Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ'

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / студенческие отряды / социальное время / социальное пространство / students / student detachments / social time / social space

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Евгений Дмитриевич

Проводится анализ теоретических аспектов социального времени и социологических интерпретаций категории «Социальное пространство», особенностей социального времени и пространства, в которых действуют студенческие отряды, основных направлений их деятельности и вклада в развитие общества; оценивается влияние студенческих отрядов на процесс социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TIME AND SPACE OF ACTION OF MODERN STUDENT DETACHMENTS

An analysis of the theoretical aspects of social time and sociological interpretations of the ‘Social Space’ category, the features of social time and the space in which student detachments operate, their main areas of activity and contribution to the development of society; the influence of student detachments on the process of socialization of youth is assessed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ»

УДК 141.7

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-2-64-80

Дьяков Евгений Дмитриевич

аспирант

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь, Россия

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

ДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

Evgeny D. Dyakov

applicant

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, 24, Sibirskaya, e-mail: [email protected]

SOCIAL TIME AND SPACE OF ACTION OF MODERN STUDENT DETACHMENTS

Аннотация. Проводится анализ теоретических аспектов социального времени и социологических интерпретаций категории «Социальное пространство», особенностей социального времени и пространства, в которых действуют студенческие отряды, основных направлений их деятельности и вклада в развитие общества; оценивается влияние студенческих отрядов на процесс социализации молодежи.

Ключевые слова: студенты, студенческие отряды, социальное время, социальное пространство.

Abstrac. An analysis of the theoretical aspects of social time and sociological interpretations of the 'Social Space' category, the features of social time and the space in which student detachments operate, their main areas of activity and contribution to the development of society; the influence of student detachments on the process of socialization of youth is assessed.

Key words: students, student detachments, social time, social space.

В настоящее время наша страна вновь переживает период экономической и социальной модернизации, которая осуществляется в условиях жесткого противостояния со странами Запада. Вновь требуется мобилизация всех сил страны,

© Дьяков Е.Д., 2024

чтобы сохранить ее суверенитет и безопасность. Одним из интереснейших опытов мобилизации усилий молодежи страны является формирование студенческих отрядов. Государство поддерживает возрождение студенческих движений, воссоздаются лагеря для активной молодежи, направленные на воспитание патриотизма.

Сегодня как никогда актуальным является изучение опыта организаций студенческих объединений, который был накоплен в высших учебных заведениях России. Необходимо отметить, что их социальное время и пространство действия слабо изучены. Цель статьи - привлечь внимание общественности к деятельности студенческих отрядов.

Социальное время - это время существования, функционирования и развития общества и его разноуровневых социальных систем. Время является естественным и социальным ресурсом для деятельности социальных акторов, а его измеримость позволяет внедрить количественный подход к изучению деятельности. Существует три «модуса» социального времени: исторический, структурный и системный.

По мнению Л.М. Лопатина, самая важная характеристика времени - это то, что «оно течет, непрестанно проходит». «Прошлого уже нет, будущего еще нет; все движение времени идет мимо некоторого неподвижного момента настоящего... Вся действительность времени заключается в его нереальности». Действителен только ускользающий момент настоящего, в котором нет ни длительности, ни реальности [11. Ч. 2, с. 290-300]. Как отмечает И.Н. Дьяков, это - воспроизведение свойственного механическому естествознанию представления о времени в виде однородной прямой линии как пространственного аналога.

И.Н. Дьяков высоко оценивает вклад А. Бергсона в изучение интересующей нас области. Если А. Эйнштейн и Г. Минковский устранили ньютоновское абсолютное время в физике, то А. Бергсон сделал это в философии. Он продемонстрировал феномен реализации времени, что, несомненно, стало одним из важнейших шагов на пути к «овладению» времени. И.Н. Дьяков видит за-

слугу А. Бергсона в его борьбе с пониманием времени в виде однородных прямых линий. Под его влиянием он сделал шаг к собственно «социальному времени» с материалистическим, по сути, взглядом на время. Время едино, его наиболее характерное свойство - непрерывность, а единство - «интенсивно». «Всякая деятельность (волепроявление) и всякое движение (проявление силы) совершаютсяво времени и необходимо тяготеют к производящему их агенту или центру» [8, с. 15]. Время - это «своеобразный процесс непространственных изменений, носящих исключительно качественный характер» [8, с. 7].

