Малышева Е. Г. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске) / Е. Г Малышева, Н. А. Гриднев // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 134—144.
Malysheva, Y. G., Gridnev, N. A. (2016). Constructing a Media Image of Region in Federal Television Media (by Example of Texts about Omsk). Nauchnyy dialog, 12(60): 134-144. (In Russ.).
ERIHJMk
и L R I С H ' S PlBliHHtAlS : •: ( ГСЖЧ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 81'42:070(571.13)
Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске)1
© Малышева Елена Григорьевна (2016), доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия), [email protected].
SPIN-code: 4530-2469 AuthorID: 376064
© Гриднев Никита Александрович (2016), магистрант, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия), [email protected].
Рассматривается проблема конструирования медиаобраза города Омска в федеральном массово-информационном дискурсе. В качестве материала выступают данные Интернет-ресурса (базы данных) «Медиалогия». Основными методами данного исследования являются контент-анализ, интерпретативный, аксиологический и когнитивный анализ контекстов массово-информационных телевизионных программ. В рамках исследования предпринимается попытка реконструировать медиаобраз города Омска, формируемый в дискурсе федеральных телевизионных массмедиа, охарактеризовать его ценностную (аксиологическую) и когнитивную природу. Особое внимание уделяется феномену формирования негативной информационной картины мира. Новизна исследования видится в том, что, во-первых, в научный оборот вводится новый, ранее не исследованный материал; во-вторых, терминологически уточняется понятие «медиаобраз», являющееся в рамках настоящего исследования ключевым; в-третьих, обосновывается и апробируется комплексный методологический подход к анализу медиаобраза в дискурсе федеральных новостных программ. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что, во-первых, феномен медиаобраза в отечественной науке слабо изучен, во-вторых, СМИ принимают непосредственное участие в формировании картины мира мас-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 16-14-55003 «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики».
сового адресата, который в стремлении получить новую информацию неизбежно сталкивается с определенным влиянием со стороны СМИ, в частности, адресат вынужден воспринимать не объективную реальность, а созданный медийными работниками конструкт.
Ключевые слова: массово-информационный дискурс; телевидение; медиао-браз; информационная картина мира.
1. Введение
Современные статистические исследования в области массовых ком -муникаций не оставляют сомнений в том, что телевидение сохраняет лидирующую роль в обеспечении общества новостной информацией, несмотря на все возрастающее влияние сети интернет. Безусловен и тот факт, что доминирующая функция СМИ отнюдь не информационная, как можно было бы, очевидно, предполагать, а воздействующая: «интегративно-по-средническая по отношению к социуму природа масс-медиа мутировала в манипулятивную» [Фортунатов, 2009, с. 3].
В связи с двумя вышеназванными факторами можно сказать, что именно телевидение обладает среди прочих средств массовой информации наибольшим воздействующим потенциалом, поскольку оно распространяется на самые широкие массы «потребителей».
По мнению Е. П. Прохорова, средства массовой информации осуществляют воздействие на массовую аудиторию, в частности, путем формирования массового сознания и мировоззрения [Прохоров, 1998, с. 68—69]. Мы можем добавить, что все это в конечном итоге приводит к формированию (корректировке) картины мира человека — адресата массмедиа. В свою очередь картину мира, конструируемую и преподносимую массовой аудитории СМИ, можно назвать «медиаобраз».
Заметим, что у понятия «медиаобраз» были «предшественники». В. Д. Мансурова, например, обратила внимание на журналистскую картину мира как «особое коммуникативное состояние, бытующее не в статике, а в процессе взаимодействия людей по поводу самых разнообразных явлений материальной и духовной жизни» [Мансурова, 2003].
Похожий взгляд и у И. В. Рогозиной. В ее понимании, существует картина мира журналиста, занимающегося определенным видом деятельности и использующего особые способы обработки информации, и медиакартина мира, которая формируется в сознании воспринимающих медиасообщения индивидов. Кроме того, исследователь разделяет индивидуальную и общечеловеческую картины мира, которые преобразуются под влиянием масс-медиа и соотносятся как часть и целое. В соответствии с этой концепцией целостная медиакартина мира рассматривается как ре-
зультат мыслительной деятельности по моделированию событий и явлений окружающего мира. В итоге формируется такая «модель реальности, которая, с одной стороны, свидетельствует об авторском миропонимании, а с другой — в наиболее общих категориях отражает реальность» [Рогозина, 2003, с. 25].
