Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКАК ЦЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКАК ЦЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИГРА / СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Наталья Алексеевна

Актуальность. Формирование социального взаимодействия старших дошкольников - актуальная проблема, т. к. степень сформированности коммуникативных способностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Цель - анализ понятия «взаимодействие» и представление системы мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ понятия «взаимодействие» с точки зрения различных наук - педагогики, психологии, социологии, философии. В статье приведён анализ взглядов исследователей по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников, а также система мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников. Автором обобщён материал по исследуемой теме, представлены игры на развитие социального взаимодействия старших дошкольников. Практическая часть исследования может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования. Проведённый анализ выявил особенности социального взаимодействия старших дошкольников, которые характеризуются серьёзными трудностями. Автор представил разработанную систему мероприятий, включающую игры, направленные на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Выводы. Разработана и внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INTERACTION OF OLDER PRESCHOOLERS AS A VALUEAND A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Relevance. The formation of social interaction of older preschoolers is an urgent problem, since the degree of formation of communicative abilities affects not only the effectiveness of teaching children, but also the process of their socialization and personality development as a whole. Goal. To analyze the concept of "interaction" and to present a system of measures aimed at the development of social interaction of older preschool children. Procedure and methods. The main content of the study is the analysis of the concept of "interaction" from the point of view of various sciences - pedagogy, psychology, sociology, philosophy. The article provides an analysis of the views of researchers on the issues of social interaction of older preschoolers, as well as a system of measures aimed at the development of social interaction of older preschool children. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance lie in generalizing theoretical material on the issues of social interaction of older preschoolers. The author summarizes the material on the topic under study, presents games for the development of older preschoolers’ social interaction. The practical part of the study can be used in the work of teachers of preschool educational institutions. Results. The analysis revealed the features of older preschoolers’ social interaction, which are characterized by serious difficulties. The author presented the developed system of events, including games aimed at the development of social interaction of older preschool children. Conclusions. A system of events with the use of special games that ensure the development of social interaction of older preschoolers has been developed and introduced into the practice of a preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВКАК ЦЕННОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 376.112. 4

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-71-81

социальное взаимодействие старших дошкольников как ценность и психолого-педагогическая проблема

Лебедева Н. А.

Южный федеральный университет

344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Формирование социального взаимодействия старших дошкольников - актуальная проблема, т. к. степень сформированное™ коммуникативных способностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Цель - анализ понятия «взаимодействие» и представление системы мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ понятия «взаимодействие» с точки зрения различных наук - педагогики, психологии, социологии, философии. В статье приведён анализ взглядов исследователей по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников, а также система мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в обобщении теоретического материала по вопросам социального взаимодействия старших дошкольников. Автором обобщён материал по исследуемой теме, представлены игры на развитие социального взаимодействия старших дошкольников. Практическая часть исследования может быть использована в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследования. Проведённый анализ выявил особенности социального взаимодействия старших дошкольников, которые характеризуются серьёзными трудностями. Автор представил разработанную систему мероприятий, включающую игры, направленные на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Выводы. Разработана и внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, старшие дошкольники, коммуникативные действия, игра, система мероприятий

social interaction of older preschoolers as a value AND A psychological AND PEDAGoGICAL PRoBLEM

N. Lebedeva

Southern Federal University

ul. Bolshaya Sadovaya 105, Rostov-on-Don, 42344006, Rostov region, Russian Federation

© CC BY Лебедева Н . А . , 2022.

Tzv

Abstract

Relevance. The formation of social interaction of older preschoolers is an urgent problem, since the degree of formation of communicative abilities affects not only the effectiveness of teaching children, but also the process of their socialization and personality development as a whole. Goal. To analyze the concept of "interaction" and to present a system of measures aimed at the development of social interaction of older preschool children.

Procedure and methods. The main content of the study is the analysis of the concept of "interaction" from the point of view of various sciences - pedagogy, psychology, sociology, philosophy. The article provides an analysis of the views of researchers on the issues of social interaction of older preschoolers, as well as a system of measures aimed at the development of social interaction of older preschool children.

Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance lie in generalizing theoretical material on the issues of social interaction of older preschoolers. The author summarizes the material on the topic under study, presents games for the development of older preschoolers' social interaction. The practical part of the study can be used in the work of teachers of preschool educational institutions.

Results. The analysis revealed the features of older preschoolers' social interaction, which are characterized by serious difficulties. The author presented the developed system of events, including games aimed at the development of social interaction of older preschool children. Conclusions. A system of events with the use of special games that ensure the development of social interaction of older preschoolers has been developed and introduced into the practice of a preschool educational institution.

Keywords: social interaction, older preschoolers, communicative actions, game, system of events

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы, связанные с взаимодействием людей, составляют объект анализа различных наук - педагогики, психологии, социологии, философии. Любое явление, имеющее социально-психологический характер, является следствием взаимодействий между людьми, человека и общности людей, между общностями людей

Вопросы, связанные с взаимодействием в период детства, отражены в публикациях зарубежных авторов - А. Шутцен-берга, Г. Барри, Л . Морено, М . Коннера, Л . Джозефсона, а также представителей отечественной науки - П. М. Якобсона, И. В . Страхова, Я. Л . Коломенского и др. Анализ осуществляемой детьми совместной деятельности, общения, взаимодействия представлен в научных работах А. П . Усовой, А. А. Вайсбург, Е . О . Смирновой, В . В. Давыдова, А. Г. Рузской, Х. Й . Лийметс, А. В. Мудрика, М. И. Лисиной и др.

Современное образование находится на новом этапе развития . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет новые современные требования к совершенствованию содержания, форм и методов обучения и воспитания. В данном документе акцентируется внимание на социально-коммуникативном развитии ребёнка. Развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО направленно на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения, формирование готовности к социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель нашего исследования состояла в разработке системы мероприятий, направленных на развитие социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Задачами иссле-

дования явились разработка критериев и показателей социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. При проведении экспериментального исследования нами применялись такие методы, как наблюдение, беседа, изучение педагогической документации .

Исследование понятия «взаимодействие». Термин «взаимодействие» является определяющим в понятии социального взаимодействия. Данный термин представляет собой соединение двух слов - «взаимный» и «действие» . Первое из них определяет общность для всех субъектов, второе - проявление в деятельности той или иной энергии. Возникновение взаимодействия связано с ситуациями, когда возникает потребность в содействии, деятельности, обсуждении, решении, согласовании различных интересов Данное понятие обладает единым содержанием в различных отраслях знания При этом в различных отраслях знания дефиниции указанного понятия опираются на особенности, присущие объекту исследования соответствующей отрасли

В философии понятие взаимодействия определяется в виде любых отношений и связи между объектами и явлениями, имеющими материальный характер, в виде процесса взаимного влияния, которое тела оказывают друг на друга Взаимодействие обуславливает существование любых материальных систем, их структурную организацию, их объединение в рамках системы, имеющей более высокий порядок Взаимодействие является свойством, присущим всем явлениям, процессам и телам

В педагогике существует понятие педагогического взаимодействия, которое является разновидностью межличностного взаимодействия ребёнка, личным контактом между воспитателем и воспитанником (или рядом воспитанников), в качестве следствия которого взаимно изменяются их установки, поведение, отношения, деятельность

В психологической науке взаимодействие рассматривается в качестве процесса, в рамках которого объекты (субъекты) воздействуют друг на друга напрямую или опосредованно, оно порождает взаимообусловленность, взаимосвязь, включает различные формы общения и деятельности, осуществляемой совместно, процессы обмена (эмоции, информацию, энергию), прямых и обратных воздействий

Социология оперирует таким понятием, как социальное взаимодействие. Оно трактуется как непосредственные контакты, взятые в их социальном аспекте В рамках данных контактов коммунициру-ющие лица осуществляют взаимное влияние [9, с. 125].