Суть положений И.Н. Дьякова заключается в согласованности времени и деятельности, влиянии прошлого на настоящее и будущее, возможности и роли человеческой деятельности по отношению к настоящему и особенно будущему времени.

П.А. Сорокин - первый русский социолог ХХ века. Его стали характеризовать как передового русского социолога уже в начале 1920-х гг. Это выражается в разных аспектах. Во-первых, в том, что его работы этого периода легли в основу его будущих фундаментальных трудов по социальной дифференциации и мобильности, социологии революции и социологии перемен. Во-вторых, разнообразие его работ: от эмпирических (исследования голода) до теоретических (системы социологии). В-третьих, в разнообразии тем, охватывающих основные социальные явления и процессы (социальные группы, их изменчивость, войны, преступность и т. д.). В-четвертых, в хорошем знании состояния современной мировой социологии, особенно американской, которая наиболее привержена эмпирическим исследованиям. В-пятых, в методологических принципах - использовании различных теоретических подходов и предпочтении объективного подхода.

При подготовке «системы социологии» [16] П.А. Сорокин в значительной степени опирался на работы крупнейших социологов XIX - начала XX в., отечественную и зарубежную социологическую литературу. Однако в «системе социологии» нет ни одного упоминания о месте категории времени в социологии или о модификации времени под названием «социальное время». Этот факт ясно

показывает, что, несмотря на отдельные попытки применить данные об использовании времени к анализу экономических и социальных изменений, в теоретической социологии того времени этого понятия не существовало.

В «системе социологии» термин «время» используется в историческом стиле в связи с рассмотрением изменений в обществе. Однако в своей исследовательской программе [15], обсуждавшейся и утвержденной в год выхода «системы социологии», Сорокин делает резкий шаг в сторону «структурного» времени, стремясь изучить структуру повседневной деятельности, выраженную в показателях времени, в различных социальных и профессиональных группах.

П.А. Сорокин провел первое в мире социологическое исследование использования времени с помощью метода бюджета времени, которое легло в основу статьи [20] (в соавторстве с Р. Мертоном).

В.Н. Муравьев в своей основной книге по проблеме социального времени (1924) утверждает, что «во всех науках можно сейчас найти постановку в том или ином виде вопроса о времени» [12, с. 100], и берет на себя труд рассмотреть эту проблему «с философской, логической, математической, социологической иорганизационной точек зрения». И не только теоретически, но и в сочетании с практикой, не только с научной, но и с «развивающейся в России в последнее время практикой социально-организационной», используя как индивидуальный опыт, так и «деятельность социально-исторических групп» [12, с. 96-98].

В.Н. Муравьев использует два основных термина. Книга называется «Овладение временем», но он часто использует термин «преодоление». «Преодоление времени» - это преодоление конечности и дискретности времени в конкретной деятельности, поведении конкретного человека или конкретной социальной системы, сохранение этой деятельности и ее результатов в памяти или иной форме.

«Овладение временем» - свободная деятельность людей в соответствии с их знаниями о законах функционирования и развития общества как социальной системы. В.Н. Муравьев называет «овладением временем всякое вообще содержательно и целесообразно произведенное изменение в природе (и обществе),

67

поскольку оно создает или воссоздает реальность согласно имеющемуся образцу» [12, с. 126]. В этом выражается роль каждого человека в преодолении и освоении времени. «Всякое сознательное целесообразное действие, дающее намвласть над природой, есть в самом деле овладение временем» [12, с. 229].

«Теория овладения временем сводится, в первую голову, к теории построения... прежде всего коллективов человеческих» [12, с. 106]. «Использование времени переходит в овладение им» [12, с. 98]. В.Н. Муравьев называет овладение временем «одною из главных среди разумных целей человека» [12, с. 107].