Представленные точки зрения, на наш взгляд, способствуют формированию представлений о феномене «медиаобраз». В настоящее время исследователи дают множество определений медиаобраза. Так, Е. Н. Богдан, изучая структурно-функциональные характеристики медиаобраза России, констатирует: «Тот образ, который создается средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и является выражением общественного сознания в медиапространстве, может быть определен как медиаобраз» [Богдан, 2007, с. 64]. При этом исследователь отмечает, что этот медиаобраз — далеко не полная картина реальности, он лишь часть того целостного образа страны, который формируется в сознании россиян спонтанно, под влиянием действительности и совокупных усилий разных сфер человеческой деятельности, не связанных с медиаканалами [Там же].
А. В. Глаголева, определяя медиаобраз как фрагмент образа социального мира, присутствующего в медиапространстве, замечает, что он обладает вполне выраженной функциональной самостоятельностью, поскольку ориентирован на формирование образа региона в общественном сознании — и вместе с тем ему не тождествен [Глаголева, 2014, с. 24].
Уточняя приведенные дефиниции понятия «медиаобраз», предложим следующее определение: медиаобраз — это репрезентированный в меди-атекстах фрагмент информационной (медийной) картины мира; относительно устойчивая, непрерывно развивающаяся виртуальная модель того или иного объекта / явления действительности, конструируемая СМИ, которая как отражает, так и рефреймирует и / или формирует знания и представления адресата.
Проблема моделирования образа региона, репрезентированного в разных типах СМИ, сегодня является чрезвычайно актуальной, причем исследуются и когнитивные доминанты региональной картины миры — медиа-концепты, неомифологемы, медиаобразы (см., например, работы томских ученых: [Орлова, 2012; Актуальный срез ..., 2011]), и ключевые медиато-пики и дискурсы, характеризующие тот или иной регион [Новгородское медиаполе, 2015; Василенко, 2015], и когнитивные стратегии создания регионального имиджа [Сушненкова, 2011; Малёнова и др., 2015].
Ранее в наших работах, посвященных заявленной в данной статье теме [Малышева, 2014а; Малышева, 2014б; Гриднев, 2016], материалом для
исследования медиаобраза Омска становились преимущественно тексты региональных печатных и телевизионных СМИ. Рассмотрим, как конструируется медиаобраз Омска в федеральном массово-информационном телевизионном дискурсе.
В качестве эмпирического материала исследования выступил корпус телевизионных текстов, полученный по данным ресурса «Медиалогия» (октябрь 2015 — март 2016 года).
Омск довольно редко попадает в поле внимания федеральных СМИ. Так, названный ресурс показывает, что в ряде федеральных телевизионных информационных программ, вышедших в эфир в октябре 2015 — марте 2016 года, насчитывается 1084 новостных сообщений, в которых так или иначе конструируется медиаобраз Омска. Данный показатель, впрочем, включает и аналогичные сообщения различных СМИ, что существенно сокращает число оригинальных сообщений, касающихся конкретного информационного повода (например, 44 сообщения из 1084 касаются инцидента с обрушившимся строительным краном 26 октября 2015 года).
По тональности новостные сообщения можно условно подразделить на нейтральные, позитивные и негативные.
Тональность сообщения определяется комплексом факторов, таких как тема, логическая оценка, аксиологическая характеристика и — если имеет место — эмоциональная оценка. Среди сообщений за указанный выше период можно выделить 900 (83 %) нейтральных, 26 (2 %) позитивных и 158 (15 %) негативных новостных сообщений. С учетом того, что так называемый медиаиндекс, то есть степень «заметности», нейтральных новостей значительно меньше, нежели негативных и позитивных, основное внимание стоит уделить двум последним категориям сообщений. Исходя из этого, можно говорить о преобладании негативного в медиаобразе Омска.
Говоря подробнее о тональности сообщений, следует обратить внимание на информационные поводы, послужившие основой для создания того или иного сообщения.
