2695-4123
© М.Н. Дудин, Е.В. Левина, А.Н. Анищенко. 2020.
ABSTRACT
The article presents an analysis of gender inequality in professional activity in the Russian social and economic space. The subject of the study is the problem of gender inequality in labor relations. The aim of the article is to identify the features and trends of changing gender boundaries in labor relations in the era of global digitalization. The authors of the article examined the historical and theoretical aspects of gender inequality, presented different views on the problem, provided an interpretation of the gender inequality index and trends in erasing the boundaries of gender inequality in the digital era.
The authors used general scientific and private scientific methods such as historical analysis to study the evolution of views on gender inequality, economic, statistical and comparative analysis to study the gender inequality index in different countries of the world and to define the situation in Russia. The authors of the article used such general scientific and private scientific methods as historical analysis to study the evolution of views on the problem of gender inequality, economic-statistical and comparative analysis to study the gender inequality index in different countries of the world and identify the situation in Russia. The research results can be used to organize and plan activities of modern enterprises, to balance tasks and recruit staff. This study is relevant for all areas of production activities that use modern digital technologies, including for agricultural enterprises, where the latest technologies, digitalization, automation and robotics have been actively introduced.
Keywords: gender; gender inequality; gender inequality index; labor relations; globalization; digitalization; information technologies.
For citation: M.N. Dudin, E.V. Levina, A.N. Anishchenko. Reducing gender inequality in labor relations in the era of global digitalization. Social and labor research. 2020;38(1):73-84. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-73-84.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема гендерного неравенства в обществе является значимой в силу существенных изменений постсовременного общества, в частности переосмысления роли различных категорий населения, включая гендерные роли и статусно-ролевые ожидания. Несмотря на то что в большинстве развитых стран мира женщины стали более успешны, чем раньше, гендерный разрыв в социуме сегодня занимает существенное место среди значимых проблем нашего времени.
Понятие гендерного неравенства подразумевает некую характеристику социального уклада, при которой принято различать две разные социальные группы (мужчины и женщины), которые будут обладать существенными различиями и соответственно неравными возможностями в социальной среде. Гендерное неравенство можно рассматривать как «совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивиду в зависимости от его половой принадлежности» [1].
Трудовую деятельность женщин традиционно принято считать менее квалифицированной и соответственно более низко оплачиваемой, несмотря на то что уровень профессиональной подготовки и образования у большинства женщин выше, чем у мужчин (в 2017 г. доля женщин с высшим образованием составила 58%, а доля мужчин - 42%) [2], однако количество женщин, занимающих высокую должность и выполняющих квалифицированную работу, значительно меньше, чем
мужчин, и заработная плата мужчин значительно выше заработной платы женщин. В современное время считается, что работник-мужчина будет всегда предпочтительнее, чем женщина, по физическим и интеллектуальным способностям. Поэтому проблема гендерного неравенства остается актуальной для общественных и гуманитарных дисциплин.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) объединяет анализ проблем гендерных взаимоотношений с изменением положения полов в распределении труда и формированием культуры в обществе [3]. Согласно его взглядам, непосредственно разделение труда стало основой социального порядка, окончательным проявлением нравственного группового сознания. Э. Дюркгейм обозначил, что в процессе развития общества произошло следующее распределение между полами: мужчины в большей степени приобрели и развили интеллектуальные функции, а женщины - эмоциональные. Труды ученого ориентированы на решение данных противоречий. Нравственные последствия распределения труда, по его мнению, считаются гораздо значительнее экономических. В качестве примера разделения труда Э. Дюркгейм рассматривал брак, где распределение труда расценивается как основа солидарности.
Согласно теории французского исследователя, культурные и физиологические отличия среди представительниц слабого пола и мужчин обладают тенденцией к непрерывному увеличению. Основываясь на научных данных такой научной дисциплины, как антропология, Э. Дюркгейм полагал, что брачного союза в доисторическую эпоху не было вовсе, вместо этого практиковались беспорядочные половые связи со слабым намеком на матриархальную семью [3].
По мнению ученого, разделение труда базируется на поло-ролевой модели поведения, именно она составляет основу для солидарности в повседневной сфере. Подобное объяснение супружеского единства позволило ученому предположить, что повышение разделения общественного труда приводит к солидарности, а не к разногласиям и распрям [3].
Создатель немецкой классической социологии Георг Зиммель (1858-1918 гг.) полагал, что подчиненное положение женщин в социальном пространстве стало серьезной проблемой для развития здорового общества, а те роли, которые были закреплены за женщинами, рассматривались как недостаточные для их самоактуализации и самореализации.
Представления Г. Зиммеля и Э. Дюркгейма существенно отличаются. Согласно точке зрения Г. Зиммеля, происходящее в обществе распределение труда реализуется с учетом половой принадлежности, что, в свою очередь, воздействует на оценку женщин, которая происходит через призму взаимоотношения полов. Иными словами, общество не воспринимает женщину как самостоятельное звено. [1]. Он полагал, что специфические свойства женского характера невозможно представить относительно полового распределения труда.
