DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-147-153
УДК 378 ББК 74.480
Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко
(Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
Обосновывается необходимость разностороннего изучения социальной зрелости с позиции интегративного подхода. Представляется спроектированный структурно-функциональный динамический инвариант социальной зрелости личности. Раскрывается содержание компонента социальной зрелости личности студента вуза через комплекс умений социального взаимодействия. Обосновывается связь социальной зрелости и социального взаимодействия. Рассматривается структура социального взаимодействия с позиций деятельностного, интерактивного и процессуально-хронологического подходов. Обосновывается необходимость внедрения и дается характеристика всех специальных и общих умений социального взаимодействия, входящих в состав деятельностного компонента социальной зрелости.
Ключевые слова: социальная зрелость личности, социальное взаимодействие, умения социального взаимодействия как структурный компонент социальной зрелости личности студента.
L.I. Savva, A.L. Soldatchenko
(G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)
SOCIAL INTERACTION AS A STRUCTURAL COMPONENT OF SOCIALLY MATURE HIGHER SCHOOL STUDENT
ne necessity of versatile study of social maturity from the point of view of integrative approach is supported. Projected structural functioning invariant of personal social maturity is presented. The content of the component of social maturity of higher school student is explained via complex skills of social interaction. The connection between social maturity and social interaction is substantiated. The structure of social interaction is discussed from the point of view of activity, interactive and process-chronological approaches. The necessity of introducing is substantiated and all special and general skills of social interaction included in the activity component of social maturity are substantiated.
Keywords: social maturity of personality, social interaction, social interaction skills as a structural component student personality social maturity.
<u
5
о о
О X _0
га s J о о
о с
_0 I
Ш
н о
<u
о
ф
0
1 _0
го
S
J
о О
I
ф
т н го ч с; о
О <
го" ш ш го О
Социально зрелая личность студента является полнофункциональным членом общества, умеющим гармонично сочетать общественные, профессиональные и личные интересы. Кроме того, она обладает комплексом социально значимых качеств, таких, как ответственность, автономность, компетентность, социальная активность, гражданственность, патриотизм и др. Актуальность проблемы становления социальной зрелости студентов в условиях социокультурной среды вуза обуславливается отсутствием в педагогических исследованиях единой точки зрения относительно содержания и структуры самой социальной зрелости личности, что, в свою очередь, приводит к определённым сложностям по управлению этим процессом относительно студентов вуза.
В целях более разностороннего исследования данного феномена нами обоснован, разработан интегративный подход и соответствующие ему принципы к построению модели социальной зрелости, спроектирован структурно-функциональный динамический инвариант социальной зрелости личности, основу структуры которого составляют компоненты социальной компетентности (когнитивный, деятельностный, личностный, мотивационно-ценностный) и основные виды деятельности (познавательная, трудовая, досуговая, политическая) [9; 12].
Деятельностный компонент социальной зрелости личности представлен в виде комплекса умений социального взаимодействия, состоящего из двух основных блоков: специальных умений, включающих в себя умения самоопределения и собственно умения социального взаимодействия (активационные, фати-ческие, конативные, кооперативные, энд-ные) и блока общих умений, в который входят управленческие и рефлексивные умения. Данные умения реализуются в ходе выполнения личностью различных видов деятельности - познавательной, трудовой, досуговой, политической.
Целью данной статьи является обоснование и характеристика умений со-
циального взаимодействия как структурного компонента социальной зрелости личности студента вуза.
Под социальным взаимодействием понимаем социальный контакт двух или более социальных субъектов, в ходе которого осуществляется обмен действиями или информацией (либо и тем, и другим), приводящий к физическим ответным реакциям и изменениям субъектов. Рассмотрим структуру социального взаимодействия с целью определения типологии необходимых для его организации умений.
В педагогических исследованиях для анализа структуры взаимодействия учеными использовались несколько методологических подходов: системно-структурный (Т.И. Бабаева [6], З.А. Гаври-лова [2]), структурно-функциональный (Т.В. Доронова [6]), информационный, деятельностный.
При этом практически все авторы указывают на деятельностный характер взаимодействия. Данный подход позволяет выделить группы универсальных умений, необходимых для организации любого вида продуктивной деятельности. Это умения управления, саморегуляции и рефлексивные умения.
