Научная статья на тему 'Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза'

Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович

Актуальность заявленной темы обусловливается требованиями современного общества к системе высшего образования, отражёнными в социальном заказе, сформулированным в основных нормативных документах, регламентирующих деятельность системы образования на подготовку не только квалифицированных специалистов, но и полноценных граждан своей страны, способных эффективно функционировать в современном обществе, принимать самостоятельные решения в ситуациях неопределённости и нести за них ответственность. Целью данной статьи является разработка и теоретическое обоснование педагогической концепции становления социальной зрелости студентов вуза. Для достижения поставленной цели использовались методы структурного, функционального, сравнительно-сопоставительного анализа, обобщение опыта. В результате сформулировано определение понятия «педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза»; описана структура педагогической концепции становления социальной зрелости студентов вуза и содержательное наполнение её структурных компонентов; установлены реализуемые концепцией функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатченко Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONCEPTION OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY OF STUDENTS OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

The topic is important because modern society makes certain demands to the system of higher education expressed in the social order which is formulated in normative documents regulating the system of education. These demands mean that the system of higher education should graduate not only highly qualified specialists but also developed citizens of their country who can effectively function in the modern society, independently make decisions in the situations of uncertainty and take responsibility for them. The article aims to develop and theoretically substantiate pedagogical conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education. The methods of structural, functional, comparative analysis and studying of experience are used to achieve the goal. As a result the term “pedagogical conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education” is defined; the structure and contents of the conception in question are developed; its functions are established.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза»

УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-114-121

А.Л. Солдатченко

(Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Актуальность заявленной темы обусловливается требованиями современного общества к системе высшего образования, отражёнными в социальном заказе, сформулированным в основных нормативных документах, регламентирующих деятельность системы образования на подготовку не только квалифицированных специалистов, но и полноценных граждан своей страны, способных эффективно функционировать в современном обществе, принимать самостоятельные решения в ситуациях неопределённости и нести за них ответственность. Целью данной статьи является разработка и теоретическое обоснование педагогической концепции становления социальной зрелости студентов вуза. Для достижения поставленной цели использовались методы структурного, функционального, сравнительно-сопоставительного анализа, обобщение опыта. В результате сформулировано определение понятия «педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза»; описана структура педагогической концепции становления социальной зрелости студентов вуза и содержательное наполнение её структурных компонентов; установлены реализуемые концепцией функции.

Ключевые слова: педагогическая концепция, становление социальной зрелости студентов вуза, педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза, методологические подходы, закономерности, принципы.

A.L. Soldatchenko

(Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)

PEDAGOGICAL CONCEPTION OF FORMATION OF SOCIAL MATURITY OF STUDENTS OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

The topic is important because modern society makes certain demands to the system of higher education expressed in the social order which is formulated in normative documents regulating the system of education. These demands mean that the system of higher education should graduate not only highly qualified specialists but also developed citizens of their country who can effectively function in the modern society, independently make decisions in the situations of uncertainty and take responsibility for them. The article aims to develop and theoretically substantiate pedagogical conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education. The methods of structural, functional, comparative analysis and studying of experience are used to achieve the goal. As a result the term "pedagogical

conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education" is defined; the structure and contents of the conception in question are developed; its functions are established.

Keywords: pedagogical conception, formation of social maturity of students of institutes of higher education, pedagogical conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education, methodological approaches, laws, principles.

Анализ педагогических исследований по вопросу разработанности концептуальных основ социальной зрелости личности показывает, что преимущественно используются общенаучные и общепедагогические подходы, что, с одной стороны, ведёт к применению проверенных положений, но, с другой стороны, ограничивает возможности отражения специфики объекта. В качестве специальных подходов, эксплицирующих особенности социальной зрелости, можно обозначить социально-деятельностный [3], акмео-логический [1; 7; 12], синергетический [5]. Однако закономерности становления социально-зрелой личности не всегда достаточно разработаны, и не во всех исследованиях наблюдается чёткая соотнесённость реализуемых подходов и принципов. При выборе принципов предпочтение отдаётся общепедагогическим, например, природосообразности [2; 4; 12], гуманизации [3; 6; 7], личностной направленности [2; 6; 11] и др. В качестве специальных отметим принципы диало-гичности [7; 11; 12], деятельностного реализма [2], социально-ценного взаимодействия [3]. Таким образом, анализ научных трудов показывает, что концептуальные основы социальной зрелости личности не получили достаточной разработки. С нашей точки зрения, это объясняется небольшим количеством докторских диссертаций [4; 10], посвящённых данной тематике, в которых традиционно выстраиваются концепции становления социально-зрелой личности.

Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза рассматривается как сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о становлении социальной зрелости студентов вуза.

Данная система раскрывает сущность, содержание и особенности становления социальной зрелости студентов вуза, а также технологию оперирования данным феноменом в условиях современного образования. На основе сформулированного определения концепции выделяются её свойства как системы знаний: сложности, целенаправленности, динамичности [13, с. 10, 11-12]. Определяя компонентный и содержательный состав концепции, мы опирались на структуру, предложенную Л.И. Савва и Е.В. Яковлевым [8; 13, с. 16]. Структура педагогической концепции становления социальной зрелости студентов вуза состоит из четырёх блоков: нормативного, концептуального, методического и эмпирического.

Нормативный блок представлен целями, задачами, программами, критериями и стандартами, которые обусловливают основное направление работы и требования, предъявляемые к процессу становления социальной зрелости студентов вуза и уровням её сформированности, и выполняет функцию управления.

Концепция становления социальной зрелости студентов вуза выстраивается на основе социального заказа на формирование социально зрелых специалистов, основными характеристиками которых являются социальная ответственность, способность к осуществлению социального взаимодействия на основе партнёрских отношений, наличие системы общечеловеческих гуманистических ценностей и сформированной гражданской позиции, умение действовать в нестандартных ситуациях, инициативность и пр. Соответственно, целью концепции является повышение исходного уровня социальной зрелости студентов вуза. В данном исследовании нами реа-

m

CD

0 н

1

ф

5

о

о ç

ф Ci

0

1

_0 ç

го s J

о о

ф ç

m

0

1

го H о

а;

s j

с

ф

J

к

го

^

о ф

т

го

ч

ф

с

лизован получивший достаточно широкое распространение уровневый подход к выбору критериев развития личности и, в частности, социальной зрелости студентов вуза [8, с. 155]. Таким образом, основным критерием является уровень сформированности социальной зрелости студентов вуза.

Концептуальный блок включает в себя теоретико-методологические подходы, обусловленные ими закономерности и вытекающие из закономерностей принципы становления социальной зрелости студентов вуза, обеспечивающие научное обоснование выдвигаемой концепции. Совокупность закономерностей и принципов формирует ядро концепции. Функция научного обеспечения реализуется этим блоком. Ведущими методологическими подходами в рамках проводимого исследования становления социальной зрелости студентов вуза выступают континуально-синергетиче-ский, социоинтерактивный и социоучеб-ный подходы.

Континуально-синергетический подход является методологическим направлением научного исследования, при котором становление социальной зрелости студентов вуза рассматривается как сложная, открытая, самоорганизующаяся система, эволюция которой осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни человека [13, с. 57]. Положения континуально-синергетического подхода эксплицируют процессуальные особенности становления социальной зрелости студентов вуза, связанные с динамикой процесса и его временной организацией. Перовое положение континуально-синер-гетического подхода заключается в том, что социальное становление личности начинается с момента её рождения и непрерывно продолжается на протяжении 0 всей жизни. Таким образом, становление ^ социальной зрелости студентов является ^ очередным этапом данного процесса. Со-§ гласно второму положению процесс ста° новления социальной зрелости студентов < вуза носит нелинейный характер, кото-

рый проявляется двояко. С одной стороны, процесс её становления не имеет строго поступательного характера, который представляется в виде постоянного движения от низкого уровня сформиро-ванности социальной зрелости студентов к более высокому уровню. С другой стороны, в нём наблюдаются бифуркационные точки, когда перед личностью возникает достаточно широкий спектр возможных траекторий движения по пути становления социальной зрелости.

Понимание становления социальной зрелости студентов вуза как самоорганизующейся системы позволяет определить две взаимодополняющих закономерности, обусловливающих эффективность данного процесса. Первая закономерность выявляет связь между способом управления и эффективностью процесса становления социальной зрелости студентов вуза и формулируется следующим образом: эффективность процесса становления социальной зрелости студентов вуза понижается, если осуществляется жёсткое внешние управление данным процессом. На практике данная закономерность реализуется посредством принципа резонансного взаимодействия, который требует осуществлять педагогическое управление процессом становления социальной зрелости студентов вуза с помощью слабых резонансных взаимодействий, оказывающих влияние на выбор пути развития в моменты, когда студент наиболее восприимчив к ним.

