Научная статья на тему 'Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов'

Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНУАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ / ПРАВИЛА / СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / РЕЗОНАНСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОСОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / CONTINUOUS-AND-SYNERGETIC APPROACH / THEORETICAL-AND-METHODOLOGICAL APPROACH / REGULARITIES / PRINCIPLES / RULES / SOCIAL MATURITY FORMATION IN COLLEGE STUDENTS / RESONANT INTERACTION / SELF-SOCIALIZING / SPONTANEOUSLY DEVELOPING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ольга Леонидовна, Солдатченко Александр Леонидович, Рудакова Светлана Викторовна

Актуальность темы исследования определяется возникшей в современном обществе социально-экономической ситуацией. Её специфика вызвана стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий и введением инновационных методов в производственную практику. Следствием чего становится возрастание количества и интенсивности социальных контактов. Таким образом, от нынешних специалистов требуется владение не только профессиональной компетентностью, но и способностью к осуществлению эффективного взаимодействия с различными социальными субъектами в изменяющейся ситуации, принятию ответственных решений, умение совмещать личные и общественные интересы, исполнять гражданские обязанности и функционировать в качестве полноценного члена общества, другими словами, быть социально зрелыми. Перечисленные требования формулируются в социальном заказе, представленном в ключевых нормативных документах, в частности, федеральных государственных образовательных стандартах, регламентирующих деятельность системы высшего образования. Новизна исследования заключается в разработке континуально-синергетического подхода и определении специфики его реализации к становлению социальной зрелости студентов вузов. В результате выявлены закономерности, выделены принципы и сформулированы правила становления социальной зрелости студентов вузов с позиций континуальносинергетического подхода, которые могут использоваться при создании педагогических методик и технологий её становления. Кроме того, установлены процессуальные особенности становления социальной зрелости студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Ольга Леонидовна, Солдатченко Александр Леонидович, Рудакова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the Continuous-and-Synergetic Approach to Social Maturity Formation in College Students

The research subject actuality is identified by arisen in modern society social-and-economic situation. Its specificity is caused by rapid development of informational and communicative techniques and incorporation of innovative methods in production practice. Its consequence becomes increase of the number and intensity of social contacts. Тherefore, from contemporary specialists are required skills not only in professional competence, but also the capability to undertake efficient interaction with various social subjects in altering situation, responsible decision making, ability to combine personal and social interests, execute civic duties and to act as fully-featured member of society, in other words, to be socially mature. The listed above requirements are formulated in social order, presented in key normative documents, in particular, federal governmental educational standards, regulating the activities of higher education system. The novelty of research lays in development of continuous-and-synergetic approach and identifying the specificity of its implementation towards social maturity formation. I resulted in regularity disclosure, principles identifying and rules formulation of social maturity formation in college students from viewpoints of continuous-and-synergetic approach, which may be used in creating the pedagogical methods and techniques of its evolvement. Furthermore, the procedural peculiarities are identified of social maturity formation in college students.

Текст научной работы на тему «Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 36-47.

удк 378 о. л. Назарова, А. л. Солдатченко, С. в. рудакова

Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов

Актуальность темы исследования определяется возникшей в современном обществе социально-экономической ситуацией. Её специфика вызвана стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий и введением инновационных методов в производственную практику. Следствием чего становится возрастание количества и интенсивности социальных контактов. Таким образом, от нынешних специалистов требуется владение не только профессиональной компетентностью, но и способностью к осуществлению эффективного взаимодействия с различными социальными субъектами в изменяющейся ситуации, принятию ответственных решений, умение совмещать личные и общественные интересы, исполнять гражданские обязанности и функционировать в качестве полноценного члена общества, другими словами, быть социально зрелыми. Перечисленные требования формулируются в социальном заказе, представленном в ключевых нормативных документах, в частности, федеральных государственных образовательных стандартах, регламентирующих деятельность системы высшего образования.

Новизна исследования заключается в разработке континуально-синергетического подхода и определении специфики его реализации к становлению социальной зрелости студентов вузов. В результате выявлены закономерности, выделены принципы и сформулированы правила становления социальной зрелости студентов вузов с позиций континуально-синергетического подхода, которые могут использоваться при создании педагогических методик и технологий её становления. Кроме того, установлены процессуальные особенности становления социальной зрелости студентов вузов.

Ключевые слова: континуально-синергетический подход, теоретико-методологический подход, закономерности, принципы, правила, становление социальной зрелости студентов вузов, резонансное взаимодействие, самосоциализация, саморазвивающаяся система

Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019 No. 6 (36). pp. 36-47.

o. L. Nazarova, A. L. Soldatchenko, S. V. Rudakova

Implementing the Continuous-and-Synergetic Approach to Social Maturity Formation in College Students

The research subject actuality is identified by arisen in modern society social-and-economic situation. Its specificity is caused by rapid development of informational and communicative techniques and incorporation of innovative methods in production practice. Its consequence becomes increase of the number and intensity of social contacts. Тherefore, from contemporary specialists are required skills not only in professional competence, but also the capability to undertake efficient interaction with various social subjects in altering situation, responsible decision making, ability to combine personal and social interests, execute civic duties and to act as fully-featured member of society, in other words, to be socially mature. The listed above requirements are formulated in social order, presented in key normative documents, in particular, federal governmental educational standards, regulating the activities of higher education system.

The novelty of research lays in development of continuous-and-synergetic approach and identifying the specificity of its implementation towards social maturity formation. I resulted in regularity disclosure, principles identifying and rules formulation of social maturity formation in college students from viewpoints of continuous-and-synergetic approach, which may be used in creating the pedagogical methods and techniques of its evolvement. Furthermore, the procedural peculiarities are identified of social maturity formation in college students.

Key words: continuous-and-synergetic approach, theoretical-and-methodological approach, regularities, principles, rules, social maturity formation in college students, resonant interaction, self-socializing, spontaneously developing system

_Введение

сследования, посвящённые различным аспектам проблемы становления социальной зрелости студентов вузов, сохраняют актуальность в современной педагогике. В настоящее время социум отличается постоянно нарастающей скоростью происходящих в нём изменений, высокими темпами развития технологий, что приводит к их достаточно быстрому устареванию, беспрецедентным прогрессом в области информационных и коммуникационных средств.