В комплекс умений управления процессом социального взаимодействия включены следующие умения: планировать, организовывать, регулировать, стимулировать, контролировать процесс социального взаимодействия, оценивать анализировать его результаты [11].
Комплекс умений саморегуляции, выделенных в соответствии со структурой саморегуляции, состоит из умений: определять цели; создавать модель значимых условий взаимодействия; вырабатывать программу исполнительских действий; определять систему критериев успешности взаимодействия; собирать информацию о реально достигнутых результатах; оценить соответствия результатов критериям успеха; принимать решение о необходимости и характере коррекций деятельности; адекватно выбирать и использовать методы саморегуляции.
Управление, которое субъекты осуществляют в ходе социального взаимодействия, направлено не только на сам процесс и самого себя, но и предполагает управление его темпоральными аспектами, тайм-менеджментом и управление системой событий [8, с. 14]. Поэтому для продуктивной организации процесса социального взаимодействия во времени субъект должен владеть умениями тайминга, к которым мы относим умения временной селекции: выбирать наилучшее время для вступления в контакт, рассчитать время на осуществление контакта, распределять свои действия по времени, синхронизировать время (согласовать свои действия с действиями партнёра по взаимодействию).
Рефлексивные умения определяются учеными как система осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своего социального взаимодействия, обеспечивающего его совершенствование и успешность, специфику которых определяют их функции -интегративная и преобразующая [4, с. 11]. Необходимо отметить, что рефлексия связана с такими важными действиями, как целеполагание, самоанализ и самооценка. Комплекс рефлексивных умений студента в социальном взаимодействии представлен нами умениями: рефлексивная позиция, самоорганизация, самостимуляция, самоконтроль, самооценка, самоанализ.
В нашем исследовании мы рассматриваем социальное взаимодействие студента вуза как динамический процесс, в котором этапы сменяют друг друга во времени. К этапам относим побуждение к вступлению в контакт, установление контакта, поддержание контакта, сотрудничество, осуществляемое в ходе контакта, завершение, выход из контакта [9; 12]. Так как мы рассматриваем взаимодействие с точки зрения процессуально-хронологического подхода, в соответствии с этапами процесса, нами выделены следующие группы умений взаимодействия:
1) активационные (побудительные, инициации) умения, обеспечивающие эффективное побуждение партнёра к социальному взаимодействию: привлечь внимание потенциального партнёра; вызвать интерес к процессу взаимодействия у потенциального партнёра; вызвать интерес к себе у потенциального партнёра; демонстрировать заинтересованность, умение быть открытым партнеру;
2) фатические (контактоустанавлива-ющие) умения, обеспечивающие эффективное установление контакта с партнёром: устанавливать и поддерживать межличностные отношения; брать на себя инициативу в установлении контакта; поддерживать интерес партнёра; произвести благоприятное впечатление; расположить к себе партнёра; умение самопрезентации, репрезентативное умение;
3) конативные (содействующие) умения, обеспечивающие эффективное поддержание контакта с партнёром: воздействовать на партнёра, изменяя его внутреннее состояние и поведение; создавать поддерживающую атмосферу; вовлечь партнёра во взаимодействие; гибко использовать и подбирать эффективные стратегии взаимодействия (сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание и компромисс);
4) кооперативные (сотрудничества) умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с партнёром на основе сотрудничества. Эти умения, с нашей точки зрения, и выступают в качестве основных умений, характеризующих социально зрелую личность, поэтому рассмотрим их подробнее.
Придерживаясь мнения А.А. Баранова и М.Ю. Зайцева, под кооперативными умениями мы понимаем умения личности, проявляющиеся в межсубъектной активности, в основе которой лежит осознания взаимодействующими сторонами единой цели и склонность к её до-
ф
5
о о
ср
0
1
_0 ц
га s
о о
о с
_0 I
ср
CG
н о
>s ф
Ч
о
ф
0
1 _0
го
S
о О
стижению совместными усилиями, где условием успеха каждого является успех остальных [1].
