Научная статья на тему 'Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект'

Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3898
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗ / ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / МЕДИАИМИДЖ / СТЕРЕОТИП / ФРЕЙМ / TERRITORIAL IMAGE / MEDIA IMAGE / STEREOTYPE / FRAME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Глушкова Татьяна Сергеевна, Зайцева Ольга Анатольевна

Статья посвящена проблеме изучения территориального имиджа. Рассматривается вопрос, связанный с реконструкцией медийного образа территориально-административных объектов на примере одного из поселков городского типа ХМАО Тюменской области. Предлагается использование методики лингвокогнитивного моделирования в изучении медиаобраза. Уточняется понимание содержания таких понятий когнитивистики, как стереотип и фрейм. Выявляются знания и представления о данной территории, транслируемые СМИ. Предложена классификация выявленных ментальных конструктов. Раскрывается содержательная близость понятий «медиаимидж» и «медиаобраз». Описывается фреймовая модель медийного образа исследуемого территориального образования. Показана роль медиаобраза в создании медиаимиджа и продвижении территориального имиджа в целом. Делается вывод о том, что журналистика, имиджелогия, PR всё чаще становятся областями прикладных исследований когнитивной лингвистики. Теоретическую значимость данной работы составляют положения, касающиеся понятийно-терминологического аппарата когнитивной лингвистки, теории журналистики и имиджмейкинга, а также описание процедуры лингвокогнитивного моделирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики реконструирования имиджа территориального объекта в разработке стратегий по продвижению российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IMAGE AS A TOOL OF TERRITORY IMAGE CREATION: COGNITIVE ASPECT

The article deals with problem of studying the territorial image. (a township of Khanty-Mansyisk autonomous district, Tyumen region as an example). It is specially noted the issue related to the reconstruction of the media image of the territorial administrative facility in the case of one of the urban-type settlements of the Khanty-Mansi Autonomous District of the Tyumen Region. The use of the method of linguocognitive modeling in the study of the media image is proposed. The understanding of the content of such concepts of cognitive science as a stereotype and a frame is specified. Knowledge and ideas about a specific territory, broadcasted by the media are identified. A classification of the revealed mental constructs is proposed. The content of the concept "media image" is discovered. Much attention is given to the media education in creating a media image and promoting a territorial image as a whole. Conclusions are drawn about journalism, image, PR are increasingly becoming areas of applied research of cognitive linguistics. The theoretical significance of this work compose the position of the terminological terminology apparatus, the cognitive linguist, the theory of journalism and image-making, and the description of the procedure of linguistic cognitive modeling. The practical significance of the study consist in the possibility of using the proposed methodology for reconstructing the image of a territorial object in developing strategies for the promotion of Russian regions.

Текст научной работы на тему «Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект»

УДК 808.2 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.29.50

Т. С. Глушкова, О. А. Зайцева, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕДИАОБРАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ИМИДЖА: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме изучения территориального имиджа. Рассматривается вопрос, связанный с реконструкцией медийного образа территориально-административных объектов на примере одного из поселков городского типа ХМАО Тюменской области. Предлагается использование методики лингвокогнитивного моделирования в изучении медиаобраза. Уточняется понимание содержания таких понятий когнитивистики, как стереотип и фрейм. Выявляются знания и представления о данной территории, транслируемые СМИ. Предложена классификация выявленных ментальных конструктов. Раскрывается содержательная близость понятий «медиаимидж» и «медиа-образ». Описывается фреймовая модель медийного образа исследуемого территориального образования. Показана роль медиаобраза в создании медиаимиджа и продвижении территориального имиджа в целом. Делается вывод о том, что журналистика, имиджелогия, РЯ всё чаще становятся областями прикладных исследований когнитивной лингвистики. Теоретическую значимость данной работы составляют положения, касающиеся понятийно-терминологического аппарата когнитивной лингвистки, теории журналистики и имиджмейкинга, а также описание процедуры лингвокогнитивного моделирования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенной методики реконструирования имиджа территориального объекта в разработке стратегий по продвижению российских регионов.

Ключевые слова: медиаобраз, лингвокогнитивное моделирование, территориальный имидж, медиаимидж, стереотип, фрейм.

Введение. Постановка проблемы (её определение и пояснение). Проблема формирования и продвижения имиджа административно-территориальных объектов относится к области междисциплинарных исследований.

