3. Дизайн и техническое конструирование. - URL: https://pandia.ru/text/78/005/70004. php (дата обращения: 19.11.2018).
4. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего» : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.
5. Краснобоярова, А. С. Беседа о типографских процессах газеты «Знамя Октября» [Текст] / А. С. Краснобоярова // Пласт. - 2017. - 30 окт.
6. Радионцева, Е. С. Творческий потенциал современной районной газеты : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е. С. Радионцева. - Екатеринбург, 2009. - 186 с.
7. Скоробогатько, В. В. Графическая формула прессы [Текст] / В. В. Скоробогатько. -М., 2012.
8. Сундуков, А. С. Дизайн российских журналов : История, теория, практика : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. С. Сундуков. - Воронеж, 2011. - 171 с.
9. Табашников, И. Н. Газета и дизайн [Текст] / И. Н. Табашников // Архив провинциальной журналистики. - Тюмень, 1994. - Вып. 3. - С. 159.
Краснобоярова Анна Сергеевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, корреспондент сайта Telefakt.ru.
Электронная почта: krasna74@bk.ru
Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10110
О. А. Ковач
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА ГОСУДАРСТВА
Статья посвящена изучению принципов создания медиаобраза государства, его конструирования с помощью различных методов в современных СМИ. В работе подробно рассмотрены несколько вариантов лексического толкования самого понятия «медиаобраз», а также выведено наше собственное определение. Особое внимание обращается на компоненты и возможности интерпретации явления. Основная проблема научной статьи - выявление значения медиаобраза в имагологии и нравственно-оценочном аспекте.
Ключевые слова: медиаобраз государства, имагология, приемы формирования медиаобраза.
Сегодня понятие «медиаобраз государства» прочно вошло в современный дискурс. Однако сам феномен медиаобраза до сих пор определен недостаточно четко. Несмотря на многочисленные исследования в области журналистики и коммуникативистики, 1) до сих пор не сформулировано исчерпывающее определения, которое бы полностью объясняло сущность явления, вызывающего немалый интерес современных ученых,
2) понятие медиаобразав настоящий момент не имеет четко обозначенных параметров,
3) исследователи зачастуюапеллируют к интуитивному пониманию читателем этого явления.
Рассмотрим несколько определений медиаобраза государства.
«Медиаобраз - структурный визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий собой медийную модель объективного бытия, запечатленную в информационных носителях и общественном сознании» [9. С. 6].
Медиаобраз есть медийная модель определенного элемента действительности. «Medшs» с латинского переводится как «средний», находящийся посередине, а само понятие «медийный» здесь несет идею посредничества.
Т. Н. Галинская рассматривает «медиаобраз» в узком и широком смыслах: в первом значении «медиаобраз - это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества»; в широком - «медиаобраз» - это «образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блогерами и т.д.) [4. С. 5].
Л. В. Хочунская в статье «Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект» предлагает рабочее понятие медиаобраза как «представления автора об объекте медиасреды, имеющегополилогический характер и провоцирующее ценностную реакцию читателя»[13. С. 6].
В связи со все больше развивающимся процессом глобализации и активным разноаспектным взаимодействием государств возник интерес к медиаобразам отдельных стран и народов. Поэтому все большую актуальность приобретает эта тема в контексте общемирового пространства и развития технологий и стратегий формирования медиаобраза.
Отечественный ученый Е. Н. Богдан определяет понятие медиаобраза государства как «выраженный в медийной среде образ страны, созданный посредством различных СМИ в сотрудничестве с разными сферами духовной деятельности и отражающий особенности текущего момента действительности» [2. С. 5].
Несомненно, медиаобраз - отражение того образа, который сложился об объекте в обществе посредством СМИ. Особую роль играет политическая составляющая государственного образа. Само понятие образа страны и составляющие его компоненты часто становятся предметом пристального изучения отечественных исследователей [7. С. 6].
Так, И. С. Семененко считает, что образ страны - это некая знаковая модель, «опосредующая представления о национальной и государственной общности и ее членах через доступные понятия и суждения»[10. С. 6].
Таким образом, в контексте нашей работы мы будем трактовать понятие «медиаобраз государства» как смоделированный средствами массовой информации образ страны, выраженный в медиапространстве.
Медиаобраз - своеобразная «прослойка», информационный уровень между социальным миром и его представлением в сознании отдельного человека и всего общества. И эта «прослойка» складывается не из индивидуальных представлений, а выступает как выражение общественного сознания [6. С. 6].