Учитывая вышеизложенное, мы выделяем следующие блоки кооперативных умений:
1) умения принятия совместного решения: предоставлять необходимые объяснения, регулировать смену ролей, стимулировать участие партнёра в обсуждении, предоставить возможность партнёру выражать мнения, отношения, давать ответы на сигналы партнёра, вовлекать партнёра в обсуждение, выдвигая предложения и применяя тактики убеждения; предлагать выбор партнёру относительно планов и решений; осуществлять «сверку» - проверять совпадение мнений и решений [10]; достигать консенсуса (единодушие, согласие, согласованное мнение, выработанное общими усилиями мнение) [7];
2) умения взаимосодействия: умение достижения комплаенса; равнопар-тнерского взаимодействия; оказание помощи партнёру; вовлечение партнёра в процесс сотрудничества [10]; умение выстраивать отношения [5]; умение идти на уступки;
3) умения установить раппорт, т.е. учитывать действия других в своих стратегиях взаимодействия, которые, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы:
а) умения эмоциональной поддержки и развития взаимоотношений: понимать партнёра, достичь согласия с партнёром, предложить сотрудничество, умение митигации, демонстрировать уверенность, компетентность, § дружелюбие; понять причины дей-
т ствий субъекта;
ч б) эмпатийные умения: умение выразить
о понимание, оценку, озабоченность,
Ч желание помочь, оказать моральную
(о поддержку, проявлять чувствительно
§ ность, предоставить партнёру возможен
^ ность эмоционального выражения;
^ умение «встать на место другого»;
4) эндные (прекращения взаимодействия, выхода из контакта) умения, обеспечивающие эффективное прекращение, выход из контакта и сохранение возможности его возобновления: умение (презервации) сохранения установленные контакты для последующего возобновления; умение оставить благоприятное впечатление; тактично выйти из контакта; тактично продемонстрировать завершение контакта. Ещё одной группой умений, необходимых для социально зрелой личности, выступают умения самоопределения. Различные аспекты самоопределения и его соотнесённость с социальной зрелостью личности рассматриваются в ряде научных работ [13; 9]. Проведенный теоретический анализ данных исследований позволил нам сформулировать следующие выводы для обоснования правомерности включения умений самоопределения в структуру социальной зрелости личности:
1) в современных психолого-педагогических исследованиях самоопределение связывается с широким спектром базовых характеристик, категорий, процессов, имеющих решающее значение для успешной социализации личности [13];
2) самоопределившаяся личность -это социально созревшая личность, характеризующаяся соблюдением норм, принятых в обществе, ориентированная на определённые групповые, коллективные и общественные ценности, осознающая своё «Я», свои субъективные качества» [3];
3) самоопределённость личности, которая одновременно является и целью, и этапом, и результатом процесса самоопределения, и личностным качеством, обеспечивающим его эффективность, определяет направленность взаимодействия, обуславливает характер отношений (рецептивный, эксплуататорский, накопительский, прагматичный, плодотворный), формируемых человеком в ходе него, а, в
конечном счёте, влияет на выбор способа (подчинение, подавление, конкуренция, отчуждение, конформизм, кооперация) социального взаимодействия [9; 12]; 4) для эффективного осуществления процесса самоопределения человеку необходимо обладать комплексом соответствующих умений: делать выбор в ситуации неопределённости; самостоятельно принимать решение в изменяющейся ситуации; занимать собственную позицию; отстаивать свою позицию; вырабатывать собственное отношение в различных ситуациях; противостоять внешним воздействиям; принимать на себя ответственность за результат взаимодействия.
Все вышеназванные комплексы умений социального взаимодействия (умения самоопределения, умения социального взаимодействия, управленческие умения, рефлексивные умения) мы разделяем на два основных блока - специальные умения, отражающие особенности социального взаимодействия и общие умения, которые считаются универсальными и требуются для продуктивного выполнения любого вида деятельности.
В блок специальных умений студента мы включаем умения самоопределения и собственно умения социального взаимодействия. Умения социального взаимодействия состоят из пяти подгрупп умений: активационных, фатических, конативных, кооперативных, эндных. Кооперативные умения имеют в своём составе три кластера умений: умения принимать совместные решения, взаи-мосодействовать и устанавливать раппорт, которые, в свою очередь, подразделяются на умения поддержки эмоций, развития взаимоотношений и эмпатий-ные умения.
В блок общих умений студентов входят управленческие умения и рефлексивные умения. Управленческие умения состоят из трёх групп умений: умений управления процессом взаимодей-
ствия, умении саморегуляции и умении
тайминга.
Библиографический список:
1. Баранов А.А., Зайцева М.Ю. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе спортивно-оздоровительных занятий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 48-54.
2. Гаврилова З.А. Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств: дисс. ... к.п.н. - Екатеринбург, 2012. - 203 с.