2. Конструирование негативных черт медиаобраза Омска
Среди негативных новостей об Омске наибольшим (отрицательным) медиаиндексом обладают сообщения, касающиеся происшествий, конфликтных ситуаций, криминала, неудовлетворительного состояния дорог, неблагоприятных погодных условий и т. п. Рассмотрим сообщения, характеризующиеся наибольшим медиаиндексом, то есть вызвавшие наибольший резонанс, активнее всего способствовавшие конструированию меди-аобраза.
Сообщение об обрушившемся 26 октября 2015 года строительном кране на улице Жукова, повлекшем за собой гибель семьи, заняло лидирующую позицию как по степени негативности, так и по заметности, что привело к серьезному общественному резонансу: «Кран-убийца. Под его обломками в Омске оказались две машины. В одной была семья. Девочка осталась сиротой» (1-й канал, Новости, 26.10.2015); «Трагедия в час пик. В Омске следователи ищут владельцев строительного крана, который накануне вечером рухнул на дорогу и убил четырех человек ...» (НТВ, Сегодня, 27.10.2015); «Из Омска пришли кадры, снятые за секунду до страшной трагедии. Там упавший строительный кран раздавил на дороге две машины с людьми. На заднем плане этого видео огромная конструкция медленно заваливается на автомагистраль ...» (Рен ТВ, Новости, 27.10.2015). Всего в эфир различными телевизионными СМИ было выпущено более 40 сообщений, касающихся данного происшествия. Это может говорить о том, что категория негативных новостей существенно воздействует на массового адресата и «эффективнее» конструирует медиаобраз, нежели нейтральные или позитивные сообщения. Ключевым словом, отражающим данное событие концептуально, стало слово «трагедия», что привело к появлению устойчивого сочетания «омская трагедия» или «трагедия в Омске». К слову, данное словосочетание позже изменило смысл, обозначив другое происшествие, когда 12 июля в поселке Светлом Омской области обрушилась казарма учебного центра ВДВ.
Федеральные новости об Омске конструируют депрессивную медиа-реальность, которой свойственны скандальность, драматичность (или, как показывают примеры выше, трагичность), напряженность.
Рассмотрим следующие примеры: «Скандал в одном из детских садов Омска. Родители двухлетнего мальчика утверждают, что их сын, находясь в детсаду, получил тяжелейшую травму бедра, а воспитатели и не заметили» (Россия 1, Вести, 07.10.2015). А также: «Начнем выпуск с драмы, которая разыгралась в Омске. Маленький ребенок стал жертвой большого безразличия взрослых. Бездушие в буквальном смысле сломало двухлетнего мальчика» (Рен ТВ, Новости, 06.10.2015).
Для создания подобной картины мира массмедиа используют, во-первых, целенаправленный отбор информации (выбор, как правило, падает на негативное событие), во-вторых, комплекс языковых и внеязыко-вых средств, таких как «нагнетание» обстановки (превосходная степень тяжелейшая травма, ср. с медицинским общеупотребительным тяжелая травма; оценочные и метафорические высказывания типа большое безразличие взрослых, бездушие сломало мальчика). Все вышеперечисленное при этом ассоциируется с городом, поскольку в обоих контекстах употреблено
ключевое слово «Омск». Таким образом, отдельно взятое событие (само по себе негативное), преподнесенное журналистами в соответствующем негативном свете и связанное с конкретным регионом или городом, безусловно, играет роль составляющего элемента медиаобраза, «детали» данного медиаконструкта.
Частотны в федеральном массово-информационном дискурсе об Омске новостные сообщения на криминальную тему. Важно отметить, что в таких сообщениях подчеркивается серьезность преступных деяний. Мелкие правонарушения, как правило, не попадают в фокус внимания федеральных СМИ. Одной из наиболее рейтинговых новостей на данную тему стало сообщение о покушении на судью: «В Омске сегодня пришел в себя федеральный судья Сергей Москаленко, на которого накануне было совершено покушение в его собственном подъезде. Сейчас следователи выжидают момент, когда можно будет пообщаться с судьей, но практически ни у кого нет сомнений, что нападение связанно с его работой » (Рен ТВ, Новости, 10.11.2015). Внимание к этой новости можно объяснить рядом факторов: серьезностью преступления (покушение на убийство), значимостью жертвы (федеральный судья), незавершенностью процесса расследования (преступника ищут). Исходя из этого, можно сделать предположение о стремлении федеральных массмедиа к «остросюжетности». Можно сказать, это стало характерной чертой отечественной медиамен-тальности. Особенно «яркие» новости концептуально комплексны, например, в них сочетаются такие когнитивные черты, как 'криминал' и 'знаменитость', криминал и 'спортсмен / чемпион'.