Создание медиаобраза государства, как правило, осуществляется по двум направлениям. Первое - поддержание устоявшихся понятий, стереотипов, вырабатывание клише и штампов в представлении другой страны. Второе направление исходит от страны, чей имидж формируется за рубежом. И здесь речь идет о «публичной дипломатии», в т. ч. технологиях позиционирования страны с целью установления ее положительной репутации, «правильных» ассоциаций с помощью связей с общественностью, применяемых в контексте глобального PR, а также локальных акций эвент-маркетинга в рамках того или иного города [1. С. 6].
Стереотипы, клише и штампы - «ядро» формирования медиаобраза по первому направлению - имеют в основе мощный исторический фундамент. Разделение «своего» и «чужого» складывалось закономерно и постепенно на протяжении долгого времени. Это касается и языка, и традиций, и поведения. Обратимся, к примеру, к этимологии слова «немец». Оно образовано от праславянского «петъ», что означает «немой». Налицо народное мышление: «Не говорит на нашем языке, значит, немой». Людям не было дела до того, что, возможно, этот человек знал какой-то другой язык и разговаривать, возможно все-такие умел. Однако нельзя обвинять народы в нежелании понимать «чужое». Оно основано на разной сумме знаний и представлений [3. С. 5].
Среди основных приемов, которые используют международные СМИ для формирования медиаобраза государства, можно выделить следующие:
1) отбор освещаемых событий. Редакторы СМИ тщательно фильтруют информацию, отбирая, что же увидит зритель в итоге. Способ подачи этой информации тоже проходит своеобразную «проверку»;
2) выборка данных при подаче материала. Важные факторы: умение преподнести информацию с той стороны, с какой это будет более выигрышно. Здесь важно мастерство владения пером или камерой, а также комментаторы, герои журналистского материала. Крайне важны заявления, поступающие от специалистов;
3) оперирование понятиями и цифрами. Согласно многим исследованиям, цифры имеют огромное значение, так как провоцируют людей делать ранее запрограммированные выводы [8. С. 6].
Э. А. Галумов выделяет следующие основные способы эффективного формирования образа страны:
A) позиционирование (создание благоприятной для объекта информационной среды);
Б) манипулирование (переключение внимания на другой объект);
B) мифологизация (использование для формирования образа мифов);
Г) эмоционализация (перевод информации на эмоциональный язык);
Д) вербализация (детализация и акцентирование информации, ее подготовка для восприятия аудиторией как устной речи какого-либо лица) [5. С. 5].
Институт анализа пропаганды США предложил семь основных приемов создания общественного мнения, формирующего медиаобраз. Среди них:
A) приклеивание ярлыков (name-calling). У аудитории складывается негативное отношение к государству не на основании рациональных доказательств, а из-за навязанной отрицательной оценки. Например, «страны третьего мира»;
Б) сверкающие неопределенности. Прием, противоположный предыдущему. Навязывание мнения о неоспоримости престижа чего-либо, авторитетности;
B) перенос (transfer). Прием строится на использовании представлений аудитории о чем-либо, что имеет для нее статус безусловной престижности, и перенос этого отношения на что-то иное. Использование широко известных символов для того, чтобы вызвать необходимые эмоции;
Г) свидетельство (testimonial). Перенос авторитета к человеку, озвучивающего определенную точку зрения.
Д) подтасовка карт (cardstacking);
Е) фургон с оркестром (bandwagon). В основе - апелляция к «стадному чувству».
Сюда же можно отнести и лидеров мнений, то есть людей, чьи мнения воспринимаются беспрекословно, как единственно верные, заслуживающие доверия, значимые: эксперты, знаменитые политические деятели, а также звезды кино, эстрады, спорта и т. д. [1. С. 5].
Таким образом, подводя промежуточный итог, среди основных технологий формирования медиаобраза государства можно назвать как уже устоявшиеся клише,
штампы и стереотипы о том или ином государстве, так и вновь создающиеся понятия, важную роль в образовании которых играют сами журналисты.
В связи с многообразием способов формирования медиаобраза государства необходимо понимать, как работают эти механизмы, на что они направлены, чтобы суметь отличить «адекватную», непредвзятую и объективную подачу от навязанного ярлыка.