Основная идея в подходе американского социолога Ирвина Гофмана (1922-1982 гг.) состоит в рассмотрении аналогии общества с миром театра, а поло-ролевые модели поведения - с театральными ролями, которые разыгрываются для произведения определенного впечатления на участников общения и реакции на их ожидания. Система формирования гендера получила название «гендер-ный дисплей», что означает определенный набор конкретных действий, которые совершает человек при контакте с противоположным полом. В ходе взаимодействия полов проявляется так называемая природная сущность индивида. Данное взаимодействие получило название «гендерная игра». Отличия по половому признаку в соответствии с
основами институциональной рефлективности обретают общественное значение [4].
Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод, что ученые-социологи рассматривают гендерные взаимоотношения как статусно-ролевое взаимодействие полов, причем статус мужчины и женщины является предписанным.
В научный оборот понятие «гендер» было введено в 1980 г. американским историком Джоан Скотт. Данный термин обозначал биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами, а именно в поле зрения находились различия ролевых моделей поведения, обусловленные половой принадлежностью [5]. В ее исследованиях гендерная иерархия определялась как первая форма социального неравенства, и именно гендерные роли с определенными моделяи поведения, которые сложились благодаря традициям и существующему в обществе социальному контролю, поддерживали систему господства и подчинения, а гендерные роли стали элементом социальной цепочки, определяющим распределение власти и престижа.
Наряду с появлением понятий «гендер» и «ген-дерное неравенство» в ряде западных стран формируется женское движение, а вместе с тем и понятия «женские исследования» (Women's studies) и «гендерные исследования» (Gender studies) [6]. Данные исследования были нацелены на изучение женских взглядов на их профессиональную деятельность, вклад в развитие общества, а также формирование новых представлений о гендерной общности, феминности и мускулинности [7].
Важное значение в формирование гендерных учений имеют феминистические концепции, развивающие ключевые подходы к изучению марксизма, структурно-функционального анализа, драматургического подхода.
Первой ввела понятие «пологендерная система» американский антрополог, активистка и теоретик в сфере гендерной политики Гейл Рубин. Согласно ее представлениям, всякая общественная сфера деятельности обладает системой пол/ гендер, имеющей свою уникальную структуру, с помощью которой общебиологический материал сексуальной сущности подвергается общественным трансформациям и обретает конкретный общепринятый вид [8].
Основой концепции общественного конструирования гендера является различие полов по биологическому признаку и общественной группе приспособления к полу. Гендер представляет собой работу общества, согласно которой происхо-
дит распределение по половой принадлежности. Девушки (равно как и представители сильного пола) никак не идентифицируются в качестве различных категорий, напротив, при распределении присущих полу категорий отличия становится основой, предопределяемой с помощью половой ориентации и возрастной группы [8].
По сложившемуся мнению, в обществе принято считать, что залогом удачного общения будет четкое определение половой принадлежности собеседника. Однако процедура по присвоению индивиду пола исполняется в соответствии с общепринятыми нормами в определенном обществе, правилами воссоздания гендера, согласно гендер-ному дисплею.
Ученые, представляющие западную социологию, анализировали проблему гендерных отношений с двух точек зрения: структурного функционализма и драматургического интеракционизма. Исходя из их суждений, гендерное распределение и взаимодействие представляются как часть социальной реальности, проявляющейся в трех сферах: экономической, политической и духовной [6].
Процесс изучения психологии женщины и мужчины и их отличий друг от друга имеет прямое отношение не только непосредственно к индивиду, но и в целом ко всему социуму. В последнее время вопросы, связанные с психологическими различиями пола человека и его особенностями, зачастую входят в круг проблем, которые обсуждаются в обществе наиболее активно. Начавшаяся в конце 60-х-начале 70-х гг. XX в. на Западе мощная волна женского движения стала толчком к развитию исследований, называющихся в настоящее время гендерными [9].
Существующее определение гендера (gender) в качестве социокультурного пола может мало что объяснить тем, кто специально не проявлял интерес к гендерным подходам в современных проводимых исследованиях (по большей части феминистских) [10].
Гендер, являющийся одним из фундаментальных и центральных понятий современного социума, требует осмысления, чья актуальность представляется очевидной.
В последнее время гендер принято рассматривать в качестве целого комплекса понятий, в связи с чем отсутствие у гендера окончательного определения воспринимается не как проблема или недостаток, а как характерная для самого понятия особенность.
Гендерные исследования (англ. gender stiudies) предполагают изучение методов отражения об-
ществом представлений относительно половых различий жизни через призму понимания того, что в зависимости от разделения по половому признаку в различных сферах жизнедеятельности (семья, рынок труда и т.д.) происходит его разделение.
Поскольку гендерные исследования существуют как особая область общественно-гуманитарной науки сравнительно недавно (с 80-х гг. XX в.), их понятийный аппарат не сформировался до конца, а философские подходы находятся на ступени обработки, получая новые стимулы в исследованиях обнаруживаемых в современных обществах ген-дерных проблем [10].
Основой для гендерных исследований стали положения относительно гендерного измерения всех социальных действий. Отличие относительно половой принадлежности и гендера впервые было реализовано учеными психологами В XX в. Американский антрополог Маргаред Мид (1901-1978 гг.) показала наличие в представленных ею культурах различных модификаций взаимоотношений девушек и представителей сильного пола.
М. Мид стала одной из первых, кто рассмотрел гендерные роли в социокультурном пространстве в качестве «общественных изобретений», которые, в свою очередь, составляют значимую ценность для отличия мира людей от мира животных [11].