3. Дробот А.А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе: дисс. ... к.п.н. - Ставрополь, 2004. - 205 с.
4. Журко В.Н. Педагогическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... к.п.н.. -М., 2012. - 24 с.
5. Игнатьева Э.А. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения // Психологическая наука и образование. 2011. № 4 // [Электронный ресурс]: www.psyedu.ru
6. Митрунен М.А. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных способностей у застенчивых детей старшего дошкольного возраста // [Электронный ресурс]: http://dohcolonoc.ru
7. Панфилова А.П. Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации // [Электронный ресурс]: www. cyberleninka.ru.
8. Прокопенко А.Ю. Формирование темпоральной компетентности будущего социального педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дисс. ... к.п.н. - Волгоград, 2013. - 184 с.
9. Савва Л.И. Социализация студентов в профессиональном образовании:
ф
5
о о
ср
0
1
_0 ц
га s J о о
о с
_0 I
ср
CG
н о
>s ф
Ч
о
ф
0
1 _0
го
S
J
о О
монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. -300 с.
10. Серова Т.С. Типология умений иноязычного диалогического общения будущего врача с пациентом // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 104-120.
11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
12. Солдатченко А.Л. Характеристика социальной зрелости личности с
позиций интерактивного подхода // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 16. 2012. № 14 (273). С. 80-85.
13. Солдатченко А.Л. Классификация методологических подходов к дефиниции самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. №5. С. 207-217.
Поступила 03.12.15
Об авторах:
Савва Любовь Ивановна, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), доктор педагогических наук, savva.53@ mail.ru
Солдатченко Александр Леонидович, доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Савва Л.И., Солдатченко А.Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 147-153.
References:
1. Baranov A.A., Zaitseva M.Yu. Forming teenager's skill of co-operation in sports and health classes. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. № 5. P. 48-54. [in Russian]
2. Gavrilova Z.A. Musical and theatrical activities as a tool of creative interactions between the students of children art school. Diss. ... Cand. Sci. (Education), Ekaterinburg, 2012. [in Russian]
3. Drobot A.A. Pedagogical support ofpersonal identity of teenagers via further education at school. Diss. ... Cand. Sci. (Education), Savastopol, 2004. [in Russian]
4. Zhurko V.N. Pedagogical support of the process offorming reflective skills offuture social workers at higher school. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education), M., 2012. [in Russian]
5. Ignatieva E.A. Determining the formation level of virtual communication communicative skills. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie. 2011. №4 // [electronic resource]: www. psyedu.ru [in Russian]
6. Mitrunen M.A. Specifics of interactions between teachers and parents in developing communicative abilities of shy senior pre-school children // [electronic resource]: http:// dohcolonoc.ru [in Russian]
7. Panfilova A.P. Competence approach in developing the communication skills // [electronic resource]: http://cyberleninka.ru [in Russian]
8. Prokopenko A.Yu. Forming temporal competence of the future social teacher in the process of professional training at higher school. Diss. ... Cand. Sci. (Education), Volgograd, 2013. [in Russian]
9. Savva L.I. Socialization of students in professional education. Izdatelskii dom Akademii Estestvoznania, 2012. [in Russian]
10. Serova T.S. Typology of skills of foreign language dialogue between the doctor and the patient. Yazyk i kultura. 2013. №4 (24). P. 104-120. [in Russian]
11. Slastenin V.A. et al. Pedagogy. M.: Izdatelskii tsentr "Akademia". 2002. [in Russian]
12. Soldatchenko A.L. Characteristics of social maturity of personality from the point of view of interactive approach. Vestnik Yuzhno-Uralskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seria "Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki". Vypusk 16. №14 (273). P. 80-85. [in Russioan]
13. Soldatchenko A.L. Classification of methodological approaches to personal identity definition. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2011. №5. P. 207-217.
About the authors:
Savva Liubov Ivanovna, Professor, Department of Pedagogy, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia, Magnitogorsk, Lenin prospect, 38), Doctor of Sciences (Education), savva.53@ mail.ru
Soldatchenko Aleksandr Leonidovich, Associate Professor, Department Foreign Languages for Professional Communication, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Russia, Magnitogorsk, Lenin prospect, 38), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
For citation: Savva L.I., Soldatchenko A.L. Social interaction as a structural component of socially mature higher school student // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 147-153.