Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗЫ МОЛОДЁЖНЫХ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ'

МЕДИАОБРАЗЫ МОЛОДЁЖНЫХ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобраз / молодежный лидер / студенческие отряды / социальные медиа / позиционирование / media image / youth leader / detachments / social media / positioning

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Югринова Э.В.

Статья посвящена проблеме формирования медиаобразов молодежных лидеров организации «Российские Студенческие Отряды». Внедрение информационных технологий привели к изменению способа трансляции моделей поведения в обществе. Каналы коммуникации позволяют быстрее наладить контакт с молодыми людьми. Для успешного взаимодействия с молодежью важно понимать, как она видит представителей РСО в медиасфере. И затем, возможно, изменить вектор позиционирования лидеров РСО и организации медиасфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IMAGES OF YOUTH LEADERS OF RUSSIAN STUDENT DETACHMENTS ASWAY TO BROADCAST OPPORTUNITIES FOR YOUTH SELF-REALIZATION

The article is devoted to the problem of the formation in the media of images of youth leaders of the organization «Russian student detachments». The introduction of new information technologies have led to a change in the ways of broadcasting behaviors in society. With the help of communication channels, you can quickly establish contact with a potential target audience and convey the necessary meanings to them. For successful interaction with young people, it is important to understand how they see representatives of RSD in media.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗЫ МОЛОДЁЖНЫХ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ»

УДК 659

Югринова Э.В.

магистрант Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь, Россия)

МЕДИАОБРАЗЫ МОЛОДЁЖНЫХ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКИХ

СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования медиаобразов молодежных лидеров организации «Российские Студенческие Отряды». Внедрение информационных технологий привели к изменению способа трансляции моделей поведения в обществе. Каналы коммуникации позволяют быстрее наладить контакт с молодыми людьми. Для успешного взаимодействия с молодежью важно понимать, как она видит представителей РСО в медиасфере. И затем, возможно, изменить вектор позиционирования лидеров РСО и организации медиасфере.

Ключевые слова: медиаобраз, молодежный лидер, студенческие отряды, социальные медиа, позиционирование.

В современном мире традиционные средства массовой информации, интернет-платформы, социальные сети и мессенджеры играют существенную роль в формировании представления о чём-либо в обществе. Особое влияние медиасфера оказывает на нынешнюю молодёжь. Для современных молодых людей социальные медиа служат платформой обучения, коммуникации, развлечения, решения бытовых вопросов, а иногда и работы. За последний год использование социальных сетей резко возросло, а поколение Ъ перемещаются между несколькими экранами с утра до ночи. По данным УРи^е [1], зумеры ежедневно проводят от четырех с половиной часов в Интернете.

2201

С одной стороны, для молодых людей социальные медиа являются естественной средой обитания с обширным доступом к информации, возможностями самовыражения и самореализации. Однако поколение Ъ устало от троллинга, токсичности и дезинформации в интернете. Поэтому большая часть молодых людей выбирает сохранение собственного цифрового здоровья.

Особенности восприятия информации молодыми людьми следует учитывать при формировании контента для соответствующей целевой аудитории. Кроме того, для более точного воздействия на целевую аудиторию необходим определённый медиаобраз, через который будут транслироваться основные идеи, ценности и установки актуальные для молодёжи.

Точно не установлено, кто первым объединил термины «образ» и «медиа». Рассмотренные источники, изучающие понятие «медиасфера», были созданы позднее 2010 года. Следовательно, изучение понятия «медиаобраз» находится на стадии становления. Исследователи определяют термин через междисциплинарные и смежные сферы.

Л. В. Хочунская рассматривает медиаобраз как систему, условное обозначение [9, с. 91]. При создании медийного текста автор с помощью специального кода, алгоритма создаёт определённый образ. Причём этот код должен быть понятен получателю и вызывать у него конкретную эмоцию. Исследователь Ю.Н. Драчева, трактуя понятие «медиаобраз», углубляется в философию и определяет его через прототип. Она полагает, что термин современный, но его прототип был замечен ещё в трудах Платона. Она отмечает, что если существует определённый образ, то он обязательно должен быть отражён в определённом сознании [4, с. 134]. Наиболее полное определение медиаобраза представлено в работах Т. Н. Галинской. В исследованиях она рассматривает медиаобраз как отражение реальности в двух аспектах. [2, с. 91]. В широком смысле реальность формируется всеми участниками медиасферы (профессиональными журналистами, блогерами, экспертами, пользователями соцсетей), а в узком - только профессиональными авторами.