Данное утверждение можно проиллюстрировать следующим сообщением: « Чемпионка мира по тайскому боксу из Омска Оксана Кижнерова в ближайшее время будет не только выходить на ринг, но и, возможно, расчищать заснеженные улицы города. Спортсменку приговорили к обязательным работам за стрельбу, которую она устроила в ходе дорожного конфликта» (Россия 1. Вести. Дежурная часть, 30.12.2015). При этом подобные новости активнее воспринимаются массовым адресатом, нежели, к примеру, новости о спортивных победах в провинциальных регионах, а значит, активнее конструируют соответствующий медиаобраз данных регионов, в нашем случае — Омска.
3. Конструирование позитивных черт медиаобраза Омска
Позитивных новостных сообщений об Омске в федеральном новостном телевизионном дискурсе довольно мало (напомним, 2 % от всего кон -тента). Если же такие сообщения встречаются, то их позитивность ограни-
чивается лишь тональностью: «Миллионы людей в ночь на 1 января загадывали желание, и у 78-летней Омички Зинаиды Александровны, простите, омИчки, оно уже сбылось. Одинокая пенсионерка давно хотела играть в театре, но самостоятельно штурмовать подмостки не решалась. Мол, возраст, уже не тот. Но благодаря телеканалу "НТВ" она все-таки стала начинающей актрисой» (НТВ, Сегодня, 02.01.2016). Данный пример сложен с прагматической точки зрения, поскольку непонятно, хотели ли авторы передачи создать позитивный образ омича или же «публично похвалить» себя (телеканал НТВ) за оказанную женщине поддержку. Кстати, характерна «оговорка» телеведущего, демонстрирующая, что столичному журналисту даже не вполне ясно ударение в слове омичка: видимо, нечасто он его употребляет в эфире.
Стоит заметить, что позитивные новости обнаруживаются, как правило, в период новогодних праздников. Очевидно, это продиктовано не столько стремлением скорректировать медиаобраз региона, сделать его более положительным, сколько логически обусловленной целью снизить уровень стресса у массовой аудитории на время праздников и выходных: «Если дети не идут в садик, то садик едет к детям. В Омской области работает мобильное дошкольное учреждение для отдаленных сел. Педагоги райцентра помогают малышам подготовиться к учебе» (НТВ, Сегодня, 31.12.2015). Последний пример показывает, что в подобных сообщениях редко обнаруживается яркая эмоциональность: новость в достаточной степени нейтральна, если не считать логическую позитивную оценку. Вряд ли подобные сообщения обладают высокой «запоминаемостью» у массового адресата, поэтому о создании устойчивого позитивного медиаобраза Омска говорить в этом случае трудно.
4. Выводы
С учетом всего вышесказанного можно констатировать: по разным причинам объективного и субъективного характера медиаобраз Омска, который конструируется в телевизионных медиатекстах, представленных в федеральном массово-информационном дискурсе, характеризуется доминированием негативных черт. При этом следует отметить, что в основе негативизации медиаобраза Омска лежит комплекс факторов: частотность, повторяемость и высокий медиаиндекс новостных сообщений с отрицательным аксиологическим модусом.
Наибольшее количество новостей об Омске в федеральном телевизионном дискурсе посвящено криминалу, происшествиям, различного рода бедствиям природного или техногенного характера.
Таким образом, сложившаяся в федеральных телевизионных СМИ практика репрезентации Омской области как региона-«поставщика» негативных новостей создает и укрепляет медиаобраз, основными составляющими которого становятся такие когнитивные стереотипы, как
«Омск — город происшествий», «Омск — криминальный город», «В Омске небезопасно жить», «Омские дороги находятся в ужасном состоянии», «Омск — бесперспективный город», наконец, «В Омске практически нет ничего хорошего». В то же время немногочисленные позитивные новости о городе и его жителях не способны изменить картину мира, складывающуюся у массовой аудитории, в силу их ограниченного количества и слабого воздействующего потенциала.