Овладение временем, по мнению В.Н. Муравьева, - это «не стремление к пустому бытию, к продолжительности времени, могущего быть наделенным любым содержанием, а к жизни, содержащей полноту всех осуществляемых возможностей» [12, с. 229].

Однако «время» чаще всего относится не к абстрактному, абсолютному или просто астрономическому времени, а к индивидуальному или социальному времени, которое используется тем или иным образом.

Понятие пространства - одно из самых фундаментальных в человеческой мысли. Его реализация, во-первых, неотъемлема от категории времени как хронотопа, пространственно-временного континуума, а во-вторых, органически присуща нам как реальности, охватывающей и включающей в себя человеческие существа.

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, которого называют основателем пространственной социологии, был первым исследователем, использовавшим такую формулировку. Термин «социальное пространство» был введен в социологию Г. Зиммелем в его работе «Социология пространства» (1903) [10]. В его интерпретации пространство является социальным, поскольку в нем доминируют люди. И по этой же причине пространство может иметь границы, которые определяются распространением влияния, активными связями и зонами человеческой деятельности. Таким образом, взаимодействие людей по отношению к пространству - это его наполнение и придание ему социального смысла. Од-накотот факт, что термин «социальное пространство» ввел в научный оборот

Г. Зиммель, а А.Ф. Филиппов обратил на него внимание [18, с. 64], не является общепризнанным; М.С. Терещенко [17] отмечает, что термин «социальное пространство» был введен французским социологом П. Бурдье значительно позже, в работе «Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение» (1990) [4, с. 49-64], для обозначения абстрактного пространства, состоящего из совокупности подпространств, или полей, обязанных своей структурой неравномерному распределению отдельных видов капитала.

Интересна работа соавторов П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» [2] для анализа деятельности студенческих отрядов. Их теоретико-методологический подход ценен тем, что эмпирически и теоретически рассматривает наиболее сложный объект наблюдения и интерпретации - повседневную жизнь. Важно, что авторы утверждают: интерсубъективность как необходимое условие существования и воспроизводства социальной реальности в целом и социального пространства в частности возникает и поддерживается в процессе коммуникации индивидов.

Однако в обществознании отсутствовала однозначность в терминологическом обозначении социально-пространственных характеристик. В качестве синонимов использовались такие понятия, как «общественное пространство», «пространство общества», «пространственный фактор общества», «пространственная сторона социальных явлений», «пространство социальной деятельности» и т. п. Например, Г.Е. Зборовский рассматривает «пространство и время как формы социального бытия», «общественное пространство» анализируется В.Г. Черниковым. О «социальной организации пространства» - аналитическая работа В.Г. Виноградского. Диссертационное исследование Ю.А. Очкура посвящено «социальному пространству» [9; 19; 5; 14].

Обзор определений социального пространства в социологической литературе выявляет как узкие, так и широкие трактовки. Например, в подходе В.И. Добренькова и А.И. Кравченко в рамках общей социологической теории предлагается трактовка социального пространства как «воображаемого конти-

нуума, имеющего заданное число осей измерения (координат), с помощью которого описывается структура общества» [7], что представляется неоправданно узким; В.Ф. Анурин определяет социальное пространство как «совокупность всех социальных статусов данного общества» [1]. Если социальное пространство понимается как континуум статусов, то социальный статус, единственный и исчерпывающий критерий стратификации, связывает все остальные социальные характеристики актора. Если же социальное пространство понимается как воображаемый континуум социальных взаимодействий, то его осями должны быть не только статусные социальные характеристики, но и ценности, нормы, мотивы, мнения, восприятия и стили жизни. Они, конечно, соотносятся со статусом, но эта связь отнюдь не функциональна.

О.С. Голованов более широко определяет социальное пространство - как «социально освоенную часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристику социальной структуры общества с точки зрения "расположения" социальных группи слоев, "пространства" (условий, возможностей) их развития» [6]. Словарь по социологии также дает два контекстуальных толкования: место социальной активности, включающее значимые социальные группы, индивидов, совокупностьобъектов в том или ином взаимном расположении, и восприятие индивидом или группой своего места в обществе [3]. Однако ни одно из этих определений не является исчерпывающим.

