Научная статья на тему 'Лингвистические параметры культурного дискурса'

Лингвистические параметры культурного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
702
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДИСКУРС / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ / МЕДИЙНЫЙ СЮЖЕТ / CULTURE / DISCOURSE / LINGUISTIC PARAMETERS / LEXICAL STRUCTURE / MEDIA PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Василенко И. В.

В статье рассматриваются некоторые лингвистические параметры регионального культурного дискурса, а также особенности их проявления, выявленные в ходе исследования новгородского медиаполя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC PARAMETERS OF A CULTURAL DISCOURSE

In article some linguistic parameters of a regional cultural discourse, and also features of their manifestation revealed during research of the Novgorod media field are considered.

Текст научной работы на тему «Лингвистические параметры культурного дискурса»



ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 316.77

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КУЛЬТУРНОГО ДИСКУРСА

И.В.Василенко

LINGUISTIC PARAMETERS OF A CULTURAL DISCOURSE

LV.Vasilenko

Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]

В статье рассматриваются некоторые лингвистические параметры регионального культурного дискурса, а также особенности их проявления, выявленные в ходе исследования новгородского медиаполя.

Ключевые слова: культура, дискурс, лингвистические параметры, лексический состав, медийный сюжет

In article some linguistic parameters of a regional cultural discourse, and also features of their manifestation revealed during research of the Novgorod media field are considered.

Keywords: culture, discourse, linguistic parameters, lexical structure, media plot

Выявление и описание лингвистических параметров регионального культурного дискурса, а также определение специфики функционирования данного медиадискурса в общем медийном пространстве было предпринято автором в ходе общего лингвистического исследования разнонаправленных дискурсов новгородских медиа. Дискурс-анализ как один из методов медиалингвистики приобретает в последнее время все большую значимость, поскольку позволяет выявить ключевые особенности разных тематических и жанровых дискурсов, а также дает возможность комплексной оценки состояния дискурсивного пространства, формируемого посредством СМИ. Важное значение при этом отводится исследованию региональных особенностей медиадискурсов в рамках одного из современных научных направлений — ме-диарегионалистики. Особую роль медиарегионали-стики А.В.Чернов, например, видит в том, что она призвана «выявлять специфику, роль, место и влияние «фактора медиа» в важнейших региональных процессах» [1], которые проявляются через медиатек-сты и медиадискурсы с их стилистическими ресурсами и рядом иных параметров.

В поле исследования вошли 3 печатных периодических издания — «Новгородские ведомости», печатный орган Правительства Новгородской области с ее онлайн-версией http://novved.ru/; «Новгород», газета Администрации Великого Новгорода с интернет-версией http://gazetanovgorod.ru/; «Новая новгородская газета», независимое печатное издание, не имеющее интернет-версии (архив газеты расположен по адресу www.nnng.ru); 4 онлайн-СМИ: интернет-газета «Ваши новости» http://vnnews.ru/, интернет-ресурс «53 новости» http://53news.ru/, общественно-деловое интернет-издание «Прямая речь» http://pryamayarech.ru/, информационное агентство

«Великий Новгород.ру» http://velikiynovgorod.ru/. Тексты изданий на тему культуры анализировались в течение 2009-2015 годов.

В данной статье используется авторское определение лингвистического параметра как значимой характерной черты, с одной стороны, координирующей и регулирующей текстовое поведение авторов текстов дискурса, с другой, служащее ориентиром для читательского восприятия.

При исследовании регионального культурного медиадискурса целесообразно выделить следующие лингвистические параметры: интенсивность дискурса, тематические детерминанты, речевые стратегии и тактики, лексический состав и ключевые слова, жанры текстов дискурса, схемы развертывания медийного сюжета. В разной степени все названные параметры характерны для любого дискурсивного пространства. От того, в какой степени и какими качественными или количественными характеристиками тот или иной параметр представлен в общем массиве дискурса зависит конечная структура изучаемого объекта. Видение ситуации в целом позволяет формировать (и регулировать) общий массив дискурса. В рамках данной статьи не представляется возможным рассмотреть каждый из выделенных параметров, поэтому основное внимание будет акцентировано лишь на некоторых из них.