Политика территориально-имиджевой составляющей российских регионов начала формироваться лишь в последнее десятилетие. Поэтому вопросы, связанные с изучением инструментов создания и исследования имиджа территорий, имеют особую значимость. Представляется возможным реконструирование имиджа территории лингвокогнитивными методами.

Продвижение территориального имиджа, являясь одним из перспективных направлений РЯ, имеет непосредственное влияние на экономическое и социально-культурное развитие общества.

Под «территориальным имиджем» в работе будем понимать образ, представление, стереотип о социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других особенностях данной территории (страны, города и т. д.) в массовом сознании. Территориальный имидж базируется, прежде всего, на территориальной индивидуальности, включающей в себя, помимо идентифицирующих признаков, природные, демографические, экономические, культурные, организационно -правовые и информационные особенности и ресурсы [1].

Наибольший интерес для нашего исследования представляют информационные ресурсы, включающие в себя журналистскую практику, рекламную деятельность и РЯ.

Необходимо отметить, что ресурсы языка играют огромную роль в имиджевой коммуникации наряду с экономическими факторами, которые, как правило, выдвигаются на первый план.

Нельзя не согласиться с тем, что имидж территориального субъекта в общественном сознании в значительной степени формируется на основании информации, поступающей из СМИ [2].

В современных концепциях имиджа подчёркивается его информационно-коммуникативная природа. Имидж формируется на основе информации об объекте посредством процессов коммуникации [3]. Несмотря на значимость всех компонентов имиджевой коммуникации, более подробно остановимся на сообщениях об объекте имиджа, в которых содержится так называемый «транслируемый имидж», т. е. имидж (компонент имиджа) объекта, который формируется и контролируется источником имиджеобразующей информации и передаётся аудитории в данном коммуникативном акте. Для обозначения имиджа объекта, который в совокупности транслируется целевым аудиториям средствами массовой информации, исследователи предлагают использовать понятие «медиаимидж» [3].

Можно предположить, что по своему содержанию медиаимидж окажется близок такому понятию теории журналистики, как медиаобраз.

Наряду с функциями СМИ, связанными со сбором, накоплением, хранением, переработкой и распространением информации, не менее важными считаются функции, которые выполняет пресса, будучи идеологическим институтом: познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизи-рующую. Информация, предоставляемая СМИ, усваивается аудиторией, отражается в её сознании, формируя целостную картину текущей действительности, созданную из совокупности динамично изменяемого полотна конкретных событий и фактов [4].

Таким образом, в сознании реципиента медиаинформации зарождается образ-отражение сформированного СМИ образа мира - медиаобраз. Как отмечают исследователи, развитие электронных и печатных СМИ создаёт медиапространство, которое, в свою очередь, способствует активизации процессов образования медиаобразов [5]. Потому и появилась объективная необходимость в изучении сущности данного феномена.

Содержание понятия «медиаобраз», а также методология его исследования находятся сегодня на стадии формирования. Обобщив ряд дефиниций, представленных в работах ученых, можно сказать, что медиаобраз, будучи одной из форм существования массового сознания в медиакоммуника-ции, представляет собой совокупность рациональных и эмоциональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ [5-7].

Т. Н. Галинская предлагает рассматривать данное понятие как в узком, так и широком значениях: в узком значении понимая под «медиаобразом» фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком значении - образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блоггерами, интернет-пользователями и т. д.). Также автор отмечает, что в зависимости от анализируемого фактического языкового материала можно выделить три самостоятельные тенденции в изучении медийного образа: моделирование медиаобраза на основании только материалов профессиональных журналистов; путём изучения разнородных источников: проведение фокус-групп, анкетирования, опросов, анализ информации в блогах и социальных сетях; опираясь только на материалы спонтанных речевых произведений интернет-пользователей, обсуждающих то или иное явление в социальных сетях, блогах, на сайтах медиаизданий [5].

В нашем исследовании мы будем опираться на первую тенденцию в изучении медиаобраза, где моделирование медийного объекта ведётся на основе материалов профессиональных журналистов.

Исходя из содержания вышеизложенных подходов к пониманию понятия «медиаобраз» можно постулировать, что медийный образ является отражением объективной действительности в сознании носителей языка, т. е. фрагментом языкового сознания. Изучением взаимоотношений языка и сознания (мышления) занимается одна из активно развивающихся на сегодняшний день наук - когнитивная лингвистика. Именно её категориальный аппарат и методы можно использовать в реконструкции медиаобраза.

