Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований» (Новгород, 2015)'

Рецензия на монографию «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований» (Новгород, 2015) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОЛЕ / МЕДИАСФЕРА / ИМИДЖ РЕГИОНА / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / МЕДИАРЕГИОНАЛИСТИКА / ДИСКУРС / МОДЕЛЬ ДИСКУРСА / MEDIA FIELD / MEDIA SPHERE / THE IMAGE OF THE REGION / MEDIA LINGUISTICS / MEDIA REGION STUDIES / DISCOURSE / DISCOURSE MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никитина Елена Аркадьевна

Интерес автора рецензии к рассматриваемой им монографии «Новгородское медиаполе: опыт лингвистических исследований» (Новгород, 2015) вызван возможностью применить модель исследования к анализу медиасферы Омского региона. В рецензии обоснована актуальность региональных медиаисследований, выявлена внутренняя структура методики исследования новгородского медиаполя, перечислены результаты исследования, указана их теоретическая новизна и практическая значимость. На основе результатов исследования новгородского медиаполя в рецензии ставятся задачи исследования омской медиасферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on the monograph “Novgorod media field: linguistic research experience” (Novgorod, 2015)

The monograph “Novgorod media field: linguistic research experience” (Novgorod, 2015) is reviewed. The author is interested in the possibility to apply the research model given in the monograph to the analysis of media sphere of Omsk region. In the review the urgency of the regional media research is proved, the internal structure of the study of Novgorod media field technique is revealed, the results of the study are given, and their theoretical novelty and practical significance are specified. The review is aimed at studying Omsk media sphere based on the results of research in the Novgorod media field.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований» (Новгород, 2015)»

УДК 811.161.1 '42(470.24)

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «НОВГОРОДСКОЕ МЕДИАПОЛЕ: ОПЫТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (Новгород, 2015)

Е.А. Никитина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: Интерес автора рецензии к рассматриваемой им монографии «Новгородское медиаполе: опыт лингвистических исследований» (Новгород, 2015) вызван возможностью применить модель исследования к анализу медиасфе-ры Омского региона. В рецензии обоснована актуальность региональных ме-диаисследований, выявлена внутренняя структура методики исследования новгородского медиаполя, перечислены результаты исследования, указана их теоретическая новизна и практическая значимость. На основе результатов исследования новгородского медиаполя в рецензии ставятся задачи исследования омской медиасферы.

Ключевые слова: медиаполе, медиасфера, имидж региона, медиалингвистика, ме-диарегионалистика, дискурс, модель дискурса.

Для цитирования:

Никитина Е.А. Рецензия на монографию «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований» (Новгород, 2015) // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 145-152.

Сведения об авторе:

Никитина Елена Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: el_nikitina@rambler.ru Дата поступления статьи: 15.02.2017

Трансляция социально значимых смыслов в информационное пространство страны - одна из ключевых задач региона, поскольку повышение привлекательности региона - как в плане инвестиций, так и в плане привлечения квалифицированных кадров - не в последнюю очередь зависит от имиджа территории в медиапространстве государства. Именно поэтому во всех российских регионах идет активная работа по исследо-

© Е.А. Никитина, 2017

ванию территориальных имиджей и их составляющих. Вопросы регионального медиаимиджа стали ключевыми на различных дискуссионных площадках: из последнего (на февраль 2017 г.] можно назвать заседание секции «Медиасистемы городов-миллионников» в рамках межународной научно-практической конференции «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия» (МГУ им. М.В. Ломоносова] или второе заседание Каспийского экспертного клуба, где «имидж Каспийского региона стал темой экспертной дискуссии... К беседе экспертов из России, Казахстана и Азербайджана также присоединились журналисты печатных и электронных СМИ, представители сферы туризма и бизнеса» (http://astravol-ga.ru/eksperty-obsudili-imidzh-astraxanskoj-oblasti-v-media-pole-stran-pri-kaspiya/].

Вот этот повышенный интерес к вопросу региональных медиаис-следований и обратил наше внимание на коллективную монографию «Новгородское медиаполе: опыт лингвистических исследований», вышедшую в Великом Новгороде в 2015 г. Прежде чем рецензировать указанную работу, обратимся к краткой истории вопроса. Современные медиаисследо-вания идут в направлении накопления эмпирического материала: описания региональных медиасистем (Украина, Ленинградская область, Югра, Пермь, Екатеринбург, Каспийский регион, Татарстан, Омск, Сибирь и др.] пока носят фрагментарный характер (см.: [Газинская 2013; Прасолова 2010; Чумиков 2012; Кузина 2008; Мингалеев 2004; Шабалин 2005; Сушненкова 2011; Терских, Маленова 2015; Никитина 2016]]. К числу методологически значимых источников следует отнести и исследования имиджа России в целом, выполненные Э.А. Галумовым, B.C. Феклюниной, И.Р. Феоктистовой, М.П. Бочаровым, Э. Подховником, И.Я. Рожковым, A.A. Семеновой, Е.Л. Го-ловлевой, поскольку, с одной стороны, на международный имидж каждого конкретного региона влияет представление о стране в целом, а с другой - «консолидированный имидж России во многом создается мозаикой образов отдельных российских регионов» [Чижов 2006: 15].