2202

Медийный образ не формируется мгновенно. Это долгий процесс создания представления об объекте под воздействием определённых факторов. К факторам, влияющим на создание медиаобраза относятся знания о текущей действительности, позицию автора и позиционирование самой организации, которую представляет автор.

Однако, если мы говорим о медийном образе организации и её лидерах, одним из важнейших факторов его создания является позиционирование самой организации в обществе. К позиционированию можно отнести точное представление организации о том, какие идеи, ценности, культуру оно предоставляет обществу, место организации в структуре общества и уровень активности в социальных медиа. Рассмотрим на примере Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».

Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» обеспечивает временной трудовой занятостью молодых людей, а также занимается гражданским и патриотическим воспитанием, развитием творческого и спортивного потенциала молодёжи [5].

Внутреннее устройство организации, ее корпоративная культура, идеи и ценности, как правило, зафиксированы в специальных документах и отражены в сознании участников организации. К ним можно отнести уставы, кодексы, положения, предписания и другие документы. Российские студенческие отряды имеют устав, где обозначены права и обязанности членов организации и прописана структура. В корпоративном кодексе организации зафиксированы миссия, девиз и ценности. Положения рассматривают конкретные процессы в организации.

Место организации в обществе определяется степенью ее вовлеченности в структуру города, субъекта, страны (зависит от типа организации и уровня ее распространения). Современные студенческие отряды входят в предметное поле государственной молодёжной политики Российской Федерации. Участники

2203

организации часто фигурируют на событиях, связанных с образованием, патриотическим воспитанием, добровольчеством, трудоустройством и т. п.

Особую роль в формировании медийного образа играет активность организации в социальных медиа. В статье Т.С. Глушковой и А.В. Гориченко «Роль медиаобраза в стратегии позиционирования организации: на примере МООО РСО» говорят о том, что «коммуникативная составляющая позиционирования РСО представлена PR-текстами, размещёнными на официальном сайте организации. Например, тексты новостного блока официального сайта отражают и, в свою очередь, дополняют структуру медийного образа данной общественной организации» [3, с. 183].

Таким образом, мы видим, что полноценный медиаобраз формируется из нескольких компонентов. В данной статье мы подробнее рассмотрим процесс формирования медиаобраза через социальные медиа, так как ранее упомянули, что именно социальные сети оказывают более существенное влияние на молодое поколение.

Согласно положению о линейном студенческом отряде МООО РСО участниками организации могут стать молодые люди в возрасте от 14-ти лет [6]. В нормативных документах не установлена верхняя граница. Однако практика показывает, что большая часть молодых людей завершает активный этап деятельности в студенческих отрядах после окончания среднего профессионального или высшего учебного заведения. Поэтому основной целевой аудиторией РСО является учащаяся молодёжь в возрасте от 14 до 24 лет. Она, в свою очередь, делится на целевые группы, для которых должны быть использованы разные инструменты вовлечения молодых людей в РСО.

Первая целевая группа - подростки, обучающиеся в учреждениях общего образования (14 - 17 лет). При работе с данной целевой группой необходимо учитывать особенности трудовых прав несовершеннолетних. Вторая целевая группа - студенты средних профессиональных образовательных организаций (16 - 20 лет). Третья целевая группа - студенты учебных заведений высшего образования (18 - 24 лет).

2204

Трансляция медиаобраза лидеров студенческих отрядов способствует интеграции молодого поколения в общественно-политическую и социокультурную деятельность страны. В ноябре 2020 года ВЦИОМ было проведено исследование об отношении россиян к организации «Российские Студенческие Отряды» (РСО) и желании старшеклассников и студентов участвовать в ней [8]. По результатам исследования всего 10% опрошенных студентов и 6% опрошенных старшеклассников знают о существовании РСО. Большая часть респондентов что-то слышали об организации, но не владеют подробностями. Среди студентов о ней информированы 52%, среди школьников — 29%. Из опроса видно, что россияне слабо информированы о деятельности организации.

Кроме того, результаты собственного исследования, проведённого в ноябре 2021 года, среди действующих участников организации РСО в Пермском крае показали, что только 13% опрошенных узнали о студенческих отрядах благодаря социальным сетям. Приоритетным способом привлечения молодых людей в студенческие отряды остаются личные знакомства («сарафанное радио») [7].