Изучив характеристики основных понятий и категорий когнитивной науки, мы пришли к выводу, что в процессе моделирования медийного образа объекта будет целесообразным использовать такие когнитивные структуры, как стереотип и фрейм. Рассмотрим дефиниции данных понятий. Как считают исследователи, в основе стереотипа лежат упрощённые и схематизированные образы или представления, выработанные в процессе социализации и обладающие такими характеристиками, как эмоциональность, оценочность, устойчивость, способность воздействовать на поведение и оценки людей в определённых обстоятельствах [8]. Под стереотипом будем понимать устойчивое культурно детерминированное представление человека о мире, существующее как в виде ментального образа, так и в виде вербальной оболочки. Так как наше исследование посвящено выявлению и описанию элементов медийного образа, особый интерес может представлять понимание стереотипа, предложенное О. Г. Орловой, в соответствии с которым стереотип - это не обобщённый образ, схема, а отдельные элементы образа, по природе ассоциативные, оценочные, культурно и идеологически обусловленные [9]. М. Минский определяет фрейм как обобщённую структуру данных представления стереотипных ситуаций [10]. Развёрнутое определение фрейма даёт А. Н. Баранов: «Фрейм является концептуальной структурой для декларативного представления знаний о типизированной тематически единой ситуации, содержащей слоты, связанные между собой определёнными семантическими отношениями» [11]. Традиционно считается, что фрейм имеет уровневую структуру, состоящую из

сети узлов и отношений, состоит из вершины (темы) и слотов, или терминалов, которые заполняются в соответствии с конкретной ситуацией [10]. На наш взгляд, содержание терминалов фрейма и составляют стереотипы. В свою очередь данные когнитивные структуры могут быть ментальными конструктами медийного образа того или иного объекта, являясь «упаковками» как имеющихся в массовом сознании знаний и представлений, так и формируемых СМИ.

Для реконструкции медиаобраза необходимо выявить и описать представления, связанные с данным объектом, активно транслируемые массмедиа. Единицами анализа становятся языковые репрезентации формируемых стереотипов в медийном пространстве. Фрейм, будучи иерархически организованной когнитивной единицей, свойствами которой являются процессуальность, динамичность, функциональность, позволяет систематизировать и структурировать представления и знания о моделируемом объекте.

Содержание предыдущих исследований. Успешно, на наш взгляд, была применена методика лингвокогнитивного моделирования в области имиджмейкинга в работе И. А. Сушненковой «Лингвоког-нитивное исследование регионального имиджа: на примере Омской области» [12]. Прикладная имидже-логия, в задачи которой входит формирование позитивного имиджа различных объектов, является одной из сфер использования инструментария такого научного направления, как когнитивная лингвистика. Лингвистические средства служат зачастую базой для конструирования имиджа. Методологическое пространство когнитивной лингвистики сегодня всё более расширяется и вовлекает в себя проблематику других научных областей, связанных с социальным поведением и общественными институтами.

Представляется возможным использование данной методики для реконструкции одного из понятий теории журналистики - медиаобраза.

Содержание медийного образа объекта составляют знания и представления носителей языка, формируемые СМИ и «упакованные» в различные когнитивные структуры. Данный подход вписывается в контекст современных научных исследований, которым присущ междисциплинарный характер. Из всех отраслей современного языкознания более всего открыта для междисциплинарного диалога когнитивная лингвистика, что и стало одной из главных причин интенсивного развития лингво-когнитивного направления в отечественной филологии последних лет. Вместе с тем объяснительная сила современной когнитивной лингвистики, обусловленная самим предметом этой науки, изучающей процессы усвоения и обработки информации, наделяет её значительным практическим потенциалом [13]. Так как медиаобраз - это фрагмент сознания носителей языка, при реконструкции данного феномена мы можем использовать методики когнитивной лингвистики. Реконструкция медиа-образа сближается с реконструкцией концепта.

Возможность использования медиаобраза в качестве инструмента формирования имиджа территориально-государственного субъекта, на наш взгляд, обусловлена его содержательной близостью понятию «медиаимидж», который возникает как результат восприятия информации о территориальном субъекте из массмедиа и является элементом опосредованного имиджа. Медиаобраз может стать одной из составляющей в структурной композиции имиджа.

