DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-134-140
УДК 378 ББК 74.48
А.Л. Солдатченко
(Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия)
МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ
КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В педагогических исследованиях выделяются различные комплексы условий становления социальной зрелости обучающихся. Акцент делается на оптимизации деятельности преподавателя и используемых им методах организации процесса социализации личности, в ходе которого осуществляется становление её социальной зрелости. Внешнее управление социализацией студентов имеет ограниченные возможности, при этом потенциал самой личности в самостоятельной организации данного процесса и соответствующие способы недостаточно исследованы. В статье определяется роль самосоциализации и социокультурной среды вуза в ходе становления социальной зрелости студентов, приводятся принципы, этапы и приёмы обучения студентов методу социального учения, использование которого как инструмента самосоциализации в социокультурной среде вуза рассматривается в качестве одного из условий становления их социальной зрелости.
Ключевые слова: метод социального учения, социальное окружение, социализация, самосоциализация, социокультурная среда вуза, социальная зрелость, социальная зрелость студентов вуза.
ф т н го ч с; о
О <
A.L. Soldatchenko
(G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)
THE METHOD OF SOCIAL LEARNING AS AN INSTRUMENT OF STUDENTS' SELF-SOCIALIZATION IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
Researchers put forward different complexes of conditions determining the formation of students' social maturity. They focus their attention on the optimization of teaching and the methods used by teachers to organize the process of socialization during which a person becomes socially mature. External management of socialization process has its limitations, while a student's internal potential in self-organizing his/her own socialization and corresponding methods needs further studying. The article deals with the role of self-socialization and university's socio-cultural environment in the formation of students' social maturity. It also presents the principles of learning from social environment, the stages and techniques of teaching students the method of social learning. The usage of which as the tool of self-socialization in university's socio-cultural environment is considered to be a condition determining formation of their social maturity.
Keywords: the method of social learning, learning from social environment, socialization, self-socialization, socio-cultural environment of an institute of higher education, social maturity, students' social maturity.
В современных педагогических исследованиях авторы предлагают достаточно широкий спектр вариантов становления социальной зрелости различных возрастных и социальных групп обучающихся. Формировать социальную зрелость предлагается посредством: 1) самоуправления (Я.А. Безродная [3]); 2) ситуации успеха и партисипа-тивного управления (А.Р. Лопатин [7]); 3) развития коммуникативных умений (А.Л. Мальчукова [8]); 4) педагогического сопровождения, ориентированного на активные методы педагогической работы, развитие коммуникативной деятельности, моделирование действительности и ситуации жизненного выбора (Н.А. Невзорова [9]); 5) актуализации внешних и внутренних ресурсов социализации обучающихся средствами проектной деятельности, самоуправления и социально-психологических тренингов (А.В. Поздняков [10]); 6) практико-ори-ентированных ситуаций, призванных обогащать социальный опыт обучающихся (И.А. Руднева [12]); 7) довузовской подготовки, предполагающей педагогическую деятельность по социализации обучающихся, которая включает в себя групповую работу, сотрудничество, взаимообучение, активную социальную и познавательную деятельность (Н.А. Федорова [14]); 8) социально-профессиональной ориентации образовательного процесса, направленной на самоопределение, саморазвитие личности, создание ситуации успеха (Н.В. Шрамко [15]).
Несмотря на то, что учёные предлагают оригинальные комплексы педагогических условий становления социальной зрелости личности, прослеживаются основные подходы к данной проблеме:
1) деятельностный, подразумевающий вовлечение личности в осуществление различных видов деятельности (проектной, социальной, познавательной, самоуправления);
2) ситуационный, заключающийся в использовании ситуаций (жизненного
выбора, практико-ориентированных, успеха);
3) квалитативный, суть которого сводится к развитию соответствующих качеств (самоопределения), умений (коммуникативных умений, умений социального взаимодействия [15]), которые могут одновременно являться структурными элементами социальной зрелости;
4) средовой, подчёркивающий важную роль среды в данном процессе и предполагающий актуализацию её потенциала. При этом применяется значительный арсенал методов обучения и воспитания: проектный метод, ситуационный метод, метод моделирования действительности, рефлексивные методы, коммуникативный метод, метод анализа конкретных ситуаций, игровые методы, пример, тренинги и др. Все указанные подходы и методы следует признать совершенно адекватными и достаточно эффективными для становления социальной зрелости личности, что подтверждается экспериментальными исследованиями. Однако вышеперечисленные методы используются преподавателем для организации деятельности обучающихся (в преподавании), в то время как методы, применяемые обучающимися в их деятельности (в учении), остаются недостаточно разработанными. Характерно, что возможности внешнего управления процессом социализации являются ограниченными по времени (преимущественно могут использоваться в учебное время и только на протяжении того отрезка времени, пока человек обучается в вузе), сфере воздействия (как правило, применяются в вузовском пространстве), интенсивности и восприимчивости, что сказывается на их эффективности.