Литература
1. Актуальный срез региональной картины мира : культурные концепты и неомифологемы : монография / под ред. О. В. Орловой. — Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. — 223 с.
2. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества : структурно-функциональные характеристики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Е. Н. Богдан. — Москва, 2007. — 219 с.
3. Василенко И. В. Культурный дискурс в региональном медиаполе : лингвистические параметры : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / И. В. Василенко. — Великий Новгород, 2015. — 224 с.
4. Глаголева А. В. «Чужое слово» в заголовках газетных текстов : дискредитация имиджа : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / А. В. Глаголева. — Москва, 2014. — 182 с.
5. Гриднев Н. А. Телевизионный новостной медиаобраз Омска (на материале выпусков передачи «Новости Здесь» телеканала «Продвижение») / Н. А. Гриднев // Коммуникативные исследования. — 2016. — № 2 (8). — С. 51—63.
6. Малёнова Е. Д. Медиаобраз сибирского региона : лингвокогнитивное моделирование / Е. Д. Малёнова, М. В. Терских. — Омск : ЛИТЕРА, 2015. — 160 с.
7. Малышева Е. Г. «Город мертв» : концентрация негативного в медиаобразе Омска / Е. Г. Малышева // Коммуникативные исследования. — 2014а. — № 2. — С. 50—59.
8. Малышева Е. Г. Медиаконцепт ОМСК в региональных СМИ : специфика когнитивной структуры / Е. Г. Малышева // Политическая коммуникация : перспективы развития научного направления : материалы Международной научной конференции (Екатеринбург, 26—28.08.2014) / гл. ред. А. П. Чудинов ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2014б. — С. 158—163.
9. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности : диссертация ... доктора филологических наук : 09.00.11 [Электронный ресурс] / В. Д. Мансурова. — Барнаул, 2003. — 275 с. — Режим доступа :
http://www.dslib.net/soc-filosofia/zhurnalistskaja-kartina-mira-kak-tip-sociokulturnoj-realnosti.html.
10. Новгородское медиаполе : опыты лингвистических исследований : коллективная монография / под ред. Т. В. Шмелевой. — Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т, 2015. — 223 с.
11. Орлова О. В. Нефть : дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцеп-та / О. В. Орлова. — Томск : ТомСувенир, 2012. — 224 с.
12. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник для студентов вузов. — Москва : РИП-Холдингс, 1998. — 310 с.
13. Рогозина И. В. Медиа-картина мира : когнитивно-семиотический аспект : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.19 / И. В. Рогозина. — Барнаул, 2003. — 430 с.
14. Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа (на примере Омской области) : автореферат диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 [Электронный ресурс] / И. А. Сушненкова. — Омск, 2011. — Режим доступа : http://cheloveknauka.eom/v/366312/d#? page=1.
15. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности: автореферат диссертация . доктора филологических наук : 09.00.11 / А. Н. Фортунатов. — Н. Новгород, 2009. — 37 с.
Constructing a Media Image of Region
in Federal Television Media
(by Example of Texts about Omsk)1
© Malysheva Yelena Grigoryevna (2016), Doctor of Philology, associate professor, Head of Department, Department of Journalism and Medialinguistics, Omsk State University named after F. Dostoevsky (Omsk, Russia), [email protected].
© Gridnev Nikita Aleksandrovich (2016), Master's degree student, Omsk State University named after F. Dostoevsky (Omsk, Russia), [email protected].