Содержательными компонентами медиаобраза, с одной стороны, будут представления, формируемые СМИ, а с другой, стереотипы, уже существующие в сознании носителей языка. Также не следует забывать, что стереотипы могут нести как положительную, так и отрицательную оценку. В текстах печатных и электронных СМИ, используемых в качестве материала исследования, как правило, представлены положительные стереотипы. Это может быть обусловлено социальным или политическим заказом на формирование положительного имиджа данной территории.

В современном медийном и производном от него имиджевом пространстве могут быть выделены следующие сферы: политическая, экономическая, социальная, культурная, спортивная [14]. По мнению Г. П. Гавры, существуют так называемые «имиджевые константы», влияющие на формирование и функционирование каждого из компонентов территориального имиджа. К таким базовым константам можно отнести природно-географическое ядро и историко-ментальное ядро имиджа [14].

Основные выводы. В своём исследовании для систематизации выявленных представлений, формируемых СМИ, мы воспользовались классификацией по тематическому признаку. В тематической классификации нашли отражение структурные компоненты моделей территориального имиджа. Представления, имеющиеся в массовом сознании и формируемые средствами массмедиа, составили содержание слотов фрейма, который лёг в основу модели медийного образа изучаемого административно-территориального объекта. Терминалы данного фрейма коррелируют с вышеназванными сферами медийного пространства.

Итак, реконструкцию одного из понятий теории журналистики - медиаобраза - мы предлагаем осуществлять посредством когнитивных категорий, используя методы когнитивной лингвистики.

В качестве изучаемого административно-географического объекта был выбран поселок городского типа Берёзово ХМАО Тюменской области.

Нами были выявлены и описаны представления, связанные с пгт Берёзово.

В качестве материала исследования были использованы публикации в СМИ о поселке городского типа Берёзово, размещенные в региональных изданиях газеты «Жизнь Югры», на сайтах регионального информационного центра «Югра», окружной телерадиокомпании «Югра», информационно-аналитического интернет портала «Ugra-news.ru». Примеры, иллюстрирующие содержательные компоненты медиаобраза данного территориального объекта, взяты из выпускной квалификационной работы Е. С. Юриной [15].

Для более строгой систематизации материала была применена фреймовая модель при реконструкции медиаобраза данного территориального объекта. Структуру фрейма, объективируемого словом «пгт Берёзово», представим в виде следующей схемы. Верхние уровни данного фрейма соответствуют сферам, выделяемым в структуре медийного и имиджевого пространства: история, география, демография, культура, экономика, социальная сфера, политика, религия. Для их обозначения используем термин «субфрейм», который понимается нами как составная часть фрейма. Субфреймы объединяют тематически близкие инвариантные слоты, которые наполняются содержанием - знаниями и представлениями, выявленными на материале текстов СМИ. Содержание субфрейма «история» могут составить такие слоты, как «факты истории», «исторические личности», «география» - «географическое положение», «природно-климатические условия», «демография» - «национальность», «возраст», «гендер», «культура» - «национальное культурное наследие», «виды искусства», «экономика» - «газовая промышленность», «рыбный промысел», «социальная сфера» - «медицина», «спорт», «образование», «политика» - «выборы», «политическая деятельность», «молодежная политика», «религия» - «религиозные праздники», «храмы». При дальнейшем изучении медиаобраза данной территории возможна детализации представленной модели.

Рассмотрим контент некоторых слотов реконструируемого фрейма «поселок городского типа Берёзово». Как свидетельствует анализ материала, активно формируемым в массовом сознании является стереотип о пгт Берёзове как исторически значимом объекте, связанном с историей России в целом. Об этом свидетельствуют следующие контексты: Но Берёзово - это не просто поселок городского типа, а «историческое поселение». Этот статус он получил в 1990 году и был внесён в реестр «исторических городов и поселений России» Министерства культуры (Валентина Патранова. Что имеем - не храним, потеряв - не плачем // Новости Югры №139 (16954). 06.12.2003). Ключевой лексемой в данных примерах является слово «исторический». С XVIII века город был местом ссылки, сюда были сосланы Александр Меншиков, Алексей Долгоруков, Генрих Остерман, в XIX веке - декабристы, в начале XX века - революционеры, в частности, знаменитый деятель Октябрьской революции Лев Троцкий бежал из Берёзово в Салехард. В посёлке сохранились уникальные произведения сибирской архитектуры: купеческие дома XVШ-XIX веков, амбары, мосты, церковь Рождества Пресвятой Богородицы XVII века (Сергей Игнатов. Углич, Суздаль, Тобольск... Град Берёзов // Югра № 3. 2014). Упоминание имён исторических личностей, судьбы которых связаны с пгт Берёзово, также способствует формированию представления о данной территории как объекте российской истории.