Процедура развития гендерных учений тесно связана со следующими обычаями и возможностями социально-гуманитарного познания: феноменология, психоанализ, марксизм. Ключевую роль в возникновении гендерных учений стали играть феминизм и женское движение конца 1960-х годов.
Феминистические учения неоднократно подвергали жестокой критике науку и общество. Ученые этого направления брали за основу уникальный женский опыт, который не вписывался в научные представления и понятийный аппарат обществоведческих наук. Согласно их мнению, в научных исследованиях специфический женский опыт не учитывался, поскольку сам факт участия женщин в публичной сфере исключался [12].
В отличие от феминистических, гендерные исследования охватывают более обширную зону проблем, которые проявляются в различных общественных, культурных группах, как в мужском опыте, так и в женском. Изначально становление выработки методов гендерных исследований происходило из пересмотрения таких концепций, как социальный конструктивизм и теория половых ролей.
Базисом поло-ролевого подхода (теории половых ролей) служит суждение относительно обыденного разделения в семье женской и мужской ролей. Данное положение служит основой для функционирования полноценной семьи и является частью стабильно формирующегося социума. Ключевым положением в теории американского социолога Толкотта Парсонса (1902-1979 гг.) выступает суждение относительно женской модели поведения и ее роли в социуме.
Женщина служила для обеспечения стабильности и создания гармонии в семье - данное суждение вытекает из разделения домашнего труда. Ученый полагал, что такое деление труда отвечает «инструментально-рациональной» ориентации мужчин и «экспрессивно-эмоциональной» ориентации женщин [6].
Наряду с основными суждениями теорий половых ролей гендерные исследования применяются для проведения анализа неравенства.
Гендерный анализ раскрывает суть и природу взаимоотношений противоположных полов в виде отношений социальной непропорциональности, что позволяет в гендерных исследованиях рассмотреть вопросы, связанные с порядком социального уклада, определения властных полномочий, и обоснования гендерной политики, цель которой - гендерное равенство [5].
В конструктивистской концепции гендер выступает социальной структурой общественных отношений. В современных социологических теориях понятие «гендер» носит неустойчивый и изменчивый характер, оно имеет тенденцию к постоянному видоизменению [10].
За основу современных теорий выступает положение, основывающееся на процессе становления гендерных отношений (doing gender) или формирования гендерных границ (gender boundaries) между полами [6].
Понятие гендерной системы раскрывает формы поло-ролевой модели поведения, а также методы их осуществления в различных социальных культурах. Взаимоотношения мужчины с женщиной в социуме базируются на основе гендерного разделения труда.
Социологи рассматривают гендерное неравенство как одну из основных социокультурных проблем современного общества, в которой мужчины и женщины имеют неравные возможности в разных сферах жизни общества, в первую очередь в экономической и политической сферах, а также в сфере образования и здравоохранения [13].
ИНДЕКС ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА
Организация Объединенных Наций (ООН) рассматривает эту проблему как глобальную, так же как и экологическую, демографическую, продовольственную, энергетическую и некоторые другие. Неслучайно в ООН с 2011 г. действует новая структура «ООН-женщины», предназначенная для решения вопросов расширения возможностей и прав женщин в мире. Эта структура в своей работе использует количественную меру гендерного равенства - Индекс гендерного неравенства (Gender GapIndex), который был предложен и рассчитан Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) [14]. Впервые данный показатель был рассчитан в 2006 г. и представлен в докладе Global Gender Gap Report. Последний актуальный доклад был опубликован в конце 2018 г. В последнем отчете показатель рассчитывался для 149 стран и представил собой разрыв между полами в экономической и политической сферах, образовательной среде. Индекс гендерного неравенства направлен на помощь странам найти эффективные пути преодоления гендерного разрыва [15].
Расчет индекса гендерного неравенства осуществляется по 4 сферам неравенства между женщинами и мужчинами [15]:
• по возможностям в экономической сфере;
• по образованию;
• по продолжительности жизни и здоровью;
• по участию в политической жизни.
По данным исследования, ни в одной стране не достигнуто гендерное равенство. По данным 2018 г., разрыв по экономическим возможностям (экономический субиндекс) составил 59%, по показателям доступности и уровню образования (субиндекс образования) - 95%, субиндекс продолжительности жизни и уровня здоровья - 96%, по участию в политической жизни (политический субиндекс) - 22%. Сводный показатель Индекса гендерного неравенства равен 68%, что соотносится с данными 2017 г. [16].
Начиная с 2006 г., верхние позици в рейтинге занимают такие страны, как Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия. Именно Исландия уже несколоько лет занимает 1-е место. В 2018 г. Никарагуа и Руанда заняли 5-е и 6-е места соотвествен-но. В ведущих странах разрыв между женщинами и мужчинами составляет не более 20% (табл. 1). Данный отрыв обеспечивает включение женщин в политическую жизнь общества и участие в политических процессах.