Результаты педагогических исследований подтверждают значимость социального взаимодействия В данных исследованиях отмечается существование связи между развитием личности и межличностным взаимодействием. Исследователи прошлого века отмечали значимость взаимодействия между детьми с точки зрения воспитания гуманности, развития общественных, познавательных интересов и самосознания детей

Л. И. Божович в своих исследования утверждает, что формирование внутренней позиции ребёнка определяет общение со взрослым, при этом особое значение приобретает успешность отношений «ребёнок - педагог» [1, с. 145]. В исследованиях М. И. Лисиной выделяется особый вид коммуникативной деятельности -общение, имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства [4, с. 98].

А. В . Запорожец в своих исследованиях отмечает, что социальное взаимодействие зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте, а его коммуникативные навыки активно формируются в дошкольном возрасте [2, с. 73]. Социальное воспитание понимается А. В . Мудриком как планомерное создание условий для целенаправленного и

относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко - как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе1 .

С. Т. Шацкий анализировал возможные способы управления детским коллективом на основе исследования межличностных взаимоотношений детей2 .

Е. А. Леванова и Т. В . Пушкарева указывают в своих исследованиях на необходимость формирования у педагогов собственной устойчивой профессиональной позиции, профессиональной установки на взаимодействие с детьми ещё в процессе «ученичества» [3, с . 149].

В научных трудах А. С . Нестеренок отмечает, что ребёнок в коллективе не всегда может выбрать себе сверстников, с которыми хотел бы дружить . В данной ситуации ответственность лежит на педагогах, которые должны создать условия, в которых каждый член группы будет чувствовать себя комфортно [5, с. 103].

С. Б . Серякова говорит о необходимой характеристике профессиональности педагога Таковой является его компетентность, которая определяется высоким уровнем социальной и профессиональной адаптации, подкреплённым стабильной мотивацией саморазвития [7, с. 80-81].

В . Е. Цибульниковой и С. Н . Верейки-ной рассматривается и актуализируется проблема взаимодействия семьи и школы в формировании ценностных ориен-таций и социально здоровой личности младшего школьника Авторами рассмотрены критерии социального здоровья

1 Мудрик А . В . Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» . 9-е изд., испр . Москва: Академия, 2014 . С. 139 .

2 Шацкий С . Т. Работа для будущего: документированное повествование: книга для учителя / сост. В . И . Малинин, Ф . А . Фрадкин; вступ . ст. М . Н . Скаткина. Москва: Просвещение, 1989. С . 68 .

личности, факторы формирования ценностей в контексте первичной и вторичной социализации личности [10, с . 206].

В период старшего дошкольного возраста формирование определённого уровня зрелости в социальном отношении, обусловленного особенностями возраста, определяется организацией видов деятельности, доступных ребёнку, личностными, психофизическими достижениями развития, самостоятельностью при решении простейших бытовых вопросов, определённой самостоятельностью поведения [8, с . 22].

А. Г. Рузской выделен ряд особенностей взаимодействия со сверстниками, которые являются специфичными в сравнении с общением детей и взрослых Данные особенности состоят в следующем Общение со сверстниками на протяжении дошкольного детства проходит определённые этапы Общение с ровесниками в возрасте 3-5 лет является элементом деятельности игрового характера, практические действия представляют собой средства общения, являющиеся комплексными [6, с . 108].

У детей старшего дошкольного возраста общение выделяется из деятельности предметно-практического, игрового характера Всё более часто взаимодействие переходит из игрового сотрудничества в область личностных контактов между детьми Речь приобретает внеситуативный характер, существует самостоятельно от действий предметного характера Возникает возможность общения посредством речи в отсутствие необходимости опираться на предметные действия и поддерживать зрительный контакт Значение средств общения, являющихся экспрессивно-мимическими, к завершению периода дошкольного детства снижается В качестве ключевого средства коммуникации выступает речь

Социальное взаимодействие старших дошкольников характеризуется существенным многообразием В общении со сверстниками происходит появление