Откуда такой интерес к этой проблематике? Язык СМИ является тем кодом, той универсальной знаковой системой, с помощью которой в индивидуальном и массовом сознании формируется картина окружающего мира. Специалисты различных научных направлений признают, что сегодня восприятие человеком окружающего мира в очень большой степени зависит от того, каким представляют этот мир средства массовой информации. Не располагая собственным опытом огромного количества происходящих в мире событий, население вынуждено строить своё знание о действительности на медиареконструкциях и интерпретациях, которые в силу самой своей природы идеологичны и культуроспецифичны. Будучи продуктом разных социально-политических групп и национально-культурных сообществ, медиасфера отражает множественный характер этих интерпретаций, передаёт ту или иную идеологическую модаль-

ность (окраску] и национально-культурную специфику. Именно в средствах массовой информации быстрее всего отражаются социально-идеологические изменения в обществе, фиксируются новые понятия и идео-логемы. Медиасреда региона не просто отражает происходящие события и факты, она формирует особую, виртуальную реальность региональной жизни: исследования региональной медиасферы позволят проанализировать структуру последней, описать актуальные для нее дискурсивные практики, выявить тренды в использовании определенных медийных каналов, диагностировать стереотипы и установки массового сознания в сфере социальных отношений жителей того или иного региона.

Основная проблема современных медиаисследований заключается в разработке методологии. Дело в том, что тема имиджа региона, конечно, является идеологической и находится в поле интересов пиарологии. Но на сегодняшний день сложилась интересная ситуация: молодая, бурно развивающаяся и перспективная наука пиарология все еще не выработала свой собственный инструментарий исследования, в то время как лингвистика находится в постоянном поиске приложения своих богатейших возможностей к запросам общества. Современная лингвистика разработала разнообразные методы анализа дискурса, позволяющие выявить как языковые средства интерпретации действительности, так и сами модели этой действительности (коими мы в данном случае и считаем имиджи].

Эти тенденции усиления медиацентричности современного общества выдвинули в центр современных наук медиалогию (новое научное направление, занимающееся комплексным изучением средств массовой информации] и, в частности, медиалингвистику как науку об изучении функционирования языка в сфере массовой коммуникации [Добросклон-ская 2008]. Весьма актуальным направлением медиаисследований в последние годы становится медиарегионалистика, которая актуализировалась одновременно с формированием регионалистики как области исследования. А.П. Чернов дал рабочее определение медиарегионалистике: «...это отрасль медиаисследований, изучающая территориально обусловленное медиаповедение, медиапотребление и медиапроизводство, существующие продолжительное время, формирующие специфические для данного региона формы медиатизации» [Чернов 2014: 77]. Региональное медиаповедение представляет интерес как особая форма социального поведения. Медиаповедение населения имеет как локальный, так и глобальный вектор. Но в условиях медиатизации проблема локальных различий становится чрезвычайно важной. Меняется среда, социальное окружение, функции медиа. Медиатизация усиливает факторы территориальных различий и различий медиаповедения.

В рамках таких исследований кафедрой журналистики Новгородского госуниверситета под руководством профессора Т.В. Шмелевой и было проведено описание новгородского медиаполя. Монография состоит из

трех глав, посвященных методологии исследования, описанию региональных СМИ и дискурсивному анализу новгородского медиаполя. В качестве материала исследования выбраны печатные и интернет-издания региона. Основными методиками исследования в монографии являются порт-ретирование, дискурс-анализ и мониторинг. Авторы исследования подчеркивают «...полиаспектность... дискурсивного мониторинга. Так, выделенный на жанровой доминанте новостной дискурс анализируется в отношении наиболее активных новостных сюжетов, ньюсмейкеров, авторов, комментирования читателями. В то же время тематический дискурс анализируется в жанровом отношении» [Новгородское медиаполе... 2015: 48].

В результате «портретирования» в главе «Штрихи к портрету Новгородских медиа» проводится стилистический анализ названий медиа-институций, анализируются образы автора и адресата в изданиях региона, и завершается глава стилистическими портретами ведущих журналистов. Авторы исследования констатируют, что новгородские медиа демонстрируют тенденцию, противоречащую утверждению об усилении авторского начала в современной медиасфере, ее эссеизации: новгородскому медиаполю свойственна «интервьюизация», когда автор уступает право высказывать суждения и оценки экспертам. Информирующий автор предполагает потребляющего адресата, хотя новгородский читатель не принимает такую роль; иная модель коммуникации выведена между автором-публицистом и читателем-собеседником, участником голосования, автором писем-отзывов.