The problem of constructing a media image of Omsk city in the Federal massinformation discourse is considered. The material consists of data from online resource (database) "Medialogiya." The main methods of this research are content analysis, interpretative, axiological and cognitive analysis of the contexts of mass-information television programs. The study attempts to reconstruct metia image of Omsk, formed in the discourse of the Federal television media, to characterize its value (axiological) and cognitive nature. Special attention is paid to the phenomenon of the formation of a negative media picture of the world. Novelty of research consists in the facts that, firstly, a new, previously unstudied material is introduced into scientific usage; secondly, the key
1 The work is supported by Russian Foundation for Humanities grant № 16-14-55003 "Media sphere of the Omsk region: structure, channels, values, new discursive practices".
for this study concept of "media image" is terminologically clarified; thirdly, a comprehensive methodological approach to the analysis of the media image in the discourse of Federal news programs is being tested. The relevance of this study stems from the fact that, firstly, the phenomenon of the media image in domestic science is poorly studied, and secondly, the media are directly involved in the formation of the world picture of the mass addressee, that inevitably faces with certain influence from the media having the desire to get new information, in particular, the addressee is forced to perceive is not an objective reality, but construct created by media workers.
Key words: mass-informational discourse; television; media-image; informational picture of the world.
References
Bogdan, E. N. 2007. Mediaobraz Rossii kak sredstvo konsolidatsii obshchestva: struk-turno-funktsionalnyye kharakteristiki: dissertatsiya ... kandidata filo-logicheskikh nauk: 10.01.10. Moskva. (In Russ.).
Fortunatov, A. N. 2009. Vzaimodeystviye subyektov sotsialnoy kommunikatsii v mediare-alnosti: avtoreferat dissertatsiya ... doktora filologicheskikh nauk: 09.00.11. N. Novgorod. (In Russ.).
Glagoleva, A. V. 2014. «Chuzhoye slovo» v zagolovkakh gazetnykh tekstov: diskredita-tsiya imidzha: dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.01.10. Moskva. (In Russ.).
Gridnev, N. A. 2016. Televizionnyy novostnoy mediaobraz Omska (na materiale vypus-kov peredachi «Novosti Zdes'» telekanala «Prodvizheniye»). Kommunika-tivnyye issledovaniya, 2 (8): 51—63. (In Russ.).
Malenova, E. D., Terskikh, M. V. 2015. Mediaobraz sibirskogo regiona: lingvokogni-tivnoye modelirovaniye. Omsk: LITERA. (In Russ.).
Malysheva, E. G. 20141. «Gorod mertv»: kontsentratsiya negativnogo v mediaobraze Omska. Kommunikativnyye issledovaniya, 2: 50—59. (In Russ.).
Malysheva, E. G. 20142. Mediakontsept OMSK v regionalnykh SMI: spetsifika kogni-tivnoy struktury. In: Chudinov, A. P. (ed). Politicheskaya kommunikatsiya: perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Yekaterinburg, 26—28.08.2014). Yekaterinburg: 158—163. (In Russ.).
Mansurova, V. D. 2003. Zhurnalistskaya kartina mira kak tip sotsiokulturnoy realnosti: dissertatsiya ... doktora filologicheskikh nauk: 09.00.11. Barnaul. Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/zhurnalistskaja-kartina-mira-kak-tip-sociokulturnoj-realnosti.html. (In Russ.).
Orlova, O. V. (ed.) 2011. Aktualnyy srez regionalnoy kartiny mira: kulturnyye kontsepty i neomifologemy. Tomsk: Izdatelstvo Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. (In Russ.).
Orlova, O. V. 2012. Neft': diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta. Tomsk: TomSuvenir. (In Russ.).
Prokhorov, E. P. 1998. Vvedeniye v teoriyu zhurnalistiki. Moskva: RIP-Kholdings. (In Russ.).
Rogozina, I. V. 2003. Media-kartina mira: kognitivno-semioticheskiy aspekt: dissertatsi-ya ... doktora filologicheskikh nauk: 10.02.19. Barnaul. (In Russ.).
Shmeleva, T. V. (ed). 2015. Novgorodskoye mediapole: opyty lingvisticheskikh issledo-vaniy. Velikiy Novgorod: Novgorodskiy gos. un-t. (In Russ.).
Sushnenkova, I. A. 2011. Lingvokognitivnoye issledovaniye regionalnogo imidzha (na primere Omskoy oblasti): avtoreferat dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.02.19. Omsk. Available at: http://cheloveknauka. com/v/366312/d#?page=1. (In Russ.).
Vasilenko, I. V. 2015. Kulturnyy diskurs v regionalnom mediapole: lingvisticheskiye parametry: dissertatsiya ... kandidata filologicheskikh nauk: 10.02.01. Velikiy Novgorod. (In Russ.).