Однако основные ценностные ориентиры у основных целевых групп Российских студенческих отрядов (старшие школьники от 14 до 17 лет, студенты профессиональных и высших учебных заведений) совпадают с приоритетами участников организации. В ТОП-3 попали семья, здоровье и самореализация. Вместе с тем, для участников студенческих отрядов помощь другим людям и уважение других людей более ценны, чем для других опрошенных групп. Подрабатывать в летний период среди представителей молодежи хотели бы 87% студентов и 91% школьников — абсолютное большинство опрошенных.

Таким образом, перед молодыми лидерами, активистами РСО встаёт задача: привлечь целевую аудиторию уже на этапе просмотра ленты в социальных сетях и мессенджерах. Следовательно, в дальнейшем исследовании будет предпринята попытка создания медиаобраза лидера РСО, способного отражать и транслировать, с одной стороны, основные направления

2205

деятельности организации, а, с другой, предоставлять возможности удовлетворения потребностей целевой аудитории. Это позволит вовлечь большее число молодых людей в организацию, где молодые люди будут иметь возможность реализации в разных сферах: получение дополнительного образования, практика по выбранному направлению работы, участие и организация спортивных, творческих, волонтёрских, проектных событий.

В рамках проведения исследования планируется изучение ценностных ориентиров целевой аудитории РСО в Пермском крае. Это позволит более детально рассмотреть данную тему и разработать ряд рекомендаций, в которых будут собран алгоритм создания и трансляции образа молодёжного лидера РСО через социальные сети актуального для целевой аудитории РСО. После получения результатов анкетирования планируется разработка программы проекта «Амбассадоры студенческих отрядов Пермского края», цель которого -создание и подготовка кадрового резерва активистов Пермского регионального отделения МООО «РСО» для развития их лидерских компетенций и применение их в дальнейшем во время онлайн-встреч, акций и других мероприятий, направленных на привлечения новых членов организации через медиасферу. С участниками проекта планируется провести два интервью: до участия в проекте и после. Это поможет оценить качественные результаты при реализации проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Gen Z & Millennials Use Social Media Differently—Here's 3 Charts That Show How. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ypulse.com/article/2021/02/22/gen-z-millennials-use-social-media-differently-heres-x-charts-that-show-how/#. (дата обращения: 01.07.2022)

2. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т.Н. Галинская // Вестник ОГУ. - Оренбург: Вестник Оренбургского государственного университета, 2013. - № 11 (160). - С. 91-94.

2206

3. Глушкова Т. С. Роль медиаобраза в стратегии позиционирования общественной организации (на примере МООО «Российские Студенческие Отряды») / Т.С. Глушкова, А.В. Гориченко // Вестник Омского государственного университета, 2015. - № 2. - С. 185-188.

4. Драчева Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах / Ю.Н. Драчева // Вестник Череповецкого государственного университета, 2019. - № 2. - С. 134-146.

5. О нас: Российские Студенческие Отряды. [Электронный ресурс]. URL: Ь11р8://трудкрут.рф/аЬои1_и8/о_го881у8к1кЬ_81иёепсЬевк1кЬ_о1гуаёакЬ.Ь1т1. [Электронный ресурс]. (дата обращения 01.07.2022)

6. Положение о линейном студенческом отряде Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды». [Электронный ресурс]. URL: https://трудкрут.рф/theme/documents/Положение%20о%20линейном%20студенч еском%20отряде.pdf (дата обращения: 01.07.2022)

7. Студенческие отряды - это модно? [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.07.2022)

8. Студотряды сегодня. [Электронный ресурс]. https://wciom.ru/ana1ytica1-гeviews/ana1iticheskii-oЬzoг/studotгjady-segodnja (дата обращения 01.07.2022)

9. Хочунская Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект / Л.В. Хочунская. // Журнал Российского университета дружбы народов, 2013. - № 2. - С. 91- 93.

2207

Yugrinova E.V.

Perm State National Research University (Perm, Russia)

MEDIA IMAGES OF YOUTH LEADERS OF RUSSIAN STUDENT DETACHMENTS AS WAY TO BROADCAST OPPORTUNITIES FOR YOUTH SELF-REALIZATION

Abstract: the article is devoted to the problem of the formation in the media of images of youth leaders of the organization «Russian student detachments». The introduction of new information technologies have led to a change in the ways of broadcasting behaviors in society. With the help of communication channels, you can quickly establish contact with a potential target audience and convey the necessary meanings to them. For successful interaction with young people, it is important to understand how they see representatives of RSD in media.

Keywords: media image, youth leader, detachments, social media, positioning.

2208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.