Одним из значимых параметров, обозначающих количественные и качественные характеристики медийного дискурса, их соотнесенность с дискурсами, основанными на сходных детерминантах, является интенсивность дискурса. Также данный параметр связан с особенностями формирования массива сообщений, составляющих исследуемый объект, которые могут проявляться в той или иной степени в зависимости от условий существования СМИ, от их

редакционной политики, от актуальной повестки дня, а также от ряда субъективных факторов, характерных для конкретной территории.

Интенсивность дискурса была рассмотрена автором в региональном медиаполе по ряду ключевых позиций в рамках исследования «Мониторинг новгородского медиаполя», осуществленного в 2012-2013 годах. Обобщенные результаты работы опубликованы в виде коллективной монографии «Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований» [2].

Интенсивность дискурса культуры в новгородском медиаполе в этот период была определена как в абсолютных значениях («в СМИ появилось более 1440 сообщений культурной тематики» [3]), так и по отношению к другим тематическим дискурсам, исследовавшимся в процессе мониторинга: «...в общей картине тематических дискурсов регионального ме-диаполя культура занимает вторую позицию после городского и значительно превосходит остальные тематические дискурсы (истории, религиозной жизни, экологии)» [3]. Интенсивность дискурса анализировалась также с точки зрения представленности в медиаполе сообщений о народной (традиционной) и современной культуре с устойчивым перевесом последней. Кроме того, детальный анализ конкретных сообщений позволил сделать вывод о том, что интенсивность культурного дискурса достигается за счет многократного освещения одного и того же факта всеми исследуемыми СМИ, что создает эффект искусственного расширения контента.

Для характеристики этой особенности логично использовать такой лингвистический параметр, как схема развертывания медийного сюжета. Формирование новгородского культурного дискурса происходит на трех разных этапах: анонс, событие, рефлексия. Такая структура в полной мере характерна именно для культурного дискурса и дает возможность классифицировать его как полноценное медийное дискурсивное образование. Анонс события — то, о чем новгородские СМИ сообщают до факта конкретного события. Чаще всего это новостная заметка, иногда с бэкграундом, элементами исторической справки, фактами по поводу, иногда просто фото без текста (фотофакт), ранее такая форма часто использовалась в издании «53 новости» (1 февраля. Золотая пуговица (http://53news.ru/8277:1-fevralya-zolotaya-pugovicza.html)), в последнее время не используется. Такие сообщения (в онлайн-изданиях в заголовках используются глаголы будущего времени) есть на всех анализируемых ресурсах, включая печатные: Кинофестиваль «Эхо военных лет» пройдет в Великом Новгороде (http://53news.ru/9426:kinofestival-lexo-voennyx-letr-projdet-v-velikom-novgorode.html); Завтра в новгородском Кремле пройдёт международный фестиваль «Just Jazz Open Air» (http://vnnews.ru/culture/32849-zavtra-v-novgorodskom-kremle-proiedet-mejdunarodniie-festival-just-jazz-open-air.html); В Великом Новгороде выступит молодежный оркестр из Голландии и оперная российская певица (http://www.velikiynovgorod.ru/news/culture/ v_velikom_novgorode_vystupyat_molodezhnyy_orkestr_

iz_gollandii_i_opernaya_rossiyskaya_pevitsa/). «Новая новгородская газета» также применяет эту форму, преимущественно в виде анонсов театральных спектаклей или концертов: 18 мая (анонс спектакля «Квартет» в театре драмы, ННГ, № 20 от 15.05.2013); 18 апреля (анонс спектакля «Кот Леопольд» в театре драмы, ННГ, № 16 от 16.04.14) и др.