Вторая закономерность дополняет первую и излагается следующим образом: эффективность процесса становления социальной зрелости студентов вуза повышается, если осуществляется переход от внешнего управления к самоуправлению данным процессом. Принцип самосоциализации служит для её практического осуществления. Согласно данному принципу, студентам необходимо предоставить возможность самостоятельно социализироваться, одновременно стимулируя формирование механизма

самосоциализации для успешного становления их социальной зрелости.

Социоинтерактивный подход является методологическим направлением научного исследования становления социальной зрелости студентов вуза, согласно которому становление социальной зрелости студентов вуза связывается с социальным взаимодействием. С позиций социоинтерактивного подхода становление социальной зрелости студентов вуза осуществляется в процессе социального взаимодействия, при этом существующие конкретно-исторические способы и формы социального взаимодействия обусловливают данный процесс. Процесс социализации, в котором социальная зрелость студентов вуза выступает одновременно результатом, личностным качеством, обеспечивающим его успешность и его этапом, также рассматривается как взаимодействие личности и социума. Данный подход эксплицирует герменевтический и методический аспекты феномена социальной зрелости студентов вуза, намечая тенденции в её определении и способах педагогической организации процесса её становления.

Исходя из трактовки становления социальной зрелости студентов вуза как социального взаимодействия, можно выявить закономерность, характеризующую связь между особенностями социального взаимодействия и эффективностью процесса становления социальной зрелости студентов вуза, которая определяется следующим образом: эффективность процесса становления социальной зрелости студентов вуза зависит от количества, форм и характера социального взаимодействия. Данная закономерность обусловливает принцип интерактивной полифонии, в соответствии с этим принципом следует увеличивать количество и разнообразить формы социального взаимодействия, в которых участвуют студенты вуза.

Реализация социоучебного подхода заключается в рассмотрении становления социальной зрелости студентов вуза

с позиций социального учения. С нашей точки зрения, социальное учение объединяет вокруг себя все базовые концептуальные категории: социальную зрелость студентов вуза, социальное взаимодействие, социализацию, самосоциализацию, механизм самосоциализации и социокультурную среду вуза. Несомненным преимуществом данного подхода выступает то, что он позволяет описать становление социальной зрелости студентов вуза и их социализацию в педагогических терминах, а именно «учение», и наметить пути её формирования -обучение студентов технологии социального учения [9].

Использование социоучебного подхода к проблеме становления социальной зрелости студентов вуза основано на закономерности, устанавливающей связь между становлением социальной зрелости студентов вуза и социальным учением. Согласно данной закономерности эффективность процесса становления социальной зрелости студентов вуза повышается, если студент осуществляет осознанное целенаправленное учение у социального окружения, т.е. применяет технологию социального учения. Им-плементация данной закономерности на практике регламентируется при помощи принципа социального учения, предполагающего организацию обучения студентов технологии социального учения.

В методический (технологический) блок входят методы, средства, организационные формы и педагогические условия эффективного протекания процесса становления социальной зрелости студентов вуза, которые обслуживают его технологическую сторону. Данный блок осуществляет функцию методического обеспечения. Все составляющие методического блока определяются, во-первых, спецификой предмета исследования, во-вторых, его целью и, в-третьих, методологическими подходами, обозначенными в концепции.

Обозначая педагогические условия становления социальной зрелости сту-

ш со

0 н

1

ф

5

о

о ц

ф

0

1 _0

го

о о

ф ц

со

0

1

го н о

к

с

ф

к

го

^

о ф

т

го

ч

ф

с

дентов вузов мы исходили из специфики её структуры и содержания, из процессуальных особенностей, равно как и из теоретических предпосылок о наиболее эффективных путях её формирования, что соответствует выделенным аспектам (феноменологическим, процессуальным и методическим). Таким образом, был выделен комплекс педагогических условий становления социальной зрелости студентов вузов: 1) овладение студентами механизмом самосоциализации посредством использования технологии социального учения в социокультурной среде вуза; 2) конструирование студентами системы ценностных ориентаций в ходе осуществления ценностно-ориентацион-ной деятельности; 3) обогащение студентами опыта социального взаимодействия посредством использования интерактивных технологий; 4) приобретение студентами гражданских качеств в процессе выполнения социально значимой деятельности. Учёт структурно-содержательных особенностей осуществляется посредством направленности каждого отдельного условия на формирование определённого структурного компонента социальной зрелости студентов вузов (соответственно деятельностного, мо-тивационно-ценностного, когнитивного и личностного). Принятие во внимание процессуальных особенностей реализуется посредством соответствия отдельно взятого педагогического условия определённой стадии социализации студентов вуза (адаптации, оптации, интервала и самосоциализации), которые согласуются с этапами становления их социальной зрелости.