Высокие позиции в рейтинге, которые занимают Исландия, Финляндия, Швеция и Норвегия,
Таблица 1 / Table 1 Индекс тендерного неравенства / Gender inequality index
Страна / Country Место в рейтинге / Place in the ranking Индекс гендерного неравенства / Gender inequality index
Исландия 1-е 0,8580
Норвегия 2-е 0,8350
Швеция 3-е 0,8220
Финляндия 4-е 0,8210
Никарагуа 5-е 0,8090
Руанда 6-е 0,8040
Белоруссия 28-е 0,7470
Казахстан 60-е 0,7120
Российская Федерация 75-е 0,7010
Грузия 99-е 0,6770
Сирия 146-е 0,5680
Ирак 147-е 0,5510
Пакистан 148-е 0,5500
Йемен 149-е 0,4990
женщины □ мужчины
Источник/ Source: The Global Gender Gap Report, 2018 // https://countryeconomy.com/demography/global-gender-gap-index (Дата обращения 05.08.2019) / (accessed on 05.08.2019).
обусловлены высоким уровнем развития экономики. В данных странах женский уровень занятости достаточно высок, а гендерные различия в оплате труда являются несущественными. В указанных странах также наблюдаются благоприяти-ные условия, позволяющие женщинам сочетать «домашние обязанности», связанные с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, с включением в профессиональную деятельность (в рынок труда).
Самые низкие строки в рейтинге занимают такие страны, как Сирия с показателем индекса 0,5680, Ирак с индексом 0,5510, Пакистан с индексом 0,5500, Йемен с индексом 0,4990.
Россия длительное время занимает достаточно низкие позиции. Так, в 2017 и 2018 гг. Российская Федерация находилась на 75-м месте (в 2017 г. -75-е место из 144 стран, в 2018 г. - 75-е место из 149 стран). Данное положение обусловлено небольшой долей женщин среди руководящего состава и разницей в оплате труда между женщинами и мужчинами. Так, например, в России в 2017 г. на период расчета индекса гендерного неравенства доля женщин в парламенте составила 14%, а на министерских позициях - 6%. Сильными показателями для России считаются: доля женщин, включенных в рынок труда; уровень доступности образования, а также сферы здравоохранения и образования, где гендерная дискриминация отсутствует [14].
Численность женского и мужского населения в России на на 1 января 2018 г. - 78 760 тыс. и 68 120
Рис. 1 / Fig. 1. Гендерный состав населения России (по данным на 01.01.2018), % / Gender composition of the population of Russia (as of 01.01.2018), %
Источник/Source: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». http://static.government.ru/media/file s/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 07.08.2019) / Program "Digital economy of the Russian Federation". http://static.government.ru/media/files/9gFM4F Hj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed on 07.08.2019).
тыс. человек соответственно. Из них в трудоспособном возрасте женщин 51,3%, мужчин - 64,6% (рис. 1) [16].
Структура занятых по группам занятий представлена в табл. 2. По данным таблицы можно сделать вывод, что женщин намного меньше среди руководителей, в сфере науки и техники, ИКТ, среди рабочих и операторов, а также на тяжелых работах.
Преобладают женщины в здравоохранении, образовании, администрировании, торговле, среди офисных служащих.
Совместное исследование социологов показало, что в оплате труда гендерный разрыв в среднем по экономике России составляет от 22 до 27% (данные соцопросов и Росстата). Он значительно сократился за последние годы (например, в 2005-м его величина составляла 39,3%) (рис. 2) [17].
Максимальные значения гендерного разрыва фиксируются в сфере развлечений и отдыха, где зарплата женщины составляет только 72,8% от заработной платы мужчин, а также в сфере добычи полезных ископаемых - 73,7%, минимальные значения - в сфере образования (93,9%).
Разрыв зарплат в сфере науки составляет всего 5%. Однако разница в зарплатах в разные годы достигала 27%, потому женщины, которые делают карьеру в науке, в среднем зарабатывали на 16,3% меньше мужчин (что является аналогичным показателем в развитых странах в этой области). По большей части разрыв объясняется различиями в должностном и профессиональном положении женщин и мужчин. Так, степень доктора наук среди мужчин имеют 14%, кандидата наук - 51%, среди женщин таковых соответственно 6 и 45% [17].
На протяжении последних 10 лет наблюдается тенденция к сокращению гендерного неравенства.
Таблица 2 / Table 2
Структура занятых по полу и группам занятий (2018), % / Employment structure by gender
and occupation group (2018), %
Группа занятий / Job cluster Мужчины / Men Женщины / Women
Руководители 58 42
Специалисты высшего уровня квалификации В том числе: 36,8 63,2
специалисты в сфере науки и техники 69,3 30,7
в сфере здравоохранения 35,3 64,7
в сфере образования 16,5 83,5
в области бизнеса и администрирования 27 73
по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 81,5 18,5
Специалисты среднего уровня квалификации В том числе: 39,7 60,3
специалисты-техники в сфере науки и техники 82,2 17,8
средний медицинский персонал здравоохранения 8,4 91,6
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности 30 70
специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий 80,5 19,5
Олужащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием В том числе: 15,7 84,3
служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику 8,6 91,4
служащие сферы обслуживания населения 18,4 81,6
другие офисные служащие 13,2 86,8
Работники сферы торговли и обслуживания, охраны собственности и граждан В том числе: 30,8 69,2
работники сферы индивидуальных услуг 16,3 83,7
продавцы 16,6 83,4
квалифицированные рабочие транспорта, строительства, промышленности и родственных занятий 82,7 17,3
операторы производственных машин и установок, водители и сборщики 88,6 11,4
Источник/Source: Труд и занятость в России. 2018: Стат.сборник. M.: Росстат, 2018. 266 c. / Labor and employment in Russia. 2018: Stat. Collection. M.: Rosstat, 2018. 266 p.