Второй этап дискурса — событие, т. е. сообщение о самом факте, чаще всего непосредственно с места события или сразу после него. В большинстве случаев такие сообщения представлены репортажем или отчетом (редко иными жанровыми формами): отчет — Валерий Гергиев о «Садко», «Грэмми» и новом театре для Новгорода

(http://vnnews.ru/culture/30107-valeriie-gergiev-ob-opere-sadko-premii-gremmi-i-novom-teatre-dlya-novgoroda.html); репортаж с открытия выставки в Центре современного искусства — Красота по-новгородски (http://novved.ru/kultura/25459-krasota-po-novgorodski.html); репортаж с церемонии закрытия XII Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» в театре «Малый» — В Великом Новгороде на театральном фестивале «Царь-сказка» вручили два приза (http://pryamayarech.ru/news/6191/); отчет — Хор имени Пятницкого. Как заключительный аккорд (http://gazetanovgorod.ru/gazetnye-materialy /item/27072-khor-imeni-pyatnitskogo-kak-zaklyuchitelnyj-akkord); репортаж — В городе Н. открылась выставка про город Н. (ННГ, № 9 от 27.02.13).

Интернет-СМИ часто используют фоторепортажи с большим количеством фотоиллюстраций, иногда они не сопровождаются текстом, либо имеют минимальное текстовое дополнение: Виртуальная выставка работ Елены Обвинцевой (http://vnnews.ru/reportag/category/148—lr-.html); Фоторепортаж: «Царь-сказка» в Великом Новгороде (http://53news.ru/fotoreportazh/18957-fotoreportazh-tsar-skazka-v-velikom-novgorode.html); «Неведомые дорожки» в Витославлицах (http://www.velikiynovgorod.ru/projects/photos/787/) и др. Иногда используется интервью с участниками событий непосредственно с места его проведения, или тексты смешанного типа, как, например, репортаж с концерта певицы Жоран с интервью с ней во второй части текста — Обнять Жоран (ННГ, № 15 от 10.04.13).

Третий этап культурного дискурса — рефлексия по поводу того или иного события. На этом этапе используются преимущественно тексты аналитического или художественно-публицистического типа: рецензия (Сумерки богов (рецензия на фильм «Анна Каренина» (http://novved.ru/kultura/22330-sumerki-bogov.html); Бродский в рамке и без рамок (не перевелись еще слушатели стихов на Руси) — рецензия на спектакль «Пилигрим» (ННГ, № 5 от 30.01.13); комментарий (Сергей Богданов прокомментировал ситуацию с теннисным кортом в кремлёвском парке (http://vnnews.ru/culture/29684-sergeie-bogdanov-prokommentiroval-situaciyu-s-tennisnim-kortom-v-kremle.html); интервью — Валерий Гергиев: «Премьеры в театре и гастроли для меня важнее «Грэмми»

(http://53news.ru/8374:1.html); Денис Яковлев с планеты Великий Новгород (http://vnnews.ru/intervie/29707-denis-yakovlev-s-planeti-velikiie-novgorod.html)); беседа (Режиссер из Белоруссии представит в новгородском театре спектакль о войне (http://53news.ru/novosti/18974-rezhisser-iz-belorussii-predstavit-v-novgorodskom-teatre-spektakl-o-vojne.html); очерк (Новгородская Арктика. Солнечная тундра (ННГ, № 14 от 8.04.15 (путевой очерк)); эссе (Как я разводил человечков (ННГ, № 1 от 2.01.13); Всклень (ННГ, № 9 от 27.02.13) и др.

Такая структура справедлива для большинства дискурсивных сюжетов культурного пространства новгородского медиаполя, за исключением тех, которые связаны с незапланированными событиями, с проблемными и пограничными темами, тем не менее имеющими отношение к культурному контенту, когда тематика события затрагивает какой-либо другой дискурс, например, переходит в социальную, экономическую, политическую и др. плоскости. Она появляется также, когда региональный дискурс переходит на федеральный уровень. В таких случаях часто может отсутствовать первый этап, поскольку невозможно анонсировать незапланированное событие. Но следующие этапы присутствуют в любом случае. В зависимости от тематики сообщения и его связи с тем или иным дискурсом этап рефлексии заполняется сообщениями разных жанровых форм, преимущественно аналитического характера. В таких случаях культурный дискурс можно поставить на один уровень с другими тематическими дискурсами регионального медиаполя, например, политическим, историческим, экологическим, экономическим и др.