Таким образом, одно из условий становления социальной зрелости студентов вуза должно обеспечивать самоорганизацию и самостоятельность процесса социализации и использование потенциала социокультурной среды вуза для повышения эффективности данного процесса
ш
о
ф 5
го
го ^
о о
о ^
го
0 н
1
ф
н
0
1
<° £
^ СО
и; со
- £
-О О.
и !а
1 ^
2 §
о
н о
<и о
2 ш
путём снабжения студентов соответствующим инструментом. Следовательно, возникает необходимость разработки метода, который, с одной стороны, повысит успешность учения, ведущей деятельности студентов, с другой стороны, послужит инструментом, позволяющим им эффективно использовать социокультурную среду вуза, а в перспективе - социальное окружение как средство самостоятельного управления процессом интеграции в общество и развития собственной индивидуальности - самосоциализации. Под самосоциализацией мы понимаем переход от внешнего управления процессом социализации личности, который с педагогической позиции отождествляется с воспитанием, к управлению данным процессом самой личностью, т.е. самоуправлению. Таким образом, самосоциализация выступает в качестве высшей формы социализации. Самосоциализирующаяся личность рассматривается нами как социально зрелая, а процесс самосоциализации - как этап процесса становления её социальной зрелости. Такой человек самостоятельно выбирает траекторию собственного социального развития, противостоит негативным воздействиям, которые на него потенциально может оказывать социальное окружение и, напротив, проявляет восприимчивость к позитивному влиянию.
Исходя из специфики проводимого исследования и разделяя мнение С.А. Ашиновой [1], Т.Н. Балобановой [2], Е.А. Бурдуковской [4], Л.Г. Инешиной [6], Т А. Райкиной [11], Н.В. Шрамко [15] и др., мы трактуем социокультурную среду вуза как часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства, которое представляет собой многоуровневое, гетерогенное, полисредовое явление, в которой осуществляется со-0 циализация и инкультурация личности, ^ становление её социальной зрелости и ко-^ торая изменяется под воздействием функ-§ ционирующих в ней субъектов.
Следует обратить внимание на ряд < обстоятельств, указывающих на важную
роль, которою социокультурная среда вуза играет в процессе самосоциализации. Являясь интегративным фактором, социокультурная среда вуза выступает как наиболее общий уровень социально-культурной детерминации процесса самосоциализации студентов в вузе. Во время обучения молодых людей в вузе воздействие социокультурной среды проявляется в следующих аспектах: культурологическом, аксиологическом, социализирующем, мотивационном [4, с. 12-13].
Для того, чтобы социокультурная среда вуза оказывала стимулирующее влияние на процесс самосоциализации студента, ей должны быть присущи высокая интенсивность, содержательная насыщенность и разнообразие форм социального взаимодействия на основе взаимосодействия, сотрудничества и плодотворных отношений. В подобной среде эффективно актуализируются механизмы самосоциализации личности, и успешная социализация обеспечивается, прежде всего, за счёт социальной активности самих студентов. Правильно организованная социокультурная среда вуза открывает широкие перспективы для самосоциализации студентов посредством предоставления им: 1) свободы выбора и принятия решения касательно вхождении в эту среду; 2) свободы выбора рода деятельности, которая позволит им добиться успеха, самореализоваться; 3) возможности конструирования собственного стиля социального взаимодействия с различными социальными субъектами; 4) возможности попробовать себя в разнообразных социальных ролях; 5) возможности освоить различные среды, составляющие образовательное пространство [15, с. 88].
Как следует из вышеприведённого анализа, социокультурная среда вуза является внешним фактором, обеспечивающим успешное протекание процесса самосоциализации студента. Однако обучающиеся должны располагать определённым личным внутренним средством, которое они могли бы использовать для
полного раскрытия потенциала и оптимизации социокультурной среды вуза в процессе самосоциализации. Таким инструментом, с нашей точки зрения, является метод социального учения. Метод социального учения - система приёмов, реализуемых обучающимися в процессе учения у различных социальных субъектов, которые обеспечивают достижение намеченной цели - осуществление продуктивного взаимодействия на основе диалога со всеми субъектами социума на различных уровнях во всевозможных условиях. Учение у социального окружения осуществляется на основе принципов: антропогогической детерминации, антропогогичности социального взаимодействия, непрерывности учения, взаимной интерактивности, товарищеской конкуренции, антропогогизации социального окружения, баланса академических ролей, ведущей роли учения, рефлексивности учения [5].