Географические и климатические особенности пгт Берёзово нашли отражение в следующих представлениях. Например, стереотип о Берёзове как о северном труднодоступном населённом пункте с суровым климатом: Летом Берёзово пылает зеленью множества стройных, белых берёз, а зимой трещит Берёзово сильными, суровыми морозами (Чигарнов Сергей. С чего начинается Родина? // Жизнь Югры № 67 (10424). 23.08.2013). Турист в Берёзово - гость редкий. Даже постояльцы в единственной официальной гостинице «Град Берёзов» в абсолютном большинстве люд командировочный. Добраться в этот населённый пункт, расположенный на острове вблизи приполярной части Урала, и потому сделанный ещё в начале XVIII века Петром Первым местом ссылки особо опасных политических преступников, задача не из простых, а выбраться бывает ещё сложнее (Маргарита Прокопенко. Чудо-остров // Информационно-аналитический интернет-портал ^га-news.ru. 25.09.2015). Вполне мотивированным представляется использование в вышеприведённых контекстах глаголов «добраться» и «выбраться». В семантической структуре данных глаголов есть следующие значения: «добраться» - «после затраты времени и сил достичь кого-чего-н.» [16], «с трудом или нескоро дойти, доехать и т. п. до какого-то места, предмета» [17], «затрачивая время,

прилагая усилия, достигать какого-л. места; доходить, доезжать» [18]; «выбраться» - «с трудом выйти, выехать откуда-н.» [16]. Глагол «добраться», по словам А. А. Зализняка, означает не только долгий и трудный процесс преодоления пространства, но и в какой-то степени непредсказуемый, неподконтрольный субъекту. Если «долгий» соответствует пресловутым «русским просторам», «трудный» - качеству российских дорог, то непредсказуемость возникает как результат следующих факторов: нерегулярность движения общественного транспорта, его поломка, отсутствие регулярного сообщения на каких-либо участках дороги, отсутствие дороги вообще, её непроходимость из-за дождей или снежных заносов и др. [19].

Следующим компонентом медийного образа данного административно-территориального объекта будут представления о пгт Берёзово как «острове», сохранившем национальные и культурные традиции северных этносов: Берёзовский район - это нетронутый остров, сохраняющий историческое наследие Югры - хранилище югорской памяти (Татьяна Немшанова. Как придать традиционным занятиям народов Севера современный уровень? // Жизнь Югры № 28. 13.04.2010). ... Край оленеводов и промысловиков с богатой и славной историей, уходящей корнями в глубь столетий, где и ныне живут манси, ханты и зыряне, чьи далёкие предки обживали этот край с незапамятных времён (Александр Антипин. Уважаемые жители и гости поселка Берёзово! // BezFormata.Ru. 23.08.2013). В воскресенье, 12 апреля в Березове по традиции северных народов ханты и манси встречали весеннюю птицу, провозвестницу весны и нового рождения - ворону (Р. П. Курикова. Здравствуй, ворона! // Жизнь Югры № 31 (9974). 24.04.2009). В основе данных языковых репрезентаций лежит апелляция к содержательным компонентам таких концептов, как «история», «время», «традиция», «этнос».

В связи с открытием Берёзовского газового месторождения и созданием в данном регионе нефтегазового комплекса Западной Сибири в массовом сознании происходит формирование представление о пгт Берёзове как территории, где активно развивается газодобывающая промышленность. Это отражено в следующих примерах: Осенью 1953 года с первого газового фонтана в старинном сибирском селе Берёзово началась газовая промышленность России. Это неожиданное уникальное открытие войдет в «Книгу рекордов Тюменской области» (Александр Лабыкин. Освоение недр Западной Сибири началось с аварии // ГТРК «Регион Тюмень». 03.08.2011). В сентябре 1953 года в посёлке Берёзово ударил первый газовый фонтан, положивший начало освоению нефтегазовой провинции. Много нефти утекло с тех пор, но память о знаменательном событии до сих пор жива среди бере-зян (Александр Калачёв, Андрей Воронцов. Как березяне лечились газовым льдом? Неизвестные факты открытия берёзовского газа // Окружная телерадиокомпания «Югра». 12.08.2013).