Социальное пространство - это форма общественного развития, многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик и социальных статусов, функционально связанных с физическим пространством и социальными характеристиками самого пространства как места.

Студенческие отряды действуют в определенном социальном времени и пространстве, которые оказывают значительное влияние на их деятельность и взаимодействие. Особенности социального времени и пространства, в которых функционируют студенческие отряды:

1) Временные рамки: студенческие отряды часто действуют в течение ограниченного времени, например, во время летних каникул или в периоды между учебными семестрами. Это создает особую атмосферу сосредоточенной ипродуктивной работы на определенный срок.

2) Социальная динамика: участие в студенческих отрядах позволяет студентам вступить в новые социальные отношения и общественные группы. Это способствует формированию командного духа, развитию лидерских качеств и умению работать в коллективе.

3) Пространственные условия: работа студенческих отрядов часто связана с проведением различных мероприятий, ремонтных работ, экологических иво-лонтерских (добровольческих) акций и других видов деятельности на определенной территории. Это требует адаптации к новым условиям и совместной работы в конкретном пространстве.

4) Образовательный контекст: студенческие отряды часто имеют образовательную составляющую, направленную на приобретение новых знаний и навыков. Участие в таких отрядах позволяет студентам применить теоретические знания на практике и расширить свой профессиональный опыт.

5) Социокультурное воздействие: деятельность студенческих отрядов может оказывать влияние на социокультурные процессы в обществе, способствуя формированию ценностей гражданского общества, развитию экологического сознания и участию в социально значимых проектах.

Таким образом, социальное время и пространство, в которых действуют студенческие отряды, формируют особую среду для развития студентов как личностей, способствуют социальной адаптации, обучению и участию в общественной жизни.

Основные направления деятельности студенческих отрядов:

1) Студенческие строительные отряды работают на различных строительных площадках нашей страны (региональных и всероссийских). Представители

строительных отрядов приобретают опыт работы по следующим специальностям: плотник, сварщик, каменщик, стропальщик, монтажник, арматурщик, кровельщик, дорожный рабочий, штукатур-маляр и мн. др.Российским студенческим отрядам доверяют строительство объектов олимпийского значения, Универсиады в Казани, Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, мостовых переходов во Владивостоке в рамках подготовки к Саммиту АТЭС, космодрома «Восточный», а также многих других объектов международного и всероссийского значения.

Строительная отрасль является индикатором экономического роста государства. В то же время особенности российских климатических условий Сибири и Дальнего Востока приводят к тому, что строительные работы могут вестись только в короткие летние месяцы. По этой причине многие предприятия не имеют возможности держать в штате специалистов круглый год. В таких условиях участие студенческих строительных отрядов - лучший выход.

2) Студенческие отряды проводников - работа студентов в холдинге «Российские железные дороги» проводниками пассажирских вагонов. Это направление подходит для людей, которые любят путешествия и яркиеновые впечатления. Постоянно меняющиеся пейзажи за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с разными людьми - это внешняя сторона работы студенческого отряда проводников, известная как романтика железной дороги.

Внутренний смысл работы проводника заключается в обеспечении максимального комфорта для пассажиров в транспортном средстве. Говоря метафорически, проводник - это «маленький хозяин большого вагона», в котором живут и постоянно меняются люди на пути следования поезда. Кроме того, проводник занимается техническим оснащением вагонов, таким как водоснабжение, отопление, электричество и вентиляция, а также отвечает за гигиеническую чистоту вагонов. В зимнее время еще и физическая нагрузка - очистка от наледи подвагонного оборудования. Железнодорожный транспорт - это отрасль с высоким уровнем риска, и правилами пренебрегать нельзя.

3) Студенческие педагогические отряды ежегодно организуют отдых детей в различных регионах страны, а также работают в крупных федеральных детских центрах: «Орленок», «Смена», «Океан», «Артек». Помимо обеспечения занятости студентов участие в студенческих педагогических отрядах позволяет им:

- развить дополнительные профессиональные навыки;

- пройти практическую школу для будущих учителей;

- дать возможность студентам и школьникам установить социально-экономические отношения на рынке труда.