Проблема состоит в том, что массмедиа сегодня не столько удовлетворяют информационные потребности читателей, сколько конструируют готовую модель мира посредством этих самых событий, лишая свою аудиторию, таким образом, возможности самостоятельно оценить информационную обстановку и выстроить свое личное отношение к происходящему. Многие издания и журналисты, работающие там, просто вынуждены следовать корпоративной этике, заставлять читателя понимать описываемые события так, как их преподносит то или иное СМИ. Другими словами, новости не сообщаются, а интерпретируются, отображаются в искаженном виде. В таком, в каком это выгодно изданию [14. С. 6].
История с медиаобразом идентична. Существуют несколько психологических механизмов формирования медиаобраза государства.
Один из них - категоризация. Основная ее функция заключается упрощении и упорядочении информации для последующего получения более целостной картины мира. Пример: разграничение в СМИ понятий «мы» и «они». Для проправительственных информационных ресурсов характерно то, что «мы» - это все те, кто поддерживают официальную позицию государства, «они» - противники мнения.
Далее - механизм идентификации. Другими словами, своеобразное отождествление себя с определенной социальной группой, схожей по интересам, жизненным позициям и общим проблемам.
А также механизмы стереотипизации и атрибуции. Они позволяют интернет-СМИ трактовать в нужном им ключе причины и мотивы произошедшего [1. С. 6].
У каждого народа есть собственные устойчивые знания как о себе самом, так и об окружающих странах и культурах. Существует особая наука, занимающаяся изучением образов стран и народов, - имагология («image» с англ. - «образ»). Сравнительно новая гуманитарная дисциплина (термин впервые был использован в 1950-х годах) рассматривает способы формирования образов «чужого» в общественном сознании, а также исследует представления о других народах и странах, возникших в общественном понимании на определенном историческом этапе [11. С. 6].
Цель и задача имагологии - определить, как меняются медиаобразы одних и тех же стран и народов в различных языках и культурах. Как любое литературное произведение имеет множество интерпретаций, так и все явления жизни могут быть поняты и оценены по-разному. При этом не существует абсолютно правильного или совершенно ошибочного понимания чего-либо. Напротив, каждое мнение дополняет предыдущее и формирует наиболее полное представление о том или ином событии/факте/явлении.
Имагология сегодня занимается преимущественно исследованиями национальных образов (этнических стереотипов), вариантов их представления и восприятия, а также противопоставлениями по линии «Свой - Чужой» в пространстве культур. Эта понятийная пара в процессе социализации стала одной из наиболее значимых для человека. Испокон веков «чужой» означал «опасный», а «свой» - это тот, кто придет на помощь, не оставит в беде. Тот, кому можно доверять, на кого не страшно положиться. Отсюда логичная связь: «свой» = «хороший», «чужой» = «плохой» [12. С. 6].
Ценность изучения медиаобраза в имагологии состоит в правильном выстраивании диалога культур различных стран, исследовании культурного диалога друг о друга с перспективой последующего сотрудничества и взаимодействия: политического, экономического, социального и т. д. А также изучение правил, по которым должны внедряться в общественное сознание образы «Чужого».
Список литературы
1. Барабаш, В. В. Образы России в мире [Текст]: учеб. пособие. / В. В. Барабаш, Г. А. Бордюгов, Е. А. Котеленец. - М.: Ассоциация исследователей российского общества, 2010. - 296 с.
2. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества : структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филолог. наук [Текст] / Е. Н. Богдан. - М., 2007. - 25 с.
3. Большаков, С. С. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы / Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование [Текст] / С. Н. Большаков, С. С. Бодрунова. - М., 2011. -№ 6. - С. 87-92.
4. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Электронный ресурс] / Т. Н. Галинская // Вестник ОГУ - 2013. - № 11 (160). - URL: http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
5. Галумов, Э. А. Имидж России в глобальном пространстве [Электронный ресурс] / Э. А. Галумов // Правоведение и политология - URL: https://pravo33.wordpress. сот/2010/02/14/э-галумов-имидж-россии-в-глобальном-пр/ (дата обращения: 26.03.2019).
6. Гринберг, Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели [Электронный ресурс] / Т. Э. Гринберг // Медиаскоп. - 2008. - № 2. - URL: http://www.mediascope.ru/образ-страны-или-имидж-государства-поиск-конструктивной-модели (дата обращения: 26.03.2019).