Технологическая модернизация ведёт к появлению новых профессий и исчезновению устаревших, поэтому нынешний специалист вынужден на протяжении трудовой карьеры несколько раз переквалифицироваться, менять работу и адаптироваться в новом трудовом коллективе. Развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечивает постоянный доступ к информационным ресурсам и связь человека с различными социальными субъектами, что, с одной стороны, преобразовывает способы осуществления деятельности, в том числе и профессиональной, с другой стороны, повышает интенсивность социального взаимодействия, а также увеличивает информационную нагрузку и вовлеченность в социальные и политические события.

Следствием указанных социально-экономических особенностей является то, что современный специалист должен уметь работать в команде, иметь способность эффективно функционировать в условиях информационного воздействия и противостоять ему, быть полноценным гражданином своей Родины, брать на себя ответственность за принятые решения в изменяющейся ситуации в условиях неопределённости, принимать активное участие в социально-политической жизни. Основываясь на вышеизложенном, приходим в выводу, что выпускникам вузов необходимо обладать личностным качеством, которое позволит им выстраивать продуктивные отношения и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Полагаем, что подобным качеством является социальная зрелость студентов вузов, которая понимается как динамическое интегративное качество личности, обеспечивающее студентам возможность осуществлять продуктивное социальное взаимодействие на основе диалога со всеми субъектами социума на различных уровнях, во всевозможных условиях и самостоятельно управлять непрерывным процессом социализации в ходе учения у социального окружения (социального учения) [18].

Данное положение отражено в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата и магистратуры, изложенным в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Выпускники, обучавшие-

ся по программе бакалавриата, должны владеть универсальной компетенций (УК-3), входящей в категорию (группу) «Командная работа и лидерство». Согласно указанной компетенции выпускники способны «осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде». Аналогичная компетенция для магистратуры предусматривает владение способностью «организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели» [15].

Важность выбора теоретико-методологических подходов к становлению социальной зрелости студентов вузов обусловливается тем, что они определяют наиболее существенные стороны данной проблемы. К этим аспектам, по нашему мнению, относятся феноменологический, процессуальный и технологический. Феноменологический аспект включает герменевтическую составляющую, связанную с толкованием социальной зрелости студентов вузов и формулировкой понятия «социальная зрелость студентов вузов», а также морфологическую составляющую, устанавливающую её архитектонику. Процессуальный аспект предполагает выделение динамических особенностей становления социальной зрелости студентов вузов в пространстве и времени. Технологический аспект заключается в разработке педагогических технологий и методик, обеспечивающих эффективное протекание данного процесса.

В современных педагогических исследованиях, посвящённых вопросам становления социальной зрелости, наблюдается многообразие теоретико-методологических подходов.

Широко применяется личностно-ориентиро-ванный подход (А.Р. Лопатин [8], М.В. Лукичёва [9], А.Л. Мальчукова, И.А. Руднева [16]). В плане понимания изучаемого феномена, социальная зрелость рассматривается как личностное качество. Процессуальная специфика связывается с тем, что её становление осуществляется в ходе развития личности, и представляет собой одно из направлений развития личности, а именно, социальное направление, заключающееся во вхождение личности в общество в качестве его полнофункционального члена. Вариантами реализации личностно-ориентированного подхода, отражающими методические основы становления социальной зрелости, можно считать индивидуальный (Н.А. Фёдорова [21]), дифференцированный (Н.С. Темиров [20]), индивидуально-творческий (Е.Г. Каменева [5]) и гуманистический (А.Р. Лопатин [8], А.М. Мильман [13]) подходы, делающие особый акцент на личностной направленности становления социальной зрелости, являющейся результатом развития и самореализации личности и средством её социальной, экономической стабильности и социальной защиты в системе рыночных отношений постиндустриального общества, а также учёте

индивидуально-личностных особенностей обучающихся при разработке технологий и методик её становления. Несомненным достоинством данных подходов является то, что они охватывают практически все аспекты становления социальной зрелости личности.

Не меньшей популярностью среди исследователей пользуется деятельностный подход (И.А. Руднева [16], Н.В. Шрамко [22]) и его различные комбинации, в частности, личностно-деятель-ностный (Е.Г. Каменева [5], А.М. Мильман [13]), субъективно-деятельностный (А.Р. Лопатин [8]) и социально-деятельностный (Е.Г. Каменева [5]). Полагаем, что широта использования деятель-ностного подхода объясняется тем, что, согласно общепринятому положению, развитие личности, в том числе и социальное, происходит в ходе выполнения деятельности. Использование деятель-ностного подхода позволяет преимущественно раскрыть технологический аспект становления социальной зрелости личности, установить оптимальные виды деятельности и разработать способы их организации.

Многие учёные реализуют системный подход (Я.А. Безродная [2], А.Л. Мальчукова [11]) и его дальнейшее развитие синергетический подход (Я.А. Безродная [2], А.Р. Лопатин [8], А.М. Миль-ман [13]) для выявления системных свойств социальной зрелости и построения методических систем её становления. Возможности системного подхода реализованы в достаточно полной мере, тогда как потенциал синергетического подхода в управлении самоорганизующимися системами применительно к исследуемой проблеме не раскрыт целиком.

Некоторые подходы изучают становление социальной зрелости личности в контексте различных аспектов её социализации. Реализация культурологического подхода (И.А. Руднева [16]) предполагает понимание становления социальной зрелости личности как усвоения ею культуры социума, в котором она существует. Соответственно социализация трактуется как овладение личностью данной культурой. С позиций аксиологического подхода (Е.Г. Каменева [5]) социализация представляется как интериоризация личностью общественных ценностей, тогда как становление социальной зрелости личности связывается с формированием системы ценностных ориентаций. Значимость данных подходов состоит в том, что они не только позволяют определить существенные моменты в понимании становления социальной зрелости личности, но и выделить отдельные компоненты её структуры, в частности, систему ценностных ориентаций.

Исследование становления социальной зрелости личности в рамках акмеологического подхода (Я.А. Безродная [2], И.А. Руднева [16], Н.В. Шрамко [22]) вносит определённый вклад, как в интерпретацию самого феномена, так и в выявление процессуальных особенностей, рассма-

тривая социальную зрелость как акме-форму, а процесс её становления - как достижение рубежных точек, вершин в ходе социализации.