4) Студенческие сельскохозяйственные отряды занимаются посевом и сбором сезонных культур; участвуют в полном цикле переработки рыбы: от погрузки и очистки до упаковки икры; работают в животноводческих хозяйствах ветеринарами и зоотехниками. Студенческие сельскохозяйственные отряды подразделяются на следующие профили: животноводческие, путинные, механизированные отряды, отрядыблагоустройства и озеленения.

Сегодняшние студенты сельскохозяйственных вузов - это завтрашние работники агропромышленного комплекса страны. Они, получая азы практических навыков на различных сельскохозяйственных площадках и предприятиях, будут кадровым потенциалом отрасли, способным вывести ее на качественно новый уровень. Такие мероприятия способствуют воспитанию молодежи, которая любит свою малую родину и уважает сельских тружеников.

5) Студенческие медицинские отряды в период отпусков молодых и средних медицинских работников, а также в условиях повышенной сезонной нагрузки в курортных медицинских учреждениях являются реальным подспорьем в практической медицине. Современные условия рынка труда предъявляют значительно более высокие требования к уровню подготовки выпускников медицинских вузов. Студенческие медицинские отряды приобретают еще большее значение в подготовке будущих медицинских специалистов, воспитывая не только профессиональные компетенции, но и настойчивость, трудолюбие, любовь к профессии, творческиеспособности, умение служить обществу и, конечно же, социально активную общественную позицию.

Студенческий медицинский отряд под руководством опытных врачей строится на органичном единстве базовых знаний, практических навыков, четкого понимания будущей профессиональной деятельности, опыта работы в профессиональном сообществе, активного общения с потенциальными работодателями и дальнейшего трудоустройства в системе первичной медико-санитарной помощи Российской Федерации.

6) Студенческие сервисные отряды - это работа в сфере гостеприимства. Приветливая улыбка, создание приятной атмосферы праздника и забота о людях - все это входит в обязанности члена сервисного отряда. Бойцы работают официантами, барменами, кухонными работниками, спасателями, горничными, швейцарами, хостес, озеленителями и по другим профессиям.

Студенческие сервисные отряды обслуживают гостей в гостиницах, ресторанах, на предприятиях общественного питания, отдыха, развлечений, конференциях, семинарах, выставках, крупных национальных и международных съездах, а также в детских оздоровительных лагерях. Современные студенческие сервисные отряды имеют обширный практический опыт и прочную репутацию в индустрии гостеприимства [13].

7) Студенческие профильные (специализированные) отряды - это отряды студенческой молодежи, организованные для выполнения работ на предприятиях и в компаниях, соответствующих профилю их обучения. В настоящее время профильные студенческие отряды также имеют множество специализаций, огромное количество направлений работы: отряды охраны правопорядка, спасательные, социальные, волонтерские, экологические, поисковые, энергетические, археологические, медиаотряды и мн. др.

8) Трудовые отряды подростков - это добровольное объединение обучающихся, осваивающих основные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в возрасте от 14 до17 лет, изъявивших желание в свободное от учебы время принимать

участие в трудовой деятельности и общественно полезной работе для дальнейшего профессионального самоопределения.

Основными целями деятельности трудовых отрядов подростков являются реализация социальных и трудовых инициатив подростков и приобретение ими навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействие личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации подрастающего поколения путем объединения усилий заинтересованных сторон для качественной подготовки, организации и проведения мероприятий, направленных на профориентационную деятельность несовершеннолетних.