сложных форм поведения в виде кокетства, притворства, выражения обиды, стремления сделать вид и др В старшем дошкольном периоде происходит формирование речевого взаимодействия Общение утрачивает зависимость от действий предметного характера и предметов, наблюдается общение по поводу собственных предпочтений, жизненных событий и др. Количество высказываний, являющихся внеситуативными, увеличивается. Зачастую в процессе взаимодействия с предметами в процессе игры старшие дошкольники общаются на отвлечённые темы, и по завершении общения продолжают игру Общение в течение такой игры насыщено эмоциями Действия, которые адресованы другому ребёнку, характеризуются значительной аффективной составляющей

Контакты со сверстниками не являются регламентированными, стандартизированными Общение со взрослыми детьми реализуется в определённых формах поведения, тогда как взаимодействие с другими детьми в дошкольный период сопровождается использованием разнообразных видов движения и действия Таким образом, при общении со сверстниками формируются условия для проявлений, являющихся свободными, индивидуальными Инициативные действия доминируют над действиями ответного характера Данная особенность проявляется в отсутствии возможности продолжения диалога в случаях, если партнёр не проявляет ответную активность

Вариантом субъект-субъектного взаимодействия является взаимодействие между ребёнком и другими детьми Данное взаимодействие обеспечивает возможность для ребёнка выявить сущность самостоятельных действий, осуществляемых человеком в соответствии с принятыми в обществе нормами, основная из которых состоит в самоуважении, соотносящимся с уважением других

В качестве наиболее важного этапа взаимодействия на межличностном

уровне для ребёнка выступает вступление в детский коллектив, определение собственного положения в группе, формирование контактов с другими детьми Данное взаимодействие реализуется в общении, в осуществляемой детьми совместной деятельности

Е. О . Смирнова указывает на существование форм взаимодействия между детьми, которые могут быть выделены с учётом возраста детей Каждой из данных форм соответствует особое содержание Данные исследователи предлагают выделять внеситуативно-деловую, ситуативно-деловую и эмоционально практическую формы1

Эмоционально-практическая форма общения является наиболее простой В рамках данной формы происходит совместное участие детей в различных играх. В старшем дошкольном возрасте в качестве типичной формы взаимодействия выступает такая форма, как ситуативно-деловая В рамках данной формы происходит выражение потребности детей сотрудничать друг с другом Взаимодействие в такой форме, как ситуативно-деловая, формирует пространство совместной жизни и деятельности детей В данном пространстве формируются и оптимизируются эмоционально-психологические отношения детей, основу которых составляют собственные ценности ребёнка, ценности других детей, индивидуальные особенности каждого из участников взаимодействия

В . Н . Сагатовский определяет другую классификацию типов взаимодействия В данной классификации представлена совокупность форм, в которых осуществляется переход к общению между людьми от управления, где один человек является субъектом управления, второй - его объектом2

1 Смирнова Е. О . Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ . сред . педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2016. С. 38.

2 Сагатовский В . Н . Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): авторский курс: в 3 ч. Ч . 1. ; Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1997 С 134

Первый уровень связан с манипулированием Один человек использует другого в качестве средства для достижения собственных целей В данном случае второй человек полностью рассматривается как объект Второй уровень связан с так называемой рефлексивной игрой Субъект, осуществляя собственную деятельность, признаёт устремления второго субъекта При этом самоценность второго субъекта отрицается первым Первый стремится к тому, чтобы осуществлять собственную деятельность, не принимая во внимание интересы второго, создавая препятствия для деятельности последнего Следующий уровень соответствует правовому общению Право на существование устремлений у партнёра по общению признаётся каждым из его участников Они стремятся к выработке согласованного варианта, к определению правил, на которых основывается согласование Стремление к тому, чтобы доминировать, получать исключительно выигрыш для себя сменяется на стремление к справедливости При этом подобное стремление обуславливается не внутренними, а внешними причинами Наиболее высокий уровень отношений субъектов друг с другом соответствует общению, основанному на нравственности Участники общения рассматривают совместную деятельность в качестве следствия согласования деятельности