7. Киселев, И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма [Текст] /И. Ю. Киселев // ПОЛИТЭКС. - 2007. - № 3. -С. 253-260.
8. Петрова, Е. А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации [Электронный ресурс] / Е. А. Петрова // Корпоративная имиджелогия. - URL: http:// www. ci-journal.ru/article/70/200701polit_image (дата обращения: 23.03.2019).
9. Русакова, О. Ф. Современная политическая философия [Электронный ресурс] / О. Ф. Русакова // Дискурс-Пи. - URL: http://www.madipi.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=29 %3A2010-06-09-04-49-11&catid=33 %3A2010-06-09-04-45-31&Itemid=59&limitstart=1 (дата обращения: 26.03.2019).
10. Семененко, И. С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности философия [Электронный ресурс] / И. С. Семененко // Полис. -URL: http://www. politstudies.ru/index.php?id=4031&page_id=453 (дата обращения: 26.03.2019).
11. Сидорская, И. В. Формирование позитивного образа страны на международной арене: теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] / И. В. Сидорская // Электронная библиотека БГУ. - URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/36701 (дата обращения: 24.03.2019).
12. Смирнов, Д. О. Человек и культура: диалог в медиапространстве. Опыт практической работы лаборатории медиапсихологии [Электронный ресурс] / Д. О. Смирнов // MyShared. - URL: http://www.myshared.ru/slide/100228/ (дата обращения: 25.03. 2019).
13. Хочунская, Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект [Текст] / Л. В. Хочунская // Вестник РУДН. - Серия: Литературоведение, журналистика. -2013. - № 2.- С. 91-95.
14. Челышева, И. В. Медиареальность как новый тип социокультурного пространства [Электронный ресурс] / И. В. Челышева // Издательство «Грамота». - URL: http://www. gramota.net/materials/3/2013/11-1/7.html (дата обращения: 05.03.2019).
Ковач Ольга Александровна - студент четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета. Электронная почта: ol-kovach@mail.ru
Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10111
А. И. Кузовенкова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК НОВАЯ МЕДИА ТЕХНОЛОГИЯ
Статья посвящена рассмотрению технологии сторителлинга в рамках создания продающего медиаконтента, разбору основных возможностей размещения и продвижения сторителлинга на разных площадках в социальных сетях. Создадим продающий трансмедийный сторителлинг, опубликуем его на разных онлайн-платформах, проанализируем охваты, обратную связь и эффективность продаж. Также выявим влекущие за собой активность приёмы подачи информации.
Ключевые слова: сторителлинг, социальные сети, бренд, продвижение, истории.
Сторителлинг - маркетинговый приём, использующий медиа для передачи информации и транслирование смыслов посредством рассказывания историй. Успех сторителлинга как метода в том, что он помогает выстраивать эффективную коммуникацию с клиентами. История передаёт посылы таким образом, чтобы аудитория сразу нашла в этом свои проблемы и доверила своё время: она ведёт диалог с человеческими эмоциями, именно поэтому она эффективна. Умение делиться историями становится основным источником вдохновения для человечества, стремящегося упорядочить хаос бытия и вникнуть в суть жизни [7].
Трансмедийная публикация - цельное сообщение, в котором тема раскрыта с помощью медийных продуктов, единство которых создаёт объёмную картину. Так, частью трансмедийного сторителлинга может быть любой формат медиа: видео, фотография, аудиофайл, графическое изображение, документ, цитаты, карты, ссылки, чаты.
В связи с динамичными изменениями бизнес-коммуникаций, PR-стратегий и маркетинга темы их развития активно обсуждаются. Узнаваемость в Интернете и оперативная связь с клиентами требует превращения публикуемых статичных сухих текстов в динамичный онлайн-диалог между брендом и её аудиторией.
Новые способы коммуникации влекут за собой деформацию методов подачи информации, а также её восприятие, структуру и канал связи между отправителем и получателем. Перед началом диалога с пользователями бренд их изучает, выявляет ценности и интересы, структуру поведения в интернете и в соответствии с этим подаёт контент.
Причём на рынке конкурентов критериев интереса и качества для контента теперь недостаточно. Чтобы контент организации вышел в топ, по критериям Левингука, он должен быть актуальным, уникальным, зрелищным, масштабируемым (насколько длинным его можно сделать) и техничным (качественным с технической точки зрения). У продающей организации свои цели, у вводящего поисковый запрос - другие. Бренд