Обеспечение эффективности становления социальной зрелости студентов вуза достигалось посредством использования соответствующих групп мето-0 дов: 1) социальных, 2) рефлексивных, ^ 3) проблемно-аксиологических, 4) инте-^ рактивных. Данные методы реализуются § при помощи организационных форм: со° циально-полилогических, занятий вза-< имного обучения, бинарных уроков,

гибридных занятий, перевёрнутых занятий, лекций-панелей и др. При этом применяются разнообразные педагогические средства, в частности материальные, идеальные, средства преподавания и учения, технические средства и др. Более детально методы, формы и средства описываются в разделе, посвящённом методике реализации комплекса педагогических условий.

Компонентами эмпирического (практического) блока являются процессы, верификация, оценки, результаты, обеспечивающие реализацию концептуальных положений на практике. Функцией эмпирического блока является практическое обеспечение становления социальной зрелости студентов вуза. Наиболее общими процессами, имеющими первостепенное значение в рамках рассматриваемой концепции, выступают социальное взаимодействие и социализация. В рамках этих процессов осуществляются социальное учение и освоение социокультурной среды вуза. Важную роль играет процесс осуществления социально значимой деятельности. Естественно, что все вышеперечисленные процессы интегрированы в учебно-воспитательный процесс, который, в свою очередь включает обучение (преподавание и учение), воспитание, управление. Верификация осуществляется двумя основными способами, а именно, теоретическим, заключающемся в обсуждении основных положений работы на различного рода конференциях, семинарах, выступлениях на заседаниях кафедры, через публикации в открытых источниках и рецензируемых изданиях. Эмпирический способ предполагает проверку теоретических разработок в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы с последующим анализом и оценкой достигнутых результатов. Оценка производится посредством использования комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: 1) теоретических (анализа, синтеза, систематизации, обобщения опыта, интерпретации, рефлексии); 2) эмпири-

ческих (опросно-диагностических, обсервационных, праксиометрических); 3) статистических. Результат заключается в переходе студентов на более высокий уровень сформированности социальной зрелости.

Преимуществом предлагаемой концепции, по нашему мнению является то, что реализуемые в ней подходы эксплицируют специфику, объясняя основные аспекты становления социальной зрелости студентов вуза: 1) феноменологические (герменевтический, структурный); 2) процессуальные (динамические, временные, пространственные); 3) методические. Закономерности формулируются на основе выбранных методологических подходов и определяют принципы исследования, т.е. представляют собой целостную систему, как и сама концепция. Применяемые в концепции теоретико-методологические подходы, обусловленные ими закономерности и вытекающие из закономерностей принципы могут использоваться для исследования смежных проблем, в частности, вопросов, связанных с социализаций, социальной адаптацией личности, формированием социально значимых качеств. Библиографический список:

1. Безродная Я.А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Ленинград. гос. ун-т., 2006. - 50 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Калашникова Л.А. Формирование основ социальной зрелости подростков средствами краеведения в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Российский гос. социальный ун-т, 2013. - 27 с.

3. Каменева Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург: Оренбург. гос. унт., 2004. - 23 с.

4. Лопатин А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования соци-

альнои зрелости школьников: автореф. дис. ... д. пед. наук. - Кострома: Костромской гос. ун-т им. H.A. Некрасова, 2014. - 51 с.

5. Мильман А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Витебск: Витебск. гос. ун-т им. П.М. Мешерова, 2008. - 21 с.

6. Невзорова Н.А. Педагогическое сопровождение становления социальной зрелости школьников с нарушениями зрения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2010. - 25 с.

7. Руднева И.А. Практико-ориентиро-ванные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: автореф. дис. ... к.п.н. - Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т. Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 26 с.

8. Савва Л.И. Межличностное познание учителя в системе его профессиональной подготовки: монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 246 с.