каждого из них Начало формирования внеситуативно-деловой формы соответствует старшему дошкольному возрасту Её окончательное формирование происходит уже в период посещения школы

Организация исследования социального взаимодействия старших дошкольников. Нами была сформулирована следующая гипотеза Мы предполагаем, что процесс развития социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным при соблюдении следующих условий: реализации деятельностного подхода к развитию коммуникативных способностей и использовании специально организованных игр как основного средства развития социального взаимодействия; целостного развития психологического и лингвистического компонента коммуникативных способностей в процессе специальных игр и занятий

Нами были разработаны критерии и показатели социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, представленные в таблице 1

Выделенные критерии и показатели социального взаимодействия старших дошкольников легли в основу педагогической диагностики, проводимой в экспериментальном исследовании

Особое значение в развитии социального взаимодействия дошкольников

Таблица 1 / Table 1

Критерии и показатели социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста / Criteria and indicators of social interaction of older preschool children

Критерии Показатели

Когнитивный Знание норм и ценностей, принятых в обществе

Представление о безопасном поведении

Эмоциональный Положительный характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях

Способность к распознаванию и оценке собственных эмоций и эмоциональных состояний партнёров по общению

Поведенческий Активность в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Сформированность социальных форм поведения

Источник: составлено автором .

имеет игра Игра является самоценной деятельностью для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных

Нами была разработана система мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников Система мероприятий состояла из нескольких этапов Первый этап - подготовительный - был направлен на определение целей и задач исследования, определения направлений и форм взаимодействия, систематизации игр, направленных на развитие социального взаимодействия старших дошкольников Второй этап - практический - состоял из реализации мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников Третий этап - заключительный - был направлен на подведение итогов, определение динамики социального взаимодействия старших дошкольников

Мероприятия практического этапа работы включали в себя игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование доброжелательного отношения к людям и друг к другу, развитие речевых навыков

В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек Занятия проводились на основе совместного планирования и обсуждения, что обеспечивало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности Перед игрой детям давалась установка на внимание, уважение, терпение Большинство игр были не продолжительны по времени и просты по своей организации, их проводили не только на

специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня Если игра была совсем не знакома и проводилась впервые, то она требовала от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводили её в утренние часы, отведённые для занятий В это время дети более продуктивно работали и лучше усваивали новое

Система игр на развитие социальных умений была разработана в соответствии с критериями социального взаимодействия.

Приведём пример некоторых игр, направленных на развитие социального взаимодействия старших дошкольников:

1. Игра «Критики» . Цель: развитие навыков коммуникации, уважительного отношения к другому мнению Описание игры: участники делятся на две команды, слушают правила игры, представляют, что они критики Первой команде нужно перечислить, почему им не нравится этот предмет, а другая команда - почему он им нравится Каждый игрок от команды должен привести свой пример Например, это может быть ручка Побеждает тот, за кем последнее слово Кто кого переспорит? Начали!

2. Игра «Знакомство-представление» . Цель: развитие наблюдательности, коммуникативных навыков, умения увидеть в своём партнёре положительные качества Описание игры: необходимо разбиться на пары, внимательно посмотреть на своего партнёра, вспомнить всё, что участнику о нём известно, или что он сам рассказывал о себе А затем познакомить остальных со своим партнёром, представить его Рассказать о нём то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих.