Кроме вышеперечисленных подходов учёные применяют междисциплинарный подход (Н.С. Темиров [20]), изучающий социальную зрелость личности с позиций различных гуманитарных наук; целостный подход (И.А. Руднева [16]), представляющий социальную зрелость личности как целостное образование; антропологический подход (А.М. Мильман [13]), ставящий в центр филогенетические и онтогенетические особенности становления социальной зрелости личности; региональный подход (Н. С. Темиров [20]), актуализирующий роль регионального компонента в становлении социальной зрелости личности.

В научных трудах наблюдается применение одного из наиболее актуальных современной педагогике подходов - компетентностного (Н.В. Шрамко [22]). В контексте компетентностного подхода социальная зрелость связывается с социальной компетенцией, что намечает направления формулировки данного понятия с использованием категории «социальная компетенция» и определения её морфологии на основе структуры социальной компетенции.

Отметим, что практически все авторы используют интегративный подход (Н.А. Невзорова [14]) или совокупность подходов для компенсации односторонности отдельных подходов и получения более полной комплексной картины изучаемого феномена.

В зависимости от области применения и степени отражения специфики становления социальной зрелости личности, перечисленные подходы классифицируются на общенаучные, к которым относятся интегративный, аксиологический, культурологический, антропологический, междисциплинарный, системный, синер-гетический, целостный; общепедагогические, представленные личностно-ориентированным, дифференцированным, индивидуальным, индивидуально-творческим, гуманистическим, деятельностным, личностно-деятельностным, субъективно-деятельностным; специальные, включающие социально-деятельностный и ак-меологический подходы.

Зарубежные авторы, занимающиеся исследованием социальной зрелости, сосредотачивают внимание на прикладных сторонах проблемы, определяя взаимообусловленность социальной зрелости и различных социально-экономических и личностных феноменов, таких как здоровый образ жизни - Каролин Е. Иеверс-Ландис [24] или рецидивизм преступлений - Лоренс Штайн-берг [25]. Данные работы используют квалиме-трический подход для диагностики изучаемых объектов и не предполагают разработку теоретико-методологических и педагогических аспектов социальной зрелости.

Отметим, что указанным подходам присущи известные ограничения в плане установления процессуальных особенностей. Они выявляют связь становления социальной зрелости личности с сопутствующими процессами, однако не отражают динамических особенностей самого процесса её становления. Поскольку проанализированные работы носят в основном прикладной характер, то остаются не вполне решёнными вопросы выявления закономерностей, определения принципов и формулировки правил становления социальной зрелости студентов вузов применительно к выделенным теоретико-методологическим подходам. Требует дальнейшей разработки и проблема определения оптимальных способов управления процессом становления социальной зрелости студентов вузов.

_Материалы и методы

Процедура реализации континуально-синер-гетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов строится коррелятивно его структуре, которая, исходя из положений философии и методологии науки, представлена тремя компонентами: схема метода, схема объекта, схема практической реализации. Каждому структурному компоненту теоретико-методологического подхода соответствует свой метод, применяемый для изучения феноменологического, процессуального, технологического аспектов социальной зрелости студентов вузов и обеспечивающий достижение требуемых результатов.

Схема объекта связана с реализацией понятийно-терминологического анализа для трактовки и формулировки определения понятия социальной зрелости студентов вузов, а также применением структурного анализа, что позволяет установить её структурно-содержательные особенности. Основными приёмами понятийно-терминологического анализа являются сравнение, абстрагирование, аналогия, индукция, дедукция, классификация, а структурного анализа - сравнение, синтез, интерпретация, аналогия, идеализация, моделирование.

Схема метода предполагает использование каузально-функционального анализа с целью выявления закономерностей процесса становления социальной зрелости студентов вузов. Каузально-функциональный анализ использует такие основные приёмы, как индукция, синтез, абстрагирование, идеализация, моделирование, аналогия, классификация, описание, интерпретация, прогнозирование.

Схема практической реализации задействует педагогический эксперимент, что даёт возможность определить педагогические условия становления социальной зрелости студентов вузов и разработать методику их применения. Педагогический эксперимент применяет следующие ос-

новные приёмы: анализ, обобщение, сравнение, описание, измерение, интерпретация, планирование [23, с. 24-27].

Вышеперечисленные методы являются ведущими при изучении отдельных аспектов социальной зрелости студентов вузов, однако для повышения результативности предполагается подключение дополнительных методов, в частности, контент-анализа, дискурсивной рефлексии, педагогической экстраполяции, педагогического моделирования, теоретико-методологического анализа, диверсификационного планирования [23, с. 24-27].

_Результаты исследования

В результате проведённого исследования описан и теоретически обоснован континуально-синергетический подход и его реализация к становлению социальной зрелости студентов вузов.

В работе установлены закономерности применительно к становлению социальной зрелости студентов вузов, эксплицирующие связь социальной зрелости со способом управления процессом её становления.

Также обозначены вытекающие из закономерностей принципы становлению социальной зрелости студентов вузов: резонансного взаимодействия и самосоциализации. Сформулированы правила, которым необходимо следовать для практической реализации данных принципов.

Установлено, что реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов предполагает рассмотрение феноменологических (герменевтических и морфологических), процессуальных и технологических аспектов данного феномена.

Герменевтический аспект связан с определением становления социальной зрелости студентов вузов как специально организованного в вузе образовательного процесса, направленного на формирование личностных качеств, необходимых для успешного функционирования студента в современном социуме и перехода к самосоциализации, в ходе социального взаимодействия на основе социального учения, что проявляется в количественных (приобретение новых личностных качеств, новых видов социальной зрелости), качественных (переход на новый уровень сфор-мированности личностных качеств), функциональных (переход к самоуправлению процессом социализации) личностных преобразованиях.

Процессуальный аспект выявляет характерные черты процесса становления социальной зрелости студентов вузов: незавершённость и конечность, разнонаправленность и векторность, нелинейность и поступательность, стихийность и организованность.

Технологический аспект фокусируется на особенностях педагогической методики становления социальной зрелости студентов вузов,

включающих использование резонансных взаимодействий, и переход к самостоятельному управлению процессом социализации посредством предоставления студентам свободного выбора и принятия за него ответственности в учебно-воспитательном процессе.

_Обсуждение результатов

Под теоретико-методологическим подходом становления социальной зрелости студентов вузов понимается общая методологическая ориентация изучения становления социальной зрелости студентов вузов, как точка зрения, с которой оно рассматривается, как основополагающий принцип, управляющий стратегией исследования [23, с. 42].