Важными лингвистическими параметрами можно назвать лексический состав и ключевые слова дискурса. В понимании текста ключевые (доминантные) слова играют особую роль. Как показывают теоретические исследования, «ключевое слово текста активизирует связанные с ним структуры ассоциативных значений, которые извлекаются в рабочую память индивида из его долговременной памяти и затем используются в процессе формирования инте-гративных комплексов, функционирующих как цельные минимальные единицы знаний» [4]. Иными словами, с помощью ключевых слов происходит формирование тезауруса (лексического состава), который и помогает ориентироваться в конкретной области знаний.

При исследовании дискурса лексический состав и ключевые слова становятся важными параметрами, помогающими составить целостное представление о формировании и функционировании медиа-дискурсов. Отметим, при изучении медийного дискурса целесообразно использовать термин «ключевые слова текущего момента», который быстро входит в научный оборот, получает лингвистическое толкование и широко используется в филологической практике. Такие ключевые слова можно найти «либо в устных речах современников, либо в «низкой» прозе» [5], т.е. в газетных текстах. Т.В.Шмелева отмечает, что нетрадиционные ранее лингвистические исследования текстов периодических СМИ в 90-е годы ста-

новятся все более популярными. Медиалингвистика как активно развивающееся направление лингвистики дает новый импульс к изучению традиционных понятий с точки зрения современных реалий. Так трактовка понятия ключевое слово сейчас получила явный уклон в сторону интернетизации, несет существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соответствующей информации. То есть в вебе ключевые слова используются главным образом для поиска информации.

Ключевые слова культурного дискурса имеют достаточно широкую, но скорее, нейтральную палитру. Однако формируется он циклически, в зависимости от актуальной повестки дня, которая выводит в медийное пространство разные ключевые словообразования. Исключение составляет основная тематическая детерминанта — термин культура, являющийся постоянным и единым ключевым словом для рассматриваемого медиадискурса. Высокой степенью универсальности также обладают слова, маркирующие культурные институции: дом культуры, библиотека, театр, кино, музей, филармония, туризм, а также производные от них слова и словосочетания: концерт, спектакль, киносеанс, культурное событие, музыка (часто в словосочетаниях с определительными словами, типа «современная», «классическая», «народная» и т. п.), выставка (с дополнениями типа «художественная», «арт-выставка», «современного искусства» и т. п.), искусство и т. д. Отметим, часто в медиаполе встречаются специфические словосочетания, относящиеся к какой-либо одной отрасли культуры, т. н. специальная терминология. Например, к словам такого типа можно отнести молодежный сленг, используемый в субкультурах, или специальные термины (например, музыкальные — хип-хоп, рэп, арт-хаус и др.).

Несмотря на общие тенденции в онлайн-журналистике (использование ключевых слов для рубрикационных меток — «тегов»), которые затронули и новгородские интернет-СМИ, формирование лексического состава и выявление ключевых слов новгородского культурного дискурса имеет ряд особенностей. Проводимые на территории региона традиционные мероприятия (фестивали «Царь-сказка» и «Театральное вече», кинофестиваль исторических фильмов «Вече», фестиваль короткометражных фильмов «Первый шаг» и др.) используют в своем наименовании термин вече, ставший популярным (ключевым) словом в последние несколько лет в новгородском медиаполе, а впоследствии и за его пределами. Еще одно ключевое образование — выставочная волна — имеет исключительно региональное хождение, впервые было использовано и вошло в повестку дня благодаря новгородскому Центру современного искусства, который сделал своеобразной традицией открытие сразу нескольких выставок в своих залах: Июльская выставочная волна захлестнула Центр современного искусства