Помимо трудовых направлений деятельности студенческие отряды играют значительную социальную роль в развитии общества через такие виды деятельности, как:

1) социальная помощь и волонтерство: студотряды активно участвуют в различных благотворительных и волонтерских проектах, оказывая помощь нуждающимся слоям населения; они проводят акции помощи, благотворительные мероприятия, работают с социально уязвимыми группами, что способствует улучшению качества жизни людей и формированию здорового общества;

2) экологические инициативы: студотряды активно занимаются экологическими проектами, проводят акции по озеленению, уборке территорий, экологическому просвещению; их усилия направлены на сохранение окружающей среды, борьбу с загрязнением и создание экологически чистого общества;

3) образовательные мероприятия: студенческие отряды организуют для студентов и школьников лекции, семинары, мастер-классы, способствуя распространению знаний, развитию культуры и образования в обществе; развитие молодежного предпринимательства: студенческие отряды помогают молодым людям развивать предпринимательские навыки и запускать собственные проекты; они организуют стартап-мероприятия, конкурсы и программы поддержки молодых предпринимателей;

4) культурные и спортивные мероприятия: студенческие отряды помогают развитию культуры и спорта в обществе, организуя фестивали, выставки,

спортивные соревнования; это способствует духовному и физическому развитию людей, формированию позитивной общественной атмосферы.

Одна из самых значимых акций студенческих отрядов в Пермском крае -молодежная патриотическая акция «Десант Прикамья». Это мероприятие, направленное на патриотическое воспитание молодежи и развитие волонтерского движения в Пермском крае.

На десять дней студенты отправляются в отдаленные районы края. Ребята проводят мастер-классы, профориентационную работу, спортивныеигры в школах, оказывают шефскую помощь населению, дают концерты для жителей сел и деревень.

Цель акции - создание условий для профессионального самоопределения и повышение уровня социальной активности молодежи, воспитание молодежи в духе патриотизма.

За этой большой целью стоят месяцы усердных репетиций концертных программ, собрания, встречи, обучающие мероприятия и десятки выходов на акцию «Десант одного дня».

Молодежная патриотическая акция «Десант Прикамья» проходит в рамках Всероссийской патриотической акции «Снежный десант РСО».

Таким образом, студенческие отряды вносят значительный вклад в развитие общества, обеспечивая трудоустройство студентов, организацию детского отдыха и помощь в различных сферах деятельности.

Студенческие отряды оказывают значительное влияние на процессы социализации молодежи.

Влияние на процессы социализации молодежи:

1) Создание сообщества: в студенческих отрядах молодые люди находят общие интересы, ценности и цели, что способствует формированию дружеских связей и социальной поддержке.

2) Развитие лидерских навыков: участие в студенческих отрядах развивает лидерские навыки молодежи, умение управлять конфликтами, общаться и работать в команде.

3) Социальная ответственность: участие в социальных проектах через студенческие отряды позволяет молодежи осознать свои социальную ответственность и влияние на окружающее общество.

4) Развитие эмпатии: работа в студенческих отрядах часто включает в себя взаимодействие с различными группами людей и помогает развивать эм-патию и понимание разнообразия.

Студенческие отряды способствуют социализации молодежи, так как предоставляют возможность молодым людям адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, учиться принимать эффективные решения, развивать лидерские качества и инициативу.

В целом студенческие отряды играют важную роль в социализации молодежи, помогая ей развивать социальные навыки, осознавать свою социальную ответственность и влиять на общество через реализацию социальных проектов.

Современные студенческие отряды представляют собой организации, объединяющие студентов для совместной деятельности в различных областях. Они занимаются различными видами деятельности: от волонтерской работы и экологических проектов до спортивных и культурных мероприятий.

Социальное время в студенческих отрядах насыщенно и разнообразно. Это время, проведенное вместе с единомышленниками, где студенты общаются, участвуют в общественных мероприятиях, реализуют свои идеи и проекты, а также развивают лидерские навыки.

В рамках социального времени студенческие отряды проводят различные мероприятия, такие как тематические вечера, конкурсы, образовательные лекции, спортивные соревнования, походы и путешествия. Важно, чтобы это время было не только интересным и развлекательным, но и способствовало развитию личности студентов, формированию командного духа и дружеских отношений.

Социальное пространство действия современных студенческих отрядов представляет собой среду, в которой студенты взаимодействуют, общаются, со-

трудничают и развиваются. В этом пространстве происходит формирование коллектива, установление взаимоотношений участников и развитие общихценно-стей и идей.