Как видно из названия, континуально-синер-гетический подход интегрирует два подхода: континуальный и синергетический. Синергетиче-ская составляющая эксплицирует системные особенности социальной зрелости студентов вузов. Континуальная составляющая отражает процессуальные особенности становления социальной зрелости студентов вузов в пространственно-временном континууме. Комбинация подходов даёт целостное представление не только о самом феномене, но и о специфике его динамики, позволяя отследить эволюцию. Сущностными характеристиками континуально-синергетического подхода являются континуум и самоорганизующаяся система.

Континуум рассматривается как целостность, неразрывность, недискретность процессов и явлений, непрерывно меняющихся во времени и пространстве. Континуальность характеризует эмпирические процессы, непрерывно протекающие в пространстве и времени.

Под самоорганизующейся системой понимается динамическая сложная система, обладающая способностью обеспечивать сохранность или совершенствовать собственную организацию в результате изменения внешних и внутренних условий. Применительно к исследуемой проблеме, данная система рассматривается как саморазвивающиеся целостность, т.е. объект, который относится к высшим уровням развития, обладает открытой самоорганизацией и не имеет однозначных программ развития [23, с. 199].

Континуально-синергетический подход является методологическим направлением научного исследования, при котором студенты вузов и их социальная зрелость рассматриваются как неравновесные саморазвивающиеся системы, эволюция которых осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни. Данные системы являются эквифинальными. Они детерминируются внутрисистемными целями, потребностями и мотивами. Механизм управления заключается в том, что внутренние потребности и целевая доминанта обуслов-

ливают специфику изменений системы, а не внешняя среда детерминирует форму и содержание её новых компонентов [10, с. 73].

Данный подход позволяет отразить диалектику становления социальной зрелости студентов вузов, движущей силой которой выступают противоречия процесса социализации между симультанным стремлением личности к интеграции и индивидуализации. Континуальная составляющая эксплицирует непрерывный характер данного процесса, тогда как синергетическая составляющая вскрывает его обусловленность внешними и внутренними факторами, взаимосвязь с окружающей средой и ведущую роль самоуправления и самоорганизации в повышении его эффективности.

Диалектические противоречия процесса становления социальной зрелости студентов вузов отражаются в его характерных чертах, которые представлены в виде взаимодополняющих бинарных оппозиций: 1) незавершённость и конечность эксплицируют противоречие между постоянно происходящими изменениями состояния социальной зрелости человека и биологически обусловленной завершённостью процесса; 2) разнонаправленность и векторность выявляют противоречие между диверсифицированными траекториями достижения социальной зрелости и их общей направленностью на самосовершенствование, интеграцию в социум и овладение гуманистическими ценностями; 3) нелинейность и поступательность указывают на противоречие между скачкообразностью становления социальной зрелости, т.е. возможными переходами на более низкие уровни на определённых жизненных этапах и общую тенденцию на повышение уровня её становления; 4) стихийность и организованность вскрывают противоречие между основными видами социализации: стихийной и направляемой, контролируемой и самоизмене-няемой, которые могут не согласовываться между собой, представляя разные пути развития.

В педагогических исследованиях вышеперечисленные особенности становления социальной зрелости студентов вузов приобретают особую важность. На их основе генерируются общие методические положения, создаётся арсенал педагогических приёмов и методов, производится селекция средств и организационных форм, и, в итоге, осуществляется разработка соответствующих педагогических технологий и методик. Понимание становления социальной зрелости студентов вузов как незавершённого процесса делает актуальной идею непрерывного образования, в рамках которого может быть достигнута преемственность в становлении социальной зрелости личности на всех этапах её жизненного пути. Разнонаправленность становления социальной зрелости студентов вузов обусловливает необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории, индивидуализации

и дифференциации образовательного процесса. Нелинейность становления социальной зрелости студентов вузов требует педагогического сопровождения данного процесса, введения определённых коррекционных мер. Рассмотрение становления социальной зрелости студентов вузов как стохастичного процесса предполагает создание диагностических методик. Трактовка социальной зрелости студентов вузов как неравновесной саморазвивающейся системы требует актуализации внутренних механизмов развития личности, предоставления студентам возможности выбора пути развития, партисипативного управления процессом её становления с переходом на самоуправление. Данная интерпретация приводит нас к выводу о невысокой эффективности жёстких внешних воздействий на ход её становления и необходимости поиска более продуктивных способов. Поскольку становление социальной зрелости студентов вузов происходит в пространственно-временном континууме, то следует уделять внимание организации данного процесса в пространстве и времени и учитывать роль социокультурной среды вуза.

Понимание становления социальной зрелости студентов вузов как сложной нелинейной саморазвивающейся системы с позиций конти-нуально-синергетического подхода позволяет определить две взаимодополняющих закономерности, обусловливающих эффективность данного процесса.

Первая закономерность выявляет связь между способом управления и эффективностью процесса становления социальной зрелости студентов вузов и формулируется следующим образом: эффективность процесса становления социальной зрелости студентов вузов понижается, если осуществляется жёсткое внешние управление данным процессом.

На практике данная закономерность реализуется посредством принципа резонансного взаимодействия, который требует осуществлять педагогическое управление процессом становления социальной зрелости студентов вузов с помощью слабых резонансных взаимодействий, оказывающих влияние на выбор пути развития в моменты, когда студент наиболее восприимчив к ним. Реализация принципа резонансного взаимодействия в образовательном процессе в вузе предполагает применение стимулов, соответствующих потребностям или ценностям обучающихся, что увеличивает скорость и адекватность восприятия по сравнению с не соответствующими им. Во время передачи социокультурного опыта, преподаватель формирует внутренний настрой обучающихся, характерными чертами которого принято считать личностную ориентацию, способность уловить его внутреннее состояние и познавательный интерес.

В ходе становления социальной зрелости студентов вузов для внедрения принципа резонанс-

ного взаимодействия в образовательный процесс целесообразно создавать кластерные группы обучающихся, исходя из индивидуальных характеристик, определяемых в результате диагностики. Группы комплектуются так, чтобы личностные качества, знания, умения и способности студентов взаимно дополняли и усиливали друг друга на основе эффекта резонанса [10, с. 72].

Принцип резонансного взаимодействия воплощается на практике посредством ряда взаимообусловленных правил для преподавателей и студентов.