(http://vnnews.ru/culture/ 32446-iyulskaya-

vistavochnaya-volna-zaxlestnula-centr-sovremennogo-iskusstva.html)); «Библейские сюжеты» и «Синие носы» вошли в новую выставочную волну Новгород-

ского центра современного искусства (http://53news.ru/novosti/16077-biblejskie-syuzhety-i-sinie-nosy-vosЫi-v-novuyu-vystavochnuyu-volnu-novgorodskogo-tsentra-sovremennogo-iskusstva.html); На выставочной волне (http://novved.ru/kultura/30029-na-vystavochnoj -volne.html).

Во время подготовки и проведения значимых для Великого Новгорода и масштабных праздничных мероприятий 2009 (1150-летие Великого Новгорода и XXIX Ганзейские дни Нового времени) и 2012 (1150-летие российской государственности) годов, в медиа-поле был включен ряд ключевые слов с явной региональной спецификой, вышедший и на федеральный уровень: Ганзейские дни, Кремль, Софийский собор, Памятник тысячелетия Руси, Кокуй, Ильмень, Рю-риково городище, Княжий камень, Юрьев монастырь. Спепень включенности в федеральный дискурс в тот период была достаточно высокой, однако вскоре вернулась на «допраздничный уровень». В настоящее время большинство названных ключевых слов имеют исключительно региональное использование.

Таким образом, особенность актуальной лексики регионального культурного медиадискурса носит, с одной стороны, событийный характер, с другой, имеет связь с артефактами территории, преимущественно средневекового происхождения; включение и функционирование в дискурсе ключевых слов связано с празднествами или с актуализацией памятников культуры во время различных событий.

Рассмотренные лингвистические параметры новгородского культурного дискурса — небольшая, но значимая часть качественных и количественных характеристик регионального медиаполя. Дальнейшее их изучение позволит сложить целостное представление о культурном сегменте жизни регионов, играющем важную роль в самоопределении регио-

нальной идентичности и имеющем высокий потенциал противостояния кризисным ситуациям. персонажей).

1. Чернов А.В. Медиарегионалистика как отрасль российских исследований массмедиа. К постановке проблемы // Медиаальманах. 2014. № 1. С.11.

2. Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований: коллективная монография / Под ред. Т.В.Шмелевой. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. 224 с.

3. Василенко И.В. Дискурс культуры // Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований: коллективная монография / Под ред. Т.В.Шмелевой. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. С. 164.

4. Мануйлова О.А. Ключевые слова, аттракторы, концепты и речевая структура жанра частушки [Электр. ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4771 (дата обращения 10.04.2015).

5. Шмелева Т.В. Ключевые слова текущего момента // Collegium. Киев, 1993. С. 33.

References

1. Chernov A.V. Mediaregionalistika kak otrasl' rossijskih issledovanij massmedia. K postanovke problemy ["Mediaregionalistika" as a branch of the Russian researches of mass media. To statement of a problem]. Mediaal'manah, 2014, no. 1, p. 11.

2. Shmeleva N.V., ed. Novgorodskoe mediapole: opyty lingvisticheskih issledovanij: kollektivnaja monografija [Novgorod media field: experiences of linguistic researches: collective monograph]. Velikij Novgorod, 2015. 224 p.

3. Vasilenko I.V. Diskurs kul'tury [Culture discourse]. Shmeleva N.V., ed. [Novgorod media field: experiences of linguistic researches: collective monograph]. Velikij Novgorod, 2015, p. 164.

4. Manujlova O.A. Kljuchevye slova, attraktory, koncepty i rechevaja struktura zhanra chastushki [Keywords, attractors, concepts and speech structure of a genre of a "chastushka"]. Available at: http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=4771 (accessed 10.04.2015).

5. Shmeleva T.V. Kljuchevye slova tekushhego momenta [Keywords of a present situation]. Collegium, 1993, p. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.