Важными элементами социального пространства действия современных студенческих отрядов являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Коммуникация: в студенческих отрядах студенты имеют возможность общаться, выражать свои мысли и идеи, делиться опытом, учиться друг у друга. Коммуникация способствует формированию доверия и понимания между участниками.

2. Совместная деятельность: студенческие отряды проводят различныеме-роприятия и проекты, в которых участвуют все члены коллектива. Это способствует развитию командного духа, сотрудничества и раскрытию потенциала каждого участника.

3. Обучение и развитие: в рамках социального пространства студенческие отряды организуют образовательные мероприятия, тренинги, лекции, мастер-классы, которые способствуют развитию личности участников, приобретению новых знаний и навыков.

4. Создание общих ценностей: участие в студенческом отряде формирует общие ценности, принципы и убеждения, которые объединяют их в коллективе. Это способствует созданию единого сообщества с общей целью.

5. Развитие лидерских качеств: социальное пространство студотрядов способствует развитию лидерских навыков у участников, позволяя каждому проявить себя в роли организатора, руководителя или инициатора проектов.

6. Трудовая деятельность: студенческие отряды участвуют в деятельности различных отраслей хозяйства, решая общую производственную задачу и реализуя общественно полезные программы.

7. Патриотическое воспитание: движение студенческих отрядов способствует формированию сознания молодежи в духе патриотизма, поддерживает и развивает традиции движения.

8. Творческий и спортивный потенциал молодежи: студенческие отряды развивают творческие и спортивные способности молодых людей.

9. Формирование кадрового резерва: студотряды вносят вклад в формирование кадрового резерва для различных отраслей экономики России.

Таким образом, социальное пространство действия современных студенческих отрядов играет важную роль в формировании личности студентов, развитии их социальных навыков, а также создании дружественной и поддерживающей атмосферы для всех участников.

Список литературы

1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии / Новгород. коммерч. ин-т. - Н. Новгород, 1998. - 358 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. - М. : Медиум, 1995. - 323 с.

3. Большой словарь по социологии. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.rusword.com.ua. - Загл. с экрана.

4. Бурдье П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение / пер. с фр., общ. ред. и послесл. Н.А. Шматко // Социология социального пространства. - СПб. : Алетейя; М. : Изд-во Ин-та эксперим. социологии, 2005. - 288 с.

5. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: Философско-социо логический анализ. - М. : Наука, 1988. - 189 с.

6. Голованов О. Краткий словарь по социологии. - Кыштым : Изд- во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001. - 215 с.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология : учебник. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 624 с.

8. Дьяков И.Н. Проблема взаимоотношения субстанции и времени. Этюд. -М., 1917.

9. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия / Свердл. юрид. ин-т. - Свердловск, 1974. - 184 с.

10. Зиммель Г. Социология пространства // Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. - М. : Юристъ, 1996. - 607 с. - (Серия «Лики культуры»).

11. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. В 2 ч. - М., 1911.

12. Муравьев В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда // Муравьев В.Н. Овладение временем. - М. : РОССПЭН, 1998. - С. 93-238.

13. Направления работы [Электронный ресурс] // Сайт молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды». - Режим доступа: https://трудкрут.рф/ (дата обращения: 06.05.2024).

14. Очкур Ю. А. Социальное пространство (философский анализ) : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1990. - 14 с.

15. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Вопросы изучения и воспитания личности. - Пг., 1921. - Вып. 3. - С. 397-426.

16. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. - М. : Наука, 1993.

17. Терещенко М.С. Социальное пространство // Социология : энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов [и др.]. - Минск : Кн. дом, 2003. - 1312 с.

18. Филиппов А.Ф. Социология пространства. - СПб. : Владимир Даль, 2008. - 290 с.

19. Черников В.Г. Общественное пространство: социально-философский анализ. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. - 195 с.

20. Sorokin P.A., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. - 1937. - Vol. 42. - P. 615-639.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.