Первое правило заключается в том, что преподаватель не приказывает и не требует от студентов осуществления определённой деятельности, а привлекает к ней в виде просьбы о помощи, содействии. Студентам рекомендуется выстраивать взаимодействие с окружающими людьми на основе сотрудничества.

В ходе становления социальной зрелости студентов вузов достижение эффекта резонанса возможно при использовании преподавателями сотрудничества как ведущей формы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Для успешной реализации сотрудничества преподаватель должен принимать во внимание комплекс факторов, включающих в себя уровень сплочённости студенческой группы, существующие в ней формы ответственности, возможность установления эффективной обратной связи, реакцию участников взаимодействия в конфликтных ситуациях, стремление к взаимообмену, готовность к взаимопомощи и т.д. Для организации действенного сотрудничества преподавателям рекомендуется, во-первых, установить равенство собственных позиций и позиций студентов; во-вторых, использовать диалоговые формы обучения для обеспечения равенства позиций участников образовательного процесса; в-третьих, делегировать руководство, постоянно перераспределяя его: руководство должно переходить от партнёра к партнёру, возвращаясь к первоначальному лидеру. Сотрудничество предполагает ценностное отношение преподавателей и студентов к личности и деятельности друг друга, что должно проявляться во взаимной поддержке, взаимопомощи, доброжелательности, участии в совместной деятельности [6, с. 77-83].

Второе правило подразумевает участие студентов в реальной социально значимой деятельности с возможностью увидеть и оценить её результаты. Социально значимая деятельность, благодаря таким характеристикам как социальная направленность, добровольность, полезность, бескорыстность и безвозмездность играет важную роль в организации социального становления студентов, так как способствует развитию социальной компетентности, учит выстраивать взаимодействие с другими социальными субъектами на основе сотворчества, содружества, способствует повышению их социальной устой-

чивости и социальной активности, освоению новых социальных ролей [19, с. 7, 12].

В зависимости от областей осуществления мы определяем следующие основные виды социально значимой деятельности студентов вуза, соотносящиеся с видами их социальной зрелости: учебная, научно-исследовательская, производственно-практическая, спортивная, художественная, общественно-политическая. Предоставление студентам возможности принимать непосредственное участие в различных видах социально значимой деятельности не только позволяет реализовать субъектные интенции, характерные для юношеского возраста (независимости, самостоятельности, активности, личностного достоинства, личностного самоопределения, «чувства взрослости»), но и необходимо для обеспечения полноценного взаимодействия с различными социальными субъектами [19, с. 12-13].

Третье правило состоит в том, что преподаватель постепенно и последовательно делегирует студентам всё возрастающую часть своих управленческих полномочий и функций. Студенты осуществляют самостоятельное управление становлением социальной зрелости и собственной жизнедеятельностью.

Делегирование управленческих полномочий осуществляется в три этапа. Целью первого этапа командообразования выступает создание и развитие сплочённой команды. Для чего используются тренинги и инструктирование. На втором этапе соуправления студенты включаются в управленческий процесс благодаря применению кураторства и консультирования. Участие студентов в процессе управления происходит в прямых (выступление с инициативой, предположением и т.д.) и косвенных формах (запрос информации, заслушивание отчётов и т.д.). Третий этап самоуправления связан с переходом к самоуправлению при поддержке наставников, созданием портфолио и осуществлением проектной деятельности. Данный этап предусматривает участие в работе комиссий, советов и других видах социально значимой деятельности.

Преподавателям рекомендуется использовать демократический стиль управления на основе партисипации. Его отличает ориентация на коллегиальность в деятельности, совместный поиск решения возникающих в ходе её осуществления проблем, делегирование полномочий. Руководитель поощряет инициативы, принимает предлагаемые новации, учитывает мнение членов группы при принятии решений. Он адекватно воспринимает сделанные партнёрами замечания и вносит соответствующие коррективы в деятельность, вследствие чего в группе устанавливаются доброжелательная атмосфера уважения и взаимной ответственности [6, с. 31].

Вторая закономерность дополняет первую, распространяя и расширяя её, и излагается следующим образом: эффективность процесса ста-

новления социальной зрелости студентов вузов повышается, если осуществляется переход от внешнего управления к самоуправлению данным процессом.

Принцип самосоциализации служит для её практического осуществления. Согласно данному принципу студентам необходимо предоставить возможность самостоятельно социализироваться, одновременно стимулируя формирование механизма самосоциализации для успешного становления их социальной зрелости.

Самосоциализация рассматривается как конечная стадия социализации студентов вузов, предшествующими этапами являются адаптация, вхождение и интервал. Она характеризуется окончательным переходом студентов к самоуправлению процессом социализации, когда роль внешнего управления сводится к минимуму. Студенты являются субъектами социализации, которые делают самостоятельный выбор в ситуациях неопределённости и берут на себя ответственность за ход и результаты социализации, опосредованные данным выбором. У студентов складывается индивидуальный стиль социального взаимодействия, формируются гражданские качества, происходит их становление как полнофункциональных граждан своей страны.

Самосоциализация студентов вуза предполагает прохождение нескольких этапов. Первым из них является самоуправление, связанное с минимизацией внешнего управления процессом социализации, осуществлением студентами самостоятельного управления данным процессом. Данный этап служит основой для последующих фаз. Второй этап самореализации заключается в выявлении студентами своих потенциальных индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, раскрытии способностей в процессе социального взаимодействия. Самореализация студентов вузов проявляется в идентификации с окружающими людьми, открытости и восприимчивости к их опыту, разностороннем восприятии жизненных ситуаций, творческой активности. На третьем этапе общественной полезности студенты осознанно включаются в социально значимую деятельность, стремясь принести пользу обществу. У них развивается способность соподчинять личные и общественные интересы, жертвовать индивидуальной выгодой ради общего блага. Четвёртая стадия гармонии отличается достижением баланса между индивидуальными стремлениями и пользой для общества, когда индивидуальное и общественное начала взаимодополняют друг друга.

Структура механизма самосоциализации включает комплекс процессов: 1) понимание необходимости интеграции в социум, являющееся триггером для инициации всех последующих процессов; 2) учение у социального окружения, при котором студенты выступают в роли ученика, учителя и самоучителя, осуществляя интериори-

зацию социального опыта; 3) экстериоризация, связанная с апробацией приобретённого опыта на практике; 4) рефлексия, охватывающая всю ситуацию взаимодействия, осуществляемая постоянно и сопровождающая все прочие процессы; 5) свободный выбор стратегий и способов взаимодействия; 6) ресоциализация, заключающаяся в коррекции стратегий и способов социального взаимодействия для достижения баланса между личными потребностями студентов и нуждами общества. Системообразующим компонентом механизма самосоциализации выступает рефлексия, поскольку она обеспечивает эффективность и развитие всех остальных процессов.