Итак, овладение студентами механизмом самосоциализации посредством использования метода социального учения в социокультурной среде вуза рассматривается как одно из условий становления их социальной зрелости.
Процесс имплементации метода социального учения представляет собой совокупность последовательных этапов: 1) подготовительного этапа; 2) этапа выбора учителя; 3) этапа учения; 4) этапа апробации; 5) рефлексивного этапа; 6) этапа трансформации; 7) этапа проектирования; 8) этапа преподавания; 9) повтора цикла. На каждом из этапов применяется комплекс специфических приёмов, однако многие приёмы являются универсальными, т.е. к их использованию прибегают на нескольких этапах. В зависимости от субъекта процесса обучения приёмы метода социального учения делятся на две основные группы: 1) приёмы, используемые обучающимся (педагогическая интерпретация, взаимопомощь, содействие, имитация, перенос, рефлексивные приёмы, составление учебных комбинаций, смена позиций и др.);
2) приёмы, реализуемые преподавателем (перевод социальной ситуации в педагогическую, намеренное допущение ошибок, намеренное создание когнитивного диссонанса, смена ролей и др.). Обучение методу социального учения реализуется посредством использования соответствующей организационной формы обучения - социально-полилогической.
Достоинством метода социального учения, по нашему мнению, является то, что владение им позволяет студентам не только намного эффективнее использовать весь спектр возможностей, предоставляемых правильно организованной социокультурной средой вуза, но и в известной степени нейтрализовать негативное воздействие прочих социальных сред. Это становится возможным благодаря тому, что в процессе обучения возрастает роль учения, которым управляет сам обучающийся. Самоорганизованное учение становится ведущим видом деятельности. Студенты оказываются в состоянии извлечь положительный личный опыт даже из отрицательных примеров, подаваемых социальным окружением, критически осмысливать самих себя и окружающий мир и таким образом противостоять вредоносным воздействиям и, напротив, поддаваться благотворному влиянию.
Однако у рассматриваемого метода существует ряд ограничений. Во-первых, это ограничения по уровню развития обучающихся, так как для продуктивного учения у социального окружения требуется достаточно высокий уровень развития рефлексии, критического мышления, сложившаяся система просоциальных ценностных ориентаций. Во-вторых, имеются возрастные ограничения, поскольку достаточным уровнем развития обладают только обучающиеся, достигшие определённого возраста. В-третьих, это средовое ограничение, обусловленное значительным влиянием социального окружения на результаты учения.
Совокупность выделенных ограничений позволяет определить перспективные исследования, которые могут
ш
о
ф 5
го
го ^
о о
о ^
го
0 н
1
ф
н
0
1
<° £
^ СО
о; со
- £
-О а.
1 ^ 8 ё
о ^
н о
ф о
2 ш
ф
т н го ч с; о О
<t
быть направлены на изучение возможностей применения указанного метода различными возрастными группами обучающихся, способов преодоления негативных воздействий социального окружения, выявление педагогических условий его эффективного применения, разработку дополнительных приёмов и дальнейшее совершенствование метода. Библиографический список:
1. Ашинова С.А. Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды: автореф. дис. ... к.п.н. Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х. М. Бербеко-ва. - Владикавказ: 2009. - 23 с.
2. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы: автореф. дис. ... к.п.н. Институт образования взрослых Российской Академии образования. - СПб.: 2007. - 23 с.
3. Безродная Я.А. Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассников: автореф. дис. ... к.п.н. - СПб.: Ленинград. гос. ун-т., 2006. - 24 с.
4. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: автореф. дис. ... к.п.н. -Комсомольск-на-Амуре: Амурский гос. ун-т., 2004. - 28 с.
5. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект: пособие для преподавателей. - М.: Изд-во Логос, 1994. - 214 с.
6. Инешина Л.Г. Формирование личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы: автореф. дис. ... к.п.н. - Якутск: Якутский гос. ун-т., 2007. - 24 с.
7. Лопатин А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: автореф. дис. ... д.п.н. - Кострома: Костромской гос. ун-т им. H.A. Некрасова, 2014. - 51 с.
8. Мальчукова А.Л. Становление социальной зрелости старшеклассника на основе развития коммуникативных умений: автореф. дис. ... к.п.н. -СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена 2005. - 26 с.
9. Невзорова Н.А. Педагогическое сопровождение становления социальной зрелости школьников с нарушениями зрения: автореф. дис. ... к.п.н. - СПб.: ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2010. - 24 с.
10. Поздняков А.В. Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников: авто-реф. дис. ... к.п.н. - Курск: Курс. гос. пед. ун-т. 2002. - 23 с.
11. Райкина Т.А. Оптимизация социокультурной среды как фактор формирования гуманистических ценностей студенческой молодёжи: автореф. дис. ... к.п.н. - Барнаул: Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2007. - 24 с.