Политическая сфера медийного пространства отражается в контенте терминала, условно обозначенном, как «Политика». Сюда вошли представления, связанные с деятельностью органов самоуправления поселка и политической активностью его граждан: Тамара Охулкова: «Выборы - мероприятие значимое. Я, к примеру, всегда хожу голосовать. Надеюсь, произойдут изменения к лучшему и кто-нибудь, наконец, серьёзно задумается, что Берёзово отрезано от мира. Будут построены дороги, школы, детские сады и жизнь наша будет "устроена"» (Надежды остались // Жизнь Югры № 83 (10337). 19.10.2012).

Содержание культурной и социальной составляющих территориального имиджа нашло отражение в терминалах «Культура» и «Социальная сфера». СМИ активно формируют представления о том, что пгт Берёзово - площадка для спортивных достижений и развития творческого потенциала: 31-летний Проводников - уроженец посёлка Берёзово Ханты-Мансийского автономного округа, бывший чемпион мира в первом полусреднем весе по версии WBO, имеет прозвище Сибирский Рокки (Чемпион мира по боксу Руслан Проводников перечислил деньги на лечение первому тренеру Кости Цзю // Агентство новостей «Между строк». 17. 11.2015).

На протяжении многих лет в Берёзове есть хорошая и добрая традиция - отмечать День молодёжи не только различными мероприятиями с участием творческих коллективов, но и проводить спортивные турниры и соревнования (Сергей Чупыра. Спортивная молодёжь // Жизнь Югры № 52 (10614). 03.07.2015). Богат разнообразными номерами был и концерт фестиваля. Превосходил он предыдущий не только обилием номеров, но и числом участников. Более 150 самодеятельных артистов порадовали зрителей своими песнями и танцами (Михаил Морев. Мы - едины, мы - непобедимы! // Жизнь Югры № 49 (10199). 21.06.2011).

В процессе моделирования медиаобраза нам удалось выявить содержательные компоненты, которые могут быть положены в основу разработки стратегии по формированию территориального имиджа изучаемого объекта. Это, прежде всего, его богатая история, этническая культура и природ-но-экономический ресурс. Наряду с этим при разработке стратегии по формированию имиджа данной

территории необходимо обратить внимание на концепцию позиционирования имиджа пгт Берёзово в коммуникационном пространстве, развитие системы местных коммуникаций, повышение конкурентоспособности предприятий региона, привлечение внимания федеральной власти к проблемам района и развитие туризма. Сфера туристических услуг, как свидетельствуют филологические и нефилологические источники, не получила должного развития в данном регионе. Полученные результаты лин-гвокогнитивного исследования медиаобраза пгт Берёзово можно использовать при разработке рекомендаций по корректировке территориального имиджа объекта.

Предложения по преодолению данной проблемы. Таким образом, рассмотрение лишь некоторых аспектов процесса моделирования территориального имиджа позволяет сделать предположение о том, что в качестве одного из инструментов его создания может стать одно из понятий журналистики - медиаобраз, который по своему содержанию оказывается близок такому понятию теории имиджмейкинга, как медиаимидж. Методика лингвокогнитивного моделирования может быть успешно применена при реконструкции данных феноменов.

Библиографический список

1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://dis.ru/library/531/26169/ (дата обращения: 02.05.2017).

2. Таранова Ю. В. Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.asu.ru/2010/4-1/pols/TheNewsOfASU-2010-4-1-pols-06.pdf (дата обращения: 22.04.2017).

3. Гавра Д. П. Категория имиджа в современной коммуникативистике [Электронный ресурс]. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_4/Gavra_2013_4.pdf (дата обращения: 22.04.2017).

4. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. - Выпуск № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ funktsionalnaya -tselostnost-mediasistemy (дата обращения: 02.05.2017).

5. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. - 2013. - № 11 (160) [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (дата обращения: 02.05.2017).

6. Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? [Электронный ресурс]. URL: http://nb-media.ru/main.php?id=1&nid=1378 (дата обращения: 02.05.2017).