Весьма интересной является третья глава монографии «Новгородское медиаполе в зеркале дискурсивного анализа». Основной проблемой современных региональных медиасфер в свете их полидискурсивности является выбор / определение их модели. В монографии для характеристики модели выявлен набор дискурсов и их отношения в составе модели: ядерным элементом модели оказался жанровый новостной дискурс, из которого вырастают тематические дискурсы (городской, религиозный, исторический, культурный, экологический и др.], третий тип дискурсов -семантический - пронизывает все тематические, но не отличается обязательностью (в новгородском медиаполе в качестве такового выделен конфликтный дискурс]. Модель медиаполя характеризуется авторами на трех уровнях анализа: 1] число дискурсов и отношения между ними, 2] структура конкретных дискурсов (институциональные факторы, жанры, медийные сюжеты, медиаперсонажи], 3] конструкция медийного сюжета (рассматривается на примере сюжета «сломанного автомата», развившегося в медиаполе Новгорода до ностальгического дискурса]. Конечно, столь масштабные замыслы довольно сложно реализовать в полной мере, поэтому авторы исследования предупреждают читателя о некоторой степени ограничения модели исследования: пространственное ограничение выводит за рамки исследования проблемы области (в центре внимания -

только город], ограничения фактурного измерения сузили объект исследования - только печатные СМИ (при этом весьма убедительна аргументация этого ограничения: эфирные СМИ редко формируют собственные дискурсивные формации, отличные от печатных]. За рамками мониторинга оказались политический, спортивный, рекламный дискурсы, которые в меньшей степени характеризуют специфику новгородского медиаполя.

К каким же выводам пришли исследователи из Новгородского университета? В современном медиаполе Новгорода происходят следующие процессы: расширение интернет-сегмента, изменение роли читателя, повышение медиаактивности нежурналистов, лидерство новости в жанровом наборе СМИ, тенденция к визуализации новости, стремление к «производству» новости, гибридизация медиажанров. И важнейший результат исследования - это раскрытие механизма работы регионального ме-диадискурса: «региональное медиаполе тогда может считаться дискурсив-но полноценным, когда каждый информационный импульс получит статус медийного сюжета, а тот осуществит полное дискурсивное развертывание от информации до публицистического осмысления» [Новгородское медиаполе... 2015: 206].

Итак, в рецензируемой монографии впервые проводится монографическое системное исследование регионального медиапространства (новгородское медиаполе], предлагаются методы количественной и качественной оценки медиатрендов региона. Теоретическая значимость исследования заключается в научном построении модели коммуникативного пространства, образуемого современными СМИ Новгородского региона.

Предложенные авторами исследования модель медиапространства Новгородского региона может быть применима к другим региональным медиасферам и позволяет определить их специфику: так, омское медиа-поле явно будет иметь несколько другую структуру, где также выделяются новостной, конфликтный, экономический, политический, социальный, культурный, спортивный дискурсы, но их соотношение оказывается совершенно иным: омское медиапространство характеризуется диффузно-стью политического и социального дискурсов, гипертрофией политического и спортивного в ущерб, например, историческому и рекреационному дискурсу. Исследование омской региональной медиасреды позволит «диагностировать» основные векторы формирования общественного мнения, стереотипы и установки массового сознания в сфере социальных отношений конкретного социума (жителей Омской области] во всем его многообразии, выявить «лидеров мнений» региона, описать основные ценности жителей региона, медийные каналы и технологии их формирования. Исследование позволит выявить направление развития омской ме-диасферы: или в сторону принятия глобальных процессов развития ме-диадискурса (диджитализация коммуникации, изменение роли читателя / зрителя / слушателя в формировании медийной повестки дня, визуа-

лизация и др.], или в направлении формирования специфичности, «самости». Результаты исследования уже востребованы при разработке информационной политики региона / издания / организации и т. д., а также в практике вузовского преподавания.

Список литературы

Газинская Ю.В. Конструирование политической реальности в русскоязычном ме-диадискурсе Украины: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Чита, 2013. 24 с. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка

СМИ. М., 2008. 203 с. Кузина К.А. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона: автореф.

дис. ... канд. полит. наук. Астрахань, 2008. 23 с. Мингалеев Р.Н. Конструирование имиджа региона российскими СМИ на примере Республики Татарстан: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2004. 24 с.