12. Руднева И.А. Практико-ориентиро-ванные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: автореф. дис. ... к.п.н. - Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т. Алтайская государственная академия культуры и искусств, 2011. - 26 с.
13. Савва Л.И., Солдатченко А.Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2015. - №4. С. 147-153.
14. Федорова Н.А. Довузовская подготовка как этап становления социальной зрелости старшеклассника: автореф. дис. ... к.п.н. - Тюмень: Тю-мен. гос. ун-т, 2004. - 24 с.
15. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: автореф. дис. ... к.п.н. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. - 24 с.
Поступила 23.09.16
Об авторе:
Солдатченко Александр Леонидович, доцент кафедры иностранных языков для профессиональной коммуникации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский технический университет им. Г.И. Носова» (Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Солдатченко А.Л. Метод социального учения как инструмент самосоциализации студентов в социокультурной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 134-140. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-134-140
References:
1. Ashinova S.A. Formation of schoolchildren's tolerant attitudes to a close friend under the conditions of modern socio-cultural environment: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Kh. M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University. - Vladikavkaz: 2009. - 23 p. [in Russian]
2. Balobanova T.N. Formation of schoolchildren's civic position in school's socio-cultural environment: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Institute of Adult Education Russian Education Academy. - St. Petersburg: 2007. - 23 p. [in Russian]
3. Bezrodnaya Y.A. Organisation of schoolchildren's self-government as a means of formation of seniorpupils' socialmaturity:Author'sabstract.Dis.... Cand. Sci.(Education).LeningradState University. - St. Petersburg: 2006. - 24 p. [in Russian]
4. Burdukovskaya E.A. University's socio-cultural environment as a pedagogical factor of student's personal development: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Amur State University. - Komsomolsk-on-Amur: 2004. - 28 p. [in Russian]
5. Ginevitsinsky V.I. Subject of Psychology: a didactic aspect. - M.: Izd-vo Logos, 1994.
6. Ineshina L.G. Formation of senior pupils' personal self-determination in school's socio-cultural environment: Author's abstract. Dis. . Cand. Sci. (Education). Yakutsk State University. - Yakutsk: 2007. 24 p. [in Russian]
7. Lopatin A.R. Pedagogical support of the process of formation of schoolchildren's social maturity: Author's abstract. Dis. ... Doc. Sci. (Education). N.A. Nekrasov Kostroma State University. - Kostroma: 2014. - 51 p. [in Russian]
8. Malchukova A.L. Formation of senior pupils' social maturity by means of development of communicative skills: Author's abstract. Dis. . Cand. Sci. (Education). A. I. Gertsen Russian State Pedagogical University. - St. Petersburg: 2005. - 26 p. [in Russian]
9. Nevzorova N.A. Pedagogical support of formation of social maturity of schoolchildren with vision disturbance: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). A.I. Gertsen Russian State Pedagogical University. - St. Petersburg: 2010. - 24 p. [in Russian]
10. PozdnyakovA.V.Pedagogicalconditionsofformationofseniorpupils'socialmaturity:Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Kursk State Pedagogical University. - Kursk: 2002. -23 p. [in Russian]
11. Raikina T. A. Optimization of socio-cultural environment as a factor of formation of students' humanistic values: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Altai State Academy of Culture and Arts. - Barnaul: 2007. - 24 p. [in Russian]
12. Rudneva I.A. Practice-oriented situations as a means of formation of students' social maturity: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Volgograd State Pedagogical University. - Volgograd: 2011. - 26 p. [in Russian]
13. Savva L.I., Soldatchenko A.L. Social interaction as a structural component of socially mature higher school student // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2015. - № 4. Р. 147-153. [in Russian]
m
о
ф
го
го
S
J
о о о S го
0 н
1
ф
S ^
н
0
1
<° £
Ы СО
и; ей
- £
? ф
О *
-О Ü.
1 ^ s ё
о J
н о
ф о
2 ш
14. Fedorova N.A. Preparatory training as a stage of formation of senior pupils' social maturity: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Tyumen State University. - Tyumen: 2004. - 24 p. [in Russian]
15. Shramko N.V. Training at university asastageofformationofstudents'socialmaturity: Author's abstract. Dis. ... Cand. Sci. (Education). Ural State Pedagogical University. - Yekaterinburg: 2009. - 24 p. [in Russian]
About the authors:
Soldatchenko Aleksandr Leonidovich, Associate Professor, Department of Foreign Languages for Professional Communication, G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
For citation: Soldatchenko A.L. The method of social learning as an instrument of students' self-socialization in the socio-cultural environment of an institute of higher education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 134-140. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-134-140
о ^
x
<u
T I—
ro
c; о
О <