7. Марущак А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. - 2012. - Выпуск № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politiko-sotsialnyy-obraz-rossii-v-amerikanskom-mediaprostranstve (дата обращения: 02.05.2017).

8. Орлова О. Г. Стереотип в публицистическом дискурсе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. -Том 11, выпуск 6: Журналистика [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/9394/18.pdf (дата обращения: 02.05.2017).

9. Орлова О. Г. Дискурсивная теория стереотипа: автореф. дисс. ... доктора филологических наук: 10.02.19. - Кемерово, 2013. - 32 с.

10. Минский М. Структура для представления знания // Психология машинного зрения. - М., 1978. - С. 250-338.

11. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику : учебное пособие. - М.: Едиториал УРСС, 2001. - 360 с.

12. Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа: на примере Омской области: автореф. дис. ... кандидата филологических наук. - Кемеро, 2011. - 28 с.

13. Квят А. Г. Лингвокогнитивные технологии позиционирования товаров и услуг: автореф.дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.19. - Кемерово, 2010. - 25 с.

14. Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2011. - Выпуск № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve (дата обращения: 02.05.2017).

15. Юрина Е. С. Медиаобраз города в развитии имиджевой стратегии российских территорий (на примере птг. Берёзово ХМАО Тюменской области): выпускная квалификационная работа на направлению подготовки бакалавра «Реклама и связи с общественностью». Омск, 2016. - 141 с.

16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Ок. 57000 слов - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.

17. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз., 1985-1988.

18. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1991.

19. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сборник статей. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 540 с.

T. S. Glushkova,

Candidate of Philological Sciences, associate professor, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation

O. A. Zaytseva,

Candidate of Philological Sciences, associate professor, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation

MEDIA IMAGE AS A TOOL OF TERRITORY IMAGE CREATION:

COGNITIVE ASPECT

The article deals with problem of studying the territorial image. (a township of Khanty-Mansyisk autonomous district, Tyumen region as an example). It is specially noted the issue related to the reconstruction of the media image of the territorial administrative facility in the case of one of the urban-type settlements of the Khanty-Mansi Autonomous District of the Tyumen Region. The use of the method of linguocognitive modeling in the study of the media image is proposed. The understanding of the content of such concepts of cognitive science as a stereotype and a frame is specified. Knowledge and ideas about a specific territory, broadcasted by the media are identified. A classification of the revealed mental constructs is proposed. The content of the concept "media image" is discovered. Much attention is given to the media education in creating a media image and promoting a territorial image as a whole. Conclusions are drawn about journalism, image, PR are increasingly becoming areas of applied research of cognitive linguistics. The theoretical significance of this work compose the position of the terminological terminology apparatus, the cognitive linguist, the theory of journalism and image-making, and the description of the procedure of linguistic cognitive modeling. The practical significance of the study consist in the possibility of using the proposed methodology for reconstructing the image of a territorial object in developing strategies for the promotion of Russian regions.

Keywords: territorial image, media image, stereotype, frame.

References

1. Vazhenina I. S. Imidzh i reputacija territorii kak osnova prodvizhenija v konkurentnoj srede [Image and reputation of the territory as the basis of promotion in a competitive environment. Marketing in Russia and abroad] 2006, 6th vol. Available at http: //dis.ru/library/531/26169/ (Accessed 02.05.2017).

2. Taranov V. Tradicionnye i novye media v regional'nom imidzhmejkinge v informacionnom setevom obshchestve [Traditional and new media in regional image-making in the information network societyhttp] Available at http://izvestia.asu.ru/2010/4-1/pols/TheNewsOfASU-2010-4-1-pols-06.pdf (Accessed 22.04.2017).

3. Gavra D. P. Tradicionnye i novye media v regional'nom imidzhmejkinge v informacionnom setevom obshchestve [Category image in contemporary communication studies] Available at http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_4/Gavra_2013_4.pdf (Accessed 22.04.2017).

4. Shkondin M. V. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [The Functional integrity of media system] 2014, 2nd vol. Available at http://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-tselostnost-mediasistemy (Accessed 02.05.2017).

5. Galinsky T. N. Ponjatie mediaobraza i problema ego rekonstrukcii v sovremennoj lingvistike [The concept of media image and the problem of its reconstruction in modern linguistics. Vestnik OGU] 2013, 11th vol. (160) Available at http://vestnik.osu.ru/2013_11/16.pdf (Accessed 02.05.2017).

6. Shatalov G. Obraz, imidzh, brend i reputaciya regiona - chto ehto takoe? [Image, brand and reputation of the region - what are it?]. Available at http://nb-media.ru/main.php?id=1&nid=1378 (Accessed 02.05.2017).

7. Maruschak A. V. Politiko-social'nyj obraz Rossii v amerikanskom mediaprostranstve [Social-Political image of Russia in American media. Journalism Yearbook] 2012, vol. 1. Available at http://cyberleninka.ru/article/n/politiko-sotsialnyy-obraz-rossii-v amerikansko m-mediaprostranstve (Accessed 02.05.2017).

8. Orlova O. G. Stereotip v publicisticheskom diskurse [The stereotype in journalistic discourse. Vestnik NSU. Series: History, Philology] 2012, 11th vol. 6th ed. Available at http://www.nsu.ru/xmlui/ bitstream/handle/nsu/9394/18.pdf (Accessed 02.05.2017).

9. Orlova O. G. Diskursivnaja teorija stereotipa: avtoref dis. ... dok. filologicheskih nauk: 10.02.19. [Discourse theory of stereotype]. Kemerovo, 2013. 32 p. (In Russ.).

10. Minskij M. The structure for the representation of knowledge. Psihologiya mashinnogo zreniya. Moscow, 1978. pp. 250-338. (In Russ.).

11. Baranov A. N. Vvedenie v prikladnuyu lingvistiku: Uchebnoe posobie [Introduction to applied linguistics: textbook]. Moscow, Editorial URSS, 2001.360 p. (In Russ.).

12. Sushnenkova I. A. Lingvokognitivnoe issledovanie regional'nogo imidzha: na primere Omskoj oblasti: avtoref. dis. ... kand. filologicheskih nauk. [Lingvo-cognitive study of regional image: using the example of the Omsk state]. Kemerovo, 2011. 28 p. (In Russ.).

13. Kvjat A. G. Lingvokognitivnye tehnologii pozicionirovanija tovarov i uslug: avtoref.dis. ... kandidata filologicheskih nauk: 10.02.19. [Lingvo-cognitive technologies for positioning goods and services]. Kemerovo, 2010. 25 p. (In Russ.).

14. Gavra D. P., Savitskaya, A. S., Shishkin D. P. Vneshnij imidzh gosudarstva v mediaprostranstve [External image of the state in the media. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 9. Philology. Orientalism. Journalism] 2011, vol. 3. Available at http://cyberleninka.ru/article/n7vneshniy-imidzh-gosudarstva-v mediaprostranstve (Accessed 02.05.2017).

15. Yurina E. S. Mediaobraz goroda v razvitii imidzhevoy strategii rossiyskikh territoriy (na primere ptg. Berezovo KhMAO Tyumenskoy oblasti): vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota na napravleniyu podgotovki bakalavra «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» [Metiabruz in the development of branding strategy of Russian territories (on the example of PTG. Berezovo, Khanty-Mansiysk Autonomous district of the Tyumen region): final qualifying work on the direction of training of bachelors in "Advertising and public relations"]. Omsk, 2016. 141 p.

16. Ozhegov S. I., SHvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: Ok. 57000 slov - 16-e izd., ispr. [Definition Russian dictionary]. Moscow, Rus. yaz., 1984. 797 p.

17. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. Ed. by A.P. Evgen'eva. [Russian dictionary: in 2 vol.]. Moscow, Rus. yaz., 1985-1988.

18. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogoyazyka: v 20 t. 2-e izd., pererab. i dop. [Modern Russian literary language dictionary]. Moscow, Rus. yaz., 1991.

19. Zaliznyak A.A., Levontina I.B., SHmelev A.D. Klyuchevye idei russkoj yazykovoj kartiny mira. Sbornik statej [Key ideas of Russian language picture of the world. Digest of articles]. Moscow, YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2005. 540 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 12.05.2017 © Т. С. Глушкова, О. А. Зайцева, 2017

Авторы статьи:

Татьяна Сергеевна Глушкова, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]

Ольга Анатольевна Зайцева, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Л. С. Зинковская, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Омская юридическая академия.

М. Н. Никонова, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций, Омский государственный технический университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.