Никитина Е.А. Экономический медиадискурс Омского региона // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 86-91. Новгородское медиаполе: опыт лингвистических исследований / под ред. Т.В. Шмелевой. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. 223 с. Прасолова О.В. Формирование имиджа региона в средствах массовой информации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2010. 24 с. Сушненкова И.А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа: на примере Омской области: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово,

2011. 28 с.

Терских М.В., Маленова Е.Д. Медиаобраз сибирского региона: лингвокогнитивное

моделирование. Омск: ЛИТЕРА, 2015. 160 с. Черное А.В. Возможна ли медиалингвистика как специальная область исследований масс-медиа // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 74-77. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity. 2006. № 1. С. 15-18. Чумикое А.С. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд. М.,

2012. 198 с.

Шабалин И.А. Имидж региона как информационно-политический ресурс: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 22 с.

References

Chernov, A.V. (2014), Media regional studies as the special research area of mass media, is it possible?. Cherepovets State University Bulletin, no. 2 (55), pp. 74-77. (in Russian)

Chizhov, D. (2006), Imidzh rossiiskikh regionov: strategiya i metody prodvizheniya [The image of Russian regions: strategy and methods of promotion]. Publicity, No. 1, pp. 15-18.

Chumikov, A.S. (2012), Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: imidzh, reputatsiya, brend [Advertising and public relations: image, reputation, brand], Moscow, 198 p.

E.A. HnKHTHHa

151

Dobrosklonskaya, T.G. (2008), Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI [Media linguistics: a systematic approach to the study of language media], Moscow, 203 p.

Gazinskaya, Yu.V. (2013), Konstruirovanie politicheskoi real'nosti v russkoyazychnom mediadiskurse Ukrainy [Creating political reality in the Russian-language media discourse of Ukraine], Author's abstract, Chita, 24 p.

Kuzina, K.A. (2008), Rol' SMI v formirovanii imidzha Kaspiiskogo regiona [The role of the media in shaping the image of Caspian region], Author's abstract, Astrakhan,

23 p.

Mingaleev, R.N. (2004), Konstruirovanie imidzha regiona rossiiskimi SMI na primere Respubliki Tatarstan [Image construction of the region by Russian mass media based on the example of the Republic of Tatarstan], Author's abstract, Kazan,

24 p.

Nikitina, E.A. (2016), The economic media discourse of the Omsk region. Science of the Person: Humanitarian Researches, No. 4, pp. 86-91. (in Russian)

Prasolova, O.V. (2010), Formirovanie imidzha regiona v sredstvakh massovoi informat-sii: na primere Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Yugry [Creating an image of the region in media: based on the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra], Author's abstract, Voronezh, 24 p.

Shabalin, I.A. (2005), Imidzh regiona kak informatsionno-politicheskii resurs [The image of the region as an information and political resource], Author's abstract, Moscow, 22 p.

Shmeleva, T.V. (Ed.) (2015), Novgorodskoe mediapole: opyt lingvisticheskikh issledo-vanii [Novgorod media field: linguistic research experience], Veliky Novgorod, NovSU publ., 223 p.

Sushnenkova, I.A. (2011), Lingvokognitivnoe issledovanie regional'nogo imidzha: na primere Omskoi oblasti [Linguistic and cognitive study of regional image: the example of Omsk region], Author's abstract, Kemerovo, 28 p.

Terskikh, M.V., Malenova, E.D. (2015), Mediaobraz sibirskogo regiona: lingvokognitivnoe modelirovanie [Media image of the Siberian region: linguistic and cognitive modeling], Omsk, LITERA publ., 160 p.

REVIEW ON THE MONOGRAPH "NOVGOROD MEDIA FIELD: LINGUISTIC RESEARCH EXPERIENCE"

(Novgorod, 2015)

E.A. Nikitina

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: The monograph "Novgorod media field: linguistic research experience" (Novgorod, 2015) is reviewed. The author is interested in the possibility to apply the research model given in the monograph to the analysis of media sphere of Omsk region. In the review the urgency of the regional media research is proved, the internal structure of the study of Novgorod media field technique is revealed, the results of the study are given, and their theoretical novelty and practical sig-

nificance are specified. The review is aimed at studying Omsk media sphere based on the results of research in the Novgorod media field.

Key words: media field, media sphere, the image of the region, media linguistics, media region studies, discourse, discourse model.

For citation:

Nikitina, E.A. (2017), Review on the monograph "Novgorod media field: linguistic research experience" (Novgorod, 2015). Communication Studies, No. 1 (11), pp. 145-152. (in Russian)

About the author:

Nikitina Elena Arkadievna, Dr., Associate Professor of the Chair of General and Applied Linguistics

Corresponding author:

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: elnikitina@rambler.ru

Received: February 15, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.