3 . Игра «Атомы и молекулы» . Цель: активизировать совместную деятельность детей, развивать умение синхронизировать свои действия с действиями других детей Описание игры: участники произвольно двигаются по игровой площадке Они «атомы» По команде ведущего «Молекулы по три!» все участники

Таблица 2 / Table 2

Система игр по развитию социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста / A system of games for the development of social interaction of older preschool children

Критерии Название игры Цель игры

Когнитивный «Волшебные прыгалки» Формировать положительное отношение к сверстнику в групповой игре. Формирование навыков согласовывать свои действия с партнёрами в игре

«Неожиданные картинки» Научить увидеть значимость вклада, который вносит каждый член группы в общий рисунок

«Знакомство-представление» Развитие наблюдательности, коммуникативных навыков, умения увидеть в своём партнёре положительные качества

Эмоциональный «Волшебная палочка» Формирование навыка речевого этикета, навыка самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, выражать своё мнение публично

«Доброе животное» Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживание

«Критики» Развитие навыков коммуникации, уважительного отношения к другому мнению

Поведенческий «Покажите нам» Формирование навыка координации совместных действий в пространстве рабочей комнаты . Развитие умения взглянуть на себя со стороны . Воспитание чувства ответственности за конечный результат

«Атомы и молекулы» Активизировать совместную деятельность детей, умение синхронизировать свои действия с действиями других детей

«Небоскрёб» Вызывать заинтересованность детей в достижении общей цели. Развивать навыки сотрудничества в группе, умение находить компромиссы, умение считаться с интересами других

быстро разбиваются на группы по три человека в каждой «Атомы», не успевшие стать частью «молекул», выходят из игры Игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока

Благодаря правильно организованной работе произошли значимые изменения в речевом развитии детей . Наблюдение за процессом взаимодействия детей в естественных условиях показало, что сильно возросла речевая активность детей, они чаще стали употреблять в своей речи рас-

Источник: составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространённые предложения, уменьшилось использование в речи неадекватных грамматических форм

С целью проверки рабочей гипотезы нами была проведена экспериментальная работа Результаты констатирующего обследования детей экспериментальной группы показали, что у большинства воспитанников отмечается низкий уровень социального взаимодействия (46,7%), проявляющийся в беспомощности в общении со сверстниками, неумении раз-

решить конфликтную ситуацию, о низком уровне развития социальной компетентности Связная речь характеризовалась недостаточной передачей некоторых смысловых отношений, часто сводилась к простому перечислению увиденных событий и предметов; участники испытывали трудности при передаче последовательности событий, изображённых на картинке и содержания и т д После проведения организованных игр, направленных на развитие социального взаимодействия, всестороннее развитие личности ребёнка, расширение коммуникативных возможностей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми контрольное обследование показало, что у детей экспериментальной группы было выявлена положительная динамика в развитии социального взаимодействия дошкольников, т е высокого уровня достигло большинство детей (86,9%) . Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы проанализировали понятие «взаимодействие» с точки зрения наук философии, социологии,

психологии и педагогики Нами были проанализированы разновидности социального взаимодействия Определяющей характеристикой общества, межличностных отношений, существующих между субъектами общества, являются основная форма и вид взаимодействия в обществе Разработана и внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система мероприятий с использованием специальных игр, обеспечивающих развитие социального взаимодействия старших дошкольников По выделенным нами критериям и показателям социального взаимодействия детей отмечались значительные улучшения Так, дети демонстрировали знания норм и ценностей, принятых в обществе, имели представление о безопасном поведении . У детей отмечался положительный характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, дети оценивали собственные эмоции и эмоциональные состояния партнёров по общению, проявлялась активность в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми Проведённая работа показала положительную динамику в развитии социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья поступила в редакцию 27.07.2020

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И . Избранные психологические труды: проблемы формирования личности . Москва: Академия педагогических и социальных наук, 1997. 352 с .

2 . Восприятие и действие / А . В . Запорожец, Л . А . Венгер, В . П . Зинченко, А . Г. Рузская; под ред .

А. В. Запорожца. Москва: Просвещение, 1967. 323 с.

3 . Леванова Е. А . , Пушкарева Т. В . Профессиональная готовность к практической деятельности

педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2016. Т. 10 . № 3-2 . С. 148-150. 4. Лисина М . И . Общение, личность и психика ребёнка . Москва: Институт практической психологии, 1997. 384 с .