Принцип самосоциализации предполагает соблюдение комплекса взаимообусловленных правил для преподавателей и студентов.

Первое правило требует, чтобы преподаватель проводил со студентами совместный рефлексивный анализ различных вариантов траекторий индивидуального развития, достижения поставленной цели. В свою очередь студенты должны самостоятельно рассматривать направления собственного социального становления. Выстраивание индивидуального маршрута социального развития позволяет оптимизировать процесс становления социальной зрелости студентов вузов за счёт усиления мотивации, поскольку студенты занимаются социально значимой деятельностью, которая представляет персональный интерес. Студенты могут проходить маршрут социального становления в индивидуальном, удобном для них темпе. Индивидуальная траектория даёт возможность студентам развивать социально значимые качества, которые актуальны в конкретной ситуации. Кроме того, она способствуют развитию рефлексии, с помощью которой определяются и изучаются личные способы и умения социального взаимодействия, выявляются и понимаются собственные ограничения, пробелы, способности и сильные стороны, после чего выполняется корректировочная работа.

Реализация индивидуальной траектории становления социальной зрелости студентов вузов осуществляется по следующему алгоритму: 1) планирование, состоящее из определения целей, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения); 2) реализация, включающая действия в соответствии с намеченным планом; 3) фиксация, осуществляемая посредством записи мыслей, интенций, комментариев, приобретённого опыта и результатов при помощи различных средств, в частности, аудио, видео и др., что позволяет визуализировать достигнутые результаты и стимулировать рефлексию); 4) анализ, строящейся на рефлексии и осмысливании приобретённого опыта); 5) оценивание, предполагающее самооценку себя в качестве субъекта социального взаимодействия, применяемых стратегий, тактик и способов социального взаимодействия, достигнутых результатов); 6) кор-

ректировка планов социального становления на основе полученных личностных знаний и понимания самого себя и своих возможностей и потребностей; 7) ресоциализация, заключающаяся в пересмотре взглядов; 8) трансляция окружающим людям информации о ходе собственной социализации и её результатах.

Для оптимизации определения и реализации индивидуальной траектории становления социальной зрелости студентов вузов рекомендуется применять следующие способы: предоставление выбора при построении маршрута; использование индивидуальных заданий студентам; организация различных вариантов парной и групповой работы; использование открытых творческих заданий; составление индивидуальных планов занятий совместно со студентами, выбор содержания образования по предметам [12].

Второе правило служит дополнением первого и подразумевает, что преподаватель предоставляет студенту право самостоятельно сделать свой рефлексивный выбор, не оказывая на него давления, даже если этот вариант кажется ему не совсем удачным. В свою очередь студенты должны осуществлять самостоятельный выбор в ходе социального становления. Свобода выбора в учебно-воспитательном процессе в вузе связана с самоопределением студентов относительно целей, задач учебно-воспитательной деятельности, её содержания, а также используемых методов и форм из имеющихся альтернатив, исходя из особенностей конкретной ситуации.

Следует разнообразить сферы, в которых студенты сталкиваются с необходимостью свободного выбора, например, учебная, научная, информационная, морально-нравственная и т.п. Для актуализации у студентов необходимости выбора рекомендуется использовать проблемный метод, дополняемый интерактивными методами, демонстрацией собственного примера и анализом конкретных ситуаций. Главным средством выступают ситуации, основанные на выборе, имеющие ценностный характер и содержащие коллизию. Данные ситуации представляют собой организованный, структурированный комплекс обстоятельств и условий, содержащих противоречия, заключающиеся в конфликте полярных точек зрения, желаний, интересов и т.д. Решение заключённой в ситуациях проблемы требуют от студентов принятия решения в акте выбора. Выбор осуществляется на вербальном (развитие сюжета) и поведенческом (совершение поступков) уровнях. Ситуации обладают формирующим потенциалом, поскольку студенты самоопределяются относительно окружающих людей, событий, явлений, формируя соответствующие отношения [1, с. 8].

Важно, чтобы в ситуации выбора студенты следовали заданному алгоритму, выполняя последовательные когнитивно-эмоциональные действия: 1) столкновение с проблемой; 2) понимание мо-

тивов выбора; 3) выявление возможных вариантов выбора; 4) определение последствий каждой из опций; 5) анализ опций в плане их соответствия имеющейся системе ценностных ориентаций; 6) выбор приемлемого варианта; 7) принятие ответственности; 8) принятие решения на основе сделанного выбора и определение способа его реализации; 9) воплощение решения в жизнь через поступок; 10) рефлексия самого себя как субъекта, процесса осуществления выбора, способов и результатов на всех этапах [3, с. 8-9].

Третье правило следует из второго и предполагает, что преподаватели побуждают студентов брать на себя социальную ответственность за принятые решения и сделанный выбор. По отношению к студентам данное правило требует, чтобы они принимали на себя ответственность. Становление социальной ответственности предполагает приобретение знаний об ответственности, получение опыта ответственного поведения, актуализацию эмоционального переживания ответственных действий и включение ответственности в систему личностных ценностей студентов [7, с. 11].

Становление социальной ответственности студентов вузов происходит в процессе выполнения практик, имеющих профессиональный и культурный смысл в ходе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования. Данные практики представляют собой совокупность различных видов профессионально ориентированной деятельности, которые студенты осуществляют в период профессиональной подготовки, в результате чего они приобретают знания, присваивают ценности, овладевают образцами и нормами поведения, а также способами выполнения деятельности [17, с. 15]. Выделяют следующие виды профессионально-культурных практик: коммуникативная, творческая, проектная, организационная, самообразовательная, научно-исследовательская и др. [17, с. 17-19].

С целью повышения эффективности становления социальной ответственности студентов рекомендуется ввести социальную ответственность в аксиологическую систему социокультурной среды вуза, что даст возможность студентам обогатить знания о данном феномене; создавать ситуации эмоционального коллективного переживания социально ответственных поступков, пропагандировать общественные интересы при организации социокультурной среды вуза; использовать ситуации выбора между личной выгодой и общественной пользой для понимания социальной ответственности, обогащения опыта социально ответственного поведения и переживания положительных эмоций от осознания социальной направленности и значимости действий, поступков и сделанного выбора; регулярно осуществлять рефлексию поведения; установить партнёрские отношения на основе сотрудничества и взаимосодействия между сту-

дентами, преподавателями и прочими субъектами образовательного процесса с целью обеспечения коллективной поддержки ценности и важности социальной ответственности [7, с. 11].

Заключение

Применение континуально-синергетического подхода позволяет выделить ряд основных положений становления социальной зрелости студентов вузов.

Представление о процессе становления социальной зрелости студентов вузов как о феномене, характерными чертами которого выступают взаимодополняющие бинарные оппозиции, отражающие диалектику данного процесса: незавершённость и конечность, разнонаправленность и векторность, нелинейность и поступательность, стихийность и организованность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты самостоятельно прокладывают собственную траекторию становления социальной зрелости в зависимости от индивидуальных особенностей и обладают нелинейной чувствительностью к внешним воздействиям, в том числе и педагогическим, таким образом, маршрут становления социальной зрелости не может быть продиктован студенту посредством жёсткого внешнего управления.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование континуально-синерге-тического подхода будет способствовать повышению эффективности становления социальной зрелости студентов вузов за счёт актуализации внутренних резервов личности, в частности, перехода к самостоятельному управлению процессом социализации. В качестве социальных последствий исследования обозначим возможность подготовки специалистов, являющихся не только компетентными профессионалами, но и полнофункциональными членами современного общества, способными к его сохранению и преобразованию, осуществлению эффективного взаимодействия. Оригинальность исследования проявляется в разработке нового методологического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов, который позволяет дать новую трактовку понятия «становление социальной зрелости студентов вузов» и наметить пути разработки методики её становления, обозначить методические принципы и правила на основе резонансных взаимодействий.

Можно указать ряд ограничений присущих данному исследованию. Во-первых, известная ограниченность применения по возрастной группе, студенты вузов, и сфере применения, педагогическая проблема становления социальной зрелости, рассматриваемого теоретико-методологического подхода. Во-вторых, необходимость детальной разработки методики становления социальной зрелости студентов вузов на основе теоретико-методоло-

гических положений, изложенных в данной работе.

Намечаются следующие перспективы развития исследования: 1) экстенсивное направление, связанное с рассмотрением возможностей реализации континуально-синергетического подхода к другим педагогическим феноменам; 2) интенсивное направление, заключающееся в создании новых подходов и выявлении новых

аспектов социальной зрелости студентов вузов;

3) направление модернизации, основанное на улучшении и развитии континуально-синергети-ческого подхода, уточнении закономерностей, принципов, правил, сущностных характеристик;

4) технологическое направление, занимающееся разработкой педагогических технологий и методик становления социальной зрелости студентов вузов на основе изложенных положений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Н.И. Формирование устойчивого морального выбора у подростков средствами разрешения конфликтообразующих ситуаций: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2009. 223 с.

2. Безродная Я.А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: Ленинград. гос. ун-т., 2006. 251 с.

3. Бейтуганова М.С. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2010. 217 с.

4. Калашникова Л.А. Формирование основ социальной зрелости подростков средствами краеведения в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва: Российский гос. социальный ун-т, 2013. 262 с.

5. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2004. 184 с.

6. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 147 с.

7. Лаврентьева О.А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2016. 218 с.

8. Лопатин А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Кострома: Костромской гос. ун-т им. H.A. Некрасова, 2014. 51 с.

9. Лукичёва М.В. Предпрофильная подготовка в основной школе как фактор формирования социальной зрелости учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т, 2007. 171 с.

10. Маджуга А.Г., Сабекия Р.Б., Синицина И.А., Салимова Р.М., Садаева И.В. Фрактальная педагогика: теоретические и методические предпосылки становления и развития // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. 2016. № 2 (22). С. 71-80.

11. Мальчукова А.Л. Становление социальной зрелости старшеклассника на основе развития коммуникативных умений: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена 2005. 225 с.

12. Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоёмкие технологии. 2016. № 11 (часть 1). С. 138-142.

13. Мильман А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Витебск: Витебск. гос. ун-т им. П.М. Мешерова, 2008. 224 с.

14. Невзорова Н.А. Педагогическое сопровождение становления социальной зрелости школьников с нарушениями зрения: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2010. 291 с.

15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 807 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/020301_B_3_09012018.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

16. Руднева И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т., 2011. 195 с.

17. Сапрыгина С.А. Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра в профессионально-культурных практиках: дис. ... к.п.н. - Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2016. - 193 с.

18. Солдатченко А. Л. Метод социального учения как инструмент самосоциализации студентов в социокультурной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3 (33). С. 134-140.

19. Тебенькова О.Б. Становление ценностных ориентаций подростков в социально значимой деятельности профильного объединения художественно-эстетического направления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита: Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т им. И. Г. Чернышевского, 2012. 24 с.

20. Темиров Н.С. Социальная зрелость выпускников сельских школ республики Узбекистан (социолого-педагогический и этнопедагогический аспекты): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва: Ин-т развития личности РАО, 1994. 28 с.

21. Фёдорова Н.А. Довузовская подготовка как этап становления социальной зрелости старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2004. 181 с.

22. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. 219 с.

23. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

24. Carolyn E. Ievers-Landis, Rachel Neff Greenley, Chris Burant, Elaine Borawski Cognitive Social Maturity and Adolescent Health Behaviors. Journal of Clinical Psychology in Medical Settings, Vol. 13, No. 2, June 2006 (C 2006), pp. 111-120. DOI: 10.1007/s10880-006-9016-9

25. Laurence Steinberg, Elizabeth Cauffman, and Kathryn C. Monahan Psychosocial Maturity and Desistance From Crime in a Sample of Serious Juvenile Offenders. Juvenile Justice Bulletin. March 2015..

REFERENCES

1. Alekseeva N.I. Formation of sustainable moral choice in adolescents means of resolving conflict-forming situations. Diss. PhD Ped. Sci., Cheboksary: Chuvash State. ped. un-t named after I. Ya. Yakovlev, 2009. 223 p. (in Russian)

2. Bezrodnaya Ya.A. Organization of student self-government as a means of forming the social maturity of high school students. Diss. PhD Ped. Sci., Saint Petersburg, Leningrad State Univ., 2006. 251 p. (in Russian)

3. Beytuganova M.S. Pedagogical support for the moral choice of a high school student. Diss. PhD Ped. Sci., Volgograd: Volgograd State. ped. Univ., 2010. 217 p. (in Russian)

4. Kalashnikova L.A. Formation of the foundations of social maturity of adolescents by means of local history in the educational environment of the general educational institution: author. Diss. PhD Ped. Sci., Moscow: Russian State. Social University, 2013. 262 p. (in Russian)

5. Kameneva E.G. The development of social maturity of students of pedagogical high school. Diss. PhD Ped. Sci., Orenburg: Orenburg State Univ., 2004. 184 p. (in Russian)

6. Korotaeva E.V. Pedagogy of interactions: tutorial. Ekaterinburg, Ural. State Ped. Univ., 2000. 147 p. (in Russian)

7. Lavrentyeva O.A. Formation of social responsibility of adolescents in school life. Diss. PhD Ped. Sci., Krasnoyarsk: Novosibirsk State. ped. Univ., 2016. 218 p. (in Russian)

8. Lopatin A.R. Pedagogical support of the process of formation of social maturity of schoolchildren: abstract . Diss. Dr. Ped. Sci., Kostroma, Kostroma State named after N.A. Nekrasov, 2014. 51 p. (in Russian)

9. Lukicheva M.V. Pre-profile training in primary school as a factor in the formation of social maturity of students. Diss. PhD Ped. Sci., Yaroslavl, Yaroslav. State Ped. Univ., 2007. 171 p. (in Russian)

10. Majuga A.G., Sabekia R.B., Sinitsina I.A., Salimova R.M., Sadayeva I.V. Fractal pedagogy: theoretical and methodological prerequisites for the formation and development. Actual problems of professional pedagogy. 2016. no. 2 (22). pp. 71-80. (in Russian)

11. Malchukova A.L. The formation of social maturity of a high school student on the basis of the development of communicative skills. Diss. PhD Ped. Sci. Saint Petersburg, Herzen Russian State. Ped. Un-ty, 2005. 225 p.

12. Mikerova G.Zh., Zhuk A.S. Algorithm for building an individual educational learning trajectory. Modern high-tech technologies, 2016. no. 11 (part 1). pp. 138-142. (in Russian)

13. Milman A.M. Concretization and generalization of general scientific concepts as a condition for the formation of social maturity of high school students. Diss. PhD Ped. Sci., Vitebsk: Vitebsk. State Un-ty named after P.M. Mesherov, 2008. 224 p. (in Russian)

14. Nevzorov N.A. Pedagogical support of the formation of social maturity of students with visual impairment. Diss. PhD Ped. Sci., Saint Petersburg, Herzen Russian State Pedagogical University, 2010. 291 p. (in Russian)

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 23, 2017. no. 807 "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor degree in the field of training 02.03.01 Mathematics and computer science [Electronic resource]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/020301_B_3_09012018.pdf (accessed at 22 July 2018). (in Russian)

16. Rudneva I.A. Practice-oriented situations as a means of forming the social maturity of students. Diss. PhD Ped. Sci., Volgograd, Volgograd State Ped. Un-ty, Altai State Academy of Culture and Arts, 2011. 195 p. (in Russian)

17. Saprygina S.A. Formation of moral responsibility of the future bachelor in professional cultural practices. Diss. PhD Ped. Sci., Krasnoyarsk, Siberian State Technological University, 2016. 193 p. (in Russian)

18. Soldatchenko A.L. The Method of Social Doctrine as a Tool for Self-Socialization of Students in the Socio-Cultural Environment of a University. Modern Higher School: Innovative Aspect, 2016. Vol. 8. no. 3 (33). pp. 134-140. (in Russian)

19. Tebenkova OB Formation of value orientations of adolescents in the socially significant activities of the profile association of artistic and aesthetic direction: abstract . Diss. PhD Ped. Sci., Chita: Transbaikalian State Humanities and Pedagogical Univ. named after I. G. Chernyshevsky, 2012. 24 p. (in Russian)

20. Temirov N.S. Social maturity of graduates of rural schools of the Republic of Uzbekistan (sociological-pedagogical and ethno-pedagogical aspects): abstrct . Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, Institute of Personality Development, RAO, 1994. 28 p. (in Russian)

21. Fedorova N.A. Pre-university training as a stage in the formation of the social maturity of a high school student. Diss. PhD Ped. Sci. Tyumen, Tyumen State Univ., 2004. 181 p. (in Russian)

22. Shramko N.V. University training as a stage of formation of social maturity of students. Diss. PhD Ped. Sci., Ekaterinburg, Ural State Ped. Univ., 2009. 219 p. (in Russian)

23. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical concept: methodological aspects of construction. Moscow, VLADOS Publ., 2006. 239 p. (in Russian)

24. Carolyn E. Ievers-Landis, Rachel Neff Greenley, Chris Burant, Elaine Borawski Cognitive Social Maturity and Adolescent Health Behaviors. Journal of Clinical Psychology in Medical Settings, Vol. 13, No. 2, June 2006 (C 2006), pp. 111-120. DOI: 10.1007/s10880-006-9016-9

25. Laurence Steinberg, Elizabeth Cauffman, and Kathryn C. Monahan Psychosocial Maturity and Desistance From Crime in a Sample of Serious Juvenile Offenders. Juvenile Justice Bulletin. March 2015.

Информация об авторах Назарова Ольга Леонидовна

(Россия, Магнитогорск) Профессор, доктор педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Солдатченко Александр Леонидович

(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Рудакова Светлана Викторовна

(Россия, Магнитогорск) Профессор, доктор филологических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Ссылка для цитированияГОСТ_

Назарова О. Л., Солдатченко А. Л., Рудакова С. В. Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 36-47. doi: 10.32744^е.2018.6.4

Information about the authors Olga L. Nazarova

(Russia, Magnitogorsk) Professor, Doctor of Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Alexander L. Soldatchenko

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Svetlana V. Rudakova

(Russia, Magnitogorsk) Professor, Doctor of Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

For ReferenceAPA

Nazarova, O. L., Soldatchenko, A. L., Rudakova, S. V. (2018). Implementing the continuous-and-synergetic approach to social maturity formation in college students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 36-47. doi: 10.32744/ pse.2018.6.4. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.