9. Солдатченко А.Л. Метод социального учения как инструмент самосоциализации студентов в социокультурной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - № 3. С. 134-140.

10. Темиров Н.С. Социальная зрелость выпускников сельских школ республики Узбекистан (социолого-педа-гогический и этнопедагогический аспекты): автореф. дис. ... д. пед. наук. - М.: Ин-т развития личности РАО, 1994. - 28 с.

11. Федорова Н.А. Довузовская подготовка как этап становления социальной зрелости старшеклассника: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2004. - 24 с.

12. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной

ш со

0 н

1

ф

ss

о

о ц

ф

0

1 _0

го

S

J

о о

ф ц

CG

0

1

го н о

к

s j

с

ф

J

к

го

^

о ф

т

го

ч

ф

IZ

зрелости студентов: автореф. дис. ... к.п.н. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. - 24 с. 13. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологиче-

ские аспекты построения. - М.: ВЛА-ДОС, 2006. - 239 с.

Поступила 28.05.2017

<u т н го ч с; о

О <

Об авторе:

Солдатченко Александр Леонидович, доцент кафедры языкознания и литературоведения, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова». (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, cafola@mail.ru

Для цитирования: Солдатченко А.Л. Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 114-121. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-114-121

References:

1. Bezrodnaya Y.A. Organisation of schoolchildren's self-government as a means of formation of senior pupils' social maturity. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Leningrad State University. St. Petersburg, 2006. - 251 p. [in Russian]

2. Kalashnikova L.A. Formation of the basis of teenagers' social maturity by means of local history, geography and culture in the educational environment of educational establishment of secondary education. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Russian State Social University. Moscow, 2013. - 27 p. [in Russian]

3. Kameneva E.G. Development of social maturity of the students of pedagogical institutes of higher education. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Orenburg State University. Orenburg, 2004. - 23 p. [in Russian]

4. Lopatin A.R. Pedagogical support of the process of formation of schoolchildren's social maturity. Author's abstract. Diss. ... Doc. Sci. (Education). N.A. Nekrasov Kostroma State University. Kostroma, 2014. - 51 p. [in Russian]

5. Milman A.M. Concretization and Generalization of Scientific Concepts as a Means of Formation of Senior Schoolchildren's Social Maturity. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). P.M. Meshcherov Vitebsk State University. Vitebsk, 2008. - 21 p. [in Russian]

6. Nevzorova N.A. Pedagogical support of formation of social maturity of schoolchildren with vision disturbance. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). A.I. Gertsen Russian State Pedagogical University. St. Petersburg, 2010. - 25 p. [in Russian]

7. Rudneva I.A. Practice-oriented situations as a means of formation of students' social maturity. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Volgograd State Pedagogical University. Volgograd, 2011. - 27 p. [in Russian]

8. Savva L.I. Interpersonal Teacher's Cognition in the System of Vocational Training: monograph. Magnitogorsk, Magnitogorsk State University, 2001. - 246 p. [in Russian]

9. Soldatchenko A.L. The method of social learning as an instrument of students' self-socialization in the socio-cultural environment of an institute of higher education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - № 3. Р. 134-140. [in Russian]

10. Temirov N.S. Social Maturity of Village School-leavers in the Republic of Uzbekistan. Author's abstract. Diss. ... Doc. Sci. (Education). Institute of Person's Development Russian Academy of Education. Moscow, 1994. - 28 p. [in Russian]

11. Fedorova N.A. Preparatory training as a stage of formation of senior pupils' social maturity. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Tyumen State University. Tyumen, 2004. - 181 p. [in Russian]

12. Shramko N.V. Training at university as a stage of formation of students' social maturity. Author's abstract. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg, 2009. - 24 p. [in Russian]

13. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Conception: Methodological Aspects of Development. Moscow, VLADOS, 2006. - 239 p. [in Russian]

About the authors:

Soldatchenko Aleksandr Leonidovich, Associate Professor, Department of Linguistics and Study of Literature, Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), cafola@mail.ru

For citation: Soldatchenko A.L. Pedagogical conception of formation of social maturity of students of institutes of higher education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 114-121. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-114-121

m со о

I— x

Ф

о

о ç

ф

Ci

о х _0

го s J

о о

ф

m о х го I— о

к

s j

с

ф

J

го

ч

ф

IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.