5 . Нестеренок А. С Благоприятный социально-психологический климат в детских коллективах // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике . 2015 . № 2 (4). С 102-104. 6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н . Н. Авдеева, В . С. Мухина; под ред. А . Г. Рузской . Москва: Педагогика, 1989. 215 с . 7 . Серякова С. Б . , Леванова Е. А . Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования // Педагогика и психология образования . 2016. № 3 . С. 76-84.

K4J

8 . Скрипкина Н . В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педа-

гогов с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (166). С 22-26.

9 . Сорокин П . А . Система социологии . Москва: Астрель, 2008. 1003 с .

10 . Цибульникова В . Е. , Верейкина С. Н . Роль семьи и школы в формировании ценности социаль-

ного здоровья личности // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами / Москва, 22 января 2016 г. / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О . А. Шклярова. Москва: 5 за знания, 2016. С 205-208.

REFERENCES

1. Bozhovich L. I . Izbrannye psihologicheskie trudy: problemy formirovaniya lichnosti [Selected psychological works: problems of personality formation]. Moscow, Academy of Pedagogical and Social Sciences Publ., 1997. 352 p .

2 . Zaporozhec A. V. , Venger L. A . , Zinchenko V. P. , Ruzskaya A . G . Vospriyatie i dejstvie [Perception and

action]. Moscow, Prosveshchenie Publ. , 1967. 323 p.

3 . Levanova E. A . , Pushkareva T. V. [Professional readiness for the practical activity of a teacher as a guar-

antee of the competitiveness of a specialist]. In: Vestnik Voronezhskogogosudarstvennogo tekhnichesko-go universiteta [Bulletin of Voronezh State Technical University], 2016, vol. 10, no. 3-2, pp. 148-150. 4. Lisina M. I . Obshchenie, lichnost' i psihika rebyonka [Communication, personality and mentality of a child]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ. , 1997. 384 p .

5 . Nesterenok A . S . [Favorable socio-psychological climate in children's collectives]. In: Aktualnye nap-

ravleniya nauchnyh issledovanij: ot teorii k praktike [Actual directions of scientific research: from theory to practice], 2015, no. 2 (4), pp. 102-104.

6 . Lisina M. I . , Ruzskaya A . G . , Avdeeva N . N . Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami [Devel-

opment of communication between preschoolers and peers]. Moscow, Pedagogika Publ. , 1989. 215 p .

7 . Seryakova S . B . , Levanova E . A . [Socio-pedagogical competence of a specialist in the social sphere -

theoretical provisions and directions of research]. In: Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2016, no. 3, pp. 76-84.

8 . Skripkina N . V. [Value aspects of the social and psychological interaction of teachers with children].

In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2016, no. 1 (166), pp. 22-26.

9 . Sorokin P. A . Sistema sociologii [The system of sociology]. Moscow, Astrel' Publ. , 2008. 1003 p.

10 . Tsibulnikova V. E. , Verejkina S . N. [The role of family and school in developing the value of so-

cial health of the individual]. In: Vorovshchikov R . G . , Shklyarova O . A . , eds . Perspektivy razvitiya otechestvennogo obrazovaniya: prioritety i resheniya: sbornik statej vos'myh Vserossijskih Shamovskih pedagogicheskih chtenij nauchnoj shkoly Upravleniya obrazovatelnymi sistemami / Moskva, 22 yanvarya 2016 g. [Prospects for the development of domestic education: priorities and solutions: collection of articles of the eighth All-Russian Shamov pedagogical readings of the scientific school of Educational Systems Management / Moscow, 22 January 2016]. Moscow, 5 za znaniya Publ. , 2016, pp. 205-208.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лебедева Наталья Алексеевна - старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Южного федерального университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalya A. Lebedeva - Senior Lecturer, Department of Correctional Pedagogy, Southern Federal Univere-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Лебедева Н . А . Социальное взаимодействие старших дошкольников как ценность и психолого-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С 71-81. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-71-81

FOR CITATION

Lebedeva N . A . Social interaction of older preschoolers as a value and a psychological and pedagogical problem . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 1, рр . 71-81. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-71-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.