Со стороны Правительства и женских организаций наблюдается активный интерес к проблеме преодоления гендерных стереотипов, которые создают для женщин серьезные трудности как при трудоустройстве, так и при продвижении по карьерной лестнице.
Проблема гендерной дискриминации носит актуальный характер и часто обсуждается в рамках профильных семинаров и международных конференций. Тем не менее многие результаты ожиданий не оправдывают. Для представительниц прекрасного пола на рынке труда все еще отмечаются существенные барьеры, и корни их часто лежат в самой системе организации профессиональной деятельности и проблемах, с которыми сталкиваются женщины, пытающиеся совместить карьеру с семейной жизнью.
Неравноценное распределение труда всегда напоминает о себе: в современном аппарате
управления в финансовых и политических сферах деятельности зачастую будут предпочитаться мужчины и как следствие уровень их дохода будет значительнее выше, чем у женщин. Женщины же занимают нишу гораздо ниже, чем мужчины, для них остаются актуальными такие сферы деятельности, как сфера обслуживания, социального обеспечения, образования, здравоохранения, и соответственно в данных сферах уровень заработной платы будет определенно ниже в сравнении со сферами деятельности для мужчин [18].
Дискриминация в области разделения рабочей силы по признаку пола проявляется и в том, что сферы занятости поделены на мужские и женские. Стоит отметить, что при назначении на руководящие должности предпочтения в основном отдаются мужчинам. Различиями в карьерном и профессиональном росте мужчин и женщин стали в корне разные притязания, которые в похо-
Образование
Строительство
Торговля
Обрабатывающие производства
Добыча полезных ископаемых
Отдых и развлечения
),00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
■ Заработная плата женщин по
отношению к мужчинам □ Доля женщин среди занятых
Рис. 2/ Fig. 2. Гендерный отрыв по оплате труда по отраслям, % / Gender pay gap by industry, %
Источник/Source: Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4 PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 07.08.2019) / Program "Digital economy of the Russian Federation". http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0.pdf (accessed on 07.08.2019).
жих ситуациях предъявляются обществом к тем и другим.
Женщины на современном этапе развития экономики формально получили равные с мужчинами права, которые общество стремится всячески закреплять и развивать. Однако на рынке труда на сегодняшний день наблюдается феномен гендерного неравенства, связанный с «дискриминацией на уровне предпочтений», иными словами, у работодателя в процессе найма имеются стереотипы в отношении некоторых социальных групп. Доказанным является факт того, что мужчины-работодатели предпочитают нанимать на работу мужчин, а в отношении женщин располагают рядом предубеждений-стереотипов [19].
Также гендерная дискриминация на рынке труда связана с его делением на два сектора. Первичный сектор представлен занятостью с высокой оплатой труда, хорошими условиями, возможностями карьерного роста и продвижения, в данном секторе преимущественно задействованы мужчины. Для вторичного сектора характерны невысокий уровень заработной платы, нестабильная занятость, отсутствие возможностей продвижения. Во вторичном секторе состедоточены в основном женщины.
Гендерное неравенство является темой оживленных дискуссий на самых различных уровнях. Однако сегодня проблема женской дискриминации на рынке труда остается актуальной. Так, в монографии М.А. Лушникова представлены следующие формы женской дискриминации на рынке труда [20]:
• дискриминация при приеме на работу наблюдается, когда при выборе кандидата на вакантную должность при равных условия одна социальная группа уступает свои позиции другой, а при увольнении становится первой;
• дискриминация, связанная с уровнем доступности некоторых должностей и профессий, прослеживается в тех случаях, когда одни социальные группы не имеют доступа или этот доступ ограничен в выборе определенных профессиий, должностей, видов деятельности, даже если эти социальные группы обладают необходимыми компетенциями в выполнении данных видов деятельности;
• дискриминация, связанная с оплатой труда, прослеживается в тех случаях, когда при равных условиях одна социальная группа получает большую заработную плату;
• дискриминация, связанная с профессиональным развитием и карьерным ростом;
• дискриминация, которая прослеживается при получении образования и повышении квалификации (хотя данная форма дискриминации считается предпрофессиональной). Восприятие женщин-работников мужчинами-
работодателями является достаточно стереоти-пичным. Так, например, женщина как трудовой ресурс воспринимается менее полезной, поскольку женщина сочетает профессиональную деятельность с семейными обязанностями, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Осознание данного феномена приводит к тому, что женщины осознанно делают свой выбор в сторону низкооплачиваемых профессий и должностей [19].
Вышесказанное свидетельстует о том, что в настоящее время наблюдается гендерная дискриминация на рынке труда, а экономическая и политическая ситуации не позволяют занимать равные позиции мужчинам и женщинам.
ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Процесс цифровизации затрагивает все сферы жизни современного человека, гендерные отношения не оказываются в стороне. Ученые выражают озабоченность как в связи с ростом новых
3,00%
возможностей, так и с появлением социальных рисков. Следует отметить диалектический подход в исследовании гендерного неравенства. С одной стороны, экономисты и социологи обеспокоены возможным нарастанием гендерного неравенства в сфере труда и в обществе в целом. С другой стороны, цифровая экономика обеспечивает как появление новых форм занятости, так и возникновение новых профессий. Использование новых информационных технологий, робототехника, искусственный интеллект, нанотехнологии и биотехнологии, генетика, SD-печать приводят к асимметричным изменениям на рынке труда: появляются новые профессии, а ряд традиционных профессий уходит в прошлое, что приводит к различным сокрашениям рабочих мест. Данные изменения касаются прежде всего «женских» профессий. Так, например, профессии врача, библиотекаря, бухгалтера, журналиста, преподавателя могут быть частично или полностью автоматизированы. По данным Международного экономического форума 2016 г., c 2015 по 2020 г. мужчины потеряют около 4 млн рабочих мест, но получат почти 1,4 млн новых, а женщины потеряют 3 млн рабочих мест, а получат порядка 550 тыс. [21]. По прогнозам, представленным в отчете Международного экономического форума 2018 г., наблюдается рост числа новых профессий, которые предполагают использование информационных компьютерных технологий и автоматизацию процессов. Так, доля новых профессий в 2018 г. составляла 16%, а к 2022 г. данный показатель вырастет до 27% [22].
Наряду с этим в условиях цифровой экономики стремительно развиваются так называемые STEM-профессии (science, technology, engineering and mathematics), а именно те сферы деятельности, которые связаны с наукой, технологией, инжинирингом и математикой. Но и в данной сфере наблюдается гендерная асимметрия; так, например, в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), профессии которой относят к «мужским», задействовано всего 30% женщин. Однако, в настоящее время наблюдается некоторый рост доли женщин в сфере ИКТ, так как они склонны к работе с текстами и консультированию, а мужчины - к программированию, поэтому такие позиции, как оператор, тестировщик программного обеспечения, контент-менеджер, консультант и др., занимают преимущественно женщины, мужчины же занимаются программированием и разрабатывают архитектуру процессов.
Поскольку цифровизация и информатизация затрагивают практически все сферы экономики и производства, сельское хозяйство является идеальной средой для внедрения цифровых технологий, поскольку они позволяют увеличить производительность сельскохозяйственного производства и оказывают мощный положительный эффект для его развития [23]. Таким образом, роботизация позволяет в значительной степени сократить, а порой и полностью исключить потери рабочего времени, которые связаны с отсутствием персонала на рабочем месте по причине болезни или опоздания. Поэтому использование роботов позволяет увеличить производство предукции.
Как показывают исследования, преимущественно роботизация происходит в отрасли молочного скотоводства - роботизируются процессы содержания коров, их доения, кормления, навозоудаления и пр. Это порядка 55% рынка сельскохозяйственных роботов, 11% - уход за сельскохозяйственными посевами, 7% - обработка почвы, 5% - уборка урожая и 22% роботов - прочие животноводческие фермы. Также молочная промышленность занимает лидирующие позиции по внедрению робототехники. Объем рынка в настоящее время оценивается экспертами в 1,9 млрд долл., а через 5 лет возрастет в 4 раза [24]. В данной сфере возможности роботизации и цифровизации предполагают стирание границ гендерного неравенства.
В сентябре 2018 г. на Втором Евразийском женском форуме В. Путин подчеркнул важнейшую женскую роль в современном мире и заявил о необходимости в интересах общества решить проблему гендерного неравенства, снять существующие стереотипы и карьерные ограничения, а также представить все возможности для получения образования для девочек, создать необходимые условия для профессиональной деятельности, реализации собственного бизнеса, а в то же время сохранить традиционные семейные ценности, в том числе и ценность материнства. Президент РФ подчеркнул важность создания не только удобных и комфортных условий, но и обеспечения гарантии правовой и социальной защиты, чтобы женщина могла чувствовать себя и самостоятельной, и независимой, и защищенной [25].
В настоящее время особое внимание со стороны государственного управления (Совета Федерации, Министерства труда и социальной защиты РФ) направлено на решение проблем гендерного неравенства и социального положения женщин в России. В качестве одного их последних актуаль-
ных нормативных документов следует выделить Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 гг., которая утверждена Правительством РФ 8 марта 2017 г.1 В данном документе обозначена проблема недостаточной интеграции женщин в рынок труда, что связано прежде всего с инновациями в технологии, поэтому в качестве решения сложившейся проблемы предлагается реализация грантовой поддержки и проведение профессиональных конкурсов для женщин-инноваторов. Поскольку в условиях цифровизации данных мер может оказаться недостаточно, следует обратить внимание на образование и профессиональную подготовку, а также необходимость приобретать компетенции, связанные с навыками использования цифровых технологий в трудовой деятельности. Социально-экономическая политика государства направлена на подготовку современных специалистов, которые свободно могут ориентироваться в цифровой среде, понимать, как и когда использовать инновационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности и в повседневной реальности. Обладание компетенциями в сфере использования цифровых технологий является необходимым условием личностно-профессио-нального развития индивида, вне зависимости от половой принадлежности.
Цифровая экономика и технологическая модернизация предприятий приводят к трансформации рынка труда, появлению новых форм занятости, которые также будут способствовать стиранию гендерного неравенства. Информационная сфера в настоящее время становится самой эффективной для вложения средств, реализации профессиональной деятельности. Интернет является неотъемлемым ресурсом, который позволяет организовать социально-экономическую деятельность, реализовывать маркетинговые коммуникации, дает возможность сокращать расходы, выходить на новые рынки, обеспечивает мобильность бизнеса.
Женщины выделяют следующие требованиями к работе: неполный рабочий день, удобный график работы, возможность работать дистанционно (на дому), хорошая заработная плата. Информационные и интернет-технологии в некоторой степени отвечают данным требованиям и предоставляют новые формы занятости, такие как фриланс, удаленная работа, возможность поиска работы и размещения вакансий с исполь-зоваием интернет-ресурсов, получения образо-
вания и повышения квалификации с помощью онлайн курсов (например, платформа «Открытое образование»).
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование выявило следующее.
1. Гендерное неравенство в настоящее время остается одной из актуальнейших проблем, находящихся в поле зрения ученых различных областей. Особая значимость данного феномена обозначена докладами Всемирного экономического форума, расчетом Индекса гендерного неравенства, направленностью мировой политики на сглаживание границ гендерного неравенства. Для России подобный курс намечен в таких нормативных актах, как программа «Цифровая экономика Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы».
2. Цифровая экономика и развитие сетевых информационных ресурсов, применение роботизации и искусственного интеллекта обеспечивают появление новой технологический базы, позволяющей выполнять «тяжелые, мужские» виды деятельности женщинам, иными словами, приводят к сглаживанию гендерного неравенства.
3. Информационные технологии, интернет-технологии приводят к появлению новых форм занятости, таких как фриланс, дистанционная работа, что расширяет возможности включения женщин в трудовую деятельнось.
4. Цифровые технологии диктуют неодходи-мость подготовки современных специалистов, которые должны обладать навыками применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Данное требование распростаняется на каждого индивида, вне зависимости от гендерной принадлежности.
5. В условиях цифровой экономики наблюдается тенденция к сглаживанию гендерного неравенства, но в данном случае необходим комплексный подход: воздействие на социокультурный контекст и сглаживание стереотипов, профориентация женщин, привлечение к получению технического или 1Т- образования, усиление правовой базы и уровня социальной защищенности, мотивация к получению новых знаний, умений и навыков в области применения цифровых сетевых технологий, внедрение и использование новых форм занятости.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Кавинкина И.Н. Гендерология: учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2015. 48 c.
2. Россия в цифрах. 2018: Краткий стат. сборник. M.: Росстат, 2018. 522 с.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991: 56-65.
4. Goffman E. Frame Analysis of Gender // Goffman E. The Arrangement between the Sexes / C.Lemert, A.Branaman (eds.). -Blackwell Publ, 1997: 201-208.
5. Задворнова Ю.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерных отношений в семье в зарубежной социологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013; 2(30): 27-31.
6. Коннелл Р. Современные подходы: Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Д. Буланин. СПб., 2001. 390 с.
7. Иванова А.А. Социологические подходы к изучению гендерных отношений // Молодой ученый. 2014;(4) 667-670.
8. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола: Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Д.Буланин, 2000. 363 с.
9. Ростова А.В. Методология изучения гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2008; (63): 221-226.
10. Мархинин В.В. Гендер в социально-гуманитарном научном познании // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017; (2):150-161.
11. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 404 с.
12. Морева Г.И. Гендерная психология: учеб. пособие. М.: Проспект, 2013. 184 с.
13. Клецин А. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦГИ, 2018. 193 с.
14. Индекс гендерного неравенства-2018 [Электронный ресурс]. URL https://gtmarket.ru/ratings/gender-equity-index-un/ info (дата обращения: 20.01.2019)
15. Сакевич В.И. Индекс гендерного неравенства // Демоскоп Weekly. 2017; (713-714): 41-43.
16. Женщины и мужчины России. 2018. Стат. сборник. М.: Росстат, 2018. 455 с.
17. Гендерный разрыв в зарплатах сократился на треть. Мониторинг рынка труда // Газета «КоммерсантЪ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 20.01.2019)
18. Мальцева И.О. Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда: факторы и последствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011; (1): 244-255.
19. Разумова Т.О. Вторичная занятость в России: моделирование предложения труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. 2012; (8):36-45.
20. Лушников М.А. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2012. 470 с.
21. The Future of Jobs Report, 2016 // http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2016.pdf (Дата обращения 05.08.2019)
22. The Future of Jobs Report, 2018 // http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (Дата обращения 05.08.2019)
23. Алтухов А.И., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Глобальная цифровизация как организационно-экономическая основа инновационного развития агропромышленного комплекса РФ // Проблемы рыночной экономики. 2019;(2):17-27.
24. Anishchenko A.N. Dairy cattle of the region: to the question of technological of the industry // Academic science - problems andachievements II. North Charleston, SC, USA 29406. 2013. P. 235-237.
25. Латухина Г., Мисливская Г. Лучшая женская роль. // Российская газета [Электронный ресурс]. https://rg.ru/2018/09/20/ reg-szfo/putin-prizval-izbavitsia-ot-gendernyh-stereotipov.html (дата обращения: 07.08.2019)
REFERENCES
1. Kalinkina I. N. Genderology: a training manual. Grodno: Grsu, 2015. 48 c.
2. Russia in numbers. 2018: a Brief stat. collector. Moscow: Rosstat, 2018. 522 PP.
3. Durkheim E. on the division of social labor. Method of sociology. Moscow: Nauka, 1991. Pp. 56-65.
4. Goffman E. Frame Analysis of Gender // Goffman, E. The Arrangement between the Sexes / C. Lemert and A. Branaman (eds.). - Blackwell Publ, 1997. - P. 201 - 208.
5. Zadvornova Y. S. Theoretical and methodological approaches to the study of gender relations in the family in international sociology // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevsky. 2013. No. 2 (30). Pp. 27-31.
6. Connell R. Modern approaches: a textbook of feminist texts. Translations / ed. E. Zdravomyslova, A. Temkina. SPb.: D. Bulanin. SPb., 2001. 390 PP.
7. Ivanova A. A. Sociological approaches to the study of gender relations / / Young scientist. 2014. No. 4. Pp. 667-670.
8. Rubin G. the Exchange of women: notes on the "political economy" of gender: a textbook of feminist texts. Translations / ed. E. Zdravomyslova, A. Temkina. SPb.: D. Bulanin, 2000. 363 PP.
9. Rostov A. V. the Methodology of studying gender relations // Vestnik of Samara state University. 2008. No. 63. S. 221- 226.
10. Marhinin V. Gender in socially-humanitarian scientific knowledge // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political science. International relations. 2017. No. 2. Pp. 150-161.
11. MFA M. Male and female. The study of sex in a changing world. Moscow: Russian political encyclopedia, 2004. 404 PP.
12. Moreva G. I. Gender psychology: studies. benefit. Moscow: Prospect, 2013. 184 PP.
13. Kletsin A. Dilemmas of gender sociology / / Gender studies: Feminist methodology in social Sciences. Kharkiv: KCGS, 2018. 193 PP.
14. The gender inequality index of the 2018 [Electronic resource]. URL https://gtmarket.ru/ratings/gender-equity-index-un/ info (date accessed: 20.01.2019)
15. The V. I. Sakevich the gender inequality Index // Demoscope Weekly. 2017. No. 713-714. Pp. 41-43.
16. Women and men of Russia. 2018. Stat. collector. Moscow: Rosstat, 2018. 455 PP.
17. The gender wage gap has narrowed by a third. Monitoring of the labor market / / Newspaper " Kommersant "[Electronic resource]. URL: https://www.kommersant.ru (date accessed: 20.01.2019)
18. Maltseva I. O. Gender segregation in the domestic labor market: factors and consequences.Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Series: Economics and management. 2011. No.1. Pp. 244-255.
19. Razumova T. O. Secondary employment in Russia: modeling of labor supply / / Gender and Economics: world experience and expertise of Russian practice. 2012. No. 8. Pp. 36-45.
20. Lushnikov M. A. Gender equality in the family and work: notes of lawyers. Moscow, 2012. 470 PP.
21. The Future of Jobs Report, 2016 // http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2016.pdf (accessed 05.08.2019)
22. The Future of Jobs Report, 2018 // http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018.pdf (accessed 05.08.2019)
23. Altukhov A. I., Dudin M. N., Anishchenko A. N. global digitalization as an organizational and economic basis for innovative development of the agro-industrial complex of the Russian Federation. Problems of market economy. 2019. No. 2. Pp. 17-27.
24. Anishchenko A. N. Dairy cattle of the region: to the question of technological of the industry / / Academic science - problems and achievements II. North Charleston, SC, USA 29406. 2013. P. 235-237.
25. Latukhina, G., G. Mysliwska Best actress. // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource]. https://rg.ru/2018/09/20/reg-szfo/ putin-prizval-izbavitsia-ot-gendernyh-stereotipov.html (date accessed: 07.08.2019)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Михаил Николаевич Дудин - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора ФГБУН «Институт
проблем рынка» РАН, Москва, Россия
Елена Владимировна Левина - кандидат социологических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин,
теории и истории государства и права Института деловой карьеры, Москва, Россия
Алеся Николаевна Анищенко - кандидат экономических наук, заведующая лабораторией ФГБУН «Институт проблем
рынка» РАН, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHORS
Mikhail N. Dudin - Doctor of Economics, professor, Deputy Director of the Market Economy Institute of Russian Academy of
Sciences (MEI RAS), Moscow, Russia
Elena.V. Levina - PHD in sociology, аssociate professor of the Department of Humanities, Theory and History of State and Law
of the Institute of Business Career, Moscow, Russia
Alesya N. Anishchenko - PHD in Economics, head of the laboratory, Market Economy Institute of Russian Academy of
Sciences (MEI RAS), Moscow, Russia
Заявленный вклад авторов:
Дудин М. Н. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.
Левина Е. В. - сбор и анализ статистических данных, табличное и графическое представление результатов, формирование выводов исследования.
Анищенко А. Н. - сбор и анализ статистических данных по отраслям производства, табличное и графическое представление результатов, формирование выводов исследования.
Authors' declared contribution:
Dudin M. N. - articulation of issue, article concept development, critical analysis of the literature, logical structuring of the materials, drawing conclusions.
Levina E. V. - compilation of statistics, tabular and graphical presentation of results, research findings.
Anishchenko A. N. - compilation of statistics by industry, tabular and graphical presentation of results, research findings.
Статья поступила 21.08.2019; принята к публикации 20.01.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 12.08.2019; accepted